«Проектная деятельность на х географии»

Дипломная работа

Девизом проектной деятельности по географии выбрана древнекитайская мудрость, так как метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся по решению какой – либо задачи:

« Скажи мне – и я забуду,

покажи мне – и я запомню,

дай мне сделать – и я пойму»

Конфуций

География — это академический предмет, который предлагает целостный взгляд на Землю как на планету людей. Он учит, как комбинировать информацию, полученную из множества источников, пользоваться языком международного общения — географической картой. это один из немногих школьных предметов, по которому ученик может самостоятельно получать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения локальных, региональных и даже глобальных проблем современного развития цивилизации.

Школьная география имеет в этом плане огромный потенциал и требует подготовки школьников к самостоятельной познавательной творческой деятельности, формирования у них навыков и умений в проведении исследовательской работы. В настоящее время методика проекта, как никакой другой, отвечает требованиям, предъявляемым к процессу обучения детей. именно методика проекта позволяет организовать обучение через самостоятельное получение знаний в процессе решения учебных задач, способствует развитию творческого мышления и познавательной активности школьников.

Наиболее доступным для решения задач мотивации учащихся к обучению является проектная деятельность, основная функция которой — приобщение учащихся к познанию мира, себя и себя в этом мире.

Государственный стандарт образования определяет в качестве приоритетной задачи в преподавании географии формирование географической компетентности выпускников школы .

Географическая компетентность

Глава

1.1 История возникновения проектов.

31 стр., 15460 слов

Разработка управленческого решения на основе метода мозгового штурма

... проблема методом «мозгового штурма». Цель моего курса - проанализировать теоретические положения и методологические основы применения метода «мозгового штурма» в процессе принятия решений для достижения целей организации. мозговой штурм управленческое решение 1. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ 1.1 Понятие принятия управленческого решения Решение ...

В теории и практике отечественной педагогической науки в последнее время возник интерес к проектному методу как к технологии, направленной на решение важнейших образовательных стратегий. Метод проекта не является принципиально новым в педагогической практике. Он возник в США во второй половине XIX века. Его теоретической основой была «прагматическая педагогика» американского философа-идеалиста Джона Дьюи (1859–1952).

Идеи Д.Дьюи оказали огромное влияние на систему образования XX века. Они получили дальнейшее развитие в трудах его учеников и последователей.

Одним из путей реализации идей Д.Дьюи было обучение по методу проектов. Этот метод использовался и в России в школьном и вузовском обучении в 1920-е годы (например, в педагогической практике С. Т. Шацкого, A.C.Макаренко и др.).

В 1920 – 30-е годы вышло довольно много публикаций, посвященных внедрению метода проектов: Е. Г. Кагаров «Метод проектов в трудовой школе» (1926), «На путях к методу проектов» (1930).

В них подробно освещаются вопросы организации учебного процесса, проблемы и пути их решения.

Для советской школы проектный метод имеет большое значение, потому что в период его зарождения стала формироваться свободная и личностно ориентированная педагогика. Основное внимание уделялось студентам с высокой степенью автономности и преобладанием практической деятельности.

В условиях информационного общества, в котором стремительно устаревают знания о мире, необходимо не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить их приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретёнными знаниями для решения новых познавательных и практических задач. От каждого человека, в настоящее время, требуется высокая мобильность. Каждый выпускник должен быть готов к тому, что в течение жизни ему придется много учиться, изучать новые материалы, новые технологии, новые рабочие технологии, повышать квалификацию и дополнительное образование.

С тех пор и по настоящее время сохранили свою актуальность три признака понятия «проект», а именно: ориентация обучающихся на получение знаний в процессе осуществления проекта; на «действительность», выражающуюся в разработке практической задачи в условиях, близких к реальной жизни; на конкретный продукт, предусматривающий применение знаний различных областей наук для достижения запланированного результата .

Значительный вклад в разработку проектного метода обучения внёс один из основоположников отечественной педагогической науки П.П. Блонский (1884-1941).

Его взгляды заключались в том, что «в народном вузе ребенок должен, прежде всего, не получать теоретические знания, а учиться жить. Следовательно, школа должна быть местом, где живет ребенок, она должна создавать рациональную организацию этой жизни. А без проектной деятельности невозможно создать рациональную организацию школьной жизни ребенка».

Организация проектной деятельности детей и подростков занимала значительное место в педагогической деятельности А.С. Макаренко (1888-1939).

14 стр., 6932 слов

Методы управления проектами

... и т.д. Методы управления проектами позволяют: определить цели проекта и провести его обоснование, его жизнеспособность.; выявить проекта (подцели, задачи, ... проект: масштаб (размер) проекта; сложность проекта; сроки реализации; ограниченность ресурсов; место и условия реализации проекта. Инвестиционный проект. Понятие «инвестиционный проект» употребляется в двух смыслах: как дело, деятельность, ...

Знаменитый педагог связывал проектную деятельность учеников с продуктивной работой, которая, по его мнению, должна быть одним из основных элементов воспитательной работы. Начав с колонии им. М. Горького с простейших видов сельскохозяйственного труда и опытничества в основном для нужд своего коллектива, А.С. Макаренко, затем перешел к организации продуктивного труда учеников в ремесленных мастерских. Высшей формы трудовая деятельность достигла в коммуне им. Ф. Дзержинского, где старшие ученики учились в средней школе и работали на производстве с тяжелым оборудованием, требующим высококвалифицированного труда .

Важным элементом технологии проблемного обучения и, в частности, проектного метода, следует считать систему методов проблемного обучения .

Первичный метод обучения опыту творческой деятельности — исследовательский. Некоторые преподаватели склонны думать, что проблемное обучение — это просто еще одно название исследовательского метода обучения. Это не так. Ученик не может усваивать весь объём знаний только путём открытия. Проблемное обучение включает в себя не только репродуктивную или исследовательскую деятельность, но и весь спектр, от работы до творчества. Это поднимает проблему подготовки студентов к целостному подходу к решению проблем. Названная проблема решается с использованием эвристического или частичного метода поиска и метода представления проблемы в учебном процессе.

  1. уровень — самостоятельная активность характеризуется тем, что проблемную ситуацию создает учитель, а решают проблему учащиеся. Данному уровню присуще выполнение работ репродуктивно-поискового типа, когда ученик сам работает по тексту учебника, применяет прежние знания в новой ситуации, конструирует, решает задачи среднего уровня сложности, доказывает гипотезы с незначительной помощью учителя.

  2. уровень — творческая активность. Для этого уровня характерно выполнение самостоятельной работы, требующей творчества, воображения, логического анализа и догадок, открытия нового способа решения учебной задачи и независимого тестирования. Этот уровень предполагает, что на основе рекомендованных преподавателем материалов студенты сами определяют задачи, намечают пути их решения с последующей самостоятельной реализацией, делают необходимые выводы, обобщения .

1.2 Актуальность проектов.

Актуальность обусловлена ​​лавинообразным ростом информационных потоков в современном обществе и стремительным развитием информационных и коммуникационных технологий, без которых уже немыслим любой вид деятельности. И для того, чтобы адаптироваться в жизни, стать востребованным и компетентным специалистом, ребенку необходимо научиться самостоятельному исследованию и добыванию необходимых знаний и умений, как можно раньше научиться использовать для этого возможности ИКТ.

Современное общество вступило в период кардинальных изменений во всех сферах государственной и общественной жизни. В связи с этим школьное образование призвано обеспечить условия для успешной социализации подростков в процессе обучения, реализации школьниками своих навыков, способностей и интересов. Это предполагает изменения в организации и управлении учебным процессом, обеспечивающие развитие творческой активности школьников. Проблема развития творческой активности личности рассматривается исследователями в целостном педагогическом процессе

11 стр., 5210 слов

Формирование и оценка деятельности команды проекта строительной организации

... чем она выше, тем эффективнее инвестиционная деятельность. Управление инвестиционными проектами в строительстве предусматривает четыре подхода к формированию команды: § Целеполагающий (основанный на целях); § Межличностный; §  ... максимальной эффективности вашей компании необходимо экономически грамотное управление ее деятельностью. Финансовые методы управления затратами - это то, чем должен обладать ...

Наиболее благоприятные условия для реализации проектной деятельности имеет тема географии. В то же время использование проектной деятельности позволяет значительно повысить творческую активность студента. Основное противоречие, выявленное в процессе анализа процедур организации образования в системе общего образования, состоит в том, что, с одной стороны, современные социально-экономические условия жизни требуют от человека нестандартных, творческих жизненно важных решений, а с другой — наблюдается слабая разработанность проблемы развития творческих способностей школьников, с целью подготовки их к самостоятельной жизни.

В

В докладе Международной комиссии по образованию для XXI в., представленном ЮНЕСКО, рассмотрены четыре основополагающих принципа образования: научиться приобретать знания, научиться работать, научиться жить, научиться жить вместе. На реализацию заявленных принципов образования нацелен и метод проектов, так как при использовании метода проектов создаются благоприятные условия для формирования умений, умение делать обоснованный выбор, самостоятельно работать, планировать и корректировать свою деятельность, выбирать и исполнять социальные роли и т. д.

Метод проекта реализует одно из фундаментальных новшеств современного образования: компетентностный подход. Данный подход взаимосвязан с созданием профильной школы, поскольку профильную ориентацию сейчас рассматривают не только как помощь в принятии школьником решения о выборе направления дальнейшего обучения, но и как работу по повышению готовности подростка к социальному, профессиональному и культурному самоопределению.

Использование метода проектов в обучении географии рассматривается в трудах А.И. Алексеева, И.И. Бариновой, Л.Ф. Греханкиной, В.П. Дронова, А.Г.Захарова, Е.А.Кротовой, О.В.Крыловой, А.В.Летягина, А.А. Лобжанидзе, Ю.В. Митрофановой, В.В. Николиной, Н.Н. Петровой, В.Я. Рома.

Анализ исследований по теории и методике преподавания географии показал, что есть исследования, связанные с внедрением дизайнерского метода. В монографии В.В. Николиной раскрываются теоретические особенности проектного обучения в школе на примере географии, иллюстрируются возможности различных курсов географии в реализации проектного обучения, автором предложены разработки проектов, комплекс методических приёмов реализации проектного обучения на уроке и во внеклассной работе по географии. В работе А.Г. Захарова показывает возможности формирования опыта творческой деятельности студентов при изучении начального курса географии с использованием мероприятий проекта.

10 стр., 4816 слов

Положение о курсовом проекте (курсовой работе) кафедры управления ...

... используемые в курсовом проекте (работе), размещают после текста, в котором впервые ... организации деятельности. Содержание практического решения (проекта) должно ... подпункты как правило не имеют названий. Пример: 1 ... реализации проекта с указанием личного вклада автора или результатов эксперимента, если такой проводился. 3.5 Подготовка электронной презентации результатов курсового проекта (работы). ...

Проблемный и гуманистический потенциал географической науки отвечает модернизационным идеям современного географического образования. Схоластическая география всегда обладала заметным эволюционным и идеологическим потенциалом, изучая отношения и возникающие проблемы в системах «человек-природа» на различных территориальных уровнях. Эта проблема нашла отражение в исследованиях А.И. Алексеева, И.И. Бариновой, Н.Ф. Винокуровой, Г.С. Камериловой, Н.Н. Демидовой, Е.А. Кротовой, В.В. Николиной, Н.Н. Петровой, Л.М. Панчешниковой, Г.А. Понуровой, В.П. Максаковского, Д.П. Финарова.

Особое значение в реализации проектного метода имеет курс «География России». Данный курс рекомендован Министерством образования для широкого использования в учебном процессе проектной деятельности. Мы также подчеркиваем высокие образовательные возможности, идеологическую значимость курса, завершающего географическое образование в основной школе, что создает благоприятные условия для личного и профессионального самоопределения учащихся. Кроме того, сложность контента позволяет искать и решать различные проблемы на пересечении ссылок интеграции географии. Немаловажное значение имеет формирование у учащихся 9-х классов базовых знаний и умений.

1.3.Проектный метод как инновационная технология в образовании

Один из способов повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в школе — вовлечение учеников в проектную деятельность. Цели и задачи этого вида деятельности студентов определяются как их личными, так и социальными мотивами. Это говорит о том, что такая деятельность должна быть направлена ​​не только на повышение мотивации подростков в дисциплинарной области определенных дисциплин, не только на развитие их навыков, но и на создание определенного продукта, значимого для других. Проектная деятельность должна быть построена таким образом, чтобы требовались детские навыки, реализовывались личные предпочтения к тому или иному виду деятельности. В данном случае обучающиеся делают первые шаги к профориентации.

А что же такое «проектное обучение», «метод проектов», «учебная проектная деятельность»? Проектное обучение может рассматриваться как дидактическая система, а метод проектов – как компонент системы, как педагогическая технология, которая предусматривает не только интеграцию знаний, но и применение актуализированных знаний, приобретение новых. Для комплексного решения учебных задач используются различные методы, в том числе реализация творческих проектов, цель которых — включить студентов в процесс преобразующей деятельности от разработки идеи до ее воплощения. Проекты могут выполняться индивидуально либо в группах. В групповых проектах отдельные разделы выполняются индивидуально. Но даже в индивидуально разработанных проектах есть элементы командной работы, например, во время мозгового штурма или взаимной оценки исходных идей друг друга. Включение командной работы в каждый проект помогает развить навыки совместной работы и чувство коллективной ответственности. При этом необходимо обеспечить индивидуальный подход к детям, ставя задачи, соответствующие их уровню способностей, постепенно усложняя содержание работы.

9 стр., 4331 слов

Управление проектами курсовая работа на примере предприятия

... проектная и инновационная деятельность в сфере социальной защиты населения (на примере Забайкальского края или др. субъекта РФ) Управление временем проекта. Разработка и планирование проекта. Контроль проекта. Управление стоимостью и финансированием проекта. Управление качеством проекта Информационное обеспечение проекта. Управление ...

1.4. Организационная структура проектной деятельности.

Деятельность проекта очень сложна и разнообразна; В основе каждого творческого процесса можно выделить отдельные фазы. По своей организационной структуре деятельность проекта представляет собой многоэтапную систему взаимозависимых и взаимосвязанных фаз .

В контексте обозначенной темы особо значима точка зрения доктора педагогических наук, профессора В.В. Николиной, которая в своей практико-ориентированной монографии «Проектное обучение в школьной географии: теория и практика» выделяет следующие методические условия реализации проектного обучения:

взаимодействие учителя и учащихся;

реализация проектного цикла;

учебно-методическое сопровождение учащихся в методе проектов;

самостоятельность учащихся.

Целью дидактической и методической поддержки студентов, выполняющих проект, является устранение препятствий, мешающих его правильной реализации. Сущность учебно-методического сопровождения проявляется в предоставлении учащимся адресной (дифференцированной) помощи. Содержание и формы помощи определяются характером трудностей, с которыми сталкиваются студенты при работе над проектом, в общении с друзьями. Вариативность, разнообразие приемов зависит от профессионализма учителя географии, от его искренней заинтересованности в судьбе каждого ученика. Основными направлениями деятельности учителя географии по учебно-методическому сопровождению проектной деятельности учащихся по В.В. Николиной являются:

  • максимальное содействие полноценному интеллектуальному и личностному развитию каждого школьника;

  • создание эмоционального и психологического комфорта в учебных группах, реализующих проекты;

  • консультирование учащихся на каждом этапе проектной деятельности путём организации адресной индивидуальной или групповой помощи;

    10 стр., 4520 слов

    Перспективы развития управления проектами

    ... методология и инструментарий Управления Проектами. Конечно, в России уже пора обратить серьезное внимание на этот вопрос в контексте решения проблемы совершенствования государственного управления и социально-экономического развития страны. В основном, деятельность организаций и ...

  • обеспечение свободного доступа учащихся к необходимой информации;

  • содействие учащимся в достижении результатов проекта;

  • партнёрская позиция учителя в проектной деятельности.

Важным методическим условием при рассмотрении процедурной стороны проектирования является автономная деятельность обучающихся. именно это условие обеспечивает во многом положительный результат использования технологий в образовательном процессе. Как уже отмечалось, проектный метод предполагает высокий уровень самостоятельности учащихся, но в то же время это не мешает учащимся с низким и средним уровнями автономии участвовать в проектной деятельности, особенно при использовании групповой работы. В такой ситуации происходит взаимное обогащение членов группы, и уровень развития сильных становится фактором развития слабых учеников. Презентация и рефлексивный анализ деятельности — это итог работы над проектом, публичность этих видов деятельности даёт возможность всесторонне оценить и проанализировать проект, именно она обеспечивает особую конструкцию урока, организацию деятельности учащихся, направленную на получение «сухого остатка» в виде актуальных выводов.

1.5. Географические особенности метода проектов.

Умение использовать проектный метод является показателем высокой квалификации учителя, его прогрессивной методики преподавания и развития учеников. Однако для того, чтобы современный педагог был грамотным и эффективно использовал методику проектов в учебном процессе, недостаточно понимать суть этой технологии. Как известно, каждая технология специфична, т.е. обладает рядом особенностей, характерных черт.

Проблемностъ

Несмотря на то, что метод проектов является универсальной педагогической технологией, при его использовании в обучении географии выявлены методические особенности (отличительные черты, придающие своеобразие реализации метода проектов в географическом образовании), обусловленные спецификой предмета, которые проявляются на каждом этапе проектирования.

На подготовительном этапе методическими особенностями реализации метода проектов в обучении географии являются: широкий арсенал географических проблем и возможность их выбора, как на основе программного содержания курсов (например, «Проблемы природно-ресурсной основы экономики России», «Проблемы и перспективы развития машиностроительного комплекса России и» т.д.), так и на основе непосредственной связи с жизнью, современностью (так, например, «Как создать новые рабочие места в Ставропольском крае?», «Браконьерство в Тихоокеанской акватории России: проблема требует немедленного решения!», «Русское село вымирает! Как спасти русское село?»);

50 стр., 24816 слов

Дипломная работа обучения персонала

... и степень изученности темы, объекта, темы и методов исследования, цель выпускной квалификационной работы, задачи, практический смысл, структуру выпускной квалификационной работы. В первой главе «Теоретические аспекты обучения персонала на предприятии» рассмотрены подходы ...

подход к результату проектирования , выраженный в определении формы представления полученного результата. Таким продуктом может стать описание природных и социально-экономических объектов, явлений, процессов, авторская тематическая, ментальная карта, модель взаимодействия элементов природно-территориального комплекса, макет какого-либо объекта, коллекций, компьютерная презентация, конкретная деятельность по благоустройству местной среды, выступление, митинг, манифестация, письмо к главе местного органа самоуправления и др.

На исследовательском этапе реализацию метода проектов в обучении географии отличает выбор специфических для географической науки методов исследования, а именно: наблюдения географических объектов, явлений, процессов в реальных условиях; исторический, сравнительный, системный подход; статистический, картографический, аэрокосмические методы; моделирование; геоэкологический мониторинг.

География — один из классических школьных предметов, который играл и продолжает играть важную роль в образовании и воспитании подрастающего поколения. Географическая наука занимается изучением как природных явлений, так и явлений, связанных с человеком и обществом. Она в равной мере — и наука о Земле, и общественная наука. Процесс обучения школьников географии следует рассматривать как процесс формирования определенной системы знаний, умений и навыков, входящих в общую систему естественных и социально-экономических научных знаний. Задача состоит в организации процесса обучения таким образом, чтобы он обеспечивал умственное развитие учащихся, т.е. сделать обучение развивающим.

Учебный проект по географии

  • поиск информации, необходимой для реализации идей проекта,

  • анализ и обобщение собранного материала;

  • выработку гипотез собственных исследований,

  • экспериментальную их проверку,

  • теоретическое обоснование выдвигаемых идей;

  • социально значимую практическую деятельность по результатам проведенных исследований.

Глава II Теоретическое обоснование.

2.1

Организация проектной деятельности требует грамотного, научно обоснованного подхода и решения комплекса задач, связанных с формированием определенной среды, подготовкой кадров, обучением школьников:

4 стр., 1693 слов

«Метод проектов» в работе с дошкольниками

... Проектная деятельность охватывает различные аспекты развития личности дошкольников, начиная с раннего возраста. Организация деятельности детского проекта ... 3. Поиск информации. 4. Продукт работы. 5. Презентация. 6. Портфолио проекта, т.е. проектная папка, в ... деятельностью детей и пробуждение их пытливости). Развивать у ребенка творческую инициативу и самостоятельность в процессе обучения. ...

  • использование метода проектов предполагает кардинальное изменение роли учителя, который теперь должен стать организатором проектной деятельности (в основе проектирования лежит присвоение учащимися новой информации, но этот процесс осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовывать), руководителем проекта (педагогическое сопровождение проекта), консультантом (учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду) ит. п.;

  • обучение школьников умениям и навыкам проектирования (проблематизации, целеполаганию, планированию деятельности, поиску нужной информации, практическому применению знаний, проведению исследования, презентации деятельности и ее результатов, самоанализу и рефлексии и т. д.);

  • необходимым условием для выполнения учащимися проектов является наличие избыточного информационного ресурса, обеспечивающего самостоятельность учащегося в выборе темы проекта и в его выполнении;

  • должны быть созданы условия для оформления результатов проектной деятельности и публичной презентации (предоставление свободного доступа к компьютерной технике и другому оборудованию, стендовому пространству и т. п.);

  • работа над проектом является поводом для организации, социальной практики учащихся, поэтому необходимым условием становится организация образовательной среды, выходящей за рамки образовательного учреждения.

Если преподаватель желает внедрить методику проекта в практику своей работы, следует помнить, что работа в этом направлении должна осуществляться в несколько этапов. А для начала нужно четко сформулировать ответы на основные вопросы, которые непременно возникнут у того, кто решил освоить новую (в его практике) технологию обучения и воспитания.

2.2 Сущность метода проектов

2.3. Требования к проектной деятельности.

Успех обучения во многом зависит от готовности учителя организовать проектную деятельность школьника и управлять процессом проектирования. Обучившись сама, начала применять теоретические знания по технологии проектного обучения во время уроков и во внеурочной деятельности. Успешное педагогическое управление учебной деятельностью школьников дает им возможность самим научиться выявлять проблемы, определять цель и пути ее решения, мотивировать свою работу, распределять и планировать свою деятельность, следовать графику самостоятельной работы.

То есть проект — это «пять П»:

— Проблема

— Проектирование (планирование)

— Поиск информации

— Продукт

— Презентация.

Шестое «П» проекта — его

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт.

Работу над проектом можно разбить на 5 этапов. При этом следует обратить внимание, что принципы построения проектов едины. Поскольку мы говорим о методе проектов в образовательном процессе, хотелось бы отметить, что последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности:

— проблемная ситуация

— проблема, заключенная в ней и осознанная человеком,

— поиск способов разрешения проблемы

— решение проблемы.

2.4. Этапы работы над проектом.

.

п/п

Название этапа работы над проектом

1

2

1

Поисковый

-моделирование идеальной (желаемой) ситуации;

— анализ имеющейся информации;

— определение и анализ проблемы;

— определение потребности в информации;

— сбор и изучение информации;

2

Аналитический

— постановка цели проекта;

— определение задач проекта;

— определение способа разрешения проблемы;

— анализ рисков;

— составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ;

— анализ ресурсов;

— планирование продукта;

— анализ имеющейся информации;

— определение потребностей в информации;

— сбор и изучение информации;

3

Практический

— выполнение плана работ;

— текущий контроль;

4

Презентационный

— предварительная оценка продукта;

— планирование презентации и подготовка презентационных материалов;

— презентация продукта;

5

Контрольный

— анализ результатов выполнения проекта;

— оценка продукта;

— оценка продвижения

Проектную деятельность по географии целесообразно организовать во внеурочное время или в рамках специальной программы (электив) целью которой является создание условий для формирования умений и навыков проектирования, способствующих развитию индивидуальности обучающихся и их творческой самореализации.

2.5. Классификация проектов.

1. По целям и задачам.

а) Практико-ориентированный проект.

Продукт этого проекта определяется заранее и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона. Среди возможных вариантов продуктов данного типа проектов могут быть учебные пособия для кабинета или рекомендации по решению какой-либо актуальной проблемы. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

б) Исследовательский проект

в) Информационный проект

г) Творческий проект

2. По предметно-содержательной области.

а) Монопроекты

б) Межпредметные проекты

3. По продолжительности.

а) Мини-проекты

б) Краткосрочные проекты

Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

2.6. Метод проектов в моей педагогической практике

В своей работе учитываю индивидуальные особенности учащихся, использую коммуникативные методы обучения, провожу различные типы уроков как стандартные, так и нестандартные: урок – соревнование, урок – конкурс, урок – презентация, интегрированные уроки. При разноуровневом обучении применяю различные типы заданий разного уровня сложности, обеспечивая дифференцированный подход к обучению, что позволяет полнее раскрыть творческие и интеллектуальные способности учащихся, активизировать познавательную деятельность. C каждым годом требования к выпускникам школ предъявляются более жесткие, так как возрастает потребность общества в специалистах высокого качества, разносторонних, хорошо ориентирующихся в современном мире, адаптирующихся к этим условиям. Традиционный способ обучения с каждым годом становится все более несостоятельным, неспособным решить стоящие перед школой задачи. Возникает необходимость поиска новых методов, технологий обучения, которые бы позволили подготовить обучающихся на более высоком уровне, сделать конкурентоспособными.

Одним из таких методов является проектный метод обучения. Вот уже на протяжении 5 лет я использую проектный метод обучения на уроках географии. За это время сложилась некая система работы в проекте. Ученики впервые знакомятся с данным методом уже в 5 классе. Конечно, проект, выполненный учеником 5 класса, намного проще и не претендует на звание исследовательского, но уже в 6 классе ребята учатся ставить цель, определять задачи, формулировать основополагающие и проблемные вопросы, гипотезу, отбирать содержание, формулировать выводы. Степень сложности проекта возрастает с каждым годом и в старших классах учащимся несложно сделать проект исследовательского характера, то есть выйти на более высокий уровень.

Я выделяю следующие учебные цели проектной деятельности учащихся:

— предоставляю возможность свободного выбора учащимся тем и задач, соответствующих их интересам и склонностям.

— учу школьника планировать и реализовать работу (в соответствии с его возрастом).

— учу школьника самостоятельно заниматься анализом четко очерченного содержания в соответствии с поставленными задачами.

— самостоятельно искать способы достижения целей, реализовать их и переносить на другие ситуации.

— развивать и испытывать свои возможности и понимать их пределы.

— выявлять имеющиеся напряжения и конфликты и искать пути их решения.

— собирать нужную информацию, систематизировать ее, критически оценивать и использовать.

— учу ведению деловой дискуссии, чтобы уметь высказывать и отстаивать свои требования.

— учу отдельно и в группе целеустремленно участвовать в событиях и решающим образом влиять на них.

Как видно из приведенного списка, проектная работа способствует развитию компетентностей, которые будут востребованы не только в будущей профессиональной деятельности, но и в социальной жизни человека. К их числу относятся:

1. Умение решать проблемы.

2. Умение работать в команде.

3. Умение осуществлять деловую коммуникацию и участвовать в дискуссии.

4. Умение критически относиться к проблемам.

5. Умение работать с информацией.

6. Умение ставить цели и определять задачи.

Всего этого можно достигнуть, если следовать основному принципу проектного метода — предоставлять проектным группам возможность работать как можно больше самостоятельно.

Фактически проектный метод оказался той формой организации занятий, в которой мне стало возможным создать все необходимые условия для инициации у школьников реального процесса мышления, познания. Поэтому в методе проектного обучения я придаю большое значение способам постановки проблемы, как начала всякого самостоятельного процесса мышления.

Следует также отметить, что при этом может существовать как минимум два рода проблем. Одни могут возникнуть на этапе проектирования, т.е. в деятельности по разработке самого проекта, другие — в процессе реализации его замысла.

Моя позиция при реализации проектного метода обучения принципиально иная по сравнению с предметным, информационным подходом. Я становлюсь организатором проектной деятельности учащихся и консультантом. Причем консультантом не в своем предмете, а в способах осуществления самой проектной деятельности, в способах групповой работы, в культуре ведения дискуссии, научного исследования. При таком подходе он сам не знает конечного результата, но способствует самостоятельной выработке его видения учащимися. Я считаю, что метод проектов выделяет ряд отличительных черт этого метода, характеризующихся тем, что участники проекта подхватывают проектную инициативу от кого-либо; договариваются друг с другом, развивают проектную инициативу и доводят ее до сведения всех; организуют себя для достижения намеченных результатов; информируют друг друга о ходе работы; участники проекта вступают в дискуссии и т.д.

Мой опыт показывает, что изучение материала идет более успешно и увлекает, если перед обучаемыми ставятся конкретные и практически значимые задачи, к решению которых привлекаются разнообразные информационные технологии. Сильной мотивационной основой для учащихся является работа над проектами по интересной и актуальной теме, разработка проекта с прикладной и межпредметной направленностью. Дети выполняли не только домашние задания по предмету, но и еще более глубоко изучали интересующие их вопросы. Знания не ограничивались только учебным материалом. После первого краткосрочного проекта, у них возник интерес, кто найдет более интересные факты по изучаемым или еще не изученным темам, зачастую опережая программу. Сначала это были единичные факты, далее заинтересовались все. Многие говорили: «Как много интересного вокруг нас, чего нет в учебнике»

Особое место в организации проектной деятельности занимает работа со старшеклассниками. Учащиеся готовят проекты по разным темам курса географии, например: «Времена года», «Движение Земли», «Природа Австралии», «Зима», «Атлас вымышленного материка», «Племена и народы Африки» и другое. Ребят привлекает многообразие и пестрота картины мира, поэтому они с удовольствием собирают материал о различных регионах и странах, создают свои «картины и визитные карточки», рекламные проспекты по отдельным странам. Реализация проектного метода на уроках требует напряженной работы, нацеливает на применение элементов технологий в обучении, на индивидуальную работу с отдельными учащимися, так как участники проекта играют различные роли, оперируют различной информацией, имеют дело с различными объектами, осваивают различные наборы операций.

Независимые эксперты – группа учеников, которым предлагается оценить:

— раскрытие содержания заявленной темы;

— умение заинтересовать потенциальных туристов;

— качество слайдов;

— оформление наглядных материалов;

— оригинальность вопросов.

В заключение хочу сказать, что любое исследование это очень кропотливый не простой длительный труд. Творческие проекты, исследовательские работы, разработанные учащимися школы, не лежат мертвым грузом, они являются демонстрационным материалом для детей, которые будут готовить новые проекты, но уже с применением новых технологий, которые я включаю в образовательный процесс при изучении географии. Это делается для того, чтобы в дальнейшем дать возможность учащимся участвовать в различных конкурсах-выставках, научно-практических конференциях и, возможно, занимать призовые места.

Любить свой край, знать его богатства, его особенности, его историю — на этих чувствах к родным местам и воспитывается подлинный патриотизм каждого человека. Мой опыт не последний, за ним, я думаю, последует и другие. Каждый педагог должен осознать значимость новых технологий в обучении, как географии, так и других предметов. Вспомним мудрые слова М.В. Ломоносова: « Везде исследуйте всечасно, что есть велико и прекрасно».

Заключительная часть.

За долгие годы своего существования педагогическая наука накопила огромный арсенал научных средств и методов познания окружающей действительности. Перед современным учителем стоит непростая задача выбрать то, что доступно и необходимо детям для развития их познавательной деятельности.

В настоящее время методика проекта, как никакой другой, отвечает требованиям, предъявляемым к процессу обучения детей. именно методика проекта позволяет организовать обучение через самостоятельное получение знаний в процессе решения учебных задач, способствует развитию творческого мышления и познавательной активности школьников. Проектная деятельность, применяемая на уроках географии, учит школьников самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, формирует умения прогнозировать результаты, развивает умения устанавливать причинно-следственные связи. Кроме того, метод проектов — это замечательное дидактическое средство для обучения проектированию — умению находить решения различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека, занимающего активную жизненную позицию. Проектная деятельность способствует формированию учащегося нового типа, владеющего способами целенаправленной интеллектуальной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования.

Проектное обучение своим предметом полагает не столько специальные области знания, сколько метазнание (знание о том, как приобретать знания) и познавательные навыки, которые могут быть успешно перенесены на другие сферы деятельности. Действенность этого метода обусловлена тем, что он позволяет учащимся выбрать деятельность по интересам и через дело, которое соответствует их развивающимся способностям, дает знания и умения и способствует устремлению к новым делам. Разрабатывая и реализуя проекты, учащиеся развивают навыки мышления, поиска информации, анализа, экспериментирования, принятия решений, самостоятельной работы и работы в группах. Мотивация учебной деятельности учащихся это одна из важнейших проблем современности. Предлагаемая деятельность должна быть посильна, задачи выполнимы. Самое важное — результат. Не видя результата, пропадает интерес. Детей с низкой мотивацией и самооценкой необходимо поддерживать на каждом этапе работы, не забывая напоминать о важности и значимости того, чем он занимается. Но очень часто они не имеют возможности продемонстрировать свои знания и умения. А проект дает им такую возможность. Групповая работа и работа в паре, способствуют сплочению школьного коллектива. Совместно проще идти к поставленной цели. Такой способ эффективен, если в классе есть неуверенные в себе или стеснительные дети. Проектная деятельность на уроках географии положительно повлияла на повышение познавательного интереса к предмету.

Литература

  1. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение в учебно-воспитательном процессе школы. // методист. –2004. — № 3. – с. 44 – 48

  2. Ялышева Л.В. Исследовательская деятельность – условие развития творческой личности // Исследовательская работа школьников. – 2003. — № 5.

  3. Развивающее образование. Т. 1: Диалог с В.В.Давыдовым. — М.: АПК и ПРО, 2002. – 254 с.

  4. Естественно – научные проекты. 10 – 11 классы (География. Биология. Химия.) / сост. Демидова М.Ю. – М.: Школьная пресса, 2005. – 80-е («Естествознание в школе. Библиотека журнала» Вып. 3).

  5. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М.,2013.

  6. ВасильевВ.Проектно-исследовательскаятехнология:развитиемотивации// Народное образование 2016. — №9. — с.177-180.

  7. Глушко А.И. Компьютерный класс в школе. // Информатика и образование. -2010.– №4.

  8. ГОСТ № 1897. Федеральный государственный образовательный стандарт. Основное общее образование. — Введ. 2010-12-17. — С. 29-31.

  9. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение. М.: Издательский центр «Академия», 2012. — С. 66-80.

  10. Душина И.В. и др. Методика и технология обучения географии в школе. – М.:АСТ – Астрель, 2012.

  11. Журнал “География в школе”, № 4,5,6,/2014. 5.Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методика психологопедагогического исследования. — М.:Академия, 2005.- С.208.

  12. Максаковский В.П. Научные основы школьной географии. М. Просвещение, 2002. – С.202-208 .

  13. Морозова Н.Г., Кравченко Н.Г., Павлова О.В. Технология 5-11 классы: проектная деятельность учащихся . Волгоград: Учитель, 2011.

Интернет — ресурсы

  1. Сайт программы «Обучение для будущего»

  2. Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников»

  3. http://urla.ru/1000099y

  4. http://urla.ru/1000099x

  5. http://io.nios.ru/index.php?rel=30&point=11&art=966

  6. http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/node19.html