Рыночная экономика требует квалифицированного работника, который может быстро адаптироваться к растущим потребностям работодателя. В связи с этим сегодня возобновляется профессиональная переподготовка рабочих, которая в этих условиях приобретает несколько иное правовое содержание. Профессиональная переподготовка находится в зачаточном состоянии, в основном это связано с наличием противоречий и намеков в трудовом законодательстве. К сожалению, ТК РФ не содержит юридического определения понятий профессионального обучения, переподготовки и повышения квалификации, что приводит к определенным трудностям в правоприменительной практике, в частности, когда работодатель, заменяя понятия, нарушает права рабочих. Это связано с тем, что в настоящее время существуют различные акты, регулирующие некоторые вопросы профессиональной переподготовки. В этих нормативно-правовых актах встречаются противоречия. Вместе с тем, перед работодателем стоит нелегкая задача: решать за чей счет работник будет проходить переобучение, каковы механизмы защиты средств, затраченных на обучение работника, какие гарантии при прохождении профессиональной переподготовки он обязан предоставить работнику, проходящему обучение, и, наконец, какой вид договора следует заключать в этом случае.
Объектом исследования являются нормы трудового права Российской Федерации, регулирующие отношения по профессиональной переподготовке субъектов труда и отношения, непосредственно связанные с ними.
Объектом исследования являются социальные отношения, складывающиеся в контексте профессиональной переквалификации субъектов труда и других отношений, непосредственно связанных с ними.
Целью курсовой работы является общее описание учреждения профессиональной переподготовки в соответствии с российским трудовым законодательством.
Задачи:
- Дайте концепцию, раскройте виды переподготовки по российскому праву.
- Проанализировать основные положения, регулирующие правоотношения в сфере профессиональной переподготовки.
- Считайте общие положения и трудовой договор особым видом переподготовки.
Нормативно-правовая база исследования — Трудовой кодекс Российской Федерации, федеральные законы и постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы Министерства образования и науки Российской Федерации, нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации субъекты Федерации.
Методология исследования — диалектический подход, использование хронологического принципа, анализ исследования, сравнение различных подходов, систематизация полученной информации.
ВЫПУСКНАЯ по программе профессиональной переподготовки «Педагогика ...
... дистанционного обучения // Молодой ученый. — 2012. — №2. — С. 59-62. Цель выпускной аттестационной работы: Задачи: уточнить основные современные подходы к разработке учебных курсов; определить специфику учебного ... современными методами, способами обучения может упустить момент формирования той или иной профессиональной компетенции, так как все новое сначала нужно изучить, затем внедрить ( ...
В соответствии с поставленными задачами курсовая работа состоит из введения, 2-х глав, состоящих из 4-х абзацев, заключения и списка использованной литературы.
1. Понятие и виды профессиональной переподготовки по российскому трудовому законодательству
1 Понятие профессиональной переподготовки
Профессиональная переподготовка специалистов — самостоятельный вид дополнительного профессионального образования.
Дополнительное профессиональное образование является самостоятельным подвидом дополнительного образования, который направлен на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды, не сопровождается повышением уровня образования и осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ — повышения квалификации и профессиональной переподготовки
В действующем Трудовом кодексе Российской Федерации отсутствует юридическое определение понятий профессионального обучения, переподготовки и повышения квалификации.
Е.Р. Брюхина предлагает авторское определение профессионального образования и обучения.
Профессиональное обучение — это передача студенту знаний, навыков и практического опыта, а также их углубление и совершенствование, а также использование багажа знаний, навыков и умений, приобретенных в будущем, для достижения квалификаций, установленных государством.
Профессиональное обучение — это передача студенту, не имеющему профессии или специализации, знаний, навыков и практического опыта с целью ускорения их усвоения, для дальнейшего использования знаний, полученных при выполнении работ или группы работ начального квалификация.
По мнению Е.Р. Брюхиной, профессиональная переподготовка для получения дополнительной квалификации должна осуществляться для получения новой дополнительной квалификации, а не расширения уже имеющейся, ибо в буквальном толковании расширение квалификации специалистов в целях их адаптации к новым экономическим и социальным условиям и ведения новой профессиональной деятельности — это нечто иное, как повышение квалификации.
Исследовав две диаметрально противоположные точки зрения об обучении вторым и смежным профессиям рабочих, существующих в науке трудового права, она полагает, что получение смежной специальности следует относить к повышению квалификации, а приобретение второй специальности — к разновидности профессиональной переподготовки. Когда же речь идет об обучении вторым профессиям для расширения профессионального профиля и получения возможностей для работы (доходного занятия) по совмещаемым профессиям, а также получения родственной профессии, целесообразно говорить о повышении квалификации, и, как следствие, о заключении договора о повышении квалификации.
Профессиональная переподготовка на педагога-психолога дистанционно
... -педагогическая деятельность; Психология всех возрастных, социальных и профессиональных групп; Этика и деонтология в работе психолога. Обучение ведется в соответствии с требованиям профстандартов! Наши преимущества: Выдаем диплом о профессиональном образовании со ...
К образовательным учреждениям повышения квалификации относятся:
- академии (за исключением академий, являющихся образовательными учреждениями высшего профессионального образования);
- институты повышения квалификации (усовершенствования) — отраслевые, межотраслевые, региональные;
- курсы (школы, центры) повышения квалификации, учебные центры службы занятости.
Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации
Профессиональная переподготовка к новому виду профессиональной деятельности осуществляется на основании квалификационных требований, установленных для определенных профессий или должностей. Стандартный срок переподготовки — более 500 часов аудиторных занятий. Профессиональная переподготовка для получения дополнительной квалификации проводится по дополнительным профессиональным образовательным программам, формируемым в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для присвоения дополнительной квалификации, устанавливаемыми Министерством образования РФ совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции, и реализуется для специалистов, освоивших одну из основных образовательных программ высшего или среднего профобразования, для которых предназначена данная дополнительная квалификация. Стандартный срок переподготовки — более 1000 аудиторных часов.
Профессиональная переподготовка для выполнения нового вида профессиональной деятельности и для получения дополнительной квалификации не является получением второго (нового) высшего образования. Именно такое разъяснение дало Минобразования России в Письме <consultantplus://offline/ref=508EF550DE12AAF008E5CAF8278F5674D39C973240E542B7D0AE78BDE0EEAC955697CB7801C629H9h0D> от 19 декабря 2005 г. N ЛИ-4753@/12-1105 «О разъяснении различий между получением второго высшего образования и прохождением профессиональной переподготовки». По результатам прохождения профессиональной переподготовки специалисты, обучающиеся по дополнительным профессиональным образовательным программам, обеспечивающим совершенствование знаний для выполнения нового вида профессиональной деятельности, и прошедшие государственную итоговую аттестацию, получают дипломы о профессиональной переподготовке, которые удостоверяют право (соответствие квалификации) специалиста на ведение профессиональной деятельности в определенной сфере.
Профессиональная переподготовка и второе высшее образование, по сути, очень близкие понятия, поскольку преследуют одинаковые цели — расширение области знаний, навыков, получение новой специальности и др. Однако между этими концепциями есть следующие ключевые различия.
— Высшее образование, в том числе второе высшее образование, направлено на подготовку высококвалифицированных кадров. Профессиональная переподготовка направлена на получение навыков, необходимых для осуществления нового вида профессиональной деятельности, приобретения новых навыков, новой квалификации.
- Высшее образование можно получить только в высшем учебном заведении. Профессиональную переподготовку можно пройти и в других учебных заведениях.
— Второе высшее образование можно получить только при наличии основного высшего образования. Профессиональную переподготовку можно пройти при наличии высшего или среднего профессионального образования. Кроме того, пройти профессиональную переподготовку можно и в том случае, если вы получаете среднее или высшее профессиональное образование
Профессиональный стресс в управленческой деятельности
... также наиболее эффективные методы борьбы со стрессом, его профилактику. - Минимизация отдельных видов деятельности в управлении. - Влияние стресса на профессиональную деятельность лидера. Гипотеза исследования – стресс оказывает негативное влияние на психическое здоровье ...
- При получении второго высшего образования выдается диплом (диплом бакалавра, специалиста, магистра).
По окончании профессиональной переподготовки выдается диплом о профессиональной переподготовке
Специалисты, обучающиеся по дополнительным профессиональным образовательным программам для получения дополнительной квалификации и прошедшие государственную итоговую аттестацию, получают дипломы о дополнительном (к высшему) образовании или о дополнительном (к среднему профессиональному) образовании, удостоверяющие присвоение дополнительной квалификации.
профессиональный переподготовка правовой
1.2 Виды профессиональной переподготовки
Профессиональная переподготовка специалистов проводится с учетом профиля полученного образования специалистов и осуществляется образовательными учреждениями повышения квалификации и подразделениями образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования по дополнительным профессиональным образовательным программам двух типов:
- профессиональная переподготовка для выполнения нового вида профессиональной деятельности;
- профессиональная переподготовка для получения дополнительной квалификации.
Профессиональная переподготовка может проводиться с перерывом в работе, без перерыва в работе, с частичным перерывом в работе и по индивидуальным формам обучения.
Более подробно российское законодательство регулирует переподготовку государственных служащих.
Для профессиональной переподготовки устанавливаются следующие сроки освоения образовательных программ:
- а) нормативный срок прохождения профессиональной переподготовки для выполнения гражданскими служащими нового вида профессиональной деятельности должен составлять более 500 аудиторных часов;
- б) нормативный срок прохождения профессиональной переподготовки для получения гражданскими служащими дополнительной квалификации должен составлять более 1000 часов, в том числе более 75 % аудиторных часов.
По результатам проведения обязательной государственной итоговой аттестации выдаются следующие документы государственного образца:
- а) диплом о профессиональной переподготовке — лицам, прошедшим обучение по программе объемом более 500 аудиторных часов;
- б) диплом о дополнительном (к высшему) образовании — лицам, прошедшим обучение по дополнительной профессиональной образовательной программе для получения дополнительной квалификации объемом более 1000 часов.
Государственными требованиями <consultantplus://offline/ref=E99BF7352E3C5D71ED806E029E5E04F1DD73ED525A0D9FADEDD34C7C063BB47671846847DC7AD0J2e5N> предусмотрено, что профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих могут осуществляться с отрывом, с частичным отрывом (до трех рабочих дней в неделю) или без отрыва (вечерние группы) от гражданской службы и с использованием возможностей дистанционных образовательных технологий в зависимости от категорий и групп должностей гражданской службы.
Профессиональная этика нотариуса; Должность нотариуса; Государственные ...
... основании, ... Задача 3 На заседании Комиссии по этике Нотариальной палаты мнения разделились относительно мер воздействия на нотариуса, нарушившего Профессиональный кодекс нотариусов Российской Федерации и нормы нотариального законодательства. Два члена комиссии ...
Основаниями для направления муниципальных служащих органов местного самоуправления на повышение квалификации и профессиональную переподготовку являются:
- поступление на государственную или муниципальную службу (впервые вступившие и проработавшие в должности не менее одного года);
- наступление очередного срока повышения квалификации;
- рекомендации аттестационной комиссии;
- включение в кадровый резерв на замещение вакантной должности государственной или муниципальной службы;
- назначение государственного или муниципального служащего на вышестоящую должность муниципальной службы;
- перевод на должность государственной или муниципальной службы иной группы более высокой группы;
- ходатайство руководителя структурного подразделения государственного органа или органа местного самоуправления.
Образовательный уровень государственных или муниципальных служащих, направляемых на профессиональную переподготовку при переходе на более высокую должность на муниципальной службе, не должен быть ниже уровня образования, необходимого для нового вида профессиональной деятельности.
Программы профессионального обучения, переподготовки и повышения квалификации должны обеспечивать получение государственными или муниципальными служащими необходимых знаний, навыков и умений с учетом специализации профессиональной деятельности. Программы профессионального обучения должны соответствовать утвержденным государственным образовательным стандартам профессионального образования.
Программы должны включать современные технологии обучения, деловые игры, тренинги, разбор практических ситуаций, занятия с использованием компьютеров и иных аппаратных средств обучения, обмен опытом и др.
Организация профессиональной переподготовки, повышения квалификации и обучения государственных служащих осуществляется на основании государственного заказа. Государственный заказ на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и обучение государственных служащих формируется с учетом программ государственных органов по повышению квалификации государственных служащих, на основе индивидуальных планов повышения квалификации государственных служащих.
1.3 Нормативно-правовые акты, регулирующие профессиональную переподготовку
Основным нормативным актом, регулирующим данные правоотношения, является Трудовой кодекс Российской Федерации.
Так, ст. 196 <consultantplus://offline/ref=508EF550DE12AAF008E5CAF8278F5674D790953246EA1FBDD8F774BFE7E1F38251DEC77901C72B94H3h8D> ТК РФ, необходимость профессиональной переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Формы профессиональной переподготовки работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 <consultantplus://offline/ref=508EF550DE12AAF008E5CAF8278F5674D793913B45E71FBDD8F774BFE7E1F38251DEC77903CFH2hBD> ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации» в статье 76 регламентирует вопросы дополнительного профессионального образования.
Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).
Профессиональное обучение персонала как аспект развития организации
... персоналом, самого сотрудника и его руководителя. Каждая из сторон привносит свое видение этого вопроса, определяемое её положением в организации ролью в процессе профессионального развития (рис.2). Уровни определения потребностей в обучении, ... Кадровая политика компании, в частности политика в области образования, особенно сильно влияет на объем средств, выделяемых на обучение, а также ...
Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты <consultantplus://offline/ref=D444C0ECDB9142B9B9813CF12E7AB0A1555614FC672EBAC24579AD23F2JC11E>, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации
Обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании. Программа дополнительного профессионального образования может осуществляться в формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также полностью или частично в виде стажировки. Формы обучения и сроки освоения дополнительных профессиональных программ определяются образовательной программой и (или) договором об образовании.
Разработка курсов повышения квалификации завершается итоговой аттестацией обучающихся по форме, определяемой организацией, самостоятельно осуществляющей учебную деятельность. Лица, успешно прошедшие соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшие итоговую аттестацию, получают сертификат о повышении квалификации.
Обязательность дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) предусмотрена для ряда категорий работников:
- федеральных государственных гражданских служащих — не реже чем один раз в три года (ч. 5 ст. 62 <consultantplus://offline/ref=F109B99A365A54ED3933D248E4465AD9D901735ECD564347C93FBD51A77CAEBA1BDE19F62C6A9D47Q8rCO>
- Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»);
- прокурорских работников — не реже чем один раз в три года (п. 1 ст. 43.4 <consultantplus://offline/ref=F109B99A365A54ED3933D248E4465AD9D9017155C0554347C93FBD51A77CAEBA1BDE19F52BQ6r9O>
- Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»);
- педагогических работников — не реже чем один раз в три года (п. 2 ч. 5 ст. 47 <consultantplus://offline/ref=F109B99A365A54ED3933D248E4465AD9D9017755C0514347C93FBD51A77CAEBA1BDE19F62C6A9C40Q8r6O>
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»);
- аудиторов — ежегодно начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата (ч. 9 ст. 11 <consultantplus://offline/ref=F109B99A365A54ED3933D248E4465AD9D9027B5BC0504347C93FBD51A77CAEBA1BDE19F62C6A9B44Q8rDO>
- Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»);
- должностных лиц, занятых в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (ч. 2 ст. 9 <consultantplus://offline/ref=F109B99A365A54ED3933D248E4465AD9D9017755CF574347C93FBD51A77CAEBA1BDE19F62C6A9B46Q8rCO>
- Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).
24 стр., 11739 слов
Обучения администраторов – менеджеров, документальное закрепление ...
... профессиональную деятельность, требуют незамедлительного решения. Решение этих проблем поможет менеджерам в процессе управления персоналом. Предметом диссертации является государственное бюджетное учреждение «Шумихинская центральная районная больница». Основное внимание в исследовании уделяется системе управления персоналом ...
В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан провести повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Так, например, в соответствии со ст. 20.1 <consultantplus://offline/ref=311AD303E38491CE1123A1BA1E4382477D48FB5D7EC9ADC59A81948ADE87034632F6417Ca0w2G> Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» судья обязан повышать квалификацию.
Повышение квалификации судей федеральных судов осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года с сохранением на этот период заработной платы в формах обучения в образовательных учреждениях высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, осуществляющих профессиональную переподготовку и повышение квалификации судей, и стажировки в суде, а также в иных формах. Порядок, сроки и иные формы повышения квалификации судьи определяются Верховным Судом Российской Федерации.
Согласно п. 4 ст. 25 <consultantplus://offline/ref=311AD303E38491CE1123A1BA1E4382477D4FF8567FCEADC59A81948ADE87034632F6417905F7C0CFa7w3G> Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» повышение квалификации работников железнодорожного транспорта, производственная деятельность которых непосредственно связана с движением поездов, осуществляется за счет средств работодателей. Порядок проведения технической подготовки и повышения квалификации работников железнодорожного транспорта устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере железнодорожного транспорта.
Обязанность организовывать повышение квалификации работников установлена в отношении сотрудников таможенных органов (пп. 8 п. 1 ст. 16 <consultantplus://offline/ref=311AD303E38491CE1123A1BA1E4382477D4FF1527ECCADC59A81948ADE87034632F6417905F7C6CFa7w4G> Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»), в отношении нотариусов, стажеров, помощников нотариусов (ст. 30 <consultantplus://offline/ref=311AD303E38491CE1123A1BA1E4382477D48FD5275CDADC59A81948ADE87034632F6417905F7C3C9a7w1G> Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ от 11 февраля 1993 г. N 4462-1)) и так далее.
До 2013 года основным подзаконным актом о профессиональной переподготовке выступал Приказ Минобразования РФ от 06.09.2000 N 2571 «Об утверждении Положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов».
Обоснованный риск как вид профессионального риска медицинских работников
... в рассмотрении риска как вида профессионального обоснованного риска через его состав, раскрыть содержание его элементов; 3. разработать предложения и рекомендации, способствующие правильной квалификации деяний, совершенных в рискованной ситуации медицинскими работниками, ... ремесленниками, хотя порой и искусными в своем занятии. Начиная с XVI в. прогресс медицины в России заметно усиливается, однако е ...
Ему на смену пришел Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 (ред. от 15.11.2013) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам». Вот некоторые его нормы:
Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки)
Реализация программы повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
Структура программы повышения квалификации должна содержать описание перечня профессиональных компетенций в рамках существующих квалификаций, качественное изменение которых происходит в результате обучения.
Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании.
Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе. При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а период освоения программ профессиональной переподготовки не может быть менее 250 часов.
При реализации дополнительных профессиональных программ организацией может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий и электронного обучения <consultantplus://offline/ref=F7E37F8665D881771BA45273EC7A2AFB380A18E477521CBBBA9321190E94EEB03A992FEFD83FDE98s4vCE>.
Дополнительные профессиональные программы реализуются образовательной организацией как самостоятельно, так и через сетевые формы их реализации.
Уже было сказано, что профессиональная подготовка госслужащих наиболее регламентирована. Для реализации этой задачи регионы часто разрабатывают и принимают собственные целевые программы. Приведем в качестве примера наш Пермский край.
Руководством Пермского края разработана и реализуется долгосрочная целевая программа «Повышение квалификации, переподготовка муниципальных служащих и глав муниципальных образований Пермского края на 2012-2014 годы».
Есть и федеральные программы такой направленности. Назовем в качестве примера федеральную программу «Подготовка и переподготовка резерва управленческих кадров (2010 — 2015 годы), утвержденную распоряжением Правительства РФ от 22.04.2010 N 636-р (ред. от 01.09.2012).
Условия и порядок осуществления работодателем профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников определяются актами социального партнерства — коллективным договором и соглашениями или трудовым договором.
В соответствии с п. 3.4 <consultantplus://offline/ref=EB269E31BAAADFC0607E332031321CDEE17D719D5D4C3824B3FFB75B17C38B15CD1D0126A659CAA3a3n0O> Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2014 — 2016 годы его стороны признают необходимым осуществлять меры, направленные на улучшение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности на основе обновления системы профессионального образования всех уровней, развития систем непрерывного профессионального обучения, профессиональной подготовки и переподготовки кадров с учетом приоритетов развития экономики, в том числе меры по стимулированию развития системы внутрипроизводственного обучения, а также по стимулированию работодателей, развивающих собственную учебно-материальную базу, участвующих в модернизации материальной базы и образовательных программ образовательных организаций профильного профессионального образования, создающих условия получения работниками необходимых навыков и умений.
Кадровое обеспечение деятельности судов. Организация специальной ...
... на должность судей; - рассмотреть особенности профессиональной подготовки работников судов, правила и условия повышения ими своей квалификации. 1. Кадровое обеспечение деятельности судов Персонал - один из аспектов организации судебной деятельности. Оно включает: - определение потребности ...
2. Правоотношения в сфере профессиональной переподготовку
1 Общие положения о профессиональной переподготовке
Отношения по профессиональной переподготовке автор относит к самостоятельному виду отношений, входящих в предмет регулирования трудового права, ввиду того, что они являются отношениями ученическими, возникающими между работником и работодателем, мало того, эти отношения тесным образом связаны с трудовыми. В некотором смысле рассматриваемая группа отношений пересекается с административным и трудовым законодательством.
Наиболее четко проявляются в отношениях по профессиональной переподготовке два принципа трудового права — принцип свободы труда и принцип обеспечения равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации, стажа работы по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, ибо они.
Рассмотрев суть принципа свободы труда, можно сделать вывод о том, что каждый сам для себя решает вопрос: заниматься ему трудовой деятельностью или нет. Более того, если гражданин примет отрицательное решение по данному вопросу, для него не будет никаких юридических последствий.
Принцип свободы договора должен получить расширительное толкование: свобода договора должна проявляться не только в праве поступать на работу и реализовывать свое право на труд посредством свободного заключения трудового договора, но и в возможности по своему желанию (по желанию работника) заключать дополнительный к трудовому договору договор, который получил название ученический (ст.198 ТК РФ), ибо лицо, являющееся работником, может реализовать свое право на получение образования, в частности на профессиональную переподготовку, посредством заключения этого вида договора. Заключая его, стороны, во-первых, свободны в выборе условий, т.е. проявляется воля как со стороны работника, так и со стороны работодателя, во-вторых, именно он (договор) является средством реализации, а точнее сказать, основанием возникновения, изменения или прекращения отношений по профессиональной переподготовке.
Права и обязанности работодателя по подготовке и переподготовке кадров, а также права работников на профессиональную подготовку, переподготовку закреплены гл. 31 <consultantplus://offline/ref=0E40ED9CE60851974FEA713514D7063EEE7084D24B2B26593F2538A214E574FF43D3866C30B7A35Fn2K3F> ТК РФ. Согласно ст. 196 <consultantplus://offline/ref=0E40ED9CE60851974FEA713514D7063EEE7084D24B2B26593F2538A214E574FF43D3866C39B2nAK9F> ТК РФ работодатель сам определяет необходимость обучения персонала для нужд организации (компании).
При этом коллективным договором, соглашениями, трудовым договором устанавливаются условия и порядок проведения профессиональной подготовки, переподготовки работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости — в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования. Формы профессиональной подготовки, переподготовки работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 <consultantplus://offline/ref=0E40ED9CE60851974FEA713514D7063EEE7084D24B2B26593F2538A214E574FF43D3866C32BFnAK3F> ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.
Работодатель вправе определять формы обучения сотрудников только для реализуемых им программ профессионального обучения и дополнительных образовательных программ. Принимая соответствующие локальные акты, работодатель должен учитывать действующие правовые акты, регулирующие отношения в сфере образования и применимые к нему соглашения, а также свои финансовые и организационные возможности.
Подготовка по указанным программам может осуществляться работодателем в создаваемых им в качестве структурных подразделений учебных центрах профессиональной квалификации или непосредственно на производстве, в очной, очно-заочной либо заочной форме, а дополнительные профессиональные образовательные программы могут реализовываться также полностью или частично в форме стажировки.
При формировании перечня необходимых профессий и специальностей для осуществления профессионального обучения работодатель должен руководствоваться Перечнем <consultantplus://offline/ref=9C25A0946178DD8EE0BD906E02FA9FA675917EB3954BF4B68BC8AE47FA994545AB1C4CCE036F1406hCqFO> профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 2 июля 2013 г. N 513. Данный Перечень <consultantplus://offline/ref=9C25A0946178DD8EE0BD906E02FA9FA675917EB3954BF4B68BC8AE47FA994545AB1C4CCE036F1406hCqFO> содержит наименования профессий рабочих как общих для всех отраслей экономики, так и характерных для отдельных отраслей производства, а также должностей служащих с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих.
Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Следовательно, обязательство пройти профессиональное обучение, его условия и порядок должны быть изложены в коллективном договоре, контракте или трудовом договоре. Кроме того, это обязательство может быть предусмотрено в должностных инструкциях, положениях о профессиональной подготовке сотрудников, внутренних правилах работы, ссылка на которые содержится в коллективном или трудовом договоре.
В коллективном договоре, трудовом договоре или локальном нормативном акте необходимо подробно указать условия и порядок профессионального обучения. Это необходимо для того, чтобы в случае спора работодатель мог обосновать обязательность профессионального обучения в своих интересах. Если условия и порядок профессионального обучения закреплены в локальном нормативном акте, все сотрудники организации, на которых непосредственно распространяется действие этого акта, должны быть проинформированы против подписания.
Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Отметим, что ст. ст. 173 <consultantplus://offline/ref=311AD303E38491CE1123A1BA1E4382477D48FD5275CCADC59A81948ADE87034632F6417905F6C2C5a7w0G> — 177 <consultantplus://offline/ref=311AD303E38491CE1123A1BA1E4382477D48FD5275CCADC59A81948ADE87034632F6417905F6C3CEa7w2G> ТК РФ определены гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением, которые распространяются на работников в рассматриваемой нами ситуации.
В соответствии со ст. 187 <consultantplus://offline/ref=311AD303E38491CE1123A1BA1E4382477D48FD5275CCADC59A81948ADE87034632F6417905F6C3CAa7w4G> ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
2 Профессиональная переподготовка через механизм ученического
договора
В соответствии со ст. 197 <consultantplus://offline/ref=FE6EBA669590624A85C2D90B1589A46EB62D8755E64FE4BE4D661BADD5DAD09865BEAD392735J5R0F> ТК РФ работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку, включая обучение новым профессиям и специальностям. Это право реализуется при заключении дополнительного соглашения между работником и работодателем или при заключении ученического договора.
Е.Р. Брюхина предлагает авторское определение ученического договора — это соглашение между учеником и работодателем, по которому ученик обязуется в течение обусловленного сторонами срока освоить новую профессию, специальность, квалификацию; отработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного ученическим договором; в случае ненадлежащего исполнения его условий он может быть привлечен к ответственности установленной нормами трудового законодательства, коллективным договором, соглашением, а также локальными нормативными актами; а работодатель обязуется организовать профессиональное обучение, подготовку, переподготовку ученика в соответствии с нормами трудового законодательства и условиями коллективного договора или соглашения; своевременно и в полном объеме выплачивать ученическое вознаграждение, включающее в себя стипендию и оплату работы, выполняемую учеником на практических занятиях по заданию работодателя.
В ст. 198 <consultantplus://offline/ref=FE6EBA669590624A85C2D90B1589A46EB62D8755E64FE4BE4D661BADD5DAD09865BEAD392E3156E1J6R2F> ТК РФ предусмотрены два вида ученических договоров, причем один из них — договор с работником на профессиональное обучение или переобучение без отрыва или с отрывом от работы. Этот договор является дополнительным к трудовому договору и регулируется трудовым законодательством и иными нормативными актами, содержащими нормы трудового договора (договор с работником).
Иными словами, договор сторон о профессиональном обучении или переподготовке оформляется договором о профессиональном обучении, а не дополнительным соглашением к действующему трудовому договору. Такой договор может быть заключен только с работником организации
В соответствии со ст. 199 <consultantplus://offline/ref=FE6EBA669590624A85C2D90B1589A46EB62D8755E64FE4BE4D661BADD5DAD09865BEAD392E3156E1J6RDF> ТК РФ ученический договор должен содержать: наименование сторон; указание на конкретную профессию, специальность, квалификацию, приобретаемую учеником; обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения в соответствии с ученическим договором; обязанность работника пройти обучение и в соответствии с полученной профессией, специальностью, квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре; срок ученичества; размер оплаты в период ученичества.
Ученический договор может содержать иные условия, определенные соглашением сторон, например, работодатель может включить в этот договор условие о том, что если работник увольняется без уважительной причины до истечения срока, определенного трудовым соглашением, то он будет обязан возместить затраты, которые связаны с направлением его на обучение. Ученический договор заключается на срок, необходимый для обучения данной профессии, специальности, квалификации, на что указывает ст. 200 <consultantplus://offline/ref=FE6EBA669590624A85C2D90B1589A46EB62D8755E64FE4BE4D661BADD5DAD09865BEAD392E3156E2J6R6F> ТК РФ. Договор об ученичестве подписывается письменно в двух экземплярах. Договор об ученичестве действует с даты, указанной в этом договоре, в течение указанного им срока. Об этом сказано в ст. 201 <consultantplus://offline/ref=FE6EBA669590624A85C2D90B1589A46EB62D8755E64FE4BE4D661BADD5DAD09865BEAD392E3156E2J6R1F> ТК РФ.
Срок по ученическому договору может иметь разное юридическое наполнение: срок, необходимый для обучения данной профессии, специальности, который является обязательным условием ученического договора, и срок отработки, который должен являться дополнительным условием.
В течение срока действия ученического договора его содержание может быть изменено только по соглашению сторон. В соответствии со ст. 202 <consultantplus://offline/ref=FE6EBA669590624A85C2D90B1589A46EB62D8755E64FE4BE4D661BADD5DAD09865BEAD392E3156E2J6RDF> ТК РФ ученичество организуется в форме индивидуального, бригадного, курсового обучения и в иных формах. Время ученичества в течение недели не должно превышать нормы рабочего времени, установленной для работников соответствующих возраста, профессии, специальности при выполнении соответствующих работ (ст. 203 <consultantplus://offline/ref=FE6EBA669590624A85C2D90B1589A46EB62D8755E64FE4BE4D661BADD5DAD09865BEAD392E3156E3J6R5F> ТК РФ).
По соглашению с работодателем ученики, являющиеся работниками этой организации, могут быть на период обучения полностью освобождены от работы или работать в режиме неполного рабочего времени, а также могут проходить обучение в свободное от работы время.
В период обучения нельзя привлекать учеников к сверхурочным работам, а также направлять их в служебные командировки, которые не связаны с ученичеством.
Заключение
Профессиональная переподготовка является важным элементом повышения эффективности труда работников. Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.
Для ряда категорий работников профессиональная переподготовка носит обязательный характер в течение определенных сроков (как правило, 3 лет), для остальных она является добровольной.
Наиболее детально в законодательстве прописана профессиональная переподготовка государственных гражданских служащих. Создана эффективная система дополнительного образования для указанной категории работников.
Права и обязанности работодателя по подготовке и переподготовке кадров, а также права работников на профессиональную подготовку, переподготовку закреплены гл. 31 <consultantplus://offline/ref=0E40ED9CE60851974FEA713514D7063EEE7084D24B2B26593F2538A214E574FF43D3866C30B7A35Fn2K3F> ТК РФ. Согласно ст. 196 <consultantplus://offline/ref=0E40ED9CE60851974FEA713514D7063EEE7084D24B2B26593F2538A214E574FF43D3866C39B2nAK9F> ТК РФ работодатель сам определяет необходимость обучения персонала для нужд организации.
В соответствии со ст. 197 <consultantplus://offline/ref=FE6EBA669590624A85C2D90B1589A46EB62D8755E64FE4BE4D661BADD5DAD09865BEAD392735J5R0F> ТК РФ работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку, включая обучение новым профессиям и специальностям. Это право реализуется при заключении дополнительного соглашения между работником и работодателем или при заключении ученического договора.
На сегодняшний день законодательно многие аспекты профессиональной переподготовки не регулируются, поскольку отдано на усмотрение ведомственных и локальных актов. По мнению ряда правоведов, назрела необходимость более четко прописать права и гарантии работников на профессиональную переподготовку.
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 06.04.2015, с изм. от 02.05.2015) // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1).
Ст. 3.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. N 53 (ч. 1).
Ст. 7598.
Распоряжение Правительства РФ от 22.04.2010 N 636-р (ред. от 01.09. 2012) Об утверждении федеральной программы «Подготовка и переподготовка резерва управленческих кадров (2010 — 2015 годы)» // СЗ РФ. 2010, N 19, ст. 2339.
Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 (ред. от 15.11.2013) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» // Российская газета. N 190. 28.08.2013.
Приказ Минобрнауки России от 02.07.2013 N 513 (ред. от 27.06.2014) «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение» // Российская газета. N 184. 21.08.2013.
Письмо <consultantplus://offline/ref=508EF550DE12AAF008E5CAF8278F5674D39C973240E542B7D0AE78BDE0EEAC955697CB7801C629H9h0D> Рособразования от 19.12.2005 г. № ЛИ-4753@/12-1105 ««О разъяснении различий между получением второго высшего образования и прохождением профессиональной переподготовки» // ОВД. Межведомственный информационный бюллетень. 2006. N 8.
Постановление Правительства Пермского края от 16.12.2011 N 1068-п (ред. от 22.10.2012) «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Повышение квалификации, профессиональная переподготовка муниципальных служащих и глав муниципальных образований Пермского края на 2012-2014 годы» // Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края. N 51. Часть II. 26.12.2011.
Брюхина Е.Р. Право на труд и право на образование: регулирование отношений по профессиональной переподготовке в Российской Федерации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Пермь, 2007. 21 с.
Либерман К. Оформляем переподготовку кадров // Кадровый вопрос. 2014. N 6. С. 25 — 42.
Пфеффер А. Расходы организаций на обучение персонала основным программам // Кадровый вопрос. 2014. N 9. С. 51 — 62.
Семенихин В.В. Кадровый вопрос: подготовка и переподготовка кадров. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2013. 298 с.
Чем отличается диплом о профессиональной переподготовке от диплома о втором высшем образовании? // «Электронный журнал «Азбука права». 2015.