Тревожность как фактор формирования мотивации достижения успеха, избегания неудачи

Дипломная работа

Проблема мотивации и причин поведения и активности — один из краеугольных камней психологии. Б.Ф. Ломов, например, отмечает, что в психологических исследованиях деятельности важную роль играют вопросы, связанные с мотивацией и постановкой целей. «Трудность здесь состоит в том, — пишет он, — что в мотивах и целях наиболее отчетливо проявляется системный характер психического; они выступают как интегральные формы психического отражения. Откуда берутся и как возникают мотивы и цели индивидуальной деятельности? Что они собой представляют? Разработка этих вопросов имеет огромное значение не только для развития теории психологии, но и для решения многих практических задач» (27; с. 205)

Неудивительно, что мотивации и мотивам посвящено большое количество монографий как отечественных ( В.Г. Асеев, В.К. Вилюнас, А.Н. Леонтьев, В.С. Мерлин, Д.Н. Узнадзе, П.М. Якобсон) (1, 9, 25, 31, 49, 53), так и зарубежных авторов (Дж. Аткинсон, Г. Холл, К. Мадсен, А. Маслоу, Х. Хекхаузен и др.).

(57, 65, 72, 30, 51)

Обилие литературы по проблеме мотивации и мотивов сопровождается разнообразием взглядов на их природу, что заставляет некоторых психологов впадать в излишний пессимизм и говорить о практической неразрешимости проблемы. Общим недостатком существующих взглядов и теорий является отсутствие системного подхода к рассмотрению мотивационного процесса, в результате чего причиной объявляется любой фактор, влияющий на возникновение стимула и процесс принятия решения. Очень мало внимания (особенно в отечественной литературе) уделяется анализу причин столь значительного расхождения авторов в понимании сущности мотивации и мотивов; как правило, имеет место либо простое изложение взглядов других авторов на проблему, либо критика иных точек зрения, без поиска и развития того рационального, что имеется в подходах предшественников. Между тем беспристрастный анализ позволяет нам увидеть в различных гипотезах и формулировках много ценной информации, которую можно использовать для построения целостной и последовательной концепции мотивации и мотивации.

Предпочитаемый же нами интегральный подход к рассмотрению сущности и мотивации и мотива позволяет по-новому взглянуть на ряд положений, а также обосновать положение С.Л. Рубинштейна о том, что мотивы составляют ядро личности человека. Таким образом, зная черты личности, можно в значительной степени судить о мотивационной сфере человека, а, следовательно, изучая мотивационную сферу, также изучает личность.

4 стр., 1941 слов

Оплата и мотивация труда

... оплата выходного пособия при увольнении и т.д. Организация оплаты труда в компании определяется тремя взаимосвязанными и взаимозависимыми элементами: тарифной системой, нормированием труда и принятыми формами оплаты труда. 1.2.2 Тарифные и бестарифные системы оплаты труда ... п.; 2. Принудительная мотивация, основывающаяся на использовании власти и угрозе ухудшения удовлетворения потребностей работника ...

Одним из важнейших вопросов мотивации деятельности человека является причинное объяснение его действий. Одно из направлений решения этой проблемы связано с попыткой понять, насколько человек мотивирован в деятельности, направленной на достижение успеха, и как он реагирует на произошедшие с ним неудачи. Данные психологии показывают, что мотивация для достижения успеха и избегания неудач является важным и относительно независимым типом человеческой мотивации.

В психологии была создана и детально разработана теория мотивации для достижения успеха и избегания неудач. Основателями этой теории считаются Д. Макклелланд, Д. Аткинсон, Х. Хекхаузен (77, 57, 51).

Важнейшую роль в понимании того, как человек будет выполнять ту или иную деятельность, особенно когда кто-то другой делает то же самое рядом с ним, помимо причины успеха играет тревога.

При оценке состояния проблемы тревожности в психологической науке, на первый взгляд, заметны две тенденции, которые исключают друг друга. С одной стороны, ссылки на непроработанность и неопределенность, на двусмысленность и неоднозначность самого понятия «тревога», как в нашей стране за рубежом, практически незаменимы для работ, посвященных проблеме тревожности. Указывается, что под данным термином зачастую понимаются достаточно разнородные явления и что значительные расхождения в изучении тревожности существуют не только между различными школами, но и между разными авторами внутри одного направления, подчеркивается субъективность использования данного термина. С другой стороны, между исследователями существует согласие по ряду основных моментов, позволяющих очертить некоторые «общие контуры» тревожности (рассмотрение ее в соотношении «состояние – свойство», понимание функций состояния тревоги и устойчивой тревожности и др.) и выделить тревожный тип личности.

В отечественной психологии исследования по этой проблеме довольно редки, разрозненны и разрознены. В значительной степени это, по-видимому, связано с хорошо известными социальными причинами — условиями, которые не способствовали анализу явлений, отражающих восприятие человеком окружающего мира как угрожающего и нестабильного. За последнее десятилетие интерес российских психологов к изучению тревожности значительно возрос в связи с резкими изменениями в жизни общества, порождающими неуверенность и непредсказуемость будущего и, как следствие, переживания эмоционального напряжения, тревоги и т.д.беспокойство. Вместе с тем необходимо отметить, что и в настоящее время в нашей исследуется преимущественно в узких рамках конкретных, прикладных проблем (школьная, экзаменационная тревожность, при психотерапии и др.)

Подобное положение в изучении проблемы тревожности во многом обусловлено и логикой развития отечественной психологической науки, в которой изучение доминирующих эмоциональных переживаний индивида проводилось преимущественно на психофизиологическом уровне, а область устойчивых образований эмоциональной сферы оставалась не исследованной.

Изучение тревожности у детей и подростков также носит, как правило, ярко выраженный и прикладной «служебный» характер. Сравнительно большое количество работ посвящено детям 5-8 лет (проблема готовности к школе), исследований тревожности у более старших детей и подростков явно недостаточно. Тревога чаще всего изучается в основном в рамках любого возраста. Работы, посвященные сравнительному проявлению тревожности в разные периоды детства единичны (А.И. Захаров, В.Р. Кисловская, Б.И. Кочубей).

7 стр., 3141 слов

Созидание смысла: ценности, мотивация и жизненные цели

... парашютом. Мы выбираем те виды деятельности, на которые у ... мотивации. Ценности часто связаны с тревогой. Если вы думаете, что тревога ... различных культурах): власть, достижение, гедонизм, стимулирование, саморегуляция, универсализм, ... - это что-то из области психических заболеваний, не имеющее ничего общего с позитивной психологией, то вы ошибаетесь. Исследователи выделяют два типа тревожности: ...

(13, 18, 22)

Изучение тревожности на разных этапах детства важно как для раскрытия сути этого явления, так и для понимания возрастных закономерностей развития эмоциональной сферы человека. именно тревога лежит в основе ряда детских психологических трудностей, в том числе многих нарушений развития, которые служат поводом для обращения в службу психологического просвещения. Тревога считается индикатором «преневротического состояния», его роль чрезвычайно велика при поведенческих расстройствах, таких как, например, правонарушение и зависимость в подростковом поведении. Значение профилактики тревожности, ее преодолевание важно при подготовке детей и взрослых к трудным ситуациям (экзамены, соревнования и др.), при овладении новой деятельностью.

Это исследование направлено на изучение степени корреляции между уровнем тревожности человека и его или ее преобладающими мотивационными тенденциями, такими как личные предрасположенности. Эта проблема выступит предметом нашего исследования.

Объектом будет мотивационная сфера, в рамках которой будут изучаться мотивация достижения успеха и мотивация избегать неудач, а также эмоциональная сфера, связанная с тревожностью человека.

Поэтому основным направлением работы будет проблема выяснения основных закономерностей взаимосвязи тревожности и мотивации достижения успеха, избежания неудач в динамике подросткового и подросткового возраста.

Задачи нашего исследования:

Теоретическое изучение вопроса.

Рассмотрение возможных путей психопрофилактической и психокоррекционной работы.

Методологическое изучение проблемы.

Уточнение основных характеристик мотивации достижения успеха, избегания неудач.

Разработайте общую модель возрастной динамики мотивации для достижения успеха, избегая неудач.

Выявление основных особенностей тревожности.

Установить общую закономерность возрастной динамики уровня тревожности.

Определение степени взаимосвязи между уровнем тревожности и мотивацией достижения успеха, избегания неудач.

Мы предполагаем, что мотивация для достижения успеха, избегание неудач и тревога как личные предрасположенности тесно связаны. В то же время низкий уровень тревожности связан с мотивацией к достижению успеха, а высокий уровень тревожности связан с мотивацией избегать неудач. Эта гипотеза будет основной гипотезой нашего исследования.

Работа состоит из двух частей: теоретической и практической. Практическая часть в свою очередь состоит из двух этапов:

1-й этап – выявление ведущей мотивационной тенденции;

2-й этап – определение уровня тревожности.

7 стр., 3355 слов

Мотивации и эмоции . Эмоции как субъективная форма существования потребностей

... и подчинением их потребностям. Отрицательная эмоция, сопровождающая мотивацию, мотивации и эмоции реферат имеет важное биологическое значение. Его можно оценить косвенно, посмотрев на количество и типы препятствий, которые человек должен преодолеть для достижения ... власти, принадлежности, уважения, а также причины достижения успеха и избегания неудач. Эмоции действуют как внутренний язык, как система ...

Кроме того, были обработаны и проанализированы результаты и выявлены основные закономерности.

Методы исследования: теоретический анализ литературы, тесты, математическая обработка данных.

Базой нашего исследования являются 6 «А» (1-й этап) — 7 «А» (2-й этап) класс, в составе 26-ти человек и 10 «Б» (1-й этап) – 11 «Б» (2-й этап) класс, в составе 24-х человек, школа №15 г. Орска, также студенты факультета «Педагогика и психология» ОГТИ, филиал ОГУ I (1-й этап) – II (2-й этап) курса, в составе 30-ти человек и IV (1-й этап) – V (2-й этап) курса, в составе 25 человек.

Глава I. Теоретическое изучение вопроса мотивации

достижения успеха, избегания неудачи, тревожности и вопроса их взаимной корреляции.

§ 1. Мотив достижения личности.

Мотив достижения как потребность.

При рассмотрении проблемы изучения причины успеха одним из первых возникает вопрос о том, какое место занимает индивидуальная причина успеха.

Рядом исследователей мотив достижения включается потребностей. Этому вопросу посвящены работы У. Макдауголла (W. McDougall), Г. Мюррея (H. Murrey) и Д. Макклелланда (D. McClelland).

(78, 79, 77) Выделен даже такой особый вид потребностей, как потребность в достижениях.

Так Murrey (79) включает потребность в достижении и избегании неудач в систему других психогенных потребностей, таких как потребность в агрессии, аффиляции, доминировании, защите, игре, избегании вреда, избегании обвинений, независимости, неприятии, осмыслении, познании, помощи, покровительстве, понимании, порядке, привлечении внимания к себе, признании, приобретении, противодействии, разъяснении (обучении), сексе, созидании, сохранении (бережливости), уважении, унижении.

По данным McClelland (77), люди, испытывающие сильную потребность в достижениях, предпочитают полагаться на собственные силы и стремятся к самосовершенствованию. Они, как правило, работают над задачами, требующими больших усилий, но не непреодолимыми. Они чувствуют большее удовлетворение от своей работы, когда могут планировать ее для себя и определять свои собственные цели. Такие люди предпочитают играть в шахматы, а не в покер.

Обычно люди с высокой потребностью в достижениях ставят перед собой такие задачи, выполнение которых будет для других символом или знаком успеха. Эти люди всегда хотят быть на высоте и любят получать положительные отзывы о своей деятельности от других. Одобрение окружающих для них важнее денег. Адамс и Стоун (Adams, Stone) (54, 85) указывают на то, что такие люди даже свое свободное время часто посвящают деятельности, связанной с их основной работой.

Почему у некоторых людей такая потребность? Макклелланд обнаружил, что отношение родителей влияет на развитие потребности ребенка в успехе. Обычно родители с высокой потребностью в успехе требуют большей независимости от своих детей. Их дети учатся полагаться на собственные силы в относительно раннем возрасте. В результате у них развивается чувство уверенности в себе, и их результаты приносят им радость.

Родители с низкой потребностью в успехе склонны чрезмерно защищать своих детей. Даже когда в этом нет необходимости, они помогают им выполнять повседневные дела (например, одеваться и есть).

Этим детям дается меньше свободы, и они обычно слабо нуждаются в самореализации.

13 стр., 6321 слов

Мотивы безопасности и их использование в управлении организационным поведением

... упорная работа, с воодушевлением и энтузиазмом, а может быть уклонение от нее «в знак протеста» Тема курса сосредоточена на одной из пяти причин организационного поведения: причина безопасности. Актуальность темы исследования объясняется тем, ...

Таким образом, успех рассматривается как явное доказательство успеха. Следовательно, потребность в успехе можно охарактеризовать для достижения намеченной цели, для достижения успеха.

Мотив достижения как мотивационное

свойство личности.

Рассматривая вопрос о мотивационных свойствах личности, многими исследователями было установлено, что между мотивацией и свойствами личности имеется обоюдосторонняя связь: свойства личности влияют на особенности мотивации, а особенности мотивации закрепившись, становятся свойствами личности.

В связи с этим, как отмечает П.М. Якобсон (53), имеет смысл поставить вопрос, в какой мере личность выявляется в мотивационной сфере. А.Н. Леонтьев (25), например, писал, основная личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных, внутри себя иерархизированных, мотивационных линий. П.М. Якобсон (53), однако, справедливо отмечает, что далеко не все то, что характеризует личность, сказывается на ее мотивационной сфере (но и не всякие особенности процесса мотивации превращаются в свойства личности).

И Г. Олпорт (G. Allport) (55) об этом же говорит, что будет неточным, если сказать, что все мотивы являются чертами; некоторые из черт имеют мотивационное (направляющее) значение, а другие более значение.

Безусловно, к первым можно отнести такие особенности личности, как уровень притязаний, к достижению успеха или избеганию неудачи, мотив аффилиации или мотив отвергания (склонность к общению с другими людьми, к сотрудничеству с ними или, наоборот, боязнь быть непринятым, отвергнутым), агрессивность (склонность решать конфликты путем использования агрессивных действий).

к достижению успеха по Ф. Хоппе (F. Hoppe) (67) или «мотив достижения» по McClelland (77) – это устойчиво проявляемая потребность индивида добиваться успеха в различных видах деятельности. Впервые это положение было выделено в классификации Мюррея, которая интерпретировала его как постоянную потребность в достижении результата в работе, например, «делать что-то для достижения уровня в любом бизнесе». Эта потребность носит обобщенный характер и проявляется в любой ситуации, независимо от ее конкретного содержания.

McClelland начал изучать «мотив достижения» в 40-х годах ХХ века и со своими сотрудниками создал первый стандартизированный вариант методики его измерения – Тест тематической апперцепции (ТАТ).

При этом были выделены два типа «причин успеха»: успех и желание избежать неудач. В дальнейшем В. Мейер, Х. Хенхаузен и Л. Кеммлер (W. Meyer, H. Heckhausen, L. Kemmler) (51) создали вариант ТАТ для обоих «мотивов достижения». Причина борьбы за успех понимается как стремление получать удовольствие и гордиться достижением результата. Причина, по которой избегают неудач, — это тенденция реагировать на неудачи стыдом и унижением.

Разные авторы по-разному смотрят на взаимосвязь между стремлением к успеху и избеганием неудач. Одни считают, что это взаимоисключающие полюса по шкале «мотива достижения» и если человек ориентирован на успех, то он не испытывает неудачей (и наоборот, если он ориентирован на избегание неудачи, то у него слабо выражено стремление к успеху).

Другие утверждают, что явно выраженный успех может сочетаться с столь же сильным, особенно когда он связан с серьезными последствиями для субъекта. Действительно, есть свидетельства того, что может существовать положительная корреляция между выразительностью успеха и избеганием неудач. Следовательно, мы, скорее всего, говорим о преобладании того или иного субъекта стремления к успеху или избегании неудач при наличии обоих. Более того, это преобладание может быть как на высоком, так и на низком уровне выражения обоих стремлений.

42 стр., 20727 слов

Взаимосвязь мотивации достижения и успешности профессиональной ...

... мотивации достижения) успеха работников в современных российских организациях и связей этой мотивации с успешностью деятельности. Объект исследования – мотивация профессиональной деятельности. Предмет исследования – особенности мотивации достижения менеджеров. Цель данной работы - выявить влияние мотивации и достижения успеха ...

Лица, мотивированные на успех, предпочитают задачи средней сложности или чуть выше средней. Они уверены в успешном исходе задуманного, им свойственны поиск информации для суждения о своих успехах, решительность в неопределенных ситуациях, склонность к разумному риску, готовность взять на себя ответственность, большая настойчивость к цели, адекватный средний уровень притязаний, который повышается после успеха и снижается после неудачи. Очень легкие задачи не приносят им чувства удовлетворения и настоящего успеха, а при выборе слишком трудных велика вероятность неуспеха; поэтому они не выбирают ни те, ни другие. При выборе задач средней сложности успех и неудача становятся равновероятными, а результат максимально зависит от усилий человека.

Субъекты со склонностью избегать неудач ищут информацию о возможности неудач в достижении результата. Они берутся за решение как очень легких задач (где им гарантирован 100% успех), так и очень трудных (где неудача не воспринимается как личный неуспех).

Бирни с коллегами (R. Birney, H. Burdiek, R. Teevan) (58) выделяют три типа боязни неудач и соответствующие им защитные

1 – боязнь обесценивания себя в собственном мнении;

2 – боязнь обесценивания себя в глазах окружающих;

3 – боязнь не затрагивающих «Я» последствий.

Р. Уайт (R. White) (92) для тех, к высокому мастерству, ввел термин «мотивация эффективности». Он считает, что человек активен, потому что чувствует потребность в эффекте своих действий. Когда попытки приводят к удовлетворению этой потребности, возникает чувство компетентности, сопровождающееся переживанием радости и удовольствия. Очевидно, что этот вид мотивации близок по смыслу мотивации достижений.

У некоторых людей, особенно у женщин, есть причина избегать успеха, потому что они опасаются негативных последствий, прежде всего социального неприятия своих профессиональных успехов. Этот мотив возникает у мужчин и женщин в ситуациях, когда их профессиональный выбор не соответствует традиционным полоролевым представлениям общества (профессия няни – для мужчин, роль предпринимательницы или министра обороны – для женщины).

С «причиной успеха» связаны такие качества, как настойчивость и настойчивость.

Мотив достижения как эмоция успеха-неуспеха.

Когда причина достигается беспрепятственно, особенно когда успехи превышают наши ожидания — мы радуемся, когда возникают неожиданные препятствия — мы шокированы, встревожены. Анализ феноменологических проявлений такого рода производных переживаний, составляющих подкласс эмоций успеха-неуспеха, позволяет думать, что именно они служат в качестве того «подсобного» механизма, который подключается при необходимости к процессу регуляции деятельности и корригирует на основе учета фактических достижений ее протекания в конкретной ситуации.

Так в рамках своей теории McDougall (78) указал на существенные отличия эмоций успеха-неуспеха (чувства по McDougall) от других эмоций. Он подчеркивает как универсальность эмоций успеха-неуспеха, заключающуюся в принципиальной возможности возникновения сходных переживаний этого рода в любой деятельности, независимо от того, какую потребность оно удовлетворяет, так и их производность – вторичность, зависимость от тех эмоций, которые направляют живое существо к преследованию полезных и избеганию вредных целей.

6 стр., 2602 слов

Самооценка учащегося и уровень его притязаний

... группа детей - с заниженной самооценкой - неактивны, неуверенны, склонны «замкнуться в себе». Самооценка во многом зависит от оценок учителя. Уровень притязаний развивается под влиянием успехов и неудач в объективной деятельности. Большое значение ...

В.Н. Вилюнас (9) считает, что функциональное назначение эмоций успеха заключается в том, что они «усиливают и поддерживают» исходное побуждение к цели, эмоций неуспеха – что они это побуждение «сдерживают и отклоняют».

Подкласс эмоций успеха-неудачи, явно отличающийся от других разновидностей производных эмоций, в свою очередь, распадается на несколько конкретных подгрупп, которые различаются по своему значению в деятельности.

1-я подгруппа:

Эта группа включает констатируемый успех-неуспех. Эмоция, декларирующая реальный успех или неудачу, окрашивает отдельную попытку приблизиться к цели. Положительная эмоция, завершающая успешное действие, усиливает его, а отрицательная эмоция немедленно приводит к поиску «новой комбинации эффективных стимулов». Таким образом, эмоциональные переживания, констатирующие в деятельности успех-неуспех, отвечают за смену проб в поведении «пробами и ошибками», являясь своеобразным «пеленгом», который или прекращает поиск, или вновь и вновь организует его.

2-я подгруппа:

Эмоции, подтверждающие истинный успех или неудачу, «прилипают» к деталям ситуации и снова воспроизводятся перед ними как эмоции, предвосхищающие возможный успех или неудачу. Такая «продвинутая» информация об отчаянии действий в одном направлении и вероятном — в другом — значительно облегчает поиск пути достижения цели испытуемым. Слепые и заведомо бессмысленные попытки исчезают из поведения, оно становится более адекватным.

В отличие от ожидания неудачи, которое только сужает область свидетельств, ограничивающих поведение, следы прошлых успехов открывают для субъекта решения, прямое поведение.

3-я подгруппа:

Опыт многочисленных радостей и печалей в прошлом, актуализирующийся в форме предвкушения эмоций, обобщается по мере реинтеграции. За эмоцией отчаяния лежит, как правило, не единичный неуспех, а ряд переживаний, следовавших за всевозможными, но безуспешными попытками достижения цели. Подобным образом и обобщаются переживания. Обобщенная эмоция успеха-неуспеха взаимодействует с ведущим эмоциональным явлением, побуждающим к деятельности, усиливая его, когда предвосхищается скорый успех, и лишая его побуждающей силы при предвосхищении трудностей и неудач. Таким образом, именно данная разновидность эмоций успеха-неуспеха осуществляет по отношению к ведущему побуждению «стоп»-функцию.

Мотив достижения как фактор формирования самооценки и уровня притязаний.

В работе Hoppe (67), посвященной «успеху и неудаче», понятие уровня притязаний заняло важное место в исследовании мотивации и со временем проникло в обиходный язык. Под этим понятием в исследовании мотивации имеется в виду, во-первых «… сообщаемую экспериментатором испытуемому целевую установку по отношению к уже известной, более или менее освоенной и снова решаемой задачи, причем сама эта установка (цель) внутренне принимается испытуемым», а во-вторых, свойство индивида, играющее решающую роль в самооценке имеющихся способностей и достигнутых результатов.

39 стр., 19403 слов

Влияния самооценки на уровень успешности профессиональной деятельности

... Объект исследования - профессиональная деятельность. Предмет исследования - влияние самооценки на успешность профессиональной деятельности. Гипотеза: При адекватной или высокой самооценке профессиональная деятельность будет успешной. Цель данной работы - проследить взаимосвязь между уровнем самооценки и успешностью профессиональной деятельности. Задачи: ...

Обычно испытуемый ставится перед определенной задачей, которая может быть решена им более или менее хорошо перед различными задачами одного и того же типа, но разной степени сложности. После того как испытуемым было получено первое представление о степени достижимости стоящих перед ним целей, он перед каждой очередной попыткой должен выбрать цель выполнения и сообщить ее экспериментатору. Так выстраивается последовательность событий.

Прежде всего Hoppe решил выяснить, от чего зависит переживание достигнутого результата как успеха или неудачи, поскольку то же самое достижение для одного испытуемого может означать успех, а для другого — неудачу. Как показали результаты исследований, переживание успеха или неудачи зависит от уровня притязаний. Если новый результат достигает или превышает этот уровень, появляется ощущение успеха, если же не достигает – неудачи. Как видно из рисунка, реакция самооценки определяется так называемым отклонением достигнутой цели, т. е. Позитивной или негативной позицией между выбранным уровнем притязаний и очередным достижением. Успех и неудача непосредственно отражается на уровне притязаний выполнения. После успеха уровень притязаний, как правило, повышается, а после неудачи – снижается, но не наоборот (закономерность сдвига).

Сдвиг уровня притязаний вверх или вниз зависит от интенсивности пережитого успеха или неудачи.

Выстраивание событий.

1 2 3 4

Последнее Формирование Очередное Реакция на

Достижение уровня притязаний достижение очередное

достижение

Отклонение от цели Отклонение от достижения

цели

Переживание успеха или неудачи

в зависимости от разницы между 2 и 3

Переживания успеха и неудачи в основном связаны с задачами средней степени трудности. Удача в очень легких и неудача в очень трудных задачах не сказывается на самооценке. Вместе с тем, чем выше имеющийся уровень достижений, степень трудности решенной задачи, тем сильнее ощущается нужда. Эта асимметрия в эмоциональных последствиях самооценки сочетается с тенденцией к возрастанию уровня притязаний при постепенном росте уровня достижений в повторном выполнении задания.