Современный политический лидер — каким он должен быть?

Сочинение

Номинация – «Я – лидер! И это звучит гордо!» Эссе «Я молодёжный лидер школы» Настоящий лидер не только знает, куда он идёт, но и может вдохновить других идти вместе с ним. Я написал название эссе и спросил себя, кто такой лидер, какими качествами он должен обладать и, прежде всего, какие критерии позволят мне определить себя как лидера. И размышлять над этим словом, буду исходя из своего, личного понимания. Можно, конечно, заглянуть в словарь. Но самому думать интереснее, чем брать готовые ответы. Я, Семин Александр, ученица 11 класса, командир добровольческого отряда «Ты не один», президент школы. Если мои одноклассники и одноклассники дали два таких важных задания, то действительно ли я лидер? Лидер — это тот, кто знает, как вести. Или тот, кто просто умеет всех предвидеть, увлекая других своим примером. И то, и другое правильно. Считается, что быть лидером – это круто, выражусь молодежным языком. Некоторые думают, что стремиться быть лидером обязательно, а если не лидер, то, так сказать, никем. Вот тут и начинаются ошибки. Можно конечно родиться лидером, но я думаю, что круче сделать себя самому. Хочу объяснить всё на своём примере. О том, что сначала я стал классным руководителем, можно судить по тому, что должность была вакантной и никто не стремился ее занять.

Наш класс был тихим «болотом троечников», всем было тепло, хорошо и сытно. В общей школьной жизни мы почти не участвовали, параллельно была самая низкая оценка. Если говорить о начале, о толчке в перёд, наверно это наша поездка по путёвке выходного дня «Туристический поход по Нытвенскому району» в п.Эсть-Нытва. Декабрь, снег, холодный ветер, ночевка в неотапливаемой комнате, обед на костре. Но главное — это ощущение локтей партнера, от которого вы не ждали помощи. Мы вернулись другими, это не проста слова, мы доказали себе что мы сила. И эту силу хотелось показать всем, школе, родителям, да что там всему миру. Мы получили толчок, шанс и надо было его использовать. Настоящим подарком для нас стал проект «Продвижение». Каждый желающий мог продвигать вперёд свою инициативу. И мы стали продвигать. Стало традиционным участие в акциях «Остерегайтесь детей», «Дыши легко», «Красная лента», «День старика», «День матери», «Всемирный день памяти жертв дорожных происшествий», «Коста клин». Наш класс перестал быть болотом, нас заметили сначала в школе, потом на местности. Стали приглашать на различные конкурсы и мероприятия. В сентябре 2011 года нас пригласили на обучающий семинар по волонтерскому движению.

15 стр., 7117 слов

Стратегический менеджмент», тема «Стратегии промышленных лидеров

... компании в отрасли. Обычно лидеры отрасли доминирующие лидеры используют одну из нижеперечисленных стратегий [22, c.274]. 1. Наступательная стратегия. Основная цель этой стратегии - сохранить нашу ... Стратегическое лидерство Секрет успешного стратегического менеджмента прост: надо создать стратегический план, воплотить его в конкретные мероприятия, реализовать, при необходимости корректировать – ...

Результатом семинара стало формирование команды волонтеров «Пробуждение», активно участвовавших в общероссийском движении. Ведь в каждом из нас живет лидер, главное найти приложение по своим интересам. Лидерство по-разному проявляется в разных ситуациях. Кто-то – лидер в учебе, в профессии. А кто-то – бесспорный лидер в семье, где к нему все прислушиваются. Бывает в коллективе лидер-начальник и неформальный лидер. Наверное, не стоит пытаться всегда и везде пробиваться в лидеры. Встречаются, конечно, исключительные личности, которым удается все. Но, конечно, не потому, что они жаждут лидерства. А потому, что они умны, талантливы, отважны, душевны. Лидерство – это выражение внутренней силы человека, уверенности в себе. Такой человек не боится, не сомневается, потому что знает, что он прав. И такой человек берет ответственность и за себя, и за других. Сначала – за себя, за правильность выбранного пути. А потом и за других, которые идут за ним. Лидерство — это ответственность, понимание смысла своих действий для других и для всего мира. Мы начали с посёлка. В ноябре 2011 года социальный проект «Молодежный каток» стал победителем областного конкурса социальных проектов. За успешную реализацию проекта класс получил диплом и ценные награды районного комитета по молодежной политике и спорту.

Мы до сих пор помним этот каток, перед уроками мы бегали чистить лед от снега, сначала болели руки, но потом мы привыкли. Вот тогда и пришло понимание того что ты можешь изменить мир вокруг себя, маленький но мир. Потом была агитационная бригада по правилам дорожного движения, победитель областных соревнований. Но самым большим достижением нашей команды стала победа по итогам 2010-2011 и 2011-2012 учебного года в конкурсе «Самый крутой класс» в нашей возрастной группе. Когда я впервые получил Кубок самого крутого класса на праздновании «За честь школы», я подумал: «Жизнь прекрасна». Это был наш триумф. Это была наша общая победа. Но главное — не довольствоваться достигнутым, идти вперед и вести за собой единомышленников. И мы пошли. Мы стали победителями областного конкурса «Молодежь 2011» в номинации «Доброе дело», так 2012, 2013, 2014. Мы активно участвуем во всех региональных соревнованиях и митингах, хотим побеждать, стремимся к успеху. Когда ты гордишься достижениями своего класса, команды, школы и понимаешь, какой твой вклад, тогда твои крылья распахиваются, ты готов летать, творить, на твоем пути нет препятствий. Лидер не может быть одиноким, у него должны быть единомышленники.

Самое главное, чтобы его действия были полезны, хоть одному человеку должно стать лучше. Наш путь стал добровольчество. Мы ведем работу одновременно по нескольким направлениям: пропаганда здорового образа жизни и отказ от вредных привычек. Облагораживание и благоустройство территорий проживания. Содействие соблюдению правил дорожного движения и правильному поведению на дороге как водителями, так и пешеходами. Участие в благотворительных акциях, шоу, концертах для пожилых людей. Теперь я убежден, что участие в детской организации и движении позволило мне стать лидером, получить бесценный жизненный опыт и следовать собственному пути проб и ошибок. Моя предвыборная программа на президентских выборах была признана лучшей, я победил с большим отрывом. В этом большая заслуга моего отряда и моей команды. Вывод: лидер не может быть одиночкой, ему необходимы единомышленники. Для меня: Тот, кому верят многие – лидер. Тот, кто успешен в жизни – лидер. Тот, кто умеет организовать людей – лидер. Тот, кто имеет популярность в какой – то группе – лидер. Но есть и другое содержание понятие «лидер» – это человек успеха. Самые успешные люди в своей сфере деятельности признаются лидерами. Целью лидера всегда является личный успех.

2 стр., 956 слов

Хорошие менеджеры должны быть шахматистами, а настоящие лидеры — эгоистами

... не десять менеджеров по продажам, а десять отдельных человек. Звучит элементарно? Возможно. Но для многих компаний в современном деловом ... в США. Ясность целей, продиктованных уже бизнес-лидером, способствовала успеху такой компании, как Tesco, британского гиганта розничной ... Лихи занял пост генерального директора в 1997 году, он постановил, что целью компании будет улучшение обслуживания домохозяек ...

Он может проявляться в разных формах. Он может выражаться в разных потребностях. Он может достигаться разными способами. Но всегда это – успех. Поэтому лидер – человек успеха. Поэтому человек успеха – лидер. Стремление к личному успеху – необходимое условие лидерства. Личный успех и общество. Чем больше в компании успешных людей, тем она счастливее и успешнее. Личный успех – ваш вклад в процветание общества. Если вы достигаете личного успеха – вы приносите пользу всему обществу. Чем успешнее общество в целом, тем больше шанс на успех у других. Поднимаясь в высоту, вы улучшаете шансы других на успех. Ведя свою команду к победе, лидер получает гораздо больше удовольствия от собственной победы. Я неоднократно проверил это на себе. Я горжусь победами спортсменов нашей школы, успехами «Научного общества», театрального коллектива, команды волонтеров, высокими оценками успеваемости, положительной динамикой в ​​правонарушениях. Поэтому лидер – это команда. Чтобы быть лидером, простого желания будет недостаточно: человек, выразивший такое желание, должен обладать еще несколькими дополнительными характеристиками, которые есть только у настоящего лидера. В противном случае этот человек потерпит неудачу, потому что ему сложно быть лидером.

Деловая практика, исследования и история доказали, что любой может стать лидером. Но даже здесь простого желания им стать было недостаточно, потому что все еще требовалось желание учиться и развивать навыки, которые помогли бы в лидерстве. Это желание должно основываться на сильном желании и истинном стремлении к успеху. Поэтому лидер – это желание учиться. Опыт – необходимое условие лидерства. Лидерами не рождаются, ими становятся. Возьмем, к примеру, любого успешного человека современности и проанализируем, кто является лидером, и мы рассмотрим три модели. Во – первых, любой лидер начинал с малого. Во-вторых, научившись быть лидером для себя, он получил возможность стать лидером для людей. В – третьих, лидерство это труд, долгий и кропотливый. Лидерство — это не предмет, которому можно научиться, прочитав книгу или пройдя учебные курсы. Даже если вы будете знать все о лидерстве, качествах, присущих этому, вы всего лишь сделаете первый шаг. Начать развитие в качестве лидера означает, прежде всего, осознать свою уникальность, раскрыть свои желания и способности и начать долгий и утомительный путь их развития и реализации. Единственный путь превращения человека в лидеры заключается не в поглощении книг на эту тему, а в том, чтобы научившись быть самим собой, начать действовать, используя все свои способности, навыки, умения, энергию, которые вам даны от природы и те, которые вы уже сами успели развить.

Любой человек может быть лидером, главное уметь найти подход к себе и развить новые качества. Научившись делать это с собой, вы уже будете знать, как получить это от других людей и использовать их знания и умения во имя общего дела. На данный момент можно сказать, что в моем селе я на первом месте. Я выпускник, покинув школу и отряд, я уйду во взрослую жизнь. Но меня мучает вопрос «приемника». Это ещё один аспект лидерства, кто продолжит твоё дело. Поэтому лидер – воспитание приемника. Передо мной открывается целая жизнь. Современное общество открывает молодым людям большие перспективы. В Пермском крае можно стать членом Молодежного совета при Законодательном собрании, стать членом Молодежного кадрового резерва, участвовать в различных конкурсах по бизнес и социальному планированию. Главное — двигаться вперед, проверять себя в разных сферах деятельности, не останавливаться на достигнутом. Поэтому лидер – это инициатива, работа и результат. Надеюсь, что мой опыт доказывает мою точку зрения. В начале эссе я привёл высказывание о лидерстве. С этим высказыванием я полностью согласен. И хочу стать именно таким лидером.

7 стр., 3104 слов

Оценка профессиональных качеств менеджера

... качеств. 1. Понятие и функции менеджера Менеджер - это членство человека в профессиональном управленческом бизнесе. Менеджер - это человек, который прошел много тренировок и добивается результатов благодаря другим людям. [11] Менеджер в современном понимании - это лидер, ... деловые качества сотрудника связаны с результатами его работы. Анализ результатов помогает определить, какие навыки и ...

Необходимые качества

необходимые качества,

наличие которых, без сомнения, позволяет лидеру качественно и эффективно осуществлять управленческую деятельность. Несмотря на то, что они исключительно многообразны, всю их совокупность всё-таки можно объединить в несколько больших групп, а именно:

Интеллектуальные качества

  • ум, логика, память, интуитивность, аналитические способности, широта кругозора, быстрота мышления, компетентность, концептуальность, желательно чувство юмора.

Деловые качества

  • организованность, дисциплинированность, надежность, дипломатичность, хозяйственность, гибкость, инициативность, самостоятельность, ответственность, готовность и способность к риску.

Личностные качества

  • доброжелательность, тактичность, порядочность, сила характера, бдительность, внимательность, коммуникабельность, адаптивность.

физиологические

  • располагающая внешность (лицо, рост, фигура, вес), голос (дикция), хорошее здоровье, высокая работоспособность, энергичность.

И вовсе не лишним для лидера талант привлекать к себе людей, ораторское искусство, умение убеждать, вызывать энтузиазм, умение вести за собой людей.

В то же время никакие моральные, интеллектуальные, личные добродетели сами по себе не превращают человека в лидера. Постоянная работа над собой, как до момента вступления в должность, так и особенно в период нахождения у власти, направленная на повышение моральных, управленческих и организационных качеств, является одним из решающих условий успешной деятельности лидера. Умение сформировать команду, сплотить ее, определить цели, поставить задачи, необходимые для компании, сформулировать объединяющую ее программу — это тоже современные требования, необходимые лидеру.

От политического лидера на уровне регионального управления, а именно с этого уровня начинается политический лидер, необходимо собрать интересы широкой основы государственной власти. Здесь имеют значение не только личные качества лидера, но и его умение формулировать общие политические требования, обнаруживать высокие критические и конструктивные, творческие качества, общаться с гораздо более широким кругом людей и убеждать их. Лидер в этой ситуации удалён от тех, кого он ведёт за собой. Его личные качества для них слабее или они совсем теряют смысл, но его лидерство получает моральную оценку. Он должен считаться с ней. Его успех или неудачи воспринимаются весьма эмоционально. Поэтому способность лидера улавливать настроения, знать истинные потребности людей и выражать их интересы имеет большое значение, что является одной из предпосылок для положительных результатов.

5 стр., 2011 слов

Психика и деятельность

... в состояние интереса и закрепиться на таком качестве личности, как любопытство. 2. Активность. Поведение. Деятельность, Активность, Деятельность психологии личности ... психики достигает человек. Психика человека Психика позволяет не только точно отражать особенности окружающего мира, но позволяет предсказывать, предсказывать, что будет в будущем. Такая развитая функция умственной деятельности, ...

Более того, не только наличие у лидера всего комплекса этих качеств определяет позицию лидера. Ещё два аспекта обуславливают эффективность и результативность его деятельности. Это «инструменты власти», которые он использует для решения стоящих перед ним задач и ситуации, с которой сталкивается лидер.

«Инструменты власти» — условное название. Речь идет о том, на что политический лидер может рассчитывать для достижения своих целей. Обычно к этим «инструментам» относятся политические партии, законодательные органы, административный ресурс, средства массовой информации, то есть все, что может создать условия для контактов политического лидера с массами. При этом следует учитывать, что при определенных условиях эти ресурсы могут превратиться в силы, противостоящие позиции лидера и выполнению поставленных перед ним задач.

Ситуация, с которой сталкивается политический лидер, может быть спокойной, но в реальном времени сегодня она чаще бывает сложной, а зачастую и кризисной. При этом уровень интенсивности кризисной ситуации различен. В соответствии с ситуацией лидер должен принимать адекватные решения, направленные на решение существующих проблем, преодоление кризиса и минимизацию его последствий.

Наконец, необходимо четко понимать, что само лидерство — это управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием решений во власти, как правило, это лидерская позиция. Такая интерпретация лидерства вытекает из структурно-функционального подхода, который предполагает рассмотрение общества как сложной и иерархически организованной системы социальных позиций и ролей. Занятие в этой системе позиций, связанных с выполнением управленческих функций (ролей) и дает человеку статус лидера. Другими словами, лидерство — это позиция в обществе, характеризующаяся личным и умственным лидерством: способностью направлять и организовывать коллективное поведение людей.

Современный политический лидер — каким он должен быть?

Учитывая важность и принципиальность понятий лидерства и управления, на эту тему написаны сотни книг, учебников, монографий, в которых авторы пытаются дать исчерпывающие ответы на главные вопросы: Кто он такой — эффективный лидер? Какую роль он играет в общественной жизни? Какие задачи он должен решать? Каким критериям соответствовать? Принимая во внимание, что по нашему глубокому убеждению именно управленческая деятельность является определяющим условием самого существования любого общественного института, его эффективного функционирования и развития, мы тоже несколько раз обращались к этой проблеме («Управленец XXI века, кто он и где его взять?»https://inance.ru/2014/02/rulers-of-21age/ , «Управление лидером в обход его сознания и схемы самоуправления» https://inance.ru/2015/04/samoupravlenie/ и др.).

Лидерство, понимаемое как постоянный приоритет и законное влияние лица, обладающего властью над компанией или группой, является неотъемлемой частью управленческой деятельности.

10 стр., 4962 слов

Управление конфликтами в организации

... людьми, а затем дезорганизует систему управления. Можно дать следующую классификацию конфликтов. Причины любого конфликта ... конфликты включают конфликты между разными уровнями иерархии. Практика показывает, что вертикальных конфликтов больше - до 70-80 процентов. Переплетение внутриорганизационных ... над членами группы со стороны лидера. Неправильное мотивирование подчиненных. Отсутствие положительного ...

Полагаем целесообразным продолжить рассмотрение этой темы и поделиться с читателями: какими — в нашим понимании — необходимыми качествами должен обладать человек, чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым к политическим, то есть принимающим властные решения, лидерам. И не только лидеры, но и лидеры, которые ведут свой бизнес в интересах рабочего класса большинства людей.

Сразу оговоримся, идеальных людей, а значит и идеальных лидеров в жизни не существует, но, само собой разумеется, чем большим количеством отличительных черт, присущих лидерам, а среди них есть и обязательные, человек обладает, тем успешнее он действует и тем значительнее результаты его деятельности.

обязательных критериев

, при отсутствии которых все остальные, весьма желательные, всё-таки играют второстепенную роль. К ним относятся:

Высокие нравственные качества

и прежде всего верность общественному долгу, забота о людях, об общественном благе и справедливости, честность. А начали мы с нравственности по той причине, что, во-первых, убеждены: именно она является доминантой системы взаимообусловленных оценок, связывающих воедино все требования к лидеру и направляющих его действия к достижению целей, которые ожидает от него общество, а во-вторых, уверены в зловредности либерального подхода к месту нравственности в управленческой деятельности, которое было «чётко сформулировано» в ходе круглого стола в «Горбачёв-фонде» в 1995 г. академиком РАН Н.Н. Моисеевым: «Наверху (по контексту речь идёт об иерархии власти — наше пояснение при цитировании) может сидеть подлец, мерзавец, может сидеть карьерист, но если он умный человек, ему уже очень много прощено, потому, что он будет понимать, что то, что он делает, нужно стране» («Перестройка. Десять лет спустя»).

Наличие объективно лидерствующего типа психики

, то есть устойчивой ориентация своего поведения на объективно возможное будущее вне зависимости от того, как на принимаемые индивидом решения реагируют окружающие с другими психотипами личности, которые могут не понимать действий лидера, не поддерживать их и даже оказывать противодействие. Проще говоря, объективно основной тип психики при любых обстоятельствах характеризуется верностью определенной мечте и верой в ее осуществимость в жизни.

Среди мужчин он встречается статистически чаще, чем среди женщин, поскольку невозможен без поведенческой ориентации на далекое будущее, хотя есть и женщины, для которых характерен такой тип психики. Под объективно лидерствующим типом психики (для краткости лидерствующим типом) понимается не способность навязать окружающим свою волю и предписать стиль поведения, — это деспотизм, который может исходить как из сиюминутности, так и из дальновидности, а также и из времён каменного века; также понимается и не первенство человека над другими людьми по каким-то показателям, признанным обществом в качестве рекордных достижений; также понимается и не способность быть «заводилой», формальным или неформальным лидером в неком коллективе.

Объективно лидерствующий тип психики может восприниматься окружающими как деспотизм, но безоглядный и близорукий деспотизм под лозунгом «Будет по-моему, а не по-вашему!» всегда останется деспотизмом, а объективно лидерствующий тип психики всегда останется объективно лидерствующим типом психики, как бы его не воспринимали те, кому свойственен какой-то иной тип психики.

37 стр., 18351 слов

«Повышение эффективности управления системой мотивации персонала ...

... принципах управления персоналом направлены, прежде всего, на реализацию политики мотивации, обучение и развитие мотивационной структуры человека. Лидеры всегда понимали необходимость поощрять людей работать в организации. Однако ... становятся рычагом поведения, как правило, незначительно значимым. Мотив - это явление психики, субъективной реальности, то есть сознания и подсознания. Несмотря на то, ...

Мозаичное мировоззрение

— мировоззрение, при котором все смысловые единицы, которыми оперирует психика, определённо взаимно связаны между собой. Эта определённость взаимосвязей может быть как однозначной (раз и навсегда), так и множественной — статистически упорядоченной, из которой всякий раз выбирается однозначная определённость взаимосвязей, обусловленная конкретными обстоятельствами реальной жизни, фантазией, намерениями.

Следует учитывать, что этот тип мировоззрения делится на два подтипа в зависимости от того, что именно индивид делает началом его координат и основой для действий управленца должно быть:

  • Богоцентричное мировоззрение

    — мир воспринимается, как совокупность взаимовложенных систем и процессов, источником и конечным пунктом которых является Бог («Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец»).

    Они понимают, что есть некий Божий Промысел, и что если они пойдут против него, то вся система мироздания будет препятствовать их действиям (https://inance.ru/2015/05/filolog/).

  • «Я(Эго)-центричное» мировоззрение — это второй подтип мировоззрения, при котором люди догадываются о том, что всё в мире взаимосвязано и взаимообусловлено, но ставят себя и свои желания в центр этой системы. О Божьем Промысле они не догадываются (или догадываются, но не учитывают его в своих намерениях) и действуют в рамках Божьего Попущения. Эти люди — чаще всего носители демонического строя психики.

Альтернативой мозаичному мировоззрению является калейдоскопическое мировоззрение — мировоззрение, при котором люди считают нормальным уклоняться от формирования системы определенных отношений между семантическими единицами в своей психике.

Мировоззрение первого типа мы называем мозаичным. Второе даже затруднительно назвать мировоззрением, поскольку оно способно нести в себе многие факты, понятия и т.п., но не несёт в себе одного — целостной картины Мира, хотя фрагменты — смысловые единицы — из которых картина мира в принципе может быть сложена, в нём присутствуют, подчас в изобилии и детальности.

Мозаичное мировоззрение 1

И если первое похоже на мозаичный витраж, то второе на калейдоскоп, в которое налито такое же разноцветное стекло, из которого сделан витраж. При каждом сотрясении «трубы калейдоскопа» жизненными обстоятельствами или при добавлении в него новых «стекляшек» — смысловых единиц — они хаотично пересыпаются, образуя новый узор, возможно, что красивый и причудливый, но ничего общего не имеющей с «мозаичным витражом», более или менее детально повторяющим образ Мира в психике индивида с другой организацией и целевой ориентацией интеллекта. Калейдоскопическое и эгоцентричное мозаичное мировоззрение — плохая основа для эффективного управления.

Достаточный уровень овладения психологической структурой профессиональной деятельности

руководителя в результате ранее приобретённого качественного образования и обязательного опыта руководящей работы.

8 стр., 3898 слов

Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохранности ...

03 Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохраняемости товаров проводилась на ... имеет развитую материально-техническую базу и рациональную организацию работы. Производственная практика проводилась на основании договора, заключенного между ... от материально ответственных лиц товарно-денежные отчеты, проверяет их, начисляет и выдает заработную плату работникам торгового предприятия. ...

необходимые качества,

наличие которых, без сомнения, позволяет лидеру качественно и эффективно осуществлять управленческую деятельность. Несмотря на то, что они исключительно многообразны, всю их совокупность всё-таки можно объединить в несколько больших групп, а именно:

Интеллектуальные качества

  • ум, логика, память, интуитивность, аналитические способности, широта кругозора, быстрота мышления, компетентность, концептуальность, желательно чувство юмора.

Деловые качества

  • организованность, дисциплинированность, надежность, дипломатичность, хозяйственность, гибкость, инициативность, самостоятельность, ответственность, готовность и способность к риску.

Личностные качества

  • доброжелательность, тактичность, порядочность, сила характера, бдительность, внимательность, коммуникабельность, адаптивность.

физиологические

  • располагающая внешность (лицо, рост, фигура, вес), голос (дикция), хорошее здоровье, высокая работоспособность, энергичность.

И вовсе не лишним для лидера талант привлекать к себе людей, ораторское искусство, умение убеждать, вызывать энтузиазм, умение вести за собой людей.

В то же время никакие моральные, интеллектуальные, личные добродетели сами по себе не превращают человека в лидера. Постоянная работа над собой, как до момента вступления в должность, так и особенно в период нахождения у власти, направленная на повышение моральных, управленческих и организационных качеств, является одним из решающих условий успешной деятельности лидера. Умение сформировать команду, сплотить ее, определить цели, поставить задачи, необходимые для компании, сформулировать объединяющую ее программу — это тоже современные требования, необходимые лидеру.

От политического лидера на уровне регионального управления, а именно с этого уровня начинается политический лидер, необходимо собрать интересы широкой основы государственной власти. Здесь имеют значение не только личные качества лидера, но и его умение формулировать общие политические требования, обнаруживать высокие критические и конструктивные, творческие качества, общаться с гораздо более широким кругом людей и убеждать их. Лидер в этой ситуации удалён от тех, кого он ведёт за собой. Его личные качества для них слабее или они совсем теряют смысл, но его лидерство получает моральную оценку. Он должен считаться с ней. Его успех или неудачи воспринимаются весьма эмоционально. Поэтому способность лидера улавливать настроения, знать истинные потребности людей и выражать их интересы имеет большое значение, что является одной из предпосылок для положительных результатов.

Более того, не только наличие у лидера всего комплекса этих качеств определяет позицию лидера. Ещё два аспекта обуславливают эффективность и результативность его деятельности. Это «инструменты власти», которые он использует для решения стоящих перед ним задач и ситуации, с которой сталкивается лидер.

«Инструменты власти» — условное название. Речь идет о том, на что политический лидер может рассчитывать для достижения своих целей. Обычно к этим «инструментам» относятся политические партии, законодательные органы, административный ресурс, средства массовой информации, то есть все, что может создать условия для контактов политического лидера с массами. При этом следует учитывать, что при определенных условиях эти ресурсы могут превратиться в силы, противостоящие позиции лидера и выполнению поставленных перед ним задач.

22 стр., 10922 слов

«Система управления качеством образования в Муниципальном ...

... образовательного процесса; повышения конкурентоспособности общеобразовательного учреждения в условиях рыночных отношений; создания современных безопасных условий образовательной деятельности; обеспечения широкого участия общественности в управлении ОУ. Важнейшим фактором и условием повышения качества ... от своих клиентов, студентов и их семей, общества в целом и других заинтересованных сторон, и ...

Ситуация, с которой сталкивается политический лидер, может быть спокойной, но в реальном времени сегодня она чаще бывает сложной, а зачастую и кризисной. При этом уровень интенсивности кризисной ситуации различен. В соответствии с ситуацией лидер должен принимать адекватные решения, направленные на решение существующих проблем, преодоление кризиса и минимизацию его последствий.

Наконец, необходимо четко понимать, что само лидерство — это управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием решений во власти, как правило, это лидерская позиция. Такая интерпретация лидерства вытекает из структурно-функционального подхода, который предполагает рассмотрение общества как сложной и иерархически организованной системы социальных позиций и ролей. Занятие в этой системе позиций, связанных с выполнением управленческих функций (ролей) и дает человеку статус лидера. Другими словами, лидерство — это позиция в обществе, характеризующаяся личным и умственным лидерством: способностью направлять и организовывать коллективное поведение людей.

Однако есть и механизмы управления самим лидером в обход его сознания. Эту тему мы уже подробно рассматривали в одноимённой статье (https://inance.ru/2015/04/samoupravlenie/), приведём её фрагмент, который будет полезно знать действующим и будущим управленцам.

В толпо-«элитарном» обществе можно выявить схему анонимного дистанционного управления руководителями в обход контроля как их собственного сознания каждого из них, так и большинства общества. При этом мало кто из них толком понимает, как и где вырабатываются и утверждаются те решения, которые они проводят в жизнь. Принципы построения такого рода системы дистанционного управления «начальниками» как луноходами показаны на рисунке ниже.

Схема дистанционного управления лидером в обход контроля его сознания в толпо-«элитарном» обществе

На схеме показана иерархия структур и некий лидер, возглавляющий одну из них. Такого рода структурой может быть аппарат главы государства, министерство, спецслужба, научно-исследовательский институт, лаборатория в его составе, проектно-конструкторское бюро, редакция и т.п. Структура представляет собой некое штатное расписание. Персонал, наполняющий клетки штатного расписания, условно можно разделить на две категории:

  • аппаратную «шушеру», которой «что бы ни делать, лишь бы не работать»;
  • работающих специалистов, которые более или менее «болеют за дело».

Из числа вторых можно выделить ещё одно подмножество — нескольких человек, мнение которых как профессионалов значимо для лидера структуры при руководстве ею. На схеме один из таких специалистов указан и назван действительным тайным советником «вождя».

Но люди далеко не всё время проводят на работе. Есть ещё круг неформального общения. При этом «действительные тайные советники» многих публичных лидеров или деятелей, широко известных в узких кругах специалистов, вхожи в дома популярных личностей, чьё мнение более или менее авторитетно во всём обществе. В дома такого рода «звёзд» вхожи и многие другие люди. Среди них могут быть и школьные, и вузовские друзья «звёзд-авторитетов», которые и сами не обделены талантом.

И хотя они в силу разных причин не смогли или не пожелали обрести высоких титулов, но к их мнению прислушиваются их высокоавторитетные друзья, по отношению к которым они выступают в роли домашних действительных тайных советников. Фактически они «опекуны» общесоциальных «авторитетов» — культовых личностей.

Множество из тех интеллектуалов, кто возмущался и возмущается культом личности Сталина, сами являются культовыми личностями, вкупе с теми звёздами эстрады, спорта и шоу-бизнеса, кому нет до общественных в целом проблем никакого дела. Но если смотреть на общественную жизнь в целом, то нет разницы одна в обществе культовая личность для всех, либо в нём множество культовых личностей, сотворённых дабы удовлетворить нужду толпы в низкопоклонстве и кумиротворении.

Опекуны могут знать, что они выполняют миссию опекунства, но могут использоваться втёмную так же, как и действительные тайные советники. Либо непосредственно, либо через некоторое количество промежуточных звеньев на опекунов выходят представители наследственных кланов знахарей концепции общественного управления. Они могут быть воспитателями опекунов с детства. Это может быть деревенский дедушка, бабка, сосед по даче где-то за сотни километров от основного места жительства «опекуна». Возможно, что и не получив высшего образования, он, однако, является человеком, с которым «опекуну» интересно поговорить «за жизнь»; возможно, что этот интерес у него с детства.

Мы рассматривали эту систему, начиная от лидера структуры. Но исторически реально системы такого рода дистанционного управления лидером целенаправленно выстраиваются в течение годов и десятилетий в обратной направленности: от знахарей концепций к публичным лидерам отраслей общественной деятельности. Также и сами лидеры в ряде случаев создаются при развёртывании такой системы и продвигаются на тот или иной пост аналогично тому, как по шахматной доске передвигаются фигуры на в той или иной стратегии шахматной игры.

Некоторую специфику этому процессу в обществе придаёт то обстоятельство, что «шахматная доска» достраивается по мере необходимости или из неё выламываются некоторые клетки, а также и то, что пешки и прочие фигуры обладают некоторой активностью и свободой в выборе целей и способов их осуществления, но каждый в толпо-«элитарном» обществе в меру понимания работает на достижение своих целей, а в меру разницы в понимании работает — в то же самое время — на осуществление целей тех, кто понимает больше

  • В пределах же власти определённой концепции общественного управления больше всех понимают знахари (заправилы, создатели) этой концепции.

А при сопоставлении различных несовместимых концепций и знахари каждой из них в меру понимания Объективной реальности работают на свою концепцию, а в меру разницы в понимании работают — в то же самое время — на концепции тех, кто понимает Жизнь глубже и шире.

Подводя итог, хотели бы подчеркнуть то обстоятельство, лидерство — это наиболее эффективный стиль руководства, способ организации власти в обществе с развитым политическим сознанием его социальных слоев. При этом политический лидер должен постоянно помнить, что члены современного общества — мыслящие участники политической жизни, притом, как правило, имеющие возможность сознательно выбирать себе лидера или, по крайней мере, оценивать его деятельность. Поведение же лидера должно убеждать их в том, что его действия правильны и выгодны, а не продиктованы какими-то негативными мотивами. Общество со своей стороны тоже должно понимать, что оно не может манипулировать лидером. Социальное и политическое партнерство, взаимопонимание лидера, его команды и населения — основа политики нашего времени.

Таким образом в современной обстановке лидерство должно рассматриваться как фактор, постоянно играющий позитивную роль в развивающемся обществе. Поэтому должны быть предприняты усилия, чтобы обеспечить лидерам выполнение роли, что включает в себя, в первую очередь, точное определение наиболее необходимых личностных качеств и институциональную поддержку, эффективность которой находится в прямой зависимости от активности гражданской позиции каждого из нас.

И последнее. Наше твёрдое убеждение — лидерами не рождаются, хотя полученные от Бога и родителей качества совсем не лишние в этом процессе — лидерами становятся. И решающее значение в этом процессе играют самообразование и самовоспитание, то есть постоянный внутренний труд над собой. Именно образовать себя, не научиться чему-либо, то есть приобрести различные умения, а работая над собой и своим образованием человек может стать лидером и принести пользу людям.