Исследовательская деятельность в работе учителя. Основы исследовательской деятельности — Дидактические условия и научно исследовательская деятельность педагогов (2)

Курсовая работа

Администрирование школы

Кардинальные изменения, происходящие в жизни российского общества, сложные задачи образования на нынешнем этапе исторического развития страны, требуют пересмотра взглядов на учителя и на процесс его профессионального развития в новых условиях. Мы видим, что необходим переход от деятельности, в рамках которой учитель выполняет инструментальную роль, к инновационной деятельности, преследующей цели формирования творческой индивидуальности педагога, готового работать в обновляющейся и обновленной школе, способного разрабатывать, осваивать и использовать инновационные проекты.

Традиционная парадигма повышения квалификации учителей, где упор делается на познавательный аспект профессиональной деятельности, уходит в прошлое. Объективными предпосылками рассмотрения проблемы повышения квалификации учителя в инновационной образовательной среде являются, прежде всего, демократические преобразования современной школы, определившие сущность инновационных процессов. Во-вторых, актуальным является исследование и профессиональный выбор педагога в пространстве ценностей, ориентированных на гуманизм современной педагогики. В-третьих, на современном этапе развития образовательной системы Российской Федерации нельзя не учитывать уникальный опыт развития региональных образовательных систем в контексте своих социально-экономических, культурологических, национальных особенностей, региональные и муниципальные условия для развития профессионализма учителя.

Современная ситуация в педагогической теории и практике ставит перед российским педагогом ряд новых задач, связанных с осуществлением профессиональной деятельности в сложных условиях переосмысления и модернизации традиционных форм и методов организации образовательного процесса, что в значительной мере повышает роль исследовательской функции педагога в образовательном учреждении.

Организация и контроль процесса повышения качества образования, утверждение своего стиля, «профессионального лица», обилие и многообразие предлагаемых альтернативных педагогических решений по реализации стандарта образования, применение вариативных учебников и программ, проведения в связи с этим аналитической, экспериментальной работы — все это ставит педагога школы в позицию экспериментатора-исследователя.

Сегодня вряд ли у кого вызывает сомнения утвердительный ответ на вопрос: является ли инновационная, в том числе исследовательская деятельность фактором профессионального развития педагогов? Практика инновационной деятельности нашего педагогического коллектива убедительно доказывает это.

4 стр., 1903 слов

Статья «Применение компьютерных технологий в инновационной деятельности ...

... информационных технологии, активно участвующих в инновационной деятельности педагога: системы ... информационных технологий позволяют учителю самостоятельно разрабатывать электронные учебные материалы. Не всегда удобно и целесообразно использовать готовые профессиональные ... в образовании для развития практических навыков по различным дисциплинам. Учитывая привлекательность игр, их возможности в ...

Уровень информационного и технического развития современного общества требует гибкости мышления, интеграции знаний, творческой инициативы личности. Сегодня необходимы не только разносторонние знания и образование, но и постоянный поиск обновления и восстановления знаний, приобретения новых навыков и навыков самообразования. Поэтому одним из важнейших направлений деятельности вуза является организация исследовательской работы учителей и студентов.

Прослушав лекции по теории педагогического исследования, прочитанные кандидатами педагогических наук Татьяной Владимировной Глазковой, Екатериной Алексеевной Ангархаевой, научным руководителем лицея Татьяной Александровной Малых, поработав в творческих группах, после бурных дискуссий в октябре 2009 г. педагоги нашего образовательного учреждения приняли решение разработать и реализовать проект «Лицей — центр исследовательской деятельности обучающихся и педагогов».

Актуальность данного проекта определяется необходимостью образовательной практики в грамотном выполнении прикладных исследований, в создании разработок, позволяющих преподавателю и ученику получить знания о новом образовательном продукте и процессе его создания.

Анализ документов, практической и исследовательской деятельности преподавателей и учащихся вузов говорит об их сложности в планировании и грамотном проведении исследовательской деятельности.

Ссылка на различные источники позволила убедиться, что в современной научной литературе в практической деятельности лицея есть предпосылки для появления такого центра.

Цель проекта:, Задачи проекта:

  • Повышение статуса исследовательской деятельности в образовательной системе лицея;
  • Активное внедрение в педагогическую практику новейших достижений в области обучения и воспитания лицеистов;
  • Выявление наиболее одаренных лицеистов в различных областях науки и развитие их творческих способностей;
  • Активное вовлечение учителей и учеников старших классов в процесс самообразования и личностного развития.

Методологическая основа проекта:, Основные направления Центра исследовательской деятельности:

  • Внедрение системы мониторинга эффективности результатов исследовательской деятельности педагогов и обучающихся;
  • Формирование и развитие исследовательской компетенции педагогов и обучающихся;
  • Проведение исследовательской деятельности и участие педагогов и обучающихся в мероприятиях научно-исследовательского характера;
  • Обобщение и распространение опыта исследовательской деятельности;
  • Организация связей с общественностью.

Формы осуществления

  • индивидуальные (консультирование, работа в режиме пользователя с банками данных на разнообразных носителях, интервьюирование, беседы и др.);
  • интерактивные (творческие объединения педагогов и лицеистов, теоретические и практические семинары, научно-практические конференции, конкурсы, олимпиады и пр.).

Мониторинг хода реализации Проекта подразумевает:

  • отслеживание каждого этапа проектируемой деятельности;
  • рефлексия каждого проектируемого мероприятия;
  • диагностика эффективности проектируемой деятельности;
  • итоговая оценка Проекта.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

  • Развитие исследовательской компетенции педагогов и обучающихся;
  • Личностный рост педагогов и лицеистов;
  • Повышать навыки и умения самостоятельной работы старшеклассников, повышая уровень знаний и эрудиции в интересующих областях науки.

Основные направления деятельности Центра:

  • Научно-методическая деятельность педагогов;
  • Научно-исследовательская деятельность педагогов;
  • Опытно-экспериментальная деятельность педагогов;
  • Организация учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы лицеистов;
  • Организация научно-технического творчества лицеистов;
  • Создание информационно-методического и управленческого обеспечения научно-исследовательской деятельности в лицее;
  • Изучение и распространение опыта организации научно-исследовательской деятельности вуза.

В последний период мы разработали регламент по CID, LEU, изучили ресурсную базу нашего проекта. проведена диагностика готовности учителей к исследовательской деятельности. Уровень готовности педагогов достаточно высокий для осуществления ИД.

14 стр., 6542 слов

Исследовательская деятельность в работе учителя. Основы исследовательской ...

... и реализовать проект «Лицей - центр исследовательской деятельности обучающихся и педагогов». Актуальность данного проекта определяется необходимостью образовательной практики в грамотном выполнении прикладных исследований, в создании ... языке из пьесы В. Шекспира «Ромео и Джульетта». Под руководством учителей наши старшеклассники успешно участвуют в научно-исследовательских мероприятиях на ...

19 января 2009 г. состоялось заседание педагогического совета «Исследовательская деятельность в системе работы учителя и классного руководителя с одарёнными детьми».

На лицейских обучающих семинарах педагоги подробно рассмотрели такие вопросы, как «История методологических знаний», «Логика исследования», «Методологический аппарат педагогического исследования», «Структура исследовательской работы», «Уровни педагогического исследования», «Философские основания педагогического исследования», «Общенаучный уровень педагогического исследования», «Частно-научный (педагогический) уровень методологии исследования». Подготовлен дидактический материал по логике исследования.

Создан банк литературы по ИД, состоящий из 36 источников. Каждый коллега имеет доступ ко всем дидактическим материалам, подготовленным на бумаге и в электронном виде. На сайте ИМЦ был размещена презентация «Теория ПИ».

4 педагога поступили учиться в ИПКРО на курсы учителей исследователей; 3 педагога сдали экзамены кандидатского минимума по истории и философии науки, а также иностранному языку.

Т.Г.Кельман успешно участвовал в областном конкурсе учителей иностранных языков, организованном ИГЛУ, прочитал лекцию студентам этого вуза. Под её руководством лицеисты изучили много литературы по страноведению англоязычных стран, их культуре, обычаям, истории и национальным реалиям в сфере политики, образования и общественной деятельности и одержали победу в областной викторине по английскому языку среди лингвистических классов и показали костюмированную сценку на английском языке из пьесы В. Шекспира «Ромео и Джульетта».

Под руководством учителей наши старшеклассники успешно участвуют в научно-исследовательских мероприятиях на муниципальном, региональном и национальном уровне.

В городской НПК «Байкальское кольцо» семиклассница К.Айгужинова (рук. Груббе Л.А., учитель истории) заняла первое место.

18 стр., 8818 слов

Профессиональный стандарт педагога и диагностика качества профессиональной ...

... профессионально-обусловленных требований к педагогу: · психологическая, психофизиологическая и физическая готовность; · научно-теоретическая и практическая компетентность как основа профессионализма. Профессиональный стандарт учителя - это документ, ... Такая работа включает в себя исследование, анализ, прогноз, эксперимент, контроль и вывод. Каждый новый шаг учителя - это источник новой информации, ...

Успешно выступил лицей и в городской НПК «В мир поиска, в мир науки». Под руководством 11 педагогов все 15 лицеистов заняли призовые места. Это – прорыв лицея. Таких результатов у нас не было в последние годы.

С 26 февраля по 1 марта 2009 г. в г.Усолье-Сибирское, на базе местного вуза прошла 15-я региональная научно-практическая конференция «Пройди в будущее, Сибирь!», На которой наш вуз представляли 8 учеников.

Дипломы II степени были присуждён Галине Серёдкиной (11 А класс, руководитель Ю.А.Кузьминых, учитель английского языка) и Екатерине Белик (11 класс А, руководитель Г.М.Гаранина, учитель истории и обществознания) Второе место в олимпиаде по литературе в рамках конкурса «Шаг в будущее, абитуриент» заняла учащаяся 10 А класса Дарья Короленко, которую подготовила учитель русского языка М.В.Игнатьева, а в олимпиаде по праву Екатерина Белик (учитель истории и обществознания Г.М.Гаранина).Тезисы научных работ всех наших молодых исследователей опубликованы в сборнике научных трудов участников 15-й региональной научно-практической конференции «Сделай шаг в будущее, Сибирь!».

Дарья Щиблицкая, учащаяся 10 Б класса, с работой «Мотивация персонала жилищно-эксплуатационного предприятия в условиях экономического кризиса» (руководитель А.И.Бурмакина, учитель экономики) победила в конкурсе творческих работ в области экономики и менеджмента для учащихся 10-11 классов, который проводился 1 марта 2009 г. кафедрой экономики и менеджмента сервиса Байкальского государственного университета экономики и права. Её работа опубликована в сборнике научных материалов кафедры. Дарье вручена премия в размере 2000 рублей.

Во всероссийской игре-конкурсе «ИНФОЗНАЙКА» в январе 2009 г. приняли участие 10 лицеистов 7-8 классов (рук. Попова А.С.), 5 из которых получили дипломы победителей.

На втором Всероссийском конкурсе краеведческих презентаций «Моя Россия. Великое в малом» направлено 11 работ лицеистов (рук. Груббе Л.А., учитель истории, Бурмакина А.И., учитель экономики).

Работа Ангелины Бондаренко «Влияние семьи на жизнь и творчество Черемховского художника В.Н. Бардина» заняла второе место среди учащихся 9-11 классов.

В прошедшем учебном году в лицее прошёл историко-краеведческий фестиваль «Наследие в наших руках!», благодаря чему наш лицейский музей стал лучшим в городе! 7 мая 2009 г. жюри в составе председателя городского совета ветеранов Коломоец К.И., директора музея истории Черембасса Геринг М.А., специалиста по работе с молодежью администрации города Шергуловой Гульнары и Насти Сорокиной, победительницы областной НПК, высоко оценили исследовательские проекты лицеистов.

18 мая 2009 г. завершился лицейский конкурс презентаций Power Point «Creative flash», который также носил исследовательскую направленность.

Современный мир предлагает подрастающему поколению сложные условия для достижения высот в образовании, в будущей карьере и в жизни в целом. Цели могут меняться, но общий вектор движения всегда должен быть направлен вверх, в сторону развития! В этом уверены ученики Черемховской средней школы, проводя летние каникулы.

Этим летом молодые исследователи воспользовались уникальной возможностью провести отпуск с большой пользой для здоровья, интеллектуального и личностного роста.

1 стр., 461 слов

» «учителя ИЗО и черчения

... детей наглядной, политехнической деятельности и развития их творческих способностей - индивидуальный подход к каждому ребенку. К сожалению, урок имеет свои ограничения, и мы, учителя, связаны структурой ... индивидуальный вид работы с детьми дает нам, нашим детям, возможность успешно участвовать в олимпиадах, конкурсах, выставках, научно-практических конференциях.

К примеру, в конце июня 17 исследователей, членов военно-патриотического клуба «Витязи» и кружка исторического краеведения) под руководством заместителя директора по опытно-экспериментальной работе А. И. Бурмакиной, заведующей кафедрой естественнонаучных дисциплин О. Н. Карамышевой решили реализовать проект «Диалог культур». Пройдя 143 километра, перейдя через Ангару, они провели 5 дней в палаточном городке Россичи на живописном берегу Осинской губы Братского водохранилища. Каждый день имел свою тематическую направленность (День открытий, День национальных традиций, День патриота, День здоровья).

Лицеисты познакомились с бурятской культурой, посетив краеведческий музей Осинского района, встретились с директором школы села Рассвет В. И. Кустова, рассказавшего детям о русско-японских археологических раскопках в этих местах в 2005 году.

Восьмиклассникам и десятиклассникам предстояло выполнить задание учителя географии Е. В. Заикина — определение основных видов природных богатств данной территории, занятия местного населения, ответ на вопрос, как человек повлиял на изменение природы и каков характер эти изменения.

Ребята изучали древние сибирские традиции и игры, проводили викторины, тренинги по тимбилдингу, соревнования по волейболу и туристические соревнования. Под руководством Вячеслава Антоновича Карамышева дети научились играть в городки и ходить на ходулях. Интересные ролевые игры проводили Андрей Бобылев, Алексей Кузнецов, Антон Гусев, Герман Бузов. Всем понравилось участие Натальи Мелеховой и Юлианы Кирилловой в играх и аттракционах мобильного комикса.

В викторине «Экологический хоккей» команда «Медведи» обыграла команду «Энергия», а Антон Гусев стал лучшим хоккеистом. Командир военно-патриотического клуба Лицей «Витязи» Алена Сафиулина признана лучшим читателем стихотворений на экологическую тематику, она победила в конкурсе «Комплекс силовых упражнений». Среди молодых людей в этой номинации лучшим стал Роман Зайцев, который также выиграл Городокские соревнования и упражнения на ходулях. Среди девушек упражнения на ходулях выполняла Наталья Мелехова, также признанная «Лучшим поваром лагеря». В туристическом многоборье, организованном Витязем Юлией Полухиной и Вадимом Максимовым, команда «Новый стиль» проиграла россиянам». Победителями экономической игры стали Татьяна Мельник и Татьяна Ковалёва. Званий «Лучший рыбак» и «Лучший костровой» удостоен Саша Зверёк; «Интеллектуал лагеря» — Юлиана Кириллова, Яна Ларионова; «Самая весёлая» — Дарья Мелехова, «Самый невозмутимый» — Роман Карачеев.

Вторым этапом реализации проекта «Диалог культур» стал поход в с. Аршан, что находится в Республике Бурятия.

А с 11 по 21 июля ученицы средней школы Полина Алисиевич, Наталья Грусова, Дарья Короленко и Ася Кузьминых достойно представили наш город на X Научном фестивале евразийской молодежи «Байкал-2009», который проходил в Слюдянке. На фестиваль приехали 58 юных исследователей из Восточной Сибири и Урала. Ребятам предстояло провести стендовую защиту своих исследований, поработать в мастер-классах по ТРИЗу, психолингвистике, праву; вместе со своими отрядами поучаствовать в интеллектуальной игре, в шоу-программах «Таланты и поклонники», «Рекорды фестиваля», «Байкальский экстрим», «КВН на Байкале», «Весёлые старты», соревнованиях по футболу, волейболу и др. Интересными и познавательными были экскурсии на мыс Шаманский, трехчасовая морская прогулка, поездка по Кругобайкальской железной дороге, поездка в Аршан.

17 стр., 8222 слов

Анализ финансовой деятельности сбербанка курсовая работа

... Сбербанком Изучить внутреннюю структуру деятельности Сбербанка по обслуживанию клиентов Определить ценности, нормы и правила работы сотрудников Сбербанка Выявить и проанализировать недостатки работы отделения Сбербанка Методы исследования : в работе ... управления. Стратегический анализ и формирование ... финансовых кризиса, кризис банковской системы, уровень инфляции за 4 года - около 240%), Сбербанк ...

Научно-исследовательские работы детей оценивали 35 опытных ученых из вузов Иркутска, Красноярска, Челябинска.

Наш лицей гордится тем, что Полина Алисиевич стала победителем Фестиваля за исследования в области псевдографики. Ася Кузьминых заняла третье место на Юридической олимпиаде за 10 лет, через 11 лет Дарья Короленко заняла второе место, а Наталья Грусова победила.

Успешно в мастер-классе по ТРИЗ («Теория решения изобретательских задач») защитила свой проект «Как стать гениальным художником» Полина Алисиевич. Ася Кузьминых представила проект «Обучение иностранному языку через изобретательскую деятельность». Один из ведущих мастер-класса кандидат технических наук, доцент Сибирского федерального университета Владимир Анатольевич Дмитриев очень высоко оценил интеллектуальные и личностные качества Полины и Аси.

Достойно выступили лицеисты в региональной инженерной выставке «Шаг в будущее», которая проходила в г. Иркутске 6-7 ноября 2009 г. В НПК «Шаг в будущее, юниор!» 2 место занял Сергей Фирстов (руководитель – учитель информатики А.С.Попова), а Софья Сахаровская (руководитель – учитель истории Л.А.Груббе) и Владимир Клейнерман (руководитель – учитель английского языка Т.Г.Кельман) завоевали 3 место.

«Быть – значит творить», — был убеждён Сократ. А Жан-Поль Сартр утверждал: «Творить – значит быть». Поэтому мы решили обучать наших старшеклассников, учителей и менеджеров по ТРИЗ. 16-18 октября учёные из СФУ В.А.Дмитриев и С.А.Привалихин провели стартовый семинар. Сейчас у нас идёт информационно-дистанционный этап. В конце января будет ещё один очный семинар, а в апреле состоится лицейская ТРИЗ-НПК.

В лицее продолжается экспериментальная работа по темам «Совершенствование предпрофильной подготовки и профильного обучения лицеистов в условиях модернизации российского образования» (руководитель М.А.Галуза, зам. директора по УВР), «Повышение качества образовательного процесса через внедрение ИКТ на 2008-2010 годы» (руководитель Н.В.Горлович).

Работают две творческие группы « Технология творческого мышления (математика)» и «Языковый портфель ученика» (английский язык).

Полным ходом в лицее идёт работа над программой развития. Началась работа над программой развития «Лицей — территория личностного роста». Началась разработка программы эксперимента «Экология семьи» (совершенствование взаимодействия лицея с родителями учащихся; воспитание будущих родителей).

Новаторская деятельность учителей средней школы неоднократно освещалась в телепрограммах ТСТ, на страницах газет «Черемховский рабочий», «Черемховские вести», «Черемховские новости». Например, в газете «Черемховский рабочий» опубликованы статьи: А.И.Бурмакиной «Юные исследователи» (23.04.09), «Лекции для будущих учителей» (14.05.09), учащихся 10 «А» класса Т.Ковалевой и В.Шелеховой «Победа в конкурсе – хороший стимул». В публикациях «Ольга Карамышева о конкурсе» («Черемховские новости», 6.05.09), «Мою работу оценили по достоинству» («Черемховский рабочий, 14.05.09) рассказывается об итогах областного профессионального конкурса «Учитель года». Заметка О.Роговой «Поделились опытом, обменялись мнениями» информирует об участии лицейских педагогов в научно-практической конференции «Образование как механизм формирования духовно-нравственного сознания молодёжи территориального сообщества», проведённой социальным партнёром лицея Черемховским педагогическим колледжем («Черемховские новости», 20.05.09).

31 стр., 15072 слов

Высшего образования пермский государственный гуманитарно педагогический

... достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи: раскрыть теоретические основы системы управления персоналом организации: понятие и значение системы управление персоналом, цели и функции системы управления персоналом; проанализировать деятельность частного учреждения дошкольного образования «Детский центр ...

В этом же номере, в статье «Первое место -« Суббота », говорится о победе школьного ансамбля на городском фестивале военно-патриотической песни. Репортажи, заметки «Туризм возрождается», «В фотографии – вечность», «Смотр состоялся», «Один день службы многому научат», «Боевая и озорная «Зарница», «Денис Михалёв – чемпион» («Черемховские новости», 24.09.08, 29.04.09, 13.05.09, 27.05.09, 3.06.09), «Военный парад во славу победителей», «Для сильных и отважных дождь — не помеха», «С победой из Омска» («Черемховский рабочий», 14.05.09, 28.05.09, 4.06.09) раскрывается военно-патриотическая и спортивная деятельность лицея.

Исследовательская деятельность позволяет реализовать идеи сотрудничества учителя и ученика, раскрыть индивидуальные творческие способности старшеклассников и учителей.

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Е. В. БЕРЕЖНОВА, В. В. КРАЕВСКИЙ

Допущено

в качестве учебника для студентов образовательных учреждений

среднего профессионального образования, обучающихся

по специальностям педагогического профиля

2-е издание, стереотипное

УДК 37.01(075.32) ББК 74.00я723 Б484

Рецензенты:

доктор педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики МГОПУ

А.Д. Солдатенков;

кандидат педагогических наук, зам. директора по научной работе

Л. И. Осечкина, Бережнова Е. В.

B484 Основы обучения и исследования студентов: Учебник для студентов. сред. учеб. заведений / Е. В. Бережнова, В. В. Краевский. — 2-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2006. — 128 с. ISBN 5-7695-2919-9

Учебник подготовлен в соответствии с действующим стандартом педагогического образования. Авторы знакомят студентов с миром науки, знакомят с основами научного подхода к педагогическим явлениям. В книге описаны методологические характеристики исследовательской деятельности, ее логика, методы. Значительная часть публикации посвящена навыкам самостоятельной воспитательной работы студентов: правильному выбору источника информации, составлению планов, рефератов, рефератов, рефератов, обзоров. В специальной главе содержатся конкретные рекомендации по выполнению курсовых и дипломных работ.

Для студентов педагогических учебных заведений, а также для преподавателей средних и высших учебных заведений.

УДК 37.01(075.32) ББК 74.00я723

Оригинал-макет данного издания является собственностью Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом без согласия издательства запрещено

© Бережнова Е.В., Краевский В.В., 2005 © Образовательно-издательский центр «Академия», 2005 ISBN 5-7695-2919-9 © Оформление. Издательский центр «Академия», 2005

Современный педагогический процесс — явление многогранное, отражающее сложности и противоречия общественной жизни. Проблемы, возникающие в этом процессе, все меньше и меньше поддаются разрешению обычными способами. Не хватает опыта и знаний, и возникает необходимость обратиться к научно-педагогическим знаниям.

4 стр., 1772 слов

Виды и формы научно-исследовательской работы студентов

... видов исследовательской работы выполняется во внеурочное время, а также самостоятельно. Преподаватель проконсультирует, указывает на ошибки. Независимо от особенностей ВУЗа студенту встречаются следующие виды научно-исследовательской работы: Реферат. Это научное исследование теоретического ...

Педагогическое учебное заведение готовит студентов в первую очередь к практической работе. Но успех на практике невозможен без умения разбираться в своем деле с научной точки зрения. Сегодня эта истина актуальна как никогда. Если учитель не хочет теряться в океане различных инноваций, технологий, учебников и других материалов, который распространяется все больше и больше, угрожая затопить тех, кто не успел вооружиться современными «спасательными средствами» , он не может обойтись без науки. Умение понимать свою работу с научной точки зрения — важная составляющая методической культуры учителя.

Кроме того, методическая культура учителя предполагает знание логики и методов педагогического исследования, владение базовыми исследовательскими подходами и навыками. В стенах педагогических учебных заведений студенты делают только первые шаги в этом направлении, поэтому им необходимо пособие, в котором изложены основные направления исследовательской работы. Авторы этой книги должны были предоставить им такие рекомендации.

Учебник поможет приобщить школьников педагогических школ к исследовательской деятельности, сформировав у них элементы методической культуры, в том числе начальные исследовательские навыки. Авторы учитывают, с одной стороны, необходимость основательного владения такими умени­ями, с другой — ограниченность познаний учащихся в области педагогики и, особенно, методологии науки, а также небольшой объем времени, отведенного на преподавание этого раздела курса. понятно, что задача подготовки учебно-исследовательской деятельности в любом случае будет выполняться только в той мере, в какой это возможно в данном типе учебного заведения.

Исследование рассматривается в контексте всех других видов деятельности, которые студенты педагогического учреждения должны освоить в процессе обучения. Например, невозможно заниматься научной работой, не зная, как правильно выбирать источники информации, которые пополняют запас знаний, необходимых исследователю. Необходимо также уметь аннотировать содержа­ние изученного материала статей и книг, составлять рефераты, пользоваться реферативными журналами и т.д.

Авторы стремились дать в доступной для студентов форме пред­ставление о той сфере деятельности, которой они будут зани­маться, — о научном познании, о методологии и методике пе­дагогического исследования, его специфике, о главных методо­логических характеристиках исследования, т.е. о том, что пре­дусмотрено стандартом ОПД.05. Он был главным практическим ориентиром в написании этой книги.

Первая глава определяет науку как сферу деятельности человека, в которой происходит развитие и теоретическая систематизация объективного познания действительности. Рассматриваются различные формы отражения действитель­ности в общественном сознании: отражение ее в обыденном (сти­хийно-эмпирическом) и в научном познании, а также в художе­ственно-публицистических произведениях. Исследование характеризуется как особая форма познавательного процесса, такое систематическое и целенаправленное изучение объектов, при котором используются средства и методы науки и заканчиваются формированием знаний об исследуемых объектах.

8 стр., 3663 слов

«ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ»

... технологий и улучшения организации производства; создание действенного механизма повышения эффективности. В качестве обобщающих показателей эффективности хозяйственной деятельности предприятия необходимо использовать ... экономической эффективности в современный период. ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 1.1. Сущность и показатели эффективной работы ...

Вторая глава посвящена взаимосвязи педагогической на­уки и практики. Без четкого и однозначного представления об этой взаимосвязи, о единстве и различии двух видов деятельности в области образования — научной и практической — невозможно заниматься исследованием в этой области на любом, хотя бы и первоначальном, уровне. Здесь идет речь о системе, в которой объединяются эти виды деятельности, и о месте, которое занима­ют в ней учитель и исследователь.

Третья глава — методологическая. В ней изложено глав­ное, что нужно знать любому, кто хочет заниматься исследовани­ем. Дается общая характеристика методологии науки, ее уровней. Методология педагогики представлена как система знаний и сис­тема деятельности. Рассматриваются методологические характери­стики педагогического исследования, по которым ученый может сверять и оценивать свою работу. Уделяется большое внимание методологической культуре педагога, логике педагогического ис­следования и методам научного познания в этой области.

Эти разделы книги вводят читателя в мир науки и служат кон­цептуальной основой его учебно-исследовательской деятельности. Конкретные ориентиры для нее даются в двух последующих главах.

Четвертая глава раскрывает содержание понятия «само­образование», знакомит студентов с элементами самостоятель­ной учебной деятельности. Значительная часть этого раздела кни­ги посвящена умению работать с литературой — с имеющими отношение к избранной теме книгами и статьями. Студенты учат­ся выбирать нужный информационный источник, определять не­обходимость обращения к нему, а также фиксировать прочитан­ное. Среди способов фиксации — составление плана, тезисов, конспекта, рецензии и реферата как одна из начальных форм ис­следовательской работы.

Овладение этими умениями позволит студентам подняться на более высокий уровень и приступить к выполнению курсовых и дипломных работ, включающих элементы настоящей исследова­тельской деятельности. Эти виды учебно-исследовательской дея­тельности предусмотрены планами педагогических колледжей и обязательны для всех студентов. В связи с этим возникает необхо­димость углубленной подготовки студентов к проведению конк­ретных педагогических исследований на этом уровне.

Пятая глава учебника знакомит будущего учителя, кото­рый, возможно, станет педагогом-исследователем, с требования­ми к структуре курсовой и дипломной работы, с вариантами вы­бора темы, с порядком ее обоснования, способами выделения ключевых понятий, организацией опытной работы и изложением ее результатов. Показаны различия между курсовой и дипломной работами по содержательным и формальным признакам, порядок защиты дипломной работы. Выполнение курсовых и дипломных работ предполагает умение не только пользоваться научными зна­ниями, но и в определенной степени их производить. Такое уме­ние составляет содержание методологической культуры.

Один из возможных способов использования материала этой книги — следующий. Сообщается теоретический материал. Затем используются задания, содержащиеся в учебнике. Студенты само­стоятельно выполняют практические задания. По мере овладения теми или иными элементами самостоятельной работы студенты все меньше прибегают к помощи преподавателя, который высту­пает теперь в роли консультанта.

Первая, вторая и третья главы написаны В. В. Краевским, чет­вертая и пятая — Е.В.Бережновой.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение среднего

профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный колледж физической культуры и спорта, экономики и технологии»

Истомина Ксения Алексеевна

по дисциплине: Основы исследовательской деятельности

Тема: Основы исследовательской деятельности

Специальность: Менеджмент

Группа: 452

Преподаватель

Н.В. Гронская

Санкт-Петербург — 2010 год

Введение 2

Раздел 1. Cущность исследовательской деятельности студентов 4

1.1. Развитие исследовательской деятельности студентов 4

1.2.Теоретические основы работы 5

Раздел 2. Основные инструменты исследований 7

2.1. Методы исследований 7

2.2. Задачи и виды исследований 9

2.3.Организация научно – исследовательской работы 11

Список литературы 14

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/upravlencheskaya-kultura-rukovoditelya-shkolyi/

Введение , Практическая значимость работы

В данной работе раскрываются основные виды исследовательских работ, методологические подходы к выполнению и организации исследований. Очень важна роль исследований в практической деятельности человека. Развитие исследовательской деятельности студентов является одним из основных направлений модернизации системы среднего специального образования. При этом в средних педагогических учебных заведениях оно, как правило, связывается с психолого-педагогическими исследованиями в рамках производственной практики, выполнением курсовых работ и выпускных квалификационных работ и т.п.

Работа состоит из двух разделов, введения и списка литературы.

Раздел 1. Cущность исследовательской деятельности студентов

1.1. Развитие исследовательской деятельности студентов

Развитие исследовательской деятельности студентов является одним из основных направлений модернизации системы среднего специального образования. При этом в средних педагогических учебных заведениях оно, как правило, связывается с психолого-педагогическими исследованиями в рамках производственной практики, выполнением курсовых работ и выпускных квалификационных работ и т.п.

Формирование исследовательских умений и навыков студентов в педагогическом колледже идёт в процессе изучения педагогики и психологии, дисциплин предметной подготовки и основ учебно-исследовательской деятельности.

Профессиональное образование отличается от общего четкостью в определении образовательного результата, являющегося отражением социального заказа. Обучение в условиях реализации опережающего профессионального образования должно носить прогностический характер и формировать качества личности, которые потребуются выпускнику в будущем.

Образовательное учреждение сегодня нуждается в педагогах, которые владеют методиками диагностики и способами личностного развития детей; умеют выделять личностные смыслы в содержание образования; умеют обучать детей творчески мыслить и действовать. При этом достаточно велика роль исследовательской работы студентов колледжа в развитии таких качеств специалиста, как профессионализм и компетентность, самостоятельность и творческий подход к делу, формировании умений непрерывно учится, обновлять свои знания.

В настоящее время в действие введена Программа развития среднего образования. В ней говорится об основных тенденциях развития содержания среднего педагогического образования, среди которых усиление общенаучной и общепрофессиональной подготовки; интеллектуализация содержания среднего педагогического образования; преемственность содержания среднего и высшего педагогического образования. Одним из направлений инновационной деятельности в системе среднего педагогического образования является становление исследовательской деятельности студентов педагогических учебных заведений. .

Переход образовательного учреждения в современных условиях на работу по стандарту повышенного уровня выдвинул проблему разработки комплекса организационно-педагогических условий для формирования исследовательских умений и навыков студентов колледжа.

Предметом исследования является

В соответствии с объектом и предметом ставятся следующие задачи:

Определить сущность педагогической исследовательской деятельности в процессе подготовки будущего педагога;

  • Выявить условия эффективной организации исследовательской деятельности студентов через уроки методики экологического образования;

1.2.Теоретические основы работы

Экологическое образование как комплексная проблема современности стала объектом внимания философско-социологических исследований, рассматривающих экологические проблемы как общечеловеческие.

Первостепенную важность для развития экологического образования приобрели основные положения Концепции устойчивого развития (Конференция ООН по окружающей среде 1992), Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» (1991), Концепции экологического образования РАО (1994).

Проблемы экологического образования были предметом исследований А. Н. Захлебного, И.Д.Зверева, И.Т. Суравегиной и др., которые разработали общетеоретические и методологические аспекты экологического образования подрастающего поколения.

Исследовательская работа организуется в колледже с целью обеспечения более осознанного и глубокого усвоения учебного материала, приобретения студентами начальных навыков исследовательской работы.

В этой связи мы считаем важным развитие теоретического мышления студентам в экологическом и естественнонаучном образовании. Возможность формирования предпосылок теоретического мышления у подрастающего поколения проверено в исследованиях Н. Н. Поддъякова, Т. В. Христовской, Л. Е. Игнаткиной, Н. И. Ветровой, А. Ф. Говорковой, А. М. Гавриловой и других учёных исследователей.

Раздел 2. Основные инструменты исследований

2.1. Методы исследований

Для решения поставленных и исследуемых задач используются комплекс методов.

Теоретические: анализ научной психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме, изучение документов по вопросам образования, анализ ипользования диагностических методик по вопросам исследования, анализ и обобщение отечественного опыта, причинно-следственный анализ полученных данных обобщения и моделирования, знакомство с публицистической литературой.

Эмпирические: наблюдение, анкетирование, тестирование, самооценка.

Исследования важны не только для познания новой области, но и как метод обучения в системе профессионального образования. Еще в 1960-е годы в теории познания берет свое начало специальное направление — теория научного поиска , которая рассматривает процесс познания с позиций творческой деятельности конкретного субъекта. Внимание философов привлекает построение научного исследования, его логика, они выделяют основные категории процесса научного поиска — проблему, факт, систему.

Эмпирическое исследование, в основе которого лежит проблема, отражающая то или иное противоречие действительности, побуждает исследователя к творческой поисковой деятельности: строятся различные предположения, выдвигаются научные гипотезы, определяются способы их проверки — различные виды экспериментов. Итогом проделанной работы становятся новые факты, которые исследователь анализирует, осмысляет, сопоставляет с устоявшимися теориями. Исследование как творческая на всех этапах деятельность интенсивно развивает мышление того, кто ею занимается. Именно поэтому процедура исследования послужила эталоном для педагогов, исследующих методы обучения школьников.

проблемного метода обучения

В последнее время проблемное обучение широко входит в жизнь во всех звеньях непрерывного образования: с дошкольниками осуществляется поисковая деятельность, опытничество; школьники часто выполняют творческие задания, пишут творческие сочинения, с ними проводятся поисковые практические работы, которые сменяются курсовыми и дипломными проектами в среднем и высшем профессиональном звене. Проблемно-исследовательский метод выходит в разряд ведущих методов обучения детей и молодежи. Именно поэтому конкретное и подробное ознакомление студентов с разными педагогическими исследованиями может выполнять наряду с функцией теоретического обоснования и функцию обучения.

Без методологических знаний невозможно грамотно провести педагогическое исследование. Такую грамотность даёт овладение методологической культурой, составными частями которой являются: проектирование и конструирование учебно-воспитательного процесса; осознание, формирование и творческое решение педагогических задач; методическая рефлексия.

В нашем случае исследовательская деятельность организована в области экологического образования, а это новый подход в ознакомлении с природой, и он выдвигает целый ряд проблем, которые решаются посредством научного поиска современных исследователей С.Н.Николаевой, Л.М Маневцовой, Н.А.Рыжовой и др.. В их работах есть ответы на многие проблемные вопросы, в том числе на такие:

Что такое экологическое воспитание детей и чем оно отличается от ознакомления их с природой? Каково содержание экологического воспитания?

Доступно ли дошкольникам и в каком возрасте понимание фактов, отражающих взаимосвязь объектов природы, явлений закономерного характера?

Способны ли дети понять процессуальные, длительно протекающие явления природы, их закономерные изменения?

Выделяют ли дети дефиницию жизни, как относятся к проявлениям живых существ?

Какие экологические аспекты дети постигают стихийно, в процессе онтогенетического развития, а какие могут усвоить в процессе систематического обучения под руководством взрослого?

Каким образом, какими методами следует осуществлять экологическое воспитание детей в дошкольном учреждение, в семье?

Исследовательская работа организуется в колледже с целью обеспечения более осознанного и глубокого усвоения учебного материала, приобретения студентами начальных навыков исследовательской работы. Итогом этой работы является выступления на «круглых столах», уроках-семинарах, конференциях, на ИГА.

Проблеме исследовательских работ посвящено ряд исследований М.А Данилова, Б.П. Есипова, П.И. Пидкасистого, М. М. Поташника, Г.И.Щукиной и др. Так по мнению П.И. Пидкасистого, показателем определения степени развития исследовательской деятельности у педагогов является постепенное изменение их учебной работы: от элементарного воспроизведения прочитанного до зарождения прочного интереса к изучаемым явлениям, предметам, к самому процессу познания и потребности к новым знаниям.

2.2. Задачи и виды исследований

В ходе выполнения исследований решается двоякая задача: приобретаются умения и навыки изучения специальной литературы, проведение исследования и, в то же время знания по педагогике, методике, психологии, основам учебно-исследовательской деятельности приобретают конкретное наполнение, закрепляются в ходе непосредственной работы с детьми. В результате обеспечивается повышение уровня методической подготовки будущих педагогов.

Исследовательские работы (тексты), которые являются результатом исследовательской деятельности студентов, должны соответствовать некоторым требованиям. Они должны отражать современный уровень и перспективы развития отрасли науки, в рамках которой проводится исследование. Это требование обеспечивается через изучение и критический сопоставительный анализ научной литературы по выбранному направлению или теме. В результате делается краткая характеристика проблемы, выясняется состояние её решения на текущий момент.

Прежде всего, необходимо договориться о понятиях (напомним, что все понятия гуманитарных наук являются по своей сути договорными).

Что такое реферат? Чем он отличается от доклада, конспекта, научного отчета, курсовой или дипломной работы?

Вот некоторые виды исследовательских работ:

Аннотация

Доклад – публичное сообщение на определенную тему, способствующее формированию навыков исследовательской работы, расширяющее познавательный интерес.

Квалификационная работа научно-исследовательская работа, расширяющая знания в области теории, практики, методологии отраслей науки; разработка конкретных путей разрешения изучаемой проблемы.

Курсовая работа

Конспект – краткая запись содержания чего-нибудь, выделение главных идей и положений работы.

План – компактно отражает последовательность изложения материала (типы планов.

Тезис – краткое изложение какого-нибудь положения, идеи, а также одной из основных мыслей лекции, доклада, сочинения.

Реферат рассматривается как одна из форм отчета о результатах исследовательской деятельности педагогов-практиков. В отличие от конспекта, который является сокращенным вариантом изложения текста другого автора, реферат – это новый авторский текст, новый по изложению, систематизации материала, по авторской позиции, по сравнительному анализу, но не обязательно новый по идеям. Слово «реферат» в переводе с латинского означает – «краткое письменное изложение сущности какой-либо проблемы».

Исходя из сказанного, реферирование – создание нового текста, в котором излагается сущность вопроса на основе классификации, обобщения, анализа и синтеза одного или нескольких источников.

Реферирование является стержневой деятельностью в экспериментальной работе, итоги промежуточного исследования и разработка конкретных путей разрешения изучаемой проблемы будут представлены в выпускной квалификационной работе. Это еще раз подчеркивает взаимосвязь всех видов исследовательских работ и необходимость их поэтапного освоения.

2.3.Организация научно – исследовательской работы

В литературе встречаются термины «научно-исследовательская работа» и «учебно-исследовательская работа», которые толкуются по-разному. Так, под научно-исследовательской работой понимают такую деятельность студента, которая обнаруживает самостоятельное творческое исследование темы. Под учебно-исследовательской работой понимают овладение технологией творчества, знакомство с техникой эксперимента, с научной литературой (6, с.96).

Таким образом, учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа студентов взаимодополняют друг друга. Из приведенных определений видно, что существенным различием между ними является степень самостоятельности выполнения исследовательского задания студентом и новизна результата.

Таким образом, под термином «учебно-научно-исследовательская работа студентов» можно понимать процесс приобретения знаний и формирования умений творческой исследовательской деятельности, предполагающей с этой целью на начальном этапе внедрение элементов научных исследований в учебный процесс в колледже, затем – в вузе, а в дальнейшем – самостоятельную исследовательскую работу студента по проблеме.

Исследовательская работа организуется в колледжах с целью обеспечения более осознанного и глубокого усвоения учебного материал приобретения студентами начальных навыков исследовательской работы, Итогом этой работы являются выступления на студенческих научных конференциях, рефераты, курсовые и дипломные работы, возможно публикации (статьи или тезисы).

Исследования могут проводиться как по общим вопросам педагогики или психологии, так и по частным методикам. В ходе её выполнения решается двоякая задача: приобретаются умения и навыки изучения специальной литературы, проведения научного исследования и, в тоже время, знания по педагогике, психологии и методике приобретают конкретное наполнение, закрепляются в ходе непосредственной работы с детьми. В результате обеспечивается повышение уровня методической подготовки будущих педагогов.

Начинать овладение технологией проведения исследований можно с первого курса в ходе занятий по всем учебным дисциплинам (как теоретических, так и практических).

Однако целесообразно и специальное обучение на уроках спецкурса «Основы учебно-исследовательской деятельности». Вместе с тем задачей при изучении предмета «Методики экологического образования» на первом этапе является установление взаимосвязи между изучаемыми предметами и практикой, в ходе которых идет формирование исследовательских навыков и умений студентов.

Для достижения результата педагогического исследования студентами применима следующая последовательность:

1) Актуализация проблемы (найти проблему и определить направление будущего исследования);

2) Определение сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти);

3) Выбор темы исследования (попытаться, как можно строже обозначить границы исследования);

4) Выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные — провокационные идеи);

5) Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования);

6) Определить последовательность проведения исследования;

7) Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания);

8) Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы);

9) Подготовка отчета (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования);

10) Доклад (защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).

Таким образом, перечисленные характеристики составляют систему, все элементы которой в идеале должны соответствовать друг другу, взаимно друг друга дополнять. По степени их согласованности можно судить о качестве самой научной работы.

Составной частью профессиональной подготовки будущего педагога во время обучения в колледже является учебно-исследовательская работа. Первая предполагает обучению студентов методологии и методике исследования и углубление знании педагогической теории, вторая – целенаправленное и систематическое участие в исследовательской деятельности. Поэтому очень серьёзное внимание в подготовке специалистов уделяется формированию у студентов исследовательских знаний и умений, самостоятельности творческого подхода к делу, формированию умения непрерывно учиться.

На занятиях студентам разъясняются цели и задачи учебно-исследовательской деятельности, требования к выполнению исследовательской работы при знакомстве с содержанием предмета используется исследовательский подход в обучении – это путь знакомства студентов с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/upravlencheskaya-kultura-rukovoditelya-shkolyi/

1 Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М.: Экономика, 2007

2 Ерастов Н.П. Культура умственного труда. М.: 2005

3 Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 2006

4 Краевский В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. М.: Изд-во СамГПИ, 2005. с.– 205

5 Кругликова Л.Е. Требования к курсовой и дипломной работам. М: МПУ, 2006

6 Мазилов В.А. Формирование творческого подхода к осуществлению педагогической деятельности как приоритетная задача подготовки специалиста в педагогическом университете // Московский педагогический вестник, 2008. — № 3. С.58.

7 Сластенин В.А. Педагогика: Инновационная деятельность. Сластенин В.А., Подымова Л.С. М.: ИЧП «Изд-во Магистр», 2006. – 306 с.

8 Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. М.: «ЮНИТИ». – 406 с.

  1. Учебно- исследовательская деятельность по географии как фактор развития коммуникативных компетенций старшеклассников

    Дипломная работа >> Педагогика

    -.. основе исследовательской деятельности на первое место встает задача проектирования При проектировании исследовательской деятельности учащихся в качестве основы … вовлечении школьников в учебно-исследовательскую деятельность . На основе данной методики нами…

  2. Основы оценочной деятельности

    Закон >> Экономика

    -.. деятельности субъектом оценочной деятельности . 1.1. Закон об оценочной деятельности в Российской Федерации Основой правового регулирования оценочной деятельности … на основе длительных статистических наблюдений специальными исследовательскими институтами. …

  3. Основы предпринимательской деятельности (4)

    Реферат >> Экономика

    РЕФЕРАТ по дисциплине: Экономика предприятия Основы предпринимательской деятельности Содержание Предпринимательство как современная форма… объекта. Договор на выполнение научно-исследовательских

СТАТЬЯ НА ТЕМУ:

«ОСНОВЫ УЧЕБНО — ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

педагог дополнительного образования

В последнее время объективно возрос интерес к спецкурсам, ориентирующим обучающихся на овладение определенными видами деятельности. Особенно востребованными становятся курсы, посвященные развитию у школьников исследовательских навыков. Их содержание разрабатывается как учеными, так и педагогами-практиками. Не теряет своей актуальности выражение: «Наука-движитель прогресса». С древнейших времен до наших дней она служит обществу в целом и каждому человеку в отдельности. Важно это понижать и проводить через весь процесс обучения школьников путь к пониманию практической ценности результатов работы миллионов ученых земли. Все, что нас окружает сегодня — плоды умственной работы, воплощенной в материальные ценности через технологии и производственный процесс, прикладные формы научной деятельности человека.

исследовательская деятельность

Обучение в учреждении дополнительного образования — это путь получения базовых знаний, возможность развития продуктивно-деятельностного способа мышления, формирования умений и навыков самостоятельного творческого труда. От элементарного восприятия получаемой информации через систему олимпиад, конкурсов, подготовку докладов и рефератов, научно-практических конференциях различного уровня учащийся постепенно подходит к возможности самостоятельно формулировать и выражать свои мысли, получает навыки ведения дискуссии, защиты собственного мнения, основанного на полученных в ходе обучения знаниях.

Добиться же полного понимания сущности исследования и методически правильного его выполнения можно только при наличии трех обязательных факторов:

Основными образовательными результатами могут быть:, Общие правила для педагогов

при проведении исследовательской деятельности:

Приобщение детей к исследовательской деятельности требует от педагога неординарных усилий.

Известный специалист в области исследовательского обучения Д. Треффингер рекомендует педагогам, занимающимся выработкой у детей исследовательских наклонностей, соблюдать следующие правила:

— совместный выбор темы;

Вывод:

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих воспитанников. Изменяется и психологический климат в коллективе, так как педагогу приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу обучающихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности поискового, творческого характера.