Этические принципы организации сестринского ухода за больными нейрохирургического отделения

Дипломная работа

Профессия медсестры основана на непрерывном процессе профессионализации, который включает принципы гуманизма в отношении пациента и человеческой жизни. Важной частью медицинской профессиональной деятельности медсестер является соблюдение этических и деонтологических стандартов в отношениях с пациентами и их семьями, а также с их коллегами.

Медицинская этика прошла большой и сложный путь своего развития. Ее история богата яркими, порой драматическими событиями и фактами. Истоки деонтологии уходят в глубокую древность. Первый человек, который оказал медицинскую помощь своему ближнему, сделал это из чувства сострадания, стремления помочь в несчастье, облегчить его боль, т.е. из чувства гуманности. именно гуманность всегда была отличительной чертой медицины и медицинского работника. Специалистов в области здравоохранения всегда волновал вопрос о том, кто такой медицинский работник, каким должно быть их поведение, их отношение к пациентам, их родственникам и отношениям друг с другом.

Особенность медицинской этики заключается в том, что в ней все нормы, принципы и оценки ориентированы на здоровье человека, его улучшение и сохранение. Их выражение этих норм было первоначально санкционировано Клятвой Гиппократа, которая стала отправной точкой для создания других профессиональных и моральных медицинских кодексов. Этический фактор имеет в медицине традиционно большое значение. Более восьмидесяти лет назад по аналогии с медицинской клятвой Гиппократа была создана клятва сестры Флоренс Найтингейл.

В большинстве случаев медицинская этика обращает внимание на изучение морально-этических позиций пациентов. Сам медицинский работник, и в особенности медсестра, должны проявлять сострадание, справедливость, уважать независимость пациента и предоставлять качественную медицинскую помощь в соответствии с этическими принципами. Медицинская этика специалиста, особенно медперсонала, требует не только не причинять вреда, но и совершать добрые дела, а добрые дела, в свою очередь, являются моральным долгом каждого практикующего врача.

Медицинская этика, в свою очередь, является неотъемлемой частью сестринского дела и медицины в целом. Он изучает набор этических стандартов, а также принципы поведения медицинского работника при выполнении им своих обязанностей по отношению к пациенту и его семье.

Медицинский работник, отвечающий требованиям медицинской деонтологии, должен обладать такими качествами, как способность к состраданию, готовность пожертвовать своими интересами и удобствами, если это необходимо для спасения жизни или облегчения страданий больного; терпимость, чуткость, предупредительность.

6 стр., 2540 слов

Этика делового общения: сущность, содержание, принципы

... связи с ними. Уважение прав собственности - важный принцип профессиональной этики. Во многих профессиях сегодня принципом является коллегиальность. Важный принцип профессиональной деятельности в условиях демократии - право на ... имидж для примерного домашнего сотрудника может оказаться совершенно неприемлемым для банковского работника. Стиль одежды отражает не только ее собственное мнение о себе, но ...

Важным моментом в профессиональной деятельности являются взаимоотношения с коллегами внутри коллектива, так как все негативные моменты могут повлиять на репутацию конкретного специалиста в области здравоохранения. В свою очередь, чтобы этого не произошло, медицинские работники должны иметь образование и понимать сущность этики и деонтологии в медицине. медсестра обязана поддерживать вежливые и уважительные отношения с персоналом, независимо от его настроения или состояния. При общении с коллегами всегда необходимо соблюдать субординацию.

Следует отметить, что между собой этика и деонтология отличаются тем, что этика как бы ориентирована на предупреждение или разрешение возникающих конфликтных ситуаций, а деонтология в свою очередь диктует нормы поведения медицинских работников в момент оказания медицинской помощи пациентам. Невыполнение деонтологических и этических принципов в профессиональной деятельности осуждается не только формами морального воздействия (неодобрение, порицание), но и также административными и юридическими мерами.

Актуальность темы работы заключается в том, что этика и деонтология в сестринском деле и в медицине в целом продолжают играть важную роль в успешном подходе к уходу за пациентами сегодня. Только при неукоснительном соблюдении всех этических и этических принципов и с учетом религиозных аспектов этики можно добиться высокого качества работы.

Большая часть профессиональной деятельности медсестры связана с пациентом, при этом она также должна выполнять руководящую, образовательную и образовательную деятельность. В условиях медицинской организации первый контакт пациента с медицинским персоналом и, в частности, с медицинской сестрой, имеет особо принципиальное значение, т.к. именно он в дальнейшем определяет взаимоотношения — чувство доверия или недоверия, наличие или отсутствие партнерских отношений и др. Вот почему необходимо отметить особую важность этики и этики в сестринском деле.

В данной работе мы на примере нейрохирургического отделения провели анкетирование медицинских сестер и пациентов и сделали анализ ответов, и изучили взаимосвязь соблюдения норм этики и деонтологии, и качества оказания сестринской помощи в отделении, так как это отделение отличается от остальных тем, что там больные зачастую находятся в очень тяжелом состоянии. А если медицинская сестра будет компетентна в этих вопросах, а любой медицинский работник должен быть грамотен в вопросах этики и деонтологии и соблюдать все принципы, то будет намного легче, как пациентам, так и самим медицинским сестрам не только в отношении с пациентами, но и между другими медицинскими работниками.

Объект исследования: медицинский персонал: медицинская сестра

Предмет исследования: Принципы этики и деонтологии в сестринском деле в отделении нейрохирургии.

9 стр., 4175 слов

Фармацевтическая этика и деонтология

... деятельности - медицинской, инженерной, юридической и т.д. Медицинская деонтология - учение о должном в медицине разработано и введено в медицинскую теорию и ... деонтология есть наука, т.к. она имеет свой предмет, свое содержание и методы исследования. Предметом фармацевтической этики является совокупность функциональных обязанностей и норм морали и права, формирующая отношение фармацевта ...

Целью данной работы является изучение этических принципов организации сестринского ухода за пациентами в отделении нейрохирургии.

В соответствии с указанной целью по ходу исследования решались следующие задачи:

  • Изучение этического кодекса медсестер, медицинской литературы по этике и деонтологии в сестринском деле.
  • Разработайте анкету для медсестер, вопросы которой будут отражать самооценку их деятельности в области этического и деонтологического поведения при работе с пациентами.

— Разработать анкету для пациентов, вопросы которой позволят выявить уровень этического и деонтологического поведения средних медицинских работников при осуществлении сестринского ухода, а также получить оценку деятельности сестринского персонала в области этики и деонтологии со стороны пациентов.

— Провести анализ анкетирования с целью выявления взаимосвязи соблюдения норм этики и деонтологии, и качества оказания сестринской помощи.

ГЛАВА 1. ОБЗОР МЕДИЦИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ЭТИКЕ И ДЕОНТОЛОГИИ В МЕДИЦИНЕ И ЭТИЧЕСКОГО КОДЕКСА МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ РОССИИ

1.1 КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОРИИ ЭТИКИ И ДЕОНТОЛОГИИ В МЕДИЦИНЕ

Еще в 1500 году до нашей эры врачи древней Индии приносили профессиональную присягу. Для европейской медицины и по сей день непреходящее значение имеют этические наставления «отца медицины» Гиппократа (V-IV вв. до н.э.).

Особый интерес представляет «Клятва» Гиппократа, основные положения которой сводятся к следующему. Уважение к жизни: «Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла, точно так же я вручу никакой женщине абортивного пессария» цель медицины — благо больного:» в какой бы дом я ни вошёл, я войду туда только для пользы больного». Не навреди: «Я направлю режим больных в их пользу .. воздерживаясь от причинения вреда и несправедливости. Медицинская тайна: «Все, что я вижу или слышу о жизни человека во время лечения, а также без лечения, из того, что не следует раскрывать, я буду хранить молчание, считая такие вещи секретом». По Гиппократу, этика медицинского дела непременно предполагает элемент филантропии: «И я советую, чтобы ты не слишком негуманно вел себя, но, чтобы ты обращал внимание на обилие средств (у больного) и на их умеренность, а иногда лечил бы и даром…». Неоднократно Гиппократ касается практики парамедиков (псевдоврачей), т.е. тех, кто, «обладая профессиональной ловкостью, обманывает людей» … Их всякий может узнать по одежде и прочим укрощением».

Медицинская этика занимала важное место в древнеиндийском руководстве по медицине «Аюрведа» («Книга жизни») (первые века нашей эры).

Здесь мы находим, в частности, такие требования к внешнему виду врача: «… Ногти и волосы должны быть коротко острижены, носить только чистую и белую одежду, не носить ручную».

В современной медицинской этике самые противоречивые вопросы касаются темы жизни и смерти. В этой связи нельзя не напомнить размышлений об эвтаназии английского философа XVII века Ф. Бэкона. Он написал, что профессиональный долг врачей — помогать как излечимым, так и неизлечимым заболеваниям, что в будущем в медицине должно развиваться направление «Помощь умирающим». Обеспечение безболезненного и спокойного умирания Ф. Бэкон называл греческим словом «эвтаназия», буквально — «благая смерть».

4 стр., 1701 слов

Медицинская этика и деонтология в работе медицинского персонала

... личности является высшей ценностью, и медицинская помощь не должна быть исключением. 2. Особенности медицинской этики и деонтологии в отделениях. В наиболее распространенных терапевтических отделениях клинической медицины, как правило, находятся пациенты самого разного профиля - с ...

Медицинская этика (лат. Ethica, от греч. Ethice — изучение нравственности, морали), — развивающаяся область знания. В его рамках изучаются реальные обычаи, существующие в медицинской среде, в частности отношения врачей со своими пациентами, возможные противоречия между ними, конфликты. Медицинская этика требует все большего внимания со стороны специалиста, а в данном случае и медперсонала, не только для того, чтобы не навредить, но и сделать доброе дело. Благодеяние — моральный долг медицинских работников. Что касается пациента, то у врача и медсестры были, есть и всегда будут общие цели и задачи: сохранение его здоровья и его жизни.

Медицинская этика изучает и определяет решение различных проблем межличностных взаимоотношений по трём основным направлениям:

  • медицинский работник — пациент;
  • медицинский работник — родственники пациента;
  • медицинский работник — медицинский работник.

Четыре универсальных этических принципа: милосердие, автономия, справедливость и полнота медицинского обслуживания.

Что касается автономии пациентов, мы выделяем две модели, которые сегодня вызывают много споров среди медицинского персонала, а именно: контрактная модель и традиционная.

Патерналистский — характеризуется тем, что медицинский персонал относится к пациентам как к своим собственным детям. Врач и медсестра сами определяют, в чем польза для пациента, они в основном принимают важные решения за пациента и в результате берут на себя большую часть ответственности.

Контрактная модель — характеризуется обязательным адекватным информированием пациента и негласным договором между врачом (медсестрой) и пациентом — строить свои взаимоотношения на основе знания и уважения прав друг друга и выполнение обязанностей.

Сегодня существует много споров между этими моделями со стороны некоторых врачей и ученых, которые «поддерживают» патерналистскую модель. Некоторые говорят: «Если вы попросите разрешения, никто не согласится стать подопытным. Науке придет конец»; «Все это американские изыски, нашим людям никакого информирования не нужно. Настаивая на нём, вы разрушаете традиционные ценности доверия между врачами пациентами»; «Наши врачи и пациенты не образованны в вопросах права и этики. Поэтому закон все равно работать не будет».

А те ученые и врачи, которые «за» контрактную модель дают понять, что эта модель более модернизирована чем отеческая(патерналистская), как как пациент вправе знать и сотрудничать с медицинским персоналом, а это в первую очередь даст положительную оценку в выздоровлении пациента, он уже не будет думать, придумывать себе болезнь, по тем или иным мелким симптомам и входить в депрессию, а если правильно и квалифицированно информировать обо всём пациента, то этого всего можно избежать. Конечно, в контрактной модели медицинский персонал не несет такой большой ответственности, как в патерналистской модели, поскольку пациентам не предоставляется обязательная медицинская помощь, за исключением тех случаев, когда пациент не может принимать решения самостоятельно и отсутствуют родственники.

Но когда закон вступил в силу, случаев судебных исков пациентов к врачам в отношении защиты прав практически не было. Всего прошло несколько лет, а количество таких кредитов уже исчисляется сотнями. Врачи все чаще вынуждены выплачивать крупную финансовую компенсацию за нарушение прав пациентов.

8 стр., 3823 слов

СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

... и расовая дискриминация. важно отметить, что медицинские работники вовлечены во все эти антигуманные действия. Медицинская промышленность принимает монополистический характер. Медицинская этика по сути вырождается в корпоративную мораль медицинских компаний, ориентированных на ... у меня во время работы с пациентом и его семьей. Я посвящу ... не придумано. В связи с тем, что факультеты сестринского дела ...

Поэтому на сегодняшний день, на наш взгляд все идет к контрактной модели (особенно после этих назревших казусов), так как там уже все делается согласованно и пациент в курсе во всем, о чем хочет знать, так как учитывается все права и пациентов, и медицинского персонала. Пациент также свободно выбирает курс своих дальнейших действий, по его мнению, лучший. Может даже случится, что его решение не лучше с точки зрения медицины. Пациент может полностью отказаться от лечения и теперь должен с этим согласиться. Обязательное лечение социально опасных пациентов возможно только по решению суда. Сегодня важность прав человека во всех сферах жизни стала приоритетной.

Но до некоторой степени в медицине всегда будет сохраняться элемент патернализма, особенно в таких областях, как психиатрия и педиатрия.

Кроме того, не нужно бояться конца науки, если правило добровольного информированного согласия неукоснительно применяется на практике. По мнению экспертов, в практике американской и европейской науки это привело только к повышению качества научных проектов, поскольку стали более эффективно использовать лабораторных животных, культуры тканей, даже компьютерные модели в виде «объектов.

Первый учебник по медицинской этике был написан в Великобритании Т. Персивалем («Медицинская этика. О профессиональном поведении, относящемся к больницам и другим медицинским благотворительным учреждением» (1797, 1803))

Излагая кратко историю медицинской этики в России, прежде всего следует сказать о М.Я. Мудрове (первая треть ХХI в.), бессменном декане медицинского факультета Московского университета (переизбиравшемся 5 раз), переводчике трудов Гиппократа. Этические наставления М.Я. Мудрова в первую очередь касаются образа жизни медиков (чистоплотность, опрятности одежды, жилища), особых требований к их речи и к тому, что в современном сестринском деле называется «языком тела». Вот так М.Я. Мудров решает вопрос об информировании неизлечимых больных: «Многообещающее исцеление при неизлечимой болезни — знак, это знак невежественного или нечестного врача».

В 1982 г. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций официально одобрила Принципы медицинской этики, которые сделали этот подход нормой международного права.

Последние два десятилетия ХIХ в. Постоянное внимание проблемам медицинской этики уделяла газета «Врач», созданная В.А. Манассеиным, которого современники называли «рыцарем врачебной этики». Он принимал активное участие в социальном и нравственном воспитании всех медицинских работников дореволюционной России.

Понятия «медицинская деонтология» и «медицинская этика» не тождественны. Проблема долга — одна из основных проблем медицинской этики, соответственно, медицинская деонтология является отражением этических концепций, но имеет более прагматичный и специфический характер. Если медицинская этика не несет в себе специфики, обусловленной той или иной врачебной специальностью (не существует отдельно терапевта, этики хирурга и т.д.), то медицинская деонтология обрела черты специализации, обусловленные ее прикладным характером, взаимосвязью с той или иной медицинской профессией (различают деонтологию хирурга, педиатра, онколога, рентгенолога, венеролога и т.д.).

3 стр., 1218 слов

Реферат этикет медицинского работника

... взаимодействия. Внешний вид и речь медицинского работника. Слово врача как лечебный фактор Внешний вид медицинского работника должен вызывать у пациента уважение, доверие и вызывать положительные ... они абсолютно необходимы, психологически подготовьте ребенка к их восприятию. Профессиональная этика и этикет Этика профессионального взаимодействия врачей по сути определяется теми же древними, очень ...

Деонтология включает в себя вопросы:

  • Соблюдение врачебной тайны;
  • Меры ответственности медицинского работника за здоровье больного;
  • Взаимоотношения медицинских работников между собой;
  • Проблемы взаимоотношений с больными и их родственниками;
  • Правила относительно интимных связей между врачом и пациентом, разработанным Комитетом по этическим и правовым вопросам при Американской ассоциации:

интимные контакты между врачом и пациентом, возникающие в период лечения.

интимная связь с бывшим пациентом может в определённых ситуациях признаваться неэтичной.

вопрос об интимных отношениях между врачом и пациентом следует включить в программу обучения всех медицинских работников.

врачи должны непременно докладывать о нарушениях врачебной этики своими коллегами.

Медицинская деонтология (греч. deon — долг; термин «деонтология» широко использовался в отечественной литературе последних лет) — совокупность этических норм и принципов поведения медработника при выполнении профессиональных обязанностей, предлагающая оказания больному максимально возможной помощи.

Термин «деонтология предложен английским философом Бентамом (J. Bentham) в 19 в. Для обозначения теории нравственности. Однако основы врачебной этики были заложены еще в древней мировой медицине. В каждую историческую эпоху в соответствии с господствовавшей в данном обществе моралью принципы «медицинской деонтологии» имели характерные особенности, но тем не менее общечеловеческие, внеклассовые этические нормы медицинской профессии, определяемые ее гуманной сущностью — стремлением облегчить страдания и помочь больному человеку, оставались незыблемыми. Принципы «медицинской деонтологии» определялись также уровнем развития медицинской науки, от которого во многом зависят действия развития медицинской деонтологии» определялись также уровнем развития медицинской науки, от которого во многом зависят действия врачей. Так, в Древней Индии рекомендовалось браться за лечение только того человека, болезнь которого излечима; от неизлечимых больных следовало отказаться, как и от не выздоровевших в течение года. Гиппократ также считал, что лечение безнадежных пациентов ведет к потере медицинского авторитета.

Вопросы медицинской деонтологии нашли отражение и в древнейших памятниках индийской литературы — в своде законов Ману (около 2 в. до н.э.- 1 в. н.э.) и в Аюверде (Науке жизни; 9 — 3 вв. до н.э.).

Существуют три редакции Аюверды — этой медицинской энциклопедии древности; наиболее полная принадлежит врачу Сушруте. В одной из книг Аюверды рассказывается, каким должен быть врач, как себя вести, как и что говорить пациенту. Обращает на себя внимание дифференцированный подход к больным: можно и нужно лечить бедных, сирот, иностранцев, но при этом нельзя прописывать лекарства опальным раджей. С появлением социального неравенства отношение пациентов к врачам становится неоднозначным: представители правящих классов видели в них слуг, а угнетенные классы — хозяевами.

Врачи Востока оказали огромное влияние на развитие медицинской этики. Ибн — Сина (Авиценна) — создатель «Канона врачебной науки». Он подчеркнул уникальность и индивидуальность обращающихся за медицинской помощью: «… Каждый человек имеет особую природу, присущую ему лично».

30 стр., 14788 слов

Реферат дисциплинарная ответственность медицинских работников

... трудовых обязанностей; выявить неэффективные показатели и критерии оценки деятельности медицинских работников; - на основе данных анализа, разработать практические рекомендации по оптимизации системы оплаты ... труда медицинских работников, в части совершенствования показателей и критериев оценки эффективности деятельности ...

Во многих странах (Франции, ФРГ, Италии, Швейцарии. США и др.) существуют национальные деонтологические кодексы. Ряд документов носит международный характер. К ним следует отнести Женевскую декларацию (1948), Международный кодекс медицинской этики (Лондон, 1949), и др. Однако международные документы по медицинской этике не всегда учитывают конкретные условия жизни той или иной страны, национальные особенности. В основу Женевской декларации положена «Клятва Гиппократа», но в ней нашли отражение и наиболее острые социальные проблемы 20 в. Поэтому в заявлении есть следующие предложения: «Я не допущу религии, национализма, расизма. Политика или социальная ситуация повлияли на выполнение моего долга… Даже находясь под угрозой, я не использую свои знания в области медицины вопреки законам человечества». Последняя фраза, отражая опыт второй мировой войны, закрепляет положение «Десяти Нюрнбергских правил» (Нюрнбергский кодекс, 1947), в которых подчеркивается недопустимость преступных опытов на людях.

Этические принципы также определяют определенные требования к внешнему виду медицинских работников, ухаживающих за пациентами. На работе необходимо пользоваться сменной обувью. Халат должен быть безукоризненно чистым и выглаженным. Волосы рекомендуется аккуратно заправлять под шапочку или косынку. Ногти должны быть подстрижены очень коротко. Несвежий. Мягкий халат, уличная обувь, грязные руки и неухоженные ногти недопустимы с санитарной точки зрения и к тому же производят на пациентов удручающее впечатление.

Медицинскую этику нельзя рассматривать изолированно от отношения общества к врачам. Возросшая образованность людей, большие возможности ознакомления с медицинской литературой, не всегда правильно проводимое гигиеническое, воспитание населения, которое порой превращается в упрошенное обучение самодиагностике и самолечению, привели к некоторой «деромантизации» медицинских профессий среди населения.

1.2 ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ И НОРМЫ МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ И ДЕОНТОЛОГИИ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ

Профессиональная этика современного медсестры является частью медицинской этики. В этике медсестер общие принципы и нормы медицинской этики преломляются в свете целей и задач и, в конечном итоге, совокупного опыта медсестер как особой профессиональной группы. Являясь разновидностью профессиональной этики, этика сестринского дела играет важную роль в профессиональном становлении каждой медсестры, в принятии ею грамотных, и ответственных решений, в также — в осознании своей миссии в обществе, взаимоотношении с другими специальностями, исторических перспектив сестринской профессии. Иными словами, этика сестринского дела выполняет три функции: педагогическую (воспитательную), социально — регулятивную и функцию консолидации сестринской профессии.

Особенности сестринской этики:

— Сочувствие к пациенту и уважение его достоинства. Эмпатия (от англ. Empathy) — со чувствование, способность чувствовать эмоциональное состояние другого человека (умение войти в мир другого и вовремя выйти, иначе самой сестре понадобиться помощь).

22 стр., 10844 слов

По медицинской статистике на категорию. Работа палатной медицинской ...

... участвует в разработке и внедрении компьютерных программ в работу отделения. Медицинский архив Как составить аттестационный отчет медицинской сестры - отчет медсестры о проделанной работе на категорию, если общих требований к его оформлению нет? ...

Находиться в состоянии эмпатии означает ненадолго войти в чужой мир, но вернуться в любой момент. Если эта способность утрачена, самой медсестре требуется медицинская помощь. То есть медсестра может знать суть и глубину переживаний и страданий пациента, но не отождествляет себя с его переживаниями.

  • Доброжелательность, выражение лица, приветливость — составляющие профессиональной культуры. Профессиональная культура — эта культура поведения, общения и внешнего вида.
  • Честность с больными и коллегами, критичность к себе и окружающим.
  • Уважение закона.
  • Уважение прав пациента — медсестра тактично объясняет пациенту его права и обязанности.
  • Постоянное самосовершенствование, стремление к получению новой информации.
  • Свобода выбора (выбирать должен не только пациент — пациент).

  • Ответственность за свой труд.
  • Сохранение медицинской тайны (разговоры о диагнозе, особенностях заболевания — в рамках компетенции — должны быть обозначены врачом), предусмотрено законом.

— Принцип информированного согласия — любой медицинский работник должен максимально полно информировать пациента о его состоянии здоровья, методах и перспективах лечения, дать ему оптимальные советы, учитывая его возможности в общении и социальном положении. На основании полученных сведении пациент самостоятельно принимает решение о дальнейших действиях.

  • Основной медицинский принцип не причинения вреда (не навреди!) со времен Гиппократа.

— Свершение благодеяний. Благодеяние — моральный долг медиков, основа деонтологии. История сестринского дела богата примерами высокого понимания своего долга: это и Ф. Найтингейл, и Е. Бакунина, вышедшие из богатых аристократических семей и посвятившие всю жизнь служению людям, и баронесса Ю. Вревская, и Великая княгиня Елизавета Федоровна — заплатившие жизнью за свои благодеяния.

Четыре универсальных принципа включают в себя: милосердие, автономию, справедливость и полноту медицинской помощи. Прежде чем приступать к обсуждению применения принципов на практике, дадим краткую характеристику каждому из них.

Принцип милосердия гласит: «Я принесу добро пациенту, или по крайней мере, не причиню ему вреда». Милосердие подразумевает чуткое и внимательное отношение к пациенту, выбор методов лечения пропорциональных тяжести состояния, готовность и способность пациента справиться с предписанным медицинским вмешательством. Главное, чтобы любое действие медицинского работника было направлено во благо конкретного пациента!

Принцип автономии в свою очередь требует уважения к личности каждого пациента и его решениям. Каждый человек может рассматриваться только как цель, но не как средство ее достижения. С принципом автономии связаны такие аспекты оказания медицинской помощи, как конфиденциальность, уважение к культуре, религии, политическим и иным убеждениям пациента, информированное согласие на медицинское вмешательство и совместное планирование, и осуществление плана ухода, а также самостоятельное принятие пациентом решений, либо принятие решений законным представителем данного пациента.

Принцип справедливости, не причинения вреда требует равного отношения медицинских работников и оказания равноценной помощи всем пациентам вне зависимости от их статуса, положения, профессии или иных внешних обстоятельств. Этот принцип также определяет, что какую бы помощь не оказывал медицинский работник пациенту, ни другим лицам. Сталкиваюсь с ситуацией конфликта между пациентом и его близкими или другими медицинскими работниками, руководствуясь данным принципом, мы должны быть на стороне пациента.

14 стр., 6607 слов

Этика и деонтология в стоматологии

... фактор. медицинская деонтология С философских позиций врачебная этика включает: общие вопросы поведения врача; нравственные правила, регулирующие взаимоотношения в медицинском коллективе; взаимоотношения врача и пациента в ... вопросами: «Как это сделать?». 2. Этические проблемы в стоматологии Все этические проблемы в стоматологии можно разделить на два вида: морально-этические; профессионально ...

Принцип полноты оказания медицинской помощи представляет собой профессиональное оказание медицинской помощи и профессиональное отношение к пациенту, применение всего имеющегося арсенала здравоохранения для проведения качественной диагностики и лечения, реализации профилактических мер и оказания паллиативной помощи. Данный принцип требует абсолютного соблюдения всех норм законодательства, связанных со здравоохранением, а также всех положений этического кодекса. Моральная ответственность медицинского работника подразумевает соблюдение им всех принципов медицинской этики.

Сестринская деонтология — наука о долге перед пациентом и обществом, профессиональном поведении медицинского работника, является частью сестринской этики.

Наш соотечественник А.П. Чехов писал: «Профессия медика — подвиг. Она требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов. Не всякий способен на это».

Медицинскому работнику доверяется самое дорогое — жизнь, здоровье, благополучие людей. Он несет ответственность не только перед пациентом, его родственниками, но и перед государством в целом. К сожалению, и сейчас встречаются случаи безответственного отношения к пациенту, стремление снять с себя ответственность за него, найти предлог, чтобы переложить ответственность на другую, и т.д. Все эти явления недопустимы. Надо помнить: интересы пациента превыше всего.

Медицинская сестра должна обладать профессиональной наблюдательностью, позволяющей увидеть, запомнить и по — сестринский оценить мельчайшие изменения в физическом, психологическом состоянии пациента.

Она должна уметь владеть собой, научиться управлять своими эмоциями, воспитывать эмоциональную устойчивость, так как это играет очень важную роль.

Культуру поведения медицинского работника можно разделить на два вида:

  • Внутренняя культура. Это отношение к труду, соблюдение дисциплины, бережное отношение к предметам обстановки, дружелюбие, чувство коллегиальности.
  • Внешняя культура.

Приличие, хороший тон, культура речи, соответствующий внешний вид.

Основными качествами медицинского работника, причем качествами именно его внутренней культуры, являются:

Скромность — простота, безыскусственность, которые свидетельствуют о красоте человека, его силе.

Справедливость — самая высокая добродетель медицинского работника. Она должна стать основой его повседневных помыслов и стремлений.

Доброта — неотъемлемое качества внутренней культуры хорошего человека.

Хороший человек — это прежде всего такой человек, который относится благожелательно к окружающим его людям, понимает и горести, и радости, в случае нужды с готовностью, по зову сердца, не жалея себя, помогает словом и делом.

Что из себя представляет внешняя культура медицинского работника?

— Внешний вид. Основное требование к одежде медика — чистота и простота, отсутствие излишних украшений и косметики, белоснежный халат, шапочка и наличие сменной обуви. Одежда, выражение лица, манера держать себя отражают некоторые аспекты личности медицинского работника, степень его заботы, внимания к пациенту.

Медицинская форма не нуждается в украшениях. Она сама украшает человека, символизирует чистоту помыслов, строгость в выполнении профессиональных обязанностей. Не будет доверия у пациента к медицинскому работнику, у которого взгляд хмурый, поза небрежная, а говорит так, словно делает одолжение. Медицинский работник должен держаться просто, говорить ясно, спокойно, сдержанно.

— Культура речи является второй составной частью внешней культуры. Речь медицинского работника должна быть четкой, негромкой, эмоциональной, отличаться вежливостью. Нельзя использовать уменьшительные эпитеты при обращении к пациенту: «бабулька», «голубушка» и т.д. Нередко приходиться слышать, как о пациенте говорят: «диабетик», «язвенник», «астматик» и т.д.

Иногда речь медицинских работников пересыпана модными жаргонными словами, примитивна, пациент не проникает доверием к ним. Такие издержки речевой культуры медицинских работников как бы отгораживают его от пациента, отодвигают на задний план личность пациента, его индивидуальность, а у пациента вызывают негативную реакцию.

Основными принципами сестринской этики и деонтологии, изложенными в клятве Флоренс Найтингейл, Этическом кодексе Международного совета медицинских сестер и Этическом кодексе медицинских сестер России являются:

  • Гуманность и милосердие, любовь и забота
  • Сострадание
  • Доброжелательность
  • Бескорыстие
  • Трудолюбие
  • Учтивость
  • Терпимость

А также нужно учитывать религиозные аспекты биоэтики.

Биоэтика — это современный этап развития медицинской этики, и она изучает ряд вопросов, которые раньше не рассматривались отдельно, в том числе — религиозная биоэтика.

Исламская биоэтика.

Что такое исламская биоэтика?

В исламе человек является венцом творения и наместником Бога на земле. (Коран, 2:30) Людям дарованы разум, свобода выбора, но и различные ответственности, в том числе заботу о других созданиях, о природе и собственном здоровье. Мусульманам следует относиться спокойно и уравновешенно к любым вопросам, включая вопросы здоровья. (Khayat, 1995) Болезнь может восприниматься мусульманами как испытание, даже как очищение через страдание, но не как проклятье, наказание или злая воля Бога. Следовательно, пациент обязан лечить болезни и избегать фатализма.

Исламская биоэтика тесно связана с более широким кругом нравственных представлений Корана и традиции пророка Мохаммеда, а значит и с интерпретацией мусульманских законов. Биоэтическое рассмотрение неотделимо от религии, поэтому особое значение имеют неразрывные связи души и тела, материального и духовного, этики и юриспруденции. (al Faruqi, 1982) Коран и последователи пророка составили детальные и точные этические наставления для различных медицинских ситуаций.

Основные принципы Клятвы Гиппократа отражены в исламской биоэтике, за исключением следующих пунктов: упоминание многих богов в ранних версиях; исключение любого бога в поздних версиях. Мусульмане приняли собственный вариант — Клятву мусульманского врача, в которой написано имя Аллаха. Текст появился в «Исламском кодексе медицинской этики», в 2003 году, где рассматриваются такие вопросы, как трансплантация органов и искусственное оплодотворение. В исламе жизнь священна: каждый момент жизни имеет великую ценность, даже если уровень её невысок. Спасение жизни — это обязанность, а незаконное лишение жизни — смертный грех. Об уважении к жизни в Коране говорится также, как и во всех авраамических религиях: «По этой причине мы предписали сынам Исраила (Израиля): кто убьет человека не за убийство или распространение нечестия на земле, тот словно убил всех людей, а кто сохранит жизнь человеку, тот словно сохранит жизнь всем людям.» (5:32).

Этот отрывок оправдывает борьбу против эвтаназии и суицида.

Клятва мусульманского врача включает обязательство «защищать человеческую жизнь на всех стадиях и при любых обстоятельствах, делать всё возможное, чтобы спасти человека от смерти, болезни, боли и страдания. Всегда быть орудием божьей милости, распространяя медицинскую заботу повсеместно, добродетельным и грешникам, друзьям и врагам.»

Исламская биоэтика является расширенной трактовкой законов Шариата, в основе которых два источника: Коран, «лекарство и благодать для тех, кто верит» (41:44), и Сунна — различные аспекты исламского права, рассматриваемые на основе слов и поступков пророка Мохаммеда. Развитие законов Шариата в суннитской ветви ислама в течении веков потребовало ijmaa — консенсуса, и kiyas — аналогии, и привело в итоге к появлению четырех суннитских школ права — мазхабов (маликитский, шафийтский, ханафитский и ханбалитский).

В некоторых случаях допускается обращение к maslaha — общественному интересу, и urf — прецеденту местного обычая.

В шиитской ветви ислама взгляды на биоэтику в целом совпадают с суннитскими позициями. В отсутствие в исламе «церкви» и «духовенства» в европейском понимании этих терминов, определение допустимой врачебной практики, и, следовательно, решение биоэтических проблем отданы в ведение квалифицированным специалистам религиозного права, которых вызывают, чтобы вынести решение, какой статус имеет предлагаемая в конкретном случае медицинская процедура: запрещенной, нежелательной, нейтральной, рекомендованной или обязательной.

Основы исламской этики для работы с пациентами.

Диета.

Запрещены свинина и алкоголь. Мясо должно быть специально приготовлено (халяль), но если такое мясо не доступно, то можно использовать кошер.

Личное пространство.

Женщина должна воздерживаться от обнажения, поэтому может просить врача открывать нужные ему участки тела поочерёдно. Если необходим осмотр груди или гениталий, то врачу рекомендуется сначала объяснить пациентке смысл предстоящих манипуляций. С пациенткой должна находиться сопровождающая (дуэнья), особенно в случаях, когда врач — мужчина. Необязательным, но весьма желательным является приём пациентов-мужчин врачами-мужчинами, и пациентов-женщин врачами-женщинами.

Общение.

Если пациент испытывает трудности с языком страны, в которой проходит лечение, ему рекомендован переводчик того же пола, по аналогии с описанным выше случаем.

Соблюдение религиозных обрядов и обычаев.

Для омовения пациенту понадобится доступ к санитарному узлу. Для молитвы понадобится небольшое уединённое помещение. Персоналу больницы не рекомендуется беспокоить молящихся в течение примерно 10 минут, обычно 5 раз в день. Некоторые пациенты периодически негромко цитируют отрывки из Корана, другие могут показаться находящимися в состоянии медитации. В течение месяца Рамадан пациенты-мусульмане могут просить разрешения поститься, даже если пост не рекомендован врачом.

Согласие.

Основной принцип информированного согласия пациента является общим для мусульманских и западных стран, и всё же, в зависимости от уровня образования, происхождения и культурного уровня, многие пациенты-мусульмане предпочитают посоветоваться с членами семьи прежде, чем дать согласие на какую-либо опасную операцию. Особое внимание стоит уделять тем случаям, в которых согласие связано с прерыванием беременности, прекращением жизни или проблемами пола и гинекологии.

Акты мочеиспускания и дефекации считаются недостойными ритуалов, поэтому принципиально важно предоставить пациенту доступ к постоянно текущей воде для омовения перед молитвой, и сандалии для похода в туалет. Пациенты будут отказываться от колостомии, поскольку её последствия нарушат чистоту ритуалов. Хирургу в таком случае придётся потратить больше времени на подробное объяснение того, почему колостомия необходима, и каким образом можно будет уменьшить загрязнение.

Буддистская биоэтика.

Пять обетов (заповедей) буддизма:

  • Я принимаю правило учения воздерживаться от убийства живых существ.
  • Я принимаю правило учения воздерживаться от взятия того, что мне не было дано.
  • Я принимаю правило учения воздерживаться от прелюбодеяния.
  • Я принимаю правило учения воздерживаться от неправдивых слов.
  • Я принимаю правило учения воздерживаться от напитков и средств, вызывающих помутнение сознания.

Главными этическими принципами буддизма можно назвать

Сострадание (каруна) и не причинение вреда живым существам (ахимса).

Буддистская биоэтика на практике

Требований к уходу за пациентом в буддизме немного. К ним относятся: предпочтение врача того же пола, что и пациент; раздельное размещение пациентов разных полов. Буддистские монахи не выполняют функций капелланов, пасторов, и ни в каком качестве не навещают больных, не проводят в клиниках религиозных обрядов. Многие пациенты буддисты в бедных регионах Азии сохраняют верность местным обычаям, в частности — анимизму, и поэтому очень трудно указать общие для всех локальных культур особенности ухода за больными.

Существует ряд важных отличий в позициях буддистов махаяны (Китай, Япония, Корея) и хинаяны (Бирма, Таиланд, Шри-Ланка) по вопросам биоэтики. Так, в Японии очень непопулярен критерий смерти мозга, поскольку он связан с изъятием органов у трупов и нарушает священную неприкосновенность тела, тем более — близкого родственника. Многие критики сомневаются в правомерности подобного подхода к определению смерти.

Очень важны для буддистов чистота сознания и бдительность, которые достигаются с помощью медитации. На пороге смерти незамутнённый разум необходим буддистам для благополучного перерождения, в которое они верят. Лекарства и препараты, изменяющие восприятие реальности, в том числе болеутоляющие, могут быть сознательно отклонены пациентами буддистами.

1.3 ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ РОССИИ

Впервые Этический кодекс медицинской сестры России был разработан по предложению Межрегиональной ассоциации медицинских сестер России при поддержке Американского агентства международного развития (USAID) и Ворлд Вижн Интернэшнл (World Vision International).

Первая редакция Этического кодекса была принята в первом чтении III Всероссийской конференцией по сестринскому делу в июне 1996 г., рассмотрена Этическим комитетом России и одобрена Проблемной комиссией по сестринскому делу Управления учебными заведениями Министерства здравоохранения Российской Федерации в апреле 1997г.

Принятие «Этического кодекса медицинской сестры России» стало закономерным этапом реформы сестринского дела в нашей стране. В самом кодексе главным было поставлена развернутая представление о правах, гарантиях, защите этих прав в современном обществе.

Этический кодекс медицинской сестры России включает в себя: V частей и 19 статей. Хотели бы выделить некоторые из них:

Часть II, статья 2. Основное условие сестринской деятельности-профессиональная компетентность

«… Медицинская сестра должна соблюдать и поддерживать профессиональные стандарты деятельности, определяемые Министерством здравоохранения Российской Федерации. Непрерывное совершенствование специальных знаний и умений, повышение своего культурного уровня — первейший профессиональный долг медицинской сестры».

Часть II, статья 4. Уважение человеческого достоинства пациента

«Медицинская сестра должна быть постоянно готова оказать компетентную помощь пациентам независимо от их возраста или пола, характера заболевания, расовой или национальной принадлежности, религиозных или политических убеждений, социального или материального положения, или других различий. Осуществляя уход, медицинская сестра должна уважать право пациента на участие в планировании и проведении лечения.

Проявления высокомерия, пренебрежительного отношения или унизительного обращения с пациентом недопустимы…»

Статья 7. Медицинская сестра и право пациента соглашаться на медицинское вмешательство или отказываться от него

«Медицинская сестра должна уважать право пациента или его законного представителя (когда она имеет дело с ребенком или недееспособным душевнобольным) соглашаться на любое медицинское вмешательство или отказаться от него. Медицинская сестра должна быть уверена, что согласие или отказ даны пациентом добровольно и осознанно. Моральный и профессиональный долг медицинской сестры в меру своей квалификации разъяснять пациенту последствия отказа от медицинской процедуры…»

Статья 8. Обязанность хранить профессиональную тайну

«Медицинская сестра должна сохранять в тайне от третьих лиц доверенную ей или ставшую ей известной в силу исполнения профессиональных обязанностей информацию о состоянии здоровья пациента, диагнозе, лечении, прогнозе его заболевания, а также о личной жизни пациента, даже после того, как пациент умрет. Медицинская сестра вправе раскрыть конфиденциальную информацию о пациенте какой — либо третьей стороне только с согласия самого пациента. Медицинская сестра вправе передавать конфиденциальную информацию без согласия пациента лишь в случаях, предусмотренным законом…»

Статья 13. Медицинская сестра и сомнительная практика

«Медицинская сестра, столкнувшись с нелегальной, неэтичной или некомпетентной медицинской практикой, должна становиться на защиту интересов пациента и общества. Медицинская сестра вправе обращаться за поддержкой в государственные органы здравоохранения, ассоциацию медицинских сестер, предпринимая меры по защите интересов от сомнительной медицинской практики…»

Так как сестринская практика развивается, а также технологии и медицинская наука, то соответственно были изменения в общественных ценностей и взглядов на роль, и место самих пациентов в момент оказания медицинской помощи возникла необходимость пересмотра и дополнения в некоторых положениях Этического кодекса. По предложению Ассоциации медицинских сестер России была разработана новая редакция документа. Этический кодекс был представлен для рецензирования и обсуждения, одобрен Всероссийской конференцией Ассоциации медицинских сестер России в сентябре 2010 года и принят Правлением Ассоциации.

А сама реформа сестринского дела в нашей стране, направлена на утверждение автономии, целостности и самодостаточности сестринской профессии, на повышение социального статуса, что все больше и больше убеждает в этом своими трудами и своей нуждаемостью в сфере здравоохранения.

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ВОПРОСАМ ЭТИКИ И ДЕОНТОЛОГИИ ПРИ СЕСТРИНСКОМ УХОДЕ ЗА ПАЦИЕНТАМИ НА ПРИМЕРЕ НЕЙРОХИРУРГИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ

2.1 СОСТАВЛЕНИЕ АНКЕТ ДЛЯ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА

Для проведения анализа и изучения взаимосвязи соблюдения норм этики и деонтологии, и качества оказания сестринской помощи в нейрохирургическом отделении, были составлены анкеты и проведено анкетирование среди медицинских сестер и пациентов.

В ходе исследования были использованы аналитический, статистический методы для сбора информации и определения уровня грамотности медицинских сестер по вопросам этики и деонтологии, а также их влияния на качество оказания сестринской помощи.

Анкетирование состояло из двух типов вопросников.

Первая анкета (Приложение 1) состояла из 6 вопросов и была предназначена для проведения анкетирования пациентов. Данная анкета позволяет выявить уровень этического и деонтологического поведения средних медицинских работников при осуществлении сестринского ухода, а также получить оценку деятельности медсестринского персонала в области этики и деонтологии со стороны пациентов.

Для получения картины по уровень этического и деонтологического поведения средних медицинских работников при осуществлении сестринского ухода было опрошено 30 пациентов — 18 мужчин и 12 женщин. Из общего количества опрошенных пациентов доля мужчин составила 60%, а женщин — 40%, что отражено на рисунке 1.

Рисунок 1. Половой состав опрошенных пациентов

Из общего количества опрошенных пациентов, на момент проведения исследования, 18 человек (60%) составили пациенты в возрасте от 51 года до 60 лет, 6 человек (20%) — пациенты в возрасте от 41 года до 50 лет и 6 человек (20%) составили пациенты в возрасте старше 60 лет, что отражено на рисунке 2.

Рисунок 2. Распределение пациентов в зависимости от возраста

Вторая анкета (Приложение 2) состояла из 10 вопросов и была предназначена для самооценки своей деятельности средним медицинским персоналом в области этического и деонтологического поведения при работе с пациентами.

В анкетировании приняли участие 20 медицинских сестер женского пола. Из общего количества опрошенных медицинских сестер, на момент проведения исследования, 10 человек (50%) составили медицинские сестры в возрасте от 31 года до 40 лет, 6 человек (30%) — медицинские сестры в возрасте от 41 года до 50 лет и по 2 человека (по 20%) составили медицинские сестры возрастных групп от 20 до 30 лет и старше 50 лет, что отражено на рисунке 3.

Рисунок 3. Распределение медицинских сестер в зависимости от возраста

По стажу работы в нейрохирургическом отделении опрашиваемые медицинские сестры распределились следующим образом: 8 человек (40%) составили медицинские сестры, имеющие стаж работы в данном учреждении от 5 до 10 лет, 5 медицинских сестер (25%) работающих более 10 лет, 4 человека (20%) составили медицинские сестры со стажем работы от 3 до 5 лет, 2 медицинские сестры (10%) работают в данном учреждении от 1 года до 3 лет и 1 медицинская сестра (5%) имела стаж работы до 1 года, что отражено на рисунке 4.

Рисунок 4. Распределение медицинских сестер по стажу работы

2.2 АНАЛИЗ ОПРОСА СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА И ПАЦИЕНТОВ

Анализируя ответы пациентов, принимавших участие в анкетировании, в первую очередь хотелось узнать, как часто им приходилось сталкиваться с грубым отношением со стороны среднего медицинского персонала, 40% (12 человек) участников ответили, что приходилось, но не часто, 30% (9 человек) ответили, что сталкиваются часто, 30% (9 человек) ответили, что не приходилось. Это отражено на рисунке 5.

Рисунок 5. Частота грубого отношения среднего медицинского персонала к пациентам

пациентами (80%) также было отмечено, что в первую очередь при получении медицинской помощи со стороны среднего медицинского персонала, обращают внимание на доброжелательное отношение. Важным критерием оценки для пациентов становится доброжелательное отношение к ним, можно сделать основной вывод исходя из этих данных, что этика и деонтология для пациентов также стоит на первом месте, ведь доброжелательное отношение к пациентам — это основа этики и деонтологии.

На вопрос о том нужно ли совершенствовать этические взаимоотношения среднего медицинского персонала по отношению к пациентам 87% пациентов (26 человек) исследования ответили утвердительно и это еще раз подтверждает мнение о том, что проблема существует и ее необходимо решать. 10% пациентов (3 человека) ответили, что не знают, нужно ли совершенствовать этические взаимоотношения среднего персонала по отношению к пациентам, 3% пациентов (1 человек) считают, что в этом нет необходимости. Это наглядно отражено на рисунке 6.

Рисунок 6. Необходимость совершенствования этических взаимоотношений среднего медицинского персонала по отношению к пациентам.

Вопрос о просьбе оценить услуги среднего медицинского персонала по 5-ти бальной шкале дал следующие результаты: 60% (18 пациентов) поставили оценку в 3 балла и это является весьма тревожным признаком, так как большая часть исследуемых не удовлетворены услугами предоставляемыми средним медицинским персоналом; 17% респондентов (5 пациентов) дали оценку в 2 балла из 5 возможных; 10% респондентов (3 пациента) поставили 4 балла и можно отметить, что пациенты в данном случае удовлетворены, но не полностью процессом предоставления медицинских услуг; 6,5% (2 пациента) поставили оценку 1 балл и лишь 6,5% пациентов (2 человека) поставили оценку 5. Данные результаты отражены на рисунке 7.

Рисунок 7. Оценка пациентами качество ухода, организованного средним медицинским персоналом

Ответы, полученные в результате проведения анкетирования для среднего медицинского персонала выявили, что сотрудники, занимающие уже много лет свои посты, стремятся повышать свой уровень знаний. А также рассматриваться стремление молодых специалистов в области повышения знаний и анализе их знаний в области этики и деонтологии.

На вопрос о том знакомы ли Вы с понятиями этики и деонтологии и применяете ли Вы их на практике 90% (28 медицинских сестер) опрошенных ответили утвердительно и это говорит о том, что базовые понятия об этике и деонтологии существуют, но это не отражает то, как часто эти понятия применяются на практике. Данные отражены на рисунке 8.

Рисунок 8. Уровень знаний медицинскими сестрами понятий этики и деонтологии

На вопрос необходимо ли применение принципов этики и деонтологии в практике среднего медицинского персонала 65 % участников ответили — да, 32 % участников отметили, что это возможно, но очень трудно и 3 % респондентов ответили — нет.

Перечисляя основные причины, по которым применение принципов этики и деонтологии затруднено многие указывали сразу несколько, из них основные это личностные факторы 45% и материальные факторы 65% ответов, 20% отметили квалификационные факторы.

Ведущим фактором, который будет способствовать применению принципов этики и деонтологии средним медицинским персоналом, был отмечен материальный фактор. Также большой процент был отведен личностному фактору 35% ответов и 20% респондентов отметили квалификационные характеристики.

На вопрос где по вашему мнению повышают уровень знаний в вопросах этики и деонтологии 30% (6 медицинских сестер) ответили, что повышают уровень знаний в области этики и деонтологии на курсах повышения квалификации, 60% (12 медицинских сестер) отметили, что медицинский колледж является для них основным источником знаний в области этики и деонтологии, 10% (2 медицинские сестры) отметили институт как место повышения уровня знаний в области этики и деонтологии, что видно из рисунка 10.

Рисунок 10. Места повышения уровня знаний в области этики и деонтологии.

На вопрос хотели бы Вы систематически повышать уровень знаний в области этики и деонтологии 18 опрошенных медицинских сестер (90%) ответили утвердительно, 1 медицинская сестра (5%) затруднилась ответить и 1 медицинская сестра (5%) ответила отрицательно.

Результаты ответов показывают, что проводить курсы повышения знаний в области этики и деонтологии необходимо, и средний медицинский персонал проявляет инициативу к проведению такого рода мероприятий.

Подводя итоги проведенного исследования важно отметить тот факт, что средний медицинский персонал не имеет достаточной квалификации в вопросе этики и деонтологии, поэтому основной уклон необходимо делать на повышение квалификации медицинских сестер, внедрение обучающих тренингов, или школ этики и деонтологии.

С целью повышения знаний среднего медицинского персонала рекомендовано включать в план систематического повышения квалификации вопросы медицинской этики, деонтологии и этикета. Включить в программу обучения в медицинских колледжах современные вопросы этического и эстетического воспитания студентов.

Во время аттестации медицинских сестер обязательно учитывать данные предварительных анкетированных опросов, как самих средних медицинских работников, так и врачей, и пациентов.

В системе взаимоотношений «медицинская сестра — пациент» большое значение имеет индивидуальный стиль работы медицинской сестры. Основными качествами, которыми должна обладать медицинская сестра, являются знание, умение, нежность, ласковость, сострадание, милосердие, безграничное терпение, ответственность, и вежливость.

Огромные нагрузки на медицинскую сестру в ходе выполнения ею своих профессиональных обязанностей не всегда позволяют проявить нужные качества в должной степени. Поэтому, следует отметить необходимость пересмотра нагрузки палатных медицинских сестер, уделяя до 50% рабочего времени для контакта с больными.

Личность медицинской сестры, метод ее работы, умение обращаться с больными, владение техникой эффективного общения с пациентами — все это должно служить лекарством, оказывать исцеляющее действие.

Важнейшими качествами медицинской сестры считаются: уважительное отношение и стремление помогать, внимание и терпимость, доброта, вежливость и душевность. Немаловажную роль играют — внешний вид, выражение лица, речь медсестры.

В условиях медицинского учреждения взаимоотношения «медсестра-пациент» определяет чувство доверия, наличие конструктивных отношений. Медицинская сестра должна учитывать и найти индивидуальный подход к каждому пациенту, обращаться по имени и отчеству, подробно информировать пациента о правилах приема лекарственных средств.

При поступлении пациента в медицинское учреждение медицинская сестра должна ознакомить его со структурой и режимом отделения. При осуществлении сестринского ухода за пациентами необходимо соблюдать нормы медицинской этики и деонтологии.

Для предупреждения профессиональной деформации у медицинских сестер необходимо уметь справляться со стрессами.

Рекомендации медицинским сестрам для эффективного общения с пациентами и реализации этических принципов:

  • Необходимо соблюдать индивидуальный подход к каждому пациенту, обращаться по имени и отчеству, подробно информировать пациента о правилах приема лекарственных средств.
  • Необходимо быть внимательным, выявить проблемы пациента
  • Избегать употребления медицинских терминов.
  • Необходимо соблюдать нормы медицинской этики и деонтологии при осуществлении сестринского ухода за пациентами.
  • Необходимо уважительно относиться и стремиться помогать, использовать такие качества, как внимание и терпимость, доброта, вежливость и душевность.

Немаловажную роль играют — внешний вид, выражение лица, речь медсестры.

  • При общении стараться поднять настроение, вызвать доброжелательность, проявлять внимательность и интерес к проблемам.
  • При уходе за пациентом необходимо быть особенно тактичными, постоянно напоминая о времени приема лекарств.
  • Для профилактики профессиональной деформаций у медсестер необходимо уметь справляться со стрессами, конфликтными ситуациями.

Таким образом, для эффективного общения медицинской сестры с пациентами необходимо соблюдать этико-деонтологические аспекты в своей профессиональной деятельности. Следует отметить особую роль соблюдения норм этики и деонтологии и качества оказания сестринской помощи в нейрохирургическом отделении. При работе с тяжелыми больными соблюдение этических и деонтологических принципов имеет особое значение. Это связано с тем, что на состояние этих пациентов болезнь оказывает особенно сильное психотравмирующее влияние. Необходимо придерживаться следующих важных принципов общения, которые помогут достичь цели, не травмируя ни собственной психики, ни психики пациента:

  • Старайтесь не усугубить эмоциональную травму пациента, нанесенную болезнью.

— Важно в каждом пациенте видеть прежде всего человека, личность. Не подавляйте его, не возвышайтесь над ним, будьте тоньше, интеллигентнее. Помните, что легко ранить тяжелобольного грубостью и невниманием. «Этический кодекс российского врача» провозглашает: «Во всех случаях право пациента на физическую и психическую целостность личности неоспоримо, а посягательство на него недопустимо» (ст. 12).

— Психические особенности, уровень интеллекта, характер и жизненный опыт пациентов разные (как, впрочем, у всех людей).

Больной может иметь свое мнение. Его видение ситуации, скорее всего, отличается от вашего. Старайтесь понять, выразить уважение к точке зрения больного, деликатно поправить, не унизив чувство его достоинства. Умейте общаться с каждым.

— Не забывайте, что тяжелая болезнь воспринимается в сознании каждого как угроза жизни. Поэтому тяжелое известие резко и внезапно меняет представление человека о его будущем, вызывает разнообразные психические реакции — от «отрицания» до агрессии. Воспринимайте это как реакцию защиты, постарайтесь мягко перевести разговор в позитивное русло.

  • Не следует быть уверенным в том, что вы можете полностью понять и осознать чувства и мысли больного. Не осуждайте его, не стройте догматических суждений; мыслите позитивно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблеме медицинской этики и деонтологии посвящено большое количество работ, рассматривающих взаимоотношения медицинского работника и больного, медицинского работника и общества, а также отношения медицинских работников.

Взаимоотношения медицинского работника и больного охватывают целый комплекс морально-этических, психологических и нравственных проблем, с которыми медицинской сестре приходится постоянно сталкиваться и находить единственный правильный ответ.

Поэтому человек, решивший посвятить себя медицине, должен не только освоить эту профессию, но и обладать особым умением общаться с людьми, реагировать на чужую боль, быть готовым всю жизнь неутомимо бороться за здоровье человека.

Для общества совсем не безразлично, кто изберет себе профессию медицинского работника и как он выполняет моральный долг, налагаемый на него этой профессией. С развитием общества менялось положение медицинского работника в нем, возрастали его престиж и авторитет, столь необходимые для осуществления профессиональной деятельности, изменялись также требования к медицинскому работнику и здравоохранению в целом.

Важной стороной взаимодействия медицинского работника и пациента является этика и деонтология — учения о нравственных основах поведения человека, в том числе в условиях диагностического и лечебного взаимодействия.

Кроме того, наиболее важными проблемами считаются проблемы врачебной тайны, эвтаназии, сообщения пациенту истинного диагноза его заболевания, патернализма, реконструкции личности при психотерапии и другие.

Некоторые из перечисленных проблем можно отнести к сфере правового регулирования диагностического и лечебного процесса. Однако традиции, существующие в обществе, нередко приводят к их столкновению.

Труд медицинских сестер как специфическое общественное явление имеет свои особенности. Главными целями профессиональной деятельности медицинской сестры являются: уход за пациентами, облегчение их страданий, восстановление и укрепление их здоровья, предупреждение болезней.

В основе профессии медицинской сестры лежит непрерывный процесс профессионализации, включающий принципы гуманизма по отношению к больному и человеческой жизни. Важной частью в медицинской профессиональной деятельности сестринского персонала является соблюдение этических и деонтологических норм во взаимоотношениях с больными и их родственниками.

Профессиональная личность медицинской сестры определяется интересом эпохи современного времени, где преобладают над моралью и нравственностью экономическая материальная заинтересованность. Сложно упрекнуть их в этих абсолютно объективных требованиях, так как потребности человека являются исходными побудителями его к деятельности, и имеют предметную направленность удовлетворения.

Материальная мотивации труда не оспорима ни наукой, ни практикой, десятилетия медицинские сестры имеют недостаточный уровень социальных гарантий, оплату труда, которая не соответствует физическим и эмоциональным перегрузкам. Вредные и опасные условия труда приводят к профессиональным заболеваниям и утрате здоровья, и даже в этом случае они не могут рассчитывать на заслуженную финансовую поддержку со стороны государства. Поэтому для улучшения взаимоотношений между пациентом и медицинской сестрой руководству среднего звена необходимо развитие методологической и социальной работы, которая тесно взаимосвязана с комитетом по этике и деонтологии по устранению конфликта с пациентом.

Медицинская сестра большую часть профессиональной деятельности находится с больным, при этом медицинской сестре приходится выполнять и руководящую, воспитательную, просветительную деятельность. Для пациента, поступающего в лечебное учреждение, важно не только лечение, но и отношение медицинских работников.

В условиях лечебного учреждения первый контакт пациента с медицинским персоналом и, в частности, с медицинской сестрой имеет особо принципиальное значение; именно он в дальнейшем определяет взаимоотношения — чувство доверия или недоверия, приязни или неприязни, наличие или отсутствие партнерских отношений.

При установлении контакта медицинской сестре следует постараться понять больного. Большое значение имеет способность медицинской сестры к сочувствию и состраданию. Сочувственный отклик на жалобы больного, стремление по возможности облегчить его болезненные переживания порой оказывают не меньшее лечебное действие, чем назначение медикаментозных средств, и вызывает горячую благодарность со стороны пациентов. При этом иногда важно просто выслушать больного, но не формально, а с элементами эмоционального участия, соответственно реагируя на услышанное.

Именно поэтому необходимо отметить особое значение этики и деонтологии в деятельности медицинской сестры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/diplomnaya/etika-i-deontologiya-2/

1. Акопов А.О. профессиональной этике в хирургии / А.О. Акопов // Врач. — 2012. — № 11. — С. 82-84.

2. Алексеева Е.Б. Воспитание нравственно-этической культуры медицинских сестер лечебного учреждения [Электронный ресурс] / Е.Б. Алексеева // Международный журнал экспериментального образования. — 2014. — № 10. — С. 22-25. — Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=22308376

— Алексина Т.А. Медицинская этика: модели поведения врача [Электронный ресурс] / Т.А. Алексина // Научный поиск. — 2012. — № 4.2. — С. 48-52. — Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=18321539

— Баракат Н.В. Аксиологический аспект медицинской деятельности [Электронный ресурс] / Н.В. Баракат // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 7: Философия. Социология и социальные технологии. — 2011. — № 3. — С. 165-168. — Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/aksiologicheskiy-aspekt-meditsinskoydeyatelnosti#ixzz3OyL0L1LQ

— Барсукова М.И. Тактика соблюдения корпоративной этики в профессиональной деятельности врача [Электронный ресурс] / М.И. Барсукова // Бюллетень медицинских интернет-конференций. — 2013. — Т. 3, № 3. — С. 636-637. — Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=18820911

— Батышев А.С. Врач+пациент: философия успеха / А.С. Батышев, Т.Т. Батышева. — М.: ВК, 2013. — 522 с. 614.

— Безопасность пациента: пер. с англ. / ред. пер. Е. Л. Никонов. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. — 184 с.

— Биомедицинская этика: учебное пособие / Т.В. Мишаткина, Э.А. Фонотова, С.Д. Денисов, Я.С. Яскевич. — Минск: ТетраСистемс, 2013. — 320 с.

— Биоэтика: учебно-методическое пособие [Электронный ресурс] / Е.А. Нагорнов, Д.А. Изуткин, И.И. Кобылин, А.А. Мордвинов; под ред. А.В. Грехова. — Электрон. дан. (485 Кб).

— Н.Новгород: НижГМА, 2014. — Режим доступа: http://85.143.2.108/view.php?fDocumentId=2846

— Боженькина С.А. Врачебная профессия в воспитательно-гуманистическом измерении: опыт социально-философского анализа: автореф. дис…. канд. филос. наук: 09.00.11 [Электронный ресурс] / С.А. Боженькина. — Краснодар, 2014. — 26 с. — Режим доступа: http://dlib.rsl.ru/viewer/01005546792#?page= 1

— Бороздина Е.А. Трансформации профессиональной этики российского врача: социологический анализ [Электронный ресурс] / Е.А. Бороздина // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. — 2011. — № 1. — С. 12-20. — Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=16220184

— Вишневская Н.В. Профессиональная этика как составляющая профессиональной деятельности медиков [Электронный ресурс] / Н.В. Вишневская // Среднее профессиональное образование. — 2011. — № 6. — С. 59-60. — Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=16500938

— Гильдебранд Д. Ф. Этика / Д.Ф. Гильдебранд. — СПб.: Алетейя, ТО «Ступени», 2014. — 576 с.

— Езова С.А. Профессиональное общение: новые нюансы и аспекты: научно-практическое пособие / С.А. Езова. — М.: Либерея-Бибинформ, 2012. — 96 с.

— Жаппарова А.С. Правовые аспекты биоэтики [Электронный ресурс] / А.С. Жаппарова // Право и государство. — 2013. — № 2(59).

— С. 50-53. — Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=21354900

— Курленкова А.С. Медицинская антропология и биоэтика в США и России: историографический и социокультурный анализ: автореф. дис…. канд. ист. наук: 07.00.07 [Электронный ресурс] / А.С. Курленкова. — М., 2013. — 34 с. — Режим доступа: http://dlib.rsl.ru/viewer/01005535399#?page=1

— Курылева Н.В. Специфика представлений врачей и пациентов о качествах, обеспечивающих их взаимодействие: автореф. дис…. канд. психолог. наук: 19.00.05 [Электронный ресурс] / Н.В. Курылева. — Кострома, 2012. — 25 с. — Режим доступа: http://dlib.rsl.ru/viewer/01005013878#?page=1

— Маталова С.В. Диалог терапевта с пациентом: учебное пособие по русскому языку для иностранных студентов-медиков, говорящих на английском языке / С.В. Маталова; Изд. организация Нижегородская государственная медицинская академия. — 2-е изд., доп. — Н. Новгород: НижГМА, 2013. — 124 с.

— Местергази Г.М. Врач и больной или по-новому о старом: учебное пособие / Г.М. Местергази. — 2-е изд. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. — 112 с.

— Михаловска-Карлова Е.П. Биоэтический практикум: учебное пособие / Е.П. Михаловска-Карлова, Л.Е. Горелова; ред. Д.А. Балалыкин. — М.: Литтерра, 2012. — 208 с.

— Мурашова Л.А. Профессиональное общение медицинского персонала как фактор удовлетворенности трудом социально-психологического климата в коллективе: автореф. дис…. канд. психолог. наук: 19.00.03 [Электронный ресурс] / Л. А. Мурашова. — М., 2012. — 25 с. — Режим доступа: http://dlib.rsl.ru/viewer/01005014237#?page=1

— Орлова Е.В. Культура профессионального общения врача: коммуникативно-компетентный подход / Е.В. Орлова. — М.: Форум, 2012. — 288 с.

— Парахина О.В. Профессиональное воспитание будущего медицинского работника в воспитательной системе ССУЗа: автореф. дис…. канд. пед. наук: 13.00.08 [Электронный ресурс] / О. В. Парахина. — Курск, 2012. — 27 с. — Режим доступа: http://dlib.rsl.ru/viewer/01005009651#?page=1

— Разумовский А.В. Смерть пациента в стационаре и действия медицинского персонала: методические рекомендации / А.В. Разумовский, В.В. Лебедев. — Н. Новгород: НГМА, 2016. — 108 с.

— Русаков В.И. О необходимости изменить направление научной деятельности в медицине и существенно усовершенствовать практическое здравоохранение / В.И. Русаков. — Ростов-на-Дону: Б.и., 2012. — 256 с.

— Силуянова И.В. Этика врачевания. Современная медицина и Православие / И.В. Силуянова. — М.: Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2016. — 320 с.

— Соложенкин В.В. Психологические основы врачебной деятельности: учебное пособие / В. Соложенкин. — М.: Академический Проект, 2013. — 304 с.

— Филиппченкова С.И. Психологическая составляющая взаимодействия врача и пациента: автореф. дис…. д-ра психолог. наук: 19.00.03 [Электронный ресурс] / С.И. Филиппченкова. — М., 2013. — 57 с. — Режим доступа: http://dlib.rsl.ru/viewer/01005534989#?page=1

— Хрусталев Ю.М. Биоэтика. Философия сохранения жизни и сбережения здоровья: учебник / Ю.М. Хрусталев. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. — 400 с.

— Худошин А. Мои беседы с православными врачами / А. Худошин. — М.: Благовест, 2014. — 384 с.

— Этические проблемы современной медицины: сборник документов / сост. Л.П. Козыревская; под ред. А.С. Арапова, А.В. Грехова. — Н.Новгород: НГМА, 2015. — 170 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Анкета для пациентов с целью выявления уровня этического и деонтологического поведения средних медицинских работников при осуществлении сестринского ухода

— Пол:

мужской____

женский____

— Возраст (полных лет):__________________________________

— Приходилось ли Вам сталкиваться с грубым отношением со стороны среднего медицинского персонала:

приходилось часто__________________________________

приходилось редко____________________________________

не приходилось_______________________________________

— Важно ли Вам доброжелательное отношение среднего медицинского персонала при осуществлении ухода:

да_____________________________________________________

нет_____________________________________________________

— Необходимо ли на Ваш взгляд совершенствовать этические взаимоотношения среднего медицинского персонала по отношению к пациентам:

да_______________________________________________________

нет______________________________________________________

затрудняюсь ответить / не знаю___________________________

— Оцените качество ухода, организованного средним медицинским персоналом по 5-ти бальной шкале:

5 баллов________________________________________

4 балла_____________________________________

3 балла___________________________________________

2 балла___________________________________________

1 балл______________________________________________

Спасибо за Ваши ответы!

Приложение 2

Анкета для медицинских сестер для самооценки их деятельности в области этического и деонтологического поведения при работе с пациентами

— Пол:

мужской _____________

женский _____________

— Возраст (полных лет): ________________________

— Ваш стаж работы в данной медицинской организации:

до 1 года_______________________________

от 1 года до 3 лет________________________________

от 3 лет до 5 лет________________________________

от 5 лет до 10 лет________________________________

более 10 лет_________________________________

— Знакомы ли Вы с понятиями этики и деонтологии, применяете ли Вы их на практике:

да________________________________________

нет________________________________

— Необходимо ли применение принципов этики и деонтологии в практике среднего медицинского персонала:

да______________________________________

нет______________________________________________

возможно, но очень трудно ________________________

— Причины, в связи с которым затрудняется применение принципов этики и деонтологии:

личностные факторы________________________

материальные факторы____________________

квалификационные факторы_____________________

другие______________________________

— Хотели бы Вы систематически повышать уровень знаний в области этики и деонтологии:

да____________________________________

нет____________________________________________

возможно / затрудняюсь с ответом______________

— Где на Ваш взгляд повышают уровень знаний в области этики и деонтологии:

в медицинском колледже_____________

в институтах_________________________

на курсах повышения квалификации_________________

другое____________________________

— Ведущий фактор, который будет способствовать применению принципов этики и деонтологии средним медицинским персоналом:

правильная организация рабочего времени____________

равномерное распределение производственной нагрузки_______

личностный фактор________________

материальный фактор________________

квалификационный фактор________________

другие______________________

Спасибо за Ваши ответы!