Студенческое самоуправление и его особенности

Курсовая работа

2.1 Цель студенческого самоуправления

Цель студенческого самоуправления — создание условий, способствующих самореализации студентов в творческой и профессиональной сфере и решению вопросов в различных областях студенческой жизни.

Основными целями деятельности студенческого самоуправления являются:

  • защита и представление прав и интересов студентов;
  • содействие студентам в решении образовательных, социально-бытовых и прочих вопросов, затрагивающих интересы студентов;
  • привлечение студентов к решению всех вопросов, связанных с подготовкой высококвалифицированных специалистов, соответствующих требованиям, предъявляемым к современным специалистам и организаторам;
  • создание условий для развития чувства социальной ответственности молодежи, участие в решении актуальных проблем Российского общества;
  • сохранение и развитие демократических традиций студенчества;
  • содействие органам управления в решении образовательных и научных задач, организации образовательного и воспитательного процесса, а также досуга и быта студентов.

[3, 5]

2.2 Задачи студенческого самоуправления

Задачи, возникающие в процессе достижения цели:

  • всесторонняя поддержка студенческих коллективов;
  • совершенствование механизма студенческого и аспирантского самоуправления;
  • правовая, информационная, методическая и иная ресурсная поддержка органов студенческого самоуправления;
  • формирование и развитие общественного мнения по проблемам воспитания молодёжи;
  • подготовка предложений администрации вузов, государственным органам и общественным объединениям по проблемам, затрагивающим интересы молодёжи и контроль их реализации;
  • выступление с инициативами, внесение предложений в администрацию университета, органы государственной власти по студенческой (аспирантской) и молодёжной проблематике;
  • организация сотрудничества с молодёжными и другими общественными объединениями городов РФ, а также с международными организациями и межгосударственными объединениями. [3, 7]

2.3 Направления развития студенческого самоуправления

Развитие студенческого самоуправления должно быть направлено на:

  • усиление роли студенческих общественных формирований в гуманистическом воспитании студентов, в формировании их мировоззрения и социальной активности;
  • повышение эффективности и успешности учебы, активизация самостоятельной творческой деятельности студентов в учебном процессе с учетом современных тенденций развития системы непрерывного образования;
  • формирование потребности в освоении актуальных научных проблем по избранной специальности через систему научно-технического творчества студенческой молодежи;
  • воспитание ответственности студенческих коллективов за утверждение идейно-нравственных позиций личности и коллектива;
  • развитие и углубление инициативы коллективов в организации гражданского воспитания. [7, 4]

3. Понятие, признаки и принципы ссу

3.1 Понятие и признаки студенческого самоуправления

15 стр., 7485 слов

Управление социальным развитием коллектива ООО «ОРтранс» (2)

... рассмотреть теоретические вопросы планирования социального развития предпринимательских фирм; оценить уровень социального развития коллектива ООО «ОРтранс»; разработать план социального развития ООО «ОРтранс». Практическая значимость ... А. под социальной средой понимает сам персонал с его различиями по демографическим и профессионально-квалификационным признакам, социальная инфраструктура организации, ...

Студенческое самоуправление как целевая студенческая деятельность — это особая форма активной, самостоятельной и ответственной студенческой общественной деятельности, направленная на решение важных вопросов в жизни студенческой молодежи, развитие их социальной активности.

Самоуправление студентов — одна из форм воспитательной работы вуза, направленная на формирование творческой и всесторонне развитой личности, с активной жизненной позицией, подготовку современных, конкурентоспособных специалистов на рынке труда.

Студенческое самоуправление — это также одна из форм государственной молодежной политики, проводимой в целях консолидации студенческого общественного движения, наиболее полного использования потенциала студенчества в социально-экономических преобразованиях общества, решения студенческих проблем.

Признаки студенческого самоуправления:

1. Согласованность — это набор элементов, которые находятся в определенных отношениях и связях друг с другом и образуют определенное единство.

2. Автономность — относительная независимость студенческого самоуправления в постановке целей и задач деятельности коллектива, разработке её основных направлений; возможность формировать позицию, характеризующуюся независимостью и самостоятельностью в выборе мотивации деятельности, её целей, средств достижения, стиля осуществления.

3. Иерархичность, которая отображается в упорядоченности деятельности ОССУ, структурных подразделений вуза, общественных студенческих формирований, установления между ними взаимосвязей, разделения полномочий, степени ответственности и тд.

4. Отношения с внешней средой, выражающиеся во взаимодействии с органами управления вуза, преподавательским составом, хозяйственными службами, с другими образовательными учреждениями, общественными и государственными организациями. В качестве внешней среды могут выступать различные формы студенческой самодеятельности, клубы по интересам, общественные студенческие организации, спортивные секции и другие общественные и структурные формирования вуза, не имеющие системных связей с органами студенческого самоуправления.

5. Наличие органов студенческого самоуправления (ОССУ), выражающееся в создании на каждом уровне иерархии студенческого самоуправления его органов: советов учебных групп (треугольников), советов факультетов, студенческих деканатов, учебно-воспитательных студенческих комиссий, советов клубов по интересам, штабов студенческих отрядов, советов общежитий и т. д. Каждое ОССУ действует исходя из своей позиции, процедура согласования в каждом случае предусмотрена индивидуально.

21 стр., 10143 слов

Организация ученического самоуправления в общеобразовательной школе

... таких качеств личности способствует организация школьного ученического самоуправления и его деятельность [5]. Глава I . Теоретические основания организации ученического самоуправления в общеобразовательной школе 1.1. Организация ученического самоуправления в общеобразовательной школе как педагогическая ...

6. Самодеятельность, которая предполагает творческую активность в осуществлении управленческих функций (планировании деятельности, организации, мотивировании участников, контроле и руководстве), доведении до исполнения принятых решений. К художественной самодеятельности относится также наличие некоторых полномочий ОССУ, участие непосредственных исполнителей в процессах разработки и принятия решений.

7. Целенаправленность, которая предполагает способность органа студенческого самоуправления ставить цели собственной деятельности и развития, соотносить их с ключевыми целями образовательного учреждения, государственной молодёжной политики; чёткое осознание желаемых результатов, умение видеть оптимальные пути достижения целей.

8. Независимость — финансовая и юридическая независимость ОССУ от администрации вуза

9. Участие в управлении вузом — участие в работе ученого совета вуза.

Похоже, к этой системе следует добавить еще один элемент: выборность. [1, 2, 7]

3.2 Принципы студенческого самоуправления

Принципы ССУ — наиболее общие мировоззренческие идеи относительно сущего и должного в ССУ. Предлагаемые принципы лежат в основе университетской концепции студенческой автономии. Эти принципы определяют наиболее важные и характерные черты студенческой автономии университета, которые отличают его от других существующих в России форм студенческих организаций.

Студенческое самоуправление должно реализовываться на следующих основных принципах:

  • рассмотрение студенческого самоуправления как одного из компонентов воспитательной деятельности и молодежной политики;
  • разнообразия форм студенческого самоуправления на всех уровнях;
  • рационального качественного и количественного соотношения различных органов студенческого самоуправления в каждом регионе и образовательном учреждении;
  • взаимодействие всех органов студенческого самоуправления в сочетании с четким разграничением их функций.

Суть идеи студенческого самоуправления отражает все принципы в совокупности. Другими словами, только система этих принципов дает правильное представление о сущности студенческого самоуправления.

Принцип объединения. Студенческое самоуправление — это добровольное объединение студентов университетов, целью которого является совместное решение проблем для улучшения качества жизни студентов. Ассоциация предоставляет им право участвовать в управлении студенческой жизнью университета и использовать возможности студенческого самоуправления для самореализации и развития.

  • Принцип добровольности. Студенты добровольно определяют степень своего участия.

— Принцип формализации. Деятельность студенческого объединения определяется единством миссии, целей, задач и организационной структуры, формализованных в Уставе (Конституции) Студенческого Самоуправления. Устав является основным законом студенческой ассоциации и принимается студенческой конференцией университета.

15 стр., 7138 слов

« Ученическое самоуправление – школа жизни или игра

... целей». (Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. – М.: ВЛАДОС, 2010). Студенческое самоуправление действует по принципу детской самоорганизации своей деятельности в ... которые могут вдохновлять, знают, что обучение похоже на уход за садом. А тем, кто не знает, что делать с ... Но вы не можете заплатить им, чтобы они беспокоились о результате. Марва Коллинс 23. Тот, кто обучает, должен ...

  • Принцип государственности. Студенческое самоуправление осуществляет свою деятельность в соответствии с государственной молодежной политикой России.
  • Принцип фокуса внимания. В центре внимания студенческого самоуправления находится развитие личности и студенческой жизни в университете.

— Принцип системности. Автономия студентов систематически выстраивает их деятельность. Системный подход к реализации государственной молодежной политики рассматривает студенческую автономию как инструмент реализации образовательной функции вуза. В данном контексте «системный» означает рассмотрение университета как элемента государственной системы работы с молодежью и студенческого самоуправления как элемента университетской системы и инструмента реализации образовательной функции вуза и учебного заведения государственная молодежная политика. Системный подход к построению студенческой автономии рассматривает деятельность студенческого объединения как целевой, систематический и регулируемый процесс функционирования и взаимодействия структурных единиц студенческой автономии для достижения уставных целей. Системный подход к развитию личности подразумевает, что студенческое самоуправление стремится к гармоничному развитию личности и формированию у студентов способности воспринимать и изучать явления и процессы в своих взаимоотношениях с учетом причинно-следственных закономерностей.

  • Принцип выборности. Органы управления студенческой автономией формируются на выборной основе.
  • Принцип служения.

Студенты, избранные в руководящие органы студенческой автономии, присягают на верность служению ее миссии, целям и задачам в качестве руководящих принципов, определяющих деятельность студенческой ассоциации.

  • Принцип представительства. Студенты, избранные в руководящие органы Студенческой автономии, выполняют свои функции, действуя от имени, от имени и в интересах студентов университета.
  • Принцип автономности. Студенческое Самоуправление самостоятельно определяет порядок своего функционирования и не зависит в своих решениях от администрации вуза, государственных органов и иных лиц.
  • Принцип корпоративности.

Студенческая автономия является частью корпоративной культуры университета и не может существовать вне университета. Автономия студентов неразрывно связана с историей, ценностями и традициями университета.

— Принцип партнёрства. Стратегические основы взаимодействия между студенческой автономией и администрацией университета носят партнерский характер и содержатся в Уставе университета и Хартии студенческой автономии. Отношения между сторонами подробно определены в Соглашении, заключаемом между студенческим самоуправлением и администрацией Университета.

  • Принцип эксклюзивности. Студенческое самоуправление имеет исключительное право осуществлять образовательную функцию университета и управлять студенческой жизнью во всех сферах, которые дополняют деятельность администрации в этом секторе.

— Принцип единства и целостности. Остальные студенческие объединения, действующие в Университете, являются субъектами студенческой самодисциплины и осуществляют свою деятельность в правовом поле студенческой автономии в соответствии с Уставом студенческой автономии.

5 стр., 2251 слов

Система местного самоуправления

... выборы, собрания населения и другие, осуществляется формирование и функционирование всех важнейших звеньев системы местных автономий обеспечено. С этой точки зрения можно сказать, что в практике местного самоуправления формы прямой и представительной демократии переплетаются, ...

— Принцип ресурсного обеспечения. Студенческая автономия для осуществления своей уставной деятельности использует организационные, материальные, интеллектуальные, информационные и другие ресурсы университета в соответствии с соглашением между студенческой автономией и университетом.

— Принцип обучения. Студенческое самоуправление нуждается в методической и консультативной поддержке, особенно на этапе обучения. Для этого может быть создано специальное подразделение. Основная функция этого блока — научить студента наследию самоуправления, знаниям, навыкам и коммуникативным навыкам, а также организационному менеджменту. Этот блок может иметь дополнительные функции для помощи студенческому самоуправлению.

— Принцип развития. С формированием организационной культуры, накоплением опыта и традиций студенческая автономия может в установленном порядке приобретать права и брать на себя обязанности юридического лица. [4, 5]

Подобные документы

  • Опыт студенческого самоуправления в социализации студентов и в формировании стратегий их профессионального поведения. Основные стратегии профессионального поведения после окончания учебы. Современная концепция развития студенческого самоуправления.

    контрольная работа [291,2 K], добавлен 20.08.2015

  • Цели и задачи воспитания. Роль и значение самоуправление для социального становления личности. Приемы, способы, развития детского самоуправления. Возрастные особенности младших школьников. Формирование самоуправления у учащихся начальных классов.

    курсовая работа [335,3 K], добавлен 19.03.2015

  • Многогранность детского самоуправления как психолого-педагогическое явление. Сущность, принципы и функции ученического самоуправления. Характеристики студенческого самоуправления, его значение для развития личности. Подход А. Макаренка к самоуправлению.

    реферат [61,1 K], добавлен 14.11.2010

  • Формирование студенческого самоуправления как одна из возможностей успешной социализации в жизни и культуре современного общества. Основные направления деятельности, принципы и структура школьного самоуправления. Система работы педагога с родителями.

    презентация [391,6 K], добавлен 20.12.2013

  • Педагогическая система организации ученического самоуправления в общеобразовательной школе. Структура и полномочия органов студенческого самоуправления МОУ Школа n. 41 «Гармония». Осуществление самоуправления студентов на уроках.

    курсовая работа [42,2 K], добавлен 10.11.2012