Технология проектного обучения

Контрольная работа

Перспективой для современной школы является проектная деятельность учащихся по овладению оперативными знаниями в процессе социализации. В ХХI веке объем дидактического материала, высокие требования к современному ученику и учителю подталкивают учителя к поиску инновационных форм деятельности, интерактивных методов, в том числе применения проектов. Этот вид бизнеса более многофункциональный, чем другие.

Проект пробуждает ученика к проявлению интеллектуальных способностей, моральных и коммуникативных качеств, к демонстрации уровня знаний и общеобразовательных навыков, целеполагания, навыков самообразования и самоорганизации. Проектной деятельности может предшествовать мозговой штурм, в ходе которого у студентов появятся новые интересные задачи. В ходе проекта студенты синтезируют знания в ходе своих исследований, интегрируют информацию из смежных дисциплин, ищут более эффективные способы решения проблем проекта, общаются друг с другом. Совместная деятельность действительно демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого студенты ставят цели, определяют оптимальные средства их достижения и всесторонне проверяют компетентность личности. Проектная деятельность наглядно демонстрирует возможности одно- и многопредметных, индивидуальных и групповых проектов.

Технологии дизайна широко распространены в американских и японских школах. В переводе с латинского означает «самостоятельный поиск пути» («брошенный вперед»).

Образовательно-познавательный проект — это преднамеренное и ограниченное по времени изменение данной системы знаний, основанное на конкретных требованиях к качеству результатов, четкой организации и независимому исследованию студентов для решения проблемы. За определенное время (от одного урока до нескольких месяцев) учащиеся решают познавательную, исследовательскую, либо другую задачу. приобретать новые знания необходимо в процессе решения учебных и познавательных задач.

Цель проектного обучения – овладение общими умениями и способностями в стенах школы, но при этом приоритет отдается самостоятельной учебе в группах (командах), а также развитию социального сознания.

Технологии дизайна позволяют реализовать подход к обучению, ориентированный на студентов, а также самомотивацию студентов. Проекты также рентабельны, потому что они очень разные по форме, содержанию, характеру доминирующей деятельности, количеству участников и продолжительности выполнения. Также существуют разные формы реализации проекта: это может быть печатное произведение, статья, отчет конференции, настенная газета, альманах, мультимедийная презентация, творческий отчет.

20 стр., 9740 слов

Физкультура и спорт в подготовке студентов к профессиональной ...

... профессиональной деятельности, а значит, содержать в себе элементы профессионально-прикладной физической подготовки (далее в тексте этот термин будет приводиться в условном сокращении—ППФП), т.е. использовать средства физической культуры и спорта для формирования у студентов ... подготовки, в том числе физической подготовки, к следующей профессиональной деятельности каждого молодого специалиста « ...

Метод проекта позволяет формировать личностные качества, которые развиваются только в деятельности индивида, в процессе коллективной и групповой деятельности.

Прежде всего, можно выделить такие качества, как способность работать в команде, брать на себя ответственность за выбор, разделять ответственность, чувствовать себя частью команды.

Метод проектов предполагает использование широкого спектра проблемных исследований, поиск методов, ориентированных на реальный практический результат, значимый для ученика и учителя, а с другой стороны — целостную разработку проблемы, учитывая различные факторы и условия ее решения и реализации результатов.

Как правило, в основе проекта лежит какая-то проблема. Чтобы ее решить, требуется владение большим объемом знаний и определенными умениями:

интеллектуальными (умение работать с информацией, с текстом, вести поиск информации, анализировать информацию, делать выводы):

  • творческими (умение генерировать идеи, умение находить множество вариантов решения проблемы, умения прогнозировать последствия того или иного явления);
  • коммуникативными (умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, лаконично излагать мысли, находить компромисс с собеседником).

Современный образовательный проект

Одним из направлений реформирования общеобразовательной школы является переход от традиционных образовательных технологий к технологиям гуманитарного развития.

Особое значение приобретают методы организации деятельностного обучения. Только через активную самостоятельную деятельность возможно развитие каждого ученика. Большие возможности для перехода от модели обучения, основанной на знаниях, к модели, основанной на навыках, представляют собой проектное обучение, которое возникло из проектного метода.

Современный образовательный проект — это воспитательное средство совершенствования самостоятельной познавательной и творческой деятельности, формирования личностных качеств студента. Использование проектного метода, в частности, на уроках русского языка и литературы, позволяет учащимся сформировать объективную систему представлений о своих знаниях, возможностях и способностях их реализовать. Учащиеся овладевают умением не только понимать цель своего обучения, но и самостоятельно ее ставить, определять конкретные задачи, программировать собственную деятельность, отбирать адекватные средства достижения цели, определять последовательность действий, определять последовательность действий. Необходимый этап работы над проектом — это объективная оценка конечных и промежуточных результатов своих действий. Важным в этом процессе является способность исправлять свои действия, то есть реконструировать эти действия таким образом, чтобы результат соответствовал требованиям. Для этого нужно обязательно задуматься над каждым этапом деятельности проекта.

Поэтому в основе проектного обучения лежит парадигма рефлексивной деятельности, которая предполагает активные действия студентов, обязательную рефлексию, что приводит к осознанному пониманию проблем, способствует саморазвитию. С методикой обучения рефлексивной деятельности меняется позиция учителя, а также требования к его профессиональным качествам. Из носителя готовых знаний он превращается в независимого от студентов организатора познавательной и исследовательской деятельности, выполняющего роль компетентного консультанта. Учебная рефлексивная деятельность включает в себя три основные функции учителя.

21 стр., 10100 слов

Исследования «Обучение младших школьников проектной деятельности ...

... методическим рекомендациям. Выявил педагогические условия обучения проектной деятельности школьников на технологических классах. Результаты исследования могут быть использованы при реализации проектной деятельности студентов на уроках технологии. Опытной базой исследования является Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение ...

Первое и главное — это создание условий для включения студентов в самостоятельную познавательную творческую деятельность.

Вторая – стимулирование ситуации успеха для каждого ученика.

Третий — осознать вместе со студентами отражение деятельности, процесс самоизменения. Среди оптимальных примеров реализации отражения можно отметить отражающую мишень, отражающий круг, мини-композиции.

Приоритетной формой взаимодействия на уроке при реализации проектной деятельности является «преподаватель — группа».

Конструкторская деятельность основана на коллективной работе над решением жизни самими студентами поставленных практических задач.

Значительная часть деятельности проекта — сбор материалов, практическое применение полученных результатов, основные моменты, когда учащиеся узнают о жизни и учатся применять в ней свои знания, — проходит за стенами школы. Лаборатория метода конструирования — это вся окружающая жизнь, а учебным пособием — все окружающие предметы и явления, которые необходимо изучить применительно к ожидаемой задаче. Рабочие навыки, в том числе навыки обучения, приобретаются в процессе самой работы и тем больше студенты заинтересованы в достижении поставленной цели.

Проектное обучение основывается на самостоятельной деятельности учащихся, поскольку реальное обучение происходит через деятельность. Учитель должен не столько учить, сколько думать, и не столько объяснять, сколько прямо, не столько навязывать, сколько отвечать на призыв к руководству. Внимание студентов всегда напряжено, от них требуется постоянная активность, они должны сами планировать учебную программу и интенсивно ее выполнять, чтобы после успешного выполнения одного задания браться за другое. Таким образом, использование проектной деятельности позволяет приблизить просветительскую работу к исследовательской.

Типология проектов

В зависимости от того, какой вид деятельности заложен в структуру проекта: поисковая, творческая, ролевая, прикладная,– можно выделить проектов:

1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ

Такие проекты требуют продуманных целей, обоснования актуальности темы исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Они полностью подчинены логике небольшого исследования и имеют структуру, приближенную к подлинно научному исследованию или полностью совпадающую с ним (аргументация актуальности принятой для исследования темы; определение проблемы исследования, его предмета и объекта; обозначение задач исследования; определение методов исследования, источников информации; выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения; обсуждение полученных результатов, выводы; оформление результатов исследования; обозначение новых проблем для дальнейшего процесса исследования).

8 стр., 3663 слов

«ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ»

... технологий и улучшения организации производства; создание действенного механизма повышения эффективности. В качестве обобщающих показателей эффективности хозяйственной деятельности предприятия необходимо использовать ... по отдельным видам). Соотношение показателей можно исчислять различными способами. При определении показателя эффективности как отношения результата в виде объема выпуска ...

Все сказанное, безусловно, должно полностью соответствовать уровню языковой подготовки школьников на определенном этапе обучения.

2.ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ

Креативные проекты предполагают правильное оформление результатов. Как правило, в них нет детальной совместной деятельности участников. Он только очерчивается и развивается, исходя из логики совместной деятельности, принятой группой, и интересов участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, драматизации, ролевой игре).

Это могут быть проблемы, связанные с содержанием произведения, статьи, фильма, жизненной ситуации.

Для презентации результатов проекта требуется продуманная форма видеосценария, график отпусков, план сочинения, статья, репортаж, дизайн и заголовки газет, альманах, альбом.

3. РОЛЕВО-ИГРОВЫЕ ПРОЕКТЫ

В таких проектах это только планируется и остается открытым до конца проекта. Участники берут на себя определенные роли в зависимости от характера и содержания проекта, особенности решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или вымышленные персонажи, имитирующие социальные или рабочие отношения, усложненные ситуациями, придуманными участниками. Результаты таких проектов могут быть обозначены в начале проекта, но могут появиться только в конце проекта. Степень креативности здесь очень высока, но доминирующим видом деятельности по-прежнему остается ролевая игра. этот вид дизайнерской деятельности вполне можно использовать на уроках русского языка.

4. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, как исследовательские проекты, требуют хорошо продуманной возможности систематической корректировки по мере продвижения проекта. такого проекта может быть обозначена образом: цель проекта, предмет информационного поиска, источники информации (средства СМИ, базы данных, в том числе электронные, анкетирование, проведение «мозговой атаки» и т.п.); способы обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы, результат информационного поиска (статья, аннотация, реферат, доклад, видеофильм); презентация (публикация, в том числе в сети Интернет, обсуждение на конференции).

Данный вид проектной деятельности может успешно применяться для подготовки выступлений студентов на научно-практических конференциях, лекций в спортзале.

5. ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ПРОЕКТЫ

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта, который обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (документ, созданный на основе полученных результатов исследования языкового, литературоведческого, исторического характера; программа действий, рекомендации, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий в системе языка; справочный материал; словарь, например, обиходной школьной лексики)

Такой проект требует продуманного сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких результатов совместной деятельности и участия каждого в разработке конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также организация систематической внешней оценки проекта.

В зависимости от предметно-содержательной стороны проекта можно выделить монопроекты и межпредметные проекты:

1.МОНОПРОЕКТЫ

Как правило, такие проекты выполняются в рамках академической дисциплины. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программы. Работа над отдельными проектами предполагает применение знаний из других областей для решения конкретной проблемы. Такой проект также требует углубленного урока с четким указанием не только целей и задач проекта, но также знаний и навыков, которые студенты должны соответственно приобрести. Заранее планируется логика работы на каждом уроке по группам (роли в группах распределяются учащимися), форма презентации, которую выбирают участники проекта самостоятельно. Часто работа над такими проектами имеет продолжение в форме индивидуальных или групповых проектов вне школьных часов.

2.МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ ПРОЕКТЫ

Межпредметные проекты, как правило, выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, а также достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта Такие проекты требуют квалифицированной координации действий со стороны учителей-предметников, слаженной работы многих творческих групп, имеющих четко определенные исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций. Эти проекты могут быть применимы в начальной школе, если речь идет о междисциплинарных связях предметов одного цикла. Помимо двух приведенных выше классификаций проектов можно упомянуть также типы проектов по их характеру координации: носящие непосредственный или скрытый характер; дифференциацию проектов по характеру контактов (среди участников одного класса, школы, города, региона); по количеству участников проекта (личностные, парные и групповые) и по продолжительности проектной деятельности (от краткосрочных, которые могут быть реализованы в рамках одного урока, до долгосрочных, рассчитанных, например, на реализацию в течение всего учебного года).

Этапы работы над проектом

Ход работы над проектом может быть определен в общем виде через следующие этапы:

Подготовка к работе над проектом:

  • определение темы и целей проекта;
  • формирование групп для работы над проектом;
  • планирование этапов работы.

2. Работа над проектом в группах:

  • планирование работы;
  • исследование;
  • оформление выводов и результатов.

3. Представление – защита проекта.

4. Оценка проекта (несколько уровней оценки):

  • самооценка;
  • оценка других групп;
  • оценка учителя;
  • оценка специально созданной группы экспертов.

5. Рефлексия – анализ меры своего участия в общем деле:

  • Что мы делали?
  • Как мы делали?
  • Каковы результаты?
  • Каков мой личный вклад в решение проблемы?

Эта последовательность работы над разными типами и типами проектов универсально схематична. Более широко можно развернуть эту схему можно образом:

1. Подготовительный или вводный этап (погружение в проект).

1.1. Выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта).

1.2. Определение цели, формулирование задач.

1.3. Формирование проектных групп, распределение в них обязанностей.

1.4. Выдача письменных рекомендаций участникам проектных групп (требования, сроки, график, консультации и т.д.).

1.5. Утверждение темы проекта и индивидуальных планов участников группы.

1.6. Установление процедур и критериев проекта и формы его представления.

2. Поисково-исследовательский этап.

2.1. Определение источников информации.

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kontrolnaya/na-temu-proektnoe-obuchenie/

2.2. Планирование способов сбора и анализа информации.

2.3. Подготовка к исследованию и его планирование.

2.4. Проведение исследования. Сбор и систематизация материалов в соответствии с целями и жанром работы, подбор

2.5. Организационно-консультационные занятия. Промежуточные доклады студентов, обсуждение альтернатив, появившихся в ходе реализации проекта.

Трансляционно-оформительский этап.

3.1. «Предзащита» проекта.

3.2. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.

3.3. Подготовка к публичной защите проекта:

3.3.1. определение даты и места;

3.3.2. определение программы и сценария публичной защиты, распределение заданий внутри группы (медиаподдержка, подготовка аудитории, видео- и фотосъемка и т.д.);

3.3.3. стендовая информация проекта.

Заключительный этап.

4.1. Публичная защита проекта.

4.2. Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.

Заключение

Исходя из требований, предъявляемых на современном этапе к качеству и содержанию обучения, вполне оправдано использование таких средств обучения и технологий, которые предполагают самостоятельную исследовательскую работу студентов. Именно такой характер носит метод проектной деятельности. Можно отметить актуальные преимущества использования метода проектной деятельности в современной школе:

Значительное увеличение самостоятельной работы учащихся.

Приобрести навыки автономного исследования и обработки необходимой информации.

Повышение мотивации учащихся в учебе.

Процесс обучения становится самомотивированным, поскольку интерес и вовлеченность в работу возрастают по мере ее завершения.

Активизация познавательных интересов учащихся.

Повысить самооценку учащихся, вовлеченных в проектную работу.

Предоставление каждому возможности самореализации.

Развитие творческих способностей учащихся.

Вовлечение всех учащихся в коллективную мыследеятельность.

Развитие коммуникативных навыков, умения работать в коллективе.

Приобрести навыки представления себя и своей работы в различных формах: устной, письменной, с использованием новейших технологических средств.

Поэтому проектная деятельность является одним из наиболее перспективных направлений современного образования для получения операционных знаний в процессе социализации.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kontrolnaya/na-temu-proektnoe-obuchenie/

Запрудский Н.И. Современные школьные технологии. – Мн.: «Сэр-Вит», 2003.

Круглова О.С. Технология проектного обучения. //Завуч. 1999. №6

Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Школьные технологии. 2002. №2.

Орлова Л.В. Образовательный проект в учебно-педагогическом процессе школы. – Мн.: «Технопринт», 2002.

Приложение

Тема “Снежная сказка зимы” (по произведениям русских поэтов и писателей о зиме)

Цели урока

обучающие: раскрыть характерные художественные особенности в изображении образа зимы в поэтических и прозаических произведениях, в произведениях живописи и музыки;

— развивающие: развитие ассоциативного мышления, активизация творческой деятельности учащихся, дальнейшее формирование и развитие навыков интерпретации и анализа художественного текста;

— воспитательные: воспитание эстетического вкуса, любви к литературе, искусству.

Оборудование: магнитофонные записи Чайковского “Времена года”, Свиридова к повести Пушкина “Метель”, иллюстрации картин Шишкина “Зима”, И.Грабаря “Февральская лазурь”; сборники стихов, фотоматериалы; раздаточный материал: карточки с информацией о художниках, их картинах, композиторах, их музыкальных пьесах.;

— Опережающие задания: вспомнить, повторить стихотворения о зиме, изученные ранее, “зимние” песни.

Подготовительная работа: учащиеся до урока делятся на группы по интересам, что дает возможность реализовать гуманно-личностный подход в обучении и воспитании; на партах у учащихся заранее приготовлены листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, ножницы, клей.

Ход урока.

1. Оргмомент.

Учитель знакомит учащихся с целями и задачами урока.

— Ребята, сегодня мы будем читать стихи поэтов о зиме, слушать музыку, рассматривать картины, обсуждать их. К концу урока каждая группа должна собрать материал и создать проект «Образ зимы в произведениях русских поэтов и писателей”. Вы сами будете выбирать, в какой форме представить проект: в форме рукописного сборника, стенгазеты, номера школьной газеты

2. Основная часть.

1 этап.

Учитель: Ребята, прежде чем начать разговор о стихах, давайте составим свои ассоциаграммы: то есть, нарисуем снежинку и на ее лучах запишем, что вы представляете, когда слышите слово

“зима” ёлка забавы
игры радость
снег зима холод

(Каждая группа учащихся составляет свою ассоциаграмму, а затем обменивается ими, дополняет свои).

Учитель: Итак, мы составили ассоциаграммы. У каждого из нас есть свое, запоминающееся представление о зиме, мы их собрали воедино, и у нас получилась зима яркая, блестящая, приносящая радость. А слово “ассоциаграмма” образовалось от слова “ассоциация”.

2 этап.

1 задание. Учитель: А теперь прочитайте свое любимое стихотворение о зиме. Стихотворение должно быть близко вашему представлению о зиме, вашему

(Учащиеся читают стихи, дают короткие комментарии к ним).

2 задание. Учитель: Вы очень хорошо прочитали стихотворения. А теперь выпишем из своих стихотворений наиболее яркие и выразительные слова и сочетания, при помощи которых автор создает запоминающийся образ зимы.

(Учащиеся выписывают эпитеты, метафоры, сравнения, например, из стихотворения Тютчева были выписаны сочетания:

— Чародейкою-Зимою — зима- волшебница, изменила все вокруг;

— лес околдован – своей волшебной силой зима околдовала лес;

— снежной бахромою — неровный слой снега на ветках напоминает бахрому скатерти;

— неподвижною, немою чудной жизнью он блестит — в лесу тихо, но жизнь продолжается и в зимнем лесу, снег блестит на солнце, и создается ощущение, что ты попал в сказочный мир).

3 задание. Учитель: Используя выписанные нами сочетания, запишите небольшой рассказ об этом стихотворении, как поэт создает такие прекрасные образы.

(Учащиеся записывают свои высказывания)

3 этап.

Учитель: Вспомните “зимние” песни, спойте их. Как в песнях создается образ зимы?

(Учащиеся вспоминают песню в исполнении Глюкозы “А снег идет”, песню “Три белых коня” и отмечают, что тема зимы помогает авторам показать характер своих героев, их внутренний мир”).

А теперь послушайте музыку, написанную композитором Свиридовым к повести Пушкина “Метель” и подберите стихотворный или прозаический отрывок, который передает основной мотив музыкальной пьесы. Аргументируйте свой выбор.

(Учащиеся готовят ответы, затем выступают с ними; ответы обсуждаются, дополняются).

4 этап

Учитель: Ребята, посмотрите вокруг, представьте, что вы находитесь в картинной галерее, вы видите картины Шишкина, Грабаря, фотоматериалы. Выберите из представленных картин те, которые соответствуют вашему образу “зимы”, найдите информацию о художнике и выпишите ее для себя, подумайте, как художнику удается так искусно создать образ зимы. Запишите свои размышления.

5 этап

Учитель: А сейчас мы сами попробуем сочинить стихотворение. Очень давно в Японии была традиция: каждый человек должен был уметь писать стихотворения. Эти стихотворения состояли из рифмы и чередования ударных и безударных слогов не было, но в основе стихотворения лежали мысли и чувства автора. Эти стихотворения назывались танка. Мы с вами попробуем написать танка.

Мои условия такие: стихотворение должно состоять из 5 строчек.

состоит из 1 слова,

2 слов,

из 3 слов,

4 сточка – из 4 слов,

из 1 слова.

В первой тема стихотворения, содержание стихотворения, а в последней, итог, вывод, обычно это какая – то философская мысль.

(Учащиеся сочиняют стихотворения, записывают их в своих проектных работах).

Учитель: А теперь придумайте и запишите название своего проекта, можно использовать стихотворные из прозаических текстов. Постарайтесь, чтобы название было ярким, запоминающимся, красивым. Закончите оформление своих проектов и приготовьтесь защищать их.

3. Защита проектов.

(Не все учащиеся могут сразу представить законченную работу, поэтому этот этап можно перенести на когда проектные работы учащихся будут готовы. Так, моими учащимися были представлены проекты стенной газеты, рукописного журнала, презентации: “Снежная сказка зимы (наши поэтические опыты)”.