Финансовое планирование деятельности организации на примере МБДОУ детский сад №52 п. Центральный

Курсовая работа

Министерство образования и науки Российской Федерации ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет»

Кафедра менеджмента и маркетинга КУРСОВАЯ РАБОТА

«Финансовое планирование деятельности организации на примере (МБДОУ детский сад № 52 п. Центральный) Выполнил: студент 4-го курса ЗЛ-42 группы Факультета Экономики и управления Нам Алена Рафисовна Проверил: Ивашина Наталья Станиславовна Магнитогорск, 2014

Содержание Введение Глава 1. Теоретические основы финансового планирования деятельности организации

1.1 Сущность и принципы финансового планирования деятельности организации

1.2 Цели и задачи финансового планирования деятельности организации

1.3 Особенности финансового планирования деятельности бюджетного учреждения Глава 2. Планирование финансовой деятельности МБДОУ детский сад № 52 п. Центральный

2.1 Краткая характеристика МБДОУ детский сад № 52п Центральный

2.2 Планирование финансовой деятельности МБДОУ детский сад № 52 п. Центральный вывод Глоссарий Ссылки Введение Планирование — одна из основных функций менеджмента. Финансовое планирование — это планирование всех областей доходов и расходов для обеспечения развития организации. Эффективное планирование имеет важное значение для успеха организации. Процесс планирования позволяет установить соответствия между наличием финансовых ресурсов организации и их потребностью, выбрать эффективные источники обучения финансовых ресурсов и выгодные варианты их использования. Финансовое планирование осуществляется путем составления финансовых планов разного содержания и назначения, в зависимости от деятельности и объектов планирования.

В отличие от времен административно-управляемой экономики, в период «перестройки» процесс планирования потерял смысл и значение. Однако практика показала, что без эффективного планирования финансовое состояние не является стабильным и прибыльным. Спонтанная хозяйственная деятельность часто приводила к отрицательным финансовым результатам, а иногда и к банкротству. Те предприятия, где им все же удалось получить прибыль, не знали, как правильно ее использовать для продолжения эффективной финансово-хозяйственной деятельности.

Сегодня тема финансового планирования наиболее актуальна. Крупные организации не экономят и нанимают на работу высококвалифицированных менеджеров, т.к. знают, что своевременное эффективное планирование позволяет оценить положение на рынке, верно спланировать финансово-хозяйственную деятельность для получения максимальной прибыли при минимальных затратах, а так же скорректировать действия в случае угрозы, что позволяет управлять финансовыми рисками.

13 стр., 6150 слов

Тема работы Стратегическое планирование деятельности организации ...

... форме: ЗАДАНИЕ на выполнение выпускной квалификационной работы Дипломной работы Студенту: Группа ФИО З-3205 Ермолиной А.Ю. Тема работы: Стратегическое планирование деятельности организации Утверждена приказом директора (дата, номер) ... оптимальных значений по направлению «Кадры»..109 Приложение Ж Оценка финансового потенциала 110 Приложение З Оценка научно-исследовательского потенциала 111 Приложение ...

Процесс планирования важен не только для коммерческих предприятий, но и играет не менее важную роль в государственных бюджетных учреждениях.

В ходе реформы государственных учреждений финансовое планирование претерпело ряд изменений.

Более половины финансовых ресурсов, создаваемых в стране, мобилизуется в системе государственного бюджета. Это определяет большое значение финансов бюджетных учреждений в экономике страны.

Подавляющее большинство бюджетных учреждений выполняют различные социальные функции. Следовательно, выполнение социальных задач, стоящих перед обществом, зависит от объема средств, предоставляемых бюджетной системой этим учреждениям, от эффективности их использования.

Финансирование бюджетных учреждений связано с тем, что организации непроизводственной сферы, как правило, не имеют доходов и получают необходимые средства из бюджета. Расходы имеют строго целевой характер. Отпуск средств осуществляется в целях обеспечения конституционных прав граждан и гарантирует одинаковое финансирование определенных социальных сфер (здравоохранение, культура, образование, социальная защита и некоторые другие).

Совершенствование финансового планирования и управления в бюджетных учреждениях является актуальной темой на данный период, т.к. преобразования очередного этапа реформирования бюджетного сектора касаются их плановой деятельности.

Цель работы — изучение финансового планирования бюджетных учреждений.

Задачи работы:

1. Изучение теоретических основ финансового планирования деятельности организации.

2. Определение особенностей финансового планирования бюджетных учреждений.

3. Изучение финансового планирования в МБДОУ детский сад № 52 п. Центральный.

Объектом исследования является МБДОУ детский сад № 52 п. Центральный.

Предметом исследования является процесс финансового планирования деятельности МБДОУ детский сад № 52 п. Центральный.

В ходе работы использовались нормативные документы, т.к. тема изменения финансового планирования в бюджетных учреждениях в связи с реформой нова и учебного материала очень мало.

Глава 1. Теоретические основы финансового планирования деятельности организации

1.1 Сущность и принципы финансового планирования деятельности организации Планирование входит в число функций управления, присущих любой функционирующей социально-экономической системе. Необходимость составления планов определяется многими причинами, в частности: неопределенность будущего; координирующая роль плана; оптимизация экономических последствий; ограниченность ресурсов.

Финансовое планирование — это подсистема финансового механизма и важный компонент экономического и социального планирования. Специфика финансового планирования заключается в том, что оно осуществляется в денежной форме.

Содержание финансового планирования представляется как заранее определенная возможность маневрирования экономическими процессами образования, распределения и перераспределения денежных доходов и накоплений и, на этой основе, формирование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

2 стр., 916 слов

Планирование финансовых результатов деятельности организации

... данной фирмы. Конечный финансовый результат деятельности предприятия - это балансовая прибыль или убыток, которая представляет собой алгебраическую сумму результата от реализации продукции (работ, услуг), результаты от прочей реализации, сальдо доходов и расходов ...

Принципами финансового планирования с точки зрения их оптимизации и обеспечения реальности планов являются:

  • принцип финансового соотношения сроков — использование и получение финансовых средств должно совпадать по срокам;
  • комплексности — предполагает разработку системы финансовых планов в определенной последовательности, взаимоувязке, согласованности;
  • платежеспособности — обеспечение ликвидности и платежеспособности предприятия на любом отрезке времени;
  • рентабельности — предполагает привлечение заемных средств только в том случае, если увеличивается рентабельность собственного капитала;
  • сбалансированности рисков, предполагающий финансирование наиболее рисковых вложений производить за счет собственных средств;
  • приспособления к потребностям рынка — предопределяет учет конъюнктуры рынка, в том числе инвестиционного, при выборе источников ресурсного обеспечения, включая учет зависимости от предоставленных кредитов;
  • предельной рентабельности, обеспечивающий оптимизацию объема капитала, в том числе заемного, структуру капитала и т.

д. ;

  • оптимизации налоговых выплат за счет рационального выбора вида деятельности, учетной политики, порядка отнесения затрат на себестоимость.

Эти основные принципы финансового планирования учитываются при обосновании финансовых планов.

Составление финансовых планов осуществляется по этапам.

На первом этапе планирования проводится экономический анализ выполнения финансовых показателей за отчетный период. Анализ финансовых показателей проводится совместно с производственными данными. Сравнение планируемых доходов и расходов с фактическими в сочетании с производственными показателями позволяет выявить причины неполного накопления средств, определить степень эффективности их использования и выявить резервы в компании.

На втором этапе производятся расчеты конкретных видов доходов и расходов на плановый период для основных групп доходов и расходов на основе показателей планов и программ социально-экономического развития.

На третьем этапе отдельные задания, статьи объединяются в единое сбалансированное целое. Если планируемые мероприятия и задачи планирования не соответствуют денежным ресурсам, ищутся источники увеличения доходов и сбережений, определяются способы их более эффективного использования, а в некоторых случаях — прямое сокращение отдельных видов расходов.

В практике финансового планирования применяются следующие методы:

Метод экономического анализа — позволяет определить основные закономерности, тенденции движения натуральных и стоимостных показателей, внутренних резервов предприятия.

Метод регулирования заключается в том, что на основе заранее установленных технико-экономических норм и стандартов рассчитываются потребности хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах. Такими нормативами являются ставки налогов, нормы амортизационных отчислений и др. Существуют также нормативы предприятия, т. е. те, которые разрабатываются и используются на данном предприятии.

Использование метода расчета баланса для определения потребности в финансовых ресурсах основывается на прогнозе поступлений и затрат по основным статьям бюджета.

3 стр., 1211 слов

Налоговое планирование на предприятии (2)

... грамотных специалистов по налоговому планированию. Цель дипломной работы — рассмотрение теоретических и практических аспектов минимизации налоговых платежей, повышение уровня налогового планирования на предприятии Объект диплома– анализ финансовой деятельности и налоговое планирование на предприятие ООО «X». Предметом – налоговое планирование на предприятии. Гипотеза - любая ...

Метод денежных потоков универсален и служит инструментом для прогнозирования размера и сроков получения дохода. Теория прогноза доходов основана на ожидаемых доходах и бюджете всех расходов.

Метод многомерных расчетов — заключается в разработке альтернативных вариантов плановых расчетов с целью выбора оптимального по заданным критериям.

Методы экономико-математического моделирования позволяют количественно выразить тесную взаимосвязь финансовых показателей с основными факторами, их определяющими.

Финансовое планирование в зависимости от содержания и назначения можно классифицировать на следующие виды: перспективное, текущее (годовое), оперативное.

Процесс финансового планирования завершается практической реализацией планов и контролем за их выполнением.

1.2 Цели и задачи финансового планирования деятельности организации Финансовое планирование играет огромную роль в развитии любой организации. В рыночной экономике финансовое планирование — уникальный инструмент для успешного развития бизнеса. В основе финансовых планов лежат долгосрочные цели, определяемые руководством организации в процессе стратегического планирования. Использование планирования создает для предприятия ряд преимуществ:

  • способствует более эффективному использованию и распределению ресурсов и повышению ответственности руководителей различного уровня за предоставленные в их распоряжение ресурсы и активы;
  • улучшает координацию действий между структурными подразделениями фирмы;
  • повышает возможности оперативного обеспечения руководства полезной для него информацией;
  • дает возможность подготовиться к изменениям во внешней рыночной среде;
  • создает возможности для оценки инвестиционной привлекательности отдельных видов деятельности, которые осуществляет или планирует осуществлять в будущем организация.

Разработка финансовых планов осуществляется на основе показателей финансового прогноза.

Финансовый план упорядочивает внешние и внутренние отношения, позволяет заранее предвидеть финансовые результаты деятельности предприятия и так организовать движение финансовых потоков, чтобы они служили достижению целей, предусмотренных стратегическим и тактическим планами, так же позволяет сбалансировать намечаемые расходы предприятия с финансовыми возможностями.

Целью финансового планирования является предоставление финансовых ресурсов для воспроизводственного процесса на различных уровнях в соответствии с программами, прогнозами экономического развития организации, целями и задачами финансовой политики.

К целям финансового планирования коммерческой организации относится максимизация продаж, прибыли, собственности владельцев компании и т. д.

Как и любой процесс, финансовое планирование имеет ряд задач.

Основные задачи финансового планирования:

1) Определение источников и размеров собственных финансовых ресурсов предприятия (прибыль, амортизационные отчисления, устойчивые пассивы и др.);

2) Определение необходимости привлечения внешних финансовых ресурсов за счет выпуска ценных бумаг, получения кредитов, займов;

3) Определение потребности предприятия в финансовых ресурсах;

4) Определение пропорций распределения ресурсов на внутрихозяйственные нужды или вложение их в другие предприятия и организации с целью получения дивидендов, процентов, прибыли;

5) Уточнение целесообразности и экономической эффективности планируемых инвестиций;

6) Выявление резервов рационального использования производственных мощностей, основных фондов и оборотных средств, в целях максимально возможного повышения эффективности производства, его рентабельности, получения прибыли;

7) Определение финансовых взаимоотношений предприятия с государственным бюджетом, банками, вышестоящими организациями, партнерами и конкурентами.

8) Контроль за финансовым состоянием организации.

В целом значение финансового планирования состоит в следующем: оно воплощает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей; обеспечивает финансовыми ресурсами заложенные в производственном плане экономические пропорции развития; предоставляет возможность определить жизнеспособность (эффективность) проекта организации в условиях конкуренции; служит базой для оценки инвестиционной привлекательности для инвесторов.

1.3 Особенности финансового планирования деятельности бюджетного учреждения С 2010 года в бюджетной сфере происходят огромные, принципиально новые изменения, в связи с чем изменился процесс планирования финансовой деятельности государственных средств. С каждым годом все больше становится дефицит бюджета. Быстро развивающаяся тема современной жизни заставляет нас тратить большие суммы денег на разработку новых технологий, использование и внедрение результатов исследований и разработок. Все это заставляет власть рационально расходовать бюджетные средства. Распределение приоритетности задач, возлагаемых на бюджетные учреждения, выполняющие свои функции. В связи с этим был разработан и принят Федеральный Закон от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Если раньше на территории Российской Федерации было два типа государственных учреждений — бюджетные и автономные, то с 1 января 2011 года появилось еще и государственное учреждение. Новое законодательство было разработано для решения ряда проблем, связанных с финансированием государственного сектора. Во-первых, он призван обеспечить прозрачность использования бюджетных средств. Во-вторых, нововведения направлены на эффективное расходование бюджетных средств. Данное законодательство призвано обеспечить:

  • тесную увязку стратегического и бюджетного планирования, определить плановые результаты бюджетных расходов и обеспечить мониторинг их достижения с точки зрения целеполагания бюджетных расходов;
  • оптимизировать объемы и порядок предоставления государственных (муниципальных) услуг, а также выполнения государственных (муниципальных) функций;
  • повысить качество управления в общественном секторе;
  • создать механизмы стимулирования участников бюджетного процесса для повышения эффективности бюджетных расходов и проведения структурных реформ;
  • усилить прозрачность и подотчетность деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе за счет внедрения требований к публичности показателей их деятельности.

В связи с этим весь бюджетный процесс претерпевает существенные изменения. Осуществился переход на субсидиарное финансирование учреждений через государственные (муниципальные) задания. Муниципальное задание — документ, устанавливающий требования к составу, качеству и объему, условиям, порядку и результатам оказания муниципальных услуг. Муниципальный мандат позволяет проверять результаты финансово-хозяйственной деятельности субъекта на всех этапах финансирования.

За изменением механизма управления активами учреждения, вызванным смещением акцента с предварительного контроля на постконтрольный, последовало введение механизмов составления бюджета, ориентированного на результат.

Применение механизмов бюджетирования, ориентированного на результат (БОР) в субъектах РФ и муниципальных образованиях позволяет определить подходы к решению следующих задач:

  • распределение бюджетных ресурсов не по видам затрат, а по стратегическим целям и тактическим задачам главных распорядителей бюджетных средств (ГРБС);
  • предоставление услуг, на которые население в действительности предъявляет спрос;
  • повышение прозрачности и обоснованности бюджетных расходов;
  • упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета через аналитическое разделение действующих и вновь принимаемых расходных обязательств;
  • переход к распределению бюджетных ресурсов между ГРБС и бюджетными программами в зависимости от планируемого уровня достижения поставленных перед ними целей, в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической политики;
  • смещение акцента с внешнего контроля за целевым расходованием средств на повышение самостоятельности и ответственности ГРБС.

Таким образом, БОР позволяет справедливо и экономно распределять бюджетные ассигнования, а также сосредоточить ограниченные бюджетные ресурсы на решении приоритетных задач.

Изменения в бюджетном законодательстве напрямую повлияли на процесс планирования финансовой деятельности государственных учреждений. Так с 2011 года осуществился переход от главного планового документа — Сметы к Плану финансово-хозяйственной деятельности (План ФХД).

С 1 января 2011 года финансирование в государственных госучреждениях осуществляется на основе сметы, а в новых бюджетных и автономных учреждениях необходимо составлять план финансово-хозяйственной деятельности. В отличие от бюджетной сметы, она отражает операции не только с субсидиями, которые вы ожидаете получить из бюджета, но и со средствами от других видов деятельности, приносящей доход. Это позволяет учредителю контролировать и детально регулировать финансовую деятельность подчиненных ему учреждений. В целом наиболее существенные отличия прогноза бюджета от плана финансово-хозяйственной деятельности можно представить в виде таблицы. 1.

Таблица 1

Основное содержание плановых документов государственных (муниципальных) учреждений

Основные положения

Смета

План финансово-хозяйственной деятельности

Нормативная правовая база ;

Приказ Минфина РФ от 20.11.2007 г. N 112н

Приказ Минфина РФ от 28.07.2010 г. N 81н

Применяется

Казенным учреждением

Бюджетным и автономным учреждением

Основные разделы

Доходы и расходы

Поступления и выплаты

Обязательность баланса

Доходы равны расходам

Поступления не всегда равны выплатам

Утверждается

Главным распорядителем средств бюджета

Органом, выполняющим функции и полномочия учредителя

Плановый период

Очередной финансовый год или очередной финансовый год и годы планового периода

Связь Плана FHD с Задачей обязательна, прежде всего, с точки зрения финансовой поддержки и расходования средств. Субсидии, выделяемые государством для других целей, капитальные вложения, которые распределяются в целом, и доходы от приносящей доход деятельности разделены в Плане по статьям доходов и расходов. При этом целевые субсидии нельзя разбивать и направлять на расходы, не согласованные с учредителем.

В 2013 г. внесены изменения в Приказ № 81н. По их словам, положение о порядке определения размера платежей, связанных с выполнением государственного задания, уточняется, когда орган, выполняющий функции и полномочия учредителя, принимает решение об отдельном формировании плановых показателей по этим платежам.

То есть при определении направления расходов можно не придерживаться стандартов, используемых при расчете субсидии для государственного отчисления, а действовать в пределах ее общей суммы. Таким образом, государство отошло от жесткой привязки средств субсидий к определенным статьям расходов (как в бюджетных сметах).

Учреждения расширяют свою финансовую и экономическую независимость, и их нельзя будет категорически привлечь к хищению бюджетных средств.

Все эти изменения привели к тому, что процесс планирования в бюджетных учреждения становится не просто формальностью, а заставляет аналитически подходить к планированию финансовой деятельности (необходимо провести прогноз поступления всех видов доходов, а также предусмотреть все виды расходования этих источников).

Также становится важным качество услуг, повышается конкурентоспособность бюджетных учреждений, что заставляет руководителя государственного учреждения серьезно подходить к планированию деятельности учреждения, грамотно формируя стратегические и тактические задачи.

Глава 2. Планирование финансовой деятельности МБДОУ детский сад № 52 п. Центральный

2.1.Краткая характеристика МБДОУ детский сад № 52 п. Центральный Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 52 находится по адресу: Челябинская область, г. Златоуст, п. Центральный, ул. Ленина 9.

Основан в 1974 году.

Рассчитан по плановому проекту на 70 мест. Посещает детский сад 64 ребенка.

Учредителем детского сада является муниципальное управление образования Златоустовского городского округа.

Детский сад является юридическим лицом. Организационно-правовая форма — муниципальное бюджетное учреждение.

Тип учреждения: бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

Вид учреждения: детский сад.

В соответствии со Штатным расписанием детский сад укомплектован:

  • административной командой (заведующая, заместитель заведующей по административно-хозяйственной части, старшая медсестра, главный бухгалтер),
  • педагогическими кадрами (воспитатели — 4 педагога, музыкальный руководитель, учитель-логопед),
  • младший обслуживающий персонал (помощники воспитателя — 4 человека, работники пищеблока — 2 человека, работник прачечной, рабочие по комплексному обслуживанию и ремонту зданий — 3 человека).

В 2011;2012 учебном году перед педагогическим коллективом была поставлена следующую ЦЕЛЬ деятельности:

Создание благоприятных условий для полноценного пребывания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

ЗАДАЧИ:

1. Создать благоприятные условия для укрепления здоровья детей, обеспечив охват всех участников образовательного процесса оздоровительно-познавательными мероприятиями.

2. Формировать грамматически правильную речь дошкольников, обеспечивая развитие коммуникативных навыков дошкольников.

В 2011 учебном году детский сад успешно сдал официальные аккредитационные экзамены Министерства общего и профессионального образования Челябинской области. По решению экспертной комиссии, с учетом итогов экспертизы образовательной программы, показателей деятельности детского сада, и достигнутых результатов установлено:

  • соответствие целям и задачам заявленных образовательных программ, нормам законодательства;
  • содержание, уровень и качество подготовки воспитанников детского сада соответствует требованиям ГОСТ, заявленной категории и виду дошкольного образовательного учреждения.
  • аккредитационные условия для реализации заявленных образовательных программ обеспечены в соответствии с нормативными требованиями.

Основные образовательные результаты показывают повышение качества образовательных услуг, что нашло выражение в следующем:

  • положительная динамика по всем показателям результата образования;
  • повышение оснащения образовательного процесса.

Деятельность МБДОУ основана на диагностических базах учителей, анкетировании родителей и социальном опросе родителей. При организации учебного процесса используются графические планы, циклограммы, которые позволяют повысить эффективность работы, улучшить качество работы, сэкономить деньги и правильно распределить рабочее время. Строго соблюдается сетка занятий, обеспечивающая баланс между занятиями, нерегламентированной деятельностью и свободным временем ребенка. Результативность воспитательно-образовательной программы отслеживается заместителем заведующего по воспитательной работе, старшей медицинской сестрой, воспитателями и заведующим ДОУ. Результаты обсуждаются на педагогических советах, родительских собраниях.

Выполнение правил по охране труда и безопасности жизнедеятельности детей и сотрудников находятся под контролем администрации [24, https:// ].

В ДОУ соблюдается исполнительская и финансовая дисциплины.

Показатели финансового состояния приведены в табл. 2.

Таблица 2

на 01.01.2012 г.

Наименование показателя

Сумма, руб.

Нефинансовые активы, всего

2 236 582,00

из них:

недвижимое имущество, всего

6 804 860,00

в том числе:

— остаточная стоимость

2 046 220,00

особо ценное движимое имущество, всего

251 238,00

В том числе:

— остаточная стоимость

33 439,00

Финансовые активы, всего

93 381,00

из них:

дебиторская задолженность по доходам

18 894,00

дебиторская задолженность по расходам

479 917,00

2.2 Планирование финансовой деятельности МБДОУ детский сад № 52 п. Центральный В связи с реформой бюджетной политики в 2011, изменился процесс финансового планирования. Планирование финансовой деятельности в МБДОУ детский сад № 52 п. Центральный (ДОУ) заключается в прогнозирование поступлений и выплат в планируемом году и составлении Плана ФХД на этот период.

от 28.07.2010

Переход дошкольных учреждений на хозяйственную самостоятельность повлек за собой изменения в содержании управленческой деятельности руководителя. Впервые за многие годы заведующий становится полноправным распорядителем финансов от имени своего учреждения. Став распорядителем кредитов, руководитель, с одной стороны, значительно расширил свои административно-хозяйственные права, с другой стороны, взял на себя серьезную ответственность за организацию работы учреждения, встал перед необходимостью управлять финансово-экономической деятельностью детского сада и принимать участие в процессе финансового планирования.

Процесс планирования на 2014 год находится практически на начальной стадии, поэтому в работе использованы данные Плана ФХД за 2012 — 2014 гг. Согласно Требованию План ФХД отражает суммы поступлений и выплат денежных средств на нужды учреждения и содержание воспитанников.

Рассмотрим более подробно структуру плановых поступлений на 2012;2014 года. Определим влияние отдельных видов поступлений на сумму поступлений в целом.

Суммы поступлений денежных средств приведены в табл.3.

финансовый планирование дошкольный бюджетный Таблица 3

Поступления денежных средств в ДОУ

Поступления

2012г

2013г

2014г

Отклонение

Сумма, руб

Уд. вес, %

Сумма, руб

Уд. вес, %

Сумма, руб

Уд. вес, %

Субсидии на выполнение Муниципального задания

4 238 390,00

83,85

4 223 100,00

89,88

4 309 000,00

90,07

70 610,00

Родительская плата

423 100,00

8,37

475 310,00

10,12

475 310,00

9,93

52 210,00

Иные субсидии

393 511,02

7,78

0,00

0,00

0,00

0,00

— 393 511,02

Поступления, всего:

5 055 001,02

100,00

4 698 410,00

100,00

4 784 310,00

100,00

— 270 691,02

По данным таблицы видно, что большую часть (в 2012 г -83,85%; в 2013г-89,88%; в 2014г-90,07%) поступлений составляют субсидии на выполнение Муниципального задания, которые выделяются по нормативным расчетам.

в Законе РФ

Так в Златоусте местный норматив финансирования определяется исходя из той суммы средств, которую бюджет в состоянии выделить на образование с учетом принятых в городе повышающих коэффициентов.

Предполагается, что когда финансирование образовательных учреждений будет приведено в соответствие с Законом «Об образовании», норматив бюджетного финансирования будет состоять из трех частей: федерального компонента (обязательного минимума), регионального и местного компонентов, определяемых с учетом приоритетов образовательной политики регионов.

Второй составляющей поступлений является родительская плата. Родительская плата составляет примерно 10% от общей суммы поступлений. Планируемая сумма поступлений от родителей за содержание ребенка в ДОУ рассчитывается на основании стоимости одного детодня, которая составляет 45 рублей. Родительская плата может быть направленна только на оплату продуктов питания, на погашение задолженности по прочим статьям данные денежные средства использоваться не могут.

Третий вид поступлений — это иные субсидии, под ними понимается поступление денежных средств из федерального фонда. В 2012 году они составили по факту 393 511,02 рублей. В 2013 и 2014 годах иные субсидии не отражены, это связано с тем, что данные поступления не планируются и не фиксируются в Плане ФХД. Денежные средства из федерального бюджета (при наличии денежных средств в бюджете) поступают на основании определенных документов и строго на целевые расходы.

Таким образом, основное финансирование ведется за счет субсидий, выделяемых на выполнение Муниципального задания, причем суммы поступлений должны уменьшатся, что связанно со стремлением экономии бюджетных средств. Данная политика предполагает рациональное и эффективное распределение средств бюджета. Однако на практике все выглядит иначе. Снижение сумм субсидий является не результатом экономически выгодных расходов, а образованием новых потребностей в денежных средствах. Так недостаток финансирования отрицательно сказывается на состоянии самого учреждения:

  • Капитальный ремонт здания не производился с 1985 года;
  • Фонд основных средств не пополнялся с 1990 года, а ведь сегодня идет речь о введении компьютерных технологий в учреждениях ДОУ, расширении спортивных и игровых зон;
  • Недостаточно средств на содержание имущества: Госпожнадзор, Роспотребнадзор, и прочие контролирующие органы постоянно предъявляют новые требования, на выполнение которых необходимы дополнительные денежные средства, и т.

д.

В связи с постоянной нехваткой денежных средств в бюджете, суммы выплат планируют на основании планируемых поступлений. В соответствии с п. 11 Требований плановые показатели по выплатам формируются учреждением в разрезе выплат на:

  • оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда;
  • услуги связи;
  • транспортные услуги;
  • коммунальные услуги;
  • арендную плату за пользование имуществом;
  • услуги по содержанию имущества;
  • прочие услуги;
  • пособия по социальной помощи населению;
  • приобретение основных средств;
  • приобретение нематериальных активов;
  • приобретение материальных запасов;
  • приобретение ценных бумаг (для государственных (муниципальных) автономных учреждений, а также государственных (муниципальных) бюджетных учреждений в случаях, установленных федеральными законами);
  • прочие расходы;
  • иные выплаты, не запрещенные законодательством РФ.

Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, вправе предусматривать детализацию плановых показателей по выплатам до уровня групп и статей классификации операций сектора государственного управления бюджетной классификации РФ.

Суммы выплат планируемых на 2012;2014 года представлены в табл. 4 в соответствии с детализацией по КЦСР и КОСГУ.

Таблица 4

Выплаты денежных средств в ДОУ

Выплаты

Отклонение

Сумма, руб

Уд. вес, %

Сумма, руб

Уд. вес, %

Сумма, руб

Уд. вес, %

Оплата труда (211)

2 594 588,41

51,33

2 464 100,00

52,45

2 464 200,00

52,61

— 130 388,41

Прочие выплаты (212)

6200,00

0,12

3600,00

0,08

3600,00

0,08

— 2600,00

Начисления на оплату труда (213)

798 743,41

15,80

744 100,00

15,84

742 600,00

15,85

— 56 143,41

Услуги связи (221)

13 225,18

0,26

5600,00

0,12

5600,00

0,12

— 7625,18

Коммунальные услуги (223)

342 290,10

6,77

423 300,00

9,01

410 600,00

8,77

68 309,90

Арендная плата за пользование имуществом (224)

38 400,00

0,76

0,00

0,00

— 38 400,00

Услуги по содержанию имущества (225)

263 493,56

5,21

63 400,00

1,35

63 400,00

1,35

— 200 093,56

Прочие услуги (226)

85 343,26

1,69

51 270,00

1,09

51 270,00

1,09

— 34 073,26

Прочие расходы (290)

75 085,00

1,49

48 600,00

1,03

48 600,00

1,04

— 26 485,00

Увеличение стоимости материальных запасов (340)

837 632,10

16,57

894 440,00

19,04

894 440,00

19,09

56 807,90

Выплаты, всего:

5 055 001,02

100,00

4 698 410,00

100,00

4 684 310,00

100,00

— 370 691,02

По данным таблицы можно сделать следующие выводы:

1) Тенденция экономии бюджетных средств четко прослеживается, общая сумма планируемых выплат с 2012 года по 2014 год снижена на 370 691,02 рубля;

2) Большой удельный вес в структуре выплат составляет фонд заработной платы;

3) Планирование по каждой статье расходов рассмотрим более подробно, для наглядности составим график 1, отражающий динамику сумм выплат.

График 1

Динамика планируемых выплат 2012;2014гг.

На основании графика можно сделать следующие выводы:

1) Планируемые суммы выплат на оплату труда с 2012 по 2014 год снижены. Это связано со стремлением как можно рациональнее распределить выделяемые бюджетные средства. Однако, на основании закона «Об Образовании», средняя заработная плата педагогического состава ДОУ не должна быть ниже средней заработной платы педагогов — воспитателей по Челябинской области. Создаваемые условия вынуждают руководителя ДОУ проводить оптимизацию штата, что приводит к сокращению рабочих мест. Оптимизация рабочих мест ведется с 2008 года, в результате которой было сокращено 2 педагога, 2 помощника воспитателя, 1 кастелянша, 1 повар и 1 рабочий по комплексному обслуживанию здания. Итогом оптимизации стало сокращение штата на 7 единиц и снижение ФОТ на 18,9%.

2) Планируемые суммы по прочим выплатам снижены на 2600,00 рублей. 212 статья отражает расходы на выплату компенсации за выписку методлитературы в размере 100,00 рублей. Данная статья считается защищенной, и выплаты по ней всегда выплачиваются в 100% объеме.

3) В связи со снижением расходов на оплату труда, снижены и планируемые расходы по 213 статье, отражающей начисления на оплату труда. Снижение фонда оплаты труда привело к сокращению начислений на оплату труда в размере 56 143,41 рублей.

4) Планируемые суммы по оплате за услуги связи снижены на 7625,18. Данное сокращение расходов по данной статье ведет к дефициту денежных средств, т.к. статья 221 является защищенной, поэтому оплату за предоставляемые услуги связи придется произвести в 100% объеме.

с 01.01.2011

  • произведен ремонт отопительной системы, что позволило экономить теплоэнергию;
  • заменены все лампы дневного света на энергосберегающие, а также замена прачечного комплекса (центрифуга, 2 стиральные машины, водонагреватель) на одну стиральную машину автомат, что привело к экономии электроэнергии;
  • установлен счетчик учета холодной воды, что привело к экономии расходов на водоснабжение.

6) Статья 224 отражает расходы по арендной плате за пользование имуществом. В ДОУ эта сумма арендной платы перед ООО «А-МЕГА» за установку пожарной сигнализации. Стоимость пожарной сигнализации составила 192 000,00 рублей, но в бюджете не было денежных средств для оплаты ПС, поэтому учредителем было принято решение и согласовано с руководителем ООО «А-МЕГА» об оплате ПС частями. Таким образом сумму задолженности разделили на пять лет. В Плане ФХД за 2013;2014 год сумма данных выплат не отражена, т.к. данные расходы финансируются из средств федерального бюджета.

7) Планируемые суммы выплат по статьям расходов, связанных с содержанием имущества, участка и сооружений (225, 226, 290), снижены. Снижение данных сумм ведет к дефициту денежных средств. Здание ДОУ нуждается в капитальном ремонте. Кровля находится в ужасном состоянии. Дорожное покрытие пришло в негодность.

8) Планируемые суммы выплат на увеличение стоимости материальных запасов (340) увеличились за 2 года на 56 807,90 рублей, т.к. она в основном отражает расходы на закупки продуктов питания.

Хозяйственная деятельность ДОУ финансируется в основном за счет бюджетных средств, выделяемых строго в соответствии со статьями расходов, к сожалению данных поступлений всегда не хватает, а по некоторым статьям оно настолько мизерное, что критично влияет на состояние деятельности всего учреждения.

Проведем анализ общей потребности в денежных средствах ДОУ. Данные анализа отражены в табл.5.

Таблица 5

Определение общей потребности МБДОУ № 52 в денежных средствах

Наименование показателя

2012 г.

(тыс.руб.)

2013 г.

(тыс.руб.)

2014 г.

(тыс.руб.)

1. Расчетный норматив, руб.

2. Утвержденный норматив, руб.

3. Общая потребность, тыс. руб.

4. Удельный вес общей потребности, %

40,20

48,00

48,65

Из приведенных в таблице 5 данных видно, что с каждым годом выделяемые средства могут покрыть все меньше требуемых для нормального функционирования затрат учреждения.

Увеличение размеров заработной платы, рост цен на продукты питания, тарифов на коммунальные услуги приводят к увеличению потребности учреждения в денежных средствах.

Значительная разница между реальными потребностями ДОУ и суммами, выделяемыми ему из бюджета, заставляет детский сад сориентироваться в экономической обстановке и попытаться наметить меры по пополнению своих денежных фондов. ДОУ является бюджетным учреждением, это означает, что даже те мизерные средства, выделяемые из бюджета, ограничивают ДОУ в их использовании. Бюджетные средства могут быть использованы только на мероприятия, предусмотренные Планом ФХД.

Установленный порядок финансирования предполагает финансирование в полном объеме только «приоритетных» статей: оплата труда, начисления на заработную плату, продукты питания, оплата коммунальных услуг и услуг связи.

Заключение

Начатая реформа бюджетной политики предполагает бюджетирование нацеленное на результат. Для сопоставления затрат и результатов необходима не только оптимизация затрат, но и выработка экономических подходов для оценивания, сравнения и контроля в одном масштабе этих сопоставляющих.

Все эти перемены привели к изменению процесса планирования финансовой деятельности бюджетных учреждений. Для полного контроля над финансовой деятельностью учреждений были внесены изменения в плановые документы, так с 2011 года все бюджетные и автономные учреждения перешли на составление Плана ФХД, отражающий планируемы суммы поступлений и выплат.

В Плане ФХД МБДОУ детский сад № 52 п. Центральный отражаются поступления трех направлений: субсидии на выполнение Муниципального задания; родительская плата; субсидии из федерального бюджета.

Отражение всех трех образующих общей суммы поступлений позволяет более прозрачно отражать финансово — хозяйственную деятельность учреждения.

На 2012 год ДОУ запланировало сумму поступлений в размере 5055 тыс. руб.; на 2013 г.-4698 тыс. руб.; на 2014 г.-4684 тыс. руб.

На основании плановых поступлений учреждение планирует выплаты. Выплаты производятся в разрезе в соответствии со статьями расходов денежных средств. Более 50% выплат составляют расходы на оплату труда. Вторые по величине планируемы расходы — это расходы на увеличение стоимости материальных запасов, большую часть которых составляют расходы на продукты питания. Около 16% составляют расходы на начисления по оплате труда.

Составление плана ФХД взаимосвязано с Муниципальным заданием, показатели которого отражают количество и качество оказываемых услуг.

Таким образом, на основе изученной теории анализа финансового планирования определены этапы совершенствования бюджетного финансирования и контроля над расходованием бюджетных средств:

  • Эффективное использование бюджетных средств;
  • Улучшение качества взаимодействия участников бюджетного процесса;
  • Обеспечение прозрачности всей хозяйственной деятельности;
  • Решение кадровой проблемы путем укомплектования штата работников высококвалифицированными специалистами и обеспечения достойного денежного содержания;
  • Повышение ответственности руководителей учреждений за качество предоставляемых услуг населению.

Недостаток бюджетных средств заставляет руководителей ДОУ рационально и эффективно использовать имеющиеся средства. Для обеспечения этих условий необходимо заблаговременно спрогнозировать и спланировать финансовую деятельность учреждения. Эффективное финансовое планирование не может быть без увязки с планированием хозяйственной деятельности ДОУ. Данный факт заставляет руководителя ДОУ анализировать и прогнозировать работу учреждения, планировать посещаемость детского сада воспитанниками, для чего необходимо производить работу не только внутри коллектива, но и с родителями детей. Такой показатель как «посещаемость» напрямую влияет на финансирование учреждения, так как он отражен в Муниципальном задание, поступления на выполнение которого составляют около 90% от общей суммы поступлений.