Перечень изучаемых тем, разделов дисциплины (модуля).
Модуль 1. Предмет, проблемы и задачи психологии труда
Психология труда, инженерная психология и эргономика как наука. Культурно-исторические основы развития психологических знаний в сфере труда. История психологии труда. Методы психологии труда.
Модуль 2. Современные психологические концепции трудовой деятельности: методические и теоретические аспекты
Труд как социально-психологическая реальность
2.Труд как функциональная система деятельности.
Модуль 3. Развитие человека в трудовой деятельности
Профессиографирование и профотбор. Психология профессиональных способностей и обучения. Основы профессионального образования.
Модуль 4. Теоретико-методологические основы инженерной психологии.
Специфика методов инженерной психологии. Особенности и классификация систем человек – машина. Показатели качества СЧМ.
Модуль 5. Эргономика. Основные понятия. Задачи эргономики и основные направления.
2.Краткая история развития эргономики.
Модуль 6. Психологические особенности труда в организации
Представление об организации. Психология производственного коллектива. Стрессы и конфликты в профессиональной деятельности. Ценностно-смысловые основы трудовой деятельности
Форма текущего контроля экзамен
Контрольная работа № 1___
Рекомендации по определению варианта, мероприятия по проведению контрольных работ, методические рекомендации по завершению мероприятий.
Введение в психолого-педагогическую деятельность
... 4 Психологическое сопровождение субъектов образования. Теоретические основы труда педагога-психолога- научная психология 5. Общие основы общей психологии и психологии развития. Анализ объекта и предмета изучения социальной психологии реферат 6 Специфика педагогической психологии Практические (семинарские) занятия Модуль ...
Контрольная работа состоит в выполнении следующих задач
1. Разработка профессиограммы и психограммы профессии (по выбору).
2. Определение профессионально важных качеств личности, позволяющих успешно выполнять рабочие задачи по выбранной профессии.
Тема работы: Профессиографический анализ и составление психограммы профессии.
Цель работы: Формирование навыков проведения профессионального анализа и составления психограммы.
Задачи работы
1 . Разработка профессиограммы и психограммы профессии (по выбору).
2. Определение профессионально важных качеств личности, позволяющих успешно выполнять рабочие задачи по выбранной профессии.
Порядок и форма выполнения работы
1. Теоретическая часть.
1.1. Доказательство актуальности темы, выявление необходимости использования профессионального анализа и составления профессионального графического дизайнера в процессе профессионального отбора как целостной системы.
1.2. Описание профессографического анализа как процедуры сбора данных для составления профессиограммы. Определение понятий «профессиограмма» и «психограмма». Распространение и описание структуры, принципов и процесса разработки профессиограммы и психограммы. (См. лит-ру в разделе темы «Психологическое профессиоведение».)
2. Практическая часть.
1.1. Проведение профессиографического анализа профессии. Разработка профессиограммы по схеме описания профессии и структуре профессиограммы (см.: Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб, 2001. — С. 8 – 38).
1.2. Составление психограммы с использованием структуры профессиограммы (там же).
3. Выводы . Целостно (системно) описываются психологические профессионально-важные качества личности, дающие возможность успешного выполнения трудовых задач в выбранной профессии.
Реферат
Темы для написания реферата
Определение понятий «методология», «метод», «методика». Классификация и общая характеристика методов и приемов исследования трудовой деятельности человека. Метод наблюдения, особенности его использования в психологии труда. Трудовой метод (самонаблюдение психолога, «эксперимент на себе»).
Дипломной работы «Формирование навыков самообразовательной деятельности ...
... опытом, в том числе посредством самообразования. Поэтому мы выбрали тему дипломной работы «Формирование навыков самообразовательной деятельности у будущих педагогов дошкольной образовательной организации в процессе профессиональной подготовки в вузе». Задача ...
Специальные методы психологии труда; Профессиографические методы. Понятия стимула и мотива трудовой деятельности; Разновидности мотивов и факторов мотивации трудовой деятельности; Параметры мотивации трудовой деятельности: сила, устойчивость, множественность, структурность, иерархичность; Генезис мотивационной структуры трудовой деятельности; Трансформация общих мотивов личности в трудовые мотивационные кризисы; Методы исследования мотивов трудовой деятельности.
Методические рекомендации по написанию реферата.
Подготовка и защита реферата.
Реферат — это письменное изложение или в виде публичного отчета о содержании научной работы или работ специалистов по выбранной теме, литературный обзор определенного направления.
Его задача — обобщить достижения других, самостоятельно представить проблему на основе фактов из литературы.
Процесс работы над рефератом включает в себя следующие этапы:
1.Выбор тематики реферата. Тема реферата не должна быть слишком общей, глобальной, так как сравнительно небольшой объем работы не позволит раскрыть ее. При выборе темы необходимо проанализировать, как она трактуется в доступной научной литературе.
Выбор темы должен быть желанным и удовлетворять личные познавательные интересы будущего автора. В этом смысле очень важны консультации и обсуждение темы с учителем, который может и должен помочь в выборе правильной темы и постановке рабочих задач.
2.Изучение литературы.
[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/psihogramma-professii/
3.Составление плана работы. Правильно построенный абстрактный план служит организационным стартом в работе студента, помогает систематизировать материал и обеспечивает последовательность его изложения.
План обучающийся составляет самостоятельно, с учетом замысла работы.
4.Процесс написания реферата. После выбора темы, извлечения отрывков из литературы и составления проекта можно переходить непосредственно к составлению аннотации.
Рекомендуется изложить материал абстрактно своими словами, избегая дословного переписывания литературных источников. Работа должна быть написана грамотным литературным языком. Сокращение слов в тексте не допускается. Исключения составляют общеизвестные сокращения и аббревиатуры. Реферат должен быть правильно и аккуратно оформлен, текст (рукописный, машинописный или в компьютерном исполнении) – разборчивым, без стилистических и грамматических ошибок.
5.Оформление и защита реферата. Реферат составляется по принятым правилам и представляется учителю для проверки за 1-2 недели до контрольного занятия.
Защита тематического эссе может проводиться на отдельном уроке в рамках часов учебной дисциплины или по одному эссе за раз при изучении рассматриваемой темы, либо по согласованию с преподавателем.
Виды трудовой деятельности. Трудовая деятельность Труд как вид ...
... совместной деятельности. Направленность труда на преобразование внешнего мира. Производство, использование и сохранение орудий труда, разделение труда способствовали развитию абстрактной мысли, речи, языка, развитию историко-социальных отношений между людьми. Продуктивный характер трудовой деятельности; труд, ...
Защита реферата студентом предусматривает
• доклад по реферату не более 5-7 минут
• ответы на вопросы оппонента.
На защите запрещено чтение текста реферата.
Другие формы текущего контроля
Экзамен
Перечень примерных вопросов для подготовки к экзамену.
Предмет психологии труда. Взаимосвязь предмета психологии труда и предмета психологии. Понятие эргономики. Основные концепции в зарубежной психологии труда конца Х1Х — начала ХХ вв. Основные проблемы в отечественной психологии труда конца Х1Х — начала ХХ вв. Общая характеристика зарубежной и отечественной психотехники. Понятие эргатической системы и эргатической функции. Структура рабочего процесса. Структура предмета работы. Понятия профессия, специальность, квалификация, должность: общие положения и различия. Общая характеристика методов профессиональной психологии Понятия профессиография, профессиограмма, психограмма профессии. Структура профессиограммы и психограммы. Основные методы профессиографии Психические регуляторы профессиональной деятельности человека: отношения «образ объекта», «образ предмета», «образ субъекта-объекта и субъекта-субъекта. Периодизация основных фаз развития человека как предмет труда в онтогенезе. Уникальность трудовой деятельности по сравнению с игрой, учебой, общением. Этапы формирования индивидуального стиля деятельности. Использование теории постепенного формирования мыслительных действий в профессиональном обучении. Проблема кризисов профессионального развития. Психологические детерминанты и уровни профессиональной деструкции. Концепция интегрального исследования индивидуальности (В.С. Мерлин).
Психологические аспекты профориентации. Индивидуальное профессиональное консультирование как условие укрепления профессионального самоопределения. Принципы, методы и критерии оценки уровня профессионального развития. Конфликт, его структура, причины возникновения, методы исследования и способы оптимизации социально-психологического климата в трудовом коллективе Типы и уровни профессионального самоопределения Основные методы профориентации и активизации профессионального самоопределиня Понятие профессиональной пригодности, ее структура. Психологические основы формирования имиджа профессии. Проблема адаптации работников, виды адаптации, критерии и методы оценки адаптации работников. Выдвижение кадрового резерва. Психологическая трудовая реабилитация. Условия выбора профессии и возможность компенсационной адаптации человека к требованиям профессии. «Человеческий фактор» в травматизме и аварийности. Классификация причин ошибок человека. Методы анализа причин несчастных случаев и аварий. Психологические средства улучшения безопасного поведения человека на работе. Понятие трудоспособности и работоспособности. Критерии оценки и фазы изменения работоспособности в процессе труда. Понятие функционального состояния. Виды функциональных состояний. Утомляемость, утомляемость, переутомление как негативные проявления функционального состояния. Методы диагностики, коррекции и предупреждения неблагоприятных функциональных состояний. Монотонность труда, ее виды, критерии оценки. Суть негативного воздействия на сотрудника и средства предотвращения возникновения у человека состояния монотонности в процессе деятельности. Теоретико-методологические основы инженерной психологии. Специфика методов инженерной психологии. Особенности и классификация СЧМ. Оператор в СЧМ. Профессиональные действия и профессиональные задачи в работе оператора. Основы проектирования и эксплуатации СЧМ. Ценностно-смысловые основы трудовой деятельности.
Человек, как субъект труда. Основные условия и этапы становления. ...
... труда. В круг задач профессиональной психологии все чаще входит изучение закономерностей функционирования рабочего не только как индивида, как безличного субъекта, но и как личности. Все более последовательно обозначается вектор изучения человека как личности ...
Оформление письменной работы согласно МИ 4.2-5/47-01-2013 Общие требования к построению и оформлению учебной текстовой документации
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Основная литература
[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/psihogramma-professii/
Носкова О. Г. Психология труда: учеб. пособие / Носкова Ольга Геннадьевна ; под. ред. Е.А.Климова. — 6-е изд., стер. — Москва: Академия, 2011. – 384 с. Психология труда: учебник / под ред. А. В. Карпова. — 2-е изд. — Москва: Юрайт, 2011. — 350 с. Толочек В. А. Современная психология труда : учеб. пособие / Толочек Владимир Алексеевич. — Москва; Санкт-Петербург: Питер, 2010. — 432 с. Аболина, Е.О. Содержание и методы работы психолога труда — практика: учебное пособие для студентов специальности 030301 — «Психология» очной формы обучения [Электронный ресурс] : учеб. пособие — Электрон. дан. — Красноярск : СибГТУ, 2012. — 129 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/60809 .Ефремов, Е.Г. Основы психологии труда и профессиональной психологии: учебное пособие [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Е.Г. Ефремов, Ю.Т. Новиков. — Электрон. дан. — Омск : ОмГУ, 2010. — 352 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/75448.
Дополнительная литература
[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/psihogramma-professii/
Браунер Е. Н. Практикум по эргономике и психологии труда : учеб. пособие / Браунер Елена Николаевна. — Чита : ЧитГУ, 2004. Лисовская Н. Б. Психология кадрового менеджмента / Н. Б. Лисовская, Е. А. Трощинина; Н.Б. Лисовская; Е.А. Трощинина. — Санкт-Петербург : РГПУ им. А. И. Герцена, 2015. — 224 с. Манухина С. Ю.Инженерная психология и эргономика. Хрестоматия: учебно-методический комплекс / С. Ю. Манухина; С.Ю. Манухина. — Москва: Евразийский открытый институт, 2011. — 223 с. Лихтенштейн, В.И. Психология безопасности труда: учеб. пособие [Электронный ресурс] / В.И. Лихтенштейн, В.В. Конашков. — Электрон. дан. — Екатеринбург : УрФУ, 2013. — 136 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/98541. Психология труда, инженерная психология и эргономика в 2 ч. Часть 1 : учебник для академического бакалавриата / Е. А. Климов [и др.] ; под ред. Е. А. Климова, О. Г. Носковой, Г. Н. Солнцевой. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 351 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс).
Психология безопасности и ее место в системе наук
... нами отрасли психологии. Психология безопасности - это раздел психологической науки, изучающий психологические причины несчастных случаев на работе и другой деятельности *, а также способы использования психологии для повышения безопасности деятельности. * Поскольку трудовая деятельность является наиболее ...
Собственные учебные пособия
Толстых Л.Р. Психология труда, инженерная психология и эргономика: учебное пособие. – Чита: ЗабГУ, 2017. – 123 с.
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы*
ЭБС «Троицкий мост»; Договор № 223 П/17-121 от 02.05.2017г. w ww . trmost . ru
ЭБС «Лань» ; Договор № 223/17-28 от 31.03.2017г. www.e.lanbook.ru
ЭБС «Юрайт» ; Договор № 223/17-27 от 31.03.2017г. www.biblio-online.ru
ЭБС «Консультант студента» ; Договор № 223/17-12 от 28.02.2017г. www . studentlibrary . ru
Ведущий преподаватель К.п.н доцент кафедры ТПП Толстых Л.Р.
Заведующий кафедрой Дагбаева С.Б.