Разработка управленческого решения на основе метода мозгового штурма

Курсовой проект

Процесс разработки управленческих решений — один из важнейших управленческих процессов. Успех всех действий, предпринимаемых менеджером, во многом зависит от обеспечения их эффективности.

Принятие управленческого решения — важнейший этап управленческой деятельности, реализация управленческих отношений и лидерских качеств каждого менеджера. Результатом управленческой и организационной работы является управленческое решение.

Решение представляет собой такой акт органов управления или руководителя, в котором не только поставлена цель, но и сформулирован ряд задач, предусмотрены исполнители, выделены ресурсы (трудовые, материальные, финансовые), закреплена ответственность.

Объектом моей курсовой работы является организация ООО «Tytan»

Предметом исследования являются проблема разработки управленческих решений на основе «мозгового штурма»

В теоритической части я раскрою понятие управленческого решения, этапы, классификацию, методы и определенные требования, которые предъявляют к управленческим решениям

В аналитической части я рассмотрю суть метода мозгового штурма: концепция, история происхождения, виды, этапы реализации, его достоинства и недостатки.

В практической части рассмотрю организацию ООО «Тайтан», у которой возникнет проблема снижения спроса на продукцию за счет увеличения новых конкурентов. Будет решена проблема методом «мозгового штурма».

Цель моего курса — проанализировать теоретические положения и методологические основы применения метода «мозгового штурма» в процессе принятия решений для достижения целей организации. мозговой штурм управленческое решение

1. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ

1.1 Понятие принятия управленческого решения

Решение — это результат умственной деятельности, которая приводит к выводу и необходимым действиям [8].

Управленческое решение (разрабатывается и реализуется для социальных систем) — выбор альтернативы, осуществленный руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации [10].

4 стр., 1630 слов

Коллективные методы принятия управленческих решений

... мозгового штурма" осуществляется по определенной технологии. Сначала ведущий формулирует проблему обсуждения и предлагает участникам подумать над ее решением. Обсуждение проходит, как правило, в форме ... (например, управленческий психолог или HR-менеджер). Желательно, чтобы "мозговой штурм" проводили внешние ... выявляет причины и основания принятия решений. Историк отслеживает динамику обсуждения. ...

Принятие управленческого решения — это процесс выбора разумной альтернативы решению проблемы, который является ключевым моментом в системе управления. Результаты реализации принятых управленческих решений служат более объективной оценкой лидерского искусства. Непосредственными результатами управленческих решений являются изменения, происходящие в процессе совместной деятельности людей, в комплексе экономических и социальных показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятий.

Объектом принятия SD является деятельность компании независимо от ее формы собственности. В частности, техническое развитие, организация основного и вспомогательного производства, маркетинговая деятельность, экономическое и финансовое развитие, организация заработной платы и премирования, соц. развитие, управление, кадровое обеспечение и т.д.

Важнейшие требования к управленческому решению:

  • реализуемость;
  • эффективность, иногда — оптимальность.

Основные признаки управленческого решения:

  • наличие альтернатив;
  • существование цели (иногда формализованной в виде критерия);
  • волевой акт

Волевой акт при разработке и принятии управленческого решения может состоять в ограничении множества альтернатив, используемых целей и критериев, выборе минимального уровня вероятности реализации принятии решения, его оформления, легализации, контроля хода выполнения и т.д.

Управленческие решения имеют ряд специфических особенностей, как правило:

  • их разработка и, тем более, реализация требуют привлечения большого объема финансовых и материальных ресурсов;
  • они оказывают важное воздействие на большие коллективы людей, срок их последействия достаточно высок;
  • каждое из них в значительной мере определяет последующие решения;
  • ответственность за принимаемые решения очень высока.

В качестве основных проблем при разработке управленческих решений можно назвать следующие:

  • давление сроков;
  • быстрая смена условий и возникающих проблем и задач;
  • недостаток квалификации лица принимающего решения, вызванный, с одной стороны, динамичностью ситуации, с другой стороны, карьерный рост менеджера часто опережает рост его квалификации;
  • нехватка информации, ее дороговизна и низкое качество;
  • ненадежность имеющихся методов, их несоответствие возникающим задачам, недостаточный уровень детализации, формализации и возможности адаптации к конкретной ситуации;
  • необходимость сочетания интересов различных групп в рамках одного решения и разногласия между лица принимающего решения;
  • засилье рутины и др.

[3,c.231]

1.2 Этапы принятия управленческих решений

Процесс принятия управленческого решения состоит из трех больших этапов:

  • I. Подготовка;
  • II. Принятие.

III. Реализация. [1]

Рис.1.1.Схема этапов принятия УР

Подготовка управленческого решения (или постановка задач)

1. Выявление и анализ проблемной ситуации. Анализируется исходная информация о состоянии поискового объекта и внешней среды, проводится ее место и роль между смежными объектами и объектами более высокого порядка, проводится идентификация, структурирование и классификация проблем. Следовательно, на этом этапе определяются фундаментальные и кардинальные проблемы, пути их решения и ресурсы для их решения.

6 стр., 2636 слов

Принятие христианства на Руси (3)

... принятие христианства решающим образом способствовало расцвету Киевской Руси и во многом определило дальнейшую траекторию русского исторического пути. Причины принятия христианства Самые первые известия о проникновении христианства на Руси ... были приняты во внимание международная ситуация, отношения церкви с государством, а ... произвела на него благоприятное впечатление. Но Владимир не спешил с решением ...

2. Формирование целей для решения проблемной ситуации. Этот этап вытекает из предыдущего. Составляется перечень целей или дерево целей (т.е. выясняются их приоритеты).

Цели должны иметь конкретные количественные формулировки и характеристики, по которым можно судить о степени их достижения.

3. Сбор необходимой информации. Это один из ключевых этапов. Информация проверяется на необходимость, достоверность, надежность и т.д.

4. Анализ информации. Здесь проводится анализ уже отобранной информации и затем раскладываем ее по степени важности для решаемой проблемы, по динамике использования и т. д.

5. Выявление или выработка полного перечня альтернатив достижения цели. Ключевые слова на этом этапе — «полный список», потому что, если в списке нет лучшего варианта, он не будет выбран. Здесь необходимо учитывать результаты многочисленных исследований, которые показывают, что люди как в экспериментах, так и в реальных ситуациях склонны исключать альтернативы, связанные с риском. Они соглашаются на средние (и хуже средних) альтернативы, только чтобы не возникли ситуации, где хотя бы с малой долей вероятности возможны большие потери.

6. Выбор допустимых альтернатив. Все альтернативы пропускаются через фильтр различных ограничений (ресурсных, юридических, социальных, морально-этических и др.), поэтому их число уменьшится.

7. Предварительный выбор лучшей альтернативы. Детальный анализ приемлемых альтернатив с точки зрения достижения поставленных целей, затрат ресурсов, соблюдения конкретных условий. Возможно выделение группы альтернатив. Конечным результатом на этом этапе является вынесение суждения о предпочтении альтернатив, а затем эти данные предоставляются лицу, принимающему решение по этому вопросу. Другое название этого этапа: экономическое обоснование выбранного решения.

Принятие решения

8. Оценка альтернатив со стороны ЛПР. Предыдущие семь этапов, являющиеся результатом анализа, по сути, являются одним из типов информации, необходимой руководителю для принятия решения. Лицо, принимающее решение, принимает во внимание дополнительные факторы и моменты, которые не были учтены на предыдущих этапах. То есть ЛПР окончательно решает, какой вариант самый наилучший.

9. Экспериментальная проверка альтернатив. Это делается в тех случаях, когда лицо, принимающее решение, затрудняется с окончательным выбором лучших альтернатив, и есть возможности для экспериментального тестирования 2-3 наиболее предпочтительных альтернатив. Как правило, эти проверки проводятся в контексте научно-технической деятельности. Результат этого этапа — в данных апробации (т. е. практической проверки).

10. Выбор единственного решения. Принимая во внимание данные экспериментальной проверки и любую другую дополнительную информацию, лицо, принимающее решение, принимает окончательное решение. Если экспериментальной проверки нет, то 9-10 этапы выпадают.

11. Согласование решения с органами управления и исполнителями.

12. Окончательное оформление и утверждение решения. Решение материализуется в виде проекта, плана, приказа и т. д. и вступает в юридическую силу, когда ЛПР его принимает.

14 стр., 6547 слов

Принятие христианства на Руси (2)

... (1). Тем не менее, несмотря на притеснения христиан, христианство в Киеве продолжало распространяться. ГЛАВА I. ПРЕДПОСЫЛКИ ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА. Славяне в VII и VIII в.в. находились в состоянии ... Вошли в Киев. Ярополк, явившийся к победителю-брату был убит. Усобица завершилась победой Владимира. Если Ярополк, в детстве находившийся под влиянием своей бабушки-христианки, отличался религиозной ...

Реализация решения

13. Организация выполнения решения, т. е. происходит выполнение сроков, этапов и исполнителей принятого решения.

14. Определение работ по выполнению решения. Задания доводятся до исполнителей, которых обеспечивают всем необходимым; выбор рациональных методов работы, подбор и обучение кадров, стимулирование исполнителей к эффективному выполнению решения.

15. Выполнение решения. Осуществляется оперативный контроль за реализацией решения, внесение (если необходимо) корректив, установление обратной связи с ЛПР, анализ результатов реализации решения. Конечным результатом является полное достижение поставленных задач в сроки и в рамках выделенных ресурсов. [4,c. 122]

1.3 Классификация управленческих решений

Необходимость введения различных классификаций управленческих решений обусловлена ​​тем, что для выявленных в результате решений требуются принципиально разные методы, а иногда и принципы анализа. Классификация решений по управлению зданием может быть полезной для менеджера при формировании оригинальных решений.

1. По функциональной направленности: планирующие, организационные, активизирующие, координирующие, контролирующие и информирующие

2. По организации: индивидуальные, коллективные, корпоративные

3. По причинам:

* неожиданные (ситуационные и инициативные)

* плановые (по предписанию, программные, сезонные)

4. По степени повторяемости: традиционные, нетрадиционные, инновационные

5. По масштабам воздействия: общие и частные

6. По времени действия: стратегические (5-10 лет), тактические (1-3 года), оперативные

7. По срокам реализации: долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные

8. По характеру разработки реализации: уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные, осторожные

9. По методам переработки информации: алгоритмические, эвристические

10. По количеству критериев: однокритериальные и многокритериальные

11. По направлению воздействия: внешние и внутренние решения

12. По сфере воздействия: глобальные и локальные.

13. По способу фиксации: письменные и устные.

14. По характеру информации: детерминированные и вероятностные. [1]

Поскольку ресурсы для решения проблем ограничены, следует ранжировать (определять важность, весомость, ранг) проблемы по их актуальности, масштабности, степени риска. Решения должны быть нацелены на реализацию дерева целей, обоснованы, адресны, наделены ресурсами.

1.4 Методы принятия управленческого решения

Методы управленческих решений — это конкретные способы решения проблемы. Под методом принятия решений понимается специфический технологический процесс [5,c.99].

Можно выделить следующие методы принятия управленческих решений:

1) Спонтанный метод базируется на эмоциях самого менеджера.

2) Интуитивный метод принятия управленческих решений базируется на ощущениях и относится к весьма специфическим методам принятия решений. Под интуицией понимается субъективная способность выходить за пределы опыта путем мысленного улавливания или обобщения неизвестных связей и закономерностей в образной форме.

5 стр., 2026 слов

Групповые решения

... мозговой штурм не может заменить другие подходы, и его абсолютизация неуместна. Но в конкретных ситуациях он приносит определенную пользу. [9, с.45-49] метод синектики 1.3 Методы коллективного принятия решений метод Дельфи Морфологический метод ...

3) Метод суждений представляет собой выбор, базирующийся или на накопленных менеджером знаниях или на имеющимся личном опыте.

4) Бинарный метод. В управленческой практике встречаются ситуации, когда менеджеру необходимо принять решение исходя только из двух возможных и диаметрально противоположных альтернатив: по принципу «да/нет», «или/или».

5) Многовариантный (многоальтернативный) метод. Многовариантное решение — это выбор в пользу любой из множества альтернатив посредством установления определенных и конкретных критериев и оценки этих критериев по отношению к каждой из рассматриваемых альтернатив.

6) Обращение к поисковому методу (инновационному решению) означает для менеджера переключение с рационального на творческое мышление, поскольку инновационное решение предполагает отсутствие готовых альтернатив, служащих основой выбора при рациональных методах принятия решений.

7) Чаще всего процедура принятия инновационного решения базируется на использовании метода оптимизации критериев (МОК).

Содержание метода оптимизации критериев сводится к тому, что вначале моделируется искомый, т. е. желательный результат, который складывается на отдельные составляющие, называемые критериями. Дальнейшие управленческие действия состоят как раз из структурирования и моделирования процессов и процедур (т.е. конкретных действий или блоков действий), применение которых привело бы к достижению каждой из выделенных составляющих искомого результата и результата в целом. [2,c.121]

1.5 Требования предъявляемые к управленческим решениям

Процесс принятия решения как последовательность двух взаимосвязанных, но в то же время независимых фаз: разработка решения и его реализация. По отношению к первому следует применять понятие «качество», а ко второму — «эффективность».

Качество управленческого решения — это степень соответствия параметров выбранной альтернативы решения определенной системе характеристик, которая удовлетворяет его разработчиков и потребителей и обеспечивает возможность эффективной реализации.

К числу таких характеристик следует отнести:

  • научную обоснованность;
  • непротиворечивость;
  • своевременность;
  • адаптивность;
  • реальность

Научная обоснованность, Непротиворечивость, Современность, Адаптивность, Реальность

Вывод

1. Решение — это результат умственной деятельности, которая приводит к выводу и необходимым действиям.

Управленческое решение (разрабатывается и реализуется для социальных систем) — выбор альтернативы, осуществленный руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации.

Принятие управленческого решения — это процесс выбора разумной альтернативы решению проблемы, который является ключевым моментом в системе управления.

2. Процесс принятия управленческого решения состоит из трех больших этапов:

1) Подготовка;

2) Принятие;

3) Реализация.

3. Необходимость введения различных классификаций управленческих решений обусловлена ​​тем, что для выявленных в результате решений требуются принципиально разные методы, а иногда и принципы анализа. Классификация решений по управлению зданием может быть полезной для менеджера при формировании оригинальных решений.

6 стр., 2904 слов

Концепция всеобщего качества (TQM) как национальная идея России

... существенными моментами для успешной реализации TQM. 3. При всеобщем руководстве качеством (TQM) концепция качества имеет отношение к достижению всех целей управления. 4. Понятие «польза для общества» ... уровне. Для России начала XXI вв. концепции Всеобщего качества представляют дополнительный интерес в связи с отсутствием идеи, объединяющих страну. 4. Использование научно-технического потенциала ...

  • по функциональной направленности
  • по организации
  • по причинам (неожиданные, плановые)
  • по степени повторяемости
  • по масштабам воздействия
  • по времени действия
  • по срокам реализации
  • по характеру разработки реализации
  • по методам переработки информации
  • по количеству критериев
  • по направлению воздействия

4. Можно выделить следующие методы принятия управленческих решений:

1. Спонтанный метод

2. Интуитивный метод

3. Метод суждений

4. Бинарный метод

5. Многовариантный метод

6. Обращение к поисковому методу

7. Метода оптимизации критериев

5. Качество управленческого решения — это степень соответствия параметров выбранной альтернативы решения определенной системе характеристик, которая удовлетворяет его разработчиков и потребителей и обеспечивает возможность эффективной реализации.

К числу таких характеристик следует отнести:

  • научную обоснованность;
  • непротиворечивость;
  • своевременность;
  • адаптивность;
  • реальность.

2 ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ МЕТОДОМ «МОЗГОВОГО ШТУРМА»

2.1 Определение метода «мозгового штурма»

Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming ) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего количества высказанных идей выбираются наиболее удачные, которые можно использовать на практике. Является методом экспертного оценивания.

«Мозговой штурм» (англ. brainstorming) — один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности. Он позволяет находить решения сложных проблем, применяя специальные правила обсуждения. Широко используется во многих организациях для поиска нетрадиционных решений самых разнообразных задач [6].

2.2 История возникновения «мозгового штурма»

Основоположником метода является американский психолог Алекс Осборн, который первым описал классическую процедуру мозгового штурма в своей книге «Управляемое воображение: принципы и процедуры творческого мышления» 1953 года».

Осборн был совладельцем крупной рекламной фирмы (BBD&O), он разработал метод для развития креативных способностей своих сотрудников. На новаторский принцип в создании рекламы обратили внимание специалисты в области бизнес-образования, и к началу 60-х годов он уже применялся в обучении в американских и европейских бизнес-школах [8].

2.3 Этапы проведения «мозгового штурма»

Этапы «мозгового штурма» делятся на:

1) Постановка проблемы

2) Генерация идей

3) Группировка, отбор и оценка идей [6]

1) Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Выбираются участники шторма, определяется лидер и назначаются другие роли участников в зависимости от поставленной задачи и выбранного метода проведения штурма.

2) Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:

1. Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.

2. Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.

3. Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.

4. Комбинируйте и улучшайте любые идеи.

3) Группировка, отбор и оценка идей. Эту фазу часто упускают из виду, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат сеанса мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а скорее поощряется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько «одинаково» участники понимают критерии отбора и оценки идей [10].

2.4 Виды «мозгового штурма»

Существует множество разновидностей мозгового штурма, большинство из которых можно использовать на деловых встречах для решения профессиональных задач. К ним относятся: обратный, теневой и комбинированный мозговой штурм, мозговой текст, индивидуальный мозговой штурм, мозговой штурм на белой доске, индивидуальный мозговой штурм, визуальный мозговой штурм, японский мозговой штурм. Рассмотрим характеристики перечисленных технологий [9].

1. Обратный мозговой штурм

Его предпочтительно применять при создании нового улучшенного образца, новой услуги или разработки новой идеи, когда решаются две творческие задачи:

  • выявление в существующих изделиях, услугах, идеях максимального числа недостатков;
  • максимальное устранение этих недостатков во вновь разрабатываемом изделии или услуге.

Цель обратного мозгового штурма — составить наиболее полный список недостатков рассматриваемого объекта или идеи, которые подлежат неограниченной критике.

В результате обратного мозгового штурма составляется максимально полный список недостатков, дефектов и потенциальных проблем у рассматриваемого объекта, прогнозируются недостатки и трудности эксплуатации на 10-20 лет вперед, чтобы полученный список недостатков обеспечил наиболее длительную конкурентоспособность объектов.

2. Теневой мозговой штурм

Далеко не каждый человек может заниматься творческой деятельностью в присутствии и при активном вмешательстве посторонних лиц. В связи с этим при проведении мозгового штурма на деловой встрече может оказаться целесообразным, чтобы некоторые генераторы идей обеспечивали условия одновременного присутствия и отсутствия. разрешить эти противоречия можно с помощью теневого мозгового штурма.

Сеанс проводится двумя подгруппами генераторов идей. Один из них — сами генераторы — вызывает идеи вслух, подвергаясь критике. Другая подгруппа, теневая, следит за работой генераторов, но не принимает непосредственного участия в обсуждении. Каждый участник пишет свои собственные идеи в результате обсуждения, проводимого активной подгруппой.

Перечень выдвинутых генераторами идей и списки решений, предложенных всеми участниками теневой подгруппы, передаются после завершения сеанса в группу экспертов, в задачу которых входит не только оценка идей, но и их развитие, комбинирование, т.е. творческий процесс в этой группе переходит в новую фазу.

3. Комбинированный мозговой штурм

Вышеописанные методы прямого (или теневого) и обратного мозгового штурма могут быть совместно использованы в различных комбинациях.

Двойной прямой мозговой штурм заключается в том, что после проведения прямого мозгового штурма делается перерыв в течение 2-3 дней, после чего он повторяется еще раз. Во время перерыва в работу специалистов, присутствующих на деловой встрече, включается мощный аппарат решения творческих задач — подсознание человека, синтезирующее неожиданные фундаментальные идеи.

И наоборот, прямой мозговой штурм обычно используется для прогнозирования развития мозгового штурма. Сначала с помощью обратного мозгового штурма выявляют все недостатки и слабые места, недоработанные или недостаточно проверенные стороны существующего объекта, идеи и выделяют основные из них. Затем проводят обратный мозговой штурм с целью устранения выявленных основных недостатков и разработки проекта принципиально нового решения. Чтобы увеличить время прогноза, этот цикл следует повторить.

4. Брейнрайтинг

Эта техника основана на технике мозгового штурма, но участники группы высказывают свои предложения не вслух, а письменно. Они записывают свои идеи на листках бумаги, а затем обмениваются ими друг с другом. Идея соседа становится стимулом для новой идеи, которая включается в получившийся лист. Группа обмениваются листками с течение 15 минут.

5. Индивидуальный мозговой штурм

Этот метод, по сути, не отличается от метода коллективного мозгового штурма и проводится по тем же правилам. Единственное различие — сеанс проводится одним специалистом. Он сам генерирует идеи, сам записывает их, часто лично оценивает свои идеи. Длительность сеанса не должна превышать 3-10 мин. Все возникшие идеи обязательно фиксируются на бумаге. Автор должен начинать их оценивать не сразу, а через некоторое время, например, через неделю.

Чтобы успешно использовать индивидуальный мозговой штурм, вы должны научиться задавать себе вопросы с возможными альтернативными ответами.

6. Мозговой штурм на доске

В специальном помещении, где проводится деловое совещание, необходимо повесить на стену специальную доску, чтобы сотрудники размещали на ней листки с записями тех творческих идей, которые придут им в голову в течение рабочего дня. Эту доску следует повесить на самом видном месте. В центре ее должна быть написана — большими яркими (разноцветными) буквами — требующая разрешения проблема.

7. Мозговой штурм в стиле «соло»

Эту технологию можно использовать как в команде, так и индивидуально. Если кто-то из специалистов хочет самостоятельно применить методику мозгового штурма, лучше создать специальную картотеку для собственных идей. В картотеку достойны абсолютно все идеи: удачные, не очень удачные или даже совершенно абсурдные или пустые. Затем нужно рассортировать все свои идеи, что-то добавить, улучшить и обобщить, выбрав те мысли, которые будут оптимально способствовать достижению цели, решению проблемы.

8. Визуальный мозговой штурм

Как правило, идеи появляются быстро, одна за другой, а набросок, сделанный в момент зарождения идеи, позволит не только закрепить удачную мысль, но и не потерять ритм в мыслительном процессе.

Основные принципы визуальной мозговой атаки:

  • Скорость и гибкость мышления
  • Отсутствие преждевременной критики
  • Быстрая реакция

9. Мозговой штурм по-японски

Существует также японская (кольцевая) система принятия решений — «кингисё», суть которой состоит в том, что на рассмотрение готовится проект новшества. Выдается на обсуждение людям согласно списку, составленному руководителем группы. Каждый должен рассмотреть предложенное решение и предоставить свои комментарии в письменной форме. После этого проводится совещание. Как правило, приглашаются те специалисты, мнение которых не совсем понятно руководителю. Эксперты выбирают свое решение в соответствии с индивидуальными предпочтениями. И если они не совпадают, то возникает вектор предпочтений, который определяют с помощью одного из следующих принципов:

1. Большинства голосов — выбирается решение, имеющее наибольшее число сторонников;

2. Диктатора — за основу берется мнение одного лица.

Этот принцип характерен для военных организаций, а так же для принятия решений в чрезвычайных обстоятельствах;

3. Принцип Курно используется в том случае, когда коалиций нет, т.е. предлагается число решений, равное числу экспертов;

4. Принцип Пярето используется при принятии решений, когда все эксперты образуют единое целое, одну коалицию;

5. Принцип Эджворта используется в том случае, если группа состоит из нескольких коалиций, каждой из которых невыгодно отменять свое решение. [7]

2.5 Проблема применения метода «мозгового штурма»

Исследование вопросов творчества, инноваций и изменений, проводимые в США, Великобритании и Европе, постоянно говорят, что 80% организаций считают инновации жизненно важными для бизнеса, но только примерно 4% считают, что они знают как это делать.

Многие современные руководители, несомненно, читали про мозговые штурмы или синектику, некоторые даже изучали эти технологии на курсах и семинара, однако практика свидетельствует, что большинство из них, проводя деловые совещание или другие формы делового взаимодействия, практически не используют эти технологии.

Задача руководителя-лидера как раз состоит в том, чтобы управлять не только персоналом, но и оперативным миром, на котором держится бизнес и предпринимательство, осуществлять инвестиции в персонал, позволяя людям раскрывать свои способности так, чтобы они могли работать творчески, развивая, совершенствуя методы и технологии, предотвращая, таким образом, сопротивление переменам и инновациям.

В целях достижения наилучшего результата специалистам по управлению человеческими ресурсами следует применять такие методы коллективного принятия решений как мозговой штурм, синектика. Для этого необходимо в процессе обучения специалистов широко использовать различные тренинги, деловые игры, мозговые штурмы. Однако из рассказов слушателей обучающихся менеджменту, маркетингу и коммуникациям, можно заметить, что такой опыт отсутствует даже в тех случаях, когда специалистов посылают на учебу или на курсы в другие города. Зачастую у прошедшего обучение по возвращении на работу не требуют не только изменений в деятельности, но порой даже не просят отчета. Такой подход к обучению, переподготовке и повышению квалификации негативно влияет на процесс управления персоналом и на организацию в целом.

Успешный креативный тренинг, семинар опираются на механизм изменения картины мира у каждого человека, а импровизационные, творческие технологии и техники обладают способностью трансформировать стойкие убеждения, навязчивые мысли и стили поведения спонтанность, гибкость и оригинальность.

Руководителю, использующему креативные техники для коллективного принятия решений, можно обучаться этому и самостоятельно, используя ряд учебных пособий, книг содержащих рекомендации по проведению процедуры мозгового штурма, различных тренингов и семинаров. Можно многое апробировать при проведении делового совещания, а затем, анализируя результаты и наблюдая за происходящим извлекать уроки, не повторять ошибок и самосовершенствоваться. Именно такой подход к профессиональной жизни способствует успеху, ведет к развитию. [5,c.128]

Вывод

1. Метод мозгового штурма — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего количества высказанных идей выбираются наиболее удачные, которые можно использовать на практике.

2. Основоположником метода является американский психолог Алекс Осборн, который первым описал классическую процедуру мозгового штурма в своей книге «Управляемое воображение: принципы и процедуры творческого мышления» 1953 года».

3. Этапы проведения мозгового штурма:

1) Постановка проблемы

2) Генерация идей

3) Группировка отбор и оценка идей

4. Основные виды мозгового штурма можно выделить:

  • обратный
  • теневой
  • комбинированный
  • брейнрайтинг
  • индивидуальный
  • на доске
  • мозговой штурм в стиле «соло»
  • визуальный
  • по-японски

5. Исследование вопросов творчества, инноваций и изменений, проводимые в США, Великобритании и Европе, постоянно говорят, что 80% организаций считают инновации жизненно важными для бизнеса, но только примерно 4% считают, что они знают как это делать.

Многие современные руководители, несомненно, читали про мозговые штурмы или синектику, некоторые даже изучали эти технологии на курсах и семинара, однако практика свидетельствует, что большинство из них, проводя деловые совещание или другие формы делового взаимодействия, практически не используют эти технологии.

3. РАЗРАБОТКА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ МЕТОДОМ «МОЗГОВОГО ШУТРМА» НА ПРИМЕРЕ СТОРОИТЕЛЬНОЙ КОМПАНИИ

3.1 Описание выбранной строительной компании

Для разработки управленческого решения методом «мозгового штурма» я выбрал строительную компанию ООО «Tytan».

TYTAN INDUSTRY — промышленные герметики для профессионального строительства, промышленного производства окон и дверей, автомобильного сектора.

Силиконовые герметики Tytan Industry были созданы специально для профессиональных строителей, для производителей и специалистов по установке окон и дверей, и рекомендуются для всех типов остекления, строительных и ремонтных работ, включая производство изоляционного стекла.

  • Широкий диапазон профессиональных продуктов для всех типов остекления
  • Исключительная стойкость к атмосферным воздействиям и устойчивость к старению
  • Высочайшее качество подтверждено ISO 11600

3.2 Определение проблемы строительной компании

У компании Tytan снизился рост продаж монтажной пены из-за увеличения конкурентов.

Решение проблемы:

Для решения этой проблемы применим вид мозгового штурма “Брейнрайтинг”

1) Подготовительный этап

Первый этап состоит в подготовке и организации процесса мозгового штурма. Для реализации технологии в процессе делового совещания назначается ведущий, который отвечает за организацию и процедурную часть работы. Его функции:

1)Формулировка цели

2)Подбор участников для последующих этапов работы;

3)Решение организационных вопросов

Участники мозгового штурма делятся на 3 группы:

1) Ведущий

2) «Генераторов» — он стоит из активных творцов, обладающих различными знаниями способных быстро подхватывать чужие идеи и развивать их.

2 юриста

Петров (стаж работы 12 лет)

Сидоров (стаж работы 8 лет)

2 экономиста

Лапин (стаж работы 23 года)

Ромов (стаж работы 2 года)

1 дизайнер

Громов (стаж работы 20 лет)

3) «Критиков»

Критиками были Кадди, Хаус, Браун

Продолжительность “мозгового штурма” составляла 1 час. 5 сотрудников писали на листке бумаги по одной идее и передавали листок по кругу и 3 критика, которые отбрасывают не нужные идеи.

Выдвинутые идеи:

Петров

4.Реклама на интернет сайтах

6.Рассылка по почтовым ящикам

7.Рассылка по sms

9.Реклама в общественном транспорте.

Сидоров

1.Раздача листовок

3.Рисунки рекламы на транспорте

4.Рисунки рекламы на асфальте

5.Расклейка рекламы на столбах

6.Визитные карточки

7.Сотрудничество с другими магазинами.

8.Проведение дней открытых дверей.

9.Скидки

10.Акции

Ромов

1.Накопительные карты

2.Скидочные карты

3.Подарочные карты

4.Устойчивость к низким температурам

5.Устойчивость к повышенной влажности

6.Высокая уплотняющая способность

7.Лёгкая обрабатываемость

8.Простота применения

9.Низкая звукопроницаемость

10.Экологичность,после застывания

Лапин

1.Гипоаллергенность

2.Совместимость с большинством покрасочных покрытий

3.Отсутствие запаха

4.Новые пены-гели

5.Медийная реклама

6.Аудиореклама

7.Радиореклама

8.Демонстрация товара

9.Дегустация товара

10.1+1=3

Громов

1.Две упаковки по одной цене

2.Смена этикетки

3.Яркая вывеска

4.Бесплатная доставка

5.Наличие оф. сайта

6.Закупка эксклюзивного товара

6.Перекрёсная реклама

7.Бегущая строка

8.Наличие собственного магазина

9.Продажа на прямую(только частным комп.)

10.Информируемость о сырье

3) Заключительный этап — подведение итогов мозгового штурма

Проводится систематизация и классификация идей по группам в соответствии с признаками, по которым их можно объединить.

1)Реклама в традиционных СМИ:

  • медийная реклама

2) Интернет-маркетинг :

  • реклама на интернет сайтах
  • наличие оф.сайта

3) Доп. бонусы

  • визитные карточки
  • скидки
  • акции
  • накопительные карты
  • скидочные карты
  • подарочные карты
  • 1+1=3
  • две упаковки по одной цене
  • бесплатная доставка

4) Общественная реклама

  • рассылка по почтовым ящикам
  • рассылка по sms
  • реклама в общественном транспорте.
  • раздача листовок
  • рисунки рекламы на транспорте
  • рисунки рекламы на асфальте
  • расклейка рекламы на столбах
  • перекрёсная реклама
  • бегущая строка

5) Доп. улучшения товара

  • устойчивость к низким температурам
  • устойчивость к повышенной влажности
  • высокая уплотняющая способность
  • лёгкая обрабатываемость
  • простота применения
  • низкая звукопроницаемость
  • экологичность, после застывания
  • гипоаллергенность
  • совместимость с большинством покрасочных покрытий
  • отсутствие запаха
  • новые пены-гели
  • закупка эксклюзивного товара

6) Дни открытых деверей

  • информируемость о сырье
  • демонстрация товара
  • дегустация товара

7) Улучшения магазина

  • сотрудничество с другими магазинами
  • наличие собственного магазина.
  • продажа на прямую(только частным комп.)

8)Другие методы привлечения клиентов

  • смена этикетки
  • яркая вывеска

Дальше были предложены критерии для оценивания:

  • Затраты- ресурсы или деньги, которые предназначены или уже потрачены и приобретение определенных товаров и услуг
  • Время — сколько нужно времени для реализации продукта
  • Простота реализации- насколько просто реализовать идею

1) Первый критик Кадди оценивала каждую идею от 1 до 5 баллов

Рис. 3.1.- таблица оценивания идей критиком Кадди по критерия

Критик

Кадди

Идеи

Затраты

Время

Простота реализации

1

5

3

2

5

2

Аудиореклама

4

3

4

Радиореклама

4

4

4

Медийная реклама

4

2

4

4

4

5

Реклама на интернет сайтах

3

4

5

3

4

5

Наличие оф.сайта

2

2

3

визитные карточки

5

5

4

скидки

3

4

4

акции

3

4

3

накопительные карты

3

4

4

скидочные карты

3

5

4

Яркая вывеска

2

3

4

подарочные карты

3

5

4

1+1=3

3

5

4

две упаковки по одной цене

2

5

4

бесплатная доставка

3

4

4

Рассылка по почтовым ящикам

3

4

3

Рассылка по sms

3

5

4

2

4

4

реклама в общественном транспорте

3

4

4

3

4

4

Раздача листовок

4

4

4

3

4

5

Рисунки рекламы на транспорте

3

4

4

Рисунки рекламы на асфальте

4

4

4

Расклейка рекламы на столбах

5

5

5

Перекрёстная реклама

3

2

2

Бегущая строка

4

5

4

Устойчивость к низким температурам

1

2

1

Устойчив. к повышенной влажности

1

2

1

Высокая уплотняющая способность

2

2

2

Лёгкая обрабатываемость

2

1

1

Простота применения

3

3

3

Низкая звукопроницаемость

2

2

2

Экологичность, после застывания

1

1

1

Гипоаллергенность

1

1

2

Совместимость с большинством покрасочных

2

2

2

Отсутствие запаха

2

2

2

Новые пены-гели

1

2

2

Закупка эксклюзивного товара

1

2

3

Дни открытых деверей

3

3

3

Информируемость о сырье

3

3

4

Демонстрация товара

4

4

4

Дегустация товара

3

4

3

Сотрудничество с другими магазинами

3

2

2

Наличие собственного магазина

1

1

1

Продажа на прямую(только частным комп.)

2

3

3

Смена этикетки

3

2

3

Яркая вывеска

2

3

3

2) Второй критик Хаус оценивал каждую идею от 1 до 5 баллов

Рис. 3.2.- таблица оценивания идей критиком Хаус по критериям

Критик

Хаус

Идеи

Затраты

Время

Простота реализации

2

4

4

2

4

3

Аудиореклама

4

4

3

Радиореклама

3

4

4

Медийная реклама

3

3

3

4

4

5

Реклама на интернет сайтах

3

4

4

3

4

4

Наличие оф.сайта

2

3

2

визитные карточки

5

5

4

скидки

3

4

5

акции

3

4

4

накопительные карты

3

4

5

скидочные карты

3

4

5

Яркая вывеска

2

2

4

подарочные карты

3

4

4

1+1=3

3

4

5

две упаковки по одной цене

2

4

4

бесплатная доставка

3

3

3

Рассылка по почтовым ящикам

3

3

4

Рассылка по sms

3

4

4

2

3

4

реклама в общественном транспорте

3

3

4

3

4

3

Раздача листовок

4

4

5

4

2

1

Рисунки рекламы на транспорте

3

3

4

Рисунки рекламы на асфальте

4

4

5

Расклейка рекламы на столбах

5

5

5

Перекрёстная реклама

3

3

2

Бегущая строка

4

5

5

Устойчивость к низким температурам

1

1

1

Устойчив. к повышенной влажность

2

2

2

Высокая уплотняющая способность

1

2

1

Лёгкая обрабатываемость

1

1

2

Простота применения

2

2

2

Низкая звукопроницаемость

1

2

2

Экологичность, после застывания

1

1

1

Гипоаллергенность

1

1

1

Совместимость с большинством покрасочных

2

2

1

Отсутствие запаха

1

2

1

Новые пены-гели

2

2

3

Закупка эксклюзивного товара

1

1

2

Дни открытых деверей

3

3

4

Информируемость о сырье

3

4

3

Демонстрация товара

3

3

4

Дегустация товара

3

4

3

Сотрудничество с другими магазинами

3

2

3

Наличие собственного магазина

1

1

2

Продажа на прямую(только частным комп.)

2

3

4

Смена этикетки

3

2

4

Яркая вывеска

2

4

4

3) Третий критик Браун оценивала каждую идею от 1 до 5 баллов

Рис. 3.3.- таблица оценивания идей критиком Браун по критерия

Критик

Браун

Идеи

Затраты

Время

Простота реализации

1

4

4

2

4

4

Аудиореклама

4

4

4

Радиореклама

4

3

4

Медийная реклама

4

3

4

4

4

4

Реклама на интернет сайтах

3

4

4

4

4

4

Наличие оф.сайта

2

3

4

визитные карточки

5

4

5

скидки

3

3

4

акции

3

3

4

накопительные карты

3

3

3

скидочные карты

3

4

5

Яркая вывеска

2

2

3

подарочные карты

3

4

5

1+1=3

3

4

4

две упаковки по одной цене

2

3

5

бесплатная доставка

3

3

3

Рассылка по почтовым ящикам

3

4

5

Рассылка по sms

3

4

5

2

3

3

реклама в общественном транспорте

3

4

5