Лидерство и власть: их истоки и роль в организации

Курсовая работа
Содержание скрыть

Тема лидерства и власти всегда была, есть и будет одной из самых горячих тем, занимающих умы более десятка поколений мудрецов: профессионалов и теоретиков. Она была интересна во все времена, не потеряла своей актуальности и в наши дни. Умение объединять людей во имя общей цели, вести также «на край земли», убеждать в реальности светлого будущего — вот основные характеристики настоящего лидера.

Почему я выбрал эту тему? Я считаю, что если бы не такое явление, как лидерство, люди все еще жили бы в каменном веке. Потому что только с помощью организации работы мы смогли добиться всего, что имеем сегодня. Загоните людей в глубокую яму и поставьте перед ними задачу хотя бы столь простую: выбраться из ямы. Они сразу начнут мешать друг другу, и так будет продолжаться до тех пор, пока между ними не появится лидер. Мы сложные создания, каждый со своим разумом, характером, темпераментом, своими принципами, потребностями и желаниями, своим видением этого мира и поэтому нам нужен лидер, который поможет достичь поставленных целей, сможет объединить нас всех, таких разных; именно он будет тем связующим звеном, необходимым нам для общей, творческой деятельности. Лидерство и власть в организации — самая интересная тема для изучения, и я попытался раскрыть это в своей курсовой работе.

Глава 1. Лидерство и власть

В различных сферах жизни люди совершают значительное количество властных поступков — в личной жизни (влияние в семье), в профессиональной сфере (влияние на подчиненных, коллег) и т. п. В организации власть — это ресурс, который воплощается в построении порядка, повышая уровень организации и регулирования жизни по всем параметрам жизни.

Лидерство и власть нельзя разделить, поскольку власть выражает истинное лидерство. Власть означает способность проявлять свободу действий в соответствии с вашими целями и волей.

Доступность (возможность использования) источников власти приводит к увеличению числа действий, обеспечивающих влияние на других людей. Чем более доступны источники (средства) власти, тем чаще субъект стремится влиять на поведение других.

В обществе власть — это способ воздействия, подчинения, принуждения в соответствии с фактическим или предполагаемым балансом сил в обществе, направленный на поддержание существующей ситуации.

10 стр., 4743 слов

Внешняя среда организации и её влияние на эффективность управления

... внешней среды организации; охарактеризовать и обосновать факторы внешней среды и их влияние на работу организации; охарактеризовать влияние внешней среды на эффективность управления организацией. Объект исследования: факторы внешней среды организации. Объект исследования: анализ влияния факторов внешней среды организации ...

Глава 2. Лидерство

2.1 История изучения феномена « лидерство»

Лидерство есть везде, где есть власть и организация. Само слово “лидер” в переводе с английского (“leader”) означает “ведущий”, “руководящий”. В этом смысле, сохранившемся и сегодня, он давно знаком всем народам.

Интерес к лидерству и попытки разобраться в этом сложном и важном социальном явлении восходят к глубокой древности. Так, уже древние историки Геродот, Плутарх и другие основное внимание уделяли политическим лидерам, видя в героях, монархах и полководцах творцов истории. Макиавелли внес значительный вклад в изучение политического лидерства. В его интерпретации политический лидер — это правитель, который собирает и представляет все общество и использует все средства для поддержания общественного порядка и сохранения своего господства. Практические советы Макиавелли правителям, умелое сочетание хитрости и силы, высоко ценились Кромвелем, Наполеоном и многими другими видными политиками. Яркими представителями волюнтаристской теории лидерства, рассматривающей историю как результат творчества выдающихся личностей, явились Томас Карлейль (1795—1881) и Ральф Уолдо Эмерсон (1803—1882).

Первый из них считал большинство населения «несчастным во всех отношениях», неспособным нормально существовать без руководящего влияния вождей. именно в «цветных одеждах» выдающихся личностей проявляется божественное провидение и творчество в истории. Подобные взгляды на политическое лидерство выражал и Эмерсон. “все глубокие прозрения,— писал он, — удел выдающихся индивидов”. Концепцию лидерства, оказавшую заметное влияние на последующую политическую мысль и практику, разработал Фридрих Ницше (1844—1900).

Он попытался обосновать необходимость формирования более высокого биологического типа: человеческого лидера, сверхчеловека. “Цель человечества,— писал Ницше,— лежит в его высших представителях. Человечество должно неустанно трудиться, чтобы родить великих людей: это, и ничто иное, его задача”. Сверхчеловек не ограничен нормами существующей морали, стоит по ту сторону добра и зла. Может быть жестоким по отношению к обычным людям и снисходительным, трезвым, добрым, дружелюбным в отношениях со сверстниками, с суперменами. Его отличают высокие жизненные силы и воля к власти. Это сильная, волевая, развитая и красивая личность, возвышающаяся над человеком так же, как над обезьяной. Идеи Ницше о сверхчеловеке отражали дарвиновскую идею эволюции биологических видов.

Непосредственное воздействие на современные концепции лидерства оказал Габриель Тард (1843—1904), один из основоположников теории социализации. Тард пытался показать, что основной закон общественной жизни — подражание последователям вождя. Большинство населения не способно к самостоятельному социальному творчеству. Единственный источник прогресса в обществе — это открытия предприимчивых и оригинальных личностей.

Марксизм в корне расходится с многовековой традицией считать лидеров двигателем истории. Это ограничивает способность политических лидеров проявлять активность из-за исторической необходимости и классовых интересов.

Не смотря на то, что вопросы лидерства вызывали интерес людей с древних времен, систематичное, целенаправленное и широкое изучение лидерства началось только со времен Ф.Тейлора. Было проведено очень много исследований. Однако до сих пор нет полного согласия относительно того, что такое лидерство и как его следует изучать.

4 стр., 1670 слов

Лидерство и руководство. Сходства и различия

... лидеру и руководителю Руководство и лидерство. Сходства и различия. Очень часто, говоря о лидерстве организаций, люди путают два понятия: лидерство и лидерство. Действительно, на первый ... управлении командой. Стили лидерства и руководства Поведенческие теории послужили основой для классификации стилей или поведения лидерства. При поведенческом подходе к лидерству эффективность определяется не ...

определений лидерства столько же, сколько людей, которые пытались этим

Природу лидерства лучше всего понять, сравнив его с самим менеджментом. Быть менеджером и быть лидером в организации не одно и то же. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений с ними, прежде всего, использует и полагается на должностную основу власти и источники ее питающие. Лидерство как специфичный тип отношений управления основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее, взаимодействие в организации. Этот процесс намного сложнее и требует высокого уровня взаимозависимости его участников. В отличие от собственного управления лидерство предполагают наличие в организации последователей , а не подчиненных. Следовательно, отношения «начальник-подчиненный», присущие традиционному подходу к менеджменту, заменяются отношениями «лидер-подчиненный».

неформального лидерства

2.3 Теоретические аспекты лидерства в организации

Лидерство как содержание теории и научных исследований является результатом исключительно американского творчества. Но, несмотря на достаточную изученность проблемы и сходство в понимании важности лидерства для менеджмента, ряд вопросов по-прежнему остается спорным. Это сложные и важные вопросы, ответы на которые можно получить, только рассмотрев природу лидерства, включая систематические подходы к определению значимых факторов эффективного лидерства.

Проблема лидерства — один из вопросов особой важности для любой человеческой цивилизации. В мире неоднократно одерживались невероятные военные победы, совершались эпохальные открытия, создавались могущественные корпорации и сильные профессиональные объединения, и все это благодаря руководству немногих лиц. Хотя верно то, что не все лидеры становятся менеджерами, трудно представить успешного менеджера, который не был бы хорошим лидером. Такая сложная и разнообразная область человеческого поведения и целенаправленной деятельности, как лидерство, представляет собой особый вызов для каждого, кто хочет понять истоки и ресурсы этого явления и стремится к самому лидерству. Очевидно одно: настоящих лидеров в природе и обществе мало, точнее говоря, мало людей с задатками лидера, а то и меньше тех, кто полностью реализован или востребован.

Вопросы лидерства имеют решающее значение для эффективности организации. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние, или воздействует на других, с другой, лидерство — это процесс преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей.

Разрушение административного стиля руководства предприятиями, развитие новых форм их экономической организации неожиданно остро обнаружили нехватку руководителей с лидерскими качествами, и, прежде всего, полных решимости, целеустремленности и честолюбия, способных к оправданному риску. Отчаявшись найти это на рынке труда, руководители предприятий все чаще приходят к выводу, что необходимо развивать и поддерживать лидерские качества своих сотрудников, способных управлять другими людьми. С ростом туристических компаний обнаружилась еще одна проблема лидерства, а именно конфликт между головным владельцем компании и необходимостью в интересах развития той же компании руководителя. стало ясно, что менеджеров никогда не следует вводить в заблуждение, полагая, что, заняв руководящие должности, они автоматически становятся лидерами.

26 стр., 12846 слов

Менеджмент: Лидерство в организациях торговли и питания,

... вышесказанного ясно, что проблемы руководства и лидерства в организации на данный момент стоят довольно остро, и поэтому большое значение имеет изучение феноменов руководства и лидерства В данной курсовой работе описаны общепринятые теории лидерства, которые составляют теоретическую ...

С точки зрения групповой деятельности функции неформального лидера сводятся к двум основным.

Во-первых, он устанавливает и поддерживает эталоны приемлемого группового поведения, например доброжелательность, ответственность, взаимопонимание, производительность, или негативные формы поведения группы, такие, как агрессивность, обособленность, стяжательство и пр.

Во-вторых, устанавливая нормы, цели, обычаи и традиции, неформальный лидер мотивирует поведение каждого члена группы, заставляя его следовать стандартам группового поведения. Лидер осуществляет мотивацию, выражая свою оценку действий члена группы взглядом, жестом или словом. Большинство членов группы добровольно и не всегда сознательно присоединяются к лидеру, одобряя или осуждая партнера.

Административные приказы, выговоры, разговоры, работа боссов и лекции часто оказывают более слабое влияние на поведение члена группы, чем один жест цензуры со стороны неформального лидера или молчаливое выражение неодобрения со стороны группы.

Эффективность лидерства во многом зависит от вашего стиля. Под стилем лидерства понимается «устойчиво складывающиеся характеристики взаимодействия лидера с коллективом, которые формируются под влиянием как объективных, так и субъективных условий управления, а также индивидуально-психологических особенностей личности лидера».

2.6 Эффективное лидерство

Эффективное лидерство предполагает всесторонний самоанализ. Настоящие лидеры постоянно задают себе вопросы типа: Что у меня хорошо получается? В чем мои сильные стороны? Чего мне как лидеру не хватает? Над чем я еще должен работать, чтобы быть лучше?

лидерство

Сила влияния лидера прямо пропорциональна степени принятия последователем того, что он намеревается сделать. Власть и влияние являются главными в работе лидера.

Существует четыре основных подхода, объясняющих, что делает лидера эффективным: поведенческий, ситуационный, теория черт, теория власти и влияния.

2.7 Характерные черты руководителя, Характерные черты

Помимо характеристик, ученые проанализировали роль физических, социальных и рабочих качеств руководителей. Впрочем, сами по себе они мало что значат. Пригодность того или иного качества или их целиком зависит от ситуации, особенностей организации. Дальнейшие исследования вышли за рамки рассмотрения человеческих характеристик и сосредоточились на динамике отношений между лидером и его «армией».

2.8 Новое в теориях лидерства

К сожалению, на практике не всегда возможно легко и быстро определить и изменить стиль лидерства и его управленческие эффекты, как это предполагают традиционные и ситуативные концепции. Поэтому появляется потребность в новых подходах к теории лидерства. В них ученые пытаются рассмотреть деятельность лидера, сосредоточив внимание как на его личных качествах, так и на его поведении одновременно, что первые исследователи ситуационного и традиционного подходов не смогли совместить в своих теориях.

12 стр., 5936 слов

Власть и лидерство

... данной курсовой работы является изучение таких вопросов, как концепция власти и лидерства в социальной организации. В данной работе определены следующие задачи: раскрыть сущность власти и определить источники власти; рассмотреть основные формы власти; раскрыть понятие лидерства и ...

До недавнего времени нам постоянно говорили: «Делай как надо, без художественной самодеятельности». От людей требовали не просто послушания, а чуть ли неподчинения. Во всем сквозил строгий контроль и регламентация. Никаких нововведений без разрешения вышестоящих на то лиц. Всякая инициатива отвергалась. Детей воспитывали, прежде всего, как «послушников», а не как ярких личностей, способных привнести в этот мир что-то кардинально новое, свое . Например, на уроках литературы в школе, зачастую нас не просили высказывать свое мнение в сочинении, а требовалось лишь перефразировать известных и «разрешенных» критиков, отразить их мысли в своей тетради, после чего уже гарантировалось, что оценка твоего сочинения будет положительной. Нас не учили размышлять, докапываться до сути. Что тебе скажут, то и делай. У этого, конечно, были и свои плюсы, например, никакой ответственности, вся она ляжет на плечи вышестоящих лиц. Но больше минусов. И самое главное, человек перестает быть личностью, перестает быть человеком со своими идеалами и принципами, не прописанными. У него нет цели, куда направят — туда и пойдет, что скажут — то и сделает. И это было с давних времен, вспоминают русские товарищи, которые ходили «туда — не зная куда», принесли «то — не зная что». Да это еще одна проблема русского народа! Мы очень мало знаем о своих правах, создается впечатление, что у нас есть только обязанности.

Теперь «беда пришла, откуда не звонили», все повторяют: «Все в наших руках» или «Зачем тебе голова? Выбор за тобой!». Вспомнил! Спустя много лет! Оказывается, надо уметь выбирать! Как быстро меняются предложения, но, в конце концов, невозможно так быстро изменить образ мышления. Нельзя забыть и отбросить как ненужный элемент все то, что вбивалось в нас силой в течение долгих лет. Только время может исправить это: придут новые люди, выросшие в другой среде, с другими принципами и идеалами.

Сегодня во многих компаниях все еще есть представители «старой школы», большую часть времени придерживающиеся автократического стиля руководства. Приходят и молодые специалисты с более прогрессивными и гибкими подходами к управлению. Лидерство в России, на мой взгляд, сейчас переживает трудный момент. Старые подходы устарели, новые еще не выработаны до конца.

Лидерство тесно связано с людьми, их интересами, традициями, менталитетом. Человек постоянно меняется в лучшую или в худшую сторону вместе со своим окружением, ситуацией. Соответственно меняются и принципы и ценности этих людей. Следовательно, необходимо менять и стиль руководства этими людьми. Вот почему ученые многих стран уже много лет пытаются найти все новые и новые подходы к теории лидерства. Сейчас Россия переживает один из самых сложных периодов, период перестройки по-новому, перестройки ценностей, целей, желаний, устремлений. У людей в нашей стране появились новые стимулы — все это накладывает свой отпечаток на теорию лидерства.

Глава 3. Власть

3.1 Феномен власти

Рассмотрим некоторые подходы к объяснению феномена власти:

Биологический подход

  • Антропологический подход
  • Психологический подход
  • Философский подход

-власть — категория общественная, это волевое отношение между людьми; — истоки власти лежат в условиях материальной жизни общества, в системе его экономических отношений;

9 стр., 4242 слов

Лидерство и власть

... используют по-разному разные источники власти в зависимости от ситуации [3; с.409]. 1.2 Традиционные концепции лидерства Вопросы лидерства вызывали интерес людей с древних времен. Однако систематическое, целенаправленное и широкое изучение лидерства ...

  • сущность власти
  • Социологический подход

В рамках этого подхода выделяются следующие направления исследований:

бихевиористское

телеологическое

инструменталистское

функционалистское

конфликтологическое

3.2 Классификация носителей власти

1.Бюрократия

Но все прекрасно понимают, что без аппарата — бюрократического народа — жить в обществе невозможно. Выделяют подвиды бюрократии:

формализм

  • волокита
  • казенщина
  • волюнтаризм, мздоимство, лихоимство, коррупция.

Наукократия

Природа дала ему преимущество — понять суть законов окружающего мира.

3.Плутократия

4. Партократия

5. Райтократия

6. Технократия

Влияние технократов присутствует во всех сферах политической и общественной жизни. Влияние технократов и технократов на политические процессы, происходящие в обществе, следует рассматривать попарно, поскольку технократы часто реализуют то, над чем работают технократы.

7.Демократия

8. Автократия

3.3 Классификация источников власти

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/na-temu-vlast-liderstvo-vliyanie-vlast/

Власть вознаграждения., Власть принуждения, Нормативная власть, Власть знатока, Информационная власть, Экспертная власть, Власть эталона

3.4 Принципы эффективности власти

Принцип сохранения. Требуется, чтобы политик и правитель относились к власти как к единственной истинной ценности, за которую нужно бороться до конца. Все остальные ценности (в том числе обеспеченность, богатство и жизнь) — лишь производные от власти и с ее потерей теряются безвозвратно.

Принцип своевременности, Принцип поддержки, Принцип скрытности., Принцип понимания.

Власть, требующая жертв и усилий во имя неопределенного результата, сможет заставить себя признать себя только в том случае, если будет присутствовать всегда и везде.

Принцип действенности.

Власть становится бессильной, когда порядок поддерживается, но не действует. Власть должна быть решительной, дееспособной, иначе она перестает быть властью. С. Н. Паркинсон отмечает, что люди никогда не восстают против тирании, но всегда — против власти слабеющей и колеблющейся.

Принцип адекватности, Принцип легитимности.

3.5 Мотивация власти

Мотивация власти — это совокупность стремлений человека получить влияние на индивидуумы или группы людей с помощью средств власти (таких, например, как принуждение и привилегии, позитивное/негативное подкрепление в форме одобрения/наказания).

В случае возникновения расхождения между притязаниями на руководство и реальными возможностями власти возникает мотивационное напряжение и человек стремится увеличить уровень контроля и влияния на других. Борьба за высокое положение в административной иерархии представляет собой пример таких действий. Человек стремится к власти, поскольку власть приносит удовольствие, становится источником наслаждения, предоставляет возможность достигать своих целей. Достаточно распространенным является убеждение, что нет границ удовлетворения мотива власти, что власть, как и любое другое влечение, никогда не оказывается насыщенной. Реализация власти подчиняется тем же законам, что и наркомания. Увеличение власти никогда не дает субъекту полного удовольствия, а наоборот, вызывает еще большее стремление контролировать других и влиять на них. Чем больше власть, тем сильнее стремление к ее расширению.

19 стр., 9453 слов

Цели и принципы менеджмента

... это и является одним из приоритетов в управлении (менеджменте). Цели данной курсовой работы: 1. рассмотрение целей менеджмента, специфики принципов менеджмента и раскрытие их влияния на процесс управления производством ... трактуется по – разному. Например, в одном из основных зарубежных учебников по менеджменту под «миссией» понимается основная общая цель (генеральная цель), смысл сущест­вования и ...

Мотивация власти

Один из самых интересных феноменов — явление так называемой эрозии власти, заключающееся в том, что со временем субъекты власти (руководители) принимают все менее рациональные решения. Наибольшая опасность угрожает занимающим наивысшие должности. Это связано с тем, что в процессе реализации руководящих функций контроль над другими людьми приносит человеку все большее удовольствие. Общественная польза заменяется личным удовольствием. Субъекты власти становятся все более эгоцентрическими. Проблема сохранения и расширения зоны контроля становится для них важнейшей. Они расширяют сеть контролирующих или репрессивных средств. Желая оправдать свои шаги, могут создавать мифы о врагах.

Социоцентрическая мотивация власти, Субъекты власти

Новые условия часто требуют новых форм управления, тогда как руководители сохраняют старые формы и стратегии управления. Наступает рутинизация власти, которая предопределяет бюрократизацию аппарата власти.

Глава 4. Исследование лидерства в фирме ООО «МИРОР»

Общество с ограниченной ответственностью «МИРОР» располагается по адресу г. Ульяновск, ул. Кирова, 59. Основная деятельность компании заключается в продаже запасных частей и автомобилей. Деятельность компании прежде всего ориентирована на потребителя. Владелец и основатель фирмы — Незванов О.В. За время своего существования ООО «МИРОР» из маленькой фирмы превратилось в крупное предприятие с числом сотрудников 120 человек. Приоритетные задачи компании ООО «Мирор»: дальнейшее развитие компании; расширение территории продаж; модернизация авторемонтного оборудования; реализации новых возможностей для покупателей.

ООО «МИРОР» — это компания молодых перспективных людей, ориентированных на профессиональный рост и карьеру в рамках своей компании. Стремление сотрудников к карьерному росту и к более точной профессиональной самоидентификации в ООО «МИРОР» приветствуется. В компании любой сотрудник может, направить резюме в отдел по работе с персоналом и заявить о желании расти по служебной лестнице или о желании попробовать себя в другом качестве. В компании планомерно проводятся встречи, беседы с персоналом для получения обратной связи.

На данный момент в компании ООО «МИРОР» работает порядка 120 человек. Профессионально-квалификационный состав персонала составляют: непосредственно генеральный директор ООО «МИРОР», 1-ый заместитель директора, начальники отделов, финансисты, маркетологи, логисты, юристы, секретари, продавцы-консультанты. Успешность данной компании в первую очередь зависит от руководства. Здесь лидеры — это люди, у кого загораются глаза от новой идеи, кто хочет «расти над собой», кому все новое интересно. Они самостоятельны, независимы, видят дальше и умеют влиять на поведение других.

Для выявления лидерства в компании ООО «МИЛОР» были проведены определенные тесты. Что позволило выявить лидеров компании, успех и недочеты руководства.

8 стр., 3628 слов

Исполнительная власть и государственное управление

... «Менеджмент, государственное управление, исполнительная власть». Цель работы раскрыть тему контрольной работы. Задачи контрольной работы предопределяются целью и состоят в том чтобы: дать понятие управления; рассмотреть социальное управление и его виды; изложить государственное управление. ...

В ООО «МИРОР» проводятся регулярные совещания по каждому отделу в целях улучшения эффективности и производительности труда, качества, количества производимой продукции. Обсуждают с начальниками отделов новые изменения, стандарты, требования и т.д., выслушивает их мнения, предложения, после чего принимает решения.

Эти решения повышают качество, количество оказываемых услуг и повышает стимул, мотивацию работников, улучшает атмосферу на предприятии.

Заключение

лидерство

Люди — это ключевой вопрос менеджмента, и ответственные лидеры знают, что именно они создают или разрушают организации. Часто игнорирование этого факта приводит к решениям, которые имеют смысл только на бумаге, но не подходят для организации и людям, которые должны выполнить все это.

Чем больше власти и ответственности у руководителя, тем меньше он может сделать самостоятельно, тем больше ему надо полагаться на других. Приоритетной задачей является создание среды, в которой люди будут чувствовать себя мотивированными на трудную, но интересную работу. Он должен установить высокие стандарты для собственной деятельности, и подчиненные согласятся, чтобы к их работе предъявлялись те же требования. Все это позволит создавать рабочее сообщество, в котором ценятся уважение, взаимное доверие и взаимопомощь. Определяя роль лидерства на современном этапе можно с уверенностью сказать, что, если не будет лидерства, мы никогда не достигнем максимума производительности, целостного результата и гармонии в отношениях сотрудников. Это основной инструмент управления предприятием, которым необходимо обладать, развивать и уметь использовать на практике. Лидерство — это новая модель управления, способная обеспечить выживание компании в условиях изменений.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/na-temu-vlast-liderstvo-vliyanie-vlast/

Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: уч. пособие под ред. О.С. Виханского: 3-е издание. М.: «МГУ» 1999г. с.404-413

Русалинова А.А. Трудовой коллектив как объект и субъект управления — Л.2005-с.101

М.Мескон М.Альберт Ф. Хедоури: общ. ред. ДЭН Евенко.

Основы менеджмента. Академия народного хозяйства при

правительстве Р.Ф. М.: 2007 г.

Молл Е.Г. Менеджмент: организация поведения. М.: Финансы и статистика2003г.

Дафт Р. Менеджмент. Санкт-Петербург: Питер — 2007

Русинов, Никулин, Фаткин. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений. — М.: ИНФРА-М, 2005

Бендас Т.В. Гендерные исследования лидерства// Вопросы психологии//№1-2008.120-123с.

Виханский О.С. Менеджмент.изд.-М.:Экономистъ,2005.-670с.

Виханский О.С, Наумов А.И. Менеджмент. 3-е изд.-Экономист,2004.