Выбор профессии. Каким огромным смыслом наполнено, казалось бы, привычное словосочетание, сколько в нем скрыто эмоций, тревог, ожиданий, проблем! Ведь это не просто удачно или неудачно принятое в юности решение, а зачастую сложившаяся или разбитая судьба, активная, творческая, радостная жизнь или пассивное, равнодушное существование, наконец, это одно из важнейших слагаемых и условий человеческого счастья, сознание своей необходимости людям. Кем стать? Этот вопрос задавали, задают и задают буквально все без исключения ученики школы.
Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров в еще большей, чем раньше, степени актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи, поскольку профессиональные намерения значительной части учащихся зачастую не соответствуют потребностям народного хозяйства в кадрах определенной профессии. Профориентация молодежи — это по сути не только и не столько педагогическая проблема. правильнее определить это как социальную проблему, для решения которой усилий одних учителей явно недостаточно. Суть профориентации как социальной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированных кадрах и неадекватной субъективной профессиональной молодежью. То есть по своему назначению система профориентации должна оказывать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, на выбор молодыми людьми жизненного пути и их адаптацию к профессии. “Система профориентации на современном этапе ее развития призвана обеспечить координацию действий государственных органов, школы, семьи, органов профессионально-технического, среднего специального, высшего образования и других социальных институтов, участвующих в ее осуществлении, непрерывное и своевременное решение научных и организационных вопросов, связанных с профориентацией, комплексное проектирование воздействий профориентационного характера на личность школьника с учетом социально-экономического прогноза” [ 10;4].
— Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса. Таким образом, можно сделать вывод, что профессиональная ориентация — важный момент как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом.
Бухгалтерская профессия и профессиональная этика
... бухгалтеру общее представление о бухгалтерской профессии и этических правилах. Объект: система этики профессиональных бухгалтеров. Предмет: профессиональная деятельность бухгалтера. Задачи курсовой работы: изучить сущность бухгалтерской профессии и квалификационную характеристику бухгалтера; выявить права, обязанности и ответственность бухгалтера; изучить профессиональную этику ...
Понятие «профессиональная ориентация» кажется понятным всем, кто его знает даже впервые: это ориентация учащихся на определенные профессии. Примерно такие же определения даются в методических пособиях, где профориентация рассматривается как помощь молодым людям в выборе профессии. Кроме того, под профориентацией нередко понимают систему мероприятий, помогающих человеку, вступающему в жизнь, научно обоснованно выбрать профессию или систему воспитательной работы в целях развития профессиональной направленности, помощи учащимся в моменты профессионального самоопределения.
Поэтому существует множество определений этого понятия, и это появилось в результате развития деятельности по профориентации. Со временем потребности изменились, а вместе с ними и содержание, и концепция. Термин «карьерная ориентация» складывается по мере изменения восприятия обществом целей, задач, методов, форм и в целом сущности карьерной ориентации. Каждое из них отражает те или иные аспекты профориентации, выделяет какую-либо функцию, указывает на практический или теоретический уровень ее развития, рассматривает с позиций педагогики, психологии, теории управления и др.
Поэтому прежде чем дать одно общее определение профориентации, уточним представления о трех его основных составляющих: “деятельность”,
“ профессия”, “ориентация”.
“В философском энциклопедическом словаре деятельность определяется как специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет ее целесообразное изменение и преобразование. Введение категории “деятельность” в рассматриваемое понятие “профессиональная ориентация” позволяет представить профориентацию не только как практику, но и как теоретическую деятельность, а точнее междисциплинарное научное направление, представляющее собой не только определенную сумму знаний, но и деятельность по получению этих знаний” [10; 26].
Рожденная как практическая деятельность, профессиональная ориентация постепенно обогащается теорией, что позволяет рассматривать профессиональную ориентацию в единстве теоретической и практической деятельности.
“Профессия ( от латинского professio- официально указанное занятие, специальность, от profiteor- объявляю своим делом) — род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовки и являющихся источником существования” ( БСЭ 2е издание- М., 1955, Т.35, -с. 164).
Понятие “ориентация” употребляется в ряде наук. И везде это так или иначе связано с определением позиции и выбором направления движения. В энциклопедии ориентация (фр.orientation буквально — направлять на восток) определяется в прямом и переносном смысле, В прямом — умение разобраться в окружающей обстановке, в переносном — направление научной, общественной и другой деятельности в определенную сторону (БСЭ. — 2е издание, М., 1955-Т.31 .С. 188).
Какими бы определениями ни давалось понятие «профессиональная ориентация», ясно, что все они связаны с деятельностью по выбору профессии. Если молодой человек пытается ориентироваться в мире профессий и начинает активно выяснять, насколько та или иная конкретная профессия соответствует его жизни, то в этом случае лучше говорить о его ориентации на профессию. Если он становится объектом педагогического или иного влияния, чтобы выбрать профессию, подходящую для него и для общества, то лучше говорить об ориентации в том смысле, что он ориентируется на профессию. Последнее точнее выражает суть дела. Однако на практике сложилась традиция говорить об ориентации в обоих смыслах.
Особенности профессионального общения в деятельности юриста (2)
... говоря, в контексте рассматриваемых вопросов общение является неотъемлемой частью профессиональной деятельности юриста независимо от его специализации. Как пишет Г.М. Андреева, «люди ... требования, игнорируя то, что негативно сказывается на его профессиональном авторитете. В процессе профессиональной деятельности юристу необходимо постоянно совершенствовать навыки языкового поведения, повышать ...
Отсутствие единой точки зрения на концепцию профориентации объясняется и другими причинами. Например, то, что это сложная проблема и поэтому подходы к ее определению могут быть разными. Если профессиональная ориентация рассматривается через призму педагогической практики, протекающей под преобладающим влиянием учителей школ, мастеров учебно-производственных комбинатов и др., то принятие этой точки зрения в качестве единственной и главной создает педагогический образ профориентации.
“Если же на это процесс посмотреть через призму психологической науки, то на первый план выступят психологические понятия и концепции, объясняющие особенности того или иного выбора. В рамках этого подхода формируется и соответствующий образ профориентации как психологического явления, состоящего из двух взаимосвязанных сторон:
- a)принятие учащимися решения о своем профессиональном выборе;
- b)воздействия на психику учащегося с целью формирования профессиональных намерений, осуществления такого выбора профессии, который бы соответствовал интересам и способностям личности и одновременно находился бы в соответствии с общественными потребностями” [10; 27].
“ Третий подход — социологический. В то же время процесс профориентации рассматривается как часть более общего процесса социальной ориентации молодых людей. Соответственно и выбор профессии рассматривается как акт, обусловленный общей жизненной ориентацией, личности занять определенное место в социальной общества, в социальной группе” [10; 28].
Это подразумевает необходимость междисциплинарного подхода как в понимании сути профориентации, так и в практической работе по ориентации молодежи на определенные профессии.
Профессиональная ориентация –
1. История становления профориентации.
Начало профориентации нередко относят к 1908 г.—к моменту открытия первого профконсультационного бюро в г. Бостоне (США).
Однако, согласно другой точке зрения, профориентация появилась гораздо раньше, в древности. Профориентация родилась из потребностей развития человеческого общества и поэтому, как и общество, имеет свою историю и предысторию. Конечно, профессиональная ориентация не могла возникнуть до появления профессий и, как следствие, необходимости ориентации на эти профессии.
История появления некоторых элементов оценки профессиональной пригодности человека насчитывает века. Это относится в основном к диагностике знаний, умений и способностей. Уже в середине III тысячелетия до н.э. в Древнем Вавилоне проводили испытания выпускников школ, готовивших писцов. Благодаря обширным по тем временам знаниям профессионально подготовленный писец был центральной фигурой месопотамской цивилизации; он умел измерять поля, делить имущество, петь, играть на музыкальных Во время испытаний проверяли его умения разбираться в тканях, металлах, растениях, а также знания всех четырех арифметических действий.
«Система профессиональной ориентации молодежи: вопросы теории ...
... курсовой работы является проведение социологического исследования среди учащихся 10 классов с целью изучения проблем в сфере профориентации молодежи. Основными задачами данной работы являются: проанализировать понятие «профессиональная ориентация»; рассмотреть систему профессиональной ...
В III тысячелетии до н.э. в Китае существовала широко распространенная должность и профессия правительственного чиновника. В результате и здесь появились первые элементы профессионального отбора на эту должность. Церемонию значительно усилила атмосфера торжественности и величия вокруг молодых людей, осмелившихся сдавать государственные экзамены на эту должность. Эти экзамены в китайском обществе воспринимались почти как праздник. Тему экзамена часто задавал сам император, который также проводил прямую проверку знаний на заключительном этапе многоэтапного конкурсного отбора кандидатов.
Другие примеры дает нам древняя история Спарты, Афин, Рима. В Спарте была создана и успешно внедрена система обучения воинов, в Риме — система отбора и обучения гладиаторов.
Подобных данных очень много, и все они указывают на довольно ранний период появления элементов того, что сейчас принято называть профессиональной диагностикой и профессиональным отбором. Если исходить из распространенной ныне точки зрения о включении профессиональной диагностики и профессионального отбора в систему профориентации, то можно сказать, что профориентация возникла давно.
Однако если теперь посмотреть на профориентацию как на общественный процесс, включающий в себя не только отмеченные выше профдиагностику и профотбор (подбор), но также профпросвещение, профконсультацию, социально-профессиональную ориентацию и профессиональное воспитание, то станет ясно, что профориентация как научно осмысленная деятельность человека могла появиться лишь позже, с той поры, когда начала набирать силу тенденция дифференциации и интеграции отдельных наук. Следовательно, упомянутые исторические данные следует рассматривать как указание не на историю, а как на предысторию возникновения профориентации. История началась намного позже, в период коренной ломки общественного под напором развития крупной машинной индустрии, т.е. в период развитого капитализма с его неизбежными спутниками – повышением интенсивности производственных процессов, возрастанием роли специализации и профессионализации труда, а также с вынужденной необходимостью осуществления профессиональной подготовки огромных масс рабочих.
Именно тогда была определена практическая потребность в привлечении рабочей силы, ее обучении и распределении для различных трудовых операций в соответствии с индивидуальными различиями и способностями людей.
Основоположником научного изучения индивидуальных различий является английский ученый Фрэнсис Гальтон.
В январе 1908 года в г. Как отмечалось выше, в Бостоне открылось первое бюро профориентации молодежи, чтобы помочь подросткам определить свой карьерный путь. Деятельность этого бюро и принято считать началом профориентации. Затем аналогичное бюро учредили в Нью-Йорке. В его обязанности входило изучение требований к человеку разных профессий, более смертоносное знание способностей школьников. Офис проводил свою работу в контакте с учителями, используя тесты и анкеты. Опыт этих офисов стал широко распространяться в США, Испании, Финляндии, Швейцарии, Чехословакии и других странах.
Престижность профессии как фактор профессионального самоопределения ...
... играют такие понятия, как «личность», «профессиональная деятельность», «профессиональное развитие личности», «профессия» и «профессиональное самоопределение. Рассмотрим трактовку этих понятий. ... профессионального обучения. Ориентация в социально-экономической ситуации и прогнозирование престижности выбранной работы. Общая ориентация в мире профессиональной деятельности и постановка профессиональной ...
В своей работе бюро руководствовалось положениями:
- по значимости выбор профессии можно приравнять к супружескому выбору;
- профессию лучше выбирать, чем надеяться на удачный случай;
- никто не должен выбирать профессию без тщательного размышления, без опоры на профконсультанта;
- молодежь должна ознакомиться с большим числом профессий, а не браться сразу же за “удобную” или случайно подвернувшуюся работу;
- выбор профессии протекает тем успешнее, чем внимательнее профконсультант изучит особенности личности выбирающего, факторы успешного выбора и мир профессий.
В США больший акцент делался на профотбор. Вопросам профессионального отбора много внимания уделял директор психологической лаборатории Гарвардского университета профессор
Г. Мюнстерберг. Его можно назвать родоначальником психотехники.
По заказу телефонной кампании он изучал пригодность кандидатов на профессию телефонного оператора. В тот период телефонистка должна была производить до 150 соединений в час, т. е. каждые 10 с. нужно было соединять абонентов, а для этого необходимо было выполнить 14 отдельных психофизических актов. Многие телефонисты не выдержали такой нагрузки и бросили работу. Это было невыгодно предпринимателям. В связи с этим возникла необходимость в разработке рекомендаций по профессиональному отбору кандидатов в телефонные операторы с учетом их психофизиологических качеств. В итоге текучесть кадров резко сократилась.
Первая мировая война (1914—1918 гг.) вызвала дальнейшее расширение потребности в определении профессиональной пригодности: она требовала ускоренной подготовки лиц, обладающих нужными для военного дела интеллектуальными и физическими качествами.
Интенсивное техническое перевооружение промышленности ведущих капиталистических государств, развитие принципиально новой техники в начале XX в., в том числе военной, актуализировали проблему “человек—техника”. Все больше понимается, что не каждый желающий может справиться со сложной техникой, для этого требуются соответствующие знания, навыки и компетенции. Война — это, по сути, интерес к вопросам соотношения возможностей человека с требованиями профессий. Таким образом, была подготовлена почва для развертывания исследовательских работ по тестированию методов оценки личности. В США была создана первая версия так называемого группового теста, позволившего быстро оценить пригодность призывников к военной службе в различных родах армии. Созданный тест считался психологическим оружием, поэтому все тесты, цель исследования и их результаты держались в секрете. На основании исследований производилось отчисление “негодных лиц”, назначение на “черные работы” неспособных унтер-офицерских и офицерских школ, выравнивание частей по уровню интеллектуальности, набор в специальные части и т. д.
Как видно из истории, сама жизнь привела к появлению профориентации как практики и, как следствие, к появлению междисциплинарных научных знаний. [10], [6].
2. Теория профориентации.
Цели и задачи профориентации полностью реализуются, когда сама профориентация может опираться на развитую теорию и методологию. И это не случайно: ведь в теории и методологии концепции, идеи, мнения, представления, формы, методы и принципы преломляются и проверяются, что позволяет повысить эффективность практической работы.
Курсовая работа основы теории управления
... систему целей, на основе которых строятся все процессы, формируются организационная структура и структура управления организацией. 1. Дать ... для которых возможен сбор информации, необходимой для работы. Главный критерий выбора - актуальность задач, решение ... организации и обеспечивающих достижение заданных целей, необходимо провести по всем видам основной и вспомогательной деятельности (для ...
Итак, профориентация — это “научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества” [13;23]. Профориентация должна быть разделом междисциплинарной практики и теории. В то же время теория имеет большое значение: ведь именно в ней преломляются определенные идеи, которые затем помогают трансформировать практическую работу в научную и практическую. Теория, как правило, не появляется вместе с самой деятельностью, чтобы сформулировать теорию, способствующую совершенствованию практики профориентации. При профориентации основное внимание уделялось практической работе, направленной на ориентацию студентов в первую очередь на рабочие профессии. Гораздо позже внимание было обращено на необходимость разработки теории, и лишь сравнительно недавно стала ощущаться необходимость разработки методологических вопросов профессиональной ориентации.
“Практическая сторона включает в себя деятельность государственных и общественных организаций, предприятий, учреждений, школы, а также семьи по совершенствованию процесса профессионального и социального самоопределения в интересах личности и общества в целом” [10; 28].
Теорию профориентации можно определить образом: “ это совокупность высказываний, отражающих в концентрированной форме комплекс взглядов, представлений и идей, направленных на осуществление эффективной профориентационной деятельности” [10; 28].
Это определение относительно простое и общее: хотя оно полезно для «входа в мир теории», но с точки зрения научной строгости, которая неизбежна при определении теории любой деятельности. Более глубокое определение понятия следующее: “ теория профориентации – это форма научно организации научного знания, дающее целостное представление о закономерностях и существенных связях двух процессов – профессионального самоопределения молодежи в соответствии с личными интересами, склонностями, способностями и ориентирования ее на те профессии, по которым ощущается общественная потребность в кадрах” [10; 28].
Рассмотрим основные составляющие теории профориентации школьников: факты, модели, принципы. Достоверных фактов, полученных с помощью научных методов профориентации, немного. Поэтому одна из важных задач — собрать новые факты и дать им правильную интерпретацию. Это важно в тех случаях, когда поиск новых фактов ведется с использованием одной или нескольких гипотез. Последние также составляют важную часть теории, Например, в каждом районе (регионе) могут оказаться свои специфические факторы, влияющие на выбор определенной профессии. Гипотеза о таких возможных факторах помогает создать исследовательские методы, позволяющие оценить интересующее явление и на этой основе разработать практические рекомендации по совершенствованию профориентационной работы со студентами.
Важный компонент теории профориентации состоит из некоторых моделей. Поиск их служит общей целью научной деятельности. Познание моделей — это, в конечном счете, самая важная вещь, ради которой обычно проводятся научные исследования. Обнаруженные закономерности обычно выражаются с использованием научного концептуального аппарата и языка, который является более точным, выразительным и имеет большие возможности для согласования профориентации с концепциями из других наук, включая математику.
Особенности профориентационной работы на х трудового обучения ...
... аспекты проблемы профессиональной ориентации учащихся начальных классов с задержкой умственного развития. Профориентация и ее типологии в психолого-педагогических науках. Профессиональная ориентация представляет собой научно- В ходе проведения профориентационной работы, как правило, ...
Уровень развития каждой теории часто определяется составом и качеством принципов, лежащих в основе деятельности. Формулированию принципов профориентации уделяется немало внимания. Однако нельзя сказать, что разработка системы принципов профориентации завершена: еще многое предстоит сделать для создания целостной системы, отвечающей всем требованиям.
Поскольку объектом профориентационной деятельности является процесс социально-профессионального самоопределения человека, важно в первую очередь сформулировать группу принципов, которыми руководствуются (или должны руководствоваться) девушки и юноши, выбирая себе профессию и место в социальной общества.
“Принцип сознательности в выборе профессии выражается удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу.
Принцип соответствия выбранной профессии интересам, склонностям, способностям личности и, в то же время, потребностям общества в кадрах данной профессии выражает связь между личностным и социальным аспектами выбора профессии. По аналогии с известной мыслью, нельзя жить в обществе и быть свободным от общества — можно также сказать: нельзя выбирать профессию, исходя только из собственных интересов и не учитывая интересы общества. Нарушение принципа согласования потребностей личности и общества приводит к дисбалансу профессиональных кадров.
Принцип активности при выборе профессии характеризует вид активности личности в процессе профессионального самоопределения. Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил самих учащихся в процессе трудовой и профессиональной подготовки, советы родителей и их профессиональный опыт, поиск и чтение (по интересующей теме) литературы, работа во время практики и многое другое.
Последним принципом в этой группе является принцип развития. Этот принцип отражает идею выбора такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличение заработка, по мере роста опыта и профессионального мастерства, возможность активно участвовать в общественной работе, удовлетворять культурные потребности личности, потребность в жилье, отдыхе и т.п.” [10; 29-30]
“В профессиональной ориентации есть группа принципов, тесно связанных (и во многом пересекающимися) с общепедагогическими принципами. принципы:
Связь профориентации с жизнью, работой, практикой, предусматривающая помощь человеку в выборе будущей профессии в органическом единстве с потребностями народного хозяйства в квалифицированных кадрах.
Связь профориентации с трудовой подготовкой школьников –это принцип, предусматривающий хорошую постановку трудового воспитания и обучения. В отрыве от трудовой подготовки профориентация приобретает черты абстрактности, призывности, оторванности от практики, от общих задач трудового и профессионального становления личности;
Систематичность и преемственность в профориентации обеспечивает профориентационная работа с 1 по 11 классы при условии обязательной преемственности этой работы из класса в класс
Общие требования к порядку проведения работ по сертификации систем ...
... ИСМ являются: подсистемы менеджмента качества, экологический менеджмент, менеджмент промышленной безопасности и охраны труда, менеджмент социальной ответственности и информационной безопасности. Далее мы рассмотрим более подробно систему менеджмента качества. 3. Основа системы менеджмента качества Система менеджмента качества (СМК) - совокупность организационной ...
взаимосвязь школы, семьи, базового предприятия, средних профессиональных учебных заведений и общественности в профориентации учащихся предусматривает тесный контакт по оказанию помощи молодым людям в выборе профессии. При этом предполагается усиление целенаправленности и координации в совместной деятельности;
- воспитывающий характер профориентации состоит в необходимости осуществления профориентационной работы в соответствии с задачами формирования гармоничной личности, в единстве трудового. Экономического нравственного, эстетического, правового и физического воспитания;
- взаимосвязь диагностического и воспитательного подходов к проведению профориентационной работы — принцип, предполагающий недопустимость противопоставления одного подхода другому. Каждый из них решает свои задачи.
дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их профессиональных интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планов, от уровня успеваемости. Дифференциация учащихся по группам позволяет точнее определять их средства воздействия, которые будучи эффективными в одной группе могут оказаться неэффективными в другой. Дифференциация создает условия для реализации индивидуального подхода;
- оптимальное сочетание массовых, Групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и их родителями, утверждающих необходимость использования разных форм, отхода от традиционно используемых одних только массовых форм, усиление внимания к сбалансированному сочетанию всех форм работы;
- соответствие содержания форм и методов профориентационной работы потребностям профессионального развития личности и одновременно потребностям района (города, региона) в кадрах определенных профессий и требуемого уровня квалификации” [10; 32].
Таким образом, в теории профориентации существуют и общепедагогические принципы, и специфические принципы, характеризующие профориентационную деятельность как общественное явление.
3. Методология профориентации.
“Под методологией профессиональной ориентации подразумевают учение об основных положениях, методах исследования научных проблем профориентационного самоопределения и совершенствовании практических методов воздействия на молодежь с целью оптимизации интересов личности и общества в вопросах выбора профессии” [10; 31].
К основным положениям, оказывающим существенное влияние на постановку всей профориентационной работы относятся идеи концептуального характера. Одна из них — идея организации профориентационной работы, основанной на диагностическом исследовании личности, тщательном учете интересов и способностей, необходимых для правильного выбора профессии. Эта идея была распространена до середины 30-х годов и носила название “диагностической концепции”. Здесь широко использовались тесты. Несовершенство этих тестов, их неправильное использование, а также ряд других причин привели к тому, что идея диагностического исследования была заменена другой, так называемой воспитательной концепцией”. Последняя нередко противопоставлялась первой как единственно правильная, Однако и тогда уже было ясно, что и диагностика и воспитание — одинаково важные и органически связанные направления практической работы по профессиональной ориентации учащихся.
Профориентация молодежи
... профориентации молодежи. Выявлена практическая значимость работы: особенности профессионального самоопределения и пути совершенствования профориентации молодежи в России на современном этапе. Целью курсовой работы является определение особенностей профориентации ... и особенностей личности в системе профессионального самоопределения ... информирование о профессиях, специальностях, профессиональных ...
К идее методологического характера относится идея дифференцированного подхода к проведению профориентационной работы с учащимися. Она предусматривает предварительную классификацию учащихся по группам в зависимости от их жизненных и профессиональных планов и соответствующую воспитательную работу в этих группах. Дифференциальный подход позволяет вести профориентационную работу более целенаправленно, а следовательно, и более эффективно.
В социологии получила распространение идея социально-профессиональной ориентации, которая объясняет обусловленность выбора профессии не столько ориентацией на ту или иную профессию, сколько направленностью личности на желаемое для себя социальное положение в обществе и поиском путей его достижения с помощью избираемой для этого профессии. Таким образом, если профессиональная ориентация определяется как деятельность по подготовке молодежи к выбору профессии, то социально-профессиональную ориентацию можно также кратко определить как подготовку молодежи к выбору профессии и своего места в обществе.
К методологическим вопросам профориентации относятся и вопросы определения и развития системы профориентации.
Прежде чем сформулировать общее определение системы профориентации, рассмотрим ряд исходных положений:
“1. Профориентация представляет собой системную деятельность, включающие целевые установки, задачи, принципы, формы, методы, критерии эффективности, уровни, направления, аспекты и другие системо — и элементы.
2. Система профориентации школьников является подсистемой общей системы трудовой и профессиональной подготовки.
3. Система профессиональной ориентации — это часть общей системы социальной ориентации личности в сложившейся производительных сил и производственных отношений.
4. Профориентация относится к социальным системам, которые функционируют в обществе, она затрагивает различные проблемы, и в том числе связанные с развитием человеческого фактора общественного производства; уже по одной только этой причине профориентацию можно считать общественной проблемой. Она может быть названа так и по другой причине. Для решения проблем профориентации недостаточно усилий одного министерства (Министерства просвещения) или одной науки (например, педагогики).
Для того чтобы система профориентации стала эффективной необходима скоординированная деятельность ряда (если не большинства) министерств и ведомств, а также ученых различных специальностей.
5. На эффективность профориентации влияет множество различных объективных и субъективных факторов. Это система трудно поддается организации и управлению. Эти и другие причины позволяют назвать систему профориентации сложной” [10; 33].
Из сформулированных выше пяти исходных положений вытекает определение системы профориентации школьников.
“ Система профориентации школьников – это организованная, управляемая деятельность различных государственных и общественных организаций, предприятий учреждений и школы, а также семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального и социального самоопределения школьников в интересах личности и общества” [10; 33].
На каждом этапе общественного развития система профориентации решает определенные задачи. Например, в 30-ые годы ставились задачи преимущественной ориентации молодежи на рабочие, инженерные и военные профессии; с середины 50-х – на рабочие профессии; в 80-х годах – на профессии сельскохозяйственного производства, педагогические, военные, инженерные, рабочие профессии основных и вспомогательных производств и на профессии обслуживающего труда.
“ Общая цель системы профориентационной работы – подготовка учащихся к обоснованному выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности. В систему профориентации входят следующие основные компоненты: цели и задачи, основные направления, а также формы и методы профориентационной работы с учащимися” [10; 33].
При неизменной общей цели конкретные цели и задачи работы каждой школы зависит от потребностей кадров в тех или иных профессиях, степени остроты этих потребностей, от возможностей и условий в данном регионе или городе. Успешная реализация поставленных целей и задач в значительной степени зависит и от качества работы по каждому из этих направлений.
“В настоящее время система профориентационной работы включает в себя деятельность направлениям:
Профессиональное просвещение, включающее профинформацию, профпропаганду и профагитацию.
Предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии.
Профессиональная консультация, нацеленная в основном на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии со стороны специалистов-профконсультантов.