Технологии профессионального обучения

Курсовая работа

Одним из новых понятий для педагогики является понятие технологии, часто встречающееся в педагогической литературе (научной, публицистической, учебной).

Неоднородность содержания, заложенного в эту концепцию различными авторами, предполагает, что она еще не достигла уровня подготовки, необходимого для законного использования. Вместе с тем дальнейшее развитие педагогической науки показывает, что появление этого термина и направления исследований в педагогике не случайно. Тема данной курсовой работы является актуальной, так как главной задачей технологии профессионального обучения является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

«Для достижения нового качества общего и профессионального образования необходимо обеспечить информацию образования и методов обучения, активное использование технологий открытого образования; углубление интеграционных и междисциплинарных программ, соединение их с высокими технологиями». Концепция Модернизации образования на период до 2010 года // Официальные документы в образовании.

В настоящее время существует множество педагогических технологий различающихся по целям, задачам, методике ускоренного обучения, групповое обучение, обучающие игры, дистанционное обучение и т.д. Многие из них используются не только в учебном процессе, но и в других сферах. Еще предстоит пройти долгий путь до разработки универсальной технологии обучения, на основе которой каждый педагог сможет сформировать идеальную личность, отвечающую всем требованиям. Сегодня мы можем говорить только об элементах технологии обучения, использование которых делает процесс обучения более эффективным.

Отличие педагогических технологий от любых других в том, что они способствуют более эффективному обучению за счет повышения интереса и мотивации студентов. Поэтому целью моей курсовой работы является определение современного понимания и использования категории «технология профессионального обучения» в учреждениях общего и профессионального образования. Чтобы разрешить проблему непонимания смысла и сущности категории «технологии профессионального обучения», следует решить задачи:

1. Изучить литературу по проблеме «технологии профессионального обучения»;

2. Определите текущее понимание и использование «технологий профессионального обучения».

1. Сущность, функции и принципы профессионального обучения

Профессиональное обучение — это управляемый педагогический процесс познания определенной профессиональной и профессиональной области, организованный способ получения систематического профессионального образования.

4 стр., 1561 слов

Подготовка научных и научно-педагогических кадров в системе послевузовского ...

... принципов в подготовке отбора преподавательских кадров к научной деятельности, а также введение ряда мероприятий, стимулирующих мотивационную деятельность молодых специалистов в сфере высшего профессионального образования. В настоящее ... докторантуры можно также отнести уменьшение количества докторантов, выбывших до окончания срока обучения, за последний анализируемый год на 13% в целом, на 18% - ...

Процесс профессионального обучения включает в себя два взаимосвязанных компонента: профессионально-педагогическую деятельность педагогов и профессионально-познавательную деятельность обучающихся (схема 1).

Схема 1

Процесс профессионального обучения

Технологии профессионального обученияТехнологии профессионального обучения

Профессионально-педагогическая деятельность осуществляется по единому алгоритму, включающему в себя:

  • анализ исходной ситуации, определение и постановку цели обучения;
  • планирование учебно-профессиональной деятельности, отбор содержания и средств подачи (различными способами) новых фрагментов учебного материала;
  • осуществление операций, организующих профессионально-познавательную деятельность обучающихся;
  • организацию обратной связи, контроль и корректирование работы по усвоению содержания материала;
  • анализ и оценку результатов обучения. Профессионально-познавательная деятельность студентов — это единица чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. В ней могут быть выделены компоненты:
  • анализ исходного уровня своей общеобразовательной и профессиональной подготовленности;
  • осознание и принятие цели и задач профессионального обучения;
  • планирование и организация своей учебной деятельности;
  • самоанализ и самоконтроль профессионально-познавательной деятельности;

— самоанализ и самооценка результатов. Профессионально-педагогическая деятельность является определяющим фактором успешности профессионального обучения. Однако эта успешность зависит также и от активности обучающихся. Процесс обучения не может быть эффективным без использования современных методов и средств обучения. В свою очередь, методы, формы и средства обучения определяются содержанием обучения и уровнем личностного и профессионального развития студентов.

Следовательно, процесс профессионального обучения — это целостное педагогическое явление. Все его компоненты тесно взаимосвязаны: цели обучения воплощаются в содержании образования, которое определяет его методы, формы и средства. В реальной педагогической реальности процесс профессионального обучения цикличен. Каждый его дидактический цикл представляет собой функциональную систему, основанную на совместной деятельности всех субъектов учебного процесса.

Обучение — двусторонний процесс. В нем тесно взаимодействуют педагоги и учащиеся (преподавание и учение), что обеспечивает целостную педагогическую деятельность, поскольку педагог не только обучает, но развивает и воспитывает. Таким образом, процесс профессионального обучения призван осуществлять три взаимосвязанные функции: образовательную, воспитательную и развивающую (табл. 1).

Таблица 1

Функции профессионального обучения

Функции

Содержание функции

Образовательная Формирование профессионально-технических знаний, умений и навыков; повышение профессиональной компетентности. Формирование опыта квалифицированного выполнения профессиональной деятельности
Воспитательная Формирование профессиональной направленности личности студентов: потребность в профессиональной деятельности, устойчивые положительные мотивации работы, склонность и интерес к профессиональной деятельности. Воспитание профессионально важных качеств личности: самостоятельности, способности принимать решения, творческого подхода к любому делу, способности постоянно учиться, способности к сотрудничеству, социальной и профессиональной ответственности.
Развивающая Психическое развитие личности учащихся – сенсомоторной, интеллектуальной и эмоционально-психологического потенциала, формирование квалификаций, прогнозирование профессионального роста

Все эти фундаментальные функции педагогического процесса тесно связаны и взаимозависимы. Формирование мировоззрения, развитие познавательных и творческих сил и творческих способностей возможно только на основе усвоения знаний, навыков и умений. При этом, чем выше уровень образования, тем эффективнее обучение, тем выше качество обучения.

Современный профессиональный труд сложен и многогранен. Для его успешной реализации необходимы глубокие знания технологии, приемов и способов ее применения, солидные практические навыки и умения, а также развитые интеллектуальные, волевые, физические и другие качества.

Принципы профессионального обучения

Теоретические основы профессионального обучения базируются на принципах: гуманизации и демократизации; профессионально-политехническая направленности соответствия требованиям современного производства; соединения обучения с производительным трудом, связи теории с практикой; профессиональной мобильности; модульности; сознательности, активности и мотивированности; доступности и наглядности; прочности овладения профессиональной компетентностью; целеустремленности, систематичности, последовательности обучения и др.

Вышеперечисленные принципы, являясь определяющими в организации и методологии профессионального обучения, служат ориентиром для организации его целей и задач, способствуют правильной постановке процесса профессионального обучения, развитию педагогических и методических навыков обучающегося. На их основе обеспечиваются сознательное, творческое отношение учащихся к учебной деятельности и достижение в ней высоких результатов; придается творческий и продуктивный характер процессу обучения и создаются оптимальные условия для него.

На основании изложенного можно выделить специфические особенности процесса профессионального обучения:

  • ориентированность на получение конкретной профессии, определяющая мотивы учения и повышенный интерес к специальным предметам и профессиональному обучению;
  • общая прикладная направленность образовательного процесса, вооружающая обучающихся умением применять полученные знания для решения практических задач;
  • преподаватели и мастера профессионального обучения, в совершенстве владеющие своим предметом, являются учителями профессии, воспитателями и наставниками обучающихся;
  • особое значение в общем процессе подготовки квалифицированных кадров имеет производственное обучение как составная часть образовательного процесса, имеющая свои специфические (по сравнению с теоретическим обучением) цели и задачи, а также содержание, средства, методы и формы;
  • важным средством профессионального обучения является производительный труд, подчиненный решению образовательных задач;

— специфической особенностью процесса профессионального обучения является сочетание обучения в специально организованных, в том числе смоделированных, условиях и в условиях производства.

2. Категории «технология», «педагогическая технология», «технология обучения»

Сегодня понятие «технология» часто встречается в педагогической и психологической литературе». несложно определить, что означает слово «технология», образованное от латинских слов «technos» — искусство, ремесла, ремесла и «logos» — наука. Эту технологию обычно называют процессом обработки исходного материала с целью получения продукта с заданными свойствами. Под технологией следует понимать совокупность и последовательность методов и процессов переработки сырья, которые позволяют получать продукцию с заданными параметрами.

В психолого-педагогической литературе можно найти несколько самых разных точек зрения на понятие «технология». Систематизация различных точек зрения позволяет выделить 3 основных подхода к определению дидактической технологии. При первом подходе под технологией часто понимают частную методологию достижения отдельно поставленной цели. Использование понятия «технология» в этом смысле не дает педагогике ничего нового без конкретизации процесса обучения. Происходит просто подмена одного понятия другим. Сторонники второго подхода понимают педагогическую систему в целом под технологией. Однако необходимо заметить, что важнейшими элементами педагогической системы, согласно трактовке В.П. Беспалько, является учащиеся и преподаватели. Однако технология — это особенность способа обучения, которая встроена в педагогическую систему и не может прямо включать студентов и учителей. Несмотря на несоответствие понятий «технология» и «педагогическая система», данная трактовка технологии более близка к ее первоначальному смыслу, т.к. технология включает в себя не только методику, но и такой важнейший элемент педагогической системы, как система средств обучения. В соответствии с третьим подходом технология рассматривается не только как методология или педагогическая система, но и как оптимальная методология или система для достижения определенной цели, как своего рода алгоритм. Неслучайно появился термин «современные технологии», который подразумевает максимально эффективное получение результатов на заданном уровне развития общества. Технологии — это не самый оптимальный и эффективный способ обучения, это любой способ обучения, отвечающий требованиям технологического процесса.

Кроме представленных 3-х подходов, уже достаточно точно обозначившихся в педагогической литературе, понятие «технология» употребляется, по крайней мере, еще в 3 смыслах:

1. Как синоним понятия «методика» или «форма организации обучения»;

2. Как совокупность всех использованных в конкретных педагогической системе методов, средств и форм (технология В.В. Давыдова, традиционная технология обучения и т.п.);

3. Как совокупность и последовательность методов и процессов, позволяющих получить продукт с заданными свойствами.

лучше использовать термин «технология» для учителя в третьей интерпретации, которая сохраняет первоначальное значение, пришедшее из промышленного производства.

Впервые термин «технология» появился несколько веков назад, во время становления отрасли. Другими словами, это переходный период от мастерства к механическому производству. Рассмотрение истории развития производства позволяет предположить, что развитие любой сферы деятельности человека происходит по цепочке: случайный опыт > ремесло > технология.

В педагогике термин «технология» появился относительно недавно, в 60-е годы XIX в., под технологией обучения подразумевается определенный способ обучения, в котором основную нагрузку по реализации функции обучения выполняет средство обучения под управлением человека. Другими словами, в технологии обучения ведущая роль должна принадлежать обучающей среде. В образовательных технологиях учитель не обучает студентов, а выполняет функцию управления учебными пособиями, а также функции стимулирования и координации деятельности студентов. Следовательно, в технологиях обучения инструмент обучения играет наиболее важную и ведущую роль.

технологии обучения включает в себя следующие основные компоненты:

1. Предварительная диагностика уровня усвоения учебного материала и отбор обучаемых в группы (классы) с однородным уровнем уже имеющихся знаний и опыта. Результаты широкого использования предварительной диагностики в школах продемонстрировали необходимость включения этого элемента в практику. Предварительная диагностика и выбор требуются в большинстве случаев при начале изучения курса или предмета.

2. Мотивация и организация учебной деятельности учащихся. С внедрением технологии обучения это направление в работе учителя становится особенно важным. Взаимодействие ученика с обучающей средой не всегда может быть радостным и веселым. Поэтому основная задача учителя при внедрении образовательных технологий — привлечь учеников на занятия к познавательной деятельности и поддержать этот интерес.

3. Действие средств обучения. Этот этап представляет собой фактический процесс обучения, осуществляемый посредством взаимодействия учащихся с учебными пособиями. На этом этапе обучающий материал усваивается учеником, когда он взаимодействует не с учителем, как при фронтальном или индивидуальном обучении, а с обучающим инструментом.

4. Контроль качества усвоения материала. Технология уделяет значительное внимание процессу контроля. В технике компоненты организации деятельности и управления эквивалентны: они представляют собой два взаимосвязанных и взаимодополняющих блока.

Необходимо заметить, что использование средств обучения возможно на любом этапе учебного процесса, однако технологией процесс обучения становится только в том случае, когда средство обучения используется на ключевом этапе — этапе учебной деятельности. Использование учебных пособий на всех остальных этапах говорит лишь о той или иной степени полноты применяемой технологии.

В некоторых случаях процесс обучения, который содержит значительный элемент общения и взаимодействия между людьми, можно назвать технологическим процессом. Это становится возможным, если учебные пособия играют ведущую роль, а цель обучения ставится диагностическим способом.

Представление о технологиях как о процессе обучения, основанном на учебных пособиях, накладывает ряд фундаментальных ограничений на их использование в педагогике. Принимая во внимание тот факт, что технология предполагает предварительное определение диагностической цели, прежде всего необходимо рассмотреть возможность постановки диагностической цели в образовательной среде. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании»(1992г.) само образование представляет собой совокупность процессов обучения и воспитания. Для обучения можно определить диагностичную цель. В качестве такового может выступать определенный объем учебного материала, способы действий, необходимые человеку в будущем при подготовке к профессиональной деятельности. Поэтому на тренировках можно строить и применять технологии на практике. Во-первых, они повышают производительность труда учителя. Во-вторых, мониторинг эффективности обучения каждого учащегося и система обратной связи позволяют обучать учащихся с учетом их индивидуальных способностей и характера. В-третьих, перенос основной функции обучения в учебные пособия высвобождает время учителя, который, следовательно, может уделять больше внимания вопросам индивидуального и личностного развития учащихся. В-четвертых, так как для любой технологии цель определяется очень точно (диагностично), то использование объективных методов контроля дает возможность снизить роль субъективного фактора при проведении контроля (предвзятость или предрасположенность учителя).

В-пятых, создание образовательных технологий позволяет снизить зависимость результатов обучения от уровня квалификации преподавателя, что открывает возможности для равных уровней усвоения учебных дисциплин для студентов во всех образовательных учреждениях. В-шестых, технологии создают условия для решения проблемы преемственности образовательных программ в школе и в профессиональном образовании.

Основным звеном в любой технологии является образовательный инструмент, который позволяет сделать вывод о том, что технологии обучения формируются на одних и тех же уровнях. В соответствии с классификацией средств обучения по 3-м уровням (учебное занятие, предмет, весь процесс обучения) технологии обучения также можно разделить на 3 уровня:

  • технология занятия;
  • технология предмета;
  • технология процесса обучения.

Из занятий, проводимых в учебных заведениях, к технологичным в полной мере относятся:

  • занятия или элементы занятий по контролю усвоения знаний с использованием различных технических средств контроля, позволяющих сразу оценить качество знаний;
  • лабораторные и практические работы, проводимые учащимися самостоятельно с использованием разработок.

В системе общего профессионального образования «технология» представляет собой систему технологических знаний и навыков учащихся, которая закладывает основу для успешной профессиональной деятельности.

чрезвычайно важно, что «технология» может стать вершиной образовательного процесса при правильном понимании сути обучения и технологической эффективности дисциплины. Оно венчает образование не только в том смысле, что оно аккумулирует знания по всем дисциплинам и трансформирует теоретические знания в деятельность, в конкретные действия, которые они воплощают в создаваемых объектах окружающего мира.

Таким образом, современное значение терминов «педагогическая технология», «дидактическая технология» раскрывается с акцентом на главном звене «технологии» — образовательном инструменте.

В настоящее время под педагогической технологией понимается связная и взаимосвязанная система действий учителя, направленная на решение педагогических задач или планомерное и последовательное внедрение в практику заранее спланированного педагогического процесса.

3. Модульное обучение в профессиональной школе, Сущность модульного обучения

Модульное обучение, общие положения которого были сформулированы в конце 60-х гг. XX в. в США, возникло как альтернатива традиционному обучению, интегрируя в себе многие прогрессивные идеи, накопленные в педагогической теории и практике.

На современном этапе модульное обучение является одним из наиболее целостных и системных подходов к процессу обучения, обеспечивающим высокоэффективную реализацию дидактического процесса.

К отличительным особенностям модульного обучения относят:

  • обязательную проработку каждого компонента дидактической системы и наглядное проиллюстрирование его в модульной программе и модулях;
  • четкую содержания обучения, последовательное изложение теоретического материала, обеспечение учебного процесса дидактическими материалами и системой контроля усвоения знаний, позволяющими корректировать процесс обучения;
  • вариативность обучения, адаптацию учебного процесса к индивидуальным возможностям и запросам обучающихся.

Цель модульного обучения — создание наиболее благоприятных условий для развития личности обучаемого путем обеспечения гибкого содержания обучения, приспособление дидактической системы к индивидуальным возможностям, запросам и уровню базовой подготовки обучаемого посредством организации учебно-познавательной деятельности по индивидуальной учебной программе.

Сущность модульного обучения состоит в относительно самостоятельной работе обучаемого по освоению индивидуальной программы, составленной из отдельных модулей (модульных единиц).

Каждый модуль представляет собой законченное профессиональное действие, освоение которого идет по операциям-шагам.

Модульной программой реализуется комплексная дидактическая цель, включающая в себя интегрирующие дидактические цели, достижение каждой из которых обеспечивает конкретный модуль. Содержание модуля структурируют на учебные элементы (УЭ), которым соответствуют частичные дидактические цели, причем каждый учебный элемент должен соотноситься с определенным функциональным элементом профессиональной деятельности.

Принципы и подходы к проектированию модульной программы

Дидактическая система модуля обучения прогнозируется, проектируется и осуществляется на основе общих и специфических научных принципов. При проектировании модульной программы необходимо учитывать принципы:

  • компоновка содержания учебного процесса вокруг базовых понятий и методов;
  • систематичность и логическая последовательность изложения учебного материала;
  • целостность и практическая значимость содержания;
  • наглядность представления учебного материала.

специфическим принципам

В соответствии с принципом модульности обучение должно отдельным модулям как основным средствам усвоения обучающимися учебной информации о предполагаемой профессиональной деятельности. Выделение модулей происходит в соответствии с содержанием деятельности специалистов, а усвоение знаний, умений и навыков строится через систему действий.

Принцип требует разделения учебного материала модуля на структурные элементы-шаги, перед каждым из которых ставится конкретная дидактическая цель, а содержание обучения представляется в объеме, обеспечивающем ее достижение.

Принцип динамичности обеспечивает вариативность модульных программ, изменение их с учетом динамики востребуемых профессий и профессиональной специализации обучаемых.

Принцип гибкости определяет модульных программ таким образом, чтобы они легко адаптировались к изменяющимся научно-техническим и социально-экономическим условиям, к индивидуальным законам и уровням подготовки обучаемых.

Принцип паритетности предполагает субъект — субъектные отношения между педагогом и обучаемым.

Принцип реализации обратной связи способствует созданию системы контроля и самоконтроля, коррекции и оценки успешности изучения учебного материала модуля.

Принцип осознанной перспективы подчеркивает, что условием успешности обучения являются сформированная профессиональная мотивация учения, осознание его близких и дальних перспектив.

В теории и практике модульного обучения в профессиональной школе выделяются два подхода: предметно — деятельностный и системно -деятельностный. На основе этих подходов разрабатываются различные концепции подготовки специалистов, в которых процесс обучения или целиком, или в рамках конкретного предмета (предметов) ориентирован на последовательное усвоение обучаемым элементов профессиональной деятельности и содержания модульной образовательной программы.

В разрабатываемых концепциях подготовки специалистов модульные образовательные программы имеют различный состав и структурное В документах они могут быть представлены в различных формах, но три основных компонента включаются обязательно: целевая содержательная программа, банк информации, методические руководства для обучаемых.

Рассмотрим краткие характеристики двух подходов.

предметно — деятелъностного подхода

В основе модульных программ профессионально-обязательных учебных предметов лежат модули, представляющие собой профессионально значимые действия. Для каждой модульной программы учебного предмета составляется пакет обучающих модулей.

Существуют три варианта составления пакетов обучающих модулей:

  • а) применение разработанных и опубликованных в литературе обучающих модулей, их адаптация к конкретным условиям;
  • б) трансформация накопленного преподавателем учебного и методического материала в обучающие модули;
  • в) создание обучающих модулей на проектной основе.

системно — деятельностного подхода

Для МТН — концепции характерны:

  • ориентация на целостное обучение с отсутствием деления на учебные предметы;
  • основные функции педагогики: координирующая, консультационная и контролирующая;
  • адаптация к индивидуальным потребностям и возможностям обучаемого;
  • наличие свободного временного фактора.

Итак, суть технологии модульного обучения заключается в том, что для достижения требуемого уровня компетентности обучаемых на основе соответствующих принципов и подходов осуществляется укрупненное учебного материала, выбор адекватных ему методов, средств и форм обучения, направленных на самостоятельный выбор и прохождение обучаемым полного, сокращенного или углубленного варианта обучения.

4. Инновационные технологии в профессиональном образовании

В условиях образовательных реформ особое значение в профессиональном образовании приобрела инновационная деятельность, направленная на введение различных педагогических новшеств. Они охватили все стороны дидактического процесса: формы его организации, содержание и технологии обучения, учебно-познавательную деятельность.

К инновационным технологиям обучения относят: интерактивные технологии обучения, технологию проектного обучения и компьютерные технологии.

Интерактивные технологии обучения

В психологической теории обучения интерактивным называется обучение, основывающееся на психологии человеческих взаимоотношений. Технологии интерактивного обучения рассматриваются как способы усвоения знаний, формирования умений и навыков в процессе взаимоотношений и взаимодействий педагога и обучаемого как субъектов учебной деятельности. Сущность их состоит в том, что они опираются не только на процессы восприятия, памяти, внимания но, прежде всего, на творческое, продуктивное мышление, поведение, общение.

При этом процесс обучения организуется таким образом, что обучаемые учатся общаться, взаимодействовать друг с другом и другими людьми, учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа производственных ситуаций, ситуационных профессиональных задач и соответствующей информации.

В интерактивных технологиях обучения существенно меняются роли обучающего (вместо роли информатора — роль менеджера) и обучаемых (вместо объекта воздействия — субъект взаимодействия), а также роль информации (информация не цель, а средство для освоения действий и операций).

Все технологии интерактивного обучения делятся на неимитационные и имитационные. В основу классификации положен признак воссоздания (имитации) контекста профессиональной деятельности, ее модельного представления в обучении.

Неимитационные технологии не предполагают моделей изучаемого явления или деятельности. В основе имитационных технологий лежит имитационное или имитационно-игровое моделирование, т. е. воспроизведение в условиях обучения с той или иной мерой адекватности процессов, происходящих в реальной системе.

Рассмотрим некоторые формы и методы технологий интерактивного обучения.

Проблемная лекция предполагает постановку проблемы, проблемной ситуации и их разрешение. В проблемной лекции моделируются противоречия реальной жизни через их выражение в теоретических концепциях. Главная цель такой лекции — приобретение знаний учащимися при непосредственном действенном их участии. Среди смоделированных проблем могут быть научные, социальные, профессиональные, связанные с конкретным содержанием учебного материала. Постановка проблемы побуждает учащихся к активной мыслительной деятельности, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывает интерес к излагаемому материалу, активизирует внимание обучаемых.

Семинар-диспут предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей ее достоверного решения. Семинар-диспут проводится в форме диалогического общения его участников. Он предполагает высокую умственную активность, прививает умение вести полемику, обсуждать проблему, защищать свои взгляды и убеждения, лаконично и ясно излагать мысли. Функции действующих лиц на семинаре-диспуте могут быть различными: докладчик, содокладчик, оппонент, эксперт, ассистент и др.

Учебная дискуссия — один из методов проблемного обучения. Она используется при анализе проблемных ситуаций, когда необходимо дать простой и однозначный ответ на вопрос, при этом предполагаются альтернативные ответы.

С целью вовлечения в дискуссию всех присутствующих целесообразно использовать методику кооперативного обучения (учебного сотрудничества).

Данная методика основывается на взаимном обучении при совместной работе учащихся в малых группах. Основная идея учебного сотрудничества проста: учащиеся объединяют свои интеллектуальные усилия и энергию для того, чтобы выполнять общее задание или достичь общей цели (например, найти варианты решения проблемы).

Технология работы учебной группы при учебном сотрудничестве может быть

постановка проблемы;

  • формирование малых групп (микрогрупп по 5-7 человек), распределение ролей в них, пояснения преподавателя об ожидаемом участии в дискуссии;
  • обсуждение проблемы в микрогруппах;
  • представление результатов обсуждения перед всей учебной группой;
  • продолжение обсуждения и подведение итогов.

«Мозговой штурм» ставит своей целью сбор как можно большего количества идей, освобождение учащихся от инерции мышления, активизацию творческого мышления, преодоление привычного хода мыслей при решении поставленной проблемы. «Мозговой штурм» позволяет существенно увеличить эффективность генерирования новых идей в учебной группе.

Основные принципы и правила этого метода — абсолютный запрет критики предложенных участниками идей, а также поощрение всевозможных реплик и даже шуток.

Дидактическая игра выступает важным педагогическим средством активизации процесса обучения в профессиональной школе. В процессе дидактической игры обучаемый должен выполнить действия, аналогичные тем, которые могут иметь место в его профессиональной деятельности. В результате происходит накопление, актуализация и трансформация знаний в умения и навыки, накопление опыта личности и ее развитие. Технология дидактической игры состоит из трех этапов: подготовка, проведение анализ.

Вовлечение в дидактическую игру, игровое освоение профессиональной деятельности на ее модели способствует системному, целостному освоению профессии

Стажировка с выполнением должностной роли — активный метод обучения, при котором «моделью» выступает сфера профессиональной деятельности, сама действительность, а имитация затрагивает в основном исполнение роли (должности).

Главное условие стажировки — выполнение под контролем учебного мастера (преподавателя) определенных действий в реальных производственных условиях.

Имитационный тренинг предполагает отработку определенных профессиональных навыков и умений по работе с различными техническими средствами Имитируется ситуация, обстановка профессиональной деятельности, а в качестве «модели» выступает само техническое средство (тренажеры, приборы и т. д.).

Технологии проектного обучения

Игровое проектирование может перейти в реальное проектирование, если его результатом будет решение конкретной практической проблемы, а сам процесс будет перенесен в условия действующего предприятия или в учебно-производственные мастерские. Например, работа по заказу предприятий, работа в конструкторских ученических бюро, изготовление товаров и услуг, относящихся к сфере профессиональной деятельности обучаемых.

Технология проектного обучения рассматривается как гибкая модель организации учебного процесса в профессиональной школе, ориентированная на творческую самореализацию личности обучаемого путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых товаров и услуг. Результатом проектной деятельности являются учебные творческие проекты, выполнение которых осуществляется в три этапа: исследовательский (поиск проблемы, выбор и обоснование проекта, анализ предстоящей деятельности, выбор конструкции и материалов, разработка документации по организации рабочего места); технологический (выполнение технологических операций, предусмотренных технологическим процессом; соблюдение технологической, трудовой дисциплины, норм охраны труда, экологической и технической безопасности); заключительный (контроль и испытание изделия; экономическое обоснование, маркетинговые исследования; подведение итогов).

Учебный творческий проект состоит из пояснительной записки и самого изделия (услуги).

В пояснительной записке должны быть отражены:

  • выбори обоснование темы проекта, историческая справка по проблеме проекта, генерирование и развитие идей, построение опорных схем размышления;
  • описание этапов конструирования объекта;
  • выбор материала для объекта, дизайн-анализ;
  • технологическая последовательность изготовления изделия, графические материалы;
  • подбор оборудования и организация рабочего места;
  • охрана труда и техника безопасности при выполнении работ;
  • экономическое и экологическое обоснование проекта и его реклама;
  • использование литературы;
  • [Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/tehnologiya-professionalnoy-tehnologii/

  • приложение (эскизы, схемы, технологическая документация).

К проектируемому изделию предъявляются такие требования, как технологичность, экономичность, экологичность, безопасность, эргономичность, эстетичность и др.

Технология проектного обучения способствует созданию педагогических условий для развития креативных способностей и качеств личности учащегося, которые нужны ему для творческой деятельности, независимо от будущей конкретной профессии.

Компьютерные технологии

Компьютерные технологии обучения — это процессы сбора, переработки, хранения и передачи информации обучаемому посредством компьютера. К настоящему времени наибольшее распространение получили такие технологические направления, в которых компьютер является:

  • средством для предоставления учебного материала учащимся с целью передачи знаний;
  • средством информационной поддержки учебных процессов как дополнительный источник информации;
  • средством для определения уровня знаний и контроля за усвоением учебного материала;
  • универсальным тренажером для приобретения навыков практического применения знаний;
  • средством для проведения учебных экспериментов и деловых игр по предмету изучения;
  • одним из важнейших элементов в будущей профессиональной деятельности обучаемого.

На современном этапе во многих профессиональных учебных заведениях разрабатываются и используются как отдельные программные продукты учебного назначения, так и автоматизированные обучающие системы (АОС) по различным учебным дисциплинам. АОС включает в себя комплекс учебно-методических материалов (демонстрационных, теоретических, практических, колирующих), компьютерные программы, которые управляют процессом обучения.

Развитие компьютерных технологий в последнее десятилетие предоставило очень перспективные для образовательных целей технические и программные новинки. В первую очередь, это аппаратура для работы с компакт-дисками — CD-ROM (от англ. Compact Disk Read Only Memory — устройство для чтения с компакт-диска) и CD-RW (от англ. Compact Disk Read/Write — устройство для чтения и записи на компакт-диск), позволяющие сосредоточить большие объемы информации (сотни мегабайт) на небольшом и недорогом носителе.

Возросшая производительность персональных компьютеров сделала возможным достаточно широкое применение технологий мультимедиа. Современное профессиональное обучение уже трудно представить без этих технологий, которые позволяют расширить области применения компьютеров в учебном процессе.

Новые возможности в системе профессионального образования открывает гипертекстовая технология. Гипертекст (от англ. hypertext — «сверхтекст»), или гипертекстовая система, — это совокупность разнообразной ин формации, которая может располагаться не только в разных файлах, но и на разных компьютерах. Основная черта гипертекста — это возможность переходов по так называемым гиперссылкам, которые представлены либо в виде специально сформированного текста, либо определенного графического изображения. Одновременно на экране компьютера может быть несколько гиперссылок, и каждая из них определяет свой маршрут «путешествия».

Современную гипертекстовую обучающую систему отличает удобная среда обучения, в которой легко находить нужную информацию, возвращаться к уже пройденному материалу и т. п.

Автоматизированные обучающие системы, построенные на основе гипертекстовой технологии, обеспечивают лучшую обучаемость не только благодаря наглядности представляемой информации. Использование динамического, т. е. изменяющегося, гипертекста позволяет провести диагностику обучаемого, а затем автоматически выбрать один из возможных уровней изучения одной и той же темы. Гипертекстовые обучающие системы представляют информацию так, что и сам обучаемый, следуя графическим или текстовым ссылкам, может использовать различные схемы работы с материалом.

Применение компьютерных технологий в системе профессионального образования способствует реализации педагогических целей:

  • развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной профессиональной деятельности;
  • реализация социального заказа, обусловленного потребностями современного общества;
  • интенсификация образовательного процесса в профессиональной школе.

Инновационные технологии обучения, отражающие суть будущей профессии, формируют профессиональные качества специалиста, являются своеобразным полигоном, на котором учащиеся могут отработать профессиональные навыки в условиях, приближенных к реальным.

Заключение

Данная курсовая работа посвящена теме: «Технологии профессионального обучения». Работа состоит из одной главы и четырех пунктов, в них мы рассмотрели сущность, функции и принципы профессионального обучения; категории «технология», «педагогическая технология», «технология обучения»; модульное обучение в профессиональной школе; инновационные технологии в профессиональном образовании.

Технологии профессионального образования являются составной частью системы образования профессионального учебного заведения. Эта работа направлена на повышение качества знаний, формирование мировоззрения обучающихся.

В завершении курсовой работы можно сделать вывод, что:

  • эффективность образовательного процесса в значительной степени определяется адекватным выбором и профессиональной реализацией современных технологий обучения;
  • выбор технологии обучения диктуется целым рядом обстоятельств, которые не могут быть одинаковы в разных учебных заведениях, в разных педагогических условиях и при использовании разными преподавателями;
  • выбор технологии обучения определяется рядом факторов: содержанием учебной дисциплины, средствами обучения, оснащенностью учебного процесса, составом обучающихся и уровнем профессионально-педагогической культуры преподавателя.

Мы, считаем, что данная курсовая работа имеет практическую значимость, и может пригодиться в педагогической деятельности.

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/tehnologiya-professionalnoy-tehnologii/

Батышев С.Я. «Профессиональная педагогика». М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997 год.

Бордовская Н.В., Реак А.А. Пед: учебное пособие, — СПб.: Питер, 2008г.

Подласный И.П. Пед: учебник – М.: Высшее образование, 2006 г.

Селивончик Г.И.Лекции по дисциплине «Общая и профессиональная педагогика» 2008 год.

Симоненко В.Д. – Общая и профессиональная педагогика – М.: Вентана-граф, 2006 год

Столяренко А.М. Общая педагогика: учебное пособие для студентов ВУЗов_М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2006 год

Кукушин В.С. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие. Изд-е 2-е М.: ИКЦ «МарТ», Рост он/Д, 2005 год

Чернилевский Д.В., Моисеев В.Б. Инновационные технологии и дидактические средства современного профессионального образования. М.: МГИЦ, 2002 год.