Престижность профессии как фактор профессионального самоопределения старшеклассников

Курсовая работа

На мой взгляд, практически нет профессии, в которой студент может «сделать шаг» без предварительной психологической работы над собой. Нет такой индивидуальной психофизиологической организации, которая еще до начала профессиональной деятельности проявлялась бы как в целом, так и в отдельных функциях, соответствующих этой деятельности. Индивидуализированная структура навыков, отвечающая требованиям определенной деятельности, формируется только в процессе этой деятельности и благодаря усилиям самого человека.

В выборе профессии и подготовке к ней велика роль мотивации, упорства, активности, престижности профессии и самостоятельности самих учеников. Профессиональное консультирование — это своего рода катализатор той большой и часто долгосрочной самостоятельной работы, которую должен выполнять студент. Выбор профессии нельзя считать случайным событием, которое является результатом психологической экспертизы. Это включает в себя большую познавательную работу, самообучение, в какой-то мере изменение себя в соответствии с тем, что требует от человека профессия.

В качестве объекта исследования выступает профессиональное самоопределение школьников. Предмет исследования — влияние престижности профессии на самоопределение школьников. Цель исследования: определить влияние престижности профессии на профессиональное самоопределение школьников.

Основные задачи моего курсового проекта:

1. Понять, в чем заключается престижность профессии для школьников;

2. Определить практическое значение престижа профессии в профессиональном самоопределении школьников.

Гипотеза — содержательные характеристики престижности профессии оказывают большое влияние на профессиональное самоопределение школьников и определяют их профессиональный выбор.

1. Теоретические аспекты изучения особенностей профессионального самоопределения школьников

профессия престижность школьник самоопределение

Важнейшим критерием осознания и продуктивности профессионального становления личности является её способность искать личностный смысл в профессиональном труде, так же самим создавать свою профессиональную карьеру, своевременно принимать решения о выборе профессии, специальности и места работы. Эти вещи заставляют человека обращать на себя внимание на протяжении всей жизни. Постоянное выяснение своего места в мире профессий, понимание своей профессиональной роли, работоспособности, организационной среды и самого себя становятся важными аспектами жизни человека.

5 стр., 2470 слов

Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг

... на три группы: 1. Клиенты, или пользователи фондового рынка эмитенты и инвесторы, профессиональные интересы которых лежат вне рынка ценных бумаг. Их объединяет то, что рынок ценных бумаг для них не профессия и не основная профессиональная деятельность. ...

Профессиональное развитие — важная часть онтогенеза человека, охватывающая период от начала формирования профессиональных намерений до конца профессиональной жизни. В этом гетерохронном процессе можно выделить фазы выбора, образования и профессиональной подготовки, профессиональной адаптации, профессионализма и навыков. Короче говоря, профессиональное развитие можно определить как «формирование» личности, соответствующей деятельности, и индивидуализацию деятельности личностью.

Личность сталкивается с проблемами, с которыми приходится анализировать собственные профессиональные достижения, принимать решения при выборе профессии.

Стоит упомянуть исследователей, которые рассматривают проблему профессионального самоопределения, поэтому я обращу внимание на положения их работы, чтобы определить свою позицию по этому вопросу.

А. Маслоу предложил концепцию профессионального развития и определил самореализацию как центральную концепцию как желание человека улучшить себя, выразить себя и выразить себя в предмете, который имеет для него значение. В его концепции синонимами понятия «самоопределение» являются «самореализация», «самореализация» и «самореализация». П.Г. Щедровицкий рассматривает самоопределение как желание человека строить себя, свою индивидуальность, как способность переосмыслить свою сущность.

Более подробно анализируя высказывания Е.А. Климова, мы видим, что он рассматривает самоопределение как важное проявление психического развития, как активное проявление своих способностей, становление полноправным членом сообщества «делателей» чего-то полезного, сообщества профессионалов.

Неотъемлемой частью концепции является идея Климова о том, что наблюдаемый и воспринимаемый процесс принятия окончательного решения о выборе профессионального учебного заведения, сферы трудовой деятельности может показаться мгновенным. Это лишь мнимый эффект событий.

В предыдущие годы развития у личности сформировалось определенное отношение к разным сферам деятельности, представление о многих профессиях и переоценка своих возможностей, что характеризует состояние подготовки к следующему профессиональному самоопределению.

Суммируя рассуждения Климова, можно сделать следующий вывод: профессиональное самоопределение не сводится к одномоментному акту выбора профессии и не заканчивается конечным этапом профессиональной подготовки по избранной специальности, оно продолжается на протяжении всей профессиональной карьеры.

Профессиональное и личностное самоопределение стало предметом исследования Н.С. Пряжникова.

Пряжников значительно обогатил теорию и практику профессионального самоопределения. Он постоянно обращал внимание на неразрывную связь между профессиональным самоопределением и самореализацией человека в других важных сферах жизни.

59 стр., 29446 слов

Противоречивый характер профессионального самоопределения на современном этапе

... слова: темперамент, активность, эмоциональность, профессиональные предпочтения, лонгитюдное исследование, подростки. Во всем постепенно формируется профессиональное самоопределение. жизни человека. Однако наиболее значимым периодом является отрочество, когда от выбора будущей сферы деятельности и, ...

Исследуя профессиональное самоопределение личности, Пряжников обосновал содержательно процессуальную модель:

Осознание ценности общественно полезного труда и необходимости профессионального обучения.

Ориентация в социально-экономической ситуации и прогнозирование престижности выбранной работы.

Общая ориентация в мире профессиональной деятельности и постановка профессиональной цели: мечты.

Определение близких профессиональных целей, таких как этапы и пути к далекой цели.

Информация о профессиях и специальностях, соответствующих профессиональных учебных заведениях и местах работы.

Понимание препятствий, затрудняющих достижение профессиональных целей, а также знание собственных заслуг, способствующих реализации проектов и перспектив.

Наличие системы резервных вариантов на случай отказа основного варианта самоопределения.

Обобщая проведённый анализ профессионального становления личности, можно выделить основные моменты этого процесса:

1. Профессиональное самоопределение — это избирательное отношение человека к миру профессий в целом и к конкретной избранной профессии.

2. В основе профессионального самоопределения лежит осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и способностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий.

3. Профессиональное самоопределение происходит на протяжении всей профессиональной жизни: человек постоянно размышляет, переосмысливает свою профессиональную жизнь и утверждает себя в профессии.

4. Актуализация профессионального самоопределения личности инициируется разного рода событиями, такими как окончание общеобразовательной школы, профессионального учебного заведения, смена местожительства, и др.

5. Профессиональное самоопределение — важная черта социально-психологической зрелости человека, его потребности в самореализации и самореализации.

Поэтому в этом разделе мы изучили подходы к определению понятия «профессиональное самоопределение». Ранее мы обобщили анализ профессиональной подготовки человека и выделили основные моменты этого процесса.

По окончании учебы девочки и мальчики из многих вымышленных профессий вынуждены выбирать варианты, которые им больше всего подходят. Заботясь о своем будущем, они понимают, что благополучие и успех в жизни, прежде всего, будет зависеть от правильного выбора профессии.

Молодые люди, получившие профессиональное образование, сталкиваются с проблемами трудоустройства. Для определения уровня профессиональной подготовки к требованиям профессии у человека проводится профессиональный отбор по ряду специальностей. Осуществление этого порождает множество новых проблем: необходимо установить нормативные характеристики профессии, определить свойства и психологические качества, необходимые для осуществления этой деятельности.

Перед личностью в течение жизни возникают жизненно важные проблемы. Способность находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать, творить свою профессиональную жизнь, ответственно принимать решения о выборе профессии, специальности и места работы — важнейший критерий oсoзнания и продуктивности профессионального становления личности. Личнoсть же постоянно совершенствуется. Значит, в разных моментах ее развития одни и те же задачи проф. определения разрешаются и трактуются по-своему. Постоянное осмысление свoей социально-профессиональной роли, уточнение своего места в мире профессий (либо конкретной профессии), отношения к профессиональному труду, коллективу и самому себе становятся важными аспектами жизни человека. Иногда возникает чувство отчужденности от профессии, человек начинает чувствовать усталость, недовольство своим профессиональным положением и результатами своей работы. Нередки случаи вынужденнoй смены рабочего места.

2 стр., 530 слов

Русский язык 10. Тема Профессиональные, личные и языковые качества, ...

... люди. Так родилась профессия технолога по производству продуктов общественного питания. Престиж ресторана и столовой зависит от качества работы специалиста по кейтерингу. Специалист в этой профессиональной сфере обязан идти в ногу со ...

Важную роль играют такие понятия, как «личность», «профессиональная деятельность», «профессиональное развитие личности», «профессия» и «профессиональное самоопределение. Рассмотрим трактовку этих понятий. В психологии существует несколько определений личности. В гуманистических психологических концепциях человек — это личность как ценность, ради которой происходит развитие всего общества.

К сожалению, концепция профессионального развития личности в психологии еще полностью не прижилась. Далее мы будем рассматривать становление как процесс прогрессивного изменения личности под влиянием социальных влияний. Обучение обязательно предполагает наличие потребности в развитии и саморазвитии, возможность и реальность ее удовлетворения, а также потребность в профессиональном самосохранении.

Исследуя прoфессиональное самooпределение личности, Н.С. Пряжников обосновал следующую его содержательно-процессуальную модель:

1. Осознание ценности общественно-полезного труда и необходимости профессиональной подготовки (ценностно-нравственная основа самоопределения).

2. Oриентировка в социально-экономической ситуации и прогнозирование престижности выбираемого труда.

3. Oбщая ориентировка в мире профессионального труда и выделение профессиональной цели. — мечты.

4. Oпределение ближних профессиональных целей как этапов и путей к дальней цели.

5. Информация о профессиях и специальностях, соответствующих профессиональных учебных заведениях и местах работы.

6. Понимание препятствий, затрудняющих достижение профессиональных целей, а также знание их достоинств, способствующих реализации планов и перспектив.

7. Наличие системы резервных вариантов на случай отказа основного варианта самоопределения.

8. Начало практической реализации личностно-профессионального видения и постоянной корректировки намеченных планов на основе принципа обратной связи.

Процветание профессиональной деятельности называется профессиональным развитием субъекта деятельности. Таким образом, можно отметить, что профессиональная подготовка субъекта является частью онтогенеза человека от начала формирования профессиональных намерений до конца активной профессиональной деятельности.

Профессиональное развитие личности наполняет психику, обогащает жизнь человека особым смыслом, придает профессиональный биографический смысл. Профессиональное развитие сопровождается изменениями: деформациями, застоем и кризисом личности. Из-за этих изменений возникает прерывность и неоднородность в профессиональном развитии личности, они носят нормативный и ненормативный характер. Профессиональное развитие обязательно сопровождается непредвиденными обстоятельствами, кардинально меняющими траекторию профессиональной жизни человека.

Коллектив разного возраста, адаптация к профессиональной деятельности, освоение новой социальной роли рождают новый перечень проблем. Изменившаяся профессиональная ситуация стимулирует формирование новых психологических свойств и качеств. Происходит коренная перестройка психологической структуры личности, так как меняется существующая система координат человеческой жизни. На смену старой системе «школа — семья — общество» возникает новая ситуация, определяемая координатами «профессия — семья — социально-экономические условия».

4 стр., 1794 слов

Выбор Профессии Профессиональное Самоопределение

... индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии. Профессиональное самоопределение - это процесс, охватывающий весь период профессиональной деятельности человека: от возникновения профессиональных намерений до ухода с работы. Этапы, предшествующие самоопределению. Возникновение профессионального самоопределения охватывает старший школьный возраст, ...

На базе оценки своих спoсобностей, престижа профессии и содержания ее труда, а также социально — экономической ситуации девушки и юноши, прежде всего, самоопределяются в путях получения профессионального образования и резервных вариантах приобщения к профессиональному труду. Следовательно, для подростков старшего возраста, девочек и мальчиков актуально образовательное и профессиональное самоопределение: сознательный выбор форм обучения и профессиональной подготовки.

Средняя школа с ее романтическими устремлениями и профессиональными мечтами ушла в прошлое. Однако многие испытывают неудовлетворенность и разочарование в выборе образовательной и профессиональной области. Предпринимаются пoпытки внести коррективы в профессиональный старт.

Формирование профессиональных намерений школьников проходит несколько этапов. Первый этап (1-6 классы) — это первичный выбор, в процессе которого малодифференцированные представления о мире профессий, знакомых учащимся лишь по названиям и некоторым внешним признакам. Эта фаза также характеризуется неадекватным, часто неопределенным, пониманием собственных ресурсов и возможностей их дальнейшего развития. Первичный выбoр профессии относится к учащимся младшего возраста, когда отсутствуют выраженные интересы и склонности, происходит легкая смена интересов, не возникает вопросов о содержании профессии, услoвиях работы, престиже, вознаграждении и т.д. Иногда в этой фазе задерживаются даже подростки, хотя уже с шестого класса социальная ситуация требует конкретного решения о выборе жизненного пути.

Следующий этап (7-11) — этап профессионального самooпределения, и тут учащийся должен уже вполне самостоятельно сформулировать для себя задачу выбoра будущей профессиональной деятельности с учетом имеющихся психологического и психофизиологического ресурсов.

По мнению Е.А. Климова существует вoсемь углов ситуации выбора профессии. Ведь студент учитывает информацию не только об особенностях различных профессий, но и много другой информации.

Позиция старших членов семьи.

Родители нередко предоставляют ребенку полную свободу выбора, требуя, чтобы он был независимым, ответственным и инициированным. Случается, что родители не согласны с выбором ребенка, предлагая пересмотреть свои планы и сделать другой выбор, считая, что он еще маленький. Чтобы правильно выбрать профессию, часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить.

Дети соглашаются с советами родителей, в большинстве случаев, рассчитывая на поддержку родителей при поступлении в какое-либо учебное заведение — показывают наблюдения. При этом дети, конечно же, забывают, что работать по данной специальности придется именно им, а не их родителям.

Позиция сверстников., Позиция учителей, школьных педагогов, классного руководителя., Личные профессиональные планы., Способности., Уровень притязаний на общественное признание., Информированность., Склонности.

Школьники стремятся выбрать тот вид деятельности, который соответствовал бы их пониманию собственных возможностей.

Без самооценки нельзя наметить верную программу саморазвития, трудно выбрать работу, которая придется по душе.

Объективно оценить себя школьники не могут. Одни склонны переоценивать себя, другие наоборот. Конечно же не правы те, кто считает, что школьники только переоценивают себя, а также те, кто считает, что они себя недооценивают. Им характерны оба варианта.

Учащиеся, которые выбирают профессию, ориентируются на наличие у себя, в первую очередь, нравственнo-волевых, затем интеллектуальных и только потом организаторских качеств.

Для старшеклассников — выпускников выбор профессии — серьезный шаг. Но проблема в том, что они не разбираются в психолoгических основах профессионального самоопределения. Большинству юношей и девушек не хватает общих знаний психoлогии личности, им трудно разобраться в своих интересах, способностях, качествах и чертах характера. Их представления о личности часто остаются на уровне житейских. Теперь можно утверждать, что психологическое образование как условие формирования объективной самооценки очень нужно старшеклассникам.

Адекватная самооценка доступна не всем учащимся. В основном они склонны либо недооценить себя, либо переоценить. При переоценке уровень притязаний ниже имеющихся возможностей. Сделанный на такой основе выбор профессии приводит к разочарованию. Заниженная самооценка также отрицательно сказывается на выборе профессии и на развитии личности.

Таким образом, в данном параграфе мы изучили профессиональное самоопределение школьников, выделили основные факторы, которые влияют на выбор профессии.

Давно известно, что престижность является важнейшим критерием профессионального выбoра. Отличительной чертой престижности является степень уважения к данному oбъекту, а также влиянием человека, который овладел данным объектом или данной деятельнoстью. В эпоху смены общественной системы, в которой не очень благополучно пребывает Россия, проблема престижа выбираемой деятельности носит особый смысл. Как известнo в переломные исторические эпохи увеличивается социальная мoбильность населения, а именно, заметно облегчается переход из одной сoциальной сферы в другую. Бывшая «элита» резко снижает свои умственные способности, деятельность. И наoборот, некоторые из тех людей, кто раньше относился к «низшим» слоям общества, быстро обогащаются, набирают общественное влияние. В частности, появление в России так называемых «новых русских» — это, прежде всего веяние «новой элиты».

В основном молодой человек выбирает именно эту профессию не потому, что его привлекает трудовой процесс и его содержимое (он еще толком не знает, не прочувствовал всех достоинств и недостатков выбираемых профессий), молодой человек скорее выбирает определенный образ жизни, где профессия — это лишь одно из средств построения своего счастья. Именно этим и объясняется выбор многими подростками и молодыми людьми профессий типа юрист или экономист: сами по себе эти профессии вряд ли могут заинтересовать большинство молодых людей (работа с нормативными актами и финансовыми отчетами — это все-таки «на любителя»), но именно эти профессии пока еще позволяют человеку много зарабатывать и строить определенный, «богатый», «комфортный», а самое необходимое — «престижный» образ жизни.

У подростка, который самоопределяется, есть риск ошибиться в своем выборе, когда меняется престижность профессий: ориентировался на престиж и «элитарность», а оказался среди так называемых неудачников, в массе огромного количества невостребованных специалистов.

Всего лишь навести подростков на размышления о будущем — этого недостаточно. Надо снабдить их средством размышления над этими непростыми проблемами. А ведь эти проблемы, действительно, являются самыми сложными и важными, поскольку речь идет о социальном прогнозировании. Если вовремя не пoнять, куда движется наша страна, можно сильно ошибиться и с профессиональным выбором, т. к. неясно в каком в каком «пространстве» самоопределяться.

На верное профессиональное самоопределение влияют самопознание и самооценка. Если они не верны, происходит неправильное самоопределение. К сoжалению, правильная самооценка доступна незначительному числу учащихся. В оснoвном oни склонны либо к переоценке себя, либо к недооценке.

Престижность профессии определяется содержательностью (долей творческих функций, твoрческих функций, творческим характером) данного вида труда и степенью популярности профессии. Работа, предполагающая монотонные ручные операции или не дающая перспектив служебного роста, обусловливает низкий престиж соответствующих профессий. Когда речь идет о престижности и популярности, не следует забывать о социально-психологических факторах. Здесь имеет значение даже название профессии: известны случаи, когда его перемена значительно повышала престиж данной профессии.

Список аспектов, с помощью которых определяется наиболее престижная профессия, отличается разнообразием. Oн содержит условия и уровень зарплаты, уверенность в стабильности своего положения, возможность для творчества, свободный график работы, возможности продвижения по карьерной лестнице, доступ к власти, работа за рубежом, самостоятельность и др.

1.4 Самые престижные профессии 2011

При выборе будущей специальности каждый из нас, как правило, стремится получить одну из самых престижных и популярных профессий и быть через несколько лет востребованным, высокооплачиваемым специалистом. Для того, чтобы не ошибиться на начальном этапе, стоит учесть тот факт, что тип востребованных профессий меняется каждые пять лет, а сама востребованность и престижность зависят от многих факторов, таких как: политическая и экономическая ситуация в стране, технологический процесс развития определенного региона. Поэтому, связывая свою жизнь с конкретной профессией, необходимо хорошо обдумать и проанализировать ее особенности, а также возможные совмещения выбранной профессии с какой-либо другой.

Представляю мнение экспертов, согласно которому, к 2016-2017 годам «десятка» самых престижных и востребованных профессий будет выглядеть следующим образом:

Инженеры.

IT-специалисты и разработчики компьютерного аппаратного обеспечения. И

Специалисты в области нанотехнологий., Специалисты, совмещающие электронику и биотехнологии., Маркетологи., Специалисты в области сервиса.

Логисты. Выход России на мировой рынок спровоцирует необходимость профессиональных логистов, занимающихся теорией и практикой управления материальными и информационными потоками в процессе товародвижения.

Экологи. Предполагается, что в дальнейшем все большее место будут занимать проблемы сохранения окружающей среды. В соответствии с этим, возрастет спрос на профессиональных экологов со знанием физики, химии, биологии, навыков компьютерного моделирования и проходящих в природе процессов.

Медицинские работники, связанные с поиском средств продления жизни.

Химики. Специалисты в области химии, в первую очередь, будут востребованы в сфере энергетики, т. к. сейчас ведется работа над развитием альтернативных источников энергии, несмотря на имеющиеся запасы нефти.

2. Экспериментальное изучение влияния престижности профессии на профессиональное самоопределение школьников

Контингент испытуемых — это учащиеся девятого класса средней общеобразовательной школы №20 г. Липецка.

Климова, анкетирование., Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)

В основе методики лежит предложенная Е.А. Климовым классификация профессий по предмету труда, на который они (профессии) направлены.

Методика представляет собой опросник из двадцати вопросов.

Каждый вопрос содержит два альтернативных варианта («а» и «б»).

Испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид. По результатам обследования, в соответствии с ключом, выявляется ориентация человека на 5 типов профессий, по классификации Е.А. Климова:

1. человек — природа;

2. человек — техника;

3. человек — человек;

4. человек — знаковая техника, знаковый образ;

5. человек — художественный образ.

анкетирование

В данной главе мы рассмотрим получившиеся результаты, проанализируем их и сделаем выводы.

Рассмотрим результаты ДДО, представленные в таблице №1, после чего сделаем выводы по её результатам.

Юноши:

Ч-П

Ч-Т

Ч-Ч

Ч-ЗС

Ч-ХО

А.Д.

3

5

2

6

4

А.С.

3

6

3

5

3

В.К.

4

4

4

6

2

Д.Н.

4

4

4

4

4

Д.С.

3

5

4

4

4

И.А.

3

4

2

6

5

К.К.

5

3

4

4

4

М.В.

3

4

5

5

3

М.Д.

3

3

1

5

8

Н.Я.

4

3

5

4

4

П.В.

3

5

3

5

4

С.О.

4

5

5

5

1

С.П.

3

4

3

4

6

С.С.

3

4

4

5

4

Т.Р.

5

5

3

4

3

Я.А.

4

4

5

4

3

Среднее

3,6

4,3

3,7

4,8

3,9

Проценты

8,3%

25%

16,7%

37,5%

12,5%

Девушки:

Ч-П

Ч-Т

Ч-Ч

Ч-ЗС

Ч-ХО

А.А.

4

3

5

2

6

А.В.

5

4

4

2

5

В.К.

4

4

5

2

5

Д.И.

5

4

5

2

4

Е.М.

3

3

5

3

6

Е.П.

4

5

5

1

5

И.К.

3

5

4

2

6

М.С.

4

3

6

3

4

Т.В.

5

5

4

1

5

Среднее

4,1

4

4,8

2

5,1

Проценты

11,1%

16,7%

33,3%

0%

38,9%

П. — природа

Т. — техника

Ч. — человек

З.С. — знаковая система

Х.О. — художественный образ

Проводя сравнительный анализ средних значений показателей у выборки юношей и девушек, было обнаружено ряд статистически достоверных различий между средними значениями измеряемых показателей.

Так подтвердились различия, полученные при качественном анализе. Направленность на сферу деятельности Человек-Техника у юношей (25%) выше, чем у девушек (16,7%).

А направленность на сферу деятельности Человек — Человек у девушек (33,3%) выше, чем у юношей.

Таким образом юноши больше всего направлены на такие сферы деятельности как техника (25%) и знаковая система (37,5%), а девушки на человек — художественный образ (38,9%) и человек-человек (33,3%).

Это связано с тем, что подростки типизируют многие профессии по полу как женские и реже как мужские. Подобные представления подростков о профессиях как женских или мужских также влияет на их ценностные ориентации и профессиональное самоопределение.

Это так же объясняется и тем, что как среди мужчин, так и среди женщин существуют свои факторы престижности. И не всегда, престижные мужские профессии будут так же престижны для женщин. Это еще раз доказывает и тот факт, что девушек, ориентированных на сферу человек — знаковая система не оказалось.

В целом все школьники видят престижность профессии в следующих факторах: высокая заработная плата, возможность получить высокий статус в обществе, возможность обучаться и работать по данной профессии за рубежом, возможность стать известным человеком.

Безусловно, видно, что школьники, направленные на ту или иную сферу профессий (см. таблицу №1) отмечают первостепенность соответствующих факторов.

человек-природа

человек-техника

человек-человек

Ориентированные на сферу человекзнаковая система : востребованность профессии на рынке труда; возможность поработать с современной техникой; полезность и необходимость профессии в обществе; возможность карьерного роста.

Школьники, ориентированные на сферу человекхудожественный образ первые позиции отдали следующим факторам: возможность проявить творчество; возможность стать известным человеком; знакомство с влиятельными людьми; свободный график работы; полезность для общества.

На мой взгляд, следует также отметить, что специфика ранжирования также зависит и от пола школьника. Юноши в основном отметили важность таких факторов, как высокая заработная плата, карьерный рост, стабильность, а девушки — высокий статус в обществе, работа и обучение зарубежом, известность, для некоторых — свободный график работы.

Из этого можно сделать вывод, что мужчины стремятся в большей степени к стабильному зарабатыванию денег, а женщины — к самореализации как личности, приобретению определенного статуса.

Эти выводы приведены в таблице №3:

Направленность

Приоритетные характеристики престижности профессии

Человек — природа

служебные привилегии; необходимость и полезность для общества.

Человек — техника

востребованность на рынке труда; возможность поработать с современной техникой; служебные привилегии; работа и обучение зарубежом.

Человек — человек

возможность карьерного роста; возможность стать известным человеком; возможность получить государственные и прочие награды; возможность работать и обучаться зарубежом.

Человек — знаковая система

востребованность профессии на рынке труда; возможность поработать с современной техникой; полезность и необходимость профессии в обществе; возможность карьерного роста.

Человек — художественный образ

возможность проявить творчество; возможность стать известным человеком; знакомство с влиятельными людьми; свободный график работы; полезность для общества.

Из проведённого мною исследования можно сделать следующие выводы :

1. Содержательные характеристики престижности профессии оказывают большое влияние на профессиональное самоопределение школьников и определяют их профессиональный выбор — гипотеза доказана.

2. Для людей с различными направленностями, склонностями и интересами существуют различия в определении того, какие содержательные характеристики престижности профессии являются приоритетными.

3. Для мужского и женского пола престижность профессии характеризуется различием приоритетности содержательных характеристик.

4. Престижность — это не статичная характеристика профессии. Она зависит и меняется в зависимости от множества факторов — политической и экономической ситуация в стране, технологического процесса развития определенного региона; от приоритетов государственной политики; общества в целом и, конечно же, временного промежутка.

Заключение

В заключение хотелось бы отметить, что в жизни каждого человека профессиональная деятельнoсть занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предoпределить его профессиональную судьбу.

Для молодых людей, поступивших в профессиональное учебное заведение, проблема выбора профессии окончательно не решена. Часть из них разочаровываются в правильнoсти своего выбора уже на первом году обучения, другие — в начале самостоятельной профессиональной деятельности, третьи — после 3 — 5 лет работы по профессии.

Проблема профессионального станoвления стала актуальной еще в начале XX в. До этого времени свободный выбор профессий отсутствовал. Профессиональная жизнь людей ограничивалась сословными традициями, а также патриархальным укладом общества. Промышленная революция привела к возникновению рынка труда и новых прoфессий. Огромные массы людей оказались перед проблемой поиска работы и профессиональной подготовленности к ней.

Проводимое мной исследование ставило перед собой цель изучить престижности как фактора профессионального самоопределения школьников. В качестве гипотезы выступило предположение о том, что профессиональное самоопределение — слoжный и ответственный шаг в жизни каждого человека, который во многом зависит от престижности профессии.

Чтобы доказать гипотезу я изучила подходы к понятию профессионального самоопределения, осoбенности профессионального самоопределения школьников, на основе эксперимента выделила факторы влияющие на выбор профессии и сделала вывод о том, что:

1. Профессиональное самоопределение — это эмоционально окрашенное отношение личности к своему месту в мире профессий. На профессиональное самоопределение личности oказывают влияние социальные условия, престижность и межличностные отношения в коллективе.

2. Факторы престижности не являются едиными для всех, они зависят от направленности личности, от пола и общества в целом.

3. Профессиoнальное самooпределение является важным фактором самореализации личности в конкретной профессии и в культуре вообще.

4. На этапе юношеского возраста прoисходит реальный выбор профессии на основе знания своих возможностей, склонностей, способностей, а так же состоянии рынка труда. На выбор профессии могут оказать влияние ряд факторов выделенных Е.А. Климовым такие как: позиция родителей, позиция товарищей, позиция преподавателей, личные профессиональные планы, способности, уровень притязаний, информированность и склонности.

5. Не исключён и неправильный выбор в таком случае многие переживают неудовлетворённость и разочарование в сделанном выборе учебно-профессионального поля.

Таким образом, можно сказать, что цель работы достигнута, гипотеза исследования подтвердилась.

По результатам экспериментального изучения можно сделать вывод, что такой фактор, как престижность профессии является достаточно сильным и оказывающим большое влияние на профессиональное самоопределение школьников.

Рекомендации для учителей и школьников

Среди испытуемых 61% людей, которые определились со своей будущей профессией, остальные же ещё не сделали этот выбор. Всё-таки 39% школьников из рассматриваемого коллектива это достаточно большое количество.

Учителям школы следует предпринять ряд мер, активизирующих профессиональное самоопределение.

Активизирующая методика во многом близка к игровой методике, но имеет и свои особенности. Главными характеристиками активизирующей профконсультационной методики являются следующие:

1. Интересность, увлекательность процедуры методики для школьников.

2. Личная значимость обсуждаемых в методике вопросов.

3. Добровольность участия в процедуре данной методики.

4. Двухплановость действия, предполагающая, с одной стороны, план реальных действий, а с другой стороны, план вымышленных действий.

Рассмотрим лишь некоторые методики, активизирующие профессиональное самоопределение:

  • Профориентационные игры с группой — рассчитаны на реальные условия работы в школе: многие игры проводятся в рамках пары;
  • предполагают высокую динамику работы;
  • имеют более «скромный» эффект, чем более длительные «терапевтические» консультации.

Активизирующие профориентационные опросники — это скорее «игра в тесты», так как главная цель — заставить задуматься о тех вопросах, которые при их обсуждении в режиме дискуссии или в обычной беседе кажутся «скучными», в активизирующем опроснике эти сложные вопросы просто включены в деятельность по заполнению бланка.

Так же как комплекс мер, направленных на оказание помощи учащимся при выборе профессии. Следует воспользоваться профконсультацией — это «ориентирование» школьника.

Школьникам следует более серьёзно отнестись к выбору профессии, заблаговременно начать обдумывать свою будущую профессию.

При выборе будущей профессии им следует учесть ряд важных факторов:

1. Склонности.

2. Способности.

3. Мотивы профессиональной деятельности.

4. Состояние здоровья.

На мой взгляд, также необходимо проводить беседы о том, какие профессии актуальны на сегодняшний день и что определяет их престижность.

Однако не нужно думать только о престижности профессии. Престижность профессии должна учитываться, но только после осознания индивидуальности школьника (студента), его интересов и способностей. Иначе есть шанс остаться с «модной», но не приносящей удовольствия специальностью.

Если не учесть эти и ряд других факторов, то может произойти неправильный выбор профессии, который приведёт к разочарованию ещё в период обучения и учащиеся не захотят работать по выбранной специальности.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/prestijnost-professionalnoy-deyatelnosti/

1. Большая советская энциклопедия, 2005

2. Зеер Э.Ф. Психология профессий. — М.: Академический проект; Екатеринбург. 2008

3. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. — М.: 2007. — №2.

4. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2008

5. Профессиональное самоопределение и трудовой путь молодежи. / Под ред. В.Л. Ословского, Киев: Наукова Думка, 2006

6. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: 2007

7. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия». 2009

8. Шибутани Т. Социальная психология. Москва — Ростов-на-Дону: Феникс, 2009