Развитие рыночной экономики в Российской Федерации и проведение экономических реформ отражается на внешнеэкономической деятельности многих предприятий и организаций, для которых с одной стороны расширяются возможности доступа на внешние рынки, с другой способствует вовлечению в международные валютные операции.
В сложившихся условиях хозяйствующие субъекты экономики должен максимально учитывать складывающиеся внешние условия деятельности и, на фоне глобализации мировой экономики, применять систему управления, ориентированную на международные требования качества, инновационное и повышать конкурентоспособность выпускаемой продукции. Вместе с тем, по результатам анализа систем управления внешнеэкономической деятельностью предприятий можно сделать вывод о том, что они не в полной мере соответствуют требованиям и необходимости совершенствования. Отсутствие комплексных научных разработок в области управления иностранным бизнесом, охватывающих все этапы процесса ведения зарубежного бизнеса, приводит к снижению эффективности предприятий в целом.
Десятки тысяч компаний напрямую вовлечены во внешнеэкономическую деятельность. Большинство российских промышленных и торговых предприятий в состоянии сохранить свои позиции на рынке. Верность такой оценки подтверждают результаты масштабного исследования, проведенного международным рейтинговым агентством, которое исследовав финансово-хозяйственное положение в нескольких отраслях российской экономики, пришло к выводу, что только 25% имеющихся в стране промышленных мощностей являются нежизнеспособными. Основным недостатком современного российского менеджмента является непрофессиональное управление внешнеэкономической деятельностью, невозможность определения стратегических приоритетов на фоне оперативной производственной деятельности, что определяет актуальность выбранной темы диссертации.
Национальная экономика переживает фазу активного развития, реформы затрагивают практически все отрасли производства, инвестиций и торговли, а также образование, торговлю и науку. В связи с этим внешнеэкономическая деятельность предприятий и организаций отражается в работах ученых, исследующих основы осуществления внешнеэкономической деятельности и ее функционального обеспечения, среди которых можно отметить труды: Диденко Н.И., Евдокимова А.И., Фаминского И.П., Стровского Л.Е., Покровской В.В., Черенкова В.И и многих других.
Основная цель выпускной квалификационной работы — изучение теоретических основ и особенностей организации и управления внешнеэкономической деятельностью предприятия, а также рекомендаций по совершенствованию внешнеэкономической деятельности изучаемого предприятия.
Экономика управления персоналом
... по общепрофессиональным и специальным дисциплинам: «Экономика организации», «Экономика и социология труда» и т.д.; самостоятельное исследование актуальных вопросов управления персоналом; закрепление навыков ведения самостоятельной исследовательской работы, ... негативных моментов в деятельности анализируемого объекта. При работе над данной частью курсовой работы студент использует фактические ...
Для достижения поставленной цели в квалификационной работе решались следующие задачи:
- исследования теоретических основ организации и управления внешнеэкономической деятельностью в современной экономике;
- анализ организационно-экономической характеристики внешнеэкономической деятельности предприятия, а также вопросы техники обеспечения ВЭД на предприятии;
- разработка рекомендаций по совершенствованию организации и управления внешнеэкономической деятельностью предприятия.
Объектом исследования в работе являются производственно-хозяйственная деятельность ООО «ДОНХИМПРОМ», осуществляющая деятельность в сфере оптовой торговли продуктами питания, а также в производстве химических и полуфабрикатов.
Объектом исследования в работе является процесс организации и управления внешнеэкономической деятельностью исследуемого предприятия, а также процесс построения механизма реализации внешнеэкономических целей и регулирования системы взаимодействия между предприятиями участников внешнеэкономической деятельности.
В качестве информационной базы исследования в работе использованы законодательные и нормативные акты Правительства РФ, Минфина РФ, Госкомстата РФ, разработки международных финансовых организаций, Базельского комитета, Комитета по международным стандартам финансовой отчетности с изменениями и дополнениями, Всемирного Банка, Международного валютного фонда, а также соответствующие методические и инструктивные материалы, первичные документы, учетные регистры, годовые отчеты и статистические данные исследуемого предприятия за период с 2010 по 2013 годы.
Инструментально-методический аппарат исследования состоял из принципов диалектической логики, позволяющих рассматривать все явления в развитии и взаимосвязи, и основным использованным методом стала общенаучная сложность. При исследовании квалификаций использовались методы сравнительного, логического, исторического, аналитического критического анализа, методы синтеза, группировки, моделирования, а также принципы системного подхода.
Логика исследования определила объем и структуру квалификационной работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и источников из 52 наименований.
Международный рынок товаров и услуг состоит из более специализированных и ограниченных рынков из-за разнообразия и неоднородности товаров и услуг. Наиболее распространенные товары и услуги на международном рынке связаны с логистикой, финансами и страхованием, бытовыми товарами и коммунальными услугами, а также продуктами питания и топливом. В результате различные виды товаров и услуг вовлечены в международную торговлю с разной степенью интенсивности.
По данным Федеральной таможенной службы внешнеторговый оборот России в 2013 году вырос на 28, 3% до 986 млрд. долларов., положительное сальдо составило 182, 53 млрд. долларов. При этом товарооборот со странами дальнего зарубежья за период с 2011-2013гг. вырос на 35, 6%, до 649, 7 млрд. долларов, а товарооборот со странами ближнего зарубежья и странами СНГ за период 2011-2013гг. увеличился на 16, 1% и составил примерно 336, 3 млрд. долларов. Федеральная таможенная служба (ФТС России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в соответствии с законодательством РФ функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента контроля по валютам и специальные функции по борьбе с контрабандой и иными преступлениями и административными правонарушениями. С 11.05 2006г. Указом Президента ФТС России передана в подчинение Правительству РФ.
Инфляции достаточно актуально, тем более для России, которая ...
... цена товаров. Также такой вид инфляции называю «инфляцией предложения». 3) Сбалансированная инфляция. При такой инфляции цены на некоторые товары остаются ... других остаются неизменными или даже падают. Такая инфляция присуща России и странам СНГ. Примером может служить ... банках в течение определенного периода времени. Выплачиваемые вкладчикам проценты способны покрыть уровень инфляции, если он не ...
Сальдо торгового баланса России за период 2011-2013гг. было положительным, так как внешнеторговый оборот по экспорту товаров и услуг составлял более 524 млрд. долларов, а импортные следки составили всего 263 млрд. долларов в конце 2013 года, как представлено на рисунке 1.2.
В основе внешней торговли Российской Федерации на Европейский Союз как на главный экономический партнер страны приходится 53,5% оборота внутренней торговли. На страны СНГ за последние годы приходилось от 15% до 21, 5% отечественного товарооборота, на страны ЕврАзЭС до 9, 5%, а на страны АТЭС — 13% — 18%.
Рис. 1.2. Внешнеторговый оборот России за период 2010-2013г. (млрд. долларов) По данным Федеральной таможенной службы России (Пояснения к отчетам по экспорту/импорту товаров, услуг за период 2010-2013гг.)
Основными торговыми партнерами на международном рынке товаров и услуг между странами вне СНГ являются Германия, Китай, Нидерланды, Польша, Турция, Великобритания и Финляндия. Структура экспорта товаров по видам продукции за период 2011-2013гг. составляет:
- топливно-энергетические товары — 68, 5%, в том числе нефть и нефтепродукты;
- продовольственные товары и сельхоз сырье — 5, 2%, в том числе пшеница, масленичные культуры;
- химическая продукция — 6, 5%, в том числе удобрения;
- целлюлозно-бумажные изделия — 2%;
* машиностроительная продукция — 2, 5%-5%
Российская федерация входит в число мировых лидеров по экспорту товаров и услуг, как представлено на рисунке 1.3.
Рис. 1.3. Структура экспорта товаров из России за 2011-2013гг. Статистические данные Минфина РФ / Внешняя торговля Российской Федерации по основным странам и группам стран. За период 2011-2013гг.
внешнеэкономический рыночный хозяйственный правовой
В сфере услуг Россия является экспортером транспортных, финансовых, образовательных услуг, получая выручку от международного туризма, которая на конец 2013 года составила 15,4 млрд долларов. долларов.
Доля химической промышленности в структуре ВВП России в 2013 году составляла около 6, 5%, а в структуре экспорта около 7, 5%. При этом около 10% основных фондов отечественной промышленности было сосредоточено в промышленности. В 2013 году было экспортировано 3, 5 млн. тонн аммиака на сумму 62, 3 млн. долларов, 23 тонны минеральных удобрений на сумму 7, 6 млн. долларов, синтетических соединений 700 тонн на сумму 1, 5 млрд. долларов и т.д.
В зависимости от уровня развития стран и оборота внешней торговли их можно разделить на три группы. В первую группу стран с высоким уровнем развития входят страны с экономикой постиндустриального типа, такие как Европейский Союз и США. К странам со средним уровнем развития относятся новые индустриальные страны Юго-восточной Азии и Латинской Америки, а также страны с переходной экономикой, для которых характерно относительно высокий уровень развития нескольких отраслей промышленности в целом. Большинство развивающихся стран относятся к группе с низким уровнем развития сферы услуг и производства товаров.
Роль и функции товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ...
... эти товары находятся [7]. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности - систематизированный перечень наименований, описаний и кодов товаров. ... товарной структуре России. 1. ОСОБЕННОСТИ И СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ ТН ВЭД 1.1. Понятие и общая характеристика основных товарных номенклатур Ведение товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), классификация и кодирование товаров ...
Современный этап развития внешнеэкономической деятельности в нашей стране связан с коренным изменением форм и методов, используемых в предыдущие десятилетия развития. Десятки тысяч компаний, независимо от их принадлежности к государственному или частному сектору, организационной формы, размера собственности, сферы деятельности, состава собственности, имеют возможность активно участвовать в международном экономическом сотрудничестве.
Государственное регулирование ВЭД включает ее финансовое, валютное, кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, обеспечение экспортного контроля; определение политики в области сертификации товаров в связи с их ввозом и вывозом. Все эти направления регулирования базируются на действующем законодательстве.
Одна из важнейших функций государства — разработка концепции внешнеэкономической деятельности и внешнеэкономической политики, на основе которой строится сотрудничество с другими странами. Долгие годы в России господствовала государственная монополия внешней торговли, где выбор стран-партнеров определялся, прежде всего, политическими и идеологическими интересами. Переход к рыночной экономике означал признание во внешней торговле эквивалентности обмена, необходимости учитывать конкурентные преимущества России, анализировать состояние внешнеэкономического комплекса, разрабатывать стратегию развития ВЭД.
В ряде федеральных программ Правительства РФ, а также в указах Президента России была разработана новая концепция, которая предполагала
* рациональное использование сложившейся сырьевой специализации России в МРТ;
- повышение валютной эффективности сырьевого экспорта;
- расширение рынков сбыта и изменение их географии;
- развитие экспортного потенциала и улучшение структуры экспорта;
- развитие инфраструктуры ВЭД.
Эта концепция соответствует новой модели сотрудничества с другими странами, в экономической литературе она называется «коммерческой» или «конъюнктурной». Он основан на приближении национальных цен к мировым ценам, гарантируя всем юридическим и физическим лицам право самостоятельного выхода на внешний рынок. Все эти меры готовят к решению стратегической цели реформы: интеграции в мировую экономику. Приложение 1.
Новая концепция внешнеэкономической политики Концепция внешней политики России. Утверждена Указом Президента РФ В.В. Путина 13 февраля 2013 г. / Эл. ресурс: «Президент России». 2013. 18 февраля / http://президент.рф заключается в том, что в современных условиях недостаточно использовать сложившуюся специализацию России в МРТ, необходимо осуществлять целенаправленную интеграцию в мировую экономику.
Эта концепция и соответствующая внешнеэкономическая политика представлены в Федеральной программе развития экспорта. Центральное место в ней занимает совершенствование структуры российского экспорта, повышение в нем доли товаров высокой степени обработки, развитие прогрессивных форм международной производственной и научно-технической кооперации, инвестиционного сотрудничества, совместной реализации инновационных проектов. Этому понятию соответствует и новая модель — производственно-инвестиционная или стратегическая.
«Совершенствование управления внешнеторговой стратегией (на примере ...
... в структуре внешнеэкономической деятельности фирм и предприятий ... Внешнеторговых стратегий предприятия ВЭД (Внешнеторговая деятельность) - совокупность организационноэкономических, производственно-хозяйственных и оперативно-коммерческих функций экспортоориентированных предприятий с учётом избранной внешнеторговой стратегии, форм и методов работы ... и управлении. Наша страна, Россия, практически ...
По мнению профессора д.и.н. О.А. Подберезкина: — «возрастающее значение приобретает укрепление позиций России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, что обусловлено принадлежностью нашей страны к этому динамично развивающемуся геополитическому пространству, куда последовательно смещается центр тяжести мировой экономики». Профессор МГИМО д.и.н. Подберезкин О.А. «Евразия и Россия».
Сбалансированный сценарий ориентирован на использование сравнительных преимуществ России во внешней торговле для постепенной диверсификации и модернизации национальной экономики с упреждающими мерами по смягчению негативных внешних шоков. Основные элементы этого сценария:
- системные усилия по улучшению международных позиций России в мировой экономике через создание целевых стимулов для повышения конкурентоспособности не сырьевых отраслей, экспортирующих продукцию или потенциально способных выйти на внешние рынки;
- повышение открытости экономики России для прямых иностранных инвестиций в приоритетные отрасли для реализации конкурентных преимуществ экономики;
- гармонизация форматов интеграции со странами СНГ и ЕС, с выходом на формирование ЗСТ + между Таможенным союзом и ЕС к 2020 г., заключение соглашений о создании зон свободной торговли с отдельными странами АТР.
Регулирование внешнеторговой деятельности на уровне предприятий и организаций основано на непрерывном процессе включающим формулировку стратегии внешнеэкономической деятельности, распространение на предприятии информации о выбранном направлении, разработку и осуществление соответствующих мероприятий для проведения в жизнь стратегической линии, разработку и внедрение методов контроля для отслеживания эффективности практических шагов и, следовательно, успеха в достижении стратегических целей внешнеэкономической деятельности предприятия». Автор Прокушев Е.В. Издательство «Дашков и К», 2011г.
Таким образом, исходя из предложенного определения управления внешнеэкономической деятельности, можно выделить следующие основные практические функции на уровне предприятия при управлении внешнеэкономической деятельностью:
- планирование: предполагает составление кратко-, средне- и долгосрочных планов развития внешнеэкономической деятельности, а также разработку бизнес-планов для новых внешнеэкономических проектов, в том числе с привлечением внешних источников финансирования;
- организация: формирование организационных подразделений предприятия для осуществления внешнеэкономических операций, распределение сотрудников на участки работы, наделение их соответствующими функциями, полномочиями, ответственностью и определение форм и методов осуществления внешнеэкономической деятельности;
- координация: согласование задач и функций внешнеэкономической деятельности с другими отделами и подразделениями предприятия с целью не допустить противоречия в решении и обеспечить слаженность и оптимизацию всей работы;
- учет: учитывать результаты и оценивать эффективность внешнеэкономической деятельности за счет определения прибыльности внешнеэкономических сделок отдельно по конкретным видам товаров и регионам и в совокупности по всем поставляемым за рубеж или импортируемым товарам;
- контроль: контролировать внешнеэкономические операции в оперативном и стратегическом режиме, проводя текущий мониторинг хода реализации и контроль за выполнением годовых, средне- и долгосрочных планов внешнеэкономической деятельности, проведение соответствующего аудита по реализации внешнеэкономических и маркетинговых стратегий;
— * обеспечение информационной системы обслуживания внешнеэкономической деятельности предприятия за счет внедрения информационных систем управления, подключение к соответствующей зарубежной информации через сеть Интернет и другие информационные системы. Приложение 2.
Государственное регулирование страховой деятельности в Российской Федерации
... финансовых институтов КУРСОВАЯ РАБОТА По дисциплине Страхование Государственное регулирование страховой деятельности в Российской Федерации Ф.И.О студента Глазин Иван Владимирович Направление: 38.03.01 Экономика ... (наименование кафедры) ЗАДАНИЕ на курсовую работу Тема Государственное регулирование страховой деятельности в Российской Федерации ФИО студента – Глазин Иван Владимирович Группа 3БД ...
Предприятия и организации, вовлеченные в процесс внешнеэкономической деятельности, осуществляет свою внешнеэкономическую деятельность в рамках своей организационной структуры, которая представляет собой совокупность отдельных подразделений занимающихся непосредственно ВЭД.
Функции управления внешнеэкономической деятельностью предприятия выполняют отдельные подразделения аппарата управления и отдельные сотрудники, которые одновременно вступают в экономические, организационные, социальные, психологические и другие отношения. Организационные отношения, складывающиеся между подразделениями и работниками аппарата управления предприятия, определяют организационную структуру внешнеэкономической деятельности.
Структура управления внешнеэкономической деятельностью — это совокупность отделов и служб, участвующих в построении и координации работы системы управления, в разработке и реализации управленческих решений по реализации бизнес-плана в сфере внешнеэкономической деятельности.
Таким образом, управление внешнеэкономической деятельностью на предприятиях и в организациях осуществляется составом отделов и служб в аппарате управления, которые занимаются внешнеэкономической деятельностью, а также их системная организация, выражающаяся в соподчинённости друг другу и высшему органу управления предприятием, и в выборе координационных и информационных связей.
Основной отличительной чертой внешнеэкономической деятельности предприятий и организаций с внутреннеэкономической деятельностью является то, что внешнеэкономическая деятельность осуществляется на валютной основе и регулируется специальными мерами государства. На внешнеэкономическую деятельность компании влияет уровень развития и стабильность национальной экономики, мировая система цен, а также правовая система своей страны и правовые системы стран, в которых компания осуществляет внешнеэкономическую деятельность.
При осуществлении внешнеэкономической деятельности каждый субъект входит в особую сферу отношений, регулируемых не только общим законодательством, но и специальным законодательством. Общее законодательство регулирует хозяйственную деятельность во всех ее видах и сферах.
Статистический анализ развития внешнеторговой деятельности Российской ...
... наблюдения в статистике внешней торговли являются экспортные и импортные товары, приведенные в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ) [4], используемой в настоящее время в Российской Федерации при ...
Радикальные изменения в экономике России, связанные с развитием рыночных отношений, происходят в рамках права, которое закрепляет такие важнейшие положения, как неприкосновенность собственности, новый метод регулирования предпринимательской деятельности, недопустимость вмешательства государства в хозяйственную деятельность субъектов и т. п. Эти и другие положения закреплены в Гражданском кодексе РФ и ряде законов: «Об инвестиционной деятельности», «О предприятиях и предпринимательской деятельности», «Об акционерных обществах», «О финансово — промышленных группах», «О защите прав потребителей», «О стандартизации», «О сертификации продукции и услуг» и др.
Изменения в экономике привели к радикальным изменениям во внешнеэкономической сфере: ликвидации монополии внешней торговли, предоставлении права участия во ВЭД всем юридическим и физическим лицам, организации внутреннего валютного рынка, развитию иностранного предпринимательства, усилению контролирующей функции государства, расширению экономического метода регулирования ВЭД и т. д.
Интеграция России в мировую экономику невозможна без развития национального законодательства в соответствии с международным законодательством. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности — это совокупность нормативных актов, в рамках и на основании которых осуществляется ее практика. Эта совокупность представлена:
- международными правилами и нормами, подписанными РФ, международными договорами России с другими странами;
- национальным — законодательством по ВЭД, представленным законами, кодексами, а также подзаконными актами.
Главным источником национального материального права в области регулирования ВЭД является Конституция РФ с изменениями и дополнениями от 05.02.2014г. № 2-ФКЗ. Согласно Конституции (ст. 71) к ведению РФ, в частности, отнесены:
- внешнеэкономические отношения РФ;
- международные договоры РФ;
- судоустройство, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательства, правовое регулирование интеллектуальной собственности;
- федеральное коллизионное право.
К законам, регулирующим ВЭД, относятся следующие законы: «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»; «О валютном регулировании и валютном контроле»; «О таможенном тарифе» Постановление ВС РФ от 21.05.1993г. №5005-1 Федеральный закон Российской Федерации №5003-1 от 21.05.1993г. «О таможенном тарифе» в редакции от 04.03.2014г.; «Об иностранных инвестициях»; «Таможенный кодекс Российской Федерации». Приложение 3.
Статья 4 закона «Об основах государственного регулирования внешней торговли» федерального закона устанавливает принципы государственного регулирования внешней торговли. Принципы представляют собой отправные точки механизма государственного регулирования. Они обеспечивают непрерывность и согласованность процесса регулирования, обеспечивают взаимосвязь внешнеторгового законодательства и внешнеторговой политики. Принципы играют особую роль в формировании судебной и административной практики. Они также содействуют отмене устаревших и принятию новых юридических норм, толкованию правовых актов и устранению пробелов в законодательстве и т.д. Среди принципов государственного регулирования внешнеторговой деятельности выделяют общие, такие как уважения прав и основных свобод человека, законности, федерализма, юридического равенства и судебной защиты, субъективных прав, а также специальные, которые нашли свое закрепление в статье 4 Федерального Закона №164-ФЗ.
Правовые основы медицинской помощи и лечения в Российской Федерации
... собой следующие задачи: рассмотреть правовую природу и источники правового регулирования медицинской деятельности; охарактеризовать формирование и развитие медицинского права в Российской Федерации; проанализировать правовые основы оказания отдельных видов медицинской помощи, таких как медицинская стерилизация человека, а также ...
Единство системы нормативного регулирования внешнеторговой деятельности обусловлено рядом факторов, среди которых, прежде всего, следует упомянуть:
- единство цели внешнеторгового регулирования: защита экономического суверенитета, обеспечение экономической безопасности Российской Федерации, стимулирование развития национальной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности и обеспечение условий эффективной интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику (ст. 1 ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»);
- единство внешнеторговой политики Российской Федерации (ст. 4 ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»);
- отнесение к ведению Российской Федерации следующих сфер деятельности: установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки, и т.д.
(ст. 71 Конституции РФ);
- единство таможенной территории Российской Федерации (ст. 8 и 74 Конституции РФ, ст. 4 ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»).
Законодатель объединяет эти принципы с обязательством по созданию единой системы контроля над государственным механизмом регулирования внешнеэкономической деятельности. Согласно статье 35 Закона контроль за осуществлением внешнеторговой деятельности ведется соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции в целях обеспечения соблюдения положений Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о внешнеторговой деятельности, обеспечения и защиты экономических и политических интересов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также защиты экономических интересов муниципальных образований и российских граждан.
Федеральный закон Российской Федерации «О предпринимательской и предпринимательской деятельности» разрешает предприятиям и организациям осуществлять хозяйственную деятельность самостоятельно. Указом Президента Российской Федерации «О либерализации внешнеэкономической деятельности» все предприятия и их объединения, зарегистрированные на территории Российской Федерации, независимо от формы собственности, могут осуществлять внешнеэкономическую деятельность без специальной регистрации. Экспорт товаров стратегического значения осуществляется зарегистрированными для этих целей компаниями и организациями. Зарегистрированные компании регистрируются в специальном реестре, который публикуется в периодических изданиях. Отказ в регистрации и исключение их из реестра могут быть в случае нарушения действующего законодательства РФ или зарубежных стран, повлекшего за собой экономический и политический ущерб для России; невыполнение обязательств по экспортным поставкам.
Основы судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации
... целях укрепления правовой основы и принципов организации государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации и совершенствования действующих норм, регламентирующих судебно-экспертную деятельность, 20 декабря 2002 года юстиции РФ издан Приказ ...
Перечень стратегически важных сырьевых товаров установлен соответствующим Постановлением Правительства РФ и содержит 15 позиций (топливо, электроэнергия, зерно и др.).
Постановление Правительства РФ №923 от 13.09.2012г. «Перечень стратегически важных товаров и ресурсов для целей ст.226 УК РФ с кодами ТН ВЭД ТС. Компании могут осуществлять импортно-экспортные операции напрямую или на договорной основе через внешнеэкономические организации. К таким организациям относятся ассоциации делового сотрудничества, торговые дома, торгово-промышленная палата и др. Внешнеэкономическая деятельность осуществляется на основе контракта. Российское законодательство предусматривает обязательную письменную форму внешнеэкономического контракта.
Договор можно заключить как путем составления и подписания документа, так и путем обмена письмами, телеграммами. Внешнеэкономический контракт состоит из нескольких разделов, расположенных в определенной последовательности. Кроме того, каждый контракт имеет определенные юридические атрибуты, без которых он теряет юридическую силу, и вытекающие из этого права не могут быть защищены. Внешнеэкономический договор должен содержать полное официальное наименование сторон и их зарегистрированный офис, имя и фамилию лица, представляющего организацию, его должность, а также указание, на основании чего происходит представительство.
Управление внешнеэкономической деятельностью в Российской Федерации осуществляет Министерство экономического развития РФ и Федеральная таможенная служба РФ. Федеральная таможенная служба РФ была преобразована из ГТК РФ Указом Президента РФ №314 от 09.03.2004г.
Операции с иностранной валютой регулируются Центральным банком Российской Федерации и его территориальными подразделениями. Общее руководство возложено на Президента России, Правительство Российской Федерации и Министерство экономического развития Российской Федерации.
За относительно короткий период времени Россия вышла на достаточно высокий уровень открытости. В настоящее время она направляет на цели международного обмена более пятой части ВВП и по этому показателю находится в одном ряду с такими странами, как Германия, Италия, Великобритания и другие. Торговый и валютный режимы страны за последние годы заметно либерализованы. Государство отказалось от монополии на внешнеторговые операции и регулирует трансграничные потоки товаров и услуг с помощью общепринятых мировым сообществом инструментов.
Введена внутренняя и внешняя обратимость национальной валюты по текущим операциям: и резиденты, и нерезиденты могут свободно обменивать в рамках таких операциях российские рубли на иностранную валюту и наоборот. Иностранные инвесторы допущены на финансовый и фондовый рынки России, к участию в приватизационных конкурсах.
Таким образом, в XXI веке Россия сталкивается с проблемой обеспечения своей экономической безопасности в условиях возросшей открытости отечественной экономики. Регулирование ВЭД государством означает не только поддержку и стимулирование, но и контроль за соблюдением национальных интересов, обеспечение экономической безопасности. Поддержание необходимого уровня экономической безопасности становится одной из стратегических задач российской внешнеэкономической политики. Под экономической безопасностью принято понимать такое состояние экономики и системы государственного управления, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов.