«Система профессиональной ориентации молодежи: вопросы теории и практики»

Курсовая работа

В последние десятилетия в нашей стране произошли очень серьезные социально-экономические изменения. Они привели к тому, что профессиональное самоопределение сейчас происходит в иных условиях, чем раньше. Исчезла система распределения выпускников в вузах и появилась безработица. В связи с этим молодые люди вынуждены уделять больше внимания выбору профессии и своему карьерному пути в целом. Теперь вы можете свободно планировать свою карьеру, и этот процесс может начаться и в школе. Под карьерой мы понимаем индивидуальную последовательность поведения, связанную с опытом и деятельностью в сфере труда на протяжении всей жизни человека.

Выбор профессии — очень важный шаг в жизни человека, непростой и ответственный. Чаще всего люди выбирают себе профессию под влиянием внешних обстоятельств, мнения близких, учитываются внешние атрибуты профессии, престиж и ее экономическая состоятельность. Но, в принципе, эти обстоятельства никак не связаны с индивидуальными особенностями и склонностями человека.

Склонности, врожденные черты личности, обеспечивающие успех в том или ином виде бизнеса, могут быть не очень очевидными.[1]

Молодые люди после окончания 11 класса, а иногда и раньше, решаются с выбором профессии. Это решение, в дальнейшем, повлияет на всю их жизнь. Успех этого молодого человека зависит от него как профессионала и как человека в целом. И не всегда подростки делают правильный выбор. Об этом свидетельствует большое количество людей, которые идут на второе образование, сделав неправильный выбор.

Поэтому перед выбором будущей профессии очень важно следовать профессиональным рекомендациям. Но на данный момент в России сложилась такая ситуация, что многие молодые люди не знают, где это можно сделать, и если они ходят в школу, то не очень серьезно относятся к результатам, не придавая им значения. Поэтому одним из приоритетных направлений молодежной политики в России должна стать разработка и внедрение системы профориентации. Объект — система профориентации. Объект — профориентация молодежи, ее понятие и сущность. Целью курсовой работы является проведение социологического исследования среди учащихся 10 классов с целью изучения проблем в сфере профориентации молодежи. Основными задачами данной работы являются:

  • проанализировать понятие «профессиональная ориентация»;
  • рассмотреть систему профессиональной ориентации молодежи в России;
  • рассмотреть сущность профессиональной ориентации молодежи;
  • рассмотреть проблемы в системе профессиональной ориентации молодежи; Методы исследования: изучение литературы, систематизация научных знаний (теоретический анализ), анкетирование.

Экспериментальная база исследования: При организации экспериментального исследования в соответствии с целью и задачами работы в число респондентов были включены испытуемые в количестве 29 человек, обучающиeся в 10 классax МБОУСОШ №1 г.Городище.

4 стр., 1794 слов

Выбор Профессии Профессиональное Самоопределение

... Профессиональное самоопределение заканчивается в ранней юности, когда уже необходимо принять решение, которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека. 2) Особенности старшего школьного возраста и выбор профессии. Жизненный план. Мировоззренческие исследования ...

Глава I. Теоретические аспекты изучения профессиональной

ориентации старшеклассников

1.1. История становления профориентации

Начало профориентации нередко относят к 1908 г. — к моменту открытия первого профконсультационного бюро в г. Бостоне (США).

Однако, согласно другой точке зрения, профориентация появилась гораздо раньше, в древности. Профориентация родилась из потребностей развития человеческого общества и поэтому, как и общество, имеет свою историю и предысторию. Конечно, профессиональная ориентация не могла возникнуть до появления профессий и, как следствие, необходимости ориентации на эти профессии.

История появления некоторых элементов оценки профессиональной пригодности человека насчитывает века. Это относится в основном к диагностике знаний, умений и способностей. Уже в середине III тысячелетия до н.э. в Древнем Вавилоне проводили испытания выпускников школ, готовивших писцов. Благодаря обширным по тем временам знаниям профессионально подготовленный писец был центральной фигурой месопотамской цивилизации; он умел измерять поля, делить имущество, петь, играть на музыкальных инструментах. Во время тестов они проверили его способность понимать текстиль, металлы, растения, а также его знание всех четырех арифметических операций.

В III тысячелетии до н.э. в Китае существовала широко распространенная должность и профессия правительственного чиновника. В результате и здесь появились первые элементы профессионального отбора на эту должность. Церемонию значительно усилила атмосфера торжественности и величия вокруг молодых людей, осмелившихся сдавать государственные экзамены на эту должность. Эти экзамены в китайском обществе воспринимались почти как праздник. Тему экзамена часто задавал сам император, который также проводил прямую проверку знаний на заключительном этапе многоэтапного конкурсного отбора кандидатов.

Другие примеры дает нам древняя история Спарты, Афин, Рима. В Спарте была создана и успешно внедрена система обучения воинов, в Риме — система отбора и обучения гладиаторов. Подобных данных очень много, и все они указывают на довольно ранний период появления элементов того, что сейчас принято называть профессиональной диагностикой и профессиональным отбором. Если исходить из распространенной ныне точки зрения о включении профессиональной диагностики и профессионального отбора в систему профориентации, то можно сказать, что профориентация возникла давно.

Однако если теперь посмотреть на профориентацию как на общественный процесс, включающий в себя не только отмеченные выше профдиагностику и профотбор (подбор), но также профпросвещение, профконсультацию, социально-профессиональную ориентацию и профессиональное воспитание, то станет ясно, что профориентация как научно осмысленная деятельность человека могла появиться лишь позже, с той поры, когда начала набирать силу тенденция дифференциации и интеграции отдельных наук. Следовательно, упомянутые исторические данные следует рассматривать как указание не на историю, а как на предысторию возникновения профориентации. История началась намного позже, в период коренной ломки общественного под напором развития крупной машинной индустрии, т.е. в период развитого капитализма с его неизбежными спутниками – повышением интенсивности производственных процессов, возрастанием роли специализации и профессионализации труда, а также с вынужденной необходимостью осуществления профессиональной подготовки огромных масс рабочих. Именно тогда была определена практическая потребность в привлечении рабочей силы, ее обучении и распределении для различных трудовых операций в соответствии с индивидуальными различиями и способностями людей. Основоположником научного изучения индивидуальных различий является английский ученый Фрэнсис Гальтон.

53 стр., 26338 слов

Отбор персонала в компании

... им профессиональному опыту, продолжительности службы и навыкам. Место подбора и отбора персонала в общей системе работы с персоналом представлено на рисунке 1. Рисунок 1 Место подбора и отбора персонала в ... желающих, из которых осуществляется выбор Для разных профессий величина коэффициентов отбора различна. Если коэффициент отбора близок к 1, процесс отбора короток и прост. Количество желающих, из ...

В январе 1908 года в г. Как отмечалось выше, в Бостоне открылось первое бюро профориентации молодежи, чтобы помочь подросткам определить свой карьерный путь. Деятельность этого бюро и принято считать началом профориентации. Затем аналогичное бюро учредили в Нью-Йорке. В его задачи входило изучение требований к человеку разных профессий, более детальное знание способностей школьников. Офис проводил свою работу в контакте с учителями, используя тесты и анкеты. Опыт этих офисов стал широко распространяться в США, Испании, Финляндии, Швейцарии, Чехословакии и других странах.

В своей работе бюро руководствовалось следующими положениями: 1. по значимости выбор профессии можно приравнять к супружескому выбору; 2. профессию лучше выбирать, чем надеяться на удачный случай; 3. никто не должен выбирать профессию без тщательного размышления, без опоры на профконсультанта; 4. молодежь должна ознакомиться с большим числом профессий, а не браться сразу же за “удобную” или случайно подвернувшуюся работу; 5. выбор профессии протекает тем успешнее, чем внимательнее профконсультант изучит особенности личности выбирающего, факторы успешного выбора и мир профессий.

В США больший акцент делался на профотбор. Вопросам профессионального отбора много внимания уделял директор психологической лаборатории Гарвардского университета профессор Г. Мюнстерберг. Его можно назвать родоначальником психотехники. Первая мировая война (1914—1918 гг.) вызвала дальнейшее расширение потребности в определении профессиональной пригодности: она требовала ускоренной подготовки лиц, обладающих нужными для военного дела интеллектуальными и физическими качествами.

Интенсивное техническое перевооружение промышленности ведущих капиталистических государств, развитие принципиально новой техники в начале XX в., в том числе военной, актуализировали проблему “человек— техника”. становится все более острым осознавать, что не каждый желающий может пользоваться сложным техническим устройством — для этого требуются соответствующие знания, навыки и умения. Война значительно повысила интерес к вопросам соотношения возможностей человека с требованиями профессий.

Таким образом, была подготовлена ​​почва для развертывания исследовательских работ по тестированию методов оценки личности. В США была создана первая версия так называемого группового теста, позволившего быстро оценить пригодность призывников к военной службе в различных родах армии. Созданный тест считался психологическим оружием, поэтому все тесты, цель исследования и их результаты держались в секрете. На основании исследований производилось отчисление “негодных лиц”, назначение на “черные работы” неспособных к строю, комплектование унтер-офицерских и офицерских школ, выравнивание частей по уровню интеллектуальности, набор в специальные части и т. д.

25 стр., 12027 слов

Человек — Личность

... человеке, его сущности, также писал, что изолированного человека не существует. Понятие личности безусловно предполагает другого человека, точнее других людей, и только в этом смысле человек является личностью ... над тайными, сокрытыми в личностной глубине пружинами человеческой психики и деятельности. Естествознание, свободное от идеологического диктата христианства, смогло создать непревзойденные ...

Как видно из истории, сама жизнь привела к появлению профориентации как практики и, как следствие, к появлению междисциплинарных научных знаний.

1.2 Основные понятия в системе профессиональной ориентации

Чтобы рассмотреть понятие «профориентация», необходимо определить ряд понятий, так или иначе относящихся к профориентации, и дать им определение. В первую очередь рассмотрим понятие «профессия». Е.А. Климов предлагает четыре подхода к определению данного термина: 1) область приложения сил человека, то есть область, в которой человек осуществляет свои трудовые функции; 2) общность людей, занятых определенного рода трудовыми функциями; 3) подготовленность, то есть знания, умения, навыки, благодаря которой он может выполнять определенные трудовые функции; 4) деятельность, работа профессионала, то есть распределенный во времени процесс реализации трудовых функций. [10]

Профессия существует в виде множества трудовых постов или должностей. Трудовой пост (должность) – одна из форм существования профессии, ограниченная в следствии разделения труда и тем или иным образом зафиксированная область приложения сил человека, рассчитанная на создания чего-либо ценного для общества – материальных веще, информации, полезных обслуживающих действий, функциональных полезных эффектов, эстетических впечатлений, общественного настроения, упорядоченного протекания общественных процессов. Существует множество классификаций профессий, строящиеся на различных основаниях: по отраслям народного хозяйства, по степени развития психофизиологических функций, по степени тяжести и т.п. В Российской Федерации в 1996 году был создан Общероссийский классификатор рабочих профессий, должностей и разрядов заработной платы. Кроме того, существует Международная стандартная классификация профессий, созданная совместно ООН, ЮНЕСКО и ВОЗ.

Следующие понятия, связанные с концепцией профориентации, — это понятия «вариант» и «выбор». Оптация – это принятие решения о выборе пути профессионального развития[4], тогда, соответственно, оптант – это человек принимающий такое решение.

Очень важную роль в понимании сути профориентации играет концепция профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение — это длительный, многоэтапный процесс выбора профессии человеком, который находит отражение в его профессиональных планах.[19] Существуют следующие подходы к изучению профессионального самоопределения:

  • теории типов профессиональной жизни (структурные концепции);
  • мотивационные теории;
  • теории индивидуальности.

Структурные теории признают, что профессиональное развитие человека происходит на протяжении всей его жизни. Представители этих концепций определяют общие типы, закономерности и закономерности профессиональной жизни человека. Основным расположением этих концепций можно считать предположение, что окончательный выбор карьеры человек делает в достаточно зрелом возрасте и, следовательно, выбор, который делает человек в юности, не является окончательным. Мотивационные теории предполагают, что в профессиональном самоопределении человеком движут определенные потребности. Э. Ро предполагает, что в основе профессионального выбора лежат взаимоотношения родителей и ребенка, т.е. содержание потребностей индивида обусловлено тем, что какие из первичных потребностей родители удовлетворяли или фрустировали. Теории, относящиеся к последнему типу, посвящены изучению формирования профессиональной зрелости и индивидуального выбора сферы деятельности. Холланд Дж., Являющийся представителем этого направления, считает, что человек выбирает себе профессию, в первую очередь он выбирает для себя среду, которая совпадает с его личностной ориентацией и типом личности.

8 стр., 3528 слов

Роль этики в моей будущей профессии

... Я учусь в шестом классе и начинаю задумываться о своей будущей профессии. Я отвечаю за выбор профессии, потому что от выбора профессии зависит ваш дальнейший путь. Я хочу, чтобы моя профессия была мне ... посоветовали ей стать врачом. И моя мама не была против, ведь она всегда мечтала помогать людям! Да, родители играют немаловажную роль в нашей судьбе, но выбирать должны ...

Успешность профессионального самоопределения определяется психологической готовностью студента к выбору профессии. Эта готовность может быть связана с формированием профессиональной направленности личности, ее адекватной самооценкой, достаточной информированностью и устойчивыми профессиональными намерениями, т.е. человек должен знать достаточно хорошо о своих интересах, о своих интересах, о своих когнитивных способностях и личностных особенностях, кроме того, должен быть знаком с профессиями и требованиями, которые они предъявляют, а также, должен уметь соотнести эти требования со своими личностными особенностями.

Профессиональному самоопределению, как правило, предшествуют определенные события. Такими событиями могут быть: окончание учебного заведения, увольнение с работы, повышение квалификации, смена места жительства и т.д.

Профессиональное самоопределение можно рассмотреть как процесс: осознание ценности общественно-полезного труда и необходимости профессиональной подготовки; ориентировка в социально-экономической ситуации и прогнозирование престижности выбираемого труда; общая ориентировка в мире профессионального труда и выделение профессиональной цели; определение ближних профессиональных целей как этапов и путей к дальней цели; информирование о профессиях, специальностях, профессиональны учебных заведениях и местах трудоустройства; представление о препятствиях к достижению профессиональных целей, о своих достоинствах, способствующих реализации намеченных планов и перспектив; наличие системы резервных вариантов выбора на случай неудачи по основному варианту самоопределения; начало практической реализации личной профессиональной перспективы и постоянная корректировка намеченных планов.[5]

Еще одно ключевое понятие — это карьерная ориентация человека. Профессиональная направленность — неотъемлемая черта мотивации профессиональной деятельности, определяемая всеми мотивациями в мотивационной сфере и, в частности, выражающаяся в интересах, отношениях и инициативных усилиях. На основе широкого спектра потребностей, интересов, идеалов и взглядов человека. Профессиональная направленность характеризует единство интересов и личностных качеств в системе профессионального самоопределения.

Следующим ключевым понятием является понятие профессионального становления личности – процесс прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий, профессиональной деятельности и собственной активности, направленной на самосовершенствование и самоосуществление[6].

4 стр., 1614 слов

Классификация видов трудовой деятельности

... занимает целенаправленная профессиональная работа, осуществляемая в условиях конкретной производственной среды, которая при несоблюдении принятых нормативных требований может неблагоприятно повлиять на его работоспособность и здоровье. Характер и организация трудовой деятельности существенно ...

Детерминацию профессионального развития можно представить следующим образом: в процессе профессионального становления личности могут возникать противоречия двух видов: между личностью и внешней средой, а также внутриличностные. Существует множество классификаций этапов профессионального развития человека. Рассмотрим классификацию, предложенную Зеером Э.Ф., он выделяет семь стадий: 1. Аморфная оптация (0 – 12 лет), на этой стадии основными психологическими новообразованиями являются: профессионально ориентированные интересы и склонности; 2. Оптация (12 – 16 лет): профессиональные намерения, выбор пути профессионального образования и профессиональной подготовки, учебнопрофессиональное самоопределение; 3. Профессиональная подготовка (16 – 23 года): профессиональная подготовленность, профессиональное самоопределение, готовность к самостоятельному труду; 4. Профессиональная адаптация (18 – 25 лет): освоение новой социальной роли, опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности, профессионально важные качества; 5. Первичная профессионализация: вырабатывается индивидуальный стиль деятельности, человек начинает заниматься квалифицированным трудом; 6. Вторичная профессионализация: происходит повышение квалификации, выработка профессионального менталитета, стабилизируется уровень профессиональной активности; 7. Профессиональные навыки: Эту стадию проходят только те работники, которые обладают творческим потенциалом и развитой потребностью в самореализации.

Профессиональное развитие играет важную роль в системе профориентации. Профессиональное развитие – это длительный, обычно необратимый процесс, имеющий вполне определенную «регулярную» структуру, складывающийся из серии непрерывных выборов, достигающих стабилизации лишь в зрелые годы, направленный на присвоение им различных аспектов мира труда, в частности профессиональных ролей, профессиональной мотивации, профессиональных знаний и навыков. Д. Сюпер выделяет основные стадии профессионального развития, здесь будут рассмотрены те стадии, которые проходит молодой человек: 1. Стадия роста или пробуждения (от рождения до 14 лет): выбор профессий происходит под влиянием фантазий с 4 до 10 лет, интересов с 11 до 12 лет и способностей с 13 до 14 лет. 2. Разведка или исследование (15 – 24 года): включат временное занятие (15 – 17 лет), переходный период (18 – 21 год), в котором ненадежные решения переносятся на реальный мир работы или учебы, и «опробование» (22 – 24 года), когда выбор проверяется в реальном труде. 3. Стадия упрочнения, в которую входит «пробная» подстадия (25 – 30 лет).

Еще одно очень важное понятие — это понятие «профессиональный фитнес». Отношение — это соответствие личностных характеристик обследуемого требованиям профессиограммы, его способность овладеть данной профессиональной деятельностью. [7] Е.А. Климов выделяет такие основные компоненты профессиональной пригодности: гражданские качества, отношение к труду профессии, склонности и интересы к данной области деятельности, общая дееспособность, единичные, частные и специальные способности, а так же навыки, знания и опыт.[11]

Кроме того, профессиограммы играют важную роль в профориентации молодых людей. Профессиограмма — характеристика профессии, включающая описание условий труда, прав и обязанностей работника, необходимых знаний, навыков и умений, профессионально важных качеств и противопоказаний по состоянию здоровья.[7]Она дает возможность определить профессиональную пригодность человека, а так же дает возможность оптанту больше узнать о профессии, и соответственно, снижает шанс сделать неправильный выбор. Он направлен на создание целостного восприятия содержания и характеристик определенного типа работы.

2 стр., 530 слов

Русский язык 10. Тема Профессиональные, личные и языковые качества, ...

... люди. Так родилась профессия технолога по производству продуктов общественного питания. Престиж ресторана и столовой зависит от качества работы специалиста по кейтерингу. Специалист в этой профессиональной сфере обязан идти в ногу со ...

Существует множество понятий профессиональной ориентации. Например, Зеер Э.Ф. дает несколько определений этому понятию:

  • это система научно обоснованных психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей личности и потребностей общества;
  • это научно обоснованное распределение людей по различным видам профессиональной деятельности в связи с потребностями общества в различных профессиях и способностями индивидов к соответствующим видам деятельности;

— совокупность педагогических и психологических мер и комплекса информации разного рода направленных на принятие решения по приобретению оптантами той или иной профессии (специальности), а также на выбор оптимального для достижения этой цели пути дальнейшего профессионального образования.

В процессе профориентации предусматривается комплексный подход к оптанту, как к индивиду, личностии т. п. Если профориентация рассматривается как система государственных мер, то в этом случае ее основная цель — решение проблем, связанных с рациональным использованием персонала.

Подводя итог, можно сказать, что концепция профориентации определяется рядом взаимосвязанных концепций. Этими понятиями являются: профессия, выбор и выбор, профессиональное самоопределение, обучение и развитие, карьерная ориентация и пригодность, профессиограмма. Кроме того, само понятие «профориентация» имеет широкое значение. В данной работе мы будем предполагать, что профориентация — это система научно обоснованных психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей личности и потребностей общества. Кроме того, система профориентации неразрывно связана с социальной политикой государства в области занятости и образования населения.

1.3 Особенности старшего школьного возраста и выбор профессии

Подготовка учеников к осознанному выбору профессии — важная социально-педагогическая задача школы. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. говорится о необходимости улучшения профессиональной ориентации школьника. Переход на предпрофильное и профильное обучение актуализировал необходимость проведения специальной работы, направленной на оказание учащимся и родителям помощи в определении дальнейшего образовательного маршрута с учетом индивидуальных способностей и возможностей.

К концу девятого класса выпускник должен сделать определенный выбор. Существует два способа выбора. Первый способ — «проб и ошибок». Когда ученик выбирает профиль обучения или учебное заведение вслепую. И второй способ — когда ученик, изучив самого себя, овладев технологическими знаниями и умениями в 5-9 классах на уроках технологии, ознакомившись с миром профессий, осознанно и самостоятельно делает этот выбор [1].

11 стр., 5328 слов

Профессиональная ориентация старшеклассников

... выбора. Цель курсовой работы: выявить содержание профориентационной работы старшеклассников. Объект курса: профориентация для старшеклассников. Предмет курсовой работы: содержание профессиональной ориентации. Гипотеза исследования: Работа по профориентации будет ... положениями: 1. по значимости выбор профессии можно приравнять к супружескому выбору; 2. профессию лучше выбирать, чем надеяться ...

Учащиеся выпускного класса основной школы часто испытывают серьезные затруднения в выборе профиля обучения в старшей школе. Как правило, они делают этот выбор под действием случайных факторов (например, за компанию, по совету взрослых или друзей).

При этом подростки считают, что располагают достаточным количеством информации о той или иной профессии для выбора профиля дальнейшего обучения. Результаты психолого-педагогических исследований показывают, что подростки не готовы самостоятельно, сознательно выстраивать своё будущее. Причиной этого является недостаточные знания о конкретных особенностях каждого вида деятельности, низкая мотивация к этой проблеме, неумение соотнести свои желания с реальными способностями и возможностями.

Самым важным, неотложным и трудным делом становится для старшеклассника выбор профессии. Психологически устремленный в будущее и склонный даже мысленно «перепрыгивать» через незавершенные этапы, юноша внутренне уже тяготится школой; школьная жизнь кажется ему временной, ненастоящей, преддверием другой, более богатой и подлинной жизни, которая одновременно манит и пугает его. Он хорошо понимает, что содержание этой будущей жизни, прежде всего, зависит от того – сумеет ли он правильно выбрать профессию. Каким бы легкомысленным и беспечным не выглядел юноша, выбор профессии – его главная и постоянная забота.

В пору юности все определенней и отчетливей оказывается индивидуальный облик каждого молодого человека, все ясней выступают те его индивидуальные особенности, которые в своей совокупности определяют склад его личности.

Старшеклассники существенно отличаются друг от друга не только по темпераменту и по характеру, но и по своим способностям, потребностям, стремлениям и интересам, разной степенью самосознания. Индивидуальные особенности проявляются и в выборе жизненного пути. Юность – это возраст, когда складывается мировоззрение, формируются ценностные ориентации, установки. По сути, это период, когда осуществляется переход от детства к началу взрослой жизни, соответствующей степени ответственности, самостоятельности, способности к активному участию в жизни общества и в своей личной жизни, к конструктивному решению различных проблем, профессионального становления. Юношеский возраст по Эриксону, строится вокруг процесса идентичности, состоящего из серии социальных, и индивидуально-личностных выборов, идентификации, профессионального становления.

Как уже говорилось, профессиональное самоопределение начинается в детстве, а заканчивается в ранней юности. Определяющее значение в учебной деятельности приобретают мотивы самоопределения и узкопрактические, в выборе профессии – мотивация выбора профессии у юношей не подвержена изменению с возрастом. У девушек происходит переход от мотивации на общественные нужды к общей мотивации на профессию.

Выбор профессии и овладение ею начинается с профессионального самоопределения. На этом этапе ученики должны уже вполне реально сформировать для себя задачу выбора будущей сферы деятельности с учетом имеющегося психологического и психофизиологического ресурсов. В это время у учащихся формируется отношение к определенным профессиям, осуществляется выбор учебных предметов в соответствии с выбранной профессией.

Характерное приобретение ранней юности — формирование жизненных планов. Жизненный план как совокупность намерений постепенно становится жизненной программой, когда предметом размышлений оказывается не только конечный результат, но и способы его достижения. Жизненный план- это план потенциально возможных действий. В содержании планов существует ряд противоречий. В своих ожиданиях, связанных с будущей профессиональной деятельностью и семьёй, юноши и девушки достаточно реалистичны. Но в сфере образования, социального продвижения и материального благополучия их притязания зачастую завышены.

26 стр., 12763 слов

Профессиональная ориентация молодежи понятие, сущность, механизмы формирования

... проблемы в системе профессиональной ориентации молодежи; изучить деятельность межшкольного учебного комбината №4 в профориентации школьников; рассмотреть профориентационную деятельность общеобразовательных школ. Методами исследования в данной курсовой работе являются анкетирование, анализ ...

При этом высокий уровень притязаний не подкрепляется столь же высоким уровнем профессиональных устремлений. У многих молодых людей желание больше получать не сочетается с психологической готовностью к более интенсивному и квалифицированному труду. Профессиональные планы юношей и девушек недостаточно корректны. Реалистично оценивая последовательность своих будущих жизненных достижений, они чрезмерно оптимистичны в определении возможных сроков их осуществления. При этом девушки ожидают достижений во всех сферах жизни в более раннем возрасте, чем юноши. В этом проявляется их недостаточная готовность к реальным трудностям и проблемам будущей самостоятельной жизни. Главное противоречие жизненной перспективы юношей и девушек недостаточная самостоятельность и готовность к самоотдаче ради будущей реализации своих жизненных целей. Цели, которые ставят перед собой будущие выпускники, оставаясь непроверенными на соответствие их реальным возможностям, нередко оказываются ложными, страдают «фантазийностью». Порой, едва опробовав нечто, молодые люди испытывают разочарование и в намеченных планах, и в самом себе. Намеченная перспектива может быть или очень конкретной, и тогда не достаточно гибкой, для того, чтобы её реализация завершилась успехом; или слишком общей, и затрудняет успешную реализацию неопределённостью.

Ещё один момент, связанный с самоопределением, — изменение учебной мотивации. Старшеклассники, ведyщyю деятельность которых обычно называют учебно-профессиональной, начинают рассматривать учёбу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Их интересуют главным образом, те предметы, которые будут нужны в дальнейшем, их снова начинает волновать успеваемость (если они решили продолжить образование).

Отсюда и недостаточное внимание к “ненужным” учебным дисциплинам, и отказ от того подчёркнуто пренебрежительного отношения к отметкам, которое было принято среди младших подростков. Как считает А.В. Петровский, именно в старшем школьном возрасте появляется сознательное отношение к учению.

Профессия все больше начинает рассматриваться и как средство для достижения жизненного успеха, и как средство для нахождения своего места в обществе, и как средство самореализации личности. Проблема самоопределения становится актуальной как для самого ученика, так и для общества. Адекватное профессиональное самоопределение — это главное достижение успеха в профессиональной деятельности.

1.4 Содержание, формы, методы профессиональной ориентации

старшеклассников

В процессе профессионального становления будущего квалифицированного рабочего можно выделить три четко выраженных периода: 1. Период поступления в профессиональное учебное заведение (профессиональная ориентация в школе, мотивированный выбор старшеклассниками той или иной профессии, профессиональное обучение).

2. Период обучения в профессиональном учебном заведении (овладение соответствующими теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками, предварительная апробация правильности выбора, развитие профессиональных способностей).

3. Начало трудовой деятельности (профессиональная адаптация в период прохождения производственной практики, закрепление и развитие полученных в школе, профтехучилище, техникуме, вузе умений и навыков, приобретение опыта работы, окончательное утверждение в избранной профессии.

Работа по решению задач, стоящих на каждом из этих этапов, и составляет сущность процесса профессионального воспитания. В качестве форм профессиональной ориентации можно выделить следующие: “круглый стол”, индивидуальные и групповые беседы, семинары, описание профессий, диспут, составление и решение профориентационных кроссвордов, ролевые игры, творческие этюды, метод конкретных ситуаций, ярмарки вакансий и пр. Все формы профессионального воспитания можно объединить в три группы:

  • индивидуальные -групповые -массовые. К методам профессиональной ориентации относятся: — информационно-справочные, просветительские методы: профессиограммы — краткие описания профессий;
  • справочная литература;
  • [Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/professionalnoe-samoopredelenie-2/

  • информационнопосиковые системы;
  • профессиональная реклама и агитация;
  • экскурсии школьников на предприяия и в учебные заведения;
  • встречи школьников со специалистами;
  • познавательные и просветительские лекции, профориентационные уроки;
  • учебные фильмы и видеофильмы;
  • использование средство массовой информации;
  • различные ярмарки профессий и их модификации и т.п. — методы профессиональной психодиагностики (в идеале — помощь в самопознании): беседы-интервью закрытого типа (по строго обозначенным вопросам);
  • открытые беседы-интервью (с возможностью некоторого отвлечения от заранее заготовленных вопросов);
  • опросники профессиональной мотивации;
  • опросники профессиональных способностей, личностные опросники, проективные личностные тесты, наблюдение, сбор косвенной информации, психофизиологические обследования, профессиональные пробы, использование различных игровых и тренинговых ситуаций, и т.д. — методы морально-эмоциональной поддержки клиентов: группы общения, тренинга общения, сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии, публичные выступления, профориентационные и профконсультационные активизирующие методы (игры) с элементами психотренинга;
  • личное обаяние профконсультанта различные положительные примеры самоопределения, на которые может ссылаться профконсультант, “праздники труда”, и т.п. — методы оказания помощи в конкретном выборе и принятии решения: построение цепочки основных ходов, построение системы различных вариантов действий клиента для достижения цели, использование различных схем альтернативного выбора.

Составными компонентами профориентационной работы являются:

  • профессиональное просвещение;
  • изучение школьников в целях профориентации;
  • профессиональная консультация;
  • профессиональный отбор;
  • социально-профессиональная адаптация молодежи.

Профессиональное просвещение

Важным компонентом системы профессиональной ориентации учащихся является профессиональное просвещение – сообщение школьникам сведений о различных профессиях, их значении для народного хозяйства, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях их получения, оплате труда. Кроме того, учащиеся должны знать основные общетрудовые и общепроизводственные понятия: что такое культура труда, трудовая дисциплина, принципы планирования, структура предприятия и т.п. Работа по профпросвещению включает в себя: — профинформацию — профпропаганду — профагитацию.

Знания о профессиях учащиеся получают не только в школе. Источниками знаний по этому вопросу учащиеся получают не только в школе. Источниками знаний по этому вопросу служат средства массовой информации, родственники, знакомые и др. При этом сведения о содержании профессии и их значимости иногда могут быть даны весьма искажено, вследствие чего возможно создание картины неоправданной привлекательности одних профессий и атмосферы недоброжелательности к другим.

В связи с этим перед школой, как и перед всем обществом, стоит довольно сложная задача – исправить идущие вразрез с потребностями экономики страны и общества отношение к некоторым профессиям и сформировать новое. Решить эту задачу призвана та часть профпросвещения, которую называют профпропагандой. Однако всю работу по профпросвещению ни в коем случае нельзя сводить только к пропаганде профессий.

Планировать работу по профессиональному просвещению в школе, в частности по профпропаганде и последующей профагитации, следует в соответствии с предварительной профдиагностикой. Только на основе такого подхода можно проводить соответствующую работу со школьниками, направленную на формирование сознательного отношения к выбору профессии.

Чтобы работа по профпросвещению имела положительные результаты, она должна проводиться умело и с большим педагогическим тактом. Ориентируя на профессии, в которых страна и общество испытывают недостаток, нужно избегать всякого рода нажим, так как неумелое давление на школьников может привести лишь к окончательной потери интереса к данной профессии. Главный принцип, которым следует руководствоваться в работе по профпросвещению, — связь его с жизнью. Исходя из этого, основные направления работы в этой области можно выразить так:

  • профпросвещение предполагает формирование целостного, многопланового представления учащихся о народном хозяйстве страны, его отраслях, предприятиях, профессиях;
  • в процессе проведения работы по профессиональному просвещению необходимо учитывать направленность в развитии отраслей народного хозяйства данного экономического района, сложившиеся трудовые традиции, наличие общеобразовательных и профессиональных учебных заведений;
  • профессиональное просвещение молодежи должно основываться на реальной потребности в конкретных профессиях;

— ознакомление с миром профессий следует тесно увязывать с профессиональными интересами, склонностями и способностями молодежи и динамикой развития этих особенностей молодых людей. Содержание работы по профессиональному просвещению должно учитывать состав учащихся по возрасту, полу.

Составной частью профпросвещения является профпропаганда, а основными формами ее проведения – встречи с представителями различных профессий, лекции о различных отраслях народного хозяйства, производствах и профессиях и т.д. Значительное место в работе по профпросвещению занимают беседы, которые проводят классные руководители, учителя-предметники или представители различных профессий. При этом тематика бесед должна отвечать возрастным особенностям школьников и охватывать круг вопросов, интересующих самих учащихся.

Изучение школьников в целях профориентации Изучение учащихся в целях профориентации (предварительная профдиагностика), как уже было сказано выше, составляет один из важнейших составных компонентов профориентации школьников. На этом этапе следует изучить характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональную направленность, профессиональные намерения, мотивы выбора профессии, черты характера, темперамент, состояние здоровья.

Профессиональная консультация учащихся В широком смысле слова профконсультация — это система оказания действенной помощи в трудовом самоопределении учащихся, основанная на изучении личности.

Можно выделить три этапа в работе по профконсультации: 1. Подготовительная профконсультация должна подвести учащихся к осознанному выбору профессии, ведется она в течение всего периода школьного обучения. 2. Цель завершающей профконсультации — оказание помощи в выборе профессии в соответствие с интересами, склонностями и психофизиологическими способностями ученика. Эту консультацию в 8-11 классах проводят специалисты-профконсультанты совместно с учителями школы. 3. Уточняющая профконсультация нередко выходит за рамки школы и осуществляется в средних профессионально-технических училищах, вузах, на предприятиях и т.п.

На каждом из этих этапов профконсультация носит разный характер. На первом этапе подготовка учащихся к выбору профессии немыслима без развития самооценки и положительных качеств личности. При этом профконсультация прежде всего носит развивающий характер. Если у ученика уже сложились интересы, отвечающие его способностям, то задача профконсультанта, учителя, классного руководителя состоит в том, чтобы направлять его деятельность.

На втором этапе профориентация носит рекомендательный характер и решает такие основные задачи: соответствие состояния здоровья требованиям выбираемой профессии, психологическая готовность личности к овладению избранной профессией, справочная информация учащихся о содержании и характере труда, возможностях получения специального образования, профессиональной подготовки и трудоустройства. Согласно этим задачам выделяют три этапа профконсультации: психологопедагогическую, медицинскую и справочную [20].

Для проведения психолого-педагогической консультации используют данные предварительной профдиагностики личности школьников. Третий этап профконсультации связан с поступлением ученика в профессиональное учебное заведение или непосредственно на работу. Его можно назвать еще формирующим, ибо основная задача на этом этапе помочь молодому человеку утвердиться в профессиональном выборе. С помощью школы учащиеся знакомятся с будущими условиями своей деятельности, готовясь к обучению в учебном заведении или непосредственно поступлению на работу. Профессиональная консультация для учащихся по форме проведения может быть коллективной, групповой и индивидуальной.

Профессиональный отбор (подбор) учащихся

Составная часть профориентации — профессиональный отбор , то есть выбор лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности. В процессе профессионального отбора определяют профессиональную пригодность человека на основе существующих у людей физиологических и интеллектуальных различий.

Профессиональная пригодность — это уровень соответствия физических качеств и психофизических особенностей человека профессиональным требованиям. Если эти качества и особенности не достигают нужных требований, происходит перегрузка. Это случай профессиональной неполноценности, от которой страдают и общество и личность. Профотбор (подбор) подразделяют на два вида — констатирующий и организующий. Констатирующий профотбор предполагает решение вопросов о пригодности к профессии того или иного лица в форме “годен” и “негоден”. В случае отрицательного ответа человек предпринимает новую попытку решения вопросов трудоустройства. Организующий профотбор (подбор) имеет целью выявить и оценить индивидуальные особенности человека, являющиеся показаниями не к одной, а к нескольким профессиям, что в большей мере отвечает нуждам и задачам заведений, предприятий по своевременному заполнению вакантных мест.

Социально-профессиональная адаптация молодежи

Профессиональная адаптация — важнейший этап процесса профессионального самоопределения человека. На этом этапе выявляются недостатки предшествующей профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, осуществляется процесс формирования новых установок, потребностей, интересов в сфере труда и, наконец, выявляется, насколько жизненные планы оказались реальными. Поэтому адаптация является своеобразным критерием эффективности профориентационной работы с молодежью.

Профессиональная адаптация — это процесс приспособления учащихся к будущей профессии в общеобразовательных школах, профтехучилищах, техникумах, вузах и т.д. к условиям их профессионального труда в результате чего происходит закрепление кадров в народном хозяйстве. В процессе приспособления к трудовому коллективу можно выделить три стадии:

  • ознакомление с новой ситуацией;

— стадия приспособления к этой ситуации — работник переориентируется, признает главные элементы новой системы ценностей, но у него сохраняются в качестве равноценных многие прежние установки” — стадия ассимиляции — полное приспособление к трудовому коллективу, усвоение его установок.

Глава II. Организация опытно-экспериментальной работы по

профессиональной ориентации старшеклассников

2.1. Организация исследования

Вопрос о выборе профессии — это вопрос о том, что ищет в профессии личность, какие жизненные планы, потребности, интересы и намерения пытается она реализовать в выбираемой сфере деятельности. Конечно, не всякий план и не всякая потребность, интерес и намерение обусловливают устойчивый и достаточно сознательный выбор.

Цель данного эмпирического исследования – выявить, как проводится профориентационная работа в школе.

Задачи эмпирического исследования: 1. Разработать анкету для учащихся. 2. Провести беседу с классными руководителями. 3. Провести анкетирование на профессиональное самоопределение учащихся. 4. Проанализировать полученные результаты.

В соответствии с темой исследования была разработана анкета на профессиональное самоопределение, позволяющая выявить определились ли учащиеся с выбором профессии и учебного заведения, а также каким образом ведется подготовка к будущей профессии.

Для обобщения опыта учителей по профориентации была проведена беседа среди классных руководителей десятых классов.

Всего в исследовании приняли участие 29 учащихся десятых классов МБОУ СОШ №1 г.Городище и 2 классных руководителя.

2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов

По результатам беседы, проведенной с классными руководителями, в школе ведется следующая работа по профессиональной ориентации старшеклассников:

  • большое внимание уделяется таким методам профориентации как проведение экскурсий на различные предприятия, вузы, ПТУ;
  • создаются профильные классы с углубленным изучением отдельных предметов (математические, гуманитарные классы);
  • организация факультативов;
  • классные руководители проводят классные часы в данном направлении, оформляют стенды;
  • проводятся коллективные и индивидуальные беседы, консультирование.

На вопрос, «Какие формы профессиональной ориентации старшеклассников Вы используете?», был получен ответ, что основной формой профессиональной ориентации старшеклассников является профессиональное просвещение — сообщение школьникам сведений о различных профессиях, их значении для народного хозяйства, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях их получения, оплате труда. Так же, в ходе беседы было выяснено, что значительное внимание уделяется классными руководителями профориентационным экскурсиям, тогда как диагностике учащихся отводится незначительное место.

Чтобы убедиться в эффективности профориентационной работы, которую проводят классные руководители, было проведено анкетирование учащихся на профессиональное самоопределение. Анкета содержала следующий список вопросов: 1.Как Вы учитесь? 2.Выбрали ли Вы свою будущую профессию? 3.Что Вас больше всего привлекает в выбранной профессии? 4.Какие факторы и мотивы оказали влияние на выбор Вами профессии? 5.Вы когда-нибудь проходили профессиональную ориентацию? 6.Каким образом вы готовите себя к своей будущей профессии?

Анализ ответов школьников 10 классов позволил выявить следующее:

Из 29 опрошенных 13,8% учатся на «отлично», 51,8% — «хорошо», и 34,5% «удовлетворительно».

Согласно полученным данным, 65,5% учащихся, что составляет 19 человек, уже определились с выбором профессий; тогда как 34,5% учащихся, что составляет 10 человек, еще не имеют вариантов своей будущей профессии. То есть большинство учащихся выбрали свою будущую профессию. Причем, доля определившихся с выбором профессии среди обучающихся хорошо и отлично выше, чем среди тех, кто учится удовлетворительно. Это может быть связано с тем, что молодые люди, обучающиеся на хорошо и отлично определяются с профессией еще в 9 классе, целенаправленно идут в 10 класс, с дальнейшей целью поступления в ВУЗ. Кроме того, обучающиеся удовлетворительно относятся к выбору профессии не так серьезно как хотелось бы.

Большинство опрошенных при выборе профессии ориентируется, можно сказать, исключительно на ее материальную сторону. Ведь, чаще всего, бывает так, что наиболее престижная профессия является наиболее оплачиваемой, а эти два параметра выбрало 79% опрошенных респондентов, определившихся с выбором профессии. Творческий характер труда, Семейные традиции, СМИ – привлекательны для 21% учащихся.

Основным мотивом выбора профессии для большинства (48,3%) является «Родители и родственники», 20,7% обучающихся утверждает, что для них главный фактор, который сыграл роль выбора профессии – это «личный интерес». Для остальных важными факторами стали «Встречи с интересными людьми, представителями профессий» (10,4%), «Семейные традиции» (6,9%), «СМИ» (6,9%), «Экскурсии на предприятия» (6,9%).

Такие показатели говорят, о низкой ценности способностей человека к тому или иному виду труда. Семья в жизни молодого человека, выбирающего свою будущую профессию, играет огромную роль. И решает, по сути, за молодого человека, его судьбу. Это, весьма часто, имеет негативные последствия, которые выражаются в неуспешности человека в профессиональной деятельности, в неспособности закончить обучение по выбранной профессии, нежелании идти работать по специальности, а так же в большом числе молодежи, которая после получения образования идут получать совершенно другую профессию, нежели их первая.

Анализируя ответы учащихся на вопрос о прохождении профессиональной ориентации, было выявлено, что 62,1% учащихся проходили профессиональную ориентацию, 20,7%учащихся ответили отрицательно, а 17,2% вовсе не знают что это такое. Данные показатели весьма неблагоприятны. Это связано с тем, что введение профильного обучения в школах – одна из целей реформы образования, которая проводится в настоящее время в России. Для того, чтобы молодой человек мог правильно выбрать себе профиль, основываясь не только на своих желаниях, но и на своих возможностях, он должен пройти те или иные профориентационные мероприятия. Что бы впоследствии развивать свои способности гораздо успешнее с помощью профиля, которые ему действительно подходит.

Согласно полученным данным, 100 % учащихся обучаются в профильных классах, что составило 29 человек; 41,4% учащихся посещают факультативы; 34,5% учащихся посещают курсы и занимаются с репетиторами, 24,1% учащихся кроме изучения школьной программы, ничего не предпринимают. Таким образом, инициативу и самостоятельность в подготовке к будущей профессии проявляет незначительное число учащихся.

Формирование готовности к самоопределению возможно при условии сотрудничества со взрослым, от которого ученик ждет не готовых решений и советов, а честного разговора о волнующих подростка проблемах и достоверной информации, на основе которой он сам примет решение.

Задача школы — воспитание человека, умеющего ставить перед собой достижимые цели, выбирать оптимальный путь их достижения, анализировать результаты деятельности, извлекать уроки из неудач и брать на себя ответственность за свои поступки.

Подводя итоги, можно сказать, о том, что профессиональная ориентация молодежи в школе развита на минимальном уровне. Даже если и введены уроки профессионального выбора, лишь создается видимость проведения профориентационных мероприятий. Кроме того, если они и проводятся, то лишь только в основном в виде экскурсий и коллективных бесед. Никакой индивидуальной работы со школьниками не ведется. А ведь невозможно с помощью вышеуказанных методов сориентировать подростка на правильный выбор профессии. Школьные профориентаторы не прививают осознания ценности личностных качеств человека при выполнении той или иной профессиональной деятельности. Многие выпускники школ не могут определиться с выбором дальнейшего профессионального пути. Действия школ и специализированных учреждений, занимающихся профориентацией, в большей мере, не согласованны, даже более того, не пересекаются.

Таким образом, в соответствии с темой исследования были выявлены следующие проблемы: работа по профориентации в старших классах является малоэффективной, значительное число учащихся не определены с выбором профессии, мало внимания уделяется изучению личностных особенностей школьников, ознакомлению с миром профессий.

Заключение

В ходе работы мной были достигнуты задачи, поставленные в начале исследования. Я изучила литературу по теме исследования, рассмотрела теоретические аспекты проблемы. Составила анкету для изучения профессионального самоопределения у школьников. Провела сравнительный анализ результатов исследования, и сформулировала выводы.

Поставленная в работе цель: выявить содержание профессиональной ориентации старшеклассников – достигнута. В теоретической части исследования изучены теоретические аспекты профессиональной ориентации старшеклассников, раскрыты особенности данного возраста, содержание, формы и методы профориентационной работы

Социальная роль школы как ведущего учебно-воспитательного учреждения по формированию всесторонне развитого, готового к трудовой деятельности подрастающего поколения обуславливает ведущую позицию педагогических коллективов в едином многогранном процессе профессиональной ориентации, осуществляемой школой, семьей, всей общественностью. Учитель помогает школьникам осознать им склонности и способности, направляет развитие их профессиональных интересов. Он помогает родителям разобраться в трудности правильного выбора профессии их ребенком. Учитель должен уметь в зависимости от педагогической ситуации, от своих собственных возможностей, интересов и способностей школьников подобрать комплекс школьников подобрать комплекс педагогических средств, методов воздействия на личность, чтобы достичь цели профориентации, реализовать тот широкий круг задач подготовки молодежи к выбору профессии, которые призвана решать школа.

Эмпирическая часть показала, что, несмотря на то, что в школе ведется разнообразная работа по профориентации учащихся, она остается малоэффективной, и, одной из возможных причин может являться отсутствие единой программы профориентации, которая бы включала в себя разнообразные по содержанию формы и методы профориентации.

Система профессиональной ориентации молодежи требует очень больших доработок и изменений. Со стороны государства слишком мало уделяется внимания этому вопросу. Молодежь при выборе профессии предоставлена сама себе. Что не может негативно не сказаться на результатах профессиональной подготовки будущих специалистов. Школьникам, и молодежи в целом, предоставляется слишком мало информации о возможностях профессиональной ориентации, о организациях и учреждениях, в которых можно получить консультации по поводу выбора профессии. Поэтому одним из приоритетных направлений молодежной политики в России должна стать разработка и внедрение системы профориентации.

Таким образом, задачи, поставленные в работе, успешно реализованы в ходе экспериментального исследования.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/professionalnoe-samoopredelenie-2/