Трудовое законодательство и проблемы его совершенствования

Курсовая работа

Основная роль трудового права — это урегулирование своими нормами поведения людей в процессе их труда на производстве так, чтобы правовое регулирование отвечало задачам производства в данный период его развития, охраняло бы труд работников, способствовало бы улучшению их условий труда и быта и, наконец, укрепляло бы социальное партнерство, консенсус между ними, т.е. социальный мир. И сейчас существует острая необходимость в гражданском мире, взаимных уступках, терпимости и умеренности не только в сфере труда между рабочими и работодателями, но также во всех слоях общества и во всех трех ветвях власти. В сфере труда социальный мир теперь призван укреплять соглашения о социальном партнерстве.

Цели, задачи, роль и функции трудового права РФ тесно взаимосвязаны. Все они отражают интересы общества, государства, а также сотрудников и работодателей.

Работа — это преднамеренная деятельность человека, реализующего свои физические и умственные способности для получения определенных материальных и духовных благ, называемых продуктом труда, продуктом производства.

Связь, существующая в данном обществе и государстве между людьми в совместном трудовом процессе, включая их отношения с собственностью на производство и с продуктом труда, называется социальной организацией труда. Это некоторые социальные связи между людьми в общем рабочем процессе.

Предметом трудового права является не вообще всякий труд, а лишь трудовые отношения в общественной организации труда и примыкающие, производственные от них отношения, т.е. целый комплекс общественных отношений по труду на производстве (производство — любое место работника).

Отношение работника с работодателем по использованию его способностей к труду (его рабочей силы) в общем процессе конкретной организации представляет собой трудовое отношение.

Законодательные и другие нормативные акты, регулирующие трудовые отношения, называются источниками трудового права, а их совокупность — трудовым законодательством.

За последние годы трудовое законодательство претерпело серьезные изменения. Принят новый Трудовой кодекс, заменивший привычный Кодекс законов о труде, а также федеральные законы, полностью обновившие отдельные правовые институты трудового законодательства, федеральные законы, определяющие правовой статус новых для России организационно-правовых форм юридических лиц — акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, которые заключают с работниками трудовые договоры; федеральные законы, решающие частные, но весьма важные вопросы — о возмещении морального вреда, о лицах имеющих право на льготы при обучении без отрыва от работы, и т.д. Есть и другие новые положения, применение которых важно на практике для защиты как работников, так и работодателей.

4 стр., 1941 слов

Оплата и мотивация труда

... оборудования, особенностей технологического процесса, организации производства и работы, требований к качеству продукции, использования трудовых и материальных ресурсов. Эффективное применение повременной формы оплаты труда определяется условиями: ... п.; 2. Принудительная мотивация, основывающаяся на использовании власти и угрозе ухудшения удовлетворения потребностей работника в случае ...

Целью курсовой работы является комплексное изучение трудового законодательства, дать общую характеристику трудового законодательства, рассмотреть цели и задачи.


1. Общая характеристика трудового законодательства

Трудовое право — это независимая отрасль права, которая представляет собой набор правовых норм, регулирующих трудовые отношения между работниками и работодателями, а также другие тесно связанные отношения.

В России основным источником трудового права в настоящее время является Трудовой кодекс Российской Федерации. Из трудового права в последнее время выделяются публично-правовые блоки, такие, как право социального обеспечения (применительно к публичным внебюджетным «социальным фондам») или особенности найма труда для исполнения исключительно-публичных (государственных и муниципальных) служебных функций.

1.1 Цели и задачи трудового законодательства

Цели трудового законодательства — установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:

  • организации труда и управлению трудом;
  • трудоустройству у данного работодателя;
  • профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;
  • социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
  • участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;
  • материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;
  • надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • разрешению трудовых споров;
  • обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами [1] .

1.2 Понятие принципов трудового права и их значение

Известно, что право выступает в виде конкретных предписаний (запретов, велений, дозволений и т.д.), регламентируя отдельные стороны поведения людей. Чтобы узнать содержание и цель предписаний, необходимо проанализировать конкретные нормы права, в которых они закреплены, установить существенные связи между нормами права и другими факторами общественного развития и определить их точку опоры. Эти задачи выполняются на основе правовых принципов, которые содержат обобщенное описание правового порядка или его отдельных частей.

16 стр., 7536 слов

Источники правового регулирования охраны труда. : «Охрана труда ...

... организация по охране труда. Государство федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации устанавливает правила, процедуры и критерии, направленные на защиту труда работников в процессе трудовой ...

Принципы не возникают просто так. Они являются отражением объективно существующих отношений между людьми, продуктом человеческого сознания. В то же время правовые принципы следует отличать от правового сознания, которое выражает оценочные суждения людей относительно общеобязательных правил поведения. Правовые принципы содержат идеи, либо уже закрепленные в законодательстве, либо в виде отдельных общих положений (норм-принципов).

Они закреплены в Конституции РФ, декларациях, законах или скрыты в содержании многих конкретных нормативных актов. В юридических принципах конкретно проявляются объективные законы общественной жизни, которые определяют общую направленность и характер правового регулирования, позволяя избежать субъективизма в юридической политике.

Поэтому, исходя из вышеизложенного, под правовым принципом принято понимать исходные принципы, выраженные в законодательстве, руководящие идеи, характеризующие основное содержание и внутреннее единство правового регулирования общественных отношений.

Правовые принципы следует отличать и от конкретных правовых норм. Устанавливая общее правило поведения на основе руководящей идеи, правовой принцип не содержит основных элементов правовой нормы (гипотезы, диспозиции, санкции).

С его помощью невозможно регулировать конкретные отношения между человеком и организацией. Однако правовой принцип позволяет нам правильно понять суть правовой нормы, регулирующей эти отношения. Как элементы правовой политики, правовые принципы предопределяют содержание и сущность не только действующих, но и будущих правовых норм. При необходимости восполняют пробелы в законодательном регулировании некоторых аспектов общественных отношений, которые не регулируются законом. Тем самым они помогают практическим органам в решении вопросов, еще не урегулированных конкретными правовыми нормами, а также в правильном применении правовых норм. Этим определяется значение основных принципов.

По сфере действия правовые принципы классифицируются на четыре вида:

1) общеправовые, свойственные всем отраслям российского права (принцип законности, демократизма, защиты прав человека, равноправия, гуманности и др.);

2) межотраслевые принципы, основополагающие начала и положения о существенном в нескольких отраслях права (например, принцип свободы труда присущ не только трудовому, но и административному, и гражданскому праву в той части, где они связаны с трудом);

3) отраслевые, отражающие специфику норм данной отрасли права, их направленность. Принципы трудового права [2] , являясь выражением существенного в данной отрасли права, связаны со всеми или с большинством составляющих ее правовых институтов (например, межотраслевой принцип свободы труда дополняется отраслевым принципом свободы трудового договора, который выступает правовой формой свободы труда, предоставляющей наибольшую степень самоопределения сторонам трудового договора (работнику и работодателю);

4) внутриотраслевые, отражающие суть группы норм определенного института данной отрасли права (например, принцип обеспечения занятости, принцип порядка рассмотрения трудовых споров либо социального партнерства и др.).

Таким образом, природа трудового права выражается многочисленными принципами, относящимися к различным уровням правовой иерархии. Между этими группами принципов существует неразрывная связь и взаимозависимость, обусловленная единством экономических, политических и социальных основ российского общества.

31 стр., 15264 слов

Нормы правового регулирования охраны труда в рф. Правовое регулирование ...

... Нормативно-правовое регулирование охраны труда Законодательство Российской Федерации об охране труда ... права, предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права; ... правовой нормативный охрана труд 2.1 Требования и организация охраны труда Согласно части 1 статьи 219 ТК РФ каждый работник имеет право на: рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда. ...

Принципы, обладающие универсальностью и обязательностью, имеют нормативное значение, устойчивы, проактивны, всегда выражают сущность не одной, а множества групп правовых норм. Следовательно, принципы трудового права выражают руководящие принципы правовой политики в области организации и использования труда сотрудников, закрепленные в законодательстве, и общее направление развития этой системы правовых норм.

Источниками трудового права являются нормативные акты, регулирующие общественные отношения в сфере труда и непосредственно связанные с ними отношения. Если нормы трудового права, содержащиеся в законодательных актах с меньшей юридической силой, противоречат Трудовому кодексу, применяются правила Трудового кодекса. Нормы трудового Кодекса не должны противоречить Конституции, так как регулирование трудовых отношений осуществляется в соответствии с Конституцией РФ и федеральными конституционными законами:

  • Трудовым законодательством, которое включает в себя Трудовой кодекс Российской Федерации, принятые в соответствии с ним иные федеральные законы и законы субъектов РФ, содержащие нормы трудового права;
  • Иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
  • Указами Президента РФ;
  • Постановлениями Правительства РФ и нормативно-правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
  • Нормативно-правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ;
  • Коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;


2. История возникновения и развития трудового законодательства

Трудовое законодательство в советское время уверенно выделилось из гражданского, поскольку труд не рассматривался как товар (услуга) и главным работодателем стало государство, в связи, с чем возросло влияние административно-правовых приказно — надзорных, мобилизационных, централизованно-нормативных методов на наём труда (особенно явно последнее проявилось в после нэповском законодательстве).

Поскольку главным работодателем было само государство, которое и составляло законы, для работника советское трудовое право предоставляло ряд возможностей (в отношении, например, длительных оплачиваемых отпусков, гарантий трудоустройства молодёжи, женщин детородного возраста, крайне ограниченных оснований увольнения и т.п.), которые трудноосуществимы в рыночной экономике.

В то же время правовые системы государств с рыночной экономикой признают необходимость большей нормативной и правовой защиты работника как экономически более слабый аспект взаимоотношений.

Все системы трудового права прошли путь от исключительно индивидуально-договорного регулирования труда (до 19 в) к законодательному вмешательству в свободные договорные отношения, а затем к реализации коллективно-договорных отношений в результате забастовочного движения. В настоящее время любая национальная система трудового права состоит из той или иной комбинации трех основных элементов: индивидуальных трудовых договоров, коллективных договоров и законодательного регулирования. Существенную роль также играют международные договоры государств, прежде всего, конвенции Международной организации труда (МОТ).

4 стр., 1942 слов

Оплата и мотивация труда (2)

... предусмотрены законодательством о труде и коллективными договорами, а именно оплата времени отпусков, времени выполнения государственных и общественных обязанностей, оплата перерывов в работе кормящих матерей, льготных часов подростков, оплата выходного пособия при увольнении и т.д. Организация оплаты труда в ...

Поэтому, когда речь идет о методе трудового права, в качестве его черт принято называть сочетание договорного и законодательного регулирования, а также равенство сторон при заключении договора с дальнейшим подчинением работника правилам внутреннего трудового распорядка.

Исторически для России характерно преобладание законодательного регулирования.

Трудовое право как отрасль сочетает в себе черты государственного и частного права.

Коллективно-договорное регулирование осуществляется на разных уровнях: от уровня организации до всей страны или транснациональной корпорации на территории нескольких государств. В русской терминологии коллективный договор — это договор между работником и работодателем на уровне организации, а на более высоких уровнях соответствующий акт называется соглашением.

2.1 Трудовые отношения


3. Правовая действительность жизни трудового кодекса и проблемы совершенствования трудового законодательства

Закон живет, когда он исполняется. Трудовой кодекс РФ, регулирующий важную сферу общественных отношений — трудовые правоотношения , остается одним из самых нарушаемых законов.

Ежегодно государственные инспекторы труда Госинспекции труда в Омской области проводят в среднем от 4000 до 4500 проверок: комплексных, тематических, целевых. В их ходе выявляется 21 — 22 тыс. нарушений трудовых прав работников. Ежегодно за эти нарушения к административной ответственности привлекается до 1500 работодателей.

Нарушения регистрируются практически во всех учреждениях трудового права. По итогам 2008 г. госинспекторы труда наибольшее количество нарушений трудового законодательства выявили по вопросам:

  • трудового договора — 1221;
  • рабочего времени и времени отдыха — 574;
  • оплаты и нормирования труда — 2292;
  • обучения и инструктирования по охране труда — 2727;
  • обеспечения средствами защиты — 833;
  • расследования, оформления и учета несчастных случаев — 740.

Мы должны осознавать, что это только верхушка айсберга профессиональной преступности.

В Омской области, по данным Госкомстата, действуют 102 тыс. работодателей, из которых 60 — 61 тыс. — это индивидуальные предприниматели. Государственными инспекторами труда при государственной инспекции труда по Омской области являются 45 человек. Нетрудно подсчитать, что в плановом порядке проверить соблюдение трудового законодательства работодателем возможно один раз в 25 лет.

Конечно, Государственная инспекция труда — не единственная, кто контролирует соблюдение трудового законодательства. Не меньше, если не больше, работа ведется в сфере выявления нарушений трудового законодательства, прокуратура. Государственная инспекция труда систематически обменивается информацией и получает информацию о нарушениях трудового законодательства от органов исполнительной власти Омской области, Омской федерации профсоюзов и других заинтересованных организаций.

9 стр., 4389 слов

Права работника на безопасные условия труда

... обязанности работников и нанимателей, гарантии прав работников, ответственность; предусматривает систему государственного и общественного контроля и надзора за соблюдением законодательства об охране труда, регламентирует деятельность службы охраны труда. Также имеется целый ряд нормативных документов по охране труда: ...

Но даже при таком внимании и взаимодействии показатели соблюдения требований ТК и трудового законодательства следует оценивать как не обнадеживающие. Основные причины, на мой взгляд, как субъективные, так и объективные.

Практика госинспекции труда, в том числе консультации, которые ежедневно проводятся госинспекторами труда, позволяет сделать вывод, что большинство работников не осознают себя субъектами трудовых отношений, опираясь в их регулировании на мнимое, предполагаемое трудовое право. Это право, к сожалению, стойко живет в обычаях, привычках, традициях. Он основан на доверии сотрудника к работодателю, убежденности в том, что он прав и обязательно позаботится обо всех аспектах жизни сотрудника без обмана. Однако по большей части эти патриархальные ожидания не оправдываются. Это стало особенно очевидным во время финансового и экономического кризиса, когда, казалось бы, процветающие трудовые отношения с работодателями, основанные на воображаемом, предполагаемом трудовом законодательстве, начали рушиться. Работодатели в связи с их более активной позицией в экономике начали пытаться расторгнуть трудовые договоры с работниками, используя различные юридические манипуляции.

Например, они могут устно заявить, что уволят сотрудника, но при этом потребовать от него потребовать увольнения по собственному желанию. Сотрудники практически однозначно воспринимают это требование как давление на себя и обращаются к госинспектору за советом, если вам нужно написать заявление об увольнении по собственному желанию. Другой яркий, но, к сожалению, типичный пример — так называемая «двойная» заработная плата, когда условия оплаты труда в трудовом договоре сформулированы до минимума, а на самом деле размер зарплаты намного выше.

Таким образом, я на практике столкнулась с очень важной теоретической проблемой: соотношение субъективных представлений о трудовом праве, которые сложились у работника, с требованиями норм трудового закона, т.е. с объективным трудовым правом, созданным государством. Однако только этим данная проблема не исчерпывается.

Статья 9 ТК РФ [3] , развивая принцип ст.2 ТК РФ о сочетании государственного и договорного регулирования трудовых отношений, отдает особое предпочтение именно договорному регулированию. Трудовой кодекс, как известно, довольно существенно регулирует порядок заключения, изменения и расторжения трудового договора. На мой взгляд, трудовой договор можно и нужно признать источником трудового права, которое создается субъектами трудовых отношений в рамках правовых норм, разработанных государством в трудовом праве. К сожалению, такого осознания нет у субъектов правовых трудовых правоотношений, прежде всего у сотрудников. Следовательно, трудовой договор не рассматривается ими как источник трудового законодательства, поэтому он не выполняет необходимую регулирующую функцию, а просто заменяет заявление о приеме на работу. Для преодоления этой проблемы необходимы очень серьезные усилия, как теоретические, так и профессиональные — юристы, экономисты, общественные деятели, законодатели.

К сожалению, работодатель также не подчиняется трудовым отношениям. Во-первых, этому мешает то, что ТК РФ недостаточно обоснован с экономической точки зрения. Никто не подсчитывал, например, сколько требуется средств на выполнение 22 обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда [4] . Работодателям зачастую остаются непонятными требования[5] о гарантиях и компенсациях работникам, совмещающим работу с учебой в образовательных учреждениях профессионального образования. Тем более, если сотрудник поступил в такое учреждение самостоятельно, он не учится по профилю своего работодателя и даже не на коммерческой основе. Встает вопрос: почему работодатель должен оплачивать установленные законом, а не трудовым договором гарантии и компенсации? Экономико-правового обоснования этому пока не

5 стр., 2256 слов

«Охрана труда» используются следующий вид заданий для аудиторной ...

... рефератов Тема 1.1. Основные положения законодательства об охране труда Основные обязанности работодателя в обеспечении безопасности труда. Права и обязанности работника в области в области охраны труда. Основные направления государственной политики в области охраны труда. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда. ...

Поэтому ТК РФ сегодня экономически невыгодно выполнять, экономически невыгодно не выполнять. Штрафы за нарушение требований трудового законодательства минимальны. По ст.5.27 КоАП РФ работодатель (индивидуальный предприниматель или должностное лицо) может быть оштрафован на сумму от 1000 до 5000 руб., юридическое лицо — от 30 000 до 50 000 руб. Подобные штрафы за нарушение трудового законодательства, о чем свидетельствует практика Государственной инспекции труда, не беспокоят большинство работодателей. Часто нарушителей трудового законодательства не останавливает даже дисквалификация, применение которой, как известно, возможно при совершении такого трудового преступления в период первого административного наказания.

Вторая причина, по которой работодатель не подчиняется законным трудовым отношениям, — это его дезориентация государственной политикой оплаты труда. Минимальный размер заработной платы (МРОТ) как вид государственной гарантии представляет собой требования общества к собственникам-предпринимателям относительно нижнего уровня оплаты труда неквалифицированного работника, отработавшего фонд рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности. Данное требование в соответствии с ТК РФ одинаково на всей территории России и не подлежит дифференциации: ни по профессии, ни по территории, ни по виду экономической деятельности. Работодатель, таким образом, в какой бы сфере деятельности он ни трудился (высокодоходная нефтедобывающая отрасль или низкодоходное сельское хозяйство), имеет право оплачивать труд неквалифицированного работника на уровне МРОТ или максимально приближенного к МРОТ. Тот факт, что многие работодатели платят больше, не означает, что они никогда этим правом не воспользуются.

В частности, в ходе финансово-экономического кризиса многие филиалы банков, которые действуют в Омске, выполняя приказы головных офисов, использовали процедуру ст.74 ТК РФ прежде всего именно для пересмотра условий оплаты труда в сторону уменьшения.

МРОТ — это определенная сумма, всегда имеющая количественное выражение, своеобразный эталон, который оценивается и работником, и работодателем. Работник оценивает МРОТ с позиции дохода, который гарантирует воспроизводство жизни, а работодатель — с позиции издержек, которые ему предстоит нести на оплату неквалифицированного труда.

Действующая в России величина МРОТ никаких обоснований с точки зрения указанных интересов не имеет. Она сложилась как продукт преобразования советской минимальной зарплаты и является следствием спонтанных корректировок, которые проводят органы государственной власти под влиянием инфляционных и кризисных явлений в экономике в постперестроечный период.

13 стр., 6091 слов

Правовые основы медицинской помощи и лечения в Российской Федерации

... собой следующие задачи: рассмотреть правовую природу и источники правового регулирования медицинской деятельности; охарактеризовать формирование и развитие медицинского права в Российской Федерации; проанализировать правовые основы оказания отдельных видов медицинской помощи, таких как медицинская стерилизация человека, а также ...

Советская модель оплаты труда строилась на строгой централизации оплаты труда через всеохватывающую систему тарифных ставок и должностных окладов. Российская модель организации заработной платы отличается от советской тем, что все нормы оплаты труда устанавливаются в организации. В ст.135 ТК РФ прямо записано, что заработная плата устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Работодатель сам формирует фонд оплаты труда, локальными актами устанавливает системы доплат, надбавок, компенсационных и стимулирующих выплат.

В ст.129 ТК РФ в размер оплаты труда включаются все виды выплат, в том числе и компенсационные, и социальные. Следовательно, это относится и к МРОТ. Однако по своей природе компенсационные выплаты связаны или с отклонениями от нормального использования рабочей силы (в выходные, праздничные дни и т.д.), или с повышенным расходованием рабочей силы под влиянием тяжелых либо вредных условий труда.

МРОТ должен исходить из нормального режима и нормальных условий использования рабочей силы. Что касается социальных выплат, то, по нашему мнению, они вообще не относятся к заработной плате. Поэтому при общей положительной оценке подхода понимания законодателями минимальной заработной платы нельзя не отметить, что в нем наметился перекос в другую сторону — отягощение содержания МРОТ ненужными составляющими.

Третье, почему работодатель — не субъект трудовых отношений. Слишком стремительное изменение ТК РФ, появление не только новых концептуальных подходов, но и многочисленных новых редакций правовых норм ТК РФ привели к тому, что многие работодатели вообще не знают не только новелл, но даже наиболее применяемых статей ТК РФ. Это в наибольшей мере относится к работодателям сферы малого и среднего бизнеса, которые чаще всего до регулируют трудовые отношения именно на основе мнимого, предполагаемого трудового права.

Имеющиеся проблемы и трудности в регулировании трудовых отношений невозможно преодолеть без повышения значения государства. Речь не идет о прямом вмешательстве в отношения «работодатель — работник». Однако практика свидетельствует, что изменения в экономике, в том числе реализация идей экономического либерализма, формирование разных форм собственности, привели к тому, что возникли экономические интересы и появились носители этих интересов, которых не охватывает своим регулированием созданное государством объективное трудовое право. В результате родилась система мнимого субъективного трудового права, которое проявляется в привычках, обычаях, традициях. Возникло противоречие, которое должно решаться через всемерное развитие института договорного регулирования трудовых отношений, через коллективные договоры, соглашения и, главное, через трудовой договор, который на деле должен выполнять регулятивную функцию в трудовых отношениях.

Пока же правовой потенциал ст.57 ТК РФ о содержании трудового договора для этих целей до конца не используется ни работниками, ни работодателями. Учитывая, например, то, что перечень обязательных условий трудового договора не является исчерпывающим, стороны трудового договора могут признать обязательными и другие условия через их включение в трудовой договор в случаях, предусмотренных нормами трудового права. При этом положение работника по сравнению с имеющимися государственными гарантиями не может быть ухудшено.

6 стр., 2809 слов

Ответственность за нарушения в сфере информационного права

... "Об информации, информатизации и защите информации" (СЗ РФ. 1995. N 8. Ст. 609). Государственные информационные ресурсы Российской Федерации, как ... нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации; документы, содержащие информацию ...

По-прежнему широко бытует конструкция трудового договора, где на одном из первых мест находятся не сведения о персонах, то есть о работодателе и работнике, а условия, связанные с их правами и обязанностями, которые часто декларируются на уровне переписывания ст. ст.21 и 22 ТК РФ. Нередко наименование работодателя указывают с местом его нахождения, но без банковских реквизитов, без расчетного счета, с которого могут быть взысканы денежные средства, в частности долги по зарплате. Нет необходимой конкретизации даже такого обязательного условия трудового договора, как оплата труда.

Практически не применяются возможности сформулировать в качестве дополнительных условий трудового договора вопросы уточнения применительно к условиям работы данного работника прав и обязанностей работника и работодателя, установленных нормами трудового права. Практикуется возложение на работника дополнительных обязанностей по сравнению с законодательством, локальными нормативными актами без предоставления соответствующих компенсаций, что ухудшает положение работника. При этом работник зачастую мирится с таким положением, избегает конфликта с работодателем, не осознавая, что устранить из трудового договора такие условия можно только при волеизъявлении работника, заключившего трудовой договор. Распространено использование для регулирования труда вместо трудового договора различных гражданско-правовых договоров.

Для реализации регулятивной функции трудового договора особо следует обратить внимание на норму ч.5 ст.57 ТК РФ. Здесь записано, что в трудовом договоре могут быть не перечислены трудовые права работника и обязанности работодателя. Однако их отсутствие не освобождает работодателя и работника от обязанности выполнения норм трудового права, содержащихся в различных нормативных актах трудового законодательства.


Заключение

Анализ трудового законодательства России свидетельствует, что его эффективность во многом определяется разумным сочетанием в нем поощрительных и принудительных средств обеспечения трудовых прав работников. Причем средства поощрения и убеждения всегда играли и играют главенствующую роль. Вместе с тем в действующем трудовом законодательстве имеются достаточно эффективные средства принуждения, которые применяются в случаях, когда нормальное осуществление трудовых прав наталкивается на какое-то сопротивление со стороны отдельных должностных лиц и органов.

Так же мне бы хотелось отметить, что общество, пренебрегающее трудом, обречено. Принято считать, что собственник на себя плохо работать не может. Между тем социологические исследования показывают, что работники не осознали себя в достаточной мере совладельцами средств производства. И что самое досадное, проведенная в России приватизация не способствовала этому. Она, к сожалению, не дала положительных результатов.

Основные пути выхода из переживаемого кризиса связываются с решением финансовых проблем, ибо на поверхности лежат: неплатежи, задержки по заработной плате и т.д.

И при определении путей выхода из сложившегося кризиса, и при выработке рекомендаций должен быть обеспечен комплексный подход к исследуемой проблеме, как экономистов, так и юристов, и специалистов именно в области трудового права.

К сожалению, в нормативных актах, устанавливающих статус новых, не известных нашему обществу в советский период организационно-правовых форм хозяйствования, закреплен практически лишь имущественный аспект их деятельности, полномочия этих организаций и отношения членов лишь в этой сфере (кроме Закона РФ «О производственных кооперативах», в котором достаточно четко закреплены права и обязанности членов (совладельцев) и наемных работников).

Так, Федеральный закон «Об акционерных обществах» содержит лишь две статьи, касающиеся отношений руководителей исполнительных органов с обществом, т.е. внутренних, трудовых отношений, а Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» — всего одну, которую с определенной натяжкой можно считать регулирующей трудовые отношения, — об исключении из членов общества.

И хотя это базовые законы о новых формах хозяйственной деятельности, в которых занята практически вся трудоспособная часть населения, они не содержат четкого ответа на вопрос о соотношении трудового и гражданского законодательства и, в частности, на вопрос о том, какими нормами регулируются трудовые отношения работающих в них лиц. Соответствующие статьи Закона РСФСР от 25 декабря 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности» отменены.

Незащищенность работника, а сейчас еще и неопределенность правового положения не способствуют формированию его заинтересованности в результатах труда и стабильности трудовых отношений (а только в этом случае он будет хорошо трудиться, в чем, как уже отмечалось выше, заинтересовано общество), создают неразбериху в регулировании этих отношений.

Рыночная экономика поставила перед правовой наукой и наукой трудового права в частности необходимость исследования таких вопросов, как, например, о соотношении правомочий трудовых коллективов и коллективов совладельцев в корпоративных организациях, об объеме норм, принимаемых в централизованном и локальном, императивном и диспозитивном регулировании, о социальном партнерстве, которое, к сожалению, пока остается недостаточно эффективным, о более четком определении правомерности забастовок и некоторых других.


Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/trudovyie-otnosheniya-v-rossii/

1. Конституция Российской Федерации // СЗ РФ. — 2002.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. — 2002.

3. Викторов И.С. Основные научные и практические вопросы правоприменительной практики и прокурорского надзора за исполнением требований Трудового кодекса Российской Федерации // Трудовое право. 2005., № 10.

4. Горохов Б.А. Как применять ТК РФ: Верховный Суд уточняет позицию // Справочник кадровика. 2007., № 4.

5. Катульский Е.Д., Меньшикова О.И. Коллективно-договорное регулирование социально-трудовых отношений в России: эволюция, критерии оценки // Экономика и право, 2008, № 8.

6. Лушникова М.В., Лушников А.М. Основные государственные гарантии по охране труда: сравнительно-правовой анализ // Трудовое право. 2005., №2.

7. Мамытов Е.Г. Социально-трудовые отношения в условиях рынка. М.: МАКС Пресс, 2008.

8. Миронов В.И. Трудовое право: Учебник для вузов. СПб.: С. — Петербург, 2009.

9. Миронов В.И. Я полагаю, что Трудовой кодекс сейчас какую-либо существенную роль в регулировании трудовых отношений играть не может // Трудовое право. 2005., № 12.

10. Нетеребский О.В. Крупные структуры порой считают себя вправе пренебрегать законом // Трудовое право. 2008., № 11.

11. Нуртдинова А.Ф. Проблемы совершенствования Трудового кодекса Российской Федерации // Трудовое право, 2004.

12. Совершенствование законодательства о труде: теоретические проблемы // Журнал российского права. — 2004., №6.

13. Сонин А.И. По итогам I полугодия 2008 года государственной инспекцией труда выявлено более 76 тысяч разных нарушений // Трудовое право., 2008., № 9.

14. Сошникова Т.А. Проблемы совершенствования трудового законодательства и практики его применения // Адвокат, — 2003., №4.

15. Трудовое право России. Учебник / Под ред. Орловский Ю.П., Нуртдинова А.Ф., Изд. Инфра — М., 2008.

16. Трудовое право России: Учебник / Отв. ред. Ю.П. Орловский, А.Ф. Нуртдинова. — М.: Юридическая фирма КОНТАКТ, ИНФРА — М, 2003.

17. Трудовое право. (Серия «Завтра экзамен») Магницкая Е.В., Евстигнеев Е.Н., СПб.: Питер, 2008, 2-е изд.


[1] Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ (ред. от 17.07.2009) «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».

[2] «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 в ред. от 25.11.2009 года СЗ РФ. — 11 сентября 2009. № 1 (ч.1) – ст.2.

[3] «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 в ред. от 25.11.2009 года СЗ РФ. — 11 сентября 2009. № 1 (ч. 1) – ст. 9. (часть вторая в ред. ФЗ от 30.06.06. № 90 – ФЗ).

[4] «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 в ред. от 25.11.2009 года СЗ РФ. — 11 сентября 2009. № 34 (ч. 10) – ст. 212. (в ред. ФЗ от 30.06.06. № 90 – ФЗ).

[5] «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 в ред. от 25.11.2009 года СЗ РФ. — 11 сентября 2009. № 26 (ч.7) – ст. 173.