Реферат управление безопасностью коммерческого банка

Курсовая работа

В связи с неблагоприятной политической ситуацией в нашей стране, в том числе в области экономики и финансов, вопросы, касающиеся реализации эффективной финансовой политики государства, приобретают особую актуальность. Поэтому особенно важно изучить основные факторы развития финансов, выделить основные концепции их использования и обозначить основные принципы функционирования финансовых отношений. Для эффективной концентрации финансовых ресурсов на основных направлениях экономического и социального развития государства необходимо разрабатывать долгосрочные концепции и целевые программы, не допуская распыления финансов на второстепенные цели. Поэтому финансовая политика государства должна быть гибкой в ​​решении конкретных задач развития общества, своевременном изменении способов организации финансовых связей, распределения финансовых ресурсов.

Следует отметить, что для эффективной реализации основных задач государственной финансовой политики необходимо четкое понимание сущности, целей и механизма организации и функционирования финансовой политики, а также ее основных элементов. Опыт зарубежных стран в этом направлении интересен, поскольку для развития финансовой системы России будет полезно изучить и применить большой опыт зарубежных стран, которые уже создали успешно функционирующие финансовые органы. Все это определяет актуальность и особую важность в изучении данной темы.

Объектом курсовой работы является финансовая политика государства.

Предметом исследования выступают механизмы совершенствования финансовой политики государства.

Целью данной работы является рассмотрение финансовой политики государства в современных условиях.

Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходимо детально рассмотреть следующие задачи :

23 стр., 11346 слов

Финансовая стратегия и финансовая тактика государства. Финансовая ...

... развитие общества, на которое влияет государство через финансовую стратегию и тактику. Предметом данного курса является финансовая стратегия и тактика государства на примере Республики Казахстан, Российской Федерации. Целью нашей курсовой работы является изучение финансовой политики государства, которая включает финансовую стратегию и тактику государства и ...

рассмотреть понятие, цели и принципы финансовой политики; изучить направления финансовой политики; раскрыть основные инструменты финансовой политики; изучить эволюцию финансовой политики Российской Федерации дать характеристику современной финансовой политики Российской Федерации; изучить воздействие финансовой политики на экономику Российской Федерации; раскрыть проблемы финансовой системы Российской Федерации; проанализировать механизмы повышения эффективности финансового регулирования.

Теоретико-методологическую основу исследования для данной курсовой работы служили периодические издания, учебно-методические материалы современных авторов.

Эмпирическую базу исследования составили: статистические данные Росстата, аналитические доклады, годовой отчет Банка России, указы и законы.

Структура работы представлена введением, основной частью, состоящей из трех глав (первая глава – « Сущность финансовой политики », вторая – « Анализ финансовой политики Российской Федерации», третья – «Рекомендации по повышению эффективности финансовой политики Российской Федерации»), заключением и списком использованных источников.

1 Сущность финансовой политики

1.1 Понятие, цели и принципы финансовой политики

Как известно, политическая активность государства затрагивает все сферы общественной жизни, в том числе финансовую. В учебной и научной литературе существует большое количество различных определений понятия «финансовая политика». Некоторые ученые определяют финансовую политику как «совокупность государственных мер по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций». Таким образом, под финансовой политикой понимается определённая деятельность государственных органов, связанная с использованием финансовых отношений для выполнения своих функций государством [1].

Применение финансовой политики в качестве средства (инструмента) выполнения функций государства в любом случае приведёт к конфликту интересов государственных органов власти, органов местного самоуправления с другими субъектами финансовой системы, а именно с хозяйствующими субъектами и населением страны.

Труды отечественных экономистов внесли огромный вклад в изучение концепции финансовой политики. Среди которых необходимо выделить работы профессора В. В. Лаврова. Раскрывая сущность концепции финансовой политики, он определил ее связь с учетом и контролем за производством, количеством работ и распределением продукции. Эти аспекты были основными при определении ближайших задач финансовой политики в области национальных банков, монополизации внешней торговли, государственного контроля за денежным обращением и введения налогов. Финансовая политика рассматривалась, тогда как одна из основных в области государственного регулирования экономики и связывалась с обеспечением финансовой централизации, концентрации сил и средств для экономических преобразований [2].

23 стр., 11330 слов

Управление финансовыми ресурсами муниципального района

... финансовой политики и межбюджетных отношений регионального и муниципального уровней, исходя из сформировавшихся экономических условий. финансовый ресурс муниципальный бюджет Задачи работы: . Рассмотрим теоретические основы современной модели местного самоуправления в Российской Федерации. .Раскройте понятие финансовой ...

Итак, советские учёные, изучая понятие и сущность определения финансовой политики, понимали под этим определением, прежде всего, политику использования финансов в системе стоимостной, денежной формы реализации экономических законов товарного производства, концентрированного выражения через финансы системы денежных отношений в экономике. Финансовая политика была определена как искусство пропорционального распределения через организацию и использование средств финансовых ресурсов в интересах создания условий для увеличения натуральной и денежной базы национальной экономики.

Следовательно, государственную финансовую политику следует рассматривать как часть социально-экономической политики государства, направленной на неуклонное увеличение финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы государства. Отказ от необходимости сбалансированного роста финансовых ресурсов, как показывает мировая практика, приводит к деградации самой финансовой системы, к упадку и коллапсу экономики.

При этом принципы финансовой политики государства в каждом конкретном случае, в каждом отдельном государстве, в определенный период могут измениться.

Первый принцип финансовой политики можно понимать как постоянное воздействие на развитие производства, поддержку эффективной предпринимательской деятельности и повышение уровня занятости населения.

Второй принцип государственной финансовой политики — это мобилизация и использование финансовых ресурсов для обеспечения социальных гарантий. Другими словами, этот принцип можно определить как исследование и постоянное совершенствование форм и методов мобилизации и использования финансовых ресурсов для достижения целей социальных гарантий и других типов потребностей граждан.

Третий принцип финансовой политики — влияние финансовой политики на рациональное использование природных ресурсов, ограничение использования технологий, угрожающих здоровью граждан. На практике так кажется, поэтому государственные структуры требуют от хозяйствующих субъектов компенсации затрат на очистку окружающей природной среды, а затем за счет финансовых источников закрывают вредные производства и внедряют передовые ресурсосберегающие технологии.

59 стр., 29069 слов

Управление финансовыми ресурсами предприятия на примере ОАО «Казаньоргсинтез

... совершенствованию управления финансовыми ресурсами организации» очень актуальна. Цель работы - изучить методы обучения и использования финансовых ресурсов компании. Задачами работы в связи с указанной темой являются: Изучите источники обучения и структуру финансовых ресурсов предприятия. Проанализировать ...

На основе изученных определений финансовой политики можно выделить ее основные цели [3]:

1) Повышение объема и эффективности использования финансовых ресурсов. Эффективное использование финансовых ресурсов имеет важное значение для контроля воздействия финансовой политики на экономику. Отказ от учета повышения эффективности использования финансовых ресурсов при разработке и реализации финансовой политики может привести к неэффективному использованию средств, уменьшению источников удовлетворения экономических и социальных потребностей, постоянно растущему предприятию.

2) Оздоровление и структурная перестройка экономики: увеличение в общем объеме производства доли отраслей второй группы, уменьшение затрат на ВПК, повышение эффективности денежного обращения, и в перспективе восстановление конвертируемости рубля.

3) Достижение более высокого уровня жизни населения на основе развития отраслей промышленности и сельского хозяйства. Социальная направленность финансовой политики реализуется не только в получении возможностей увеличения финансовых ресурсов, направленных на повышение благосостояния людей, но и в новом подходе к основной цели финансовой политики. Уровень жизни населения сегодня определяется как величина, определяющая совершенствование производства, направление и структуру использования финансовых ресурсов.

В научной литературе выделяются и другие цели финансовой политики государства, такие как: уменьшение темпов инфляции (что особо значимо сейчас, так как инфляция в настоящее время представляет собой одну из первостепенных проблем государства, угрожающую благосостоянию населения), урегулирование экономических циклов (то есть применение финансовой политики в качестве способа для борьбы со спадами).

В то же время можно сказать, что эти цели по сути вытекают из главной задачи финансовой политики: обеспечить высокий уровень благосостояния граждан страны.

Основной целью государственной финансовой политики должно быть формирование финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышение уровня и качества жизни населения.

Таким образом, главная цель финансовой политики заключается в выполнении точных стратегических задач и решении тактических вопросов применения функционального предназначения финансов [4].

На стратегические задачи финансовой политики оказывают влияние внешние и внутренние условия, а так же наличие финансовых ресурсов, функционирование товарно-денежных отношений, государственного устройства и т. п.

Задачами финансовой политики являются 5:

формирование условий для создания максимально возможных финансовых ресурсов; рациональное с точки зрения государства распределение и использование финансовых ресурсов; организация, регулирование и стимулирование экономических и социальных процессов финансовыми методами; разработка финансового механизма и его постоянное развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами.

13 стр., 6049 слов

Совершенствование социальной политики государства

... самоуправления и трудовыми коллективами. Основы изучения социальной политики. Основные направления в социальной политике В целом социальная политика государства сводится к перераспределению доходов в обществе, ... позволит государству существенно сэкономить, а сэкономленные ресурсы можно будет направить нуждающемуся населению. [16] Жилищная политика В России одной из важнейших социальных проблем ...

Таким образом, можно сказать, что сущность и содержание финансовой политики достаточно сложны, так как она охватывает большой комплекс мероприятий, таких как: разработка основной концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач; управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

1.2 Направления финансовой политики

Основу финансовой политики составляют стратегические ориентиры, определяющие долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривающие решение основных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны страна. Параллельно органы государственной власти формируют текущие тактические цели и задачи в сфере финансовых отношений, которые направлены на решение основных проблемам, существующих в государстве, а именно, в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, стабилизации экономических и социальных процессов и совершенствования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики. Данные мероприятия связаны между собой и зависимы друг от друга [6].

Финансовый механизм является наиболее динамичной частью финансовой политики, поскольку изменения связаны с решением различных тактических задач, поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все текущие особенности в экономической и социальной сферах государства. При этом следует отметить, что это может быть так: одни и те же финансовые отношения могут быть организованы совершенно по-разному. То есть отношения, возникающие между государством и юридическими лицами при формировании бюджета, могут быть основаны на сборе налогов или неналоговых платежей. При этом система налогов может состоять из разных перечней прямых и косвенных, общегосударственных и местных налогов, и каждый налог будет иметь особый субъект, объект обложения, ставки, льготы и другие элементы, которые меняются с развитием налогового законодательства.

В состав финансовой политики многие экономисты включают фискальную и денежно-кредитную политику, хотя они часто рассматриваются как независимые области финансовой политики. Рассмотрим каждую из них подробнее.

Бюджетная политика Российской Федерации включает Бюджетный кодекс, другие законодательные акты, в соответствии с которыми определяется форма структуры государственного бюджета и регулируется весь бюджетный процесс. То есть, суть бюджетной политики заключается в формировании источников доходов государственного бюджета, в структуре расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в определении источников и способов покрытия бюджетного дефицита, форм и методов управления государственным долгом. От итогов решения данных вопросов зависит социально-экономический ориентир бюджетной политики, а также тип построения модели бюджетного федерализма, это касается государств с федеративным устройством [4].

8 стр., 3788 слов

Понятие финансового права

... критически. глава 1. Понятие и значение финансового права как отросли права Финансовое право Закон о финансах - это инструмент, с помощью которого государство осуществляет свою финансовую деятельность. Таким образом, сфера ... июля, в США - с 1 октября. Принципы финансового планирования во многом зависят от типа государства и той финансовой политики, которую оно про­водит. В демократических странах ...

Следует отметить, что фискальная политика включает фискальную, таможенную, инвестиционную политику и политику управления государственным кредитом, которые также можно считать относительно независимыми областями.

Налоговая политика — это политика, направленная на формирование налоговой системы, которая выбирает состав налогов, размер налоговых ставок, льготы и штрафы по каждому виду налога. В ее основные задачи входят: фискальные (мобилизация денежных средств в бюджеты всех уровней); экономические или регулирующие (стимулирование или ограничение развития сфер экономики, деловой активности внутри страны); контролирующие (организация контроля при помощи систем и методов налогообложения за деятельностью хозяйствующих субъектов и граждан).

Основной целью налоговой политики выступает обеспечение бюджетов всех уровней финансовыми ресурсами [5].

Таможенная политика — это особая область фискальной и ценовой политики, которая использует свои собственные специфические формы и методы для воздействия на экономику государства в зависимости от конкретных экономических целей во взаимодействии с другими государствами. Государство, используя методы и инструменты таможенной политики, может регулировать доступ на внутренний рынок для импорта товаров и услуг, а также регулировать экспорт товаров и услуг.

Инвестиционная политика направлена ​​на создание условий для привлечения внутренних и иностранных инвестиций, в основном в реальный сектор экономики. Инвестиционная политика, являясь частью финансовой политики, осуществляется на разных уровнях корпоративного управления и финансового менеджмента. Основная задача инвестиционной политики — создать для инвесторов благоприятные условия для вложения финансовых ресурсов в российскую экономику, то есть чтобы капитал не уходил из России, а, наоборот, был постоянный приток иностранного капитала.

Политика управления государственным кредитом направлена на обеспечение деятельности государства в качестве заемщика, кредитора и гаранта, то есть это совокупность действий государства, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга, выпуском и размещением новых займов, поддержанием вторичного рынка долговых обязательств, регулированием рынка государственного кредита. В РФ данную деятельность осуществляют Министерство финансов РФ и Центральный банк РФ, которые определяют общий объем бюджетного дефицита, объем и характер займов, необходимых для его финансирования 6.

Денежно-кредитная политика — это часть социально-экономической политики, которая направлена ​​на борьбу с инфляцией, безработицей и обеспечение стабильных темпов экономического развития.

17 стр., 8119 слов

Основные элементы методологии государственной кадровой политики

... с преобладанием функции кадрового обеспечения государственного управления. Принципы государственной кадровой политики – это основные положения и правила, регламентирующие кадровую политику. Они имеют ... участвуют в управлении кадровыми процессами. Государство выступает главным (но не единственным) субъектом кадровой политики. Государственная кадровая политика формируется государством с учетом и ...

Следует отметить, что в состав денежно-кредитной политики входят денежно-кредитная, кредитная, ценовая и финансовая политика на рынке ценных бумаг, которые также можно рассматривать как относительно самостоятельные направления.

Денежная политика связана с обеспечением устойчивости денежного обращения (через управление эмиссией), контроль инфляции, регулирование национальной валюты.

Кредитная политика связана с обеспечением своевременности и бесперебойности расчетов народного хозяйства и в других звеньях финансовой системы (через регламентацию и организацию деятельности банковской системы).

Ценовая политика направлена на регулирование и корректировку цен и тарифов на товары (работы и услуги) предпринимательских структур — монополистов; формирование и утверждение цен на использование или реализацию естественных ресурсов страны — недр, земли, водных, лесных и других ресурсов [4].

Финансовая политика на рынке ценных бумаг направлена на управление деятельностью финансового рынка (то есть через регламентацию, эмиссию и размещение государственных и корпоративных ценных бумаг и регулирование их оборота (курсы покупки и продажи); через увеличение или снижение Центральным банком ставок рефинансирования, что влияет на уровень доходности на рынке ГКО-ОФЗ, и контроль уровня доходности при репатриации капиталов нерезидентов)7.

Так же необходимо отметить понятие и роль международной финансовой политики, которая направлена на управление валютно-финансовыми и кредитными отношениями в сфере международных отношений, связанных как с международным разделением труда, с формированием и погашением государственного долга, так и с участием в деятельности международных организаций, в том числе, и в международных финансовых организациях.

1.3 Инструменты финансовой политики

Двигатель финансовой политики — это динамичный способ управления финансами. В зависимости от изменений во внешней и внутренней среде, она требует изменения ее структуры, улучшения в целом или отдельных ее элементов, методов и инструментов4. Финансовый механизм приводит в движение финансовую систему в соответствии с принятой государством концепцией финансовой политики. Следовательно, о ее эффективности можно судить по степени соответствия данной концепции текущей социально-экономической ситуации в стране и наоборот.

Финансовая политика государства направлена ​​на управление финансовыми ресурсами страны. Поскольку обращение финансовых ресурсов и доходов носит двусторонний характер, можно выделить механизм формирования финансовых ресурсов и механизм их использования. Они различаются не только спецификой форм, методов и инструментов, но и определением целей. Целью механизма формирования финансовых ресурсов является оказание полной финансовой поддержки органам государственной власти и коммерческим структурам. В свою очередь, механизмы использования финансовых ресурсов направлены на их эффективное и рациональное использование.

30 стр., 14876 слов

Тема работы Совершенствование кадровой политики предприятия УДК

... по совершенствованию кадровой политики. 2 3 Перечень графического материала (с точным указанием обязательных чертежей) Табличные данные: характеристики кадровой политики, основные экономические показатели деятельности ПАО «Сбербанк России» за г.г. млрд. руб., ряд ...

Государство через элементы финансового механизма регулирует финансовые отношения. Из-за большого разнообразия таких отношений структура финансового механизма довольно сложна. Он включает в себя различные элементы, соответствующие изменчивости финансовых отношений.

Следовательно, множественность финансовых взаимоотношений определяет большое количество элементов механизма финансовой политики.

Однако большинство ученых придерживаются мнения, что элементы финансового механизма включают в себя все многообразие видов, форм, способов организации финансовых отношений.

Отнесение видов, форм, методов организации финансовых отношений к отдельным элементам финансового механизма не совсем оправданно, поскольку они функционируют лишь относительно самостоятельно, являясь одновременно взаимосвязанными и взаимозависимыми. Финансовый механизм призван регулировать финансовые отношения, которые имеют, как уже отмечалось, многосторонний характер. Виды, формы, методы организации финансовых отношений регулируют лишь конкретную сторону финансовых отношений, выступая, таким образом, своеобразным инструментарием в рамках определенного элемента регулирования.

Следовательно, виды, формы, методы организации финансовых отношений изменяются в зависимости от того, в рамках какого элемента механизма управления они используются, выступая своеобразным инструментарием конкретного элемента. Они формируют уже конкретные механизмы, приводящие в движение финансовые ресурсы в публично-правовой форме.

В связи с этим можно утверждать о том, что финансовый механизм включает в себя три крупных элемента — финансовое планирование, финансовое регулирование и финансовый контроль, использующих для реализации своих задач определенный инструментарий, состоящий из видов, форм, методов организации финансовых отношений 8. Набор элементов финансового инструментария зависит от того, какие задачи ставит перед собой государство на том или ином промежутке времени, а также от того, в рамках какого элемента управления они применяются.

Государственное финансовое планирование реализуется, прежде всего, в показателях системы бюджетов органов государственной власти и местного самоуправления, а также внебюджетных фондов. Основными финансовыми планами органов государственной власти и местного самоуправления являются бюджеты соответствующих уровней, бюджеты внебюджетных фондов, сводный финансовый баланс страны и среднесрочные финансовые планы субъектов (муниципальных образований).

Параметры финансовых планов характеризуют перспективное состояние финансов и потребности в финансовых ресурсах 9.

Процесс финансового планирования продолжается непрерывно в связи с возникающими задачами финансовой политики, а также в целях обеспечения возможности достижения планируемых показателей в соответствии с изменяющимися условиями среды.

13 стр., 6070 слов

Статистический анализ развития внешнеторговой деятельности Российской ...

... Российской Федерации в 2012-2016 годах на примере России и Дальнего Востока. Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи: рассмотреть основные особенности и объект изучения статистики внешней торговли; ...

По нашему мнению, финансовое планирование как элемент финансового механизма представляет собой целенаправленную деятельность субъектов управления финансами по определению ожидаемых параметров и показателей формирования и использования государственных финансовых ресурсов, составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению финансовых планов с целью обеспечения воспроизводственного процесса и реализации государственной финансовой политики.

Следующим элементом механизма финансовой политики является финансовое регулирование, которое играет особую роль в реализации финансовой стратегии Правительством 9. В общем виде финансовое регулирование можно представить как целенаправленное воздействие органов публичной власти и управления на процесс общественного воспроизводства или их вмешательство в экономику для исправления «ошибок» рынка и возникающих диспропорций.

Из изложенного выше можно сделать, по крайней мере, два вывода.

Во-первых, государственная финансовая политика должна выступать средством решения социально-экономических задач общества, а не быть инструментом достижения целей тех или иных органов власти, преследующих собственные интересы.

Во-вторых, финансовая политика государства должна учитывать интересы всех субъектов финансовой системы, а не только органов государственной власти.

2 Анализ финансовой политики Российской Федерации

2.1 Эволюция финансовой политики Российской Федерации

Система управления финансами основана на финансовой политике государства, которую разрабатывают и осуществляют законодательная и исполнительная ветви власти. Необходимость формирования и систематического регламентирования финансовой политики возникла с развитием капитализма. Непосредственное влияние на составление и реализацию программ финансовой политики оказал экономический кризис 1929-1933 гг., который поставил под сомнение возможность рыночной системы к самостоятельному регулированию экономики без непосредственного вмешательства государства. Основные принципы финансовой политики были описаны в работах Джона Кейнса и его последователей. В 30-40—е годы ХХ в. задачи финансовой политики в основном заключались в ослаблении влияния кризисов на экономику, повышению активности хозяйствующих субъектов и повышению платежного спроса 10. В 60—х годах цели и задачи финансовой политики и взгляды ученых на нее изменились, основной ее задачей стали достижение высокой занятости и стимулирование увеличения темпов экономического роста. В 70—х годах основным направлением финансовой политики становится борьба с инфляцией и формирование высокой занятости населения, стимулирование экономического роста, выравнивание платежного баланса и др.

Финансы и финансовая политика являются взаимосвязанными понятиями. От успешного проведения финансовой политики во многом зависят результаты воздействия финансов на экономическое и социальное развитие общества.

История знает три основных типа финансовой политики: классическую, планово—директивную, регулирующую10.

Классическая теория определяла для государства роль «ночного сторожа», то есть основа финансовой политики, по мнению «классиков», заключалась в достижении абсолютной свободы рыночных отношений, при этом рынок должен быть основном регулятором, обеспечивающим во всех случаях экономический рост и сбалансированность ресурсов общества. Так же они считали, что государство обязано обеспечить рынок должными правовыми нормами, сокращая все государственные расходы, представляющие собой дополнительные издержки для предпринимателя.

Планово—директивная теория определила на основные позиции отношения планомерности, систему директивных планово—распределительных функций государства на основе четкого выполнения плановых показателей развития экономики, что позволяло обеспечить приоритетность натуральных показателей плана, вслед за которыми шло перераспределение денежных ресурсов в системе государственных финансов государственных предприятий и отраслевых министерств в пропорциях, строго определенных планом. Это предполагало жесткую централизацию и перераспределение через государственный бюджет основной части финансовых ресурсов, создаваемых в экономике. Такая система была направлена на внутренние финансовые ресурсы страны, обходя значение международного движения капитала за исключением государственных займов 10.

Регулирующая теория, которая была основана на экономической теории Дж. М. Кейнса и его последователей, направлена на то, что государству необходимо регулировать циклическое развитие экономики с помощью конкретных финансово—кредитных инструментов (бюджета, налогов, процентных ставок и др.).

В. И. Ленин о финансовой политике и ее значимости (18 мая 1921 г.): «всякие радикальные реформы нами обречены на неудачу, если мы не будем иметь успеха в финансовой политике»10.

Финансовая политика любого государства является составной частью экономической политики и выражает деятельность государственных органов власти.

Финансовая политика

— совокупность мероприятий по использованию финансов в хозяйственной практике. Практическое воплощение финансовая политика находит в совокупности мероприятий, проводимых государством через финансовую систему (через все ее подразделения).

На разных этапах исторического развития финансовая политика России имела свои особенности и была подчинена решению социально—экономических задач конкретного этапа.

1. В первые годы советской власти финансовая политика имела четко выраженную классовую направленность (до советского тоже) и была ориентирована на удаление крупного капитала и собственников из сферы обращения и производства. Выполнение данной задачи происходило посредством контрибуции (конфискации) и жестких революционных налогов, то есть впервые в истории финансовой науки было реализовано учение К. Маркса о том, что необходимо вырвать из рук буржуазии весь капитал и распределить его.

2. Значительное влияние финансовая политика оказала на проведение национализации, насильственной коллективизации сельскохозяйственного производства (1929 г. — год великого перелома).

3. Финансовая политика военных лет была ориентирована на выполнение жесткой концентрации финансовых ресурсов в руках государства и победу над фашистами. Это была самая жесткая концепция финансовых ресурсов за весь советский период. Доля бюджета поднялась до 92 % и была нацелена на финансирование разгрома Германии.

4. Основная задача финансовой политики послевоенного периода заключалась в восстановлении народного хозяйства. И эта задача была решена в кратчайшие сроки с успехом.

5. В 60-80—е годы ХХ в. финансовая политика государства была ориентирована на решение задач по проведению крупномасштабных экономических экспериментов (1, 2 в пятилетку), ни один из которых не увенчался успехом (например, пятилетка качества и производительности труда и др.)

6. На финансовую политику 90—х годов повлияли глубокий экономический кризис, реструктуризация административной экономики, высокие темпы инфляции и спад физических объемов производства. Главной особенностью финансовой политики конца 90—х годов ХХ в. и настоящего периода в том числе, является направленность на стабилизацию структуры финансовой политики, урегулирование темпов инфляции и создание основополагающих условий для роста производства, а также создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в народное хозяйство 10.

2.2 Характеристика современной финансовой политики Российской Федерации

Налоговая система выступает активным элементом финансовой политики государства. «Если целевые установки налоговой политики не коррелируют с задачами бюджетной политики, налоговая система становится «вещью в себе» и неизбежно тормозит экономическое развитие общества, даже выполняя, казалось бы, самую гуманную задачу – снижение налогового бремени» [5].

Бюджетная политика считается одним из основных инструментов экономической политики государства, ее важнейшая задача – управление сальдо бюджета и государственным долгом. Налогообложение в рамках финансовой системы страны существует в рамках бюджетной политики государства, то есть должно быть ориентировано на соблюдение интересов государственных финансов. Налоговая политика призвана обеспечивать государство финансовыми ресурсами при разумном распределении налоговой нагрузки и осуществлять пополнение государственных доходов за счет экономического роста (увеличения доходов и имущества налогоплательщиков), а не ужесточения налоговых условий.

Проанализируем, как эти положения реализуются в России. Доходы бюджетной системы Российской Федерации за 2014 год, по отчетным данным Федерального казначейства, достигли 26 371,1 млрд рублей 11.

Отношение данного показателя к ВВП, как и годом ранее, составило 36,9%. При этом произошло увеличение нефтегазовых поступлений (на 0,5 процентного пункта ВВП – в основном вследствие ослабления рубля) при одновременном снижении не нефтегазовых доходов (на 0,5 процентного пункта ВВП), в первую очередь страховых взносов на обязательное социальное страхование и поступлений от внешнеэкономической деятельности. Расходы бюджетной системы Российской Федерации в 2014 году составили 27 216,0 млрд рублей, или 38,1% ВВП, что на 0,1 процентного пункта ниже, чем в 2013 году (рисунок 1) 11.

Рисунок 1 – Расходы бюджетной системы РФ (трлн рублей)

В результате бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в 2014 году были исполнены с дефицитом 844,9 млрд рублей, или 1,2% ВВП, что на 3,3 млрд рублей (0,1 процентного пункта) ниже, чем за 2013 год. Федеральный бюджет за 2014 год исполнен по доходам в сумме 14 496,8 млрд рублей, или 20,3% ВВП, что на 0,6 процентного пункта выше аналогичного показателя за 2013 год. Расходы федерального бюджета в 2014 году составили 14 830,6 млрд рублей, или 20,8% ВВП, что на 0,6 процентного пункта выше соответствующего показателя 2013 года. Дефицит федерального бюджета в 2014 году по отношению к ВВП остался на уровне 2013 года (0,5% ВВП), увеличившись в абсолютном выражении на 10,8 млрд рублей 11.

Доходы и расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации составили в 2014 году 8905,5 и 9353,3 млрд рублей соответственно, дефицит – 447,8 млрд рублей (12,5; 13,1 и 0,6% ВВП соответственно).

Доходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2014 год составили 6159,1 млрд рублей, расходы – 6190,1 млрд рублей, дефицит – 31,1 млрд рублей, Федерального фонда обязательного медицинского страхования – 1250,5; 1268,7 и 18,1 млрд рублей соответственно. Бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации за 2014 год исполнен с профицитом 23,6 млрд рублей при доходах и расходах 175,1 и 151,4 млрд рублей соответственно.

По данным Минфина России, объем совокупного государственного и муниципального внутреннего долга Российской Федерации на 1.01.2015 составил 9615,6 млрд рублей, или 13,5% ВВП, увеличившись за год на 24,4% в абсолютном выражении, или на 1,8 процентного пункта ВВП. Доля внутреннего долга в общем объеме государственной и муниципальной задолженности составила 75,7%, что на 5,1 процентного пункта ниже соответствующей величины на 1.01.2014. 11

Государственный внутренний долг Российской Федерации на 1.01.2015 составил 7241,2 млрд рублей, или 10,1% ВВП, что превышает показатель на соответствующую дату предыдущего года на 1,5 процентного пункта. В структуре государственного внутреннего долга Российской Федерации объем государственных ценных бумаг Российской Федерации составил 5475,7 млрд рублей (75,6%), увеличившись на 1043,3 млрд рублей (на 23,5%), государственных гарантий – 1765,5 млрд рублей (24,4%), увеличившись на 475,6 млрд рублей (на 36,9%).

Объем государственных ценных бумаг, обращающихся на внутреннем рынке ценных бумаг, за год уменьшился на 1,0% и на 1.01.2015 составил 3593,2 млрд рублей, или 65,6% от их общего объема в обращении 11.

Средства федерального бюджета в валюте Российской Федерации на счетах, открытых в Банке России, на 1.01.2015 составили 757,1 млрд рублей, увеличившись за год на 78,6 млрд рублей, или на 11,6%. Средства федерального бюджета в иностранных валютах в рублевом эквиваленте на 1.01.2015 составили 8387,3 млрд рублей, увеличившись за год на 3217,0 млрд рублей, или в 1,6 раза, в том числе средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния (без наращённых процентов) составили 4945,5 и 3288,3 млрд рублей (увеличились на 2085,8 и 1164,6 млрд рублей соответственно).

Данный рост объема средств в основном объясняется валютной переоценкой (рисунок 2) 11.

Рисунок 2 – Средства федерального бюджета на счетах, открытых в Банке России (трлн рублей)

Профицит счета текущих операций по итогам 2014 года составил 59,5 млрд долларов США (34,8 млрд долларов США в 2013 году).

Его рост был связан с уменьшением дефицита баланса первичных доходов и услуг при росте положительного сальдо торгового баланса. Сальдо торгового баланса увеличилось под воздействием опережающего снижения импорта товаров по сравнению с экспортом.

Экспорт товаров уменьшился до 497,8 млрд долларов США (на 4,9%).

Незначительное увеличение показателя в первом полугодии сменилось его снижением во второй половине года. При замедлении темпов роста мировой экономики, обусловившем ухудшение внешней ценовой конъюнктуры основных товаров российского экспорта, цены вывозимых товаров снизились на 4,9%. Сырая нефть поставлялась внешним потребителям по сравнению с предыдущим годом дешевле на 6,2%, природный газ – на 7,4%, нефтепродукты – на 2,8%. Цены на прочие товары снизились в среднем на 4,3%. Вместе с тем российским экспортерам удалось сохранить общие физические объемы вывоза почти на неизменном уровне по сравнению с 2013 годом: сокращение поставок в натуральном выражении трех основных энергетических товаров на 2,1% было в значительной степени компенсировано ростом вывоза прочих товаров на 4,3%. Стоимость экспорта топливно-энергетических товаров уменьшилась до 346,2 млрд долларов США (372,0 млрд долларов США в 2013 году), в результате чего доля этой товарной группы в структуре экспорта сократилась с 70,6% в 2013 году до 69,6% в 2014 году. В то же время экспорт черных и цветных металлов, включая изделия из них, сохранился на уровне 2013 года – 40,5 млрд долларов США.

Опережающими темпами сокращался экспорт продукции машиностроения: до 26,3 млрд долларов США (или на 8,7%), доля этой товарной группы в совокупном экспорте уменьшилась с 5,5 до 5,3%. Несмотря на сокращение ввоза продовольственных товаров и сырья для их производства из ряда стран, Российская Федерация не только смогла удовлетворить внутренний спрос, но и увеличила экспорт товаров этой группы на 16,5%, до 18,9 млрд долларов США.

Импорт товаров в 2014 году составил 308,0 млрд долларов США, снизившись на 9,8% по сравнению с 2013 годом. Снижение определялось как падением цен на 4,3%, так и уменьшением физических объёмов ввоза на 5,7%. Сокращение импорта ускорилось во второй половине 2014 года. Отрицательная динамика показателя, наряду с фактором снижения спроса вследствие замедления экономического роста и ослабления курса рубля, была связана также с воздействием ограничительных мер Российской Федерации на ввоз отдельных категорий товаров из зарубежных стран 11.

Внешний долг Российской Федерации уменьшился за 2014 год на 131,6 млрд долларов США, или на 18,1%, и на 1.01.2015 составил 597,3 млрд долларов США (рисунок 3)11.

Рисунок 3 – Показатели Внешнего долга РФ 2009-2015гг.

В результате операций, отражаемых в платежном балансе, задолженность снизилась на 39,6 млрд долларов США, а за счет прочих изменений, включая курсовую и стоимостную переоценки, – на 92,0 млрд долларов США.

2.3 Воздействие финансовой политики на экономику Российской Федерации

Значение, которое оказывает финансовая политика, на экономику и социальную сферу государства сложно недооценить, так как от ее эффективности зависят темпы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и других отраслей, а также субъектов РФ.

Как отмечалось выше, финансовая политика представляет собой управление финансами, т.е. выработку целей и задач, на которые необходимо направить ассигнования, поиск ресурсов и путей достижения поставленных целей, в сочетании с влиянием на внешние факторы, от которых также зависит получение намеченных результатов, а данное управление представляет из себя процесс, состоящий из таких этапов как разработка системы целей и задач, создание информационной базы, прогнозирование, планирование, организацию управления, оценку полученных результатов, стимулирование и контроль12. Финансовая политика включает в себя такие достаточно самостоятельные направления, как антимонопольную, бюджетную, валютную, кредитную, налоговую, страховую и таможенную политику. Все эти направления взаимосвязаны, это необходимо учитывать при их разработке и формировании механизмов их регулирования.

В этой связи можно привести пример, в котором достаточно хорошо прослеживается необходимость согласованности финансовой политики по всем направлениям. Итак, пример: каждый год бюджеты различных уровней подвергаются встряске из-за огромных стихийных расходов на ликвидацию последствий стихийных бедствий (наводнения в Якутии, на Северном Кавказе, лесные и торфяные пожары и т.д.), при этом в страховой политики не происходит изменений в пользу формирования резервов на такие чрезвычайные расходы бюджетной системы.

Погрешности в согласовании антимонопольной и бюджетной политик каждый год приводит к значительному повышению цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий, что приводит к тому, что в ходе реализации уже принятых бюджетов всех уровней появляются, во-первых, выпадающие доходы, а во-вторых, дополнительные расходы. Например, увеличение тарифов на электроэнергию и железнодорожные перевозки значительно уменьшают прибыль большого числа предприятий и, как следствие, доходы в бюджеты и одновременно приводят к повышению цен на коммунальные услуги для учреждений образования, здравоохранения и культуры, а в итоге увеличению расходов бюджетов.

Целью финансовой политики государства (и субъекта РФ в частности) должно выступать увеличение или сохранение уровня реальных доходов на душу населения и на этой основе обеспечение социальных нормативов уровня жизни в стране, в том числе на уровне каждого региона.

На протяжении достаточно длительного периода времени развитие российской экономики характеризуется сложностями в достижении макроэкономических и социальных показателей, демонстрируемых развитыми странами [7].

Основные характеристики, раскрытые в «Стратегии-2020» и ориентированные на формирование европейского уровня развития, направлены на формирование инновационного, социально ориентированного типа экономики и повышение уровня жизни населения. Главное значение при этом имеет финансовая политика, которая, являясь составной частью экономической политики государства, способствует поддержанию высоких темпов экономического роста и макроэкономической стабильности.

Однако, несмотря на весовое значение, которое имеет финансовая политика для государства, ее нельзя назвать эффективной в стратегическом плане на данном этапе развития экономических отношений РФ. Подтверждение этому можно найти, прежде всего, в отсутствии определения финансовой политики и составляющих ее элементов в нормативной правовой документации, а также обозначенных в Бюджетном Послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 20142016 гг. проблемах ее реализации (недостаточная координация мер в планировании социально-экономического развития и бюджетном планировании; отсутствие четкой системы оценки эффективности бюджетных расходов; непроработанность государственных программ; отсутствие решения задачи перехода к долгосрочному бюджетному планированию и др.).

Новые вызовы для финансовой политики будут заключаться в ограничении возможностей роста доходов федерального бюджета за счет внешних источников и урегулирования цен на ресурсы нефти и газа, которые заставят икать новые источники компенсации недостающих доходов. В данном проблемном аспекте во многом и находится содержание настоящей финансовой политики государства и ее основных элементов.

Подводя итог данной главе, необходимо отметить, что в любом случае государство, имея возможность применять все элементы финансовой политики, обладает мощнейшим инструментом, позволяющим весьма эффективно бороться с любыми трудностями, которые бы не постигли переходную российскую экономику. Поэтому важно лишь со знанием дела использовать имеющиеся средства, последовательно и правильно продвигаться по пути укрепления экономики и возрождения России.

3 Рекомендации по повышению эффективности финансовой политики Российской Федерации

3.1 Проблемы финансовой системы Российской Федерации

Негативные изменения во внешнеэкономической обстановке РФ негативно отразилось на финансовой политике внутри страны. Введение экономических санкций в отношении России и падение цен на нефть с середины 2014 года привели к ослаблению национальной валюты, скачку инфляции, снижению доходности от экономических агентов, повышению роста неопределенности, негативных потребительских настроений и снижению предпринимательской активности. И как следствие этих процессов, снижение экономической активности и установление инвестиционной паузы в экономике страны. Темп роста производства замедлился, это привело к уменьшению загрузки производственных мощностей в промышленности.

При этом, при ослаблении спроса, процессы импортозамещения, стимулы для которых сформировали торговые санкции и резкое удорожание ввозимой продукции, получили развитие в производстве лишь отдельных категорий товаров. В результате темпы прироста ВВП снизились с 1,3% в 2013 году до 0,6% в 2014 году (рисунок 4).

Как и в предыдущие годы, прирост валовой добавленной стоимости формировался за счет ее увеличения в секторе дополнительных услуг (операции с недвижимым имуществом, финансовые услуги) и обрабатывающих производствах. Относительно высокие показатели урожая основных видов культур положительным образом повлияли на производство продукции сельского хозяйства 11.

Рисунок 4 — Динамика элементов использования ВВП (в % к предыдущему году)

В 2014 году финансовые результаты деятельности предприятий формировались в условиях ограниченного спроса, ужесточения ценовых и неценовых условий заимствований на внутренних и внешних рынках. Характер воздействия ослабления рубля на финансовые показатели в различных видах деятельности во многом зависел от соотношения между возросшими расходами (на импорт, обслуживание задолженности в иностранной валюте) и доходами от экспортных операций.

Заметное снижение величины сальдо прибылей и убытков произошло в базовых видах деятельности: обрабатывающих производствах, транспорте и связи, оптовой и розничной торговле. Одновременно отмечался его существенный рост в добыче полезных ископаемых, сельском хозяйстве, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды. По итогам 2014 года положительный финансовый результат в экономике сократился по сравнению с 2013 годом на 9,1%. Доля убыточных предприятий увеличилась на 1,3 процентного пункта и составила 28,1%. Ослабление спроса, ухудшение финансового состояния организаций сопровождались ростом неплатежей. В дебиторской задолженности за год доля просроченной задолженности увеличилась на 0,9 процентного пункта, до 6,5% на конец 2014 года, в кредиторской задолженности – на 0,4 процентного пункта, до 5,7%. Удельный вес просроченной задолженности по кредитам банков и займам в общей сумме данной задолженности по состоянию на конец 2014 года оставался на уровне аналогичного показателя 2013 года (0,6%).

В 2014 году численность занятого в экономике населения увеличилась на 0,2% (в 2013 году она снизилась на 0,2%).

При этом продолжилось сокращение предложения рабочей силы, обусловленное действием долгосрочных демографических факторов. В результате уровень безработицы сократился до 5,2%. Подстройка российского рынка труда к новым условиям происходила в первую очередь через изменение уровня заработной платы, а не численности занятых. Темп прироста реальной начисленной заработной платы замедлился до 1,3% в 2014 году против 4,8% в 2013 году. В этих условиях существенно сократился положительный вклад расходов на конечное потребление в экономический рост.

Несмотря на всплеск спроса, произошедший под влиянием повышения инфляционных и девальвационных ожиданий в конце 2014 года, темп прироста расходов на конечное потребление домашних хозяйств в целом в 2014 году снизился до 1,3% (в 2013 году он составлял 5,0%).

В условиях сокращения реальных располагаемых денежных доходов населения потребление в 2014 году поддерживалось за счет снижения склонности населения к сбережениям до 7,9% (в 2013 году – 11,1%).

Бюджетная политика проводилась в рамках бюджетных правил, и ее влияние на экономику носило в целом нейтральный характер. Расходы на конечное потребление государственного управления внесли небольшой отрицательный вклад в прирост ВВП. Нарастание экономических рисков, ослабление рубля и последовавшее за ним удорожание импортируемых инвестиционных товаров, снижение прибыли организаций, ухудшение неценовых условий кредитования и рост стоимости кредитных ресурсов вызвали снижение вложений в основной капитал в 2014 году по сравнению с предыдущим годом на 2,7%. Низкая деловая активность привела к сокращению запасов материальных оборотных средств. В результате вклад валового накопления в экономический рост в 2014 году остался отрицательным.

В 2014 году большая часть прироста ВВП была обеспечена ростом чистого экспорта, который стал результатом более медленного сокращения физических объемов экспорта товаров и услуг по сравнению с импортом, снизившимся вследствие ослабления рубля и сужения совокупного спроса в экономике. По оценке, разрыв выпуска находился в 2014 году в отрицательной области, что являлось фактором, сдерживавшим рост цен в экономике.

Кроме того, ограничивающее влияние на затраты и цены оказывали низкие параметры индексации регулируемых цен и тарифов на продукцию инфраструктурных компаний, снижение мировых цен на энергоносители. В декабре 2014 года цены производителей в добыче полезных ископаемых были ниже, чем в декабре 2013 года; заметно меньше был их рост в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, в грузовом транспорте.

Доминирующими в 2014 году являлись проинфляционные факторы, в первую очередь ослабление рубля, которое привело к росту цен на импортируемую промежуточную и конечную продукцию. В этих условиях более высокими, чем в 2013 году, были темпы роста цен производителей в обрабатывающих производствах, строительстве и сельском хозяйстве. Прямое и косвенное влияние курсовой динамики и действие ряда специфических факторов обусловили повышение в 2014 году темпов роста потребительских цен на все основные группы товаров и услуг. Главным фактором ускорения роста цен на широкий круг непродовольственных товаров являлось ослабление рубля. Кроме того, повышение инфляционных ожиданий в отдельные периоды года приводило к всплескам спроса и росту цен на товары длительного пользования – бытовую технику и электронику. В целом за 2014 год непродовольственные товары подорожали на 8,1% (за 2013 год – на 4,5%)(рисунок 5)11.

Рисунок 5 – Динамика потребительских цен, базовой инфляции, регулируемых цен и тарифов на платные услуги населению (прирост в % к соответствующему месяцу предыдущего года)

В целом за 2014 год (декабрь по отношению к декабрю предыдущего года) инфляция составила 11,4% (за 2013 год – 6,5%), превысив целевой ориентир, установленный «Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики на 2014 год и период 2015 и 2016 годов» (5,0%), что было обусловлено действием непредвиденных факторов. Базовая инфляция возросла до 11,2% (в 2013 году она составила 5,6%)11.

3.2 Механизмы повышения эффективности финансового регулирования

В течение 2014 года было принято около 60 федеральных законов, направленных на совершенствование банковского законодательства и законодательства, регулирующего финансовый рынок в целом. В их числе ряд федеральных законов принят в целях поддержки финансовой системы России в условиях ухудшения политической и экономической ситуации в мире.

Так, Федеральным законом от 5.05.2014 № 112-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» были установлены правовые основы функционирования национальной системы платежных карт (НСПК), создания Банком России оператора НСПК и его деятельности.

В целях повышения капитализации системно значимых банков Федеральным законом от 21.07.2014 № 275-ФЗ «О внесении изменений в статьи 4 и 5 Федерального закона «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации» предусмотрена возможность направления средств Фонда национального благосостояния на приобретение привилегированных акций кредитных организаций, исполнивших обязательства по субординированным кредитам.

Федеральным законом от 29.12.2014 № 451-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» и статью 46 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» был увеличен предельный размер возмещения по вкладам физических лиц в банках Российской Федерации до 1,4 млн рублей, а Агентство по страхованию вкладов наделено правом передачи облигаций федерального займа, внесенных Российской Федерацией в имущество Агентства в качестве имущественного взноса, в субординированные займы и (или) путем оплаты такими облигациями субординированных облигационных займов банков при соблюдении установленных условий.

Для обеспечения указанного правомочия Агентства по страхованию вкладов Федеральный закон от 26.12.2014 № 448-ФЗ «О внесении изменения в статью 23 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» предоставил Правительству Российской Федерации право осуществить имущественный взнос Российской Федерации в имущество государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» в размере до 1 трлн рублей.

В целях финансирования самоокупаемых инфраструктурных проектов Федеральным законом от 26.12.2014 № 449-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» предусмотрена возможность размещения на основании решения Правительства Российской Федерации до 1 0% средств Фонда национального благосостояния в российских кредитных организациях, объем собственных средств которых не менее 100 млрд рублей, на субординированных депозитах либо в субординированные облигации этих кредитных организаций.

С 1 июля 2015 года вступит в силу Федеральный закон от 29.12.2014 № 476-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника», который регулирует отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей.

Федеральным законом от 21.07.2014 № 218-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленным на доработку положений по пенсионной реформе, были внесены также изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты, предусматривающие установление уголовной ответственности за внесение в документы финансовой отчетности кредитных и некредитных финансовых организаций заведомо неполных или недостоверных сведений о финансовом положении организации.

Регулирование финансовых рынков и инвестиционных институтов предполагает следующие меры:

укрепление финансовой системы и реформирование местных финансовых институтов путем выработки и распространения международных принципов и стандартов регулирования и надзора за банковской системой, фондовым рынком и различными финансовыми институтами. Укрепление финансовой инфраструктуры через принятие более универсальных стандартов аудита, бухучета, процедур банкротства, платежных систем. Совершенствование Базельских стандартов расчета достаточности банковского капитала; определение путей укрепления пруденциального надзора как в развивающихся, так и в развитых странах; создание механизмов рыночного регулирования рынка деривативов и инвестиционной деятельности с активным использованием заемных ресурсов; стимулирование введения международных стандартов деятельности в офшорных финансовых центрах.

Экономическая политика:

определение условий либерализации внутреннего рынка и введения адекватного валютного режима в странах с развивающимися рынками, выработка способов контроля за движением международного капитала; повышение эффективности механизмов государственной поддержки частного сектора и распределения социальных выплат; поиск путей минимизации потерь населения в результате кризисов и разработка политики, которая бы лучше защищала наиболее уязвимые слои населения; ·расширение прозрачности в частном и государственном секторе и в деятельности международных финансовых институтов.

Деятельность международных финансовых институтов:

восстановление экономической активности и доверия инвесторов к странам, пережившим финансовый кризис; предотвращение дальнейшего распространения кризиса на развитые страны; минимизация рисков будущих кризисов, ограничение их глубины и сферы действия; ограничение финансовых затрат по выходу из кризисов и сокращение времени на их преодоление; ограничение возможных потерь инвесторов в ходе будущих кризисов; создание финансовой системы, которая бы использовала все преимущества глобальных рынков и мобильности капитала при минимальном риске разрушения и эффективной защите наиболее уязвимых социальных групп населения; предотвращение развития макроэкономического и финансового дисбаланса на национальном уровне; реформирование системы международного финансирования; улучшение механизмов разрешения кризисов и разработка путей вовлечения частного сектора в прогнозирование финансовых кризисов и их преодоление; усиление надзора со стороны мвф за политикой, проводимой странами-участницами, особенно в финансовом секторе и в области движения капитала; повышение эффективности макроэкономической политики на межнациональном уровне.

Создание новых международных структур [16]:

создать отдельный наднациональный институт или придать новые полномочия одной из действующих международных организаций для координации направлений макроэкономической политики ведущих развитых и развивающихся стран, особенно в области подавления инфляции и обеспечения занятости населения; создать систему международного финансового регулирования для выработки единых международных стандартов и надзора за деятельностью институтов, проводящих операции в глобальном масштабе. Важным шагом в данном направлении могли бы стать регулярные встречи представителей финансовых властей стран G-7, ведущих стран с развивающимися рынками и международных финансовых организаций в рамках специального форума по вопросам проведения политики регулирования. Как один из вариантов рассматривается преобразование существующих международных организаций (BIS и IOSCO) при условии расширения участия в их деятельности развивающихся стран.

Заключение

Из всего вышесказанного можно сделать следующие краткие выводы.

Термин «финансовая политика» на протяжении длительного периода времени используется экономической наукой и практикой, однако единого определения данной категории, как выяснилось, не существует. Более того, учеными-экономистами и российскими правоведами неоднократно отмечалась парадоксальность ситуации, при которой на высшем политическом уровне задаются ориентиры государственной финансовой политики без законодательного закрепления самой категории. Большинство определений схожи по своей формулировке и представляют финансовую политику как совокупность мероприятий государства по формированию и использованию финансовых ресурсов в целях выполнения государством своих функций.

В составе финансовой политики выделяют бюджетную, налоговую, социальную, таможенную, денежно-кредитную и др.

Проведенный даже беглый анализ существующей практики показывает наличие резервов повышения эффективности, как в подготовке, так и в реализации финансовой политики. В этой связи необходимо усилить роль Минфина РФ в координации деятельности всех ведомств, причастных к проведению единой финансовой политики государства.

Низкие темпы роста экономики в ближайшей перспективе (3,5–4,6%) «будут означать постепенное снижение уровня жизни, так как все большую часть доходов мы будем вынужденно тратить на инфраструктуру – но не на развитие, а лишь на ее поддержание в более или менее рабочем состоянии, чтобы избежать техногенных катастроф». России необходимо стремиться к высокому темпу роста ВВП в соответствии с прогнозом Минфина РФ. Для этого нужны следующие шаги:

  • Осуществить переход к новой активной финансовой политике, поскольку проводимая ранее (политика охранительных финансов, бездефицитного бюджета и максимизации резервов) несовместима с модернизацией.
  • Финансировать бюджетный дефицит за счет внутренних заимствований в размере ориентировочно 5% ВВП, что не вызовет вытеснения инвестиций частного сектора лишь при контроле над вывозом капитала.
  • Согласовать направления бюджетной и налоговой политики (сочетание и направленность воздействия налогов должны способствовать пополнению финансовых ресурсов за счет увеличения доходов и имущества налогоплательщиков, а не ужесточения налоговых условий), при этом усилить стимулирующую направленность системы налогообложения.
  • Формировать систему налогообложения, определив разумную структуру и объемы расходов государства, а, не манипулируя налоговыми ставками и льготами. Стоимость государственных услуг определяет уровень налоговой нагрузки, а ее предельно допустимый уровень выступает ограничителем роста затрат государства.
  • Преодолеть деформацию структуры налоговой системы (снижение доли косвенного налогообложения, изменение налогообложения доходов физических лиц, повышение роли имущественного налогообложения).
  • Усилить налоговый контроль и улучшить администрирование, поскольку снижение прибыли предприятий зачастую происходит вследствие роста так называемой «коррупционной составляющей затрат» («откаты», расходы на преодоление административных барьеров).

Таким образом, можно отметить, что финансовая политика требует дальнейшего совершенствования, которое может осуществляться, в том числе и с учетом перечисленных выше теоретических и практических соображений и предложений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/upravlenie-bezopasnostyu-kommercheskogo-banka/

Гладковская Е. Н. Финансы. Изд-во: Питер; 2012 г. — 320 с. Глущенко В. В. Финансы : учеб. пособие / В. В. Глущенко, В. Н. Чехунов [Электронный ресурс]. — URL: http://www.lib.ua-ru.net/content/5549.html Кабанцева Н. Г. Финансы. Изд-во: Феникс; 2012 г. — 348 с. Бородин А.И., Шаш Н.Н. Финансы: взаимосвязь категорий денег и финансов // Деньги и кредит. — 2012. — № 6. Ншина И.В., Афанасьева Е.Ю. Целевые ориентиры развития финансовой системы // Аудит и финансовый анализ. — М., 2011. — № 3. Финансы / под ред. А.Г. Грязновой. — М.: Инфра-М, 2012. Корень А.В., Краубергер Ж.Ю. Формирование и перспективы развития эффективной налоговой политики в сфере налогообложения микробизнеса // Экономика и предпринимательство. — 2014. — № 12-2. — С. 78-80. Маневич В.Е. О роли монетарной и финансовой политики в России в период кризиса и после него//Вопросы экономики. — 2010. — №12. — С. 30 — 46. Гусейнова А. А. Эволюция теоретических взглядов на финансовую политику // Наука и бизнес: пути развития. -2012. -№ 5 (11).

— С. 81-83. Басова Н.Н. Эволюционное развитие финансовой науки: от ненаучного состояния до состояния современного развития теории финансов // Аудит и финансовый анализ. — М., 2013. — № 4. Годовой отчет Банка России за 2014г. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.cbr.ru/publ/god/ar_2014.pdf Шаталов С.Д. Развитие российской налоговой системы// Финансы. — 2011. — №2. — С. 4 — 10. Шуляк П. Н., Белотелова Н. П., Белотелова Ж. С. Финансы. Изд-во: Дашков и Ко; 2012 г. — 384 с. Рубченко М. Экономика как идея //Эксперт. — 2011. — №35 (768).

— С. 25-40. Доклад «Социально-экономическое положение России. 2014 г.». — М.: Гос. комитет РФ по статистике. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.gks.ru/ Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.economy.gov.ru/minec/press/news/doc20110921_014 — С. 44. Российский стат. ежегодник. 2015.Ст. сб./Росстат. – М., 2015. – 1052 с. Федеральная налоговая служба. Форма №1-НОМ. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.nalog.ru/. Министерство финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. — URL: http://www.minfin.ru Корень А.В., Проценко Ю.А. Инвестиционные налоговые вычеты как инструмент повышения финансовой грамотности населения // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2014. — № 12-2. — С.204-207.