Исследования является актуальной

Курсовая работа
Содержание скрыть

Работа посвящена исследованиям в области научного менеджмента. Менеджмент как управленческая наука связан со всеми аспектами жизни компании. Научный менеджмент заложил основу для обучения и развития менеджмента как научной дисциплины. Однако в современных условиях менеджмент качества развивается в сторону социального менеджмента, что вносит свои изменения в практику управленческой деятельности. Эта особенность развития управления создает специальные ограничения и проблемы, такие как неэффективность менеджеров, которые имеют только теоретические знания, без умения их практически реализовать, недостаточный уровень подготовки управленцев, для изменения которого требуется доработка концепции подачи знаний, где важную роль играет практическая деятельность, а также коррумпированность современной экономики, которая не позволяет молодым менеджерам реализовать свой потенциал в профессиональной деятельности. Поэтому выбранная тема исследования является актуальной.

Предметом данной работы является научный менеджмент, особенности его становления и развития, ученые, совершившие открытия в этой области.

Предметом данной работы является становление и развитие научного менеджмента, различные подходы и школы к управлению, а также современные проблемы, связанные с развитием менеджмента.

Целью данной работы являются теоретико-методологический анализ этапов становления и определение траектории развития научного менеджмента.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть исторический подход к изучению научного менеджмента; проанализировать процесс становления и развития научного менеджмента; изучить и провести сравнительный анализ идей, теорий, школ и практические подходы к управлению; выявить современные проблемы менеджмента и определить траекторию развития научного менеджмента.

10 стр., 4554 слов

Креативный менеджмент — проблема активизации творческого ...

... данной теме. Предмет исследования - творческий менеджмент, предметом исследования - креативность личности и творческий менеджмент как фактор креативности потенциала коллектива. Цель курсовой работы - рассмотреть проблемы особенностей творческого менеджмента ... развития креативности, выявление особенностей креативного процесса или ... сознание различается как научное (специализированное) и ненаучное ...

Рассматриваемая тема потребовала использования различных методов исследования: метод документального анализа, метод сравнения, метод исторического анализа, синтез полученной информации, описательный и сравнительный методы.

Практическая значимость заключается в том, что выводы, содержащиеся в работе, могут послужить теоретической базой для разработки новых современных методов управления и практического их применения.

Структура работы состоит из введения , трех разделов и заключения .

Первый раздел «Обучение и развитие научного менеджмента» исследует исторический подход к менеджменту, показывает формирование управленческого мышления и его эволюцию.

Во втором разделе «Идеи, теории, школы и практические подходы к менеджменту» рассмотрены школы менеджмента, указаны достижения ученых в области научного менеджмента и показаны основные недостатки их теорий.

В третьем разделе «Современные проблемы управления» описаны проблемы, связанные с управлением, причины их возникновения и представлены возможные пути их решения. Представлена ​​модель специализированного менеджера, отвечающая всем запросам работодателей, общества и государства.

Таким образом, можно сделать вывод, что изучение научного менеджмента требует рассмотрения многих областей этой дисциплины, сравнения различных сторон эффективного менеджмента.

1 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАУЧНОГО МЕНЕДЖМЕНТА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ПОДХОДА

1.1 Исторический подход к изучению научного менеджмента на основе хронологии развития управленческой мысли

Научный менеджмент, как и любая научная дисциплина, имеет свою историю, находится в процессе становления и развития. Истоки менеджмента напрямую связаны с развитием экономики. Возникновение менеджмента как научной дисциплины связано с возникновением капитализма. Но, тем не менее, много управленческих идей и принципов использовались еще задолго до становления капитализма [1].

Хронология развития управленческой мысли представлена в таблице 1.1.

Таблица 1.1 — Хронология развития управленческой мысли

Время и место

Основные положения

1

2

3

Вавилон

«Кодекс Хаммурапи»

282 закона о власти, полномочиях, регистрации, минимальной оплате труда, контроле исполнения.

XVIII Египет

« Предложения Ипусера»

Положения о власти первых профессиональных менеджеров-визиря, десятников, сотников и т.д.

XII Китай

Конституция Чоу»

Распределение функций организации, специализация, сотрудничество, контроль оценки результатов деятельности.

V Греция

Сократ, Ксенофит

Изложение идей по экономике, менеджменту, рационализации, потреблению и накоплению, подчинению собственнику.

IV Индия

Каутилья

Наведение порядка, основы управления, структурирование общества, привилегии и санкции.

II Рим

Катон

Систематизация правил проведения сельскохозяйственных работ: приоритетность трудовых ресурсов, интенсивность труда, задание, нормирование, дисциплина, принуждение.

1

2

3

Русь

«Правда Ярослава», «Устав Мостников»

Основы феодальных прав пользования, владения, распоряжения, приговоров и штрафов.

Киев

Владимир Мономах

Набор требований к лидерству подчиненных, профессиональной подготовке и подотчетности руководителей или подчиненных.

Суздаль

«Лаврентьевский кодекс»

Договорное право, причинно-следственный учет и анализ разработки, принятия и исполнения решений.

Генуя- Венеция

«Книги учета семьи Соранцо»

Информационное обеспечение управления, двойная запись, бюджетная система, аудит.

Флоренция

Н. Макиавелли

Государственное устройство, принципы вертикально-интегрированных структур.

Англия

Д. Стюарт

Обоснование административного назначения руководящего состава организации.

Россия

«Александру I В.Н. Карамзин

Адресная программа реформирования системы управления экономикой по принципу «сверху вниз».

Англия

Р. Оуэн

Основы современного менеджмента, управление персоналом, единоначалие, администрирование.

США

Ф. Тейлор

Концепция, принципы, философия управления, универсальность функциональной одежды.

Франция

А. Файоль

Административная настройка управления, порядка, функционального и оперативного подхода.

Продолжение таблицы 1.1

В каждую эпоху общество решало свои проблемы с производством материальных благ, спросом и предложением, убытками и прибылями с помощью различных принципов управления. Человеческие отношения во многом следуют одним и тем же образцам, но нельзя сказать, что идеи управления передаются из поколения в поколение. Каждое поколение меняет, модифицирует их под соответствующие условия реализации на практике [3].

В связи с изменениями в обществе должны измениться и подходы к управлению.

Спиральное развитие цивилизации позволяет найти аналогию настоящего в прошлом, что говорит о том, что идеи и принципы управления не имеют исторического рецепта и могут повторяться с течением времени. Изучение истории менеджмента должно способствовать формированию у менеджеров чувства уверенности в решении возникающих проблем через обогащение их познаниями о прошлом [2].

Таким образом, учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод, что история становления менеджмента берет свое начало много веков назад. Для наиболее эффективного управления необходимо учитывать специфику управления разных эпох и поколений и брать за основу их ошибки и результаты.

1.2 Эволюция управленческой мысли через различные научные школы и подходы к управлению

Появление знаний об управлении обусловлено особенностью развития социума, зарождением государственных образований и формированием различных социальных институтов [1].

Практика управленческой деятельности насчитывает более тысячелетия. Однако как наука управление сформировалось в конце XIX — начале XX века. Это объясняется дальнейшим развитием производственных отношений, в которых разделение и кооперация труда являются универсальной формой организации человеческой деятельности. Однако как наука управление было признано только в XX веке.

В это время происходят изменения во всех сферах жизни общества. Отсюда научно-технические инновации, развитие управленческого мышления, изменения в различных слоях общества, связанные с более четким разделением труда.

Есть много причин, по которым менеджмент разделяется на школы и, следовательно, на разные подходы к классификации. Основные школы менеджмента представлены в таблице 1.2.

Таблица 1.2 Основные школы менеджмента

Школа

Вклад в развитие науки

Представители

Условия внешней среды

(конец XIX — начало XX вв.)

Научное управление, система контроля, хронометраж, изучение трудовых движений, функции управления, административная теория и др.

Ф. Тейлор (1911)

Г. Гантт (1908)

Ф. и Л. Гилберт

Г. Форд (1911)

Рост размеров организации,

Первая мировая война,

депрессия в экономике.

Школа административного управления

(20-е гг. XX в.- середина XX в.)

Разработка принципов управления и внедрение их в практику управления.

А. Файоль (1916)

Дж. Муни (1931)

Л. Урвик (1943)

М. Вебер (1947)

Рост объемов рынка товаров, рост влияния менеджеров.

Поведенческая школа и школа человеческих отношений (30-60 гг. XX в.)

Учет особенностей конкретного индивидуума, мотивация труда, профессиональные менеджеры, управление в целом и др.

Э. Мэйо (1945)

А. Маслоу (1960)

Д. Мак Грегор (1960)

Вторая мировая война, рост влияния профсоюзов, потребность в подготовленных менеджерах.

Кроме того, существуют различные методологические подходы, на основе которых систематизированы концепции управления.

процессный; системный; ситуационный.

Таким образом, можно сделать вывод, что эволюция управленческого мышления прошла долгий путь, оно менялось в разных школах и подходах к менеджменту.

1.3 Развитие принципов менеджмента в зависимости от факторов в обществе

Формирование правительства уходит корнями в историческое прошлое, потому что даже первобытные люди жили организованными группами. Однако становление управления как науки произошло только в XX в.

Несмотря на большую роль революционных преобразований, развитие менеджеров — это эволюционный процесс, характеризующийся непрерывностью и ориентацией на цели, стратегию и задачи организации. В отличие от предыдущих методов управления организованной группой, управление предполагает постоянное обновление. Историческая периодизация менеджмента подтверждает и показывает зависимость его развития от внешних условий, и прежде всего от исторической фазы развития компании.

Со временем менеджмент трансформировался в социальный институт, где велся поиск эффективных методов управления. Так, потребность в координации была единственным и самым важным фактором, который привел к зарождению управления как науки [1].

Управление можно рассматривать как науку и ее практическое применение, а также как процесс принятия управленческих решений. Если принять это понятие, то менеджмент является системой знаний, на которую основывается теоретическая база практики управления [3].

От социальных, политических и экономических факторов в обществе менялись перспективы и практика развития менеджмента (рисунок 1.1).

1870 1880 1890 1900 1910 1920 1930 1940 1950 1960 1970 1980 1990 2000 2010 год

Гуманистическое направление

Менеджмент как наука

Теория систем

Концепции сопряженных обстоятельств

Комплексное управление качеством

Обучающая организация

Технологически ориентированное рабочее место

Классическое направление

Рис. 1.1 Эволюционное развитие принципов менеджмента

Менеджмент включает в себя несколько школ и адресов: классический менеджмент, административную школу и школу поведенческих наук. Каждая из этих теорий способствовала развитию и становлению этой науки. Объединение всех школ обеспечило наиболее эффективный результат управления по сравнению с применением любого метода. Современные принципы управления продолжают впитывать в тебя все самые основные идеи и методы всех школ управления, развивая и углубляя достижения ученых [22].

Но до XX в. никто не задумывался над тем, чтобы организациями управлять системно. Понимание этого вынашивалось в течение длительного времени, начиная с середины XIX в. и до 20-х гг. XX в. Идея о том, что управление само может внести существенный вклад в развитие и успех организации, зародилась в США [3].

Отправной точкой развития современного менеджмента считают 1866 год. В этом году бизнесмен Г. Таун выступил на заседании Американского общества инженеров-механиков с докладом «Инженер как экономист». В этом отчете впервые говорилось о необходимости управления как профессиональной специализации и научной дисциплины. Доклад произвел большое впечатление на присутствующего на нем инженера-механика Ф.У. Тейлора и явился стимулом для создания им теории научного менеджмента.

Таким образом, принимая во внимание все вышесказанное, можно сделать вывод, что формирование менеджмента как науки произошло в последнее время и далеко не все области менеджмента изучены в полной мере. Быстроразвивающееся общество нуждается в наиболее приспособленных для него методах управления, однако все они основываются на уже установленных принципах управления [11].

Процесс становления и развития менеджмента имеет большую историю. Изучение этого процесса очень важно для современного развития менеджмента, т.к. это позволяет понять причины изменений в управлении, которые произошли за весь период его становления и сделать выводы об эффективном подходе к менеджменту на основе уже имеющихся знаний.

Появление школ, изучающих управленческий подход, показало потребность общества в структурированной и эффективной организации труда. Теории, озвученные в XIX XX веках, имели теоретическую и практическую основы, что помогло им вывести менеджмент на новый уровень.

2 ИДЕИ, ТЕОРИИ, ШКОЛЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ

2.1 Анализ предпосылок возникновения, основные принципы, достоинства и недостатки научного менеджмента

До XX века не было необходимости в системном управлении организацией. Никто не задумывался о том, что методы управления могут существенно повлиять на успех организации. Впервые об этом заговорили в США. Это можно объяснить тем, что страна была свободна от консервативных традиций, а создание монополий привело к усложнению процесса управления. В таких условиях возникновение научного менеджмента стало ответом на потребности производства (таблица 2.1).

Таблица 2.1 Предпосылки возникновения научного менеджмента

Промышленная революция в Англии

Начало исследований производств а связано с именем английского предпринимателя Р. Аркрайта, создавшего «Заводской кодекс», который предусматривает систему наказаний за нарушение дисциплины труда в производственном процессе. Несмотря на упрощенный характер, это первый теоретический документ по регулированию социальной работы, который уже давно используется в разных странах мира.

Условия развития бизнеса, которые сложились в начале XX века в США

Созданы самые благоприятные условия для проявления у рабочих личностных качеств. Не было никаких препятствий для преодоления трудностей, связанных с происхождением и национальностью. Это способствовало появлению рынка труда, состоящего из целеустремленных, трудолюбивых и энергичных людей.

Возникновение трансконтинен-тальных компаний

Превратило Америку в самый крупный рынок мира. В США до сих пор не существовало государственного регулирования бизнеса, что привело к возникновению монополий. Это усложняло работу на предприятиях, поэтому требовались формализованные методы управления.

Таким образом, появление научного менеджмента стало ответом на потребности бизнеса в управлении, также этому способствовало использование преимуществ техники, созданной в период промышленной революции [3].

Это также связано с охватом небольшой группы предприимчивых людей, которые выразили желание найти наиболее эффективные способы выполнения работы.

Анализ причин низкой эффективности промышленных предприятий позволил американскому инженеру Фредерику Уинслоу Тейлору предположить, что основным фактором, сдерживающим рост производительности труда, является низкий уровень менеджмента. Ученый пришел к выводу о необходимости изменений принципов управления, он призывал осуществлять их в строгом соответствии с научными рекомендациями [18].

Ф. Тейлор стал основоположником научного менеджмента. Он остановился на проблемах повышения производительности труда за счет внедрения научно обоснованных изменений в процесс управления. По его мнению, на смену базировавшимся на практике и традициях решениям должны прийти точные, разработанные после тщательного изучения конкретных ситуаций процедуры [9].

Ученый вывел основные принципы научного менеджмента, которые легли в основу всего учения и впоследствии применялись его последователями. Если говорить словами Ф.У. Тейлор, суть его теории такова: «В прошлом человек был на первом месте. В будущем-система» [18].

Тейлор пришел к выводу, что основная причина низкой производительности кроется в несовершенной системе стимулирования работников. Он разработал систему материальных стимулов. Он вручил награду не только как денежное вознаграждение, но и посоветовал предпринимателям пойти на уступки. В своей работе «Принципы научного управления менеджмента» Тейлор рассмотрел причины такого фактора низкой производительности труда, как незаинтересованность работников в более эффективной деятельности [21].

Существуют три причины этого явления, которые обозначены в таблице 2.2.

Таблица 2.2 Причины незаинтересованности работников в высокой производительности труда [18]

Причина незаинтересованности работников

1

среди рабочих распространено заблуждение, что реальный рост производства на человека и на машину в данной отрасли промышленности в конечном итоге приведет к потере работы для значительного числа занятых в ней рабочих.

2

Применяется ошибочная система организации управления бизнесом, которая заставляет каждого работника «расслабляться» или работать медленно, защищая тем самым свои жизненные интересы.

3

Непродуктивные и грубо практичные методы производства, обычно используемые рабочими, предполагают нерациональное использование большей части рабочей силы.

Предложенный Тейлором подход был использован на одном из заводов компании Bethlehem Steel (1898).

Перед ученым стояла задача повышения производительности труда по разгрузке железнодорожных вагонов с железной рудой и погрузке готовой продукции. Предварительный анализ Ф. Тейлор показал, что устранение ненужных движений в рабочем процессе, использование более современного оборудования и изменение процедур повысит производительность каждого рабочего с обычных 12,5 тонн до 47,5 тонн стали. Кроме того, ученый предложил ввести стимулирующую систему оплаты труда, когда выполнивший норму рабочий получал за смену $1,85, вместо привычных $1,15. Производительность труда на заводе резко возросла в течение 24 часов [7].

Принципы научного управления Тейлора получили дальнейшее развитие на заводе Генри Форда. Механизмы заменили «живой труд» рабочих, выполняющих операции по поднятию и перемещению тяжестей. Одним из первых предприятий, на котором использовался движущийся сборочный конвейер, стал завод Г. Форда в г. Хайленд- Парке (1913).

Собиравшиеся там магнето перемещались от одного работника к другому по конвейерной ленте, что сокращало время производственного цикла примерно наполовину [8].

Усилия Ф. Тейлора были поддержаны другими исследователями. Широкую известность получил предложенный Генри Ганттом «график Гантта », отображающий плановые и реальные объемы на всех стадиях процесса производства (рисунок 2.1) [9].

29 дек

5 янв

12 янв

9 мар

2 мар

23 фев

16 фев

9 фев

2 фев

26 янв

19 янв

16 мар

Организационное собрание

Разработка модуля 2

Ввод данных

Разработка модуля 1

Разработка модуля 3

Итоговый отчет

Внедрение

Отчет по разработке

Общая схема

Анализ данных

Разработка документации

Итоговое собрание

Рис. 2.1 Пример графика Г. Гантта

Использование научного подхода к управлению включает в себя разработку стандартных процедур для каждого вида деятельности, предварительный отбор работников, обладающих соответствующими способностями, обучение наиболее эффективным методам труда, обеспечение процесса выполнения рабочих заданий и устранение возможных препятствий, а также обеспечение материального стимулирования (Таблица 2.3).

Общий подход

— разрабатываются стандартные методы выполнения рабочих заданий;

— проводится отбор работников, обладающих способностями для выполнения конкретных заданий;

— работники обучаются стандартным методам труда;

— обеспечивается поддержка рабочих посредством планирования их рабочих заданий и устранение препятствий;

— использование материальных стимулов способствует увеличению производительности труда.

Достоинства

— демонстрируется вся важность оплаты труда;

-проводятся научные исследования процессов выполнения различных работ и решения задач;

— демонстрируется вся важность отбора и обучения работников.

Недостатки

— не учитывается социальный контекст процесса труда и возрастающие потребности работников;

— не признаются различия между индивидами;

— как правило, низко оценивается уровень профессионализма рабочих и игнорируются их идеи и предложения.

менеджмента [18]

Ф. Тейлор и его последователи [14].

2.2 Характеристика классической (административной) школы научного менеджмента

В дальнейшем использование человека в качестве элемента механизма было внедрено в сферу управления А.Файолем. основатель административной школы менеджмента. В своих исследованиях он продолжал развитие идей Ф. Тейлора, основывая на них свою систему научного менеджмента (таблица 2.4).

Таблица 2.4 Основные принципы управления по А. Файолю [18]

Принцип

Описание

1

2

Разделение труда

Цель этого принципа — таким же усилием улучшить качество продукции. Это связано со специализацией сотрудника, который должен сосредоточиться на выполнении ограниченных задач.

ответственность

Под полномочиями Файоль понимал право распоряжаться ресурсами организации, в том числе и рабочей силой (работниками).

Это инструмент власти, который позволяет осуществлять эффективное управление. Власть непосредственно связано с ответственностью, под которой ученый понимал обязательство успешно выполнять поставленные задачи.

Дисциплина

Включает в себя выполнение соглашений и обязательств, заключенных между работниками и организацией, а также повиновение. За нарушение дисциплины могут быть применены санкции.

Продолжение таблицы 2.4

1

2

Единоначалие

Приказы работнику должны поступать от непосредственного руководителя. Между ними должно присутствовать уважение и взаимопонимание.

Единство направления

Все субъекты организации должны быть направлены на выполнение одной цели и действовать по общему плану.

Вознаграждение персонала

Оплата за работу должна быть справедлива и удовлетворять как работников, так и организацию.

Централизация

На предприятии должно быть достигнуто определенное соответствие между централизацией и децентрализацией, которое зависит от его размеров и конкретных условий деятельности. Проблема централизации и децентрализации разрешается нахождением меры, дающей наилучшую общую производительность.

Скалярная цепь

Иерархический порядок в организации, который представляет собой ряд руководящих должностей, от высшего к низшему. Данный порядок определяет систему подчинения работников.

Порядок

Каждый работник должен иметь свое рабочее место, обеспеченное всем необходимым для решения рабочих задач.

Справедливость

Данный принцип включает в себя сочетание правосудия и доброты. Это стимулирует работника на эффективный трудовой процесс.

места для персонала

Стабильность кадров в предприятии позволяет осуществлять успешную деятельность.

Инициатива

Разработка успешного плана и его эффективная реализация.

Корпоративный дух

Успех организации зависит от гармонии всех его субъектов. Коллективизм должен поощряться во всех его проявлениях.

Данная классификация принципов менеджмента позволила упорядочить управленческий процесс. Файоль отмечал, что эта теория не должна ограничиваться только сферой производства. Разработанная им система принципов не является окончательно завершенной. Она должна оставаться в разработке, дополнена и изменена на базе нового опыта, анализа и обобщения. Многие из выявленных ученым принципов актуальны и используется в современном управлении [15].

Еще одним ученым в области классического (административного) менеджмента является Макс Вебер. Его вклад в развитие данной школы заключается в том, что он разработал бюрократическую модель управления, основанную на следующих элементах (таблица 2.5).

Таблица 2.5 Характеристики бюрократической организации по М. Веберу

Элемент бюрократии

1

Разделение труда основано на четком определении полномочий и ответственности каждого субъекта организации.

2

Иерархическая система распределения должностей, в зависимости от официальных полномочий. Каждая должность находится в подчинении у вышестоящей.

3

Квалификация и способность к обучению играют большую роль в продвижении сотрудников по службе.

4

Документооборот в организации осуществляется только в письменном виде.

5

Менеджеры не являются собственниками организации.

6

Правила организации являются безличными и распространяются на всех ее субъектов в равной степени.

Представители данной школы рассматривали управление как безликий механизм, построенный в форме многоуровневой иерархии с четкими целями, задачами и обязанностями. Эффективность управления определяется стандартами и реализуемостью функций в системе управления.

2.3 Анализ школы человеческих отношений и поведенческой концепции менеджмента

С развитием социологии, антропологии и психологии и других наук, изучающих человека возникает новое направление, которое получило название школа человеческих отношений. Данная школа рассматривает человека как личность, поведение которой зависит от условий, мотивов, чувств и настроения. В рамках данного направления речь идет о более внимательном отношении к работникам, о восприятии их проблем и мнений в процессе реализации их трудовой функции [13].

Основоположником школы человеческих отношений является Э. Мэйо. Он проводил эксперименты, целью которых было определить влияние условий труда на производительность. Он выявил то, что социальное и психическое положение рабочего в коллективе имеет большее значение, чем производственный процесс. По его мнению, все проблемы трудовой деятельности должны рассматриваться с учетом социально-психологических факторов (таблица 2.6).

Таблица 2.6 Основные выводы Э. Мэйо [18]

Вывод

1

Человек представляет собой социальное животное, которое подчиняется законам стада и требует создавать такие методы управления, которые могут эффективно регулировать работу людей в коллективе.

2

С сущностью людей несовместимы жестокая иерархия подчиненности и формализация организационных процессов на предприятии.

3

Одной их главных задач организации должно быть решение социальных проблем труда, его гуманизация, обучение и воспитание персонала

На основе школы человеческих отношений возникла концепция человеческих ресурсов, которая заключалась на основе мотивации работника на успешное выполнение рабочих задач, получая возможность полностью реализовать свой потенциал, тем самым удовлетворив свои потребности. К наиболее известным ученым данной концепции можно отнести А. Маслоу и Д. Макгрегора.

Ученый-теоретик А. Маслоу в процессе своей деятельности выявил, что проблемы многих людей связаны с их неспособностью удовлетворить свои потребности (рисунок 2.2).

Исследования в данной области помогли ученому построить иерархию человеческих потребностей [20].

Образование, религия, хобби

Одобрение общества

Семья, друзья, общество

Отсутствие войн и насилия

Пища, воздух, вода

Оклад

Безопасные условия труда

Признание, статус

Рабочие группы, клиенты

Реализуемый потенциал

потребности

Самоуважение

Принадлежность

Безопасность

Самоактуализация

Удовлетворение вне процесса труда

потребностей

Удовлетворение в процессе труда

Рис. 2.2 Иерархия потребностей по А. Маслоу

Согласно данной теории, первоначально должны быть удовлетворены потребности низших уровней, только потом должны быть осуществлены более высокие стремления [5].

На основе работ А. Маслоу Д. Макгрегор сформулировал теорию под названием « X Y ». Ученый считал, что классический менеджмент основывается на положениях теории Х, а предыдущие концепции представляют ее измененный вариант. В качестве более эффективного подхода к управления он предложил теорию Y , основная идея которой заключается в том, что организации, более полно использующие интеллект и потенциал своих работников, могут извлекать дополнительные преимущества. При создании необходимых условий, сотрудники организации будут стремиться к достижению целей организации, проявляя ответственность и желание к работе. Данная концепция актуальна и в наше время, многие компании внедряют принципы обеих теорий (таблица 2.7) [5].

Все представители данной школы были заинтересованы исследованием поведения человека в коллективе. Они считали, что управление охватывает деятельность людей, а значит, эффективный руководитель должен учитывать социально-психические особенности каждого работника [3].

Таблица 2.7 Основные предположения Теории Х и Теории Y [18]

Теория Х

Теория Y

— Средний индивид обладает врожденной неприязнью к труду и по возможности избегает его;

— Для достижения целей организации принципы управления должны принуждать работника к труду, контролировать их деятельность и применять санкции;

— Работник не желает брать ответственность, предпочитает подчиняться и обладает невысокими амбициями.

— Физические и умственные усилия индивидов естественное явление;

— Человек, который стремится целям, сам проявляет дисциплину и самоконтроль;

— В определенных условиях индивид способен взять на себя ответственность и готов исполнить обязательства;

— Большинство работников способны проявлять высокий уровень изобретательности и мастерства;

— В условиях современной жизни интеллектуальный потенциал человека используется не в полном размере.

Таким образом, концепция научного подхода к управлению стала серьезным переломным моментом, благодаря которому, управлени е стало признаваться как самостоятельная область научных исследований. Впервые руководители-практики и ученые увидели, что методы и подходы, используемые в науке и технике, могут быть эффективно использованы на практике для достижений целей организации. Эволюция управленческой мысли показала, что все школы менеджмента взаимосвязаны между собой. Каждая последующая теория дополняет предыдущую или опровергает ее, что также показывает развитие идей об эффективном управлении.

3 Выявление проблем современного МЕНЕДЖМЕНТА и пути их решения

3.1 Определение проблем, возникающих в сфере современного менеджмента, и назначение путей их решения

Интеграция производства и управления включает в себя сложные взаимосвязи между внутренней и внешней средой организации. Управление должно учитывать глобальные процессы, связанные с изменением мировой экономической системы. В современном управлении организацией главным становится стратегия, являющаяся не только инструментом обоснования, выработки и реализации целей и задач, но и средством связи предприятия с внешней средой. В таблице 3.1 показаны основные тезисы, на которых базируется современный менеджмент.

Таблица 3.1 Характеристики современного менеджмента

Характеристика

Описание

Отказ от приоритета классических принципов менеджмента

Главную роль играет гибкость и адаптация к постоянным изменениям во внешней среде компании.

Организация как система, напрямую связанная с внешней средой

Важным фактором успеха предприятия является взаимодействие с внешней средой.

Применение ситуационного подхода

Конкретный набор обстоятельств, который влияет на функционирование всей организации. Эффективное выявление наиболее значимых факторов, с помощью которых можно достичь поставленных целей.

парадигмы

Огромное внимание уделяется индивидуальным особенностям каждого работника. Возросшая роль человека, его квалификации, а также всей системы взаимоотношений в организации.

Распад СССР и открытие его рынков и рынков стран Восточной Европы, введение единой валюты в рамках Европейского сообщества, вступление в силу Североамериканского соглашения о свободной торговле открыли перед компаниями новые перспективы развития и стимулировали повышение качества товаров и услуг [4].

В настоящее время любая организация должна ориентироваться на стандарты, достигнутые в той или иной отрасли мировой экономики.

Одной из наиболее сильных тенденций развития современного менеджмента является усиление процесса наделения властью сотрудников, их вовлечение в процедуру принятия решений. Наибольшее значение в условиях информационной революции и введения системы трудовых отношений, при которой сотрудники трудятся совместно, но не вместе, приобретает адекватное информирование каждого работника, в особенности о переменах [12].

В таблице 3.2 представлены основные проблемы, которые возникают в сфере современного менеджмента. Самым ценным активом любой компании XXI века становятся работники умственного труда и их производительность.

Таблица 3.2 Проблемы современного менеджмента [12]

Проблема

Описание

Низкая эффективность управленческих кадров

Отсутствие людей, имеющих реальный управленческий опыт в условиях современной экономики.

Коррумпированность современной экономики

Наличие процентов при получении крупных государственных заказов привела к тому, что российский чиновник стал «крупным менеджером» с эффектом получения незаконных бонусов при организации «нужных» управленческих решений в экономике [2].

Перенасыщен-ность рынка управленцев

Избыток работников управленческой специальности, однако, нехватка менеджеров с высокой квалификацией, способных быть гибкими , эффективно управлять организацией и поддерживать ее конкурентоспособность на рынке.

Самой большой и быстрорастущей группой персонала в категории работников умственного труда становятся работники, которые занимаются не только интеллектуальным трудом, но и физическим, гармонично сочетая их.

Проблемы, указанные выше, ограничивают эффективное управление в организации, что отражается на развитии экономики страны. Решение данных проблем может существенно изменить принципы менеджмента и привести к развитию и стабилизации экономической ситуации в стране. На основе анализа состояния современной экономики, а также теорий и практики менеджмента , можно сформировать следующие пути решения проблем менеджмента (таблица 3.3).

Таблица 3.3 Примерные пути решения проблем менеджмента

Пример решения

Содержание

Формирование нового, инициативного поколения менеджеров

Государственная поддержка образовательной программы для специалистов в области управления (специальные гранты для обучения за границей, управленческие резервы и т.д.).

Создание новой концепции обучения менеджменту

Учреждение сети государственных центров, университетов, НИИ, и их филиалов для обучения научному управлению, основанных на предоставлении обучающимся практических знаний.

Изменение в нормативно-правовой базе

Принятие на федеральном уровне закона, запрещающего занятие в акционерных обществах постов непрофессиональными специалистами, создание единого реестра менеджеров с системой рейтинга, реформа законодательства, целью которой является защиты предприятий от враждебных поглощений, рейдерских захватов и насильственного установления корпоративного контроля.

Развитие социальной сферы

Нормативно-правовое регулирование социальной сферы, как на государственном, так и на корпоративном уровне, целью которого станет разработка научной школы менеджмента, основанной на современных принципах общества.

Изменения в структуре общества привели к тому, что современный менеджмент начал развиваться от менеджмента качества к социальному менеджменту, где человеческий капитал имеет приоритетное значение [16].

Социальный менеджмент — это быстро развивающаяся наука, возникшая на стыке социологии, менеджмента и общей теории управления. Актуальность данного явления проявляется в том, что с ним связаны главные социальные проблемы развития государства и общества [10].

При характеристике современного менеджмента самым главным является то, что в центре его внимания — человек, который рассматривается «как основа организации, ее главная ценность и источник благополучия» [4].

Социальный менеджмент обеспечивает современное общество эффективным социальным механизмом управления производством. Для него особо важно поведение человека, который выступает объектом социальных отношений.

Специфика социального менеджмента заключается в том, что в странах с развитой экономикой наблюдается отказ от экономической мотивации работников [17].

Современных высококвалифицированных работников стимулируют возможностью повышения их культурного и интеллектуального уровня и стремлением реализовать свой потенциал.

Таким образом, современный подход к менеджменту претерпел изменения в связи с переустройством всего мирового сообщества. Решение этих проблем требует глубоко анализа конкретной организации и индивидуального подхода к каждому случаю.

3.2 Разработка модели конкурентоспособного специалиста ХХI века в области менеджмента на основе компетенций

В настоящее время инновационный тип развития, ориентируемый, прежде всего, на постоянное наращивание мощи науки, высоких технологий и компьютеризации, становится доминирующей линией в развитии современной цивилизации.

Стремительное развитие инновационной экономики привело к обострению проблемы качества кадров, которая стала одной из самых значимых для современного общества.

На рынке труда в России сложилась неоднозначная ситуация: с одной стороны рынок переполнен специалистами с высшим образованием, а с другой — во многие организации требуются квалифицированные специалисты, способные реализовать свой потенциал в рамках эффективной деятельности предприятия.

Это можно объяснить тем, что выпускники высших учебных заведений во многом не устраивают современных работодателей, т.к. основных знаний, полученных в вузе, недостаточно для выполнения поставленных задач.

Современный специалист должен не только обладать хорошей теоретической базой, но и иметь навыки во многих сферах, самой главной из которых является адаптация к изменениям во внешней среде.

Для получения нужных навыков вузы должны не только давать теоретический материал, но и делать упор на практическое применение освоенных знаний. Практика подготовки менеджеров в высших учебных заведениях обеспечивает формирование нужных для реализации менеджмента компетенций в процессе обучения основным функциям классического менеджмента.

С изменениями общества и экономики изменились и требования к управленческим кадрам. Для управленцев особо важно помимо знаний, полученных в вузе, иметь способность к самообучению и самореализации, умение адаптироваться к развитию внешней среды и основываться в своих решениях на изменения в потребностях общества, экономики и государства.

Учитывая современные требования к менеджерам, они должны обладать многими профессиональными навыками, помимо основных знаний в области менеджмента. Для того, чтобы компетенции менеджеров были сформированы для успешной реализации профессиональной деятельности, в высших учебных заведениях при преподавании таких дисциплин, как «Основы теории управления», « Стратегический менеджмент» и т.п. нужно внедрять практические занятия, основанные на современных технологиях.

Менеджер должен проявлять большую компетентность при принятии своевременных и верных управленческих решений, а это требует применения новых навыков и подходов к процессу управления. Данные компетенции представлены в таблице 3.4.

Таблица 3.4 Универсальные компетенции, которыми должен обладать успешный менеджер

Группа компетенций

Умения

Навыки

компетенции

Планирование и анализ собственной деятельности и деятельности подчиненных; Организация и контроль деятельности; делегирование полномочий; мотивация персонала.

Принятие решений; развитие персонала, лидерства; решение производственных проблем.

компетенции

Установление контактов; способность слушать и давать обратную связь; межличностное понимание.

Гибкость; умение работать в команде.

компетенции

Ответственность; стрессоустойчивость; креативность.

Стремление к саморазвитию.

компетенции

Создание инструкций, стандартов в соответствии с потребностями организации; применение знаний на практике.

Разработка и управление проектами; знание особенностей технологического процесса на предприятии.

Также для будущих управленцев очень важно кроме занятий (лекций, семинаров) посещать дополнительные образовательные мероприятия, такие как курсы, конференции, тренинги, семинары и вебинары, участвовать в круглых столах, организованных работодателями и получать самостоятельное образование. Такие дополнительные знания помогут не только успешно закончить учебное заведение, но и развить способности, как будущего менеджера, так и лидера общественных отношений .

На рисунке 3.1 представлена модель конкурентоспособного специалиста в области менеджмента, который смог бы удовлетворить потребности работодателей и отвечать на условия общества, экономики и государства, на основе выявленных в ходе исследования компетенций.

условиям современной жизни

Четкость целей и ценностных ориентаций

Целеустремленность

Наличие четких целей на ближайшие 1-3 года

Восприимчивость к инновациям

Способность предлагать новые идеи, развлечения

Новаторство в работе

Отношение к новшествам

Независимость

решений самостоятельно

ответственность

Решительность

Разумный риск

Способность к риску

Стрессоустойчивость

Рациональное использование времени

Поведение во время ссоры и конфликта

и самосовершенствованию

Коммуникабельность, общительность, неконфликтность

Стремление к лидерству

Уверенность в себе

Участие в общественных делах

Адаптация в новом коллективе

дискуссию

росту

конкуренто менеджера

Рис. 3.1 Модель конкурентоспособного менеджера

Таким образом, учитывая перечисленные выше компетенции и навыки современного менеджера, можно сделать вывод, что выпускника вузов нужно не только успешно осваивать теоретический материал, но и уметь реализовать его на практике.

Выявленные современные проблемы менеджмента имеют большое значение для развития экономики и для реализации человеческого потенциала. Разработана модель решения представленных проблем, реализация которой должна эффективно повлиять на быстрое развитие экономии, общества и государства в целом.

Анализ становления и развития научного менеджмента, а также разработанных в его рамках теорий, позволил выявить нужные компетенции для современного (социального) менеджмента. Разработанная модель конкурентоспособности менеджера должна предоставить выпускникам основные сведения о их будущей профессии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе данной курсовой работы был рассмотрен процесс становления и развития научного менеджмента, также изучены и дана классификация различным научным школам, идеи и теории ученых в области научного менеджмента. Были выявлены самые значимые точки зрения в данной области.

Исследованы современные проблемы, связанные с менеджментом, обозначены пути их решения.

Рассмотрены работы ученых-представителей различных школ, выявлены положительные и отрицательные стороны их подхода к управлению. Приведено сравнение различных школ менеджмента и их применения на практике.

Показана актуальность данной работы, в основе которой лежит научно-практическая деятельность ученых, на исследованиях которых базируются современные принципы управления.

В настоящее время менеджмент развивается от традиционного подхода к более современным методам. Человек и его личные качества играют главную роль в эффективном управлении организаций. Основанные на научных школах XX века теории в настоящее время изменяются под влиянием общества и современной экономики, которая требует изменений в подходах к управлению.

Проблемы, представленные в работе, создают серьезные ограничения в развитии и формировании эффективных методов управления. Поиск способов их решения должен стать приоритетным направлением в развитии современного (социального) менеджмента.

Обозначенные проблемы менеджмента, такие как низкая эффективность управленческих кадров, коррумпированность современной экономики, перенасыщенность рынка управленцев, требуют быстрого и своевременного решения. Как вариант возможных путей решения этих проблем, можно представить развитие социальной сферы, формирование нового поколения менеджеров, изменение в системе образования, с созданием новой концепции обучения менеджменту, также изменения в нормативно-правовой базе, с целью защиты суверенитета предприятий.

Представлена возможная модель конкурентоспособного специалиста в области менеджмента, который смог бы удовлетворить потребности работодателей и отвечать на условия общества, экономики и государства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/shkolyi-menedjmenta/

1 Айказян А., Нисевич Е. «В поисках совершенства управления». // Вопросы экономики, 2007, №2, с. 10-15;

2 Аиаев А.А. Управленческая деятельность. М., 1990.

3 Виханский О.С., Наумов А.И., Менеджмент 3-е издание – М.: Гардарики, 1998 – 527 с.

4 Виханский О.С., Наумов А.И., Менеджмент: Учебник для экон. спец. ВУЗов — М.: Высш. шк., 2002

5 Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия: Курс лекций. -М.: ИНФРА – М, 2004.

6 Герчикова И.Н., Менеджмент: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003

7 Горемыкина Т.К. Статистика. Часть 2. Статистика промышленности: Учебное пособие. – М.: МИИР, 2008.

8 Граждан В.Д. Теория управления: Учебное пособие. М., 2004. Гл. 2-4.

9 Дафт Р.Л. Менеджмент. СПб., 2002. Ч. V, VI.

10 Ермоленко В.В. Знание структура корпорации: система управления знаниями и сервисного коммуникационно-документационного менеджмента / В.В. Ермоленко, Д.В. Ланская, Л.И. Волкова // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета– Краснодар: КубГАУ, 2015. – №06(110).

С. 1745 – 1768.– Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2015/06/pdf/113.pdf , 1,5 у.п.л. (дата обращения: 28.03.17)

11.Иванов В.В., Коробова А.Н. Муниципальный менеджмент: Справочное пособие. М., 2002.

12 Игнатьев А.В., Максимцев М.М. Исследование систем управления: Учебное пособие для вузов. М., 2003.

13 Кантер P.M. Рубежи менеджмента: книга о современной культуре управления. — М.: Олимп-Бизнес, 1999.

14 Коротков Э.М., Концепция менеджмента: Учебное пособие — М.: Инжиниринго-Консалтинговая компания «ДеКа», 2001

15 Костин В.А., Теория управления: Учебное пособие — М.: Гардарики, 2004 – 215с.

16 Ланская Д.В. Механизмы роста и трансформации человеческого и интеллектуального потенциалов в корпорации экономики знаний / Д.В. Ланская // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета Краснодар: КубГАУ, 2013. – №10(094).

С. 588 – 602.– Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2013/10/pdf/39.pdf , 0,938 у.п.л. (дата обращения: 28.03.17)

17 Ланская Д.В. Проблемы институционального оформления контроллинга как интеллектуального сервиса менеджмента / Д.В. Ланская // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета– Краснодар: КубГАУ, 2013. – №10(094).

С. 603 – 621.– Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2013/10/pdf/40.pdf , 1,188 у.п.л. (дата обращения: 28.03.17)

18 Мухин В.И. Исследование систем управления: Учебник. М., 2002

19 Мысин Н.В. Теория и история социального управления: опыт России и зарубежных стран. СПб., 2002.

20 Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З, и др., Менеджмент организации: Учебное пособие — М.: ИНФРА – М, 2000

21 Тэйлор У.Ф. «Принципы научного менеджмента» // Учебное пособие для вузов; 1911, С 315

22 Современный менеджмент: принципы и правила: Научное издание /под ред. Данилова-Данильяна В.И. — Н.Н.: НКЦП, 2003

23 Ховард К., Коротков Э., Принципы менеджмента Управление в системе цивилизованного предпринимательства: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2003.