Какие виды контроля входят в систему финансового контроля РФ
. Дайте характеристику общественного контроля
Финансовый контроль включает государственный финансовый контроль, общественный контроль и аудит (независимый контроль).
Государственный финансовый контроль. Этот контроль осуществляется в общегосударственной и ведомственной формах. Национальный контроль распространяется на все субъекты хозяйствования, независимо от формы ведомственной собственности или подчиненности. Этот контроль осуществляется как в масштабе Российской Федерации, так и в ее субъектах. На уровне местного самоуправления осуществляется муниципальный финансовый контроль.
Ведомственный государственный контроль осуществляется в рамках отдельных государственных ведомств. Для этого в составе функций, осуществляющих этот контроль, предусмотрены ведомственные органы финансового контроля. Основным объектом контроля является производственная и финансовая деятельность подведомственных организаций и учреждений. Для ведомственного контроля могут привлекаться аудиторы федеральной службы и их подразделения.
Общественный контроль осуществляется на основе государственных институтов и законов, которые обязывают органы исполнительной власти предоставлять информацию всем заинтересованным сторонам.
В организации общественного контроля важную роль играют средства массовой информации, выражающие интересы различных общественных организаций, партий и других структур. Деятельность общественного контроля основывается на информации, предоставляемой органами Федеральной статистической службы государства, государственного финансового контроля, в основном, счетными палатами, для которых реклама является важнейшим принципом деятельности.
Наряду с перечисленными выше видами финансового контроля в России используется такая форма финансового контроля, как аудит финансового контроля.
Аудит – это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.
Аудит включает в себя не только проверку достоверности финансовых показателей, но и, что не менее важно, разработку предложений по оптимизации хозяйственной деятельности с целью рационализации затрат и увеличения прибыли. Аудит можно определить как своеобразную экспертизу бизнеса.
2. В чем заключается цель аудита
Цель аудита – конкретная задача, на решение которой направлена деятельность аудитора; она определяется законодательством, системой нормативного регулирования аудиторской деятельности, договорными обязательствами аудитора и клиента.
Организация внутреннего аудита на предприятии и проблемы его совершенствования
... важнейших элементов внутреннего контроля являются специализированные службы внутреннего аудита. Внутренний аудит может проводить должностное лицо: внутренний аудитор или финансовый контролер с функциями внутреннего аудитора. В ... консультанта непосредственно при возникновении проблемы. Служба внутреннего аудита осуществляет свою деятельность на основе Положения, определяющего ее подчиненность, сферу ...
Целью аудита согласно закону об аудиторской деятельности в Российской Федерации является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.
Основная цель аудита может дополняться обусловленными договором с клиентом выявлением резервов лучшего использования финансовых ресурсов, анализом правильности исчисления налогов, разработкой мероприятий по улучшению финансового положения предприятия, оптимизации затрат и результатов деятельности, доходов и расходов.
3. Как организована система нормативного регулирования
аудита в РФ
В России с начала 1990-х годов был принят ряд нормативных актов различного уровня, регулирующих вопросы организации аудиторской деятельности в Российской Федерации.
К первому уровню относится федеральный закон «Об аудиторской деятельности», который призван регулировать аудит в Российской Федерации. Содержит основные понятия и принципы аудита, порядок проведения аудиторской деятельности, объекты и темы аудита, порядок государственного регулирования, сертификации, авторизации и стандартизации аудиторской деятельности, права, обязанности и ответственность аудиторов и аудиторов их клиенты.
К документам второго уровня могут быть отнесены указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, регламентирующие отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности:
К документам третьего уровня можно отнести правила (стандарты) аудиторской деятельности, одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ, разрабатываемые с целью установления норм аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности, включая арбитражный суд. Они в свою очередь подразделяются на три основные группы: общие правила (стандарты), правила (стандарты) проведения аудиторской проверки, правила (стандарты) составления отчета.
Четвертый уровень — нормативные акты министерств и ведомств, устанавливающие правила организации аудиторской деятельности и проведения аудитов применительно к конкретным отраслям, организациям и по конкретным вопросам. Все нормативные документы этого уровня приняты не ранее 1997 г., и их дальнейшее действие будет зависеть от направления развития аудита в стране и степени эффективности решения специфических отраслевых вопросов независимыми аудиторскими фирмами. Вероятно, на этом уровне могут быть разработаны и правила (стандарты) аудиторской деятельности, регулирующие специфические вопросы аудита.
Правовые основы медицинской помощи и лечения в Российской Федерации
... собой следующие задачи: рассмотреть правовую природу и источники правового регулирования медицинской деятельности; охарактеризовать формирование и развитие медицинского права в Российской Федерации; проанализировать правовые основы оказания отдельных видов медицинской помощи, таких как медицинская стерилизация человека, а ...
Пятый уровень — это стандарты внутреннего аудита, разработанные аудиторскими организациями на основе аудиторской практики. Документы этого уровня только детализируют документы более высокого уровня, они принимаются в разработке и не должны им противоречить. Содержание и форма таких документов улучшаются по мере формирования и расширения рынка аудиторских услуг и, как следствие, документов более высокого уровня.
Регулирование аудиторской деятельности также осуществляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Если указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и иные нормативные правовые акты противоречат Федеральному закону или иным федеральным законам, применяется Федеральный закон о ревизионной деятельности или соответствующий федеральный закон.
4. На каких принципах базируется аудит. Дайте характеристику принципу профессионального поведения
Аудиторская деятельность строится на соблюдении основных принципов аудита, которые и определяют всю деятельность проверяющего:
1. Научность. Это означает, что методология аудита должна основываться на диалектическом методе и экономической теории, которые более полно отражают объективную реальность. Аудит должен проводиться на основе требований рыночной экономики. Результаты аудита подтверждают или отклоняют вариант действий, основанный на существующих положениях науки менеджмента и теории контроля аудита, показывают научную истинность или ложность теоретической базы, построенной на некоторых исходных пунктах. Эта основа формируется в результате обобщения опыта, накопленного в практике аудита, и в результате развития его теории. Аудиторские услуги с точки зрения научного менеджмента включают в себя исследовательский элемент, поскольку они позволяют проверить, как определенная научная позиция, считающаяся истинной, может быть реализована в практике управления экономикой. Поэтому очень часто одитор — это ученый, обладающий определенными знаниями и навыками.
2. Системность, целостность и комплексность. Последовательность и целостность требуют во время аудитов рассматривать все аспекты объекта исследования не изолированно, а во взаимосвязи. Объект слушания рассматривается как целостная система, обеспечивающая глубину познания.
Сложность означает систематическое рассмотрение всех этапов, явлений, показателей деятельности хозяйствующего субъекта в их взаимозависимости, логическую, структурированную и организованную последовательность аудиторских процедур.
3. Сохранение системы. В практике аудита также необходимо руководствоваться принципом поддержания системы под контролем аудита. Суть данного тезиса состоит в том, что воздействие на систему при аудиторском контроле должно осуществляться в пределах, в которых практически не нарушаются все ее качественные и режимные характеристики. Если под влиянием аудиторов система качественно отличается от исходной, она может перейти в новые режимы работы, что затруднит оценку роли аудитора в достижении поставленной цели. Да и цель системы может измениться.
4. Сосредоточение контроля на определенных участках. При аудиторской проверке весьма затруднительно, а подчас и практически нецелесообразно изучать все стороны деятельности предприятий, причинные связи и зависимости (факторы).
Статистический анализ развития внешнеторговой деятельности Российской ...
... в статистике внешней торговли являются экспортные и импортные товары, приведенные в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ) [4], используемой в настоящее время в Российской Федерации ...
Поэтому принцип концентрации контроля над решающими сферами хозяйственной деятельности компании имеет большое методологическое значение.
5. Объективность — это способ мышления, который учитывает только факты, относящиеся к конкретному делу. Аудитор должен быть прямым, правдивым и искренним в своей профессиональной работе.
Аудиторский отчет, в котором он выражает свое мнение о надежности финансовой отчетности организации, должен точно отражать ее финансовое состояние. Точная и объективная оценка результатов деятельности хозяйствующего субъекта является необходимой предпосылкой для принятия обоснованных деловых решений пользователями информации. Объективность предполагает интеллектуальную честность — не просто честность в обычном смысле этого слова, но правдивость и объективность бизнес-подхода в целом, поскольку он подразумевает, что внешние аудиторы должны быть объективными, поскольку они независимы.
6. Честность. Аудитор не должен подтверждать то, в истинность чего не верит. Он должен быть человеком, который полностью понимает, «что хорошо, а что плохо», который не поддается искушениям жадности, жадности, жадности и обжорства.
7. Независимость. Аудиторы должны изучать проаудированные финансовые отчеты и другую информацию без предвзятости и быть беспристрастными по отношению к должностным лицам, представляющим финансовую информацию, и ее пользователям. Общественное признание профессионального статуса аудиторов основывается на признании их независимости. Каждый аудитор обязан формировать собственное суждение, и ничто не должно ставить под угрозу его беспристрастность. Аудитор независим тогда и только тогда, когда он свободен от чьего-либо контроля или влияния.
Профессиональное поведение означает, что аудитор должен соблюдать законы и нормативные акты и избегать любых действий, которые дискредитируют или могут дискредитировать профессию либо являются действиями, которые разумное и хорошо осведомленное стороннее лицо, обладающее всей необходимой информацией, расценит как отрицательно влияющие на хорошую репутацию профессии. Предлагая и продвигая свою кандидатуру и свои услуги, аудитор не должен дискредитировать профессию. Он должен быть честным, правдивым и не должен делать заявлений, преувеличивающих уровень услуг, которые он может предоставить, его квалификацию и приобретенный им опыт, давать пренебрежительные отзывы о работе других аудиторов или проводить необоснованные сравнения своей работы с работой других аудиторов.
5. Назовите виды аудита и охарактеризуйте обязательный аудит и аудит на соответствие
Обычно теория аудита рассматривает следующие виды аудитов: юридический аудит, операционный аудит, аудит соответствия, аудит финансовой отчетности.
Обязательный аудит – это ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.
Законом «Об аудиторской деятельности» (ст. 7) определено осуществление обязательного аудита в следующих случаях:
1) организация имеет организационно-правовую форму открытою акционерного общества;
2) организация является кредитной, бюро кредитных историй страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные исчисления, производимые физическими и юридическими лицами, фондом, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;
Учет, аудит, анализ финансовых результатов производственного предприятия
... учета, аудита и анализа финансовых результатов деятельности ООО «ОРГАНИЗАЦИЯ» и определение основных направлений совершенствования использования финансовых результатов. Объектом исследования являются операции по формированию и использованию финансовых результатов коммерческой организации. Объектом исследования является ООО «ОРГАНИЗАЦИЯ». Анализ учета, анализа и аудита финансовых результатов ...
3) объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции за один год превышает в 500 тыс. раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда, или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тыс. раз минимальный размер оплаты труда;
4) организация является государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели его деятельности соответствуют указанным выше. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть понижены;
5) обязательный аудит в отношении этих организаций или индивидуальных предпринимателей предусмотрен федеральным законом.
Проведение обязательного аудита имеет следующие особенности.
1. Обязательный аудит счетов может проводиться только независимыми аудиторами и не может проводиться индивидуальными аудиторами.
2. При проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25%, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам размещения заказа на оказание таких услуг в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
3. Аудиторская проверка аудируемых лиц, в бухгалтерской (финансовой) документации которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, т.е. путем получения аудиторской организацией и (или) работающими в ней аудиторами допуска к работе со сведениями, составляющими государственную тайну.
4. При проведении обязательного аудита аудиторские организации обязаны застраховать риск ответственности за нарушение договора.
Операционный аудит проводится как проверка какой-либо части процедур и методов работы экономической системы с целью оценки ее производительности и эффективности. Результатом аудита является передача руководящему составу рекомендаций по совершенствованию деятельности.
Аудит на соответствие принятым требованиям проводится в целях установления:
- соответствия бухгалтерской отчетности принципам бухгалтерского учета;
- соответствия действий налогоплательщиков требованиям налогового законодательства;
- соответствия деятельности государственных организаций установленным вышестоящими органами предписаниям;
- соответствия действий внутренних подразделений организации требованиям и правилам, закрепленным распоряжениями администрации, и т. д.
Обзор финансовой отчетности определяет, соответствует ли финансовая отчетность определенным критериям. Обычно критериями являются применимое законодательство и различные инструкции по бухгалтерскому учету. Также широко распространена практика аудита финансовой отчетности на основе доступной информации о денежных потоках или других основах, типичных для бухгалтерской функции аудируемой экономической системы. Бухгалтерская отчетность в самом общем случае включает бухгалтерский баланс и приложения к нему, а также сопутствующие документы (справки, расшифровки, объяснительные записки и т. д.), на которые в них имеются ссылки.
Организация внутреннего аудита на предприятии
... Службы внутреннего аудита в украинских организациях и предприятиях будет способствовать создание по инициативе Аудиторской палаты Украины специального органа по разработке стандартов внутреннего аудита. Международным стандартом аудита 400 «Оценка рисков и внутренний контроль» предусмотрено, что аудитор ...
Обзор финансовой отчетности основан на предположении, что она будет использоваться разными группами для разных целей. Следовательно, для независимого аудитора более эффективно провести аудит и предоставить заключение, на которое могут положиться все пользователи, а не тот, в котором каждый пользователь будет проводить свой собственный аудит.
6. В каких случаях может быть аннулирован аттестат аудитора
В соответствие с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» (ст. 16 п. 1) основаниями для аннулирования квалификационного аттестата аудитора являются следующие факты:
1) Установлен факт получения квалификационного аттестата с использованием подложных документов;
2) Вступил в законную силу приговор суда, предусматривающий наказание в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течение определенного срока;
3) Установлен факт несоблюдения следующих требований: неразглашение сведений, составляющих аудиторскую тайну; независимость аудитора;
4) Установлен факт систематического нарушения аудитором при проведении аудита требований, установленных законодательством РФ или федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности;
5) Установлен факт того, что в течение двух календарных лет подряд аудитор не осуществлял аудиторскую деятельность;
6) Аудитор нарушает требование о прохождении обучения по программам повышения квалификации.
7. Назовите формальные критерии независимости аудиторской организации
Критерии независимости аудиторских органов установлены статьей 12 закона «Об аудиторской деятельности». Они состоят в ограничении случаев проведения аудита.
Так, аудиторские организации не могут осуществлять:
1) аудиторами, являющимися учредителями (участниками) аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;
2) аудиторами, состоящими с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов);
3) аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых являются учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;
4) аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых состоят в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;
Планирование аудиторской проверки
... определяет роль внутреннего аудита, а также необходимость привлечения экспертов к процессу аудита. 1.2. Оценка системы внутреннего контроля. В ходе аудиторской проверки аудитор обязан разобраться в ... риски системы внутреннего контроля. Эти вопросы подробнее будут рассмотрены параграфах данной работы. В ходе аудита могут возникнуть причины пересмотреть некоторые положения общего плана аудита. Аудитор ...
5) аудиторскими организациями в отношении аудируемых лиц, являющихся их учредителями (участниками), в отношении аудируемых лиц, для которых эти аудиторские организации являются учредителями (участниками), в отношении дочерних организаций, филиалов и представительств указанных аудируемых лиц, а также в отношении организаций, имеющих общих с этой аудиторской организацией учредителей (участников);
6) аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, оказывавшими в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудиторской проверки, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности физическим и юридическим лицам, – в отношении этих лиц.
Порядок выплаты и размер денежного вознаграждения аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам за проведение аудита (в том числе обязательного) и оказание сопутствующих ему услуг определяются договорами оказания аудиторских услуг и не могут быть поставлены в зависимость от выполнения каких бы то ни было требований аудируемых лиц о содержании выводов, которые могут быть сделаны в результате аудита.
8. В чем заключается ответственность аудируемого лица
Ответственность аудиторов за качество оказываемых ими аудиторских услуг определяется Гражданским кодексом Российской Федерации; Уголовным кодексом; Федеральным законом «Об аудиторской деятельности», и может быть условно разделена на четыре части:
- перед клиентом (в связи с нарушением условий договора, гражданского законодательства или небрежностью при оказании услуг).
Во избежание ошибок аудит следует проводить в соответствии с общепринятыми стандартами аудита. Обязательства сторон и ответственность аудитора должны быть четко указаны в контракте. Аудитор должен письменно уведомить клиента о необходимости каких-либо изменений в системе учета или предоставлении необходимых документов;
- перед третьими лицами. В качестве подтверждения своей правоты аудитор должен опираться на общепринятые стандарты аудита и доказать непричастность третьей стороны к договору;
- уголовная;
- связанная с соблюдением конфиденциальности.
В случае неоднократного (два и более раз) неквалифицированного проведения аудиторских проверок аудитор может быть лишен лицензии.
Осуществление аудиторской деятельности одним аудитором без получения специальной лицензии влечет взыскание с единого аудитора установленного федеральным законом штрафа в размере от 100 до 300 минимальных размеров оплаты труда.
9. Что такое риск необнаружения
Неспособность идентифицировать риск обычно понимается как субъективно определяемая аудитором вероятность того, что аудиторские процедуры, применяемые во время аудита, не позволяют идентифицировать фактические существенные нарушения, по отдельности или в совокупности.
Реферат существенность и аудиторский риск
... аудиторской деятельности, понятие аудита, его цели и задачи; 2)рассмотреть этапы проведения аудита, этапы определения существенности, методикуее определения, а также взаимосвязь существенности и аудиторского риска. Раздел 1. Теоретические основы аудиторской деятельности 1.1 Понятие аудита. Его цели и ...
Аудитор определяет приемлемый риск неразглашения информации на основе оценки рисков внутри компании и контроля. Верификацию следует планировать таким образом, чтобы минимизировать риск необнаружения.
Риск необнаружения — это показатель эффективности и качества работы аудитора. Это зависит от профессионализма аудитора в планировании и организации аудита, определении репрезентативной выборки, применении необходимых и достаточных аудиторских процедур, а также от такого важного фактора, как квалификация аудиторов, участвующих в аудите.
Для надлежащего планирования и организации аудита аудитор должен не только оценивать аудиторский риск, но и понимать взаимосвязь между его компонентами и уровнем существенности. Между риском необнаружения и комбинацией внутрихозяйственного риска и риска средств контроля существует обратная связь. Если аудитор считает внутрихозяйственный риск и риск средств контроля высокими, он обязан снизить, насколько возможно, риск необнаружения, т. е. вынужден работать более детально и тщательно, модифицировать применяемые аудиторские процедуры, изменяя их количество или содержание, увеличивать затраты труда и времени, необходимые для проверки. Если в ходе планирования выяснилось, что внутрихозяйственный риск и риск средств контроля имеют достаточно низкие значения, аудитор может позволить себе снизить реальные трудозатраты, применить менее трудоемкие методы получения аудиторских доказательств.
При планировании проверки аудитор должен учитывать, что между уровнем существенности и степенью аудиторского риска есть обратная зависимость. Чем выше уровень существенности, тем ниже аудиторский риск, и наоборот. Если по ходу выполнения проверки аудитор принимает решение о снижении уровня существенности, то он должен скорректировать в сторону снижения и общий аудиторский риск. Сделать это аудитор может, воздействуя либо на риск средств контроля, либо на риск необнаружения. Снижение риска средств контроля предполагает расширение применяемых тестов средств контроля. Для снижения риска необнаружения следует расширить круг применяемых аудиторских процедур, оценить возможность применения аудиторских процедур других типов, повысить объемы аудиторских выборок. Можно также привлечь более квалифицированных аудиторов или увеличить продолжительность проверки.
Аудитор должен оценивать риски, от него не зависящие, как можно раньше и как можно тщательнее, поскольку риск необнаружения напрямую связан с объемом работы, объем работы – с себестоимостью, а себестоимость – с общей стоимостью аудита. Если аудитор и клиент договорились о фиксированной стоимости аудита, а высокие риски аудита выявились уже после того, как был подписан соответствующий договор и фактически начата работа, аудитор рискует понести ущерб, связанный с незапланированным ростом объема работ. Если в договоре на проведение аудиторской проверки установлена предполагаемая стоимость работ, то увеличение этой стоимости в полтора-два раза вряд ли вызовет понимание у клиента, а соответствующие переговоры серьезно усложнят жизнь аудитору.
Все, что касается оценки рисков, а также сопутствующие расчеты, мотивация их выбора и изменения должны документироваться. Во-первых, эти рабочие документы служат подтверждением того, что аудиторская проверка планировалась и проводилась .с необходимой тщательностью и надлежащим качеством. Во-вторых, обобщение и изучение данных рабочих документов позволит проанализировать, правильно ли были оценены и спланированы риски. Такие исследования важны для формирования политики аудиторской организации, повышения качества оказываемых ею услуг.
Аудиторский риск, сущность и основные компоненты
... других заинтересованных сторон на результаты аудита и риск финансовых потерь в результате проведения аудиторской деятельности. Риск аудитора (аудиторский риск) означает вероятность того, что ... риска средств контроля аудитор должен отразить в общем плане аудита, а уточняющие оценки (если таковые имеются) — в рабочей документации по проверке. Риск необнаружения означает риск того, что аудиторские ...
10. Что представляет собой репрезентативная выборка
Репрезентативная (представительная выборка) – это выборка, характерные особенности которой такие же, как и у генеральной совокупности.
Требование репрезентативности выборки содержит п. 2.1. российского стандарта: отмечается, что обычно выборка должна быть репрезентативной, т. е. представительной. Согласно правилу (стандарту) для обеспечения репрезентативности выборки необходимо использовать либо случайный, либо систематический отбор, либо их комбинацию. Причем в соответствии с принципом методической самостоятельности метод аудитор может выбирать сам.
На практике аудиторы не знают, является ли выборка представительной (даже после завершения всего тестирования).
Однако они могут повысить ее представительность, проявляя должную тщательность при определении ее объема, в самом отборе и оценке результатов.
Требование репрезентативности предполагает, что все элементы изучаемой совокупности имеют равную вероятность попасть в выборку.
11. Каковы цели планирования аудита
Планирование, являясь начальным этапом проведения аудита, включает в себя разработку аудиторской организацией общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также разработку аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации.
Аудиторская организация и индивидуальный аудитор обязаны планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно.
Планирование аудита предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур.
Аудиторская организация должна согласовать с руководством экономического объекта основные организационные вопросы, связанные с проведением аудита.
Планирование аудитором своей работы способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно. Планирование позволяет эффективно распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координировать такую работу. Затраты времени на планирование работы зависят от масштабов деятельности аудируемого лица, сложности аудита, опыта работы аудитора с данным лицом, а также знания особенностей его деятельности.
12. В чем сущность принципа комплексного планирования аудита
Будучи начальным этапом проведения аудита, планирование состоит в разработке аудиторской организацией:
- стратегии аудита, выражающейся в разработке общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита;
- детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур;
- в разработке аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации.
Принцип комплексности планирования аудита означает обеспечение взаимоувязанности и согласованности всех этапов планирования – от предварительного планирования до составления общего плана и программы аудита.
13. Какова роль стандартов в аудите
Стандарт в широком смысле слова – образец, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других объектов; нормативно-технический документ по стандартизации, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентным органом.
Стандарты аудита позволяют достичь наибольшей объективности в выражении аудиторского мнения, в части соответствия финансовой (бухгалтерской) отчетности общепризнанным принципам ведения учета и формирования финансовой отчетности. Система стандартов аудита обеспечивает условие единообразия аудиторской деятельности, которое необходимо вследствие большого числа методик, применяемых в аудиторской практике, и сложности их сопоставления. Стандарты указывают на единые базовые требования, регламентирующие нормативы по качеству и надежности аудита и обеспечивающие необходимый уровень гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении. Они представляют собой единые требования ко всем аспектам аудиторской деятельности, которые должны соблюдать субъекты аудиторской деятельности. Стандарты разработаны таким образом, чтобы аудитор независимо от условий проведения аудиторской проверки, неукоснительно их соблюдал.
Значение стандартов состоит в том, что они:
- регулируют аудиторскую деятельность на государственном уровне;
- обеспечивают проведение аудиторской проверки в соответствии с основными принципами аудита, чем гарантируют ее качество;
- обеспечивают понимание пользователями процесса и конечного продукта аудиторской проверки;
- позволяют установить общественно-положительный имидж аудиторской профессии;
- обеспечивают взаимосвязь отдельных элементов аудиторского процесса.
14. Какими документами оформляется результаты планирования аудита. Охарактеризуйте общий план аудита
Результаты процесса планирования в соответствии с порядком, установленным федеральным стандартом №3 «Планирование аудита», оформляются в двух документах: плане аудита и программе аудита. В соответствии с данными, полученными в ходе планирования (стоимость и длительность проверки), составляется и заключается договор.
Общий план – это руководство осуществления программы аудита. В процессе проведения аудиторской проверки у аудиторской организации могут возникнуть основания для пересмотра отдельных положений общего плана. Вносимые в план изменения, а также причины изменений аудитору следует подробно документировать.
В общем плане необходимо предусмотреть сроки проведения аудита и составить график его проведения, подготовки отчета (информации руководству экономического субъекта) и аудиторского заключения. В процессе планирования необходимо учесть реальные трудозатраты, уровень существенности, проведенную оценку аудиторских рисков.
В общем плане аудиторская организация определяет способ проведения аудита на основании результатов предварительного анализа, оценки надежности системы внутреннего контроля и рисков аудита. Когда принимается решение о проведении выборочного аудита, аудитор формирует аудиторскую выборку.