Исследование зависимости конкурентоспособности автоуслуг от стратегии ценообразования

Курсовая работа
Содержание скрыть

Все предприятия и организации сталкиваются с задачей установления цен на свои товары или услуги. Цена была и остается важнейшим критерием при принятии потребительских решений. Нас со всех сторон окружают цены. Мы платим арендную плату за проживание, плату за обучение в университете и платим зарплату врачу. Чтобы продать свой товар или услугу на рынке, производитель должен установить на них цены, которые были бы приемлемы для покупателей, иначе они не могут быть успешно проданы на рынке. Поэтому компания или организация должны выбрать правильную ценовую политику. Цена сохраняет свои позиции в качестве традиционного элемента конкурентной политики, она оказывает очень большое влияние на положение на рынке и на прибыль фирмы.

Эта проблема становится особенно актуальной в условиях перехода к рыночной экономике, что предполагает объективное и глобальное участие в регулировании процесса воспроизводства всех экономических категорий стоимости, прежде всего цен. Не секрет, что в рыночной экономике коммерческий успех любого бизнеса во многом зависит от правильно подобранной стратегии и тактики ценообразования на товары и услуги. Сложность цены заключается в том, что цена относится к категории конъюнктурных. На его уровень существенно влияет комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов. Сегодня цена может определяться стоимостным фактором, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателя.

В то же время ценовая политика многих компаний, особенно в России, зачастую недостаточно квалифицирована. Наиболее часто встречаются следующие ошибки: ценообразование чрезмерно ориентировано на издержки; цены слабо приспособлены к изменению рыночной ситуации; цены недостаточно структурируются по различным вариантам товара и сегментам рынка и другие. В некоторых случаях эти ошибки приводят к значительным потерям, а иногда и к провалу бизнеса. Эти недостатки во многом связаны с наследием плановой экономики, когда цены определялись директивами или только на основе затрат.

Цены являются активным инструментом формирования структуры производства, оказывают решающее воздействие на движение общественного продукта, способствуют повышению эффективности производства, влияют на распределение и использование рабочей силы, предопределяют жизненный уровень населения.

Рыночная экономика основана на независимых и экономически обоснованных производителях, для которых цены являются решающим фактором результатов производственной и финансовой деятельности компании. Рынок диктует условия выживания. Таким образом, правильно подобранная ценовая политика, грамотная тактика ценообразования, экономически выверенные методики ценообразования составляют основу бесперебойной работы любого бизнеса, независимо от формы собственности.

5 стр., 2281 слов

Реферат статистика цен и ценообразования

... Сложились уже и альтернативные службы статистики цен. Сущность цены, ее экономическая природа проявляется в двойной роли, которую цена играет на рынке. Она выступает как: - - Рыночная цена выполняет различные функции. Цена - это посредник и соизмеритель ...

Фирмы, стремящиеся проводить грамотную ценовую политику, прежде всего, должны решить ряд задач:

  • получение максимальной прибыли;
  • завоевание рынка сбыта;
  • снижение затрат;
  • борьба с конкурирующими товарами;
  • рост объема производства и продаж.

Основная цель, которую мы ставим перед собой в курсовой работе, — изучить зависимость конкурентоспособности автосервисов от ценовой стратегии. В наши задачи входило теоретическое обоснование ценовой политики компании, анализ основных стратегий и методов ценообразования, анализ факторов ценообразования, предложение рекомендаций по совершенствованию ценовой политики компании. Объектом исследования мы выбрали Муниципальное унитарное пассажирское автотранспортное предприятие № 5 (МУПАТП № 5), расположенное в Орджоникидзевском районе города Новокузнецка.

1.1 МЕТОДЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

1.1.1 Методы ценообразования, ориентированные на издержки

Эти методы используются наиболее широко. Это обусловлено несколькими причинами. Во-первых, эти методы просты: после определения затрат добавляется определенный процент или норма прибыли. Во-вторых, эти методы менее рискованны из-за известного фактора стоимости. Альтернативный подход – обоснованный на потребительском спросе – сопряжен с большей неопределенностью, так как прогнозы спроса часто ненадежны, в-третьих, методы, ориентированные на издержки, способствуют установлению более стабильных во времени цен, потому что основаны на внутренних факторах компании – расходах на рабочую силу и доступности материалов.

Но эти преимущества также указывают на фундаментальные недостатки этих методов, поскольку игнорирование потребительского спроса может привести к нереалистичному ценообразованию. Полагаясь исключительно на себестоимость, производитель с высокими издержками рискует установить цены на свои товары выше разумных. И наоборот, при низких затратах цены могут быть намного ниже тех, которые потребители готовы платить. Затратные методы могут применяться в секторах со стабильным потребительским спросом и конкуренцией. В этих случаях вы можете сосредоточиться на расходах, потому что спрос и реакция конкурентов известны.

ценообразовании на основе накидки к себестоимости

Недостатком метода ограничения стоимости и метода, основанного на марже, является то, что они не гарантируют окончательную цену, которую потребители согласятся заплатить. Реакция потребителей не учитывается при принятии решения о цене. Кроме того, Компания может устанавливать цели выше, чем приемлемые для рынка, если ее затраты превышают затраты конкурентов.

Ценообразование на основе целевой прибыли

Ценообразование на основе целевой прибыли 1 (1)

Компания должна оценить порог безубыточности, уровень возможного спроса и прибыли при разных ценах.

3 стр., 1184 слов

Анализ в ценообразовании, оптимизация цен на товары и услуги

... деятельности. В свою очередь, с выбором метода ценообразования прямо связана проблема оптимизации цен. Тщательная оптимизация цен - важный источник конкурентного преимущества и высокой прибыльности. Сказанное подтверждает важность изучения поставленной задачи в курсовой работе. Теоретической основой ...

Ценообразование, ориентированное на издержки на международных рынках.

В результате многие международные компании устанавливают цены ниже себестоимости, чтобы закрепиться на зарубежных рынках. Такая практика известна как ценовой демпинг, т.е. продажа товара по цене ниже издержек производства с целью стимулирования продаж на зарубежных рынках. Если продукт требуется по более низкой цене, компания может впоследствии поднять цену и получить прибыль. Цель иностранной компании — не только проникнуть на рынок, но и вытеснить местных производителей, чтобы они доминировали на нем.

1.1.2 Методы ценообразования, ориентированные на спрос

Методы ценообразования, ориентированные на спрос, предполагают установление цены с учетом того, какой объем товара потребители склонны купить при различных уровнях цен. Иначе говоря, цена базируется на кривой потребительского спроса.

редельное ценообразование

Предельная цена показывает цену, максимизирующую прибыль, но требует оценки кривой спроса. Сложность того, сколько потребители склонны покупать при разных уровнях цен, является основной причиной того, что предельная цена не нашла более широкого применения.

гибком безубыточном ценообразовании

Поскольку гибкое ценообразование безубыточности предполагает оценку реакции потребителей на цены, этот подход основан на спросе и должен давать результаты, аналогичные маржинальному анализу, оба из которых основаны на максимизации прибыли на основе потребительского спроса.

ценообразовании, исходящем из спроса,

Этот метод позволяет избежать сложностей, связанных с маржинальными ценами и безубыточными ценами. Вместо выяснения ряда соотношений “цена-количество” в виде кривой спроса на товар компании следует лишь установить одно это соотношение, т.е. цену, которую потребители склонны платить, и объем продаж при этой цене. Проблема в том, как же узнать эту единственную цену.

1.1.3 Методы ценообразования, ориентированные на конкуренцию

Некоторые компании устанавливают свои цены на основе действий своих конкурентов. В этом случае они рискуют установить цены, которые не принимают во внимание различия между их продуктами и продуктами их конкурентов. Существует три типа методов ценообразования на основе конкуренции.

Следуя за лидером, цены основаны на поведении конкурентов.

ценообразовании на основе уровня текущих цен

Ценообразование цен на основе уровня текущих цен весьма популярно. Когда эластичность спроса трудно измерить, текущая цена, по мнению многих предпринимателей, является воплощением коллективной мудрости сектора: формируется цена, которая будет приносить справедливую прибыль. Более того, они считают, что поддержание постоянной цены предотвратит разрушительные ценовые войны.

Установление цен на основе закрытых торгов.

ожидаемой прибыли

Ценообразование на основе метода ожидаемой прибыли имеет смысл в крупных компаниях с большим количеством приложений. Выбирая оптимальные варианты, компания в долгосрочной перспективе достигает максимальной прибыли. Однако компании, которые редко соревнуются за контракты или выполняют только определенные виды работ, не сочтут полезным метод расчета ожидаемой прибыли.

1.2 СТРАТЕГИИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

При разработке ценовой политики важно не только определить уровень цен, но и сформулировать стратегическую линию ценового поведения фирмы на рынке в комплексе по всей товарной номенклатуре и отдельно по каждому виду товара на всем протяжении его жизненного цикла на рынке. Стратегия ценообразования на относительно длительный период служит основой для принятия решения о цене продажи в каждой конкретной сделке. Стратегические ценовые цели и рассчитанная на длительный срок линия ценового поведения фирмы позволяют определить объемы прибылей и долю на рынке в расчете на перспективу, иметь определенный финансовый и временной резерв для манипулирования маркетинговыми рычагами воздействия на рынок.

33 стр., 16044 слов

Разработка международной стратегии продвижения товара

... финансовая отчетность компании, собственные наблюдения, Интернет-ресурсы. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РЫНКА И СТРАТЕГИЙ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРОДВИЖЕНИЯ ТОВАРА 1 Этапы процесса выбора и методы исследования рынка ... используются специальные критерии, которые отражают как сторону спроса, так и сторону предложения продукции компании. Что касается спроса, то существенное значение имеют такие факторы, как ...

В маркетинге существуют разные типы ценовых стратегий, основными из которых являются следующие.

Стратегия высоких цен

Использование стратегии высоких цен наиболее выгодно при следующих условиях: высокий уровень текущего спроса со стороны большого числа потребителей; первоначальная группа потребителей, приобретающих товар, менее чувствительна к цене, чем последующие; непривлекательность высокой начальной цены для фирм-конкурентов и ограниченность конкуренции; восприятие высокой цены со стороны покупателей как свидетельства высокого качества товара; относительно невысокий уровень издержек мелкосерийного производства, обеспечивающий финансовые выгоды для компании.

Стратегия высоких цен распространяется на рынке и практически преобладает. Особенно активно его используют, когда на рынке наблюдается превышение спроса над предложением и компания занимает монопольное положение в производстве нового продукта. Такая стратегия приемлема в условиях низкой эластичности спроса, когда рынок пассивно реагирует или вообще не реагирует на снижение цен и их низкий уровень, а также на низкую эффективность крупномасштабного производства.

Впоследствии, когда сегмент рынка оказывается насыщенным и появляются товары-аналоги, товары-конкуренты, фирма осуществляет снижение цены на данный товар, имея в виду освоение новых сегментов рынка и выпуск новых, усовершенствованных товаров.

Фирмы могут идти на инициативное снижение цен при недогрузке производственных мощностей, сокращении доли рынка под натиском агрессивной ценовой конкуренции со стороны фирм-конкурентов и т.д. Однако при проведении политики инициативного снижения цен следует учитывать реакцию потребителей, которые могут воспринимать снижение цен как свидетельство скорой замены данного товара более новой моделью; низкого качества товара или его ухудшения; низкого спроса на товар; плохого финансового положения фирмы; возможности скорого ухода фирмы с рынка данного товара и опасности необеспеченности в дальнейшем запасными частями; возможности последующего еще большего снижения цены и др.

Таким образом, потребитель может неадекватно отреагировать на снижение цен и не только не расширить свои закупки, а, наоборот, даже снизить их.

Стратегия низких цен

Низкий уровень цены при выходе товара на рынок может быть обусловлен следующими обстоятельствами: чувствительностью рынка к ценам и высокой эластичностью спроса; непривлекательностью низкой цены для активных и потенциальных конкурентов; сокращением издержек производства и обращения по мере увеличения объемов производства и сбыта данного товара.

14 стр., 6553 слов

Стратегия поведения фирмы на рынке ценных бумаг

... себя и своих клиентов на колебаниях цен на ценные бумаги. Ценные бумаги играют важную роль в российской экономике, поскольку большинство из них являются одним из способов финансирования инвестиций. Рынок ценных бумаг дает каждому участнику ...

Стратегия низких цен неприемлема для рынков с низкой эластичностью спроса. он эффективен на рынках с высокими объемами производства и высокой эластичностью спроса, когда покупатели чувствительны к низким ценам и значительно увеличивают объемы покупок. В этом случае, на самом деле, в дальнейшем повышать цены очень сложно, так как это обстоятельство вызывает негативную реакцию со стороны покупателя, он крайне неохотно поднимает цену и очень часто может отказаться от закрытия сделки.

Поэтому рекомендуется использовать модифицированную форму этого вида стратегии: низкие цены позволяют фирме «прорваться» на рынок, будучи стимулятором роста объема продаж, но в дальнейшем они не повышаются, а сохраняются на прежнем низком уровне и даже снижаются. Массовость поставок товара на рынок, рост его продаж обеспечивают прибыли, т.е. фирма готова пойти на снижение дохода с единицы товара в целях получения большей совокупной прибыли за счет большего объема продаж. Кроме того, когда продукт выпускается в больших количествах, его себестоимость и затраты на продажу низкие и изначально устанавливаются по низкой цене, это экономически оправдано и соответствует низкому уровню затрат.

В будущем возможно упреждающее повышение цен, которое может быть вызвано увеличением затрат, не покрываемых соответствующим повышением производительности труда, возникновением чрезмерного и повышенного спроса. Цены могут быть повышены для потребителей довольно незаметно, исключив скидки или введя в ассортимент дорогие товары.

Можно повышать цены, имея большой, устоявшийся рынок, покупатели которого заинтересованы в приобретении товара именно данной фирмы и отличаются высокой «лояльностью» по отношению к ее торговой марке, а также в случае соответствующих изменений в экономической и маркетинговой среде, например, когда отмечается общий рост оптовых и розничных цен, инфляционные процессы, введение экспортных пошлин и др.

Хотя покупатели крайне негативно относятся к политике повышения цен, они также могут воспринимать ее положительно, например, рассматривая рост цен как свидетельство большого спроса на товар, повышения его качества.

Стратегия дифференцированных цен

Стратегия дифференцированных цен предусматривает сезонные скидки, скидки за количество, скидки постоянным партнерам и т.д.; установление разного уровня цен и их соотношения по различным товарам в общей номенклатуре выпускаемых изделий, а также по каждой их модификации, представляя собой весьма сложную и кропотливую работу по согласованию товарной, рыночной и ценовой политики.

Стратегия дифференцированных цен предпочтительна при соблюдении ряда условий: легко сегментируемом рынке; наличии четких границ рыночных сегментов и высокой интенсивности спроса; невозможности перепродажи товаров из сегментов с низкими ценами в сегментах с высокими ценами; невозможности продажи конкретных товаров по низким ценам в сегментах, в которых фирма продает товары по высоким ценам; учете восприятия покупателями дифференцированных цен и предотвращении реакции обиды и неприязни; непротиворечии соответствующему законодательству выбранной дифференцированной формы установления цен; покрытии дополнительных издержек по проведению стратегии дифференцированных цен суммой дополнительных поступлений в результате ее осуществления.

Стратегия дифференцированного ценообразования позволяет «вознаграждать» или «наказывать» разных покупателей, стимулировать или каким-либо образом ограничивать продажу разных товаров на разных рынках.

Стратегия льготных цен.

Льготные цены — это самые низкие цены, по которым фирма продает свои товары. Как правило, они устанавливаются ниже себестоимости продукции и в этом смысле могут представлять собой демпинговые цены. Применяются они в целях стимулирования продаж для постоянных покупателей, в целях подрыва с помощью ценовой конкуренции слабых конкурентов, а также при необходимости освободить складские помещения от залежалого товара и т.д.

Стратегия дискриминационных цен.

Такая стратегия возможна при проведении правительством общей дискриминационной политики по отношению к стране, в которой функционирует фирма-покупатель: установление высоких вывозных и ввозных пошлин, обязательного правила пользования услугами местного посредника и др.

Стратегия единых цен, Стратегия гибких цен, Стратегия стабильных цен, Стратегия меняющихся цен, Стратегия ценового лидера

Подобная стратегия цен внешне весьма привлекательна и удобна для фирм, не желающих или не имеющих возможности проводить свои собственные разработки маркетинговой и ценовой стратегии, однако она и опасна: чрезмерно сковывая ценовую инициативу фирмы, она может привести к серьезным ошибкам и просчетам (например, лидер проводил ошибочную стратегию или предпринял обманный ход и т.д.).

Стратегия конкурентных цен

В первом случае продавец также проводит ценовую атаку на своих конкурентов и снижает цену до того же или даже более низкого уровня, стараясь не потерять, а, наоборот, увеличить свою долю рынка. Снижение цен влияет на рынки и их сегменты, для которых характерна высокая эластичность спроса. Основанием для снижения цен является снижение издержек производства и сбыта. Эта стратегия также эффективно используется для тех рынков, убытки которых чрезвычайно опасны.

Во втором случае фирма-продавец не меняет свои цены, несмотря на то, что конкурирующие фирмы снизили цены, в результате чего маржа прибыли от продаж для нее сохраняется, но происходит постепенная потеря доли рынка. Такая ценовая стратегия осуществляется на рынках с низкой эластичностью спроса, где не наблюдается резко отрицательная реакция покупателей в отношении сохранения высокого уровня цен и некоторого ущемления их финансовых интересов при покупке, где фирмы-конкуренты небольшие и им трудно выделить капиталовложения на расширение производства, когда снижение цен может привести к значительной потере прибылей и когда у данной фирмы-продавца есть уверенность, что она в состоянии восстановить утерянные на рынке позиции за счет своего высокого престижа у покупателей.

В третьем случае фирма может поднять цену и выиграть конкуренцию за счет репозиционирования и дифференциации продукта.

Стратегии психологического ценообразования, Стратегия престижных цен

Престижная ценовая стратегия возможна при высокой репутации компании и ее продукции, а также минимальной конкуренции, с постоянными или растущими относительными затратами на производство и продажу.

Стратегия неокругленных цен, Стратегия цен массовых закупок, Цены ажиотажного спроса, Стратегия увязывания цены и качества товара

В некоторых случаях на определенных сегментах рынка сам факт повышения цены или завышения цены психологически воспринимается покупателями как свидетельство роста или высокого качества продукции.

В торговой практике стратегии ценообразования используются не по отдельности в зависимости от их типов, а в комбинации, когда один тип перекрывает другие.

Связанное ценообразование.

ценообразовании на основе ощущаемой ценности

Данный метод ценообразования более сложен, чем может показаться. Он включает в себя установление цен на разные услуги, часто по разным ставкам в разное время, в зависимости от ценности услуги в глазах покупателей. Эти дифференцированные ставки предназначены для обеспечения постоянного соотношения цены и качества с течением времени.

2 ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Описание рынка автоуслуг города

В качестве объекта исследования мы решили взять не всех операторов пассажирских автоперевозок, а МУПАТП № 5 и частных автоперевозчиков в лице частного предпринимателя Дроздовой Е.В. В целом доля частных операторов, перевозящих пассажиров автомобильным транспортом, составляет 5/5 рынка пассажирских автомобильных перевозок города.

Муниципальное унитарное пассажирское автотранспортное предприятие № 5 было основано в 1994 году путем выделения из МУПАТП № 2 (Заводский район, ныне реорганизовано в автоколонну № 2, путем присоединения к МУПАТП № 4).

Предприятие осуществляет городские и пригородные пассажирские и грузовые перевозки, перевозку опасных грузов, аренду автобусов, катафалка, рекламные услуги на салонах автобусов и внутрисалонная реклама.

В настоящее время в МУПАТП № 5 работает 729 чел. (Прил. А), в собственности предприятия (либо на правах оперативного управления) находится 210 автомобилей различных функций, из них автобусов – 179 (в т.ч. 100 автобусов для работы в режиме рейсовых автобусов, 65 – маршрутного такси) (Прил. Б).

В 2001 году автопредприятием перевезено 19,3 млн. чел. (в т.ч. маршрутное такси – 2,7 млн. чел.), доходы составили 40,6 млн. руб., расходы – 69,3 млн. (Прил. Г) Важнейшие финансово-экономические показатели: себестоимость перевозки 1-го пассажира составила 3,07 руб. (рейсовые автобусы – 2,63 руб., маршрутные такси – 5,76 руб.), доходы на 1 машино-час – 122,32 руб., расходы на 1 машино-час – 209,05 руб., средняя заработная плата – 2761 руб. (рост по сравнению с 2000 годом – 134,7%) (Прил. В).

Маршрутная сеть автопредприятия состоит из 14 маршрутов, по которым МУПАТП осуществляет рейсовые перевозки и 9 маршрутов, по которым МУПАТП осуществляет перевозки маршрутным такси (Прил. Д).

Частный предприниматель Дроздова Евгения Валерьевна осуществляет свою деятельность с 1998 года. Начиная с 1-го автобуса, к 2002 году подошла с 15-ю. Осуществляет городские пассажирские перевозки.

У Дроздовой Е.В. на 15 автобусах работает 30 чел. (Прил. Е).

Значительно отличаются у частных предпринимателей и финансово-экономические показатели. За 2002 год перевезено 1,46 млн. чел., доходы составили 9,0 млн. руб., расходы 6,9 млн. руб., себестоимость перевозки 1-го пассажира – 4,75, прибыль на 1 машино-час – 21,31 руб., средняя заработная плата – 6083 руб.

Маршрутная сеть состоит из 5 маршрутов: №5, №52, №58, №67 и №70 (Прил. Ж).

3 АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

3.1 Анализ основных тенденций в ценообразовании в автотранспорте

В настоящее время на рынке транспортных услуг ситуация складывается следующим образом. Автотранспортные организации и частные автопредприниматели устанавливают цены по методу «издержки плюс». Это значит, что сначала просчитываются издержки, а затем на их основе устанавливается размер прибыли.

Уже на протяжении длительного времени существует такая тенденция, когда муниципальные автотранспортные организации стремятся повысить стоимость проезда в маршрутном такси. Доходило до того, что муниципальные предприятия предлагали увеличить стоимость проезда в рейсовых автобусах до 5-ти рублей. Частные организации же, напротив, готовы не только не повышать стоимость проезда, но и снизить ее.

Как правило, именно со стороны частных автопредпринимателей исходит инициатива введения новых маршрутов.

3.2 Анализ ценообразования в автотранспортных организациях города

В отличие от частных автопредпринимателей, муниципальные предприятия устанавливают цену, которая ниже их издержек и не включает прибыли. Иначе говоря, МУПАТПы несут убытки. Но муниципальные власти компенсируют часть их убытков, путем дотирования из средств городского бюджета. Эти деньги поступают на выплату заработной платы.

Причин того, что себестоимость перевозки 1-го платного пассажира выше цены разового проездного билета достаточно. Одна из них заключается в отсутствии финансовой дисциплины со стороны кондукторов. Проще говоря, часть выручки, которая не сопровождалась выдачей проездных билетов, водитель и кондуктор делят между собой. Другая причина состоит в бесконтрольном и нерациональном расходовании ГСМ. Известны случаи, когда водители часть бензина продавали на сторону. Еще одна причина в неоптимальном времени пути (обходном пути) (напр., авт. № 1: 60 мин. вместо 80 мин., авт. № 5: 105 мин., вместо 120 мин., м.т. № 5: 45 мин., вместо 50 мин.) .

Себестоимость перевозки 1-го пассажира у частных автопредпринимателей ниже цены разового проездного билета потому что:

  • кондукторы и водители выполняют не только свои прямые обязанности, но и занимаются обслуживанием автобуса (мелкий ремонт, уборка салона, мойка автобуса и др.);
  • налоговые отчисления ниже, чем у МУПАТПов. Частные автопредприниматели платят только единый налог на вмененный доход;
  • не содержат вспомогательных работников;
  • на их балансе не имеется технически неисправной техники, на которую начисляются налоги, отчисления в амортизационный фонд и т.д.;
  • ниже численность управленческого персонала.

4 ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ

Исходя из анализа ценообразования в автотранспортных организациях, в данной курсовой работе предлагаются следующие стратегии:

Ценообразование с учетом прогнозируемой реакции конкурентов.

В качестве примера можно привести расчет валовой выручки при различной стоимости проезда. По данным планово-экономического отдела МУПАТП № 5 за один рейс в маршрутном такси в среднем проезжает 42 человека (при стоимости проезда 5 рублей).

За один день маршрутное такси делает 12 рейсов, тогда валовая выручка составила 2520 рублей. При повышении стоимости проезда до 6 рублей количество пассажиров уменьшится на 30%, тогда валовая выручка составляла 2117 рублей. Можно сделать вывод, что финансовое состояние от этой меры не улучшится, а даже станет хуже и МУПАТП № 5 потеряет часть рынка.

Кроме того, МУПАТП № 5 имел данный опыт в установлении стоимости проезда 6 рублей. Тогда это привело к снижению числа пассажиров, которые дружно пересели в частные коммерческие автобусы и к уменьшению валовой выручки. Поэтому МУПАТП № 5 вернулся к прежней ценовой политике.

Стратегия стабильных цен.

Если сделать предположение, что МУПАТП № 5 назначит стоимость проезда 6 рублей, тогда стоимость проезда в пределах одного административного района г, Новокузнецка будет установлена в пределах 4 рублей. Это будет давить на психологию пассажиров, путь которых пролегает через 2 и более административных района города. Таким образом, целесообразно оставить стоимость проезда равным 5 рублям.

Установление цен, ориентированных на ценность.

vВ настоящее время в распоряжении МУПАТП № 5 имеются 13 легковых автомобилей (в т.ч. 2 Тойота Лэнд-Краузер) и 8 грузовых. На базе этих машин можно создать легковое и грузовое такси. Так как доходы от деятельности этих машин будут превышать расходы на их содержание, то этот шаг позволит МУПАТП № 5 получить дополнительную прибыль.

Для оценки эффективности приблизительно рассчитаем затраты и доходы от использования легковых автомобилей. Стоимость поездки в легковом такси от Абашева до Центра составляет в среднем 100 руб., по районам – 20 руб. Предположим среднюю стоимость – 60 руб. За день один таксист делает около 40 поездок. Тогда его дневная выручка составит 2400 руб., а в месяц – 72000 руб. Расходы представлены в таблице 1.

Таблица 1., Расчет расходов на 1 легковой автомобиль, работающий в 2 смены

Показатели В день, руб. В месяц, руб.
ГСМ 675 20250
Зарплата водителям 350 10500
Зарплата диспетчерам 200 6000
Содержание автомобиля 65 1950
Ремонт автомобиля 50 1500
Амортизация 55 1680
Налоговые отчисления 480 14400
ИТОГО: 1749 56280

Разница между выручкой и затратами – 15720 руб. в месяц (% расходов, покрываемых доходами равен 127,9%) – будет составлять прибыль от использования легковых автомобилей.

В последнее время население стало часто использовать услуги грузового такси (для перевозки мебели, результатов сельскохозяйственной работы и др.).

Поэтому использование грузовых автомобилей в качестве такси принесет МУПАТП № 5 дополнительную прибыль. Рассчитаем ее. Стоимость перевозки грузов в грузовом такси от Центра (район Вокзала) до Абашева составляет в среднем 190 руб. График работы грузового такси, как правило, с 8 до 20 часов. Предположим, что за день на одном автомобиле делается около 15 поездок. Тогда его дневная выручка составит 2850 руб., а в месяц – 85500 руб. Расходы представлены в таблице 2.

Таблица 2., Расчет расходов на 1 грузовой автомобиль, работающий в 1 смену

(2 водителя)

Показатели В день В месяц
ГСМ 900 27000
Зарплата водителям 350 10500
Зарплата диспетчерам 200 6000
Содержание автомобиля 85 2550
Ремонт автомобиля 60 1800
Амортизация 130 3900
Налоговые отчисления 480 14400
ИТОГО: 2205 66150

Разница между выручкой и затратами – 19350 руб. в месяц (% расходов, покрываемых доходами равен 129,3%) – будет составлять прибыль от использования легковых автомобилей.

Совокупная прибыль от использования грузовых и легковых автомобилей будет составлять 31320 руб. в месяц или 376 тыс. руб. в год.

На балансе МУПАТП №5 содержится 9 технически неисправных автобуса, на которые начисляются налоги и амортизационные отчисления. Мы предлагаем эти автобусы списать с баланса или разобрать на запчасти. Стоимость этих автобусов будет составлять 360 тыс. руб. (10% от их балансовой стоимости), что приблизительно равно стоимости нового автобуса ПАЗ-3205 (320 тыс. руб.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, ценовая политика заключается в том, чтобы устанавливать на товары такие цены, так варьировать ими, в зависимости от ситуации на рынке, чтобы овладеть его максимально возможной долей, добиться запланированного объема прибыли и успешно решать все стратегические и тактические задачи.

МУПАТП № 5 должно поставить перед собой следующие цели:

  • обеспечение выживаемости;
  • максимизация текущей прибыли;
  • завоевание лидерства по показателям доли рынка или по показателям качества предоставляемых услуг.

В зависимости от сферы деятельности, от доли занимаемого рынка МУПАТП № 5 должно выбрать один из следующих методов ценообразования:

  • «средние издержки плюс прибыль»;
  • анализ безубыточности и обеспечение целевой прибыли;
  • установление цены на основе ощущаемой ценности товара;
  • установление цены на основе уровня текущих цен;

и при следующих стратегиях:

  • установление цены по методу связанного ценообразования;
  • установление цен, ориентированных на ценность;
  • ценообразование с учетом прогнозируемой реакции конкурентов;
  • стратегия стабильных цен.

Решая вопрос об инициативном изменении цен, МУПАТП № 5 должно тщательно изучить вероятные реакции потребителей и конкурентов. Реакция потребителей зависит от того, какой смысл усматривают они в изменении цен. Реакции конкурентов являются либо следствием четких установок политики реагирования, либо результатом конкретной оценки каждой вновь возникающей ситуации.

Учитывая сложность данной проблемы, необходимым является приобретение знаний в этой области для выбора правильного подхода в установлении цен при выходе на рынок. Вцелях достижения хороших результатов в производственной и коммерческой деятельности необходимо дальнейшее углубление такого рода знаний на основе изучения мирового опыта, специфики экономики России и других стран.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/strategii-tsenoobrazovaniya/

1. Ассэль Г. Маркетинг: принципы и стратегии: Учебник для вузов./Пер. с англ. – М.: Инфра-М, 1999. – 803с.

2. Белоусова С.Н., Белоусов А.Г. Маркетинг. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. – 224с.

3. Голиков Е.А. Маркетинг и логистика. М.: «Дашков и К о », 2000. – 396с.

4. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования. – М.: Инфра-М, 1996. – 748с.

5. Деловой Новокузнецк-2001. Телефонный справочник. – Новокузнецк-Томск: Издательство «Полдень», 2001. – 266с.

6. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга: Пер. с англ. – 2-е европ. изд. – М.; СПб.; К.; Издательский дом «Вильямс», 2001. – 944с.

7. Справочник пассажира общественного транспорта г. Новокузнецка.//Управление по транспорту, связи и дорожному хозяйству Администрации города Новокузнецка. – Новокузнецк, 2000. – 72с.

8. Федько В.П., Федько Н.Г. Основы маркетинга: экзаменационные ответы. Серия «Сдаем экзамен». – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. – 384с.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б, Таблица Б1., Наличие автомобилей по МУПАТП № 5 на 1 января 2002 года.

Наименование марки Количество, ед. Наименование марки Количество, ед.
ЛЕГКОВЫЕ АВТОМОБИЛИ ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ
ВАЗ 21150 1 ГАЗ 330210 1
ГАЗ 3102 1 ЗИЛ 433360 1
ГАЗ 310200 1 ЗИЛ-ММЗ 1
ГАЗ 310290 2 КамАЗ 53212 1
ГАЗ 3110 4 МАЗ 54323 1
Тойота Лэнд-Краузер 2 МАЗ 5551 1
УАЗ 31512 1 УАЗ 3303 2
УАЗ 31514 1 ИТОГО 8
ИТОГО 13
СПЕЦИАЛЬНЫЕ АВТОМОБИЛИ
Автокран КС3574 1 ЗИЛ 130пазс 1
АТЭК 999 1 П/прицеп МАЗ 93866 1
ГАЗ 4301 1 П/прицеп цистерна 1
ДТ-75 1 Урал 4320 бензовоз 3
ИТОГО 10
АВТОБУСЫ
Веттер-Фелбах 1 МарЗ 4219 2
ГАЗ 3221 1 МарЗ 42191 2
ГАЗ 322132 5 МарЗ 52661 3
Икарус 255 1 ПАЗ 3205 59
Икарус 280 5 РАФ 2203 1
КамАЗ-Нзас 1 Санос С-218 5
ЛАЗ 695 15 УАЗ 2206 2
ЛАЗ 699Р 5 Урал-Нзас 1
ЛиАЗ 5256 10 ФАП-Санос 415 1
ЛиАЗ 677 59 ИТОГО 179
ВСЕГО 210

Приложение б 1

Рис. А1. Структура автопарка МУПАТП № 5.

ПРИЛОЖЕНИЕ Д, Таблица Д1., Маршруты движения рейсовых автобусов МУПАТП № 5.

№ м-та Конечные пункты Интервал движения, мин. Маршрут следования
1 Новобайдаевка Абашево 80 Новобайдаевка, Байдаевский мост, Мурманская, Герцена, Колледж, Абашево
2 Абашево ш. Нагорная 15 Абашево, ст. Абашево, Стройгруппа, ш. Новокузнецкая, ш. Нагорная
3 Абашево Мебельная фабрика 25

Абашево, Колледж, Герцена, Мурманская, ф-ка «Знамя», Мебельная ф-ка

Обратно: Мебельная ф-ка , ф-ка «Знамя», Мурманская ул., Школа № 53, Герцена, Колледж, Абашево

4 Притомский Абашево 26 Притомский, ЗЖБИ, Школа № 53, Мурманская, Герцена, Колледж, Абашево
5 Абашево Вокзал 5

Абашево, Колледж, Герцена, Мурманская, Байдаевский мост, Универсал, З-д ферросплавов, Смирнова, Советская пл-дь, Левый берег, Цирк, Универбыт, Вокзал

Обратно: Вокзал, Драмтеатр, г-ца «Новокузнецкая», Цирк, далее по маршруту

6 Советская площадь Кульяновские сады 60 Советская пл-дь, Смирнова, ТЭЦ, Кульяновка, Новобайдаевский микрорайон, 5-я ферма, Кульяновские сады
8 Советская площадь Форштадт 30 Советская пл-дь, Озерная, Форштадт
12 Абашево Фабрика «Знамя» 45

Абашево, Колледж, Герцена, Детсад № 72, Школа № 53, Мурманская, ф-ка «Знамя»

Обратно: ф-ка «Знамя», Мурманская ул., Школа № 53, Герцена, Колледж, Абашево

13 Абашево Кульяновские сады 52 Абашево, Колледж, Герцена, Мурманская, Байдаевский мост, 5-я ферма, Кульяновские сады
19 Зыряновские сады Дом рыбака 40 Зыряновские сады, ш. Зыряновская, Абашево, Дом рыбака
20 Школа № 53 Абашево 38

Школа № 53, Герцена, Колледж, Абашево

Обратно: Абашево, Колледж, Герцена, Мурманская, Школа №53

21 Притомский Вокзал Притомский, ЗЖБИ, Байдаевский мост, Универсал, З-д ферросплавов, Смирнова, Советская пл-дь, Левый берег, Цирк, Универбыт, Вокзал
27 Новобайдаевка Вокзал 15 Новобайдаевка, Универсал, З-д ферросплавов, Смирнова, Советская пл-дь, Левый берег, Комсомольская пл-ка, К/т «Сибирь», Транспортная, Вокзал
56 Вокзал Абагур-Лесной 60 Вокзал, Универбыт, Цирк, Левый берег, Советская пл-дь, Смирнова, З-д ферросплавов, Универсал, Байдаевский мост, ЗЖБИ, Притомский, Сады, Абагур-Лесной

Таблица Д2., Маршруты движения маршрутных такси МУПТП № 5.

№ м-та Конечные пункты Интервал движения, мин. Маршрут следования Стоимость проезда, руб.
5 Абашево Вокзал 3 Абашево, Колледж, Герцена, Школа № 53, Байдаевский мост, Универсал, З-д ферросплавов, Смирнова, Советская пл-дь, Левый берег, Цирк, Универбыт, Вокзал 5
Абашево Вокзал 11 Абашево, Колледж, Герцена, Мурманская, Байдаевский мост, Универсал, ХФЗ, Малоэтажка, 30-й квартал, Советская пл-дь, Левый берег, Комсомольская пл-ка, Больница № 2, Кутузова, Транспортная, Вокзал 5
22 Вокзал 113 км 30 Вокзал, Универбыт, Цирк, Левый берег, Советская пл-дь, Смирнова, З-д ферросплавов, Универсал, Байдаевский мост, Школа № 53, Герцена, Колледж, Абашево, Дом рыбака, Карлык, 113 км 10
22а Абашево 113 км 20 Абашево, Дом рыбака, Карлык, 113 км 5
23 Притомский Вокзал 20 Притомский, ЗЖБИ, Байдаевский мост, Универсал, З-д ферросплавов, Смирнова, Советская пл-дь, Левый берег, Цирк, Универбыт, Вокзал 5
27 Новобайдаевка Вокзал 10 Новобайдаевка, Универсал, З-д ферросплавов, Смирнова, Советская пл-дь, Левый берег, Комсомольская пл-ка, К/т «Сибирь», Транспортная, Вокзал 4
29 Новобайдаевка Машзавод 5

Новобайдаевка, Универсал, ХФЗ, Малоэтажка, 30-й квартал, Советская пл-дь, Левый берег, Комсомольская пл-ка, Больница № 2, Кутузова, Транспортная, Вокзал, Суворова, Лазо, Машзавод

Примечание: в выходные и праздничные дни маршрут следует до «Центрального рынка»

5
47 Новобайдаевка Климасенко 5 Новобайдаевка, Универсал, З-д ферросплавов, Смирнова, Советская пл-дь, Левый берег, Цирк, Кузнецкстроевский, Пл-дь Маяковского, Белана, Островская, Березка, Климасенко 5
52 Нижняя Колония 30-й квартал 3 Нижняя Колония, Рынок, Вокзал, Транспортная, К/т «Сибирь», Комсомольская пл-ка, Левый берег, Советская пл-дь, 30-й квартал 5
56 Вокзал Абагур-Лесной 30 Вокзал, Универбыт, Цирк, Левый берег, Советская пл-дь, Смирнова, З-д ферросплавов, Универсал, Байдаевский мост, ЗЖБИ, Притомский, Сады, Абагур-Лесной 6

ПРИЛОЖЕНИЕ Е, Таблица Е1.

Технико-эксплуатационные и финансово-экономические показатели по частному предпринимателю Дроздовой Е.В. за 2001 год

№ п/п Показатели Ед.изм. Маршрутное такси
2000 г . 2001 г . %
I Технико-эксплуатационные показатели
1 Среднесписочное количество подвижного состава ед. 13 15 115,4
2 Машино-часы тыс.час 85,41 98,55 115,4
3 Коэффициент использования подвижного состава 0,692 0,667 96,3
4 Пробег тыс.км 791 876 110,7
5 Режим работы час 18 18 100,0
6 Среднесуточный выпуск ед. 9 10 111,1
7 Перевозка пассажиров млн.чел. 1,318 1,460 110,8
II Финансово-экономические показатели
8 Доходы тыс.руб. 6 588 7 300 110,8
9 Расходы, тыс.руб. 4 942 6 169 124,8
в т.ч.
фонд оплаты труда (ФОТ) тыс.руб. 1 196 1 570 131,3
ГСМ тыс.руб. 2 530 3 154 124,7
износ и ремонт автошин тыс.руб. 241 320 132,8
амортизация тыс.руб. 975 1 125 115,4
10 Прибыль тыс.руб. 1 646 1 131 68,7
11 % расходов, покрываемых доходами % 133,3 118,3 88,8
12 Приобретение подвижного состава тыс.руб. 880 550 62,5
13 Затраты всего тыс.руб. 5 822 6 719 115,4
14 Себестоимость перевозки 1-го пассажира руб. 3,75 4,23 112,8
15 Доходы на 1 машино-час руб. 77,13 74,07 96,0
16 Расходы на 1 машино-час руб. 57,86 62,60 108,2
17 Прибыль на 1 машино-час руб. 19,27 11,48 59,6
18 Среднесписочная численность чел. 26 30 115,4
19 Средняя заработная плата руб. 3 833 4 361 113,8

ПРИЛОЖЕНИЕ Ж, Таблица Ж1., Маршруты движения маршрутных такси ЧП Дроздовой Е.В.

№ м-та Конечные пункты Интервал движения, мин. Маршрут следования Стоимость проезда, руб.
5 Абашево Вокзал 3 Абашево, Колледж, Герцена, Школа № 53, Байдаевский мост, Универсал, З-д ферросплавов, Смирнова, Советская пл-дь, Левый берег, Цирк, Универбыт, Вокзал 5
52 Нижняя Колония 30-й квартал 4 Нижняя Колония, Рынок, Вокзал, Транспортная, К/т «Сибирь», Комсомольская пл-ка, Левый берег, Советская пл-дь, 30-й квартал 5
58 Левый берег Нижняя Колония 4 Левый берег, Цирк, Спортсмен, Кузнецкстроевский просп., пл-дь Маяковского, Школа № 12, Рынок, Нижняя Колония 4
67 Советская площадь Нижняя Колония 5 Советская пл-дь, Левый берег, Цирк, Драмтеатр, Школа № 12, Рынок, Нижняя Колония 4
70 улица Веры Соломиной Советская площадь 4 Улица Веры Соломиной, Трест, Площадь Побед, Рынок, Вокзал, Универбыт, Цирк, Левый берег. Советская площадь

4

ПРИЛОЖЕНИЕ З, Таблица З1., Наличие автотранспорта у МУПАТПов г. Новокузнецка

за январь-декабрь 2001г.

МУПАТП №1 МУПАТП №2 МУПАТП №4 МУПАТП №5
шт. % шт. % шт. % шт. %
ВСЕГО 214 100,00 177 100,00 194 100,00 215 100,00
в т.ч. тех.испр. 190 88,79 133 75,14 186 95,88 206 95,81
Грузовые автомобили 7 3,27 15 8,47 12 6,19 8 3,72
Автобусы 200 93,46 154 87,01 178 91,75 177 82,33
Спец. автомобили 3 1,40 1 0,56 0 0,00 9 4,19
Легковые автомобили 4 1,87 7 3,95 4 2,06 11 5,12

Приложение з 1

Сокращения: м.т. – маршрутное такси, авт. – автобус.

При допущении, что стоимость проезда в частных коммерческих автобусах останется на прежнем уровне – 5 рублей.