СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Курсовая работа

Первые прог­рессивные концепции медицинской этики, дошедшие до нас из глубин веков, зафиксированы в древнеиндийской книге «Аюрведа» («Знание жизни», «Наука жизни»), в которой наряду с рассмотрением проблем добра и справедливости высказываются наставления врачу быть сострадательным, доброжелательным, справедливым, терпеливым, спокойным и никогда не терять самообла­дания. В обязанности врача входит постоянно заботиться об улучшении здоровья людей. Ценой своей жизни медицинский работник должен защищать жизнь и здоровье пациента.

Медицинская этика была высоко развита в Древней Греции и четко представлена ​​в Клятве Гиппократа. Медицинская этика прогрессивных врачей древности была направлена ​​против копателей денег, шарлатанов, вымогателей, пытавшихся нажиться на больном человеке. Клятва Гиппократа оказала большое влияние на развитие медицинской этики в целом. Впоследствии аспиранты медицинской школы подписали «обязательство факультета», основанное на моральных заповедях Гиппократа.

Особенностью развития медицинской этики в эпоху капитализма является скрупулезное описание норм поведения медицинских работников. Так, в Восточно-Галицинском деонтологическом кодексе, утвержденном в конце XIX в., предусматриваются такие пункты, в которых уточняется, как делить гонорар при приглашении к больному второго врача, сколько ждать опоздавшего на консилиум коллегу и др.

В капиталистических странах медицина по существу превратилась в объект торговли, где работник здравоохранения выступает в качестве предпринимателя. С развити­ем империализма медицинская этика в капиталистиче­ских странах становится еще более реакционной в связи с применением новых средств уничтожения людей, оставляющих тяжелые последствия в будущем (удуша­ющие газы, атомная бомба, напалм, бактериологиче­ское оружие и др.).

Небывалого масштаба достигли геноцид и расовая дискриминация. важно отметить, что медицинские работники вовлечены во все эти антигуманные действия. Медицинская промышленность принимает монополистический характер. Медицинская этика по сути вырождается в корпоративную мораль медицинских компаний, ориентированных на интересы частных врачей.

Профессионально-корпоративные организации меди­цинских работников активно действовали и во многих губерниях России в XIX—начале XX вв. и имели свои кодексы.

Многие выдающиеся отечественные врачи оказали большое влияние на развитие медицинской этики в нашей стране. Так, М. Я. Мудров считал необходимым воспитывать медицинских работников в духе гуманизма, честности и самоотверженности. Он писал, что получение медицинской профессии должно быть не случайностью, а призванием. Вопросы медицинской этики получи­ли дальнейшее развитие в трудах Н.И. Пирогова, С. П. Боткина, И. П. Павлова и многих других ученых. Развитие революционно-демократических идей в Рос­сии в начале XX в. нашло отражение и в вопросах медицинской этики. Это касалось понимания врачебно­го долга. Врач—общественный деятель, по словам В. В. Вересаева должна не только указывать, она должна бороться и искать способы претворения своих указаний в жизнь.

18 стр., 8519 слов

Дипломная работа этика бизнеса

... поступок называется этическим. Ю. Е. Благов определяет этику бизнеса как прикладную этику, наряду с медицинской, инженерной и прочими этиками, имеющими специфическую сферу своего применения, делая акцент ... Максу Веберу, протестантская этика, объясняющая развитие капитализма и экономический рост, оказала большое влияние на нормы, лежащие в основе современного отношения к работе и бизнесу. Акцент на ...

медсестра

«Врач — служитель искусства и больной должен бороться с болезнью с самого ее начала на стороне врача», — считал Гиппократ. Очевидно, медсестра вправе ожидать, что пациент увидит в ней своего союзника в борьбе за здоровье.

Историко-этимологический анализ древнерусско­го (славянского) слова «врачь» свидетельствует, что так называли людей, умеющих «врать», т. е. заговари­вать боль, колдовать, предсказывать судьбу.

В современном русском языке врач — это человек, окончивший высшее медицинское учебное заведение. После введения высшего медсестринского образования адекватного названия новой профессии еще не придумано. В связи с тем, что факультеты сестринского дела начали готовить в первую очередь менеджеров, организаторов сестринских услуг, до сих пор они ограничились заимствованием из английского термина «медсестра менеджер».

специальное звание

В «Основах законодательства» также есть статья 60 «Присяга врача», в которой сказано: «Присягу врача принимают лица, окончившие высшие медицинские учебные заведения Российской Федерации и получившие степень доктора. Текст Клятвы врача утверждается Верховным Советом Российской Федерации. Врачи за нарушение врачебной присяги несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации».

Следует сразу отметить, что в указанных статьях ни слова не говорится о медсестрах, несмотря на то, что в 1993 г., когда утверждались «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан», фа­культеты высшего сестринского образования уже существовали в России.

Присяга врача — моральный долг государства. Во времена Гиппократа они поклялись перед богами: «Я клянусь доктором Аполлоном, Асклепием, Игией и Панацеей и всеми богами и богинями, вызывая их в качестве свидетелей…».

В 1983 г. выпускники сестринской школы в Мичигане впервые давали «Клятву Флоренс Най­тингейл», названную именем основоположницы на­учного сестринского дела. Его текст был сформулирован комитетом под председательством медсестры Листры Гриттер. Клятва гласила: «Перед Богом и перед собравшимися я торжественно обещаю вести чистую жизнь и честно выполнять свои профессиональные обязанности.

Я буду воздерживаться от чего-либо вредного и вредного и никогда сознательно не буду использовать или назначать лекарство, которое может быть вредным. Я сделаю все, что в моих силах, чтобы поддерживать и повышать уровень своей профессии. Я буду хранить в тайне всю личную информацию, которая будет у меня во время работы с пациентом и его семьей.

Я посвящу себя тому, чтобы помогать врачу в его работе, и я посвящу себя неустанной заботе о благополучии всех доверенных мне пациентов».

11 стр., 5301 слов

Профессиональная деформация врача

... по системе «человек - человек» следует производить профессиональный отбор, так как есть представление о профессиональной пригодности. Большое внимание проблеме профессиональной деформации у медицинских работников уделяли профессор ... желудке = язвенная болезнь" (Конечный Р., Боухал М., 1985). Такой врач создает у пациента впечатление, что он отвлечен, обеспокоен собственными проблемами и часто просто ...

Если сравнить текст этой клятвы с клятвой Гиппократа, то легко найти много общего. В этом нет ничего удивительного. Точно так же клятвы докторов древней Индии и обещания средневековых факультетов в значительной степени схожи. Клятва врача из Российской Империи и Женевская декларация Всемирной медицинской ассоциации, которая гласит: «Здоровье моего пациента — моя первая забота». Так было во все времена, сколько существует медицина.

Этический кодекс врачей Древнего Тибета, изло­женный в трактате «Жуд-ши», переведенный на рус­ский язык в конце прошлого века врачом П. Бадмаевым, выдвигал следующие положения. «Тради­ции врачебного сословия требуют соблюдения 6 ус­ловий: 1) быть способным к врачебной деятельно­сти; 2) быть гуманным; 3) понимать свои обязанно­сти; 4) быть приятным для больных и не отталки­вать их своим обхождением; 5) быть старательным; 6) быть ознакомленным с науками».

Эти требования могут быть одинаково предъявлены как к врачу, так и к медсестре, и в конце 20 века они столь же значительны, как и 2000–3000 лет назад.

В настоящее время в России работает более 800 000 врачей 81 специальности (по номенклатуре Минздравмедпрома РФ).

Слова Гиппократа о том, что «многие называют себя врачами, но мало кто на самом деле, остаются правдой… Лучшие из врачей те, которые причиняют меньше зла . В наши дни мы можем убедиться в справедливости слов М. Я. Мудрова: «Во врачебном искусстве нет врачей, окончивших свою науку… Врач посредственный более вреден, чем полезен».

В 1803 г. английский врач Т. Персиваль издал книгу «Медицинская этика, или свод установлен­ных правил применительно к профессиональному поведению врачей и хирургов» (хирурги в те време­на к врачам не относились).

Если вы знаете эти правила, вы увидите, что их можно использовать для служебных инструкций для врачей и медсестер 20 века. «Больничные врачи и хирурги должны так оказывать помощь больным, чтобы у них создалось, впечатление важности их службы; что покой, здоровье и жизнь тех, кто вве­рен их заботам, зависят от их умения, внимания и преданности. Им также следует научиться тому, что в их поведении должны сочетаться нежность и стойкость, снисходительность и авторитет, чтобы пробуждать в умах их пациентов чувство благодарности, уважения и доверия… Чувства и эмоции пациентов в критических обстоятельствах следует знать и принимать во внимание не меньше, чем симптомы их болезни… Поскольку не­правильная оценка может усилить реальное зло (бо­лезнь) или создать воображаемое, никакие обсужде­ния по поводу существа заболевания не допустимы в присутствии больных ни с врачом (хирургом), ни с учениками больницы или другим медиком, при­глашенным в больницу… В больших больничных палатах пациенты должны быть проинформированы о своих жалобах тоном голоса, который не слышен для окружающих. Необходимо строго соблюдать секретность, когда этого требуют особые обстоятельства. А к жен­щинам следует относиться с самой скрупулезной деликатностью. Пренебрегать или смеяться над их чувствами жестоко… Никакие меры предосторожности при приеме пациентов, страдающих неизлечимыми болезнями, или заразных по своей природе, или которым становится хуже в нечистой среде, не могут устранить зло, которое исходит от тесноты и ложной экономии… Различие между заболеваниями, при которых госпитализация, состояние воздуха, питание, чистота, лекарства — все это нужно тщательно изучать в определенные промежутки времени…».

10 стр., 4662 слов

Роль этики и медицинской деонтологии в подготовке врача

... врачебной деонтологии (нормы, запреты, критерии, оценки) предписываются врачу в императивном порядке. Исходя из изложенного, врачебная деонтология – более емкое понятие, чем врачебная этика, ... как средство воздействия на психику пациента, а значит - ... врачей, касающаяся здоровья и жизни людей, требует строгой регламентации. Например, деятельность врачей ... развития. Вместе с тем современный человек ...

В системе взаимоотношений медицинского работника и пациента последний играет такую ​​же важную роль, как и первый. Слово «больной» понятно каждому. Следует отметить, что в русском языке использовалось немало слов, означавших не только боль у человека, обратившегося за медицин­ской помощью, но и качественное состояние его здоровья, а иногда и происхождение болезни: «кале­ка», «калековатый», «блаженный» (сумасшедший), «недвижье», «хилый», «неизцельный», «мозглявый», «уморенный», «сдохлик», «чахлый» (чахоточный), «хворобый». Наряду с глаголом «болеть» в различных местностях России использовались такие, как «вянуть», «чахнуть», «кукситься» (о детях), «карежиться», «оключиться» (ослабеть), «изнуриться», «изно­ситься», «скапутиться» (свалиться с ног), «захиреть» (притворяться) и др..

В современной медицине слово «больной» относится в основном к людям, находящимся в больнице, и его все чаще заменяют словом «пациент», что на латыни означает «страдающий», и «пациент», «пассивный» на французском » в разных». Однако разве все больные терпеливы и пассивны, безучастны в решении своей судьбы?

В современной российской действительности слово «пациент» может использоваться не только потому, что оно стало международным, но и потому, что требуется больше терпения, чтобы получить лечение без лишних материалов и нервных затрат. Пациенты могут быть разного пола, возраста, национальности, специальности, социального статуса, состояния здоровья. Однако каждый имеет право на то, чтобы медицинский работник рассматривал его как человека, достойного уважения, внимания и сострадания.

В современном здравоохранении понятия уваже­ния личности, самостоятельности пациента и само­определения являются первостепенно важными; они находятся в центре любых отношений между медицинским работником и пациентом.

информированного согласия

непричинение вреда.

Со времен Гиппократа в медицине утвердился принцип «прежде всего не навреди». Это обязатель­ный принцип, но он допускает некоторую долю риска. Применение силы для сдерживания пациента, который стал агрессивным и опасным для других, может рассматриваться как преднамеренное причинение ему вреда, но это морально оправдано. Подвергнуть пациента риску возможно только тогда, когда это объясняется достижением четкой цели в отношении его здоровья и когда нет другого выхода. Гормональная и лучевая терапия, хирур­гическая операция и радионуклидная диагностика могут рассматриваться как рискованные действия и быть вредными для здоровья пациента, но этот вред не наносится умышленно, а надежда на успех в борьбе со смертельно опасной болезнью оправдыва­ет риск.

14 стр., 6607 слов

Этика и деонтология в стоматологии

... фактор. медицинская деонтология С философских позиций врачебная этика включает: общие вопросы поведения врача; нравственные правила, регулирующие взаимоотношения в медицинском коллективе; взаимоотношения врача и пациента в конкретных условиях специальности. У врачей всех специальностей, в том ...

ува­жение к жизни,

свершения благодея­ний.

«Я посвящу себя неустанной заботе о благопо­лучии всех вверенных мне пациентов», — обещают последовательницы Флоренс Найтингейл. «Спешите делать добро», — призывает надпись на памятнике врачу-гуманисту Ф. П. Гаазу, установленному в Мо­скве на средства жителей города. Эти слова были духовным свидетельством нового поколения врачей человека, который всю жизнь следовал этому принципу.

Благодеяние — моральный долг медицинских ра­ботников, основа деонтологии (учение о должном).

Долг, должность и долг — слова одного корня, хотя все понимают их по-разному.

Благодеяние в медицине может иметь различные формы. Это не просто умело проведенная операция, назначение эффективных лекарств, тщательный уход за пациентом. Благодеянием могут быть и проду­манные рекомендации, касающиеся образа жизни пациента, вовремя сделанная прививка против ин­фекционной болезни, борьба за чистоту воздуха в районе, акции протеста против военных конфлик­тов (движения «Врачи мира против ядерной войны», «Врачи мира против насилия», «Врачи без границ» и др.).

В известной книге В. В. Вересаева «Записки врача» есть такие строки: «Ко мне приходит прачка с экземою рук, ломовой извозчик с грыжею, пря­дильщик с чахоткою; я назначаю им мази, порошки и пелоты — и неверным голосом, сам стыдясь ко­медии, которую разыгрываю, говорю им, что глав­ное условие для выздоровления — это то, чтобы прачка не мочила себе рук, ломовой извозчик не поднимал тяжестей, а прядильщик избегал пыльных помещений. Они вздыхают в ответ, благодарят за мази, присыпки и объясняют, что не могут оставить свой бизнес, потому что им нужно поесть… Врач — если он врач, а не дежурный врач — должен в первую очередь стремиться к устранению тех условий, которые делают его деятельность бессмысленной и бесплодной…».

История сестринского дела особенно богата примерами высокого понимания своего долга. Совер­шенно очевидно, что не нужда заставила отправить­ся на фронт Крымской войны Ф. Найтингейл и Е. Бакунину, вышедших из богатых аристократических семей, так же как и баронессу Ю. Вревская, умершая от тифа во время русско-турецкой войны, и великая княгиня Елизавета Федоровна, совершившая подвиги милосердия и поплатившая за него своей жизнью. Основательница Марфо-Мариинской обители сестер милосердия Елизавета Федоровна была арестована в 1918 г. и расстреляна большевиками. Русская православная церковь причислила ее к лику святых. В наши дни всему миру известно имя Терезы ( Калькуттской — «матушки Терезы», как называют ее люди, основавшей орден Посланников милосердия. Этим орденом открыто множество центров для слепых, престарелых и прокаженных в разных странах. Тереза ​​Калькуттская — лауреат Нобелевской премии мира — пожертвовала часть призовых денег на нужды прокаженных, так как ранее она отдала все свое состояние, все подарки, награды и призы.

патернализмом

Если о здоровье и ответственности пациента заботится более одного специалиста, то мы вправе говорить о коллегиальной модели взаимоотношений. это довольно распространено в современном здравоохранении, но не всегда с точки зрения медицинской этики. В условиях специализации, профилизации, бригадных методов лечения, когда с пациен­том работает несколько врачей, медсестер, имеющих разный уровень профессиональной и нравственно-этической подготовки, происходит де­формация взаимоотношений в системе медицин­ский работник — пациент.

19 стр., 9491 слов

Этические принципы организации сестринского ухода за больными ...

... особую важность этики и этики в сестринском деле. В данной работе мы на примере нейрохирургического отделения провели анкетирование медицинских сестер и пациентов и сделали анализ ответов, и изучили взаимосвязь соблюдения норм этики и деонтологии, и качества оказания сестринской помощи ...

Автор книги «Врач, сестра, больной», известный венгерский психотерапевт И. Харди, пишет, что безличность в хирургии, проявляющаяся в выдви­жении на первый план работы хирургических бри­гад, приводит к обезличиванию больного, анато­мическому подходу (хирурги говорят «Проопериру­ем эту язву» или «Удалим эту злокачественную опу­холь»).

Проф. Н. Эльштейн, автор неоднократно переиз­дававшейся книги «Диалог о медицине» и многих других работ по проблемам медицинской этики, считает, что специализация, фетишизация лабора­торных, инструментальных исследований обуслови­ли отход от классических приемов врачевания и привели к потере доверия больных к медицине. Необходимость в контактах пациентов с большим количеством медицинских работников делает проблематичным сохранение медицинской конфиденциальности.

Нельзя отрицать необходимость специализации в современной медицине. Это определяет высокий уровень квалифицированной медицинской помощи, гарантирует точность диагностики, эффективность лечения, профилактики и реабилитации. Вместе с тем если не будут приняты соответст­вующие меры, она может быть причиной негатив­ных явлений, привести к утрате преемственности в лечении, индивидуального подхода к каждому па­циенту, запутать врача, медсестру, пациента в слож­ном лабиринте современной медицины.

контрактной модели

«моделью автомеханика

дистрибутивной справедливости

Кодекс этики врачей Древней Индии установил для них следующие обязанности: «День и ночь, независимо от того, насколько вы заняты, вы должны всем сердцем и душой стараться облегчить страдания ваших пациентов. Вам не нужно отказываться от своих пациентов или злоупотреблять ими, даже для того, чтобы спасти свою жизнь или средства к существованию. Ты не должен прелюбодействовать даже в мыслях. Точно так же ты не должен стремиться к обладанию чужим имуществом…».

В то же время этот кодекс установил ряд запретов на оказание медицинской помощи: «Не следует лечить того, кого ненавидит правитель, или тех, кто ненавидит правителя, или тех, кто ненавидит людей, или тех, кто ненавижу людей. Точно так же вы не должны относиться к тем, кто крайне ненормален, зол, имеет дурной характер или плохое поведение, не доказывает свою честность, собирается умереть, а также с женщинами, которых не сопровождают их мужья или опекуны…».

При таком избирательном подходе всегда можно было найти причину для отказа в помощи.

Средневековый кодекс китайских врачей, изложенный в книге «Тысяча золотых лекарств», считал необходимым, чтобы врач был справедливым и не жадным. «Он должен испытывать чувство сострада­ния к больным и торжественно обещать облегчить страдания больных независимо от их состояния. Аристократ или простой человек, бедный или богатый, старый или молодой, красивый или уродливый, враг или друг, уроженец или иностранец, образованный или невежественный — со всеми следует обращаться одинаково. Он должен относиться к страданиям пациента как к своим собственным и стремиться облегчить его страдания, несмотря на их неудобства, такие как ночные звонки, плохая погода, голод, усталость. Даже неприятные случаи, такие как абсцессы, диарея, рак, нужно лечить без вражды. Тот, кто следует этим правилам, будет великим врачом, иначе он будет большим негодяем» .

8 стр., 3813 слов

Управление качеством сестринской помощи

... пациентом и решением его проблем общими усилиями, то это позволит существенно улучшить качество оказания медицинской помощи, даже не меняя организационную структуру сестринской деятельности. ... информации, улучшение качества своей деятельности. По словам Дороти Холл, управление качеством сестринского ухода возможно только в том случае, если деятельность медсестер изучена, структурирована, ...

К сожалению, с точки зрения справедливости, этот замечательный кодекс кажется утопичным не только китайским врачам средневековья, но и современным. Дистрибутивная несправед­ливость особенно часто возникает при распределе­нии дорогих лекарств, использовании сложных ме­дицинских технологий. В условиях дефицита она становится обыденным явлением и наносит огром­ный моральный и психический ущерб тем, кто был обделен по тем или иным причинам новым лекар­ством, не смог оплатить обследование на новом ди­агностическом приборе или сложную операцию.

Обсуждение проблемы справедливости требует принятия решений о макро- и микрораспределе­нии. Проблемы макрораспределения товаров и услуг (в условиях рыночных отношений лекарства и медицинская помощь являются товаром) решаются на уровне социума, становятся сферой социальной политики и неразрывно связаны с экономическими проблемами. Они включают в себя финансирование научно-исследовательской работы, профилактиче­ских и лечебных программ различных уровней и се­стринского образования, массового просвещения и иных форм массовой оздоровительной работы. Од­нако более насущны для медицинских работников проблемы микрораспределения ограниченных ре­сурсов нашего здравоохранения. В этих ситуациях, возникающих ежедневно в работе любого врача или сестры, только медицинские показания не могут служить единственно верным критерием распреде­ления дефицитных лекарств или услуг. В связи с этим возникла и стала весьма острой в наших усло­виях проблема дистрибутивной справедливости в здравоохранении. Очень часто врач или сестра не могут решить эту проблему самостоятельно. В таких случаях на помощь им приходят коллеги, этические комитеты (там, где они существуют).

Международный кодекс медицинской этики, ут­вержденный Всемирной медицинской ассоциацией в 1968 г., следующим образом определяет общие обязанности врача: «Врач должен всегда соответст­вовать высочайшим стандартам профессионального поведения. Врач должен исполнять свои профес­сиональные обязанности, не думая о выгоде. Следу­ет считать неэтичным: а) любую саморекламу, за исключением разрешенной национальными кодек­сами медицинской этики; б) сотрудничество в любом медицинском учреждении, где врач не имеет профессиональной независимости; в) получение любых денег сверх профессионального гонорара за услугу, оказанную пациенту, даже с его согласия. Любое действие или совет, которые могли бы осла­бить физическую или психическую сопротивляемость человека, могут быть использованы только в его интересах. Врачу рекомендуется относиться с огромной осторожностью к разглашению открытий и новых технологий лечения». Врач должен под­тверждать или освидетельствовать только в пользу того, в чем он лично уверен.

По отношению к больному Международный ко­декс медицинской этики определяет для врачей сле­дующие обязанности: «Врач всегда должен помнить, что его обязанность — сохранение человеческой жизни. Врач должен проявлять по отношению к своему пациенту полную лояльность и использовать в помощь ему все свои знания. Всякий раз, когда исследование или лечение требуют знаний, превы­шающих его способности, он должен пригласить других врачей, имеющих соответствующую квали­фикацию… Долг врача — предоставить срочную по­мощь, если он не уверен, что другие специалисты хотят или могут ее предоставить…».

23 стр., 11180 слов

Особенности организации сестринского дела в

... ​​на сохранение здоровья и репродуктивной функции женщины для рождения здоровых детей. Средний медицинский персонал, осуществляя сестринский процесс в оказании акушерской и гинекологической помощи, оказывает лечебную и профилактическую помощь женщинам и семье в различные ...

Совершенно очевидно, что по своим основным позициям этот кодекс сходен с Клятвой Флоренс Найтингейл, и в этом нет ничего удивительного. В отношении больного у врача и сестры были, есть и будут всегда общие цели и задачи — сохранение его здоровья и жизни.

Весьма сходны по своим основным этапам в со­временной медицине врачебный и сестринский процесс: выслушивание жалоб пациента, обследова­ние и исследования, постановка диагноза, сообще­ние его пациенту, выбор способа лечения, процесс лечения, дальнейшие рекомендации. Однако в со­держании каждого этапа врачебного и сестринского процесса существуют большие различия.

Не буду останавливаться на подробной характе­ристике врачебного процесса, который достаточно полно освещен во множестве книг, пособий, руко­водств. О сестринском процессе в нашем здраво­охранении стали говорить только в последние годы. Что же понимают под сестринским процессом зару­бежные специалисты?

Сестринский процесс — образ мышления и дей­ствий по отношению к основным объектам сест­ринского дела — людям, окружающей среде, здоро­вью. Это метод организации и оказания сестрин­ской помощи, который включает в себя пациента и сестру как взаимодействующих лиц. Их необходимо рассматривать как личности и относиться к ним с должным уважением. Цели сестринского процесса включают: 1) определение потребностей пациента в уходе; 2) определение приоритетов по уходу и ожи­даемых целей или результатов ухода; 3) применение сестринской стратегии, направленной на удовлетво­рение потребностей пациента; 4) оценку эффектив­ности сестринского ухода.

Организационная структура сестринского про­цесса состоит из 5 этапов: 1) обследование (сбор информации о состоянии здоровья пациента); 2) се­стринский диагноз (определение и обозначение су­ществующих и потенциальных проблем пациента, требующих сестринского вмешательства); 3) состав­ление плана (определение программы действий); 4) действия, необходимые для осуществления плана; 5) оценка (исследование реакций пациента на вме­шательство сестры).

Характеризуя первый этап — обследование как текущий процесс сбора и оформления данных о со­стоянии пациента, необходимо указать на информа­цию, которую собирает сестра, и источники ее по­лучения. Это физиологические данные (их можно почерпнуть из истории болезни и при физическом обследовании), данные о развитии, психологиче­ские данные (индивидуальные особенности харак­тера, самооценка, способность принимать реше­ния); социологические данные (функции, взаимо­отношения, источники); культурные данные (этиче­ские и культурные ценности); духовные данные (ду­ховные ценности, религиозность и т. д.); данные об окружающей среде.

Данные обследования могут быть объективными и субъективными. Объективные данные включают наблюдения и данные, полученные сестрой, субъек­тивные — предположения пациента о состоянии своего здоровья. Субъективные данные включают чувства и эмоции, выраженные словами, мимикой, жестами (вербальным или невербальным способом).

7 стр., 3311 слов

Сестринский процесс при гестозах беременности

... терапии; прогрессирование заболевания на фоне лечения. 3. Сестринский процесс при раннем гестозе Уход за беременными с ... 5% раствор бикарбоната натрия. Для коррекции нарушений деятельности высших нервных центров внутривенно вводят 0,25% раствор ... этаперазин, торекан, дроперидол, церукал. Назначают витамины группы В, С, дифенгидрамин, супрастин, седативные средства. Инфузионная терапия направлена ...

В ходе обследования между сестрой и пациентом должен быть установлен психологический контакт. Пациент должен доверять медицинскому работни­ку, ощущать уверенность, что о нем позаботятся должным образом и на уровне, соответствующем достижениям современной медицины.

Вторая ступень сестринского процесса — сест­ринский диагноз. Греческое слово diagnosis — «рас­познавание, определение» для врача означает уста­новление причин страдания на основе выявленных симптомов. Сестринский диагноз — это также про­думанный вывод, основанный на анализе и интер­претации информации, полученной при обследова­нии, но он фокусируется на реакциях пациента, связанных со здоровьем, а не на распознавании бо­лезней. Какие это могут быть проблемы? Огра­ниченность самообслуживания, нарушения сна, от­дыха, питания, кровообращения, сексуальной жиз­ни; боль; дискомфорт; эмоциональная неустойчи­вость, связанная с болезнью, угрожающей здоровью и повседневной жизни; нарушение мыслительной деятельности; изменение представления о самом се­бе; проблемы, связанные с жизненными циклами (рождение, смерть, стадии развития); проблемы в сфере отношений и т. д. Таким образом, сестрин­ский диагноз выносит решение о состоянии здоро­вья пациента, сделанное профессиональными сест­рами и описывающее реакции пациента на сущест­вующие или потенциальные проблемы со здоровь­ем. Во время установления сестринского диагноза принимаются во внимание физические, психоло­гические и интеллектуальные данные.

Третий этап сестринского процесса — определе­ние предстоящих целей, плана действий, включает планирование помощи, направленной на удовлетво­рение выявленных потребностей, связанных с со­стоянием здоровья пациента. Его цель — предупре­дить, облегчить, уменьшить или свести до миниму­ма трудности, возникающие у пациента. Он сам должен участвовать в этом процессе, при котором сестра не только учитывает просьбы пациента, свои знания и возможности, но и возможности здраво­охранения, учреждения, в котором она работает. Необходимо также установить конкретные сроки достижения каждой цели. Ожидаемые результаты записываются, а затем оцениваются на соответст­вующем этапе сестринского процесса. Цели должны быть реальными и мотивировать пациента к их дос­тижению.

План должен включать кратковременные (на 1 нед) и долговременные цели. В нем указываются мероприятие (действие), критерии (число, время, расстояние), условия. Например, больной Н. дол­жен начать ходить после перенесенного острого ин­фаркта миокарда на 10 м к 15.03 с помощником. Начать ходить — действие, к 15..03 на 10 м — крите­рии, с помощником — условие.

Следующий этап — реализация плана. Он включает помощь при болезни, в профилактике и укреплении здоровья. Такая помощь может быть ежедневной (гигиенические процедуры, одевание), периодической и т. д. Это развивающийся процесс, и сестра должна систематически уточнять план реализации, вносить в него коррективы.

В современном медсестринском деле выделяют 3 основных типа реализации плана действий: зависи­мый, когда требуются указания врача, но должны использоваться знания и навыки сестры (прием больным лекарств, введение желудочного зонда, подготовка к диагностическому исследованию и т. д.); независимый, при котором действия сестры регулируются каким-либо правовым актом (закон о сестринской деятельности, положение о хосписе, инструкция и пр.); взаимозависимый, или партнер­ский, при котором деятельность медсестры осуще­ствляется совместно с другими специалистами.

Примером такого типа реализации может быть план процедур, выполняемых сестрой без врача.

Заключительный этап сестринского процесса — оценка достигнутых результатов. Она включает ре­акцию пациента на вмешательство, мнение пациен­та, достижение поставленных целей, качество ока­занной помощи в соответствии с определенными стандартами.

Значительную роль в системе взаимоотношений медицинского работника и пациента играют лично­стные данные врача, медсестры, пациента, особен­ности его заболевания.