Принятие христианства на Руси (2)

Курсовая работа

Христианство в Древней Руси существовало задолго до того, как ему был придан статус официальной религии, но оно было мало распространено и, конечно, не могло конкурировать с язычеством.

Но, будучи широко распространенным по всей России, несовершенное языческое видение наших предков в то же время воспринимало посторонние религиозные влияния. Если славяне легко примешивали к своим старым суевериям суеверия диких финов и попадали под влияние финских шаманов — «волхвов» и «кудесников», — то тем более должна была влиять христианская вера на тех из славян, которые могли ее узнать. Торговые отношения с Грецией облегчили России познание христианской веры. Варяжские купцы и воины, которые раньше и чаще славяне ходили в Константинополь, до того, как славяне начали там принимать христианство и принесли новое учение на Русь, передав его славянам. Во времена Игоря в Киеве уже существовала христианская церковь Святого Илии, так как, по словам летописца, в Киеве было много христианских варягов. В дружине самого князя Игоря было очень много христиан. Жена князя св. Ольга также была христианкою. Словом, христианская вера стала известна киевлянам еще при первых варягах. Правда, «Святослав был холоден к христианской вере; а при его сыне Владимире в Киеве еще стояли языческие идолы и еще существовали жертвоприношения. Летописец рассказывает, как при Владимире языческая толпа киевлян однажды (983) убила двух варягов-христиан, отца и сына, за отказ отца добровольно отдать своего сына на жертву богам» (1).

Тем не менее, несмотря на притеснения христиан, христианство в Киеве продолжало распространяться.

ГЛАВА I. ПРЕДПОСЫЛКИ ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА.

Славяне в VII и VIII в.в. находились в состоянии все усиливающегося общественного разложения. Образовавшийся между ними в Карпатах военный союз распался на составлявшие его части (племена), племена разложились на роды, даже роды начали дробиться на мелкие дворы или семейные хозяйства. Но под влиянием новых условий между ними начался обратный процесс постепенного взаимного объединения, только связующим элементом в новых социальных конструкциях было уже не чувство родства, а экономический интерес, обусловленный особенностями страны. С одной стороны, южные реки и равнины, с другой стороны, привлекали восточных славян к активной внешней торговле. Эта торговля связала разбросанные уединенные дворы с сельскими торговыми поселениями, кладбищами, а затем с крупными торговыми городами со своими регионами. Новые внешние опасности с начала IX в. вызвали ряд переворотов. Торговые города вооружились, тогда они из главных складочных пунктов торговли превратились в политические центры, а их торговые округа стали их государственными территориями, городовыми областями, некоторые их этих областей сделались варяжскими княжествами, а из соединения тех и других образовалось великое княжество Киевское, древнейшая форма русского государства. Это связь между экономическими и политическими фактами нашей истории: «экономические интересы постоянно трансформировались в социальные связи, из которых рождались политические союзы».(2)

7 стр., 3452 слов

По истории : «Принятие христианства на Руси и его историческое значение»

... По общепринятому мнению, царь Вова ввел крещение в 988 году. во Корсуне (античный Корсунь в настоящее время Полуостров). Цепочка инцидентов, которые непосредственно предшествовали принятию христианства ... принятии Киевской Русью во 988г. христианства прописано огромное число книжек. Установлено, то что в Руси начали образовываться христианские устои. Ко христианству ... верования славян на ... Правитель Киева ...

Итак, первой династией «русских» князей на Руси были Рюриковичи.

До нас дошло очень мало преданий о княжении Рюрика. Это был старший из братьев Рюриковичей и власть его простиралась уже на многие народы: на кривичей, т.е. полочан на юге, на мерю и мурому. Судя по предпринятым Рюриком мерам, можно судить, что именно с него началась важная деятельность русских князей: строительство народов, сосредоточение населения. сохранилась легенда, что после смерти братьев Рюрик покинул Ладогу, пришел в Ильмень, обрушил город на Волхве, назвал его Новгородом и сел здесь царствовать. Это место летописи прямо показывает, что сам Новгород был основан Рюриком; и так как он остался жить и после него здесь же жили посадники княжеские и князья, то из этого легко объясняется, почему Новгород затмил собой старый город, как бы тот ни назывался.(6)

Середина IX века. Убив Аскольда и Дира, Олег поселился в Киеве, сделав его своей столицей, как свидетельствует летописец. Первым делом Олега на Украине было строительство городов-острожек, чтобы утвердить свою власть в новых областях и защитить себя от набегов из степей. Построив города и установив дань среди северных племен, Олег, по преданию, начинает подчинять себе другие славянские племена, жившие к востоку и западу от Днепра. Олег правил государством в то время, когда его преемник Игорь был уже довольно стар. В 903 году Олег выбрал супругу для Игоря, Ольгу. Ее привезли в Киев из Плескова или нынешнего Пскова, —так пишет Нестор. В других исторических книгах сказано, что она из простой варяжской семьи жила в халате, называемом «Выбуш», недалеко от Пскова.(7)

вероятно, что отношения между Константинополем и Киевом не разрывались со времен Аскольда и Дира, а греческие цари и патриархи стремились умножить количество христиан в Киеве и «вывести самого князя из тьмы идолопоклонства». Но Олег, принимая дары от императора и приглашая священников и патриархов, больше верил в меч и довольствовался мирным союзом с греками и терпимостью христианства.

Олег царствовал 33 года, умер в преклонном возрасте, хотя приехал в Новгород с Рюриком.

Игорь в зрелом возрасте принял власть. Торопился доказать, что в руке Олег сабля, унизил древлян и добавил им дань. Но скоро появился сильный враг—печенеги. Они упоминаются в русских, византийских и венгерских летописцах X — XII веков. Игорь вступил в союз с пеценегами, и, по свидетельству Нестора, они не приезжали в Россию пять лет.

Правление Игоря не оставило глубокого следа в летописях, значительных событий до 941 года, когда Нестор описывает, по мнению византийских историков, войну Игоря с греками. Это был один из неудачных походов русского князя.

7 стр., 3062 слов

Юшкова Ольга Юрьевна

... области нормирования труда, решение которых позволяет более полно использовать персонал предприятия; выявить основные факторы, воздействующие на нормирование труда управленческого персонала на промышленных предприятиях; анализ состояния нормирования труда на предприятии; раскрыть основные проблемы нормирования труда ...

Второй поход Игоря на греков окончился более удачно, нежели первый. Правитель, неуверенный в победе и желающий спасти империю от бедствий войны, прислал к Игорю послов. Встретив его в устье Дуная, они предложили ему дань, чтобы Игорь ушел с миром. Игорь согласился на это и вернулся в Киев.

Игорь погиб от руки древлян, недовольных величиной той дани, которую он наложил на них. Так началось время правления княгини Ольги. Древляне должны были ждать мести родных Игоря.

Игорь оставил сына—младенца и жену Ольгу. Воспитателем Святослава был Асмуд, воеводою — Свинельд. Ольга стала ждать, когда сын достигнет совершеннолетия, и отомстила самой древлянам, как того требует закон. Месть Ольги очень подробно описана в летописях Нестора «о местях и хитростях Ольгиных» . Это был важный шаг Ольги для утверждения своей власти и авторитета. Предание гласит, что вскоре после мести древлянам Ольга вместе с сыном и командой пересекла их землю, установив правила и уроки.

Хотя летописец упоминает ордена Ольги только на древлянской земле и в отдаленных районах Новгородской области, однако, как видите, ее хозяйственные путешествия охватили все русские владения, а основанные ею кладбища были видны повсюду. Установив внутренний порядок государства, Ольга вернулась к молодому Святославу в Киев. «Здесь, по сказанию Нестора, оканчиваются дела ее государственного правления, но здесь начинается эпоха славы ее в нашей церковной истории».(7)

По рассказу летописца, в 955 году Ольга отправилась в Константинополь и крестилась там при императорах Константине Порфирогените и Романе и Патриархе Полиевках. При крещении Ольга была наречена именем Елена.

Есть версия, что Ольга еще в Киеве была расположена к христианству. Там она увидела добродетельную жизнь исповедников этой религии, даже вступила с ними в близкие отношения и хотела креститься в Киеве, но не исполнила своего намерения, опасаясь язычников. Вернувшись из Константинополя, Ольга стала уговаривать сына Святослава принять христианство, но он не хотел слышать об этом. «Борьба началась: славянское язычество, принятое и руссами, могло противопоставить мало положительного и поэтому должно было скоро преклониться перед ним, го христианство само по себе без отношения к славянскому язычеству встретило сильное сопротивление в характере Святослава, который не мог принять христианство по своим наклонностям, а не по привязанности к древней религии».(6)

После смерти матери Святослав совершил несколько походов на востоке и юго-востоке, против ослабленного Хазарского каганата, на юге и юго-западе. Святослав в походе на Волгу и на обратном пути с Востока, как гласит летопись, разбил вятичей и обложил их данью. Он пытался создать державу силой оружия на землях придунайских славян (болгар) и основал там свою военную столицу — Переяславец. Территорию, которая со времен Олега была подвластна русским князьям, Святослав передал своим малолетним сыновьям: Ярополку (ему достался киевский престол) и Олегу (ставшему древлянским князем).

В дальний Новгород Святослав отправил еще одного сына, Владимира, бывшего в глазах современников не совсем ровней Ярополку и Олегу (очевидно, что мать Владимира была не варяжского, а славянского рода, и занимала невысокое положение ключницы и считалась не женой, а скорее наложницей князя, т.к. многоженство тогда имело место).

6 стр., 2636 слов

Принятие христианства на Руси (3)

... принятия христианства Самые первые известия о проникновении христианства на Руси относятся еще к первым векам н.э. В IX в. Русь дважды принимала христианство: первый раз при Ольге – 957 г.; второй – при Владимире ... другой закон вступит, то на том свете будет в огне гореть. Таким образом, во Владимир в Киев приехали представители трех религий: ислама, иудаизма и христианства. Принц отверг ислам ...

Владимира, еще ребенка, сопровождал его дядя и наставник Добрыня.

После смерти Святослава (972 г.) между сыновьями вспыхнула междоусобица. Киевский воевода, по существу стал инициатором похода на древлян. Поход завершился победой киевлян, юный Олег погиб в суматохе, образовавшейся после отступления его войск.

Услышав о событиях на древлянской земле, Добрыня и Владимир отправились в Скандинавию, откуда вернулись с наемным войском. Во главе этой армии, снабженной жителями северных городов и деревень, Владимир двинулся на юг, в Киев. Поводом для похода послужили действия Ярополка, приведшие к братоубийству. По дороге воины Владимира покорили Полоцкую землю, а в 978 или 979 г. Вошли в Киев. Ярополк, явившийся к победителю-брату был убит. Усобица завершилась победой Владимира.

Если Ярополк, в детстве находившийся под влиянием своей бабушки-христианки, отличался религиозной терпимостью и даже благосклонно относился к сторонникам «греческой веры», то Владимир во время покорения Киева был набожным язычником. После убийства брата новый князь приехал устроить на одном из городских холмов языческое капище, где в 980 г. Были поставлены истуканы племенных богов: Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога и др.

Так в конце Х в. в Киеве была предпринята попытка оживить традиционное язычество, поддержав его авторитетом государственной власти. Язычество, казалось, переживало расцвет: идолам приносились человеческие жертвы, князь и большое число горожан с одобрением воспринимали эти кровавые ритуальные убийства, которые в предшествующие годы, десятилетия были почти что забыты (по крайней мере в Киеве).

Но эта попытка оказалась неудачной. За ней последовали: разрушение

созданного пантеона и официальная христианизация. Это событие было ускорено ходом политических взаимоотношений между

Русью и Византией в конце 80-х годов X в. Чтобы сразиться с очередным мятежником Вардой Фокой, желавшей сесть на императорский престол и обладавшей большими силами, император Василий II обратился за помощью к князю Владимиру, не скупясь на обещания. Важным условием договора, по которому был послан в распоряжение императора шеститысячный русский отряд, были, по сведениям арабского историка XI века, женитьба «царя руссов» Владимира на сестре Василия Анне и принятие Владимиром и его страной христианства. Это соглашение было заключено зимой 987/88 г. г.

Благодаря русскому вмешательству, мятеж был подавлен и Варда Фока погиб (988).

Но император после победы не исполнил своих обещаний, данных Владимиру. Затем Владимир начал войну с греками, осадил и захватил Корсунь — главный греческий город в Крыму — и настаивал на выполнении договора греками. Он принял христианство и получил в жены царевну (989).

ГЛАВА II. КРЕЩЕНИЕ РУСИ.

В 988 г. Сам Владимир крестился, крестил своих сыновей, бояр, дружину и под страхом наказания заставлял киевлян и всех их подданных креститься.

При крещении Владимир получил христианское имя Василий в честь императора Василия II — Василия Великого.

Смена религиозных культов сопровождалась уничтожением образов некогда почитаемых богов, их публичным осквернением княжескими слугами, строительством церквей на местах, где стояли языческие идолы и храмы. Затем на холме в Киеве, где стоял идол Перуна, была воздвигнута церковь Василия Блаженного, посвященная Василию Великому. Под Новгородом, в Перыне, где находился языческий храм, была построена церковь Рождества Христова. Согласно «Повести о прошлых годах», Владимир начал строить храмы в городах, назначать духовенство, «и люди стали креститься во всех городах и селах».

11 стр., 5260 слов

Принятие христианства на Руси

... В 1988 году прошел тысячелетний юбилей принятия христианства на Руси. Признавая международное значение этого исторического события, ... князь Владимир попытался создать общегосударственный пантеон и государственный культ: "по рассказу летописи, он в 980 г. собрал на одном из холмов Киева ... иллюстративный материал. «Лекции по русской истории» С.Ф.Платонова, «Об истории древней России». Соловьева С. М. - ...

По словам историка Я.Н.Щапова: «Распространение христианства было осуществлено княжеской властью и возникшей церковной организацией силой, при сопротивлении не только священников, но и различных слоев населения».(9) Подтверждение этому можно найти у Татищева В.Н. (8), который исследуя летописные рассказы о крещении, приводит такие факты: митрополит Илларион Киевский признавал, что крещение в Киеве происходило по принуждению: «Никто не сопротивлялся княжескому приказу, угодному Богу, и крестились если не по собственной воле, то из страха перед приказавшими, ибо его религия была связана с властью». В других городах замена традиционного культа новым встретила открытое сопротивление.

Сопротивление введению христианства

Большая часть населения России оказывала активное или пассивное сопротивление новой религии. именно всеобщее неприятие его в условиях даже ограниченной власти народа сорвало планы киевской знати и превратило введение христианства в светский процесс.

В большинстве городов, открыто восставших против христианства, возникла местная светская и бывшая духовная знать. Так, известно о восстании князя Могуты, которое длилось с 988 по 1008 г. Многолетняя борьба Могуты закончилась его пленением, а затем прощением — ссылкой в ​​монастырь.

Повсюду повстанцы разрушали храмы, убивали священников и миссионеров. Восстания в разных регионах были похожи по своему характеру на восстания в Суздале, Киеве, Новгороде, в них сливались антихристианские и антифеодальные мотивы.

Необходимо обратить внимание на два момента. Во-первых, восстания произошли в основном в неславянских странах, где к этим причинам добавилась борьба за независимость. Именно с этого времени

на Руси начали проявляться одновременно три процесса: христианизация, феодализация и колонизация соседних земель. Для второго момента характерно удивительное совпадение дат восстаний со смертью князей или их отсутствием, вызванным феодальными распрями, т.е. периоды относительного безвластия. Но причины восстаний в XI в. уже другие. Их наступление, как правило, связано с ухудшением экономического положения народных масс, периодическим неурожаем и длительным голодом. Между тем центральная власть Киева, не обращая внимания на трудности северо-восточных земель, продолжала вымогать у населения. Ситуация усугублялась внутренними войнами, сопровождавшимися грабежами. В это трудное время глашатаями народного гнева выступили волхвы. По мере усиления христианства они теряли свои права и, в то же время, источники средств к существованию, находили новые занятия, чаще всего исцеляющие. Чтобы уничтожить эту социальную группу — своих идеологических врагов — церковники обвиняли их в «колдовстве», в использовании вредной «земли» и «потворстве своим слабостям» и настраивали против них верующих и государство. Без суда и следствия были уничтожены даже скоморохи, изводившие церковь только юмором, играми и песнями.

Восстание 1024 г. в Суздале происходило во время войны между киевским и тмутараканским князем, в результате которой в городе была ослаблена киевская власть. Во главе его также стояли волхвы. Не спроста волхвы выбрали такое удачное время для восстания. Эта социальная группа также была партией, материально заинтересованной в сохранении древней религии. Отстаивая старину, они боролись и за свои экономические интересы. Но следует обратить внимание на то, что призыв служителей культа первой национальной религии поддержал весь народ. Это говорит о крайне незначительном влиянии православия на горожан. Летопись сообщает: «Услыхав о волхвах, Ярослав пришел в Суздаль; захватив волхвов, одних отправил в изгнание, а других казнил»(4).

8 стр., 3707 слов

Принятие христианства на Руси (4)

... году прошел тысячелетний юбилей принятия христианства на Руси. Признавая международное значение этого исторического события, ... легенде летописи, в Киеве во Владимире появились представители ... церквами – западной (католической) и восточной (православной), имеет специфику при особенностях, обусловленных отличительными чертами генезиса, распространения и утверждения его в качестве господствующей религии на ...

Кровавая расправа над восставшими была рядовым явлением , и летописец не считал нужным говорить о ней.

Восстания 1071г. в Ростовской земле и Новгороде было вызвано теми же причинами. Большинство людей следовали за волхвами, а не за духовенством, защищавшим интересы знати.

Оба восстания имели глубокие социальные причины, носили антифеодальный и антицерковный характер. Несомненно, социальной основой этой борьбы были классовые противоречия, но они повлияли на процесс христианизации, отсрочили его ход, заставили церковь адаптироваться.

Борьба с ортодоксальной идеологией неоднократно принимала форму ересей. Все исследователи, в том числе и церковные, видят причину своего появления в моральном разложении духовенства. Особо выделяется среди них стригольничество. Стригольник (цирюльник) Карп и его соратники предлагали ликвидировать монашество, церковную иерархию, отказаться от треб и таинств, отрицали догмы о воскрешении мертвых, о потустороннем мире. Народная поддержка движения подтвердила его негативное отношение к Русской православной церкви даже через три столетия после принятия христианства.

Первые попытки насаждения христианства на северо-западе Руси встретили сопротивление масс и бояр, сгруппированных вокруг местных князей. Историки церкви считают, что первые христианские церкви появились здесь еще в 988 году. Рогнеда, сначала насильственно завоеванная Владимиром, а потом отвергнутая им же после его брака с Анной, согласилась немедленно принять христианство и была отправлена в специально построенные для нее в г. Изяславле монастырь и церковь. После выбора Владимиром новой жены она якобы воскликнула: «Прошу, уневести меня своему Христу и да приму святой, ангельский, иноческий образ»(5).

В Северо-Западном крае не было ни высшей знати, которая была в Киеве, ни международных отношений, столь развитых, что они создавали условия для проникновения христианства. Местное дворянство все еще не ощущало актуальности классовой религиозной идеологии и обращалось с массами теми же методами. Вместе с тем она, и не без оснований, предполагала, что введение христианства повлечет за собой потерю самостоятельности. Поэтому попытки давления сверху неминуемо вызвали сопротивление не только низов, но и местной знати, чьи интересы не мог не учитывать великокняжеский посланник, если он думал оставаться во главе княжества.

Все старшие князья Владимира в 988— гг. уже находились во главе княжеств, поэтому во время крещения их не было в Киеве Удельные князья, представляя интересы своих земель, не могли уже бездумно и автоматически повторить шаг киевского князя, проигнорировавшего мнение дружинников и знати, настороженно воспринимавших любое мероприятие Киева.

4 стр., 1976 слов

Делопроизводство Древней Руси

... В течение истории оно делилось на несколько этапов. В этом реферате мы рассмотрим эпоху Древней Руси. Цель реферата: проанализировать становление делопроизводства в Древней Руси. ... судов. В период правления Владимира Святославовича в Киеве - столице ... монастыри, так как церковь обладала широкой юридической ... в законодательстве. Расширение практики удостоверения документов печатями не только князей, ...

Владея крупнейшим княжеством Киевской Руси, полоцкий князь Изяслав (988—1001) совершенно не считался с Киевом, вел самостоятельную торговлю с прибалтийскими народами и Германией. После его смерти, причины которой неизвестны, стал княжить Брячеслав. Это произошло вопреки укоренившемуся правилу, по которому Владимир посылал в таких случаях младших сыновей. Брячеслав не только не подчинился Киеву, но и начал борьбу с ним за Новгород и в конце концов захватил его и разрушил (1021г.).

В пользу того, что процесс христианизации не начинался ни при Изяславе, ни при Брячеславе, свидетельствует как полное отсутствие союзнических связей с Киевом и отсутствие каких-либо сведений о строительстве здесь церквей.

Князь Туровский Святополк (988—) имел особые счеты к Владимиру и, видимо, давно мечтал, как и другие князья, отделиться от Киева. В этом уверял, излагая события тех лет, известный деятель церкви Кирилл Туровский. Он специально подчеркивал, что Святополк «задумал восстать против отца», но имела место также и попытка Святополка избрать другую веру. Об этом свидетельствует и то, что он подружился с печенегами, находясь у них заложником (1008), и его брак с дочерью Болеслава (1013), и то, что с женой на Русь прибыл епископ Рейнберн, который хотел вместе со Святополком ввести здесь католицизм.

Владимир, возмущенный позицией Святополка по отношению к христианству, вызвал его в Киев и вместе с женой и духовником посадил в тюрьму, но польский князь Болеслав двинулся на Киев, освободил зятя и оставил в Киеве Святополка и Владимира. Существует мнение, что Святополк был регентом престарелого князя Владимира. Это вполне возможно, иначе непонятны условия его пребывания в Киеве после освобождения. После смерти Владимира, как сообщает летопись, «Святополк сел в Киеве… и созвал киевлян и стал давать им подарки. Они же брали, но сердце их не лежало к нему, потому что братья (дружинники) их были с Борисом»(4).

Во время правления Святополка —с 1015 по 1019г. христианство развивалось на Руси слабо, в летописях так же нет упоминаний о строительстве христианских храмов. Это подтверждается также летописной характеристикой Святополка, где он назван коварным змеем , окаянным, законопреступником, не знающим бога.

В основе событий 1015г. лежат не личные притязания сыновей Святослава, а причины политического и идеологического характера. На Святополка, как на язычника-варвара, были списаны все преступления Ярослава. Такие возможности появились сразу же после поражения Святополка, не нашедшего поддержки у прохристианской киевской знати, и из-за почти полного отсутствия свидетелей убийства Бориса и Глеба. Святополк, не без участия Ярослава превратился в кровожадного убийцу, окаянного противника христианства, не знающего бога. События 1015г. показали, что возврата к прежней вере в Киеве не могло быть. Но тем не менее и после смерти Святополка Турово-Писская земля на приняла Христианства. Ее возглавил Ярополк, сын Изяслава Полоцкого, активного противника киевской политики. Его сыновья и внуки продолжали заложенную в начале века политику сопротивления христианизации.

Полоцкий князь Брячеслав Изяславович не часто упоминается в летописях, но о Всеславе (1044—1101), сыне его, сложены легенды, но критического отношения к Святополку и Всеславу историки не скрывают. Всеслава всегда осуждают за взятие Новгорода (1067), где он разрушил, прежде ограбив, храм Софии, увез принадлежности культа и даже колокола. Скорее всего это был выпад против христианства. Сыновья Ярослава, которые, как и отец, были поборниками новой религии, организовали против Всеслава совместный поход, захватили многие города, перебили население Минска (1067).

23 стр., 11153 слов

Трансформация образа Русской Православной Церкви в советской ...

... церковной политикой государства посвящены работы М.И. Одинцова. Он выделил основные этапы эволюции взаимоотношений государства и Церкви на основе государственных и партийных документов [68]. ... политики государства и преследования верующих. Относительно мало работ по истории Русской Церкви в советский период церковных историков и священников. Наиболее подробным и обстоятельным изложением ...

В битве на Немиге, как отмечается в «Повести временных лет», Всеслав держал «бой жестокий и много людей пало, … одолели Изяслав, Святослав, Всеволод»(4).

Поверив в клятву Ярославовичей (крестоцелование), он пришел к ним на переговоры, где был схвачен и отправлен в киевскую тюрьму. Это можно рассматривать как клятвонарушение, показывающее, что крестоцелование еще не обеспечивало нравственной ответственности. Дальнейшие события разворачивались стремительно: на Русь напали половцы Ярославовичи не смогли организовать оборону Киева. Видя беспомощность князей, народ потребовал всеобщего вооруженного отпора. Однако Изяслав отказался вооружить народ и был свергнут. Восставшие городские низы, возмущенные бездеятельностью князей и христианскими порядками, находят себе предводителя в темнице. Всеслав был объявлен киевским князем. Без сомнения, из темницы на престол был посажен противник правящей партии.

К мероприятиям Всеслава по защите Руси прохристианская организация относилась враждебно, тем не менее формальная христианизация Руси продолжалась и лишь к началу XX века почти все народности нашей страны, придерживавшиеся дохристианских (языческих) верований, были обращены —по крайней мере номинально —в русское православие»(3)

ГЛАВА III. ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ПЕРВЫЕ ВЕКА СВОЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ., Организационная структура церкви.

После придания христианству статуса государственной религии церковь предприняла меры по развитию и укреплению организационных структур.

Церковь на Руси была организована так: во главе ее стоял киевский митрополит, а в крупных городах находились епископы, ведавшие всеми церковными делами большой округи —епархии (на первых парах их было пять, потом их число дошло до пятнадцати).

Хотя принятие христианства из Византии не привело к политическому и даже в полное мере религиозному подчинению ей Руси, но епископы, а затем митрополиты, как правило, до XIII в. были греками, однако они полностью зависели от киевского князя. С обособлением отдельных княжеств каждый князь стремился к тому, чтобы его столица имела своего епископа.

Первые годы церковь и ее епископские кафедры находились полностью на содержании князей. Однако, расширение церковного аппарата заставило искать другие источники. Ими могли быть отчисления от государственных доходов, что создавало предпосылки для слияния государственного и церковного аппаратов.

Русская митрополия делилась на епископии, которые соответствовали структуре светской власти. Вначале XI века образовались епископии в Новгороде, Чернигове, Переяславле. В церковных источниках, русских и польских, неоднократно появлялись намеки на наличие в Полоцке и в Турове епископии, созданных самим Владимиром. «Авторы сборника «Белоруссия и Литва» со ссылкой на польские источники относят образование полоцкой епархии во главе с епископом Миной к 1000 г. Если верить Киевско-Печерскому патерику архимандрида Тризны «Туровский епископии завет блаженного Владимира», то она возникла в 1005г. Первым ее епископом был Фома, в духовном подчинении которого были города Пинск, Новгородок, Городен, Брестье, Волковск, Здитов, Небель, Степан, Дубровицы, Височко, Случеск, Копысь, Ляхов, Городок, Смердынь»[5].

Во второй половине XI века была создана епископия во Владимире-Волынском. Позднее появились смоленская, рязанская, галичская, перемышльская, луцкая, суздальская и другие епископии. Они возникали по мере образования новых княжеств. Епископам принадлежала вся полнота церковной власти в их области —не только право суда над духовенством, но и суда по многим гражданским делам. Епископами могли быть только лица, постриженные в монашество. Если кандидат в епископы происходил из «белого»духовенства и был женат, то его жена должна была уйти в отдаленный монастырь.

Митрополит и епископы владели землями, селами и городами: у них были свои слуги, холопы, изгои и даже свои полки. Князья на содержание церквей давали «десятину»—десятую долю своих даней и оброков.

Одной из сильнейших церковных организаций были монастыри, игравшие вообще очень важную роль в истории средневековых государств. По идее монастырь—добровольное братство людей, отрекшихся от семьи, от обычной жизни и целиком посвятивших себя служению богу. На деле же монастыри были крупными землевладельцами-феодалами. Духовенство и монастыри вели хозяйства по своему, руководствуясь византийскими обычаями и законами, устанавливая такие юридические отношения с земледельцами, какие были приняты в Греции. Монастыри также владели селами, вели оптовую торговлю, ссужали деньги под ростовщические проценты и всегда находились в самой гуще жизни, принимая непосредственное участие в повседневной «суете мирской», и в крупных политических событиях. Игумены монастырей наравне с епископами выступали как дипломаты, судьи, посредники. В монастырях существовало резкое неравенство между бедняками без роду, без племени и выходцами из боярской или купеческой среды.

Высшие церковные власти —епископы и митрополит —могли быть выбраны только из среды монахов, которых в отличии от обычных попов и дьяконов называли черным духовенством. На Руси не было проблемы кадров, потребности удовлетворялись за счет духовенства, мигрировавшего из Моравии, Болгарии, захваченного в Корсуне, и сыновей тех священников, которые начинали пропаганду христианства в середине Х в. Кроме того. Древнерусское государство с первых дней введения христианства начало специально готовить священников при открывающихся церквах и монастырях, используя методы коллективного и индивидуального обучения. «Обеспеченность Руси духовенством подтверждается и летописью, где под 1051 г. имеется запись, что у Ярослава в Берестове «попы многы»(5).

Особую активность по подготовке кадров проявили позже монастыри.

Некоторые центральные монастыри, вроде Киевско-Печерского (основанного в середине XI в.), стали своего рода духовными академиями, куда охотно поступали сыновья крупных вельмож .стремившихся сделать карьеру. В таких монастырях были хорошие библиотеки; здесь велись летописи, сочинялись проповеди, записывались внутренние монастырские события, прославлялись монахи —«подвижники», «отшельники», «молчальники».

Ко времени Ярослава относится окончательной оформление церкви как организации. При нем основывается митрополия в Киеве и при ней соборная церковь святой Софии, которая должна была стать центром новой церковной организации. Эта сторона деятельности Ярослава не укрылась от глаз исследователей. Одни объясняют ее переходом из-под власти болгарской архиепископов под власть константинопольского патриарха и вызванным этим переустройством церковного управления; другие отрицают вообще наличие митрополичьей кафедры в Киевской Руси до назначения Филиппа около 1037г. Как бы то ни было, окончательно как учреждение церковь сложилась только при Ярославе. Не случайно и то, что при нем был созван первый церковный собор в Киеве и сделана попытка установить церковную автокефалию путем избрания собственного митрополита из числа русского духовенства. Не случайно и то, что именно при Ярославе русская церковь получила своих первых святых в лице братьев самого князя, Бориса и Глеба. При нем же была сделана попытка если не канонизации, то по крайней мере беатификации его отца.

Укрепление позиций церкви.

Могущество церкви основывалось прежде всего на ее быстро увеличивающихся материальных средствах. Еще князь Владимир Святославович установил «десятину»—отчисление десятой части княжеских доходов в пользу церкви; этот же порядок поддерживался и другими князьями. Церквам принадлежали крупные недвижимые имущества, многочисленные села, слободы и даже целые города. Киевская Десятинная церковь владела городом Попонным, владимирский успенский собор —городом Гороховцом и т.д.

Опираясь на материальные богатства, церковь приобрела большое влияние на экономическую и политическую жизнь, на быт населения. Она стремилась выступать в качестве гаранта междукняжеских соглашений, закреплявшихся «крестным целованием», вмешивалась в ведение переговоров, причем ее представители нередко выполняли роль послов. Впрочем, князья зачастую не питали никакого уважения к религиозным клятвам и к самим церковным деятелям.

Церковь использовала различные способы для проповеди православного вероучения и утверждения своего авторитета. Не последнюю роль играло в этом отношении возведение храмов, архитектурные формы и внутренняя роспись которых должны были символизировать «земной»и «небесный»миры. С той же целью религиозного воздействия на сознание людей совершались богослужения и обряды—в честь христианских праздников и «святых», по случаю крестин, бракосочетаний и похорон. В церквах служили молебны о выздоровлении, о спасении от стихийных бедствий, о победе над врагами, произносили проповеди и поучения. Церковные службы были своего рода театрализованными представлениями и уже с XI века сопровождались стройным пением. Торжественная обстановка в храме резко контрастировала с тяжестью повседневной жизни и быта народных масс и этим привлекала верующих. При помощи обязательной исповеди церковники проникали во внутренний мир людей, воздействовали на их психику и поступки и в то же время выведывали сведения о всяких замыслах, направленных против церкви, господствующего класса и существующего общественного строя.

Несмотря на то, что христианство в период феодальной раздробленности охватило уже значительную часть населения, даже среди феодальной знати проявлялись открытое пренебрежение новой религией и неуважение к ее служителям. Тем более сопротивлялись христианству в народе.

Церковные руководители активно старались упрочнить позиции церкви. Киевский митрополит Иоанн II (1080—) в своих посланиях и поучениях обрушивался на языческие верования. Не в меньшей степени его беспокоили и отступления в сторону «латинства», грозившее ослаблением византийского влияния на Русь. Митрополит осудил даже выдачу замуж русских княжон за «латинских»правителей. Сильной опорой византийского влияния стал киевский Печерский монастырь. Среди монахов этого монастыря бал знаменитый Нестор, автор «Повести временных лет», живописец Алипий и другие видные представители культуры своего времени. Летописи, составлявшиеся в Печерском монастыре, проводили идею о том, что христианство пришло на Русь из Византии благодаря греческим церковникам. Князь Владимир Святославович изображался теперь уже не как инициатор крещения Руси, равный по заслугам Константину, а как князь-язычник, крестившийся под воздействием греческих миссионеров.

Церковь успешно использовала феодальную раздробленность Древней Руси для укрепления своих позиций вширь и вглубь, сама превратилась в источник распространения христианства среди других народов. Одновременно шел процесс взаимопроникновения отдельных элементов религиозной идеологии и культа, что было результатом широких многосторонних взаимосвязей Киевской Руси. Будучи равноправным членом мировой феодальной системы, чувствуя свои силы, древнерусской государство не вмешивалось в религиозные распри между христианскими центрами и даже после разделения церквей поддерживало контакты со странными распространения католицизма, что трактовалось православным духовенством, как попытки перехода в другую веру.

Исследования ученых в области средневековой истории Запада и Востока раскрывают самые разнообразные связи. Сдерживающими силами в их развитии было папство и русский митрополит, готовые предать проклятию всех, кто не обращал внимание на внутрихристианскую возню. Однако авторитет церкви на Руси был не настолько высок, чтобы ограничить или прервать экономические связи. Поэтому в Новгороде, Киеве, Полоцке, Смоленске, Ладоге, Переяславле Существовали инославные храмы.

Еще одним свидетельством наличия объективных условий для взаимопроникновения религиозных идеологий являются династические союзы и, как их следствие, приглашение русских князей «на стол»в другие государства. Члены княжеских семей, переезжая в другие страны и въезжая на Русь везли с собой священников, принадлежности культа, литературу, строили домашние церкви. Хорошо известен династический брак между Святополком Туровским и польской княжной, привезшей на Русь епископа Рейнберна, которого некоторые историки подозревают в пропаганде католицизма.

Деятельность церковных судов.

При Владимире церковь на себя брала не только духовные обязанности, но также ведала и мирскими делами, тесно соприкасающимися с интересами государства. С одной стороны церкви была дана юрисдикция над всеми христианами, в состав которой входили дела семейные, дела о «нарушении святости и неприкасаемости христианских храмов и символов», также церковь имела право судить за вероотступничество, «оскорбление нравственного чувства». Под попечение церкви было поставлено особое общество, выделившееся из христианской паствы, получившее название богадельных людей. «Оно состояло: 1)из духовенства белого и черного с семействами первого, 2)из мирян, служивших церкви и удовлетворявшим различным ее нуждам, каковы были врачи, повивальные бабки, просвирни… 3) из людей бесприютных и убогих,.. каковы были странники, нищие, слепые, вообще не способные к работе»(2).

В ведомстве церкви находились также монастыри, богадельни, больницы.

В 1019 г. на престол вступает сын Владимира Ярослав Мудрый. К этому времени церковь уже окрепла в новой для нее стране, и Ярослав решает продолжить дело, начатое его отцом, и разрабатывает указ, в котором он сохраняет подсудные церкви дела и, в отличии от его отца не общими чертами, а четко сформулированными тезисами описывает порядок судопроизводства со сложной системой наказаний. Эта система построена на четком различии между грехом и преступлением. «Грех ведает церковь, преступление—государство. Грех —не только нравственное преступление, нарушение божественного закона, но и сама мысль о деянии, которым грешник может причинить вред другому человеку или обществу. Преступление —деяние, которым одно лицо наносит материальный ущерб или нравственную обиду другому лицу»(2).

На этих понятиях и построен церковно-судный порядок Ярослава. Все подсудные церкви дела он разделил на несколько категорий, предусматривавших различную меру наказаний.

Дела чисто духовные, не связанные с нарушением мирских законов разбирались епископским судом без участия княжьего судьи. Сюда относились дела о нарушении церковных заповедей, такие как волхование, чародейство, не считал должным вмешиваться, т.к. считал их внутренними делами церкви. С делами «греховно-преступными»дело обстояло совсем иначе. Дела, в которых нарушение церковной заповеди сочеталось с причинением нравственного или материального вреда другому лицу или с нарушением общественного порядка разбирались княжеским судом с участием церковного. Княжеский суд назначал приговор преступнику, а митрополит получал небольшую денежную сумму на развитие церкви. К такому разряду относились дела об «умычке девиц, об оскорблении словом или делом, о самопроизвольном разводе мужа с женой по воле первого вез вины последней, о нарушении супружеской верности и т.п.»[2].

Обыкновенные противозаконные действия, совершенные как церковными людьми, так и мирянами рассматривались церковным судом, но по княжеским законам и обычаям. Князь оставлял за собой некоторое участие в суде над людьми церковного ведомства. Это участие было выражено в том, что наиболее тяжкие преступления, совершенные церковными людьми разбирались церковным судом при участии княжеского, с которым первый делился пенями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Влияние церкви на различные стороны жизни общества Древней Руси.

Утверждение монотеистической религии способствовало укреплению великокняжеской власти, ликвидации «дофеодальной раздробленности», присущей Руси вплоть до конца Х в., когда в ряде восточнославянских земель существовали собственные князья под эгидой Киева.

Христианство сыграло исключительно крупную роль в идеологическом обосновании власти киевских князей. «С момента крещения на князя «взирает… всемилостивое око благого бога». Князя сажает на престол сам бог»(5).

Утверждение христианства на Руси в качестве государственной религии оказало большое влияние на разные сферы общественной и духовной жизни страны. Ускорилось изживание местных, племенных различий в отдельных областях Руси и формирование древнерусской народности с единым языком, культурой, этническим самосознанием. Ликвидация местных языческих культов также способствовала дальнейшей этнической консолидации, хотя различия в этой сфере продолжали сохраняться и обнаружили себя позже, когда в период феодальной раздробленности, усугубленной татаро-монгольским нашествием, отдельные части Руси обособились друг от друга или попали под власть иноземных завоевателей.

Крещение Руси было важным этапом в развитии ее культуры. Во многих отношениях древнерусская культура обрела принципиально-новые черты и особенности. Подобно тому, как христианизация Руси явилась фактором, заметно ускорившим складывание единой древнерусской народности из восточнославянских племен с их различными культами, христианство способствовало и консолидации древнерусского сознания —как этнического, так и государственного. Заметим также, что христианство, принеся на Русь славянскую письменность, не могла не усилить и сознание единства происхождения славян и славянской общности. Чувство этой общности часто переплеталось с древнерусским этническим самосознанием. Это характеризует многие памятники древнерусской письменности. По этому поводу высказался Нестор Летописец: «Бе один язык словенеск… А словеньскый язык и рускый одно есть»(4).

В то же время в области культуры с принятием христианства связаны и отдельные негативные моменты. Устная словесность, литература Древней Руси дохристианского времени была богатой и разнообразной. И в том, что значительная ее часть утрачена, не попала на пергамент и бумагу, определенная вина церковных кругов, которые, естественно, отрицали языческую культуру и, как могли, боролись с ее проявлениями.

С принятием христианства на Руси возникла и литература. Славянская письменность появилась в Киеве и других русских центрах раньше, но вплоть до конца Х в. широко распространения она не получила. И лишь в XI в., главным образом со времени правления Ярослава Мудрого, возникает древнерусская литература. И здесь роль христианской церкви была велика. Большинство ранних древнерусских писателей происходило из христианской среды, тесно связанной с Византией и Болгарией.

Но самым важным последствием принятия христианства явилось то, что оно послужило мощным стимулом для ознакомления Руси с византийской культурой. Через Византию из глубины веков в Древнюю Русь активнее начало проникать и влияние мировой цивилизации, в том числе наследие античного мира и Ближнего Востока.

Не менее крупные последствия имело крещение и в области просвещения. Тут, конечно, большее значение имело то обстоятельство, что еще лет за сто до крещения Киевской Руси христианство было принято в Болгарии и что греческие миссионеры, боровшиеся там и в Чехии с католическим влияниями, способствовали выработке славянского алфавита и переводу христианских культовых книг на славянский язык. Таким образом. Киевская Русь получила тотчас по крещении письменность на славянском языке. Уже при Владимире была сделана попытка организации школы. Ученики были принудительно избраны из детей «народной чади», т.е. из верхних слоев дворни.

Вся светская литература шла под знаком церковной, поскольку феодальная наука Византии была клерикальной, но все-таки расширяла кругозор, будила мысль, толкала к самостоятельной работе. И действительно, произведения, переведенные с греческого языка, становятся источниками собственной, киевско-новгородской литературы. Это собственную, туземную литературу создают представители самой образованной части населения —духовенства, воспитанного на византийских литературных образцах. Священник княжеского села Берестова Илларион выступает со своим замечательным с точки зрения требований византийской риторики словом «о благодати», заканчивающимся красноречивым и очень хорошо построенным панегириком в честь «блаженного»князя Владимира и его сына Ярослава.

В период, определяемый концом Х и XI веков, когда в Приднестровье складывались феодальные отношения, христианство явилось большой социальной силой, способствовавшей ускорению и углублению этого процесса: оно было проводников в Киевской Руси высокой феодальной культуры Византии и содействовало установлению культурных связей с западноевропейскими государствами.

Крещение оказало огромное влияние на культурную жизнь страны, в частности на развитие техники в Киевской Руси под влиянием греческого христианства. В земледелии оно выразилось в значительном повышении техники огородничества. Этому, несомненно, способствовало повышение потребления овощей, которое стимулировалось и многочисленными постами, установленными христианскими аскетическими учениями, и требованиями монастырского жития. То, что в значительной мере культура многих овощей занесена была из Византии вместе со студийским уставом показывает происхождение названий многих из них.

Еще очевиднее влияние византийского христианства в области строительной техники. С каменной стройкой в Киеве познакомились на примере церквей, которые строились по заказу князей греческими архитекторами. От них узнали технические приемы кладки стен, выведения сводов и купольных покрытий, использования колонн или каменных столбов для их поддержания и т.д. Способ кладки древнейших киевских и новгородских церквей —греческий. Не случайно названия строительных материалов в древнерусском языке все заимствованы от греков. И первые каменные постройки светского характера, вроде каменного терема, вероятно, построены теми же греческими архитекторами, которые строили церкви, и что древнейшая постройка такого типа приписывалась легендой первой христианской княгине—Ольге. Другим образцом светской постройки могут служить «Золотые ворота», воздвигнутые Ярославом, от которых сохранились только развалины, не дающие представления об их былом великолепии.

Такое же влияние оказало принятие христианства на развитие ремесел. Техника резьбы по камню, как показывают орнаментация мраморных капителей Софийского собора с переплетающимися листьями и крестами и гробница Ярослава в стиле древнехристианских саркофагов, заимствована из Византии для церковных целей. Греческая мозаика стала употребляться для украшения церковных зданий и, может быть, дворцов. То же надо сказать и о фресковой живописи. Если в области мозаики и фрески Киевская Русь оставалась долгое время в зависимости от греческих мастеров, то «в некоторых видах художественной промышленности ученики-русские,- отмечает И. Грабарь, — сравнялись со своими учителями-греками, так что трудно отличить перегородчатые работы от византийских образцов». Таковы работы по финифти (эмаль) и скани (филигрань).

Тем не менее русские работы показывают «хорошо усвоенный стиль византийских образцов, а их тематика в большинстве случаев церковная»(4).

Особенно ярко влияние византийского крещения выразилось в художественной области. До нас сохранились поразительные по своей художественной ценности образцы архитектурного искусства Киевской Руси первых времен христианства, навеянные лучшими образцами византийского строительства эпохи его расцвета. Источники, откуда черпались греческими архитекторами (а что именно греческие архитекторы строили первые храмы, об этом мы имеем совершенно точные указания в современной литературе) творческие мотивы их построек в Киеве, Новгороде, Чернигове, служат такие шедевры мирового искусства, как собор св. Софии и так называемая Кахриэ-Джами с ее галереями, залитыми мозаикой, к Константинополе, собор св. Софии в Солуни, собор в Дафни, близ Афин.

Крещение Руси ввело ее тесным образом не только в семью христианских славянских государств, но и в целом в систему христианских стран Европы с их культурными достижениями. Обогатилась русская культура и имеющими глубокие исторические традиции достижениями стран Ближнего Востока и, конечно культурными сокровищами Византии. Русь выиграла от союза с Византией, но вместе с тем Руси и в дальнейшем приходилось оказывать постоянное сопротивление политическим и церковным притязаниям Византийской империи, стремившейся подчинить Русь своему верховенству. Тем не менее Владимир, креститель Руси, чувствовал свою державу полноправной среди других христианских народов мира, «яко же увидеша страны хрестьяньския»(4).

Список использованной литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/vladimir-svyatoslavich-prinyatie-hristianstva/

Платонов С. В. «Лекции по русской истории», С.- Петербург, сенатская типография, 1913.

Ключевский В. О. «Курс русской истории» ч.1, Москва, «Мысль», 1987.

Гордненко Н.С. «крещение Руси», Ленинград, 1984.

«Христианство и Русь», Москва, 1988.

Филист Г. М. «Введение христианства на Руси: предпосылки, обстоятельства, последствия», Минск, «Беларусь», 1988.

Соловьев С. М. Сочинения, кн.1, «Мысль», 1988.

Карамзин Н.М. «Предание веков».

Татищев В. Н. «История Российская», т.2, Москва, 1962.

Щапов Я. Н. «Церковь в древней Руси», политиздат, 1989.