Диплом игровая деятельность как условие развития детей дошкольного возраста

Дипломная работа
Содержание скрыть

Одной из ключевых задач раннего детства является развитие речи, поскольку именно в детстве ребёнок усваивает в основном структуру своего языка (Белянин 2004, Tiko, Alman 2006).

Овладение речью качественно меняет ориентацию ребенка в окружающем мире и обеспечивает быструю и легкую адаптацию к окружающей среде. Используя слова, ребёнок учится анализировать окружающий его мир. В дошкольном возрасте ребенок активно усваивает разговорный язык, формирование и развитие всех аспектов языка. На современном этапе одной из актуальных проблем является поиск новых форм и методов работы над языковым развитием. В игровой деятельности задачи развития речи решаются более продуктивно, поскольку именно данный вид деятельности в дошкольном возрасте является ведущим (Полуполтинных 2014).

В основе работы по развитию речи детей лежит комплексный подход, направленный на решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (лексического, грамматического, развитие связной речи).

Основной принцип — взаимосвязь разных голосовых заданий, которые на каждом временном шаге появляются в разных комбинациях. Поэтому необходимо вызывать интерес к процессу обучения, помогать детям самостоятельно искать ответы на поставленные вопросы. Развитие речи — это целенаправленное развитие языка и общения детей. Он не ограничивается изучением языковых средств, то есть новых слов, словоформ и практического составления предложений. В процессе речевого развития следует, прежде всего, научить детей пользоваться языковыми средствами, используя их различные функции при наличии различных целей (общение, познавательная функция, то есть овладение знаниями, а также регулирование и планирование с помощью речи своей деятельности и деятельности других людей).

Развитию речи способствует такая деятельность, где ребенку приходится прилагать усилия, а поэтому и использовать чуть более сложные языковые средства (при этом учитель направляет или помогает ребенку), чем он сам спонтанно использует в общении (Hallap, Padrik: 2009).

В современной педагогической науке активно ведется поиск путей совершенствования языкового обучения дошкольников. Одним из эффективных способов решения данной проблемы является использование игровых коммуникативных ситуаций в обучении детей дошкольного возраста. Когда игровая коммуникативная ситуация интересна ребёнку, то она значительно повышает уровень речевой активности, повышает интерес к овладению новыми речевыми умениями, а также улучшает качества речевых высказываний детей дошкольного возраста и повышает эффективность обучения речи. Коммуникативный подход общепризнан ведущим направлением повышения эффективности процесса обучения речевым умениям (Валасина 2013).

7 стр., 3186 слов

Эссе культура речи в профессиональной деятельности

... тема № (в часах) успеваемости дисциплины п/п Практич. Лаборат. Семинар Самост. Лекции раб. Культура речи в профес 1. сиональной деятельности 3 3 3 4 юриста Язык, речь, общение в Устный опрос, эссе 1.1. профессиональной ... Эти технологии в сочетании с внеаудиторной работой решают задачи обучения и развития профессиональных навыков студентов как основы профессиональной компетентности. Классические ...

Игровые ситуации как раз — один из методов активного обучения, отличающийся тем, что при его осуществлении используются некоторые, обычно один-два, игровые принципы (из принципов активного обучения), реализация которых происходит в условиях свободной, не регламентированной формальными правилами и организационной структурой деятельности. Наиболее типичными игровыми ситуациями являются учебные ролевые игры и дискуссионные занятия (Игровые ситуации, Википедия).

Во время игры ребенок более глубоко понимает окружающий мир, учится решать различные задачи и выражать свои мысли словами. С помощью слов ребенок обозначает игровые действия, объединяет недостающие предметы со своим именем, а в более старшем дошкольном возрасте играет в разные игры, используя исключительно слова. Игра — самый естественный и удобный для детей способ обучения. В ходе игры вместе с взрослым дошкольник постепенно приобретает необходимые для учебы навыки (Ugaste, Tuul, ja Välk, 2009).

Актуальность этой темы заключается в том, что в последнее время значительно увеличилось количество детей с задержкой речевого развития и с различными речевыми нарушениями. Важную роль в их возникновении играет и социокультурный фактор: недостаточное общение ребенка с родителями, сверстниками, телевизор и гаджеты становятся основным источником общения. Кроме того, у них низкая мотивация к традиционному воспитанию и трудности в общении с другими людьми, особенно со сверстниками. Многие дети не знают, как обращаться к другому человеку по собственной инициативе, иногда они даже стесняются ответить должным образом, если кто-то обращается к ним. Проблема не теряет актуальности и рассматривается как необходимый компонент сложной системы коррекционно-педагогического воздействия, направленной на преодоление указанных проблем языкового развития с использованием игровых коммуникативных ситуаций. Целью дипломной работы является изучение эффективности развивающего воздействия игровых коммуникативных ситуаций на языковое развитие детей в дошкольном учреждении. Задачи программы:

  • дать теоретический обзор по теме;
  • создать программу по развитию речи детей 3-4 лет с использованием игровых коммуникативных ситуаций;

— выявить результативность программы. Теоретическая ценность заключается в определении возможностей развития детей и обогащении речи с использованием различных игровых ситуаций. Практическая значимость программы заключается в том, что ее результаты имеют прямой доступ к практике учебного процесса в дошкольных учреждениях, позволяя достичь высоких результатов в речевом развитии детей.

ГЛАВА 1. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 3 – 4 ЛЕТ

1.1. Развитие речи дошкольников

На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л. С. Выготский пришел к выводу: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом напрямую зависит от языка». (Выготский 1935) «Речь не является врождённой функцией и усваивается каждым человеком индивидуально, на основе подражания речи окружающих» (Парамонова 2004:42).

12 стр., 5990 слов

Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности

... театрализованной деятельности. Объектом исследования, Предмет исследования:, Методы исследования: Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, библиографии, 3 приложений. Глава 1. Теоретические аспекты развития речи дошкольников в психолого-педагогической науке, развитие речи посредством ...

Речь — социальное явление и служит средством общения между людьми, это первая элементарная форма знания. Через язык социальное познание формирует мышление ребенка и, таким образом, определяет структуру его сознания. Сама формулировка мысли в слове приводит к тому, что ребенок в результате понимает лучше, чем он понимал до словесной формулировки. Речь, таким образом, не только сообщает уже готовую мысль, она включает в процесс формирования мышления (Рубинштейн 2000, Пиаже 1999).

В продолжение всего дошкольного периода дети быстро пополняют свой словарный запас, начинают пользоваться всё более сложными грамматическими конструкциями и всё чаще относиться к речи как к средству налаживания социальных связей (Крайг 2000).

Язык усваивается детьми очень быстро, особенно после того, как они начинают произносить свои первые слова (в конце первого года жизни).

И за короткий промежуток времени (2-2,5 года), речь ребёнка развивается от самых примитивных высказываний до осознанного выражения мыслей, до беглой речи, состоящей из грамматически правильных предложений (Фонарёва 1987).

А. М. Фонарёва описывает развитие речи ребёнка в такой последовательности: лепет – первые осмысленные слова – двухсловные комбинации – более длинные и сложные выражения – простые предложения – сложные предложения (Фонарёва 1987).

Осваивая синтаксис, дети также очень быстро понимают значение слов и словосочетаний — семантику. Рост словарного запаса детей проявляется как в том, что дети понимают, так и в том, что они говорят. Но для общения с другими недостаточно следовать правилам грамматики и понимать значение слов. Детям необходимо также овладеть прагматическим аспектом, или социальной функцией языка (Фонарёва 1987).

Дети узнают, что речь отражает социальный статус людей, и начинают понимать, что конкретные слова, тон, которым они произносятся, синтаксис и форма речи зависят от отношений, существующих между людьми, которые говорят. Дети довольно быстро усваивают нюансы речи и приспосабливаются к социальным ролям (Крайг 2000).

1.2. Особенности усвоения родного языка

Дошкольное образовательное учреждение — первое и самое ответственное звено в системе общего народного образования. Владение родным языком — одно из важнейших приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс языкового развития рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей. Речь — одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку ребенок попадает в наш мир, получает широкие возможности для общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает огромную услугу в познании мира, в котором мы живем (Шмидтгаль 2009).

Е. И. Тихеева пишет, что «Лингвистическое воспитание ребенка должно начинаться рано и в первые годы жизни совершаться исключительно на родном языке» (Тихеева 1981).

А В. В. Гербова писала, что «развивающаяся речь способствует развитию личности в целом, и любая из сторон развития личности содействует развитию языка» (Гербова 2007).

«Развитие речи – процесс естественный, природный, происходящий на основе генетического, сенсорного и социального развития» (Хилтунен 2005).

23 стр., 11176 слов

По русскому языку «Формирование коммуникативной компетентности ...

... ] . Поэтому формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка в начальной школе имеет особое значение. именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками благодаря особой чувствительности к языковым явлениям, интересу ...

Российский психолог и лингвист, доктор психологических и филологических наук Алексей Алексеевич Леонтьев считал, что процесс овладения языком осуществляется в ходе реальных отношений субъекта к миру, отношения же эти не зависят от субъекта, от его сознания, а определяются конкретно – историческими условиями. Социальными условиями, в которых он живёт, и тем, как складывается в этих условиях его жизнь (Леонтьев 1974).

Но, несмотря на определённую ограниченность умственных способностей ребёнка, ребёнок овладевает сложнейшей структурой родного языка за какие – то три — четыре года (Белянин 2004, Garman 1990).

Каждый человек анализирует как свою речь, так и речь окружающих его людей. Повороты и неправильные конструкции «режут ухо», потому что ухо уже настроено на определенный узор. Известный американский специалист по проблемам детской речи С. Эрвин – Трипп (1975) говорил: «Чтобы стать носителем языка, нужно выучить правила, то есть научиться вести себя так, как будто ты знаешь эти правила». Когда ребенок осваивает родной язык, все эти правила ребенок усваивает самостоятельно. Помощь взрослого заключается в большинстве случаев лишь в том, что в повседневном общении с ребёнком поставляет речевой материал, из которого ребёнок может черпать необходимую для него информацию (Цейтлин 2000: 10-11).

Все дети характеризуются одинаковой хронологией и последовательностью в освоении языка. установлено, что родной язык усваивается, если ребенок приобретает способность артикулировать фонемы и модулировать прозодемы, а также изолировать их на слух от звуковых комплексов. Для овладения речью у ребенка должны быть отработаны движения речевого аппарата, необходимые для произнесения каждой фонемы языка, их позиционных вариантов и каждой просодемы (модуляции силы голоса, высоты тона, темпа, ритма, тембра речи).

Движения эти должны быть скоординированы со слухом ребенка (Garman 1990, Федоренко, Фомичева, Лотарев 1984, Цейтлин 2000).

С развитием мозга и тех его областей, от которых идут команды на речевые мышцы, у ребенка развивается свободное владение мускулатурой речевого аппарата (Борисенко, Лукина 2003).

Развитие речи в лингвистическом аспекте можно изобразить линейно: крики – гуление – лепет – слова – словосочетания – предложения – связный рассказ (Миронова 2007).

Темп усвоения ребенком как языковых средств, так и языковых функций достаточно высок. Каждый год жизни здесь характеризуется новыми приобретениями. При этом процесс довольно длительный по времени из-за хрупкости приобретенных навыков, индивидуальных оценок и способов овладения родным языком. На ранних этапах, да и в дальнейшем, развитие речи осуществляется в значительной мере благодаря речевому подражанию (Лямина 2006, Kirsipuu 2005).

Чтобы понимать и общаться, дети должны слышать и воспроизводить звуки и сочетание звуков родного языка так, как это делают взрослые (Фонарёва 1987).

Совокупность развитых у ребенка речевых умений и навыков и составляют языковую способность, которая позволяет ему понимать и строить новые высказывания в соответствии с речевой ситуацией и в рамках системы правил, принятых в данном языке для выражения мыслей (Ушакова 2008).

«Дети, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Речевое общение в его полном виде – понимание речи и активная речь – развивается постепенно» (Сохин 2000).

38 стр., 18967 слов

Развитие словаря детей в процессе ознакомления с окружающим миром

... школой, накопления у детей знаний о предметах и ​​окружающей среде, совершенствования сенсорной культуры, развития языка на основе развития знаний и мышления. Методика развития речи детей дошкольного возраста стала ... потребность в более разнообразных языковых средствах. В совместной деятельности дети рассказывают о своем плане действий, предлагают и просят о помощи, вовлекают друг друга во ...

Способность свободно и естественно общаться с другими зависит от способности точно и правильно выражать свои мысли. При своевременном и правильном языковом развитии ребенок обычно не испытывает трудностей в таком общении. Одной из особенностей языковой деятельности, присущей дошкольникам, является слияние целей и мотивов речевого общения, а также движение языкового мотива в какой-либо другой деятельности, например, в игре. Обобщая вышесказанное, можно сказать, что развитию языка способствует деятельность, в которой ребенок, участвуя в общении, должен использовать различные вербальные и невербальные средства.

1.3.Характеристика развития речи детей 3-4 летнего возраста

Звуковая сторона языка – его основная форма. у всех детей можно заметить общие закономерности в овладении звучной стороной речи: одни звуки появляются раньше, другие — после, в зависимости от того, как артикулируется звук. Не все дети одинаково овладевают системой речи. А. И. Сикорский (1899) разделял всех детей на «звуковых» и «слоговых». Дети, принадлежащие к звуковому типу, стремятся не расширять звуковой цепочки до тех пор, пока не добьются определённой точности артикуляции (Цейтлин 2000, Garnham 1985).

К третьему году совершенствуется звуковая сторона речи, у ребёнка появляется способность к различению звуков (фонематический слух), формируется правильное произношение многих звуков языка, за исключением «р», «л», шипящих и свистящих. Правильное произношение, однако, не закреплено, не автоматизировано (Максаков 2005, Белянин 2004, Levelt 1989).

Для создания собственных языковых обобщений на основе фактов речи ребенок проделывает большую аналитико-синтетическую работу: наблюдает, сравнивает, анализирует, делает выводы, что в конечном итоге приводит к элементарному осознанию языка и его функционально-выразительных возможностей в речи (Гвоздев 2007:3).

В возрасте 3–4 лет речевое развитие детей становится более совершенным и обширным. В этом возрасте дети говорят простыми предложениями, делятся впечатлениями, рассказывают о своих чувствах и весело произносят звуки и слоги по просьбе взрослого. Однако язык в этом возрасте все еще находится в стадии развития, и сейчас очень важно, чтобы дети находились в хорошем социальном состоянии, где язык взрослых способствует эффективному увеличению как активного, так и пассивного словарного запаса. Как родители, так и педагоги должны понимать, что «одной из важнейших задач, стоящих перед ребенком дошкольного возраста является овладение полноценной речью, без чего невозможно успешное обучение в школе» (Парамонова 2004:3).

Л. Н. Галигузова и С. Ю. Мещерякова пишут о том, что одна из причин задержек развития речи у ребёнка – это дефицит речевого общения (Галигузова 2007:85).

«Таким образом, усвоение языка в детском возрасте под воздействием окружающей ребенка среды составляет существенную и всеобщую стадию в приобщении индивидов к родному языку, обеспечивающую единство языка» (Гвоздев 2007: 154).

В благоприятных условиях обучения и обучения четырехлетние дети с нормальным развитием осваивают аудиосистему языка, которая включает правильное произношение звука, развитие интонационной выразительности речи. В 3-4 года дети начинают расширять контакты с окружающими людьми с помощью слова. Дети свободно общаются со знакомыми взрослыми и выражают свои мысли с помощью нескольких предложений (Lasteaialapsekõnehääldusraskused… 2008:42).

10 стр., 4641 слов

Готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе

... Способы определения готовности дошкольников к обучению в школе. 2.1. Мотивационная готовность к школе - важнейшая составляющая личностного развития ребенка 6-7 лет. , , указывают на тот факт, что готовность к школе в мотивационном плане является важнейшей составляющей личностного развития ребенка 6-7 ...

В этот период у детей преобладает познавательный процесс, они активно задают вопросы взрослым (Hallap, Padrik 2008:21).

«Дети повторяют все, что слышат, воспроизводят сложные речевые конструкции и незнакомые слова, часто даже не понимая их смысла. В этом возрасте стремительно развиваются все стороны речи ребёнка. Речь включена практически во все аспекты его жизнедеятельности» (Галигузова 2007).

Но в последнее время из-за изменившихся социальных и культурных условий, в которых растут дети, наблюдается явное недоразвитие или отсутствие речи у дошкольников, что становится все более серьезной проблемой для учителей. При этом в дошкольном учреждении особое внимание нужно уделять языковому развитию. Эта проблема решается как в процессе взаимодействия воспитателя с детьми в повседневной жизни детского сада, так и во время специальных игр и занятий. Конечно, большую роль в развитии речи детей играют специальные игры и занятия, преимущество которых заключается в том, что при их организации целенаправленно создаются условия для развития у детей дошкольного возраста разных сторон речи (Рузская, Мещерякова, 2007).

1.4. Значение игры в развитии ребёнка

В педагогике фундамент теории игры как важнейшего средства всестороннего воспитания детей заложили исследования таких ученых, как Е.А. Флериной, Е.И. Тихеевой, Е.А. Аркина. Позднее игре были посвящены работы Р.Я. ЛехтманАбрамович, Ф.И. Фрадкиной, Н.М. Аксариной, А.П. Усовой, Д.В. Менджерицкой, Р.И. Жуковской, В.П. Залогиной, Т.А. Марковой и др. Игра называется «работа детей» из-за важности, которую она имеет в развитии ребенка. Игра способствует развитию сенсорных способностей и физических навыков, создавая все возможности для того, чтобы ребёнок мог отточить и расширить только что приобретённые им интеллектуальные умения (Крайг 2000).

Игра — основное занятие дошкольника, во время которого происходит личностное развитие ребенка в целом. Игра – основа развития ребёнка. Ребенок играет, потому что игра его интересует, развлекает и увлекает. Для играющего ребёнка важно не то, что он что – то создаёт, важнее само участие в игре, возможность представлять и переживать разнообразные события и проигрывать различные роли и ситуации (Ugaste, Tuul, ja Välk 2009).

Игра предлагает детям возможность практиковать и развивать свои языковые навыки в непринужденной обстановке. Играя, дети выражают свои фантазии, познают окружающий мир и овладевают важными социальными навыками (Крайг 2000).

Исследования свидетельствуют о том, что игра имеет фундаментальное значение в развитии детей; поэтому определение игры и ее роли — одна из важнейших задач, стоящих перед неврологией, этологией, психологией, образованием и социальными науками в целом. Только через понимание природы игры в самом широком смысле, мы сможем приблизиться к пониманию её влияния на судьбу человека, а возможно и судьбу человеческих сообществ (Смирнова, Соколова 2013).

Многие психологи (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. А. Люблинская, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин) считают игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребёнка происходят значительные изменения, формируются качества, подготовляющие переход к новой, высшей стадии развития (Менджерицкая 1982: 15).

21 стр., 10227 слов

Игра и её роль в развитии личности

... о том, что в процессе игровой деятельности ребенок проникает во взрослый мир. Таким образом, — человеческая игра это такая деятельность, в которой воссоздаются ... игровая ситуация, в которой ребенка знакомят и которую он воспринимает как свою. Во всех случаях цель игры реализуется в игровых действиях, которые предлагаются ребенку для проведения игры. Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова в своей книге «Игра ...

Игра — один из видов детских занятий, который используется взрослыми для обучения дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, методами и средствами общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми (Абрамян 1989: 3).

Игра и все виды деятельности, связанные с игрой, являются наиболее эффективными формами развития обучения для дошкольников, которые очень часто превращают познавательную задачу в игру или практическую, имеющую для них личное значение. Педагогам следует использовать при обучении те занятия, которые приносят ребенку радость и включают познавательные задачи, но в то же время ребенок должен чувствовать ценность своей игры и признание ее взрослыми. В игре проще и легче наладить доброжелательные отношения между взрослыми и детьми (Давидчук 2006).

1.4.1. Организация игровой деятельности в обучении речи детей

Занятие с дошкольниками по развитию речи должны проходить в игровой форме и стать для детей праздником, праздник для ребёнка, это когда игра сменяется игрой, когда ребёнок тянется к игре, живёт игрой и впитывает каждой клеточкой восторг игры и, незаметно для себя, ещё и пользу. Праздник — это рассказывать, запоминать, учиться, придумывать, мечтать и чувствовать соприкосновение слова в игре (Ширяева 2007).

В организации и управлении игровой ситуации при формировании речевой деятельности можно выделить следующие правила: 1. Речевая игра должна приносить радость. Не заставляйте ребенка играть, а создавайте условия для возникновения интереса, проявления познавательной и творческой активности. 2. Разнообразьте игру на развитие речи, познакомив с новым материалом, прочитав сказку, создав шаблоны и позволив детям фантазировать, изобретая новые способы уже знакомой игры. 3. Создавайте в игре непринуждённую обстановку. Не сдерживайте речевую активность детей. 4. Хвалите ребенка даже за малейший успех, особенно если с ним что-то случилось впервые. 5. Наблюдайте, анализируйте активность детей в овладении языком, чтобы помочь им освоить новые языковые формы. 6. Стройте свои взаимоотношения с дошкольниками на взаимном доверии, искренне разделяйте с детьми их радость, успехи, показывайте образцы организованной речи (Ширяева 2007).

1.4.2. Игровые коммуникативные ситуации в обучении речи детей

Игровые ситуации — один из методов активного обучения, отличающийся тем, что при его осуществлении используются некоторые, обычно один-два, игровые принципы (из принципов активного обучения), реализация которых происходит в условиях свободной, не регламентированной формальными правилами и организационной структурой деятельности. Наиболее типичными игровыми ситуациями являются учебные ролевые игры и дискуссионные занятия (Игровые ситуации 2016).

Игровые коммуникативные ситуации обладают высокой степенью наглядности и позволяют активировать изучаемый языковой материал в языковых ситуациях, имитирующих и имитирующих реальный процесс общения. Игровые коммуникативные ситуации — это учебное задание, включающее лингвистическое, коммуникативное и деятельностное задание. По словам Фришмана, решение языковой проблемы предполагает обучение или совершенствование языковых навыков в процессе целевого использования определенного языкового материала в языковой деятельности. Коммуникативная задача заключается в обмене информацией между участниками игры в процессе совместной деятельности (Фришман 2005).

10 стр., 4625 слов

Использование игровых приемов в коррекции двигательных нарушений ...

... деятельности в целом. Наиболее распространенной формой нарушения психического развития при данном заболевании является задержка психического развития (50% всей популяции детей с ДЦП) ... игровых приемов в коррекции двигательных нарушений у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП. 1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с ДЦП Детский церебральный паралич (ДЦП) ...

Коммуникативный подход рассматривает речь как частный случай речевого общения и приближает ситуацию обучения речи к жизненной ситуации общения людей, давая возможность сформировать у ребенка важные в повседневной речевой практике коммуникативные умения. Это позволяет преодолеть разрыв между «хорошей» речью ребенка в обучении и низким уровнем его языковых выражений в повседневном общении. Коммуникативный подход также позволяет избавиться от ситуации «говорения ради говорения», которая часто встречается в практике работы детских садов и ведет к снижению интереса детей к обучению родной речи (Валасина 2013).

Риксон и Байрон в своей книге «Communication Games» говорят о коммуникативных заданиях, не предлагая готовые, а лишь включают задания, которые учитель может адаптировать для своей учебной ситуации: опиши и нарисуй; опиши и расставь; найди разницу; задай правильный вопрос; заполни это; какая моя страна. Игра предлагает детям возможность выразить себя разными способами с гораздо большей искренностью и непосредственностью, чем когда им задают конкретные и прямые вопросы. принято считать, что коммуникативный подход должен быть основным направлением повышения эффективности процесса обучения языковым навыкам. Коммуникативный подход рассматривает речь как частный случай речевого общения и приближает ситуацию обучения речи к жизненной ситуации общения людей, давая возможность сформировать у ребенка важные в повседневной речевой практике коммуникативные умения. Это позволяет преодолеть разрыв между «хорошей» речью ребенка в обучении и низким уровнем его языковых выражений в повседневном общении. Коммуникативный подход также позволяет избавиться от ситуации «говорения ради говорения», которая часто встречается в практике работы детских садов и ведет к снижению интереса детей к обучению родной речи (Валасина 2013).

Когда дети избавляются от ситуации «говорения ради говорения», то у детей происходят качественные изменения в их речи: резко увеличивается объем текста, усложняется синтаксический строй, появляется интерес к рассказыванию. Дети начинают употреблять эпитеты, сравнения, предложения с прямой речью. По мнению Валасиной, при развитии речи детей в дошкольном возрасте самым эффективном являются игровые коммуникативные ситуации, которые характеризуются следующими особенностями:

  • Наглядной представленностью результатов речевых действий, причем результат речи должен быть близким по времени и значимым для ребенка.
  • Личностно-значимым эмоционально-окрашенным содержанием речи из личного опыта детей.
  • Хорошо знакомым адресатом речи, который не был участником описываемых событий, привлекателен для детей и наглядно представлен им (картинка, игрушка, фотография)
  • Направленностью речевых действий на решение конкретной жизненной задачи (утешить, порадовать, предупредить об опасности, успокоить и так далее) (Валасина 2013).

Педагоги детских дошкольных учреждений допускают ошибку, в том, что используют игровые коммуникативные ситуации не по возрасту, ошибочно они используют одни и те же игровые коммуникативные ситуации в обучении речи детей во всех возрастных группах детского сада. Однако это необоснованно, так как: 1) Применение одних и тех же видов игровых ситуаций в обучении задерживает развитие познавательной и социальной мотивации учебно-речевой деятельности детей. 2) Многим детям старшего дошкольного возраста становится просто неинтересна повторяющаяся из раза в раз ситуация появления сказочного героя, получения волшебной посылки или письма и подобные им игровые ситуации. (Валасина 2013).

12 стр., 5649 слов

«Игровые взаимоотношения детей дошкольного возраста». методическая разработка

... постепенное вытеснение расширенных форм игровой деятельности из жизни взрослых членов общества различными видами искусства». Таким образом, можно сформулировать важнейшее положение теории ролевой игры: ролевые игры ... дедом. Здесь, где каждый взрослый говорит с ребенком на другом языке, ребенок общается с каждым из них на этом языке. Ребенок устанавливает разные отношения с каждым членом семьи. ...

Поэтому, по мнению Валасиной важно соблюдать целесообразную последовательность в использовании разных видов игровых коммуникативных ситуаций и применять их с учетом возрастных особенностей и интересов детей. На начальных этапах обучения речи наиболее результативны сказочные коммуникативные ситуации, актуализирующие игровую и социальную мотивацию речи детей (помоги сказочному герою, научи героя, игра в путешествие в волшебный лес или сказочный город и другие).

В дальнейшем более значимыми должны стать уже жизненные игровые коммуникативные ситуации (игра в писателей-сказочников, составление загадок – сюрпризов для мам, сочинение рассказов в букварь для первоклассников, составление книги небылиц для детей младшей группы, составление письма о родном городе своим сверстникам, живущим в другом городе или в другой стране и другие).

Также очень важно учитывать, что речь ребенка, ориентированная на группу людей (группу сверстников) всегда для него более сложна, чем речь, ориентированная одному человеку (ребенку, взрослому или сказочному герою).

Поэтому в первых игровых коммуникативных ситуациях ребенок обращается обычно непосредственно к одному сказочному герою, помогая ему решить проблему. В дальнейшем в старшем дошкольном возрасте ребенок становится способным к публичной речи, т.е. к речи, ориентированной на группу сверстников. Поэтому должен измениться и характер используемых в обучении игровых коммуникативных ситуаций: тот же пересказ может быть адресован группе сверстников и являться либо выступлением в телепередаче «Спокойной ночи, малыши», либо речью автора в инсценировании сказки в театре или речью сказочника – волшебника или творческой презентацией — защитой своего проекта. В этом случае работа над речевыми умениями также не является самоцелью, а является средством решить жизненную задачу – сделать интересный спектакль или мультфильм; исполнить свою роль выразительно, без запинок; придумать необычную сказку и порадовать этим маму. Таким образом, наиболее целесообразная последовательность применения игровых коммуникативных ситуаций в обучении дошкольников речи такова: от сказочных игровых ситуаций к жизненным игровым ситуациям; от речи, обращенной к одному персонажу, к речи, ориентированной на группу слушателей. Применение игровых коммуникативных ситуаций в образовательном процессе детского сада значительно повышает эффективность обучения детей речи, обеспечивает устойчивый интерес детей к овладению речевыми умениями и высокую речевую активность детей в обучении (Валасина 2013).

Все игры должны быть выстроены так, чтобы четко прослеживалась тенденция к усложнению заданий, методов и приемов, а также словарного материала. Поэтому очень важно придерживаться правильной и целесообразной последовательности в использовании разных видов игровых коммуникативных ситуаций и применять их с учетом возрастных особенностей и интересов детей.

ГЛАВА 2. ИГРОВЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ СИТУАЦИИ, КАК ФОРМА

РЕЧЕВОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ 3 – 4 ЛЕТ

2.1. Программа по развитию речи детей 3-4 лет на основе использования

игровых коммуникативных ситуаций

2.1.1. Общие сведения о программе

Главной задачей педагога детского дошкольного учреждения является всестороннее развитие ребёнка. В дошкольном возрасте происходит закладка фундамента, который в дальнейшем позволяет ребёнку успешно осваивать любые специальные знания. У детей психические процессы лучше формируются в игровой деятельности. Игра это основное и самое любимое занятие детей. В игре часто сложное становиться доступным. А.С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребёнка.… Каков ребёнок в игре, таким во многом об будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…» Значит, игра, её организация – ключ в руках педагогов, ключ в организации воспитания ребёнка (Никитин, 1985).

Одной из ключевых задач дошкольного детства является развитие речи. В современном мире в педагогической науке ведутся поиски путей, совершенствования обучения речи детей дошкольного возраста. Одним из эффективных способов решения проблемы является использование в обучении речи детей дошкольного возраста игровых коммуникативных ситуаций.

Игровые коммуникативные ситуации должны характеризоваться следующими особенностями:

  • Наглядной представленностью результатов речевых действий, причем результат речи должен быть близким по времени и значимым для ребенка.
  • Личностно-значимым эмоционально-окрашенным содержанием речи из личного опыта детей.
  • Хорошо знакомым адресатом речи, который не был участником описываемых событий, привлекателен для детей и наглядно представлен им (картинка, игрушка, фотография)
  • Направленностью речевых действий на решение конкретной жизненной задачи (утешить, порадовать, предупредить об опасности, успокоить и так далее) (Валасина).

Также важно при использовании игровых коммуникативных ситуаций применять их с учетом возрастных особенностей и интересов детей. Для детей 3 – 4 лет наиболее результативны сказочные коммуникативные ситуации, актуализирующие игровую и социальную мотивацию речи детей (помоги сказочному герою, научи героя, игра в путешествие в волшебный лес или сказочный город и другие) (Валасина).

Цель программы: раскрытие эффективности развивающего воздействия игровых коммуникативных ситуаций на развитие речи детей 3 – 4 лет в условиях детского дошкольного учреждения.

Задачи программы:

  • дать теоретический обзор по теме;
  • создать программу по развитию речи детей 3-4 лет с использованием

игровых коммуникативных ситуаций;

  • выявить результативность программы. Этапы:
  • Подготовительный этап: ✓ Предварительная диагностика уровня развития речи детей.

Цель: Определение уровня развития речи детей.

  • Основной этап: ✓ Подготовка коммуникативных игр.
  • Проведение занятий (в течение 4 месяцев) по развитию речи с

использованием игровых коммуникативных ситуаций

  • Заключительный этап: ✓ Диагностика уровня развития речи детей ✓ Выявление динамики развития речи у детей.

Участники: дети 3-4 лет.

Направление учебной деятельности: Язык и речь.

Практическая значимость: программа является методической разработкой и

может быть использована педагогами в практической деятельности.

2.1.2. Тематический план занятий

Для проведения занятий по развитию речи с использованием игровых коммуникативных ситуаций, был составлен примерный тематический план. Тематический план занятий

Период (месяц) Тематические циклы Коммуникативная игра

(тема месяца, тема

недели) Январь Зима

1. Пришла зима Игра «Закончи

предложение»

Пиктограмма

«Снежинки», «Открытый

микрофон»

2. Зимние забавы «Зимние забавы», «на

дворе», «Без чего не

бывает зимы?»,

«Снежки», «Выложи

снежинку», «Открытый

микрофон»

3. Птицы зимой Игра с мячом «Что может

делать птица», «ласковая

мама», «Птичье пианино»

4. Звери зимой «Добавь словечко»,

«Скульптура», «Мы с

картинками играем»,

«Тюлени и медведи» Февраль Знаменательные даты

1. День рождения «Вежливые слова»,

«Комплименты»,

«Открытый микрофон»,

«Мне

нравиться…потому, что»

2. День друзей «Поделись игрушкой с

другом», «Я хочу с тобой

дружить», «Ищу друга»,

«Пирамида любви»

3. Эстония «Разговор через стекло»,

«Закончи предложение»,

«Открытый микрофон»

4. Масленица «Мне

нравиться…потому, что»,

«Закончи предложение» Март Весенний и

театральный месяц

1. Неделя девочек и

мальчиков «Конкурс хвастунов»,

«Открытый микрофон»

2. Сказка «Расскажи свою сказку»,

«Мне

нравиться…потому, что»,

«Открытый микрофон»

3. Сказочные «Звериное пианино»,

домашние «Укрась слово»,

животные «Животные», «Котёнок»,

«Детёныши»

4. Признаки весны «Лужи», «Капельки»,

«Букет весенних слов»,

«Закончи предложение» Апрель В ожидании весны

1. Предвестники «Пёрышко», «Повтори-не

весны ошибись», «Птичка

песенку поёт»,

«Перелётные птицы»

2. Весенние «Что подарим маме»,

праздники «Ласковое имя»

3. Весенние цветы «Букет из цветов для

любимых кукол»,

«Открытый микрофон»

4. Здоровье «Визитная карточка»,

«Инсценировка с

игрушками – подскажи

решение»

Данная программа включает в себя перспективное планирование занятий по развитию речи детей дошкольного возраста, на период с января по апрель. Автор данной работы, составляя тематический план, подобрал игровые коммуникативные ситуации, которые подходят к теме недели и соответствуют возрасту детей.

2.1.3. Методические рекомендации по развитию речи у детей дошкольного

возраста в процессе игры Автор данной работы считает игровые коммуникативные ситуации интересным видом работы с детьми. Использование игровых коммуникативных ситуаций, как метода развития речи в работе с детьми 3-4 лет является весьма эффективным, многофункциональным и результативным. Это позволяет автору рекомендовать этот метод педагогам к использованию в работе с детьми дошкольного возраста. Играя вместе со взрослыми дети овладевают ценными навыками общения. Коммуникативная игра помогает развитию связной и грамматически правильной речи в ненавязчивой форме, является необходимым условием увлекательной деятельности. Научить ребёнка общаться, взаимодействовать с другими людьми – не простая педагогическая задача. Здесь очень важно, чтоб сам педагог овладел педагогической коммуникацией. Важно помнить, что все важнейшие стороны развития личности ребёнка могут быть решены только в условиях комплексного подхода и занятий, основанных на игровых ситуациях. В организации и управлении игровой ситуацией при формировании речевой деятельности можно выделить следующие правила: 1. Коммуникативная игра должна приносить радость. Не заставляйте ребенка играть, а создавайте условия для возникновения интереса, проявления познавательной и творческой активности. 2. Разнообразьте игру на развитие речи, познакомив с новым материалом, прочитав сказку, создав шаблоны и позволив детям фантазировать, изобретая новые способы уже знакомой игры. 3. Создавайте в игре непринуждённую обстановку. Не сдерживайте речевую активность детей. 4. Хвалите ребёнка даже за малейшие успехи, особенно если что — то получилось у него впервые. 5. Наблюдайте, анализируйте активность детей в овладении языком, с тем чтобы помочь ему освоить новые языковые формы. 6. Стройте свои взаимоотношения с дошкольниками на взаимном доверии, искренне разделяйте с детьми их радость, успехи, показывайте образцы организованной речи. 7. Удовлетворяйте потребность ребенка в общении. 8. Проводите специальные игры и упражнения по развитию речи. 9. В общении с детьми следите за своей речью. 10. Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка.

ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ

СИТУАЦИЙ

3.1. Диагностика уровня развития речи у детей дошкольного возраста

Исследование проводилось в 2017 году, в котором участвовало 20 детей, от 3 до 4 лет. В исследовании дети были поделены на две равные группы по десять человек. С одной из групп в течение 4 месяцев (с января по апрель) проводились занятие по развитию речи с использованием игровых коммуникативных ситуаций, и вторая группа из десяти детей занималась по традиционным методам обучения. Исследование проводилось таким образом, для того чтоб можно было сделать вывод, влияют ли игровые коммуникативные ситуации на развитие речи или нет.

Исследование состояло из трёх этапов: первым этапом было — начальная диагностика развития речи детей, второй этап — проведение занятий (в течение 4 месяцев) по развитию речи с использованием игровых коммуникативных ситуаций, третий этап — повторная диагностика развития речи детей и выявление динамики развития речи у детей.

3.1.1. 1 Этап – подготовительный

На первом этапе для диагностики развития речи детей использовалась методика

«Назови слова» и «Расскажи по картинке». Методика взята с книги по психологии Р.С. Немов.

Методика «Назови слова» Представляемая далее методика определяет запас слов, которые хранятся в активной памяти ребенка. Взрослый называет ребенку некоторое слово из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе. На называние каждой из перечисленных ниже групп слов отводится по 20 секунд, а в целом на выполнение всего задания — 160 секунд.

1. Животные.

2. Растения.

3. Цвета предметов.

4. Формы предметов.

5. Другие признаки предметов, кроме формы и цвета.

6. Действия человека.

7. Способы выполнения человеком действий.

8. Качества выполняемых человеком действий. Если ребенок сам затрудняется начать перечисление нужных слов, то педагог помогает ему, называя первое слово из данной группы, и просит ребенка продолжить перечисление. Педагог, проводящий исследование при помощи данной методики, фиксирует результаты в таблице (табл. 1.1 и 1.2).

В таблице 1.1 фиксируются данные тех детей, которые будут заниматься с использованием игровых коммуникативных ситуаций, а в таблице 1.2 фиксируются данные детей, которые будут заниматься по традиционным методам обучения.

Результаты первой группы детей, которые занимались с использованием игровых коммуникативных ситуаций. Таблица 1.1 Результаты диагностики по методике «Назови слова» № Группы слов Количество слов п/п

Д.А Д.Б А.Е К.К С.К С.Л Л.С Р.М С.М Е.М

  • . . . . . . . . . 1. Животные 2 2 3 4 2 2 2 5 4 0 2. Растения 2 2 3 0 2 1 1 3 3 0 3. Цвета 8 4 3 5 3 5 4 3 4 0

предметов 4. Формы 2 1 2 2 3 3 2 2 4 0

предметов 5. Другие 0 0 1 1 0 0 1 0 0 0

признаки

предметов,

кроме

формы и

цвета 6. Действия 5 1 1 1 1 3 2 3 2 0

человека 7. Способы 0 0 1 0 0 1 0 0 0 0

выполнения

человеком

действий 8. Качества 1 0 1 1 0 1 0 0 0 0

выполняемы

х человеком

действий Ито 11 10 15 14 11 16 12 16 17 0 г

По результатам тестирования видно, что запас слов, которые хранятся в активной памяти у детей 3 – 4 летнего возраста на низком уровне.

Результаты второй группы детей, которые занимались по традиционным методам обучения Таблица 1.2 Результаты диагностики по методике «Назови слова» № Группы слов Количество слов п/п

А.О А.П М.П В.П А.Р М.Р С.Т А.Ч К.Т Г.В

  • . . . . . . . . . 1. Животные 2 3 4 2 3 4 4 3 3 4 2. Растения 2 2 3 2 1 2 3 3 2 2 3. Цвета 4 5 3 4 4 4 3 2 6 4

предметов 4. Формы 1 3 3 2 2 3 4 2 2 3

предметов 5. Другие 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0

признаки

предметов,

кроме

формы и

цвета 6. Действия 1 3 4 3 5 3 4 3 5 2

человека 7. Способы 0 0 0 0 1 0 1 0 1 0

выполнения

человеком

действий 8. Качества 0 2 0 0 1 0 0 0 0 0

выполняемы

х человеком

действий Ито 10 18 17 13 17 16 19 16 19 15 г

По результатам тестирования видно, что запас слов, которые хранятся в активной памяти у детей 3 – 4 летнего возраста на низком уровне.

Оценка результатов:

10 баллов — ребенок назвал 40 и более разных слов, относящихся ко всем группам;

8-9 баллов — ребенок назвал от 35 до 39 разных слов, относящихся к различным группам;

6-7 баллов — ребенок назвал от 30 до 34 различных слов, связанных с разными группами;

4-5 баллов — ребенок назвал от 25 до 29 разных слов из различных групп;

2-3 балла — ребенок назвал от 20 до 24 разных слов, связанных с различными группами;

0-1 балл — ребенок за все время назвал не более 19 слов.

Выводы об уровне развития:

10 баллов — очень высокий;

8-9 баллов — высокий;

4-7 баллов — средний;

2-3 балла — низкий;

0-1 балл — очень низкий.

Методика «Расскажи по картинке» Эта методика предназначается для определения активного словарного запаса ребенка. Если ему от 3 до 4 лет, то ребёнку показывают серию картинок (приложение 1 или приложение 2).

Далее ребенку дают 2 мин. для того, чтобы он внимательно рассмотрел эти картинки. Если он отвлекается или не может понять, что изображено на картинке, то педагог разъясняет и специально обращает его внимание на это. После того, как рассматривание картинки закончено, ребенку предлагают рассказать о том, что он видел на ней. На рассказ по каждой картинке отводится еще по 2 мин. Педагог, проводящий исследование при помощи данной методики, фиксирует результаты в таблице (табл. 2.1 и 2.2), где отмечает наличие и частоту употребления ребенком различных частей речи, грамматических форм и конструкций. В таблице 2.1 фиксируются данные детей, которые будут заниматься с использованием игровых коммуникативных ситуаций, а в таблице 1.2 фиксируются данные детей, которые будут заниматься по традиционным методам обучения.

Результаты первой группы детей, которые занимались с использованием игровых коммуникативных ситуаций. Таблица 2.1 Результаты диагностики по методике «Расскажи по картинке» № Фрагменты п/п речи,

фиксируемые в Частота повторения

процессе

исследования

Д.А Д.Б А.Е К.К С.К С.Л Л.С Р.М С.М Е.М

  • . . . . . . . . . 1. Существительн + + + + + + + + + +

ые 2. Глаголы + + + + + + + + + + 3. Прилагательны — — + + — + — + — е в обычной

форме 4. Прилагательны — — — — — — — — — е в

сравнительной

степени 5. Прилагательны — — — — — — — — — е в

превосходной

степени 6. Наречия + + + + + + + — + + 7. Местоимения + — — — + — + — + + 8. Союзы + + — + + + — — — 9. Предлоги — + — — — — + — — 10. Сложные — — — — — — — — — предложения и

конструкции Ито 5 5 4 5 5 5 5 3 4 4 г

По результатам тестирования видно, что запас слов, которые хранятся в активной памяти у детей 3 – 4 летнего возраста на среднем уровне, и у одного ребёнка на низком уровне.

Результаты второй группы детей, которые занимались по традиционным методам обучения Таблица 2.2 Результаты диагностики по методике «Расскажи по картинке» № Фрагменты п/п речи,

фиксируемые в Частота повторения

процессе

исследования

А.О А.П М.П В.П А.Р М.Р С.Т А.Ч К.Т Г.В

  • . . . . . . . . . 1. Существительн + + + + + + + + + +

ые 2. Глаголы + + + + + + + + + + 3. Прилагательны — — — — — — — + — +

е в обычной

форме 4. Прилагательны — — — — — — — — — е в

сравнительной

степени 5. Прилагательны — — — — — — — — — е в

превосходной

степени 6. Наречия + + — + — — — — — + 7. Местоимения + — — — — + — + + + 8. Союзы — — — + + + + — + 9. Предлоги — — + — + — + + + + 10. Сложные — — — — — — — — — предложения и

конструкции Ито 4 3 3 4 4 4 4 5 5 5 г

По результатам тестирования видно, что запас слов, которые хранятся в активной памяти у детей 3 – 4 летнего возраста на среднем уровне, и у двоих детей на низком уровне.

Оценка результатов:

10 баллов — в речи ребенка встречаются все 10 включенных в таблицу фрагментов речи;

8-9 баллов — в речи ребенка встречаются 8-9 из включенных в таблицу фрагментов речи;

6-7 баллов — в речи ребенка встречаются 6-7 из содержащихся в таблице фрагментов речи;

4-5 баллов — в речи ребенка имеются только 4-5 из десяти включенных в таблицу фрагментов речи;

2-3 балла — в речи ребенка встречаются 2-3 из включенных в таблицу фрагментов речи;

0-1 балл — в речи ребенка имеется не более одного фрагмента речи из тех, что включены в таблицу.

Выводы об уровне развития:

10 баллов — очень высокий;

8-9 баллов — высокий;

4-7 баллов — средний;

2-3 балла — низкий;

0-1 балл — очень низкий.

3.1.2. 2 этап – Основной этап Использование игровых коммуникативных ситуаций в детском дошкольном учреждении для развития речи детей

На втором этапе педагог занимался в течение четырёх месяцев с 10 детьми по

традиционным методам обучения, используя готовые конспекты занятия по направлению «Язык и речь». И с 10 детьми занятие по развитию речи проводились с использованием игровых коммуникативных ситуаций. Занятие проводились по заранее составленному тематическому плану.

Для развития речи детей дошкольного возраста педагог использует на занятии разные коммуникативные игровые ситуации. Автор данной работы приводит несколько примеров игровых ситуаций, которые можно использовать на занятии «Язык и речь», для любой недельной темы, немного видоизменяя под нужную тему.

Давай поговорим (автор — Е. Лютова)

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Возраст: любой.

Количество играющих: 2 или больше человек.

Описание игры: играют педагог и ребенок (или дети).

Педагог начинает игру словами: «Давай поговорим. Я бы хотел стать … (волшебником, волком, маленьким).

Как ты думаешь, почему?». Ребенок высказывает предположение и завязывается беседа. В конце можно спросить, кем бы хотел стать ребенок, но нельзя давать оценок его желанию и нельзя настаивать на ответе, если он не хочет по каким-либо причинам признаться.

Комментарий: эта игра полезна для замкнутых и застенчивых, так как в игровой форме учит ребенка не бояться общения, ставит в ситуацию необходимости вступления в контакт.

На начальных этапах дети могут отказываться задавать вопросы или вступать в игру. Тогда инициативу на себя должен взять педагог.

Важный момент! В игре педагог должен находиться на одном уровне с ребенком, а в случае трудностей — ниже него.

Клубочек

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Возраст: 3 – 4 года.

Количество играющих: группа детей.

Необходимые приспособления: клубок ниток.

Описание игры: дети садятся в полукруг. Педагог становится в центре и, намотав на палец нитку, бросает ребенку клубочек, спрашивая при этом о чем-нибудь (как тебя зовут, что ты любишь, чего ты боишься).

Ребенок ловит клубочек, наматывает нитку на палец, отвечает на вопрос и задает вопрос, передавая клубок следующему игроку. Если ребенок затрудняется с ответом, он возвращает клубок ведущему.

Комментарий: эта игра помогает детям увидеть общие связи между ними, а педагогу помогает определить, у кого из детей есть трудности в общении. Она будет полезна малообщительным детям, также ее можно использовать в группах малознакомых участников.

Ведущим может быть выбран и ребенок.

Когда все участники соединились ниточкой, педагог должен зафиксировать их внимание на том, что все люди чем-то похожи и это сходство найти достаточно легко. И всегда веселее, когда есть друзья.

Интервью (авторы — О. Хухлаев, О. Хухлаева)

Цель: развитие коммуникативных навыков, активного словаря, умения вступать в диалог. Возраст: 3 – года.

Количество играющих: 3 и более человек.

Необходимые приспособления: стул.

Описание игры: дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они — взрослые люди, по очереди становятся на стульчик и отвечают на вопросы, которые им будет задавать ведущий. Ведущий просит ребенка представиться по имени-отчеству, рассказать о том, где и кем он работает, есть ли у него дети, какие имеет увлечения и т. д.

Комментарий: на первых этапах игры дети часто затрудняются подборе вопросов. В этом случае педагог роль ведущего берет на себя, предлагая детям образец диалога. Вопросы могут касаться чего угодно, но необходимо помнить, что разговор должен быть «взрослым».

Эта игра помогает познакомиться с детьми, которые только что пришли в группу, а также вовлечь в общение стеснительных детей. Если же дети еще совсем плохо знакомы, правило можно немного изменить: ребенок, поймавший мяч, называет имя предыдущего игрока, затем свое, а далее (если знает) имя ребенка, которому будет кидать мяч.

Обзывалки (автор — Н. Кряжева)

Цель: развитие коммуникативных навыков, снятие отрицательных эмоций.

Возраст: 3 – 4 года.

Количество играющих: не менее двух человек.

Необходимые приспособления: мячик.

Описание игры: детям предлагается, передавая друг другу мячик, обзывать друг друга необидными словами, например названиями овощей или фруктов, при этом обязательно называть имя того, кому передается мячик: «А ты, Лешка картошка», «А ты, Иришка — редиска», «А ты, Вовка — морковка» и т. д. Обязательно предупредить детей, что на эти обзывалки нельзя обижаться, ведь это игра. Завершать игру обязательно хорошими словами: «А ты, Маринка картинка», «А ты, Антошка — солнышко» и т. д. Мячик передавать нужно быстро, нельзя долго задумываться.

Комментарий: перед началом игры можно провести с детьми беседу об обидных словах, о том, после чего люди обычно обижаются и начинают обзываться.

Пальцы — звери добрые, пальцы — звери злые (авторы — О. Хухлаев, О. Хухлаева)

Цель: развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков.

Возраст: 3 — 4 года.

Описание игры: дети представляют, что их пальчики — добрые кошечки, злые мышки, добрые волчата, злые зайчата и т. д.

Комментарий: педагог предлагает детям превратить свои пальчики, например, на правой руке — в добрых волчат, а на левой — в злых зайчат. Им надо поговорить друг с другом, познакомиться, поиграть, может быть, поссориться. Если у детей хорошо получается, можно предложить им познакомиться с ручками других детей. Кроме развивающего эффекта игра дает возможность выявить особенности общения детей.

Вежливые слова

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Возраст: 3 — 4 года.

Количество играющих: любое.

Описание игры: игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова:

  • приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами);
  • благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны);
  • извинения (извините, простите, жаль, сожалею);
  • прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

Игры взяты из книги «Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста» Г.А. Широкова.

Если коммуникативная игровая ситуация, которую предлагает педагог, детям интересна, ребёнок заинтересован, с удовольствием играет в неё, то это ведет к значительному повышению уровня не только речевой активности детей в обучении и интереса к овладению новыми речевыми умениями, но и к улучшению качества речевых высказываний дошкольников и повышению эффективности обучения речи.

3.1.3. 3 этап – заключительный этап

Динамика развития речи у детей дошкольного возраста в игровой

деятельности В течение четырёх месяцев после первоначальной диагностики с десятью детьми второй младшей группы проводились занятие на развитие речи с использованием игровых коммуникативных ситуаций на обогащение словарного запаса. И с десятью детьми второй младшей группы проводились занятие по развитие речи по традиционным методам обучения. После этого была проведена повторная диагностика по приведенным выше методикам, и автор выяснил, что уровень развития речи детей, которые занимались с использованием игровых коммуникативных ситуаций, вырос. А у детей, которые занимались по традиционным методам обучения остался на том же уровне. Методика «Назови слова»

Результаты первой группы детей, которые занимались с использованием игровых коммуникативных ситуаций. Таблица 1.1 Результаты диагностики по методике «Назови слова» № Группы слов Количество слов п/п

Д.А Д.Б А.Е К.К С.К С.Л Л.С Р.М С.М Е.М

  • . . . . . . . . . 1. Животные 6 5 5 6 3 4 3 5 6 2 2. Растения 3 2 3 2 2 2 3 2 2 0 3. Цвета 8 6 4 5 4 6 6 5 5 1

предметов 4. Формы 4 3 3 3 3 3 3 4 5 1

предметов 5. Другие 3 2 2 4 1 2 2 2 3 0

признаки

предметов,

кроме

формы и

цвета 6. Действия 5 4 3 4 3 2 4 5 4 2

человека 7. Способы 0 0 1 0 0 1 0 0 0 0

выполнения

человеком

действий 8. Качества 2 2 2 2 2 2 2 2 3 0

выполняемы

х человеком

действий Ито 31 24 23 26 18 22 23 25 28 6 г

По результатам исследования видно, что запас слов, которые хранятся в активной памяти у детей младшего дошкольного возраста, увеличился и по развитию у четырёх детей достиг среднего уровня, у всех остальных остался на том же низком уровне. Но, не смотря на то, что уровень развития речи у 6 детей остался на низком уровне, по таблице видно, что у этих детей словарный запас увеличился.

Результаты второй группы детей, которые занимались по традиционным методам обучения Таблица 1.2 Результаты диагностики по методике «Назови слова» № Группы Количество слов п/п слов

А.О. А. М. В. А. М. С. А. К. Г.

П. П. П. Р. Р. Т. Ч. Т. В. 1. Животные — 3 5 3 3 4 5 5 4 5 2. Растения — 2 2 3 3 4 3 4 4 2 3. Цвета — 6 5 5 3 5 4 5 5 4

предметов 4. Формы — 3 3 2 3 4 4 4 3 2

предметов 5. Другие — 2 3 2 2 2 2 3 3 2

признаки

предметов,

кроме

формы и

цвета 6. Действия — 2 3 2 4 2 3 2 3 3

человека 7. Способы — 0 0 0 1 0 1 0 1 0

выполнени

я

человеком

действий 8. Качества — 2 3 2 2 2 2 3 2 2

выполняем

ых

человеком

действий Ито — 20 24 19 21 24 23 26 26 20 г ребёнок не

тестирова

лся

По результатам исследования видно, что запас слов, которые хранятся в активной памяти у детей младшего дошкольного возраста, увеличился, и по развитию у двоих детей достиг среднего уровня. У всех остальных детей запас слов остался на том же низком уровне, не смотря на это, по таблице видно, что у всех детей словарный запас увеличился, но не так хорошо, как у первой группы, которые занимались по направлению «Язык и речь», используя игровые коммуникативные ситуации. Методика «Расскажи по картинке» Результаты первой группы детей, которые занимались с использованием игровых коммуникативных ситуаций. Таблица 2.1 Результаты диагностики по методике «Расскажи по картинке» № Фрагменты п/п речи,

фиксируемые в Частота повторения

процессе

исследования

Д.А Д.Б А.Е К.К С.К С.Л Л.С Р.М С.М Е.М

  • . . . . . . . . . 1. Существительн + + + + + + + + + +

ые 2. Глаголы + + + + + + + + + + 3. Прилагательны + + + + + + + + + +

е в обычной

форме 4. Прилагательны + + — + + + + — + е в

сравнительной

степени 5. Прилагательны + — + — + — + — + +

е в

превосходной

степени 6. Наречия + + + + + + + + — + 7. Местоимения + + + + + + + + + + 8. Союзы + + + + + + + + + + 9. Предлоги + + + + + + + + + + 10. Сложные + + — — — + — + — +

предложения и

конструкции Ито 10 9 8 8 9 9 9 8 7 10 г

По результатам данного исследования видно, что активный словарный запас детей по развитию поднялся до высокого уровня. Результаты второй группы детей, которые занимались по традиционным методам обучения Таблица 2.2 Результаты диагностики по методике «Расскажи по картинке» № Фрагменты п/п речи,

фиксируемые Частота повторения

в процессе

исследования

А.О. А. М. В. А. М. С. А. К. Г.

П. П. П. Р. Р. Т. Ч. Т. В. 1. Существитель + + + + + + + + +

ные 2. Глаголы + + + + + + + + + 3. Прилагательн + — — — + — + + +

ые в обычной

форме 4. Прилагательн — — — + — — + — ые в

сравнительно

й степени 5. Прилагательн — — — — — — — — ые в

превосходной

степени 6. Наречия + — + — — + — — + 7. Местоимения + + + + + + + + + 8. Союзы — — — — + + — — 9. Предлоги + + — + — + + — + 10. Сложные — — — — — — — — +

предложения

и

конструкции Ит ребёнок 6 4 4 5 5 6 6 4 7 ог не

тестирова

лся

По результатам данного исследования видно, что активный словарный запас детей по развитию остался на среднем уровне. Подводя итог данному тестированию, можно сделать вывод о том, что использование игровых коммуникативных ситуаций на занятиях «Язык и речь» влияет на развитие речи. Так как результаты первой группы, которая занималась по направлению «Язык и речь» с использованием игровых коммуникативных ситуаций показали, что в тестировании по методике «Назови слова» запас слов, которые хранятся в активной памяти у детей 3 – 4 летнего возраста с низкого уровня у 4 детей достиг среднего уровня развития. А в тестировании по методике «Расскажи по картинке» запас слов, которые хранятся в активной памяти у детей 3 – 4 летнего возраста со среднего уровня достиг высокого уровня развития. А результаты второй группы, тестируемых детей, которая занималась по направлению «Язык и речь» используя традиционные методы обучения, показали, что в тестировании по методике «Назови слова» запас слов, которые хранятся в активной памяти у детей 3 – 4 летнего возраста с низкого уровня только у 2 детей достиг среднего уровня развития. А в тестировании по методике «Расскажи по картинке» запас слов, которые хранятся в активной памяти у детей 3 – 4 летнего возраста со среднего уровня не достиг высокого уровня развития, а остался на том же среднем уровне.

3.2. Анализ интервью педагогов

Интервью – это вербальный и невербальный обмен информацией между двумя людьми. Отличает интервью от обычной беседы – цель, направление интервью и выбранное его содержание, организация интервью, планирование проведение и так же его постоянное внимание к взаимному общению. (Kikas 2010) Для того чтобы выявить, каким образом педагоги детского дошкольного учреждения организуют деятельность детей на занятиях «Язык и речь», используют ли они коммуникативные игры, как часто используют игры, было проведено интервьюирование педагогов детского дошкольного учреждения города Кохтла-Ярве «Алёнушка» (Приложение 3).

В интервью участвовали 12 педагогов, работающих в детском саду «Алёнушка» города Кохтла-Ярве. В ходе интервью было предложено ответить на заранее составленные вопросы открытого типа, касающиеся организации проведения занятия «Язык и речь». В ходе интервью выяснилось, что педагоги используют готовые конспекты, частично добавляя их самостоятельно. При организации работы с детьми чаще всего на занятии «Язык и речь» в основном используют игровую форму. Все педагоги ответили, что им знакома «коммуникативная игра» и педагоги используют её на занятиях. Педагоги используют такие игры, как: «Паутина», «Интервью», «Если бы я стал…», «Мне нравиться…потому, что», «Снежный ком», «Путанка», «Змейка», «Комплименты», «Звериное пианино», «Давайте знакомиться». А на вопрос: «Каким образом правильная подготовка, организация и проведение игровых коммуникативных ситуаций на занятиях «Язык и речь» влияет на развитие речи детей дошкольного возраста?», педагоги отвечали: Вопервых, дети в свободной обстановке раскрепощаются, не боятся выражать свое мнение. Во-вторых, в процессе говорения дети пополняют свой словарный запас новыми словами. В-третьих, учатся слушать других и говорить по очереди, не перебивая. Анализируя анкеты, автор сделал вывод, что все учителя используют на занятиях «Язык и речь» коммуникативную игру. Пример одного из проведённых интервью. Интервью проводилось с педагогом детского дошкольного учреждения «Алёнушка», Валентиной 47 лет, педагогический стаж работы 22 года, педагог имеет высшее педагогическое образование. Интервью длилось 11 минут. Вопросы для интервью педагогам детских дошкольных учреждений.

1. При проведении занятия «Язык и речь» вы используете готовые конспекты

или же Вы составляете занятие самостоятельно?

Использую готовый конспект и добавляю свои наработки, игры. 2. Какую форму организации работы с детьми вы используете чаще всего на занятии «Язык и речь»? Предпочитаю тренинговые речевые игры, в которых высказаться может каждый ребенок 3. Используете ли вы на занятии игры? Использую как часть занятия 4. Какую часть вашего занятия занимает игровая деятельность детей? Половину занятия 5. Как часто вы прибегаете к игровым методикам? К каким именно?

  • словестные методы: чтение, рассказывание, пересказывание,

беседы, разговоры. Практические: дидактические игры,

драматизации, инсценировки – в зависимости от видов

деятельности

  • репродуктивные: основаны на воспроизведении готовых речевых

образов, речевого материала

  • продуктивные: построение собственных речевых высказываний – в

зависимости от задач развития речи (методы слов работы,

формирование грамматического строя, связной речи)

  • наглядные приемы (показ)
  • словестные методы: речевой образец, повторное проговаривание,

речевая деятельность, объяснение, вопрос: констатирующий,

вспомогательный, поисковый 6. Знакома ли вам коммуникативная игра? Знакома, активно ее использую 7. Используете ли вы на занятии игровые коммуникативные ситуации? Если на предыдущий вопрос вы ответили да, то: 8. Какие из игр вы используете, как часто и с какой целью? «Паутина», «Интервью», «Если бы я стал…», «Мне нравиться…потому, что» и т.д. 9. Каким образом правильная подготовка, организация и проведение игровых коммуникативных ситуаций на занятиях «Язык и речь» влияет на развитие речи детей дошкольного возраста? Во-первых, дети в свободной обстановке раскрепощаются, не боятся выражать свое мнение. Во-вторых, в процессе говорения дети пополняют свой словарный запас новыми словами. В-третьих, учатся слушать других и говорить по очереди, не перебивая.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью данной дипломной работы было исследовать эффективность развивающего воздействия игровых коммуникативных ситуаций на развитие речи детей в условиях детского сада. В этой дипломной работе говорилось, о том, что дошкольный возраст – это именно тот возраст, когда ребёнок активно усваивает разговорный язык, это период становления и развития всех сторон речи дошкольника. Речь – основа психического развития дошкольников, поэтому одной из главных педагогических задач является развитие речи. Эта задача требует целенаправленного, системного педагогического воздействия на развитие речевых умений и коммуникативных навыков детей. Главным стимулом развития речи является создание условий для проявления речевой активности: дети должны учиться устанавливать контакты путём общения со сверстниками и взрослыми. Такие условия представлены в игровой коммуникативной ситуации, которая создаёт положительный эмоциональный фон. Причина необходимости развития речи дошкольников – это потребность ребёнка общаться с окружающими его людьми. И каждый ребёнок хочет, чтоб его понимали, чтоб речь его была внятна и понятна другим людям. А для этого педагогу в детском дошкольном учреждении необходимо уделять огромное внимание развитию речи. Проводить разнообразные игры, разрабатывать игровые методики, чтоб дети были заинтересованы учебным процессом.

Автор данной работы считает игровые коммуникативные ситуации интересным видом работы с детьми. Использование игровых коммуникативных ситуаций, как метода развития речи детей 3 – 4 лет является весьма эффективным, многофункциональным и результативным.

Проведя исследование, автор выявил, что используя игровые коммуникативные ситуации, речь ребёнка развивается достаточно хорошо. Автор отметил, что игровые коммуникативные ситуации учат ребёнка общаться с другими детьми, при этом правильно строить предложения, узнавать новые слова.

В данной работе нашли подтверждение теоретические взгляды учёных, занимавшихся вопросами развития речи: Ушаковой О., Тихеевой Е., Максакова А. И., Цейтлин С., о том, что речь детей развивается непосредственно в общении, о необходимости включенности речи в активную деятельность ребёнка, индивидуальная адресованность речи непосредственно к каждому ребёнку. После апробирования программы на практике был проведён анализ результативности. Сравнительный анализ знаний, умений в развитии речи детей 3 – 4 лет, до и после проведения данной программы показали, что игровые коммуникативные ситуации оказали развивающий эффект на развитие детей, участвовавших в проекте. Дети достигли хороших результатов в развитии речи:

  • запас слов, которые хранятся в активной памяти у детей дошкольного

возраста, увеличился

  • активный словарный запас детей по развитию поднялся до высокого

уровня.

Дети в группе охотно вступают в разговор с педагогами и сверстниками, задают вопросы, активно говорят.

Таким образом, автор сделал вывод, что игровая коммуникативная ситуация хорошо влияет на развитие речи дошкольников.

Но несмотря на этот результат, автор считает, что в дальнейшем этот проект надо использовать в течении целого учебного года, чтоб добиться более видимого результата.

Проблема не теряет своей актуальности и рассматривается как необходимая составная часть комплексной системы коррекционно – педагогического воздействия, направленного на преодоление выше перечисленных проблем развития речи, используя игровые коммуникативные ситуации. RESÜMEE Antud bakalaureusetöö on kirjutatud teemal «Mängulised kommunikatsioonilised situatsioonid, nagu keele arengu töö 3 – 4 aastaste koolieelikutega».

Käesolev töö koosneb sissejuhatusest, teoreetilisest osast, empiirilisest osast, metoodilisest osast, kokkuvõttest, resümeest ja lisadest.

Bakalaureusetöö on kirjutatud 2016/2017 õppeaastal vene keeles. Töö juhendaja on Kirill Maslov.

Töö eesmärk on mängulis kommunikatiivsete situatsioonide mõju ja selle effektiivsuse laste keele arengule lasteaia tingimustes uurimine.

Esimeses peatükis on käsitletud järgmised teemad: koolieelikute keele areng, emakeele omandamise eripärad, 3-4 aastase lapse keele arengu iseloomustus, mängu tähtsus lapse arengus, mängulise tegevuse korraldamine laste keele õpetamise jooksul, mängulised kommunikatiivsed situatsioonid laste keele õpetamisel.

Teises peatükis «Mängulised kommunikatsioonilised situatsioonid, nagu keele arengu töö 3 – 4 aastaste koolielikutega» on esitatud autori poolt välja töötatud. 3 — 4 aastaste laste keele arengu kava mängulis kommunikatsiooniliste situatsioonide põhjal, kava üld teadmised, teematiline tegevuste kava, koolieelikute keele arengu metoodilised soovitused mängu jooksul.

Kolmandas peatükis «Laste keele arengu uring mängulis kommunikatsioonide situatsioonide kasutamisel» on kirjeldatud koolieelse laste keele arengu diagnostika, ettevalmistus etapp, põhietapp, lõppetapp, õpetajate intervjuude analüüs.

Lisades on esitatud kaks pilti lastele kolmandast kuni neljanda eluaastaste laste metoodikale «Jutusta pildi järgi» ja küsimused lasteaia õpetajate intervjuude jaoks.

Bakalaureusetöö on kirjutatud iseseisvalt, kasutatud tsitaadid ja ideed on välja toodud viidetena ja kajastuvad kirjanduse loetelus.

ЛИТЕРАТУРА

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/diplomnaya/diplom-igrovaya-deyatelnost-kak-uslovie-razvitiya-detey-doshkolnogo-vozrasta/

1. Garman M. 1990. Psyholinguistics. Cambridge: Cambridge University Press. 2. Garnham A. 1985. Psyholinguistics: central topics. London, New York: Methuen. 3. Hallap, M.; Padrik, M. 2009. Valdkond Keel ja kõne. Rmt. Kulderknup, E. (Toim.).

Õppe- ja kasvatustegevuse valdkonnad. Tartu: Studium. 4. Kikkas E. 2010. Õppimine ja õpetamine koolieelses eas. Tartu. 5. Kirsipuu P. 2005. Lapse kõne arengu eeldused ja ohud. Rmt. Kons, A. (Toim).

Kaasaegseid meetodeid lasteaia õppe- ja kasvatustöös. Tallinn: Ilo,5-10. 6. Lasteaialapse kõne- hääldusraskused – Lasteaialapse kõne hääldusraskused, 7. Levelt, W. J. V. 1989. Speaking: from intention to articulation. Cambridge: MIT Press. 8. Rixon, S.; Byrone, D. 1994. Communication Games. Пособие для учителя. Cambridge. 9. Tiko, F.; Almann, S. 2006. Arenguvestlused lasteaias. Tallinn: Ilo. 10. Ugaste, Aino; Tuul, Maire; Välk, Tea 2009. Mängu tähtsus lapse arengus ning mängu juhendamine. Üldoskuste areng koolieelses eas Tartu: Studium, 44 62. 11. Абрамян Л. А.; Антонова Т. В.; Артемова Л. В. 1989. Игра дошкольника. Москва. 12. Белянин – Белянин В.П. Психолингвистика. 2. Изд. Москва, 2004. 13. Борисенко М.Г.; Лукина Н.А. 2005. Начинаем говорить. Развитие речи. Санкт- Петербург 14. Валасина — Валасина А.В. Использование игровых коммуникативных ситуаций в развитии речи детей дошкольного возраста. [Электронный документ]. URL: http://rodnaya-tropinka.ru/ispolzovanie igrovyh-kommunikativnyh-situatsij-v-obuchenii-rechi-detej-doshkolnogo vozrasta/#ixzz4LKfUc2pe Проверено: 12.11.2016. 15. Выготский – Выготский Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения. – Москва, 1935. 16. Галигузова – Галигузова Л. Н. Педагогика детей раннего возраста. 2007. 17. Гвоздев – Гвоздев Н. А. Вопросы изучение детской речи. СанктПетербург, 2007. 18. Гербова – Гербова В.В. Занятие по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Москва, 2007. 19. Давидчук – Давидчук А.Н. Обучение и игра. Москва, 2006. 20. Игровые ситуации. Vikipeedia 2016. [Электронный документ]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B3%D1%80%D0%BE%D0%B2 %D1%8B%D0%B5_%D1%81%D0%B8%D1%82%D1%83%D0%B0%D1%86 %D0%B8%D0%B8 Проверено: 12.11.2016. 21. Крайг – Грейс Крайг. Психология развития. 7-е международное издание. Санкт – Петербург, 2000. 22. Леонтьев – Леонтьев А. А. Основы теории речевой деятельности. Москва, 1974. 23. Лямина – Лямина Г.М. Развитие речи ребёнка раннего возраста. Методическое пособие. Москва, 2006. 24. Максаков – Максаков А. И. Развитие правильной речи ребёнка в семье: пособие для родителей и воспитателей, для занятий с детьми от рождения до семи лет. Москва, 2005 25. Менджерицкая – Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. Пособие для воспитателей детского сада. Москва, 1982. 26. Миронова – Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. Москва, 2007. 27. Немов – Немов Р.С. Психология, 4-е издание. Москва, 2016. 28. Никитин – Никитин Б.П. Развивающие игры. Москва, 1985. 29. Парамонова – Парамонова Л. Логопедия для всех, 2-ое издание. Санкт Петербург, 2004. 30. Пиаже – Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. Москва, Педагогика Пресс, 1999. 31. Полуполтинных — Полуполтинных О. П. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности // Теория и практика образования в современном мире, 2014.C.56-57. 32. Рубинштейн — Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Санкт Петербург, 2000 33. Смирнова, Соколова — Смирнова, Е. О., Соколова, М. В., Роль игры в жизни и развитии детей: новый подход к правам ребенка. Журнала «Современная зарубежная психология» №2 , 2013 34. Сикорский – Сикорский И.А. Развитие речи у детей: сборник научно – литературных статей. Киев, 1899 35. Сохин – Сохин Ф. А. О задачах развития речи. Психология дошкольника: хрестоматия. Москва, 2000. 36. Тихеева – Тихеева Е. И. Развитие речи детей. (Раннего и дошкольного возраста).

Пособие для воспитателей детского сада. 5- ое издание. 1981 учебное пособие для студентов вузов. – Москва, 2007. 37. Ушакова – Ушакова О. Теория и практика развития речи дошкольника. Москва, 2008. 38. Федоренко, Л.П.; Фомичева, Г.А.; Лотарев, В.К. 1984. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Москва. 39. Фришман — Фришман, И. Коммуникативные, ситуационно – ролевые игры, конкурсы. Воспитательная работа в школе. № 2. 2005. 40. Хилтунен – Хилтунен Е. Практическая монтессори – педагогика: суперсистема для педагогов и родителей. Москва, 2005. 41. Цейтлин – Цейтлин С. Н. Язык и ребёнок: лингвистика детской речи. Москва, 2000. 42. Ширяева – Ширяева Е.Н. Игра и игровая терапия как средство реабилитации детей с нарушением речи. [Электронный документ].URL: http://festival.1september.ru/articles/413740/ Проверено: 21.12.2016. 43. Шмидтгаль – Шмидтгаль Г.В. Развитие речи детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. [Электронный документ]. URL: https://festival.1september.ru/articles/568565/ Проверено: 21.12.2016. 44. Фонарёва – А. М. Фонарёва. Развитие личности ребёнка. Перевод с английского. Москва, 1987.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Приложение 2. Приложение 3.

Вопросы для интервью педагогам детских дошкольных учреждений.

10. При проведении занятия «Язык и речь» вы используете готовые конспекты

или же Вы составляете занятие самостоятельно? 11. Какую форму организации работы с детьми вы используете чаще всего на

занятии «Язык и речь»? 12. Используете ли вы на занятии игры? 13. Какую часть вашего занятия занимает игровая деятельность детей? 14. Как часто вы прибегаете к игровым методикам? К каким именно? 15. Знакома ли вам коммуникативная игра? 16. Используете ли вы на занятии игровые коммуникативные ситуации?

Если на предыдущий вопрос вы ответили да, то: 17. Какие из игр вы используете, как часто и с какой целью? 18. Каким образом правильная подготовка, организация и проведение игровых

коммуникативных ситуаций на занятиях «Язык и речь» влияет на развитие

речи детей дошкольного возраста?