Игра вносит огромный вклад в развитие личности дошкольника. Именно в игре наиболее полно активизируется социальная жизнь детей, т. Е. Происходит формирование детского общества. В игре, как и в основном виде деятельности, активно формируются или перестраиваются мыслительные процессы. Игра способствует развитию памяти и интеллекта (осуществляется переход от наглядно-действенного к элементам словесно-логического мышления), а также воображения как психологической основы творчества.
В игре ребенок всегда выше своего обычного повседневного поведения: в игре он, так сказать, на голову выше себя. Игра в концентрированном виде заключает в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все эволюционные тенденции.
Цель исследования: теоретически обосновать влияние игры на формирование личности дошкольника.
На современном этапе развития общества возрастает роль образования в формировании личности ребенка. Поскольку игра является основным видом деятельности в дошкольном возрасте, представляется актуальным поиск средств, обеспечивающих развитие личности посредством игры.
Задачи исследования:
- выполнить анализ психолого-педагогической литературы по данному вопросу;
- раскрыть понятие «игра», ее виды и значение в жизни дошкольника;
- определить значение игры в жизни дошкольника
- обосновать влияние игры на развитие личности ребенка;
- определить задачи и содержание работы по развитию личности посредствам игры.
Гипотеза исследования: игра является основным видом деятельности дошкольника, следовательно, наиболее эффективным средством воспитательной и воспитательной работы, которое позволит сформировать у дошкольника разностороннее развитие личности.
Объект исследования: процесс развития личности дошкольника.
Предмет исследования: игра как средство развития личности ребенка.
При написании данной работы мы использовали следующие методы: анализ, синтез и обобщение при рассмотрении теоретического материала, а также метод сравнения при изучении различных источников.
Согласно программе обучения в детском саду «базовый компонент» роль педагога в игре дошкольников значительно велика [4,38]. Чтобы игры были содержательными и познавательными, необходимо знакомить детей с определенным кругом явлений взрослой жизни, постепенно раскрывая мотивы и нравственное значение человеческой деятельности. Существенными факторами, влияющими на направленность детских игр, на расширение и углубление игровых образов, являются художественная литература и произведения изобразительного искусства (картины, рисунки, иллюстрации).
Игровая деятельность старших дошкольников с ЗПР
... особенности игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования – игровая деятельность старших дошкольников. Предмет исследования – влияние дефекта (ЗПР) на игровую деятельность дошкольников. Гипотеза исследования состоит в том, что игровые особенности детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью проявляются в низкой игровой ...
В отечественной психологии и педагогике богатые традиции изучения игры, опирающие на работы Р.И. Жуковской [9], А.В. Запорожца [12], А.Н. Леонтьева [19], Д.В. Менджерицкой [22], А.П. Усовой [26], Д.Б. Эльконина [28].
Сегодня научный уровень исследования развития личности в игре характеризуется наличием сложившейся теории игры, возможности дальнейшего развития которой во многом, обусловлены стремлением исследователей, разрешить исходные противоречия, заложенные в фундаментальных основаниях этой теории Т.А. Марковой [21] и Д.Б. Эльконина [28].
В связи с поставленными задачами мы использовали следующие методы исследования: анализ, синтез и обобщение при рассмотрении теоретического материала, а также метод сравнения при изучении различных источников.
ГЛАВА 1. ИГРА КАК ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА
1.1 Характеристика игры, как средства развития личности дошкольника
Дети, детство, игра. Эти понятия на первый взгляд многим кажутся ясными и неотделимыми. Все так просто: если ребенок здоров, он, естественно, играет.
Детская игра — один из сложных теоретических вопросов. Изучение детской игры дает представление о социальной организации жизни людей, их законах и убеждениях, формах и методах воспитания.
По мнению Д.Б. Эльконина: «Игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений» [22,5].
В обществах с низшими уровнями производственного и культурного развития ребенок рано вовлекался в производительный труд взрослых. Дети жили со взрослыми общей жизнью. Воспитание ребенка еще не выделялось как особая общественная функция. Все члены общества осуществляли воспитание детей. Основная задача образования — вовлечь детей в продуктивную общественную работу. И главное средство обучения — это непосредственное включение детей во взрослую работу. Вот тогда-то детства не было, не было и игры.
Итак, детство существовало не всегда. О возникновении детства можно говорить только тогда, когда исчезает возможность прямого включения детей в производительный труд взрослых.
Чем выше развитие общества, тем труднее становится период подготовки ребенка к взрослой жизни.
З.М. Богуславская и Е.О. Смирнова считает, что с прогрессирующим усложнением форм производства происходит новое распределение рабочих задач. Дети перестают принимать непосредственное участие в некоторых из самых сложных рабочих операций. Но у детей на уменьшенных копиях реальных предметов формируется все больше и больше различных действий. Более того, многие из этих статей начинают терять свою эффективную производственную функцию. Игровые действия становятся соревновательными в группе детей, возникают игры-соревнования, игры по правилам. Дальнейшее развитие производства, усложнение орудий труда, возникновение новых производственных отношений приводят к тому, что возможность включения детей в производительный труд осложняется, возникает производство специальных предметов для детей [5,73]. И теперь это темы не для формирования особых профессиональных навыков и умений, а для развития определенной зрительно-моторной и иной координации. Возникают современные игрушки, и рождается сюжетно-ролевая игра. Возникновение игры связано не с действием каких-либо внутренних и врожденных побудительных сил, а с четко определенными социальными условиями жизни ребенка в обществе.
«Игровые взаимоотношения детей дошкольного возраста». методическая разработка
... форм игровой деятельности из жизни взрослых членов общества различными видами искусства». Таким образом, можно сформулировать важнейшее положение теории ролевой игры: ролевые игры возникают в ходе исторического развития общества ... на потребности детей в общении, принадлежности к группе себе подобных, где они могут найти поддержку и защиту, а также признание их успехов и целей. В коллективе ребенок ...
Л.В. Артемова в своей книге «Окружающий мир развивающих игр дошкольников» утверждает, что элементы ролевых игр начинают развиваться в раннем детстве. В дошкольном учреждении игра перерастает в конкретную деятельность, имеющую сложную структуру. Для дошкольника игра — основной вид деятельности, вызывающий качественные изменения его психики. Игра также важна для приобретения ребенком навыков социального общения, взаимодействия со сверстниками, не говоря уже о том, что в процессе игровой деятельности ребенок проникает во взрослый мир. Таким образом, — человеческая игра это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности [3, 14].
Для дошкольников существует такое разнообразие игр, что необходимо структурировать наши знания, иначе будет путаница.
Наиболее актуальны для дошкольников ролевые, развивающие и подвижные игры.
Сюжетно-ролевые игры имеют следующие структурные компоненты:
Р.И. Жуковская дает определение сюжетной концепции сюжетно-ролевой игры, отсюда сюжет, то есть реальность, которую дети отражают в своих играх. Обычно они воспроизводят сцены из семейной и рабочей жизни. При этом, каждому дошкольному возрасту свойственно воспроизводить разные стороны действительности внутри одного и того же сюжета (от сосредоточения на выполнении действия до отражения сложных социальных отношений) [9, 33].
Содержание — это момент, который ребенок идентифицирует как основной в деятельности взрослых.
В дошкольном детстве усложняется как сюжет, так и содержание игры.
В ходе ролевых игр дошкольник берет на себя определенные роли и подчиняется правилам, требуя их соблюдения от других детей. Учитывая эту особенность ролевых игр, взрослому важно грамотно управлять игрой детей, чтобы донести до них моральные нормы поведения и правила, которые воспроизводятся детьми в игровом процессе.
Развивающие игры — это особое и содержательное занятие для детей. Данный вид игры имеет готовый игровой материал, замысел и правила, т.е. дидактические игры применяются в педагогическом процессе (в отличие от сюжетно-ролевых, которые имеют спонтанный характер).
Дидактические игры имеют цель, т.е. эта игра направлена на получение конкретного результата. Цель имеет два аспекта:
- познавательный, т.е. то, чему мы должны научить ребенка;
- воспитательный, т.е.
те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.
Цель дидактической игры направлена на развитие определенных мыслительных процессов и навыков. В случае нашего исследования цель — развить сочувствие, доброту и чуткость. Концепция игры — это игровая ситуация, в которой ребенка знакомят и которую он воспринимает как свою. Во всех случаях цель игры реализуется в игровых действиях, которые предлагаются ребенку для проведения игры.
«Особенности руководства сюжетно-ролевыми играми детей второй ...
... – сюжетно-ролевая игра. Психолог Д. Б. Эльконин дает такое определение сюжетно- ролевой игры: «Ролевая, или так называемая творческая, игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на ... 3.Организация игровой деятельности с детьми 3-4 лет В работе с детьми четвертого года жизни по организации и руководству сюжетно-ролевыми играми мы используем ...
Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова в своей книге «Игра дошкольника» говорят: «Важной особенностью игры являются игровые правила, которые доносят до сознания детей ее замысел, игровые действия и обучающую задачу» [16, 32].
Взрослый организует игру и направляет ее: помогает преодолевать трудности, оценивает действия ребенка.
Развивающие игры — это занятия, которые имеют для ребенка значение и которыми они охотно занимаются. Приобретенный социальный опыт становится его личной собственностью, так как может применяться в других условиях.
Игра должна давать ребенку возможность практиковать то, что ему знакомо, и побуждать его учиться новому. Среди дидактических игр можно выделить:
1) игры, направленные на развитие гуманных, нравственных отношений, волевых качеств личности, которые выражаются в поступках и действиях.
2) игры, способствующие сенсорному развитию (слуховое восприятие, восприятие цвета, формы, качеств, величины).
Они актуальны для младших дошкольников, когда ребенок еще не различает и не осознает отличительных качеств окружающих предметов. Играя, ребенок учится приемам зрительного, слухового, осязательного обследования, помогающим различать и выделять качества предметов, сравнивать их по этим качества и обозначать соответствующим словом, т.е. у него формируются сенсорные эталоны, которые являются основой для полноценного восприятия окружающей действительности.
3) игры, развивающие познавательные процессы (интеллект, память, внимание, речь).
Согласно Л.С. В любой образовательной игре у Выготского есть два принципа: один — веселый, другой — серьезный. Соотношение этих двух начал определяет вид игры [10,41].
Подвижные игры направлены на оздоровление, улучшение общей физической подготовки детей, удовлетворение их биологической потребности в движении. Отличительная черта подвижных игр — их эмоциональность (нельзя допускать монотонность).
Подвижные игры должны содержать интересные двигательные занятия, игровые образы, неожиданные ситуации. Существуют подвижные игры, направленные на развитие ловкости, координации движения, скорости и т.д.
Театральные игры: позволяют дошкольнику познать окружающий мир через образы, цвета, звуки. Зрелище вызывает радость, а сказочность изображений увеличивает привлекательность игры.
Театрализованные игры делят на режиссерские и игры-драматизации.
К режиссерским относят настольный театр, теневой театр. Здесь ребенок или взрослый не актер, а создает сцены, играет роль игрушечного персонажа — трехмерного или плоского. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой.
Участвуя в драматических играх, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в нем, живет своей жизнью.
Таким образом, делаем вывод, что для дошкольника игра является основным видом деятельности. Игра также важна для приобретения ребенком навыков социального общения, взаимодействия со сверстниками в процессе игровой деятельности, ребенок проникает в мир взрослых. Наиболее актуальны для дошкольников ролевые, развивающие и подвижные игры. Игра должна давать ребенку возможность практиковать то, что ему знакомо, и побуждать его учиться новому.
Игра как ведущий вид деятельности детей в дошкольном возрасте
... взрослой жизни. Цель курсовой работы: Исследовать роль игры как основного вида деятельности у дошкольников. Предмет исследования - игровой процесс развития личности ребенка. Объект исследования - игровая деятельность как основной способ развития дошкольника. Исходя из этого, ...
1.2 Игра как ведущая деятельность у дошкольников
Игра — основное занятие дошкольника, она многогранно влияет на умственное развитие ребенка. В ней дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Вне игры невозможно добиться полноценного нравственного и волевого развития ребенка, вне игры нет личностного воспитания.
Л.И. Божович говорит о дошкольном детстве как о большом отрезке жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: картина семьи расширяется до границ улицы, города, деревни. Ребенок открывает для себя мир человеческих взаимоотношений, различные виды деятельности и социальные функции людей. Он испытывает сильное желание приобщиться к этой взрослой жизни, активно участвовать в ней, что, конечно, ему пока недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра, самостоятельная деятельность детей, имитирующая жизнь взрослых. В дошкольных учреждениях появляется ролевая игра, или, как ее еще называют, творческая игра. Это — деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними [7,61]. У ребенка, выбирающего и исполняющего определенную роль, появляется соответствующий образ: мать, водитель, пират и модели его действий. Образный план игры настолько важен, что без него игра просто не может существовать. Но хотя жизнь в игре протекает в форме представлений, она эмоционально насыщена и становится для ребенка его реальной жизнью.
З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова считает, что в конце раннего детства игра с сюжетом «вырастает» из манипулятивной активности испытуемого. Первоначально ребенок был поглощен предметом и действиями с ним. Когда он овладел действиями, вплетенными в совместную деятельность с взрослым, он начал осознавать, что он действует сам и действует как взрослый [6,82].
В дошкольном возрасте привязанность передается от объекта к человеку, благодаря чему взрослый и его действия становятся образцом не только объективно, но и субъективно.
Примерно к трем годам ребенок становится гораздо более самостоятельным, и его совместная деятельность с близким взрослым начинает распадаться. В то же время игра социальна и по своему происхождению, и по содержанию. Она не сможет развиваться без частого полноценного общения со взрослыми и без тех разнообразных впечатлений от окружающего мира, которые ребенок тоже приобретает благодаря взрослым. Ребенку также нужны различные игрушки, в том числе несформированные предметы, не имеющие четкой функции, которые он мог бы легко использовать в качестве замены другим.
По мнению Л.В. Артемова, на границе раннего детства и детства, впервые появляется игра с сюжетом. Это уже известная нам режиссерская игра. Одновременно с ним или чуть позже появляется ролевая игра с картинками. В нем ребенок воображает себя кем угодно и поступает соответственно. Но обязательным условием развертывания такой игры является яркое, интенсивное переживание: ребенка поразила увиденная им картина, и он сам в своих игровых действиях воспроизводит образ, который вызвал у него сильный эмоциональный отклик [6,37].
Ролевые и режиссерские игры становятся источниками ролевых игр, которые достигают своей развитой формы в среднем дошкольном возрасте. Позже из нее выделяются игры с правилами. Следует отметить, что появление новых типов игр не стирает полностью старые, которые уже освоены — все они остаются и продолжают совершенствоваться. В ролевой игре дети воспроизводят собственные человеческие роли и отношения. Дети играют друг с другом или с куклой как с идеальным партнером, которому также отводится роль.
Особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста с ...
... особенности развития ролевой игры у старших дошкольников с умственной отсталостью. Задачи исследования: Выбрать методику изучения игровой деятельности детей дошкольного возраста с ограниченными интеллектуальными возможностями и детей с нормальным интеллектуальным развитием. Выявить особенности игровой деятельности детей ...
В каждой игре свои условия игры: дети, куклы, другие игрушки и предметы, которые в ней участвуют. Их выбор и сочетание существенно меняют игру в младшем дошкольном возрасте, игра в это время в основном состоит из монотонных повторяющихся действий, напоминающих манипуляции с предметами.
Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько говорят о том, что сюжет — та сфера действительности, которая отражается в игре. Сначала ребенок ограничен рамками семьи, и поэтому игры его связаны главным образом с семейными, бытовыми проблемами. Затем, по мере освоения новых областей жизни, он начинает использовать более сложные сюжеты — производственные, военные т.д. более разнообразными становятся и формы игры на старые сюжеты, скажем в »дочки-матери». Кроме того, игра на один и тот же сюжет постепенно становится более устойчивой, длительной. Если в 3-4 года ребенок может посвятить ей только 10-15 минут, а затем ему нужно переключиться на что-то другое, то в 4-5 лет одна игра уже может продолжаться 40-50 минут. Старшие дошкольники способны играть в одно и то же по несколько часов подряд, а некоторые игры у них растягиваются на несколько дней [17,341].
Те моменты в деятельности и отношениях взрослых, которые воспроизводятся ребенком, составляют содержание игры. Младшие дошкольники имитируют предметную деятельность — режут хлеб, трут морковку, моют посуду. Они поглощены процессом выполнения действий и подчас забывают о результате — для чего и для кого они это сделали, действия различных детей не согласуются друг с другом, не исключены дублирование и внезапная смена ролей во время игры. Для средних дошкольников главное — отношения между людьми, игровые действия производятся ими не ради самих действий, а ради стоящих за ними отношений. Для старших дошкольников важно подчинение правилам, вытекающим из роли, причем правильность выполнения этих правил ими жестко контролируется.
По словам Л.К. Ладутько в развитии игры выделяются две основные стадии. Для первой стадии (3-5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия. На второй стадии (5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека [18,221]. Как уже говорилось игра — ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся общению друг с другом, умение устанавливать со сверстниками определенные взаимоотношения. Младшие дошкольники еще не умеют по-настоящему общаться со сверстниками. Постепенно общение между детьми становится более интенсивным и продуктивным. Игра, особенно коллективная, требует от ребенка мобилизации всех его сил и возможностей: и физических, и умственных. Игра предъявляет высокие требования к развитию речи ребенка: ведь он должен объяснить, во что и как он хотел бы играть, договориться с другими детьми, кто какую роль может сыграть, произнести свой текст так, чтобы его поняли остальные. В среднем и старшем дошкольном возрасте дети, несмотря на присущий эгоцентризм, договариваются друг с другом, предварительно распределяя роли, а также и в процессе самой игры. Содержательное обсуждение вопросов, связанных с ролями и контролем за выполнением правил игры, становится возможным благодаря включению детей в общую, эмоционально насыщенную для них деятельность.
Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста
... жизни детей состоит в ее проникновении в различные виды деятельности (труд, учеба, быт). Условно игры можно разделить на две основные группы: сюжетно-ролевые (творческие) игры и игры с правилами. Ролевые игры - это игры ... дошкольном учреждении игра и деятельность, игра и работа образуют два основных канала, по которым протекает деятельность дошкольников. Выготский Л.С. видел в игре неиссякаемый ...
А.К. Бондаренко, А.И. Матусик считают, что игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка [8,54]. Механизм управления своим поведением — подчинение правилам — складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности. Произвольность предполагает наличие образца поведения, которому следует ребенок, и контроля. В игре образцом служат не моральные нормы или иные требования взрослых, а образ другого человека, чье поведение копирует ребенок.
В игре также развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели.
В развитой ролевой игре с ее замысловатыми сюжетами и сложными ролями, создающими достаточно широкий простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение. Игра способствует становлению произвольной памяти, в ней преодолевается так называемый познавательный эгоцентризм. Вообще в игре коренным образом изменяется позиция ребенка. Играя, он приобретает возможность смены одной позиции на другую, координации разных точек зрения.
Рассматривая в своих работах дошкольный возраст Л.С. Выготский ставит акцент на том, что основным средством сенсорного воспитания считается дидактическая игра. На нее почти полностью возлагается задача формирования сенсорики ребенка: знакомство с формой, величиной, цветом, пространством, звуком. Дидактическая игра как игровая форма обучения — явление очень сложное [11, 182].
В книге Н.П. Аникеевой приведена методика игры в развитии личности ребенка дошкольного возраста. В отличие от учебной сущности занятий в дидактической игре действуют одновременно два начала: учебное, познавательное, и игровое, занимательное. В соответствии с этим родитель или воспитатель в одно и то же время учитель и участник игры, учит детей и играет с ними, а дети учатся играя. Как хочется малышу принять участие в жизни папы и мамы, в жизни взрослых людей. Пусть не по-настоящему. Пусть «понарошку». А что если в это … поиграть? Зачем долго, мучительно долго ждать, пока вырастешь, если уже сейчас можно «сесть» за штурвал корабля, взять в руки скальпель хирурга, слетать в космос? Благо, игрушек — хоть отбавляй! От пластикового молоточка до ракеты, от куклы до игрушечного театра. Корабли, машины, самолеты, простые и заводные, механические и электрические — да ведь это целый мир! Мир созданных человеком орудий и предметов, пусть уменьшенных и упрощенных, но зато таких доступных. Бери и пользуйся! Плыви по океанам! [1, 26]
И дошкольник начинает играть. Вернее, начинает он раньше. Первые, самые простые игры возникают у ребенка на 2-ом году жизни. Тут новый шаг в психическом развитии ребенка. Ведь он впервые осмысленно использует предметы как игрушки. Наряду с речевыми символами в сознании малыша появляются символы предметные, возникает воображение как особая сфера психического. В действительности малыш не просто играет: он косвенно обращает свои игровые действия к взрослому, стремится получить одобрение и оценку.
Игра как вид человеческой деятельности. «Игра, как основной вид ...
... чувства, которые владеют ими в настоящее время. Поэтому игра- всегда импровизация. Игра - это самостоятельная деятельность, в которой дети в первую очередь взаимодействуют со своими сверстниками. Их ... условиям будущей жизни. Точно так же детская игра, возникающая в процессе исторического развития общества, заключается в воспроизведении детьми действий и взаимоотношений взрослых. К. Бюлера, ленных ...
Игра 3 — 5-летних сложнее. Простое воспроизведение действий с предметами уже не устраивает ребенка: ему хочется принять участие в настоящей жизни. Появляются роли, игра становится коллективной [1, 27].
Для детей 3 — 4х лет основным становится воспроизведение отношений между людьми. Мир открывается детям все полнее и полнее. Они уже видят, что шофер не просто крутит руль, но вступает в определенные отношения с пассажирами, что доктор не просто делает укол больному, но и общается с ним определенным образом. И именно эти отношения и особенности общения между взрослыми и становятся центральным моментом в играх дошкольника [1, 30].
Разнообразны сюжеты детских игр. Тут и «дочки-матери», семья, быт, и трудовые будни папы и мамы, и приключения.
Чем старше дошкольник, тем сложнее и романтичнее сюжеты игры, тем дальше они от хорошо знакомых бытовых сцен. Все то новое, что прочитали ему в книжке, что он увидел в кино, по телевизору, в цирке, — все знакомый хочет вовлечь ребенок в игру, воспроизвести, принять в событиях личное, действенное участие. В этом причудливом сюжетном калейдоскопе быстро чередуются работа проводника и машиниста, таксиста и охотника, космонавта и средневекового рыцаря.
Рассматриваю сюжет в ролевой игре В.В. Зеньковский говорил: «И вот что интересно: хотя игра — модель реальной жизни, хотя она отражает реальность взаимоотношений людей, она в то же время полна чудес, волшебных превращений. В игре бурно развивается воображение, ребенок мыслит и творит, планируя общую линию игры и импровизируя по ходу ее выполнения. Малыша не очень заботит то, что вместо ракеты у него — пара стульев, а вместо шлема — картонный цилиндр. Игровые предметы «добры» к ребенку; они «знают» и «чувствуют», что нужно маленькому фантазеру, и охотно «подыгрывают» ему. Фантазия малыша оживляет все, даже неживые, предметы. Ребенок играет не только роли людей, животных; скрипящая дверь, паровоз, ветер — все достойно перевоплощения, во все малыш может вдохнуть душу, психику, жизнь» [15,38]. Игровые законы вовсе не препятствие тому, чтобы неодушевленный предмет ожил, а плюшевый мишка заговорил человеческим голосом. Воображение ребенка не только копирует, воспроизводит, но и создает, преображает, творит.
В дошкольном возрасте начинается дифференциация в предпочтении игр, игрушек и связанная с этим отработка игровых и орудийных действий. В игре проявляются психологические особенности детей как представителей того или иного пола. Девочки лучше приспосабливаются к создавшейся ситуации, быстрее и легче входят в новые условия, устанавливают контакты.
Мальчики взрывные, создают больше шума. Выбранные игровые роли отражают социальные стремления детей разного пола. В игре в своеобразной форме реализуется интерес к деятельности, связанной с мужскими и женскими социальными ролями. Интересы мальчиков сосредоточены на технике, на соревновательных играх, в которых можно реализовать свои притязания на победу, на лидерство. Мальчики признают сильных, смелых и инициативных сверстников. Девочки любят сверстниц с мягким нравом, веселых и уступчивых.
Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности ...
... дипломной работы выступает процесс обучения младших школьников с использованием дидактических игр для активизации познавательной деятельности . Предметом исследования является возможность использования дидактической игры на этапе освоения знаний как средство активизации познавательной деятельности ... работе: однообразная работа утомляет внимание ребенка, интерес к ней снижается. Ребенок ...
Б.П. Никитин говорит о том, что дошкольный возраст справедливо называют возрастом игры. Возраст игры ставит вопросы, и, это ни удивительно, ответы на многие из них заключены в самой игре [23,149].
Родителям надо запомнить, что если ребенок не научился играть, если его не привлекают игрушки, если он не может создать сюжетно-ролевую игру, привлечь к ней своих друзей, у такого малыша не будет успехов и в «серьезной» деятельности. Игра — это особая, необходимая для нормального развития ребенка школа. Это, пожалуй, самое серьезное для дошкольников занятие, в котором ребята многому учатся. Психологи называют игру ведущей деятельностью, подчеркивая при этом, что, именно играя, ребенок овладевает умением обобщать и анализировать, запоминать и припоминать то, что нужно в данный момент. В игре у детей развивается фантазия, способность к концентрации внимания. Как это ни удивительно на первый взгляд, но именно в игре, где, как ошибочно полагают взрослые, ребенку предоставляется полная свобода, малыши приобретают способность к сдерживанию непосредственных желаний, к контролю за своими действиями, к целенаправленному, произвольному поведению, регулируемому осознанной целью. Словом, все важнейшие психологические новообразования, которые необходимы ребенку во всей его дальнейшей жизни, в обучении, общении, творчестве, берут свое начало в детской игре. Не случайно педагоги давно отметили, что, каков ребенок в игре, таким в значительной степени он будет и в жизни. Игра способствует развитию подлинно творческого воображения, направленного на конкретную цель, на создание нового, на получение определенного результата.
Игра — это серьезно для самого ребенка, это сама жизнь, это детская непосредственность, наивность, иногда лукавство, иногда удивительная серьезность. Для ребенка игра не всегда милая забава, часто — это труд, преодоление себя. Игра — это целый мир… И руководство детской игрой — серьезная проблема для взрослых. Пожалуй, именно здесь от родителей требуется наибольшее внимание, терпение, такт, умение наблюдать, постоянно и беспристрастно вглядываться в своего ребенка, и конечно же умение любить.
Родители сами могут прийти к выводу, что не следует жалеть времени на игру. Отношение родителей к игре своих детей должно быть проникнуто сознанием глубокой ценности игровой деятельности — как орудия самовоспитания ребенка.
Сделаем вывод: игра — это основной вид деятельности дошкольника, в ней дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. Ролевая игра — самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых. Это — деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. В развитии игры выделяются две основные стадии: воспроизведение логики реальных действий людей; моделирование реальных отношений между людьми и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека Игра предъявляет высокие требования к развитию речи ребенка. В игре также развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка
1.3 Значение игры для дошкольного периода детства
Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал: «В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов. В действительной жизни дитя не более как дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями» [19,61].
Игровая деятельность — одно из самых удивительных и еще не понятных до конца явлений в развитии живых существ. Игра неизменно возникает на всех стадиях культурной жизни у самых разных народов и представляет неустранимую и естественную особенность человеческой природы. Мало того, игра присуща не только человеку — играет и животный детеныш. Следовательно, этот факт должен иметь какой-то биологический смысл: игра для чего-то нужна, имеет какое-то специально биологическое назначение, иначе она не могла бы существовать, получить такое широкое распространение. В науке было предложено несколько теорий игры, пытавших разгадать эту мысль. В.В. Зеньковский сводит игру к разряду накопившейся энергии в молодом существе, которая не находит себе выхода и употребления на естественные надобности. Эта теория видит в игре не случайную прихоть, забаву, но важную жизненную необходимость [15,152].
Американский философ Герберт Спенсер считал, что игра является способом изживания накопившейся у ребенка энергии, которую некуда больше девать, потому что от деятельности по удовлетворению своих потребностей он освобожден взрослыми [18, 32].
Другая теория, которая усматривает биологическую полезность игры в том, что она — как бы естественная школа воспитания.
Бюллер считал, что к игре понуждает удовольствие, которое организм получает от своего функционирования. Гросс утверждал, что игра — это форма подготовки к будущей деятельности. Дьюи доказывал, что игра представляет собой реализацию ребенком видов поведения, приобретенных на основе инстинктов, подражания и научения [18,84].
Австрийский психолог Зигмунд Фрейд полагал, что игра — это способ символического удовлетворения ребенком его реально неудовлетворенных желаний [2,82].
Советский психолог Л.С. Выготский считал, что игра вырастает из противоречия между социальными потребностями и практическими возможностями ребенка, и видел в ней ведущее средство развития его сознания. Некоторые психологи считали, что корень игры — просто инстинкт подражания, а другие видели в ней способ освоения ребенком реальности [10,231].
Ребенок всегда играет, он есть существо играющее, но игра его имеет большой смысл. Она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений. Период игр с прятаньем, убеганием и т.д., связан с выработкой умения перемещать себя в среде и ориентироваться в ней. Можно без преувеличения сказать, что почти все самые основные и коренные наши реакции вырабатываются и создаются в процессе детской игры. Такое же значение имеет элемент подражательности в детских играх: ребенок активно воспроизводит и усваивает виденное им у взрослых, учится тем же отношениям и развивает в себе первоначальные инстинкты, которые понадобятся ему в будущей деятельности.
Ни одна игра не повторяет с точностью другую, но каждая из них представляет мгновенно новые и новые ситуации, которые требуют всякий раз новых и новых решений.
При этом надо иметь в виду, что такая игра является величайшей школой социального опыта.
По мнению С.А. Шмакова в игре усилие ребенка всегда ограничивается и регулируется множеством усилий других играющих. Во всякую задачу-игру входит, как непременное ее условие умение координировать свое поведение с поведением других, становиться в активное отношение к другим, нападать и защищаться, вредить и помогать, рассчитывать наперед результат своего хода в общей совокупности всех играющих. Такая игра есть живой социальный, коллективный опыт ребенка, и в этом отношении она представляет из себя совершенно незаменимое орудие воспитания социальных навыков и умений [27, 53].
Последняя особенность игры — подчиняя все поведение известным условным правилам, она первая учит разумному и сознательному поведению. Она является первой школой мысли для ребенка. Всякое мышление возникает как ответ на известное затруднение вследствие нового или трудного столкновения элементов среды.
Игра по праву заняла в практике дошкольных учреждений важное место. Нет нужды доказывать, что она имеет большое значение для всего хода развития детей в дошкольном возрасте. Можно указать два ряда фактов, подтверждающих это положение.
Под руководством профессора А.Н. Леонтьева был проведен ряд экспериментальных исследований, осветивших, в частности, вопрос о значении игры для развития психических процессов.
З.М. Истомина подвергла специальному исследованию процессы возникновения произвольной памяти в дошкольном возрасте. Ее исследования показало, что в ходе игры создаются благоприятные условия для того, чтобы задача нечто припомнить и запомнить впервые возникла перед ребенком младшего дошкольного возраста как самостоятельная задача и, следовательно, возникли бы предпосылки для развития процессов произвольного запоминания [21,83]. З.В. Мануйленко в специальном экспериментальном исследовании убедительно показала, что сознательный контроль движений в игре у малышей значительно выше, чем в деятельности, осуществляемой по заданию [16,149].
Наконец, исследованиями А.В. Запорожца и Я.З. Немерович, посвященными развитию движений, было показано, что игра имеет ближайшее отношение к формированию истории ребенка дошкольного возраста [12, 216].
Второй ряд фактов относится к сравнительному исследованию игры у детей, стоящих на различных уровнях интеллектуального развития.
Оба ряда фактов с убедительностью показывают, что игра имеет значение не только для тех психических процессов, которые в нее непосредственно включены, как например, воображение, мышление, но и для таких, которые в ней непосредственно могут не принимать участия или во всяком случае связаны с ней косвенно, например память.
В процессе игры не только развиваются отдельные психические функции, но происходит изменение психики ребенка в целом.
Раскрытие психологической природы дошкольной детской игры заключается в том, чтобы понять и выяснить в игре то, что определяет собой психологическое развитие личности ребенка и его сознания, симптомом которого является развитие отдельных психических процессов — мышления, воображения, восприятия, памяти, воли. Изменения этих отдельных процессов в игре ясно видны и даже могут быть измерены, но за ними скрываются и их определяют более существенные, хотя не так ясно видимые, более глубокие изменения личности и сознания ребенка.
Почти все исследователи, изучавшие игру, единодушно отмечают, что игра является наиболее свободной деятельностью ребенка-дошкольника. Этот непринужденный характер игры выражается не только в том, что ребенок свободно выбирает сюжет игры, но и в том, что его действия с предметами, вовлекаемыми в игру, отличаются от обычного употребления предметов значительной независимостью от конкретного значения этих предметов и определяются теми значениями, которые сам ребенок придает им в игре. Основной парадокс игры заключается в том, что, будучи деятельностью, максимально свободной, находящейся во власти эмоций, она является источником развития произвольности и сознания ребенком своих действий и своего я. Решая вопрос о так называемой »свободе» игры и попытке выяснить: не содержит ли игра известных внутренних ограничений, подчиняясь которым ребенок и научается подчинению внешним ограничениям-правилам поведения, все игры были разбиты на четыре группы. К первой группе Коломинский Я.Л., Панько Е.А. отнесли подражательно-процессуальные игры, в которых действия детей сводятся к простому подражанию известным действиям по образу; ко второй группе — драматические игры по определенному сюжету; к третий — игры с несложными правилами по сюжету; наконец, к четвертой — игры с правилами без сюжета и элементарные спортивные игры [17, 351].
Н.П. Аникеева считает, что игра в дошкольном возрасте развивается от игр подражательно-процессуальных через драматические игры со скрытыми правилами к играм с открытыми правилами без сюжета. Этот психолого-педагогический принцип, по-видимому, и лежит в основе распределения игр по возрастам в дошкольном периоде развития ребенка [1,26].
Еще один существенный вопрос. Это вопрос о природе детских желаний в игре. Почему ребенок играет в летчика, офицера, часового, доктора? Обычно на этот вопрос мы отвечаем — у ребенка есть желание быть таким, как этот человек, его возможности ограничены, взрослая жизнь ему еще недоступна, и он вынужден реализовать эти свои желания в игре. Таким образом, игра является как бы формой осуществления желаний ребенка, возникающих из столкновения с детьми, из реальной жизни его в кругу определенных общественных отношений.
Поэтому в практике организации и стимулирования детских игр большое значение принадлежит ознакомлению детей с общественными условиями, с ролью различных профессий в жизни общества. Насыщая роль содержанием, мы делаем ее более привлекательной, мы формируем желание ребенка. Эта возможность формировать детские желания, управлять ими делает игру мощным воспитательным средством путем внесения в нее тех сюжетов, которые обладают наибольшим воспитательным значением.
Итак, игра есть разумная и целесообразная, планомерная, социально-координированная, подчиненная известным правилам система поведения или затрата энергии. Она является естественной формой труда ребенка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни. В процессе игры не только развиваются отдельные психические функции, но происходит изменение психики ребенка в целом.
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА
2.1 Личностное формирование дошкольника в процессе игровой деятельности
Сюжетно-ролевая игра, являясь ведущей деятельностью дошкольника “обуславливает главнейшие изменения в психологических особенностях личности ребенка.
Условием личностного развития является развитие произвольности психических процессов и поведения ребенка, а также развитие его самооценки.
Но личностное развитие обуславливается и тем, как дошкольник усваивает нравственные отношения существующие в обществе. Возникает вопрос, в какой мере игровая деятельность обеспечивает такое усвоение. Для того чтобы проанализировать проблему формирования в процессе игровой деятельности, рассмотрим строение игры:
1) Игра как единое целое. В ней не выделяют разные планы взаимоотношений детей: план сюжетно-ролевых отношений, и план отношений по поводу игры, обеспечивающих распределение ролей и игровых атрибутов, корректирующих выполнение роли. Считается, что ребенок, изображая в сюжете нравственные отношения между людьми, тем самым усваивает их. Следовательно в этом случае мы говорим об организации игр с “хорошим нравственным содержанием”, многократное повторение которых должно привести к закреплению гуманных чувств и отношений, то есть необходимо создавать специальные игровые ситуации в которых ребёнок будет воспроизводить и закреплять этические представления. На наш взгляд, данный подход соответствует дидактическим играм.
2) Игра как средство активного, действенного проникновения ребенка в жизнь взрослых. Игра является условием открытия ребенком человеческих взаимоотношений. Эта необходимость осознания обуславливает наличие в игре двух типов отношений: отношений детей к предметам и отношений между действующими лицами. Принимая в игре на себя какие-либо роли, дети должны вступать в определенные взаимоотношения, не ограниченные действиями с предметами. Отсутствие способов таких взаимоотношений, с одной стороны, и необходимость их использования с другой, является движущей силой проникновения ребенка в мир человеческих отношений. Именно через сюжет игры педагог должен вводить в сферу представления ребенка знания о нормах общественного поведения. Варьирование сюжета игры способствует более глубокому проникновению ребенка в нравственные нормы не только со стороны знаний, но и со стороны развития нравственных качеств самого ребенка. Значит, содержание игры выступает в качестве определяющего фактора для формирования нравственного облика ребенка. Соответственно, сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевая игра не может возникнуть, если ребенок не знаком с взаимоотношениями людей, которые он изображает. Вопрос состоит в том, может ли в процессе разыгрывания детьми сюжетных взаимоотношений происходить присвоение ими нравственного содержания.
Если обратиться к процессу формирования нравственного поведения, т.е. представления нравственного содержания, раскрытие нравственного смысла, реализация знаний в значимой ситуации, окажется, что одна вторая компонентов выступает в сюжетно-ролевых отношениях. Л.И. Божович считаете одним из условий реализации какой-либо роли является выделение ребенком ее содержания. Принимая на себя различные роли, дети за счет изменения позиций могут научиться выделять переживания других людей. Поэтому у детей повышается стремление поступать нравственно [7,63].
Л.В. Артёмова анализируя дошкольников в театрализованной игре, говорит о том, что ребенок, последовательно разыгрывая все роли в одной игровой ситуации, действительно изменяет свою позицию — это называют “эмоциональной децентрацией”, т.е. умением выделять переживания других людей происходящее не только и столько за счет изменения позиции, взятой самой по себе, а за счет того, что изменение позиции приводит к необходимой и возможной координации детьми в сюжетно-ролевой игре различных точек зрения [2,51].
Но полноценной и всесторонней координация становится возможной лишь в рамках высокоразвитой игровой деятельности. На более низких уровнях координация различных точек зрения осуществляется иначе, т.к. сюжетно-ролевые отношения носят иной характер. Учитывая, огромное значение сюжетно-ролевой игры для формирования личности дошкольника, рассмотрим подробнее уровни развития ролевых отношений:
- На самом низком уровне роли не называются и дети не называют себя именами лиц, которые они на себя взяли. Даже если в игре имеется ролевое разделение функций дети не становятся друг к другу в типичные для реальной жизни отношения.
- Намечается разделение функций. Выполнение роли сводится к реализации действий, связанных с данной ролью.
- Начинают выделяться специальные действия, передающие характер отношений к другим участникам игры. Появляется специфическая ролевая речь, обращенная к товарищу по игре в соответствии со своей ролью и ролью выполняемой товарищем.
- Выполнение действий, связанных с отношениями к другим людям, роли которые выполняют другие дети. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Речь носит явный ролевой характер, определяется и ролью говорящего и ролью того, к кому она обращена.
Раскрытие ребенком нравственного смысла поступков, подлинное присвоение нравственных отношений невозможно, ведь ребенок действует под влиянием — он действует как взрослый. Содержательная сторона роли выступает в игровой деятельности как объект верного отражения представлений ребенка, как средство более углубленного проникновения в действительность мира взрослых. “Манипуляции” ребенка с содержанием отвечают познавательной потребности ребенка, направленной на сферу человеческих взаимоотношений. Чтобы данное нравственное содержание действительно стало руководством в поведении ребенка, оно должно быть включено в выполнение реальных задач, в решении которых ребенок будет действовать от своего имени, а не с позиции роли, которую он выполняет в игре.
Некоторые исследователи основным источником личностного развития детей, считают отношения, складывающиеся вокруг сюжета. Эти отношения понимаются как сложная система, включающая отношение каждого ребенка к роли, к выполнению ролей другими детьми, вместе с тем “оценку” этих отношений к личности других детей и оценку этой личности. Этот комплекс представляет собой реальные отношения в игре. Уровень развития этих взаимоотношений связан со структурными особенностями сюжета и со степенью развития игровой деятельности в данном коллективе.
А.В. Запорожец выделил два плана сюжетно-ролевой игры:
- сюжетно-ролевые отношения;
- реальные отношения по поводу игры [12, 261].
Сюжетно-ролевые отношения, являясь своеобразным материальным этапом, на который моделируется сфера человеческих взаимоотношений, преимущественно определяют развитие у дошкольников умения выделять и лучше познавать те стороны своих взаимоотношений с другими детьми, которые регулируются нравственными нормами.
Таким образом, неоценимо значение игры (сюжетно-ролевой в частности) для личностного формирования личности дошкольника, ведь ребёнок формируется при выполнении правил в сюжетно-ролевых отношениях и при общении со сверстниками в реальных отношениях по поводу игры.
2.2 Задачи и содержание работы по развитию личности дошкольника посредствам игры
Педагогическое руководство творческими играми — один из самых сложных разделов методики дошкольного воспитания. Педагог не может заранее предвидеть, что придумают дети и как они будут вести себя в игре. Но это не значит, что роль воспитателя в творческой игре менее активна, чем на занятиях или в играх с правилами. Однако своеобразие детской деятельности требует и своеобразных приемов управления. Л.В. Артёмова считает важнейшим условием успешного руководства творческими играми — умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт [2, 15]. Это достигается только в том случае, если педагог относится к игре серьезно, с искренним интересом, понимает замыслы детей, их переживания. Такому воспитателю ребята охотно рассказывают о своих планах, обращаются к нему за советом и помощью. Часто ставится вопрос; может ли и должен ли воспитатель вмешиваться в игру? Разумеется, такое право у него есть, если это требуется для того, чтобы дать игре нужное направление. Но вмешательство взрослого только тогда будет успешным, когда он пользуется у детей достаточным уважением и доверием, когда он умеет, не нарушая их замыслов, сделать игру увлекательнее. В игре раскрываются особенности каждого ребенка, его интересы, хорошие и дурные черты характера. Наблюдения за детьми в процессе этого вида деятельности дают педагогу богатый материал для изучения своих воспитанников, помогают найти правильный подход к каждому ребенку. Основной путь воспитания в игре — влияние на ее содержание, т.е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов. Тема игры — это то явление жизни, которое будет изображаться: семья, детский сад, школа, путешествия, праздники. Одна и та же тема включает в себя различные эпизоды в зависимости от интересов детей и развития фантазии. Таким образом, по одной теме могут создаваться различные сюжеты. Каждый ребенок изображает человека определенной профессии (учитель, капитан, шофер) или члена семьи (мама, бабушка).
Иногда разыгрываются роли животных, персонажей из сказок. Создавая игровой образ, ребенок не только выражает свое отношение к выбранному герою, но и проявляет личные качества. Все девочки бывают мамами, но каждая придает роли свои индивидуальные черты. Так же и в сыгранной роли летчика или космонавта сочетаются черты героя с чертами ребенка, который его изображает. Поэтому роли могут быть одинаковыми, но игровые образы всегда индивидуальны. Содержание игр разнообразно: в них отражается быт семьи и детского сада, труд людей разных профессий, общественные события, понятные ребенку и привлекающие его внимание. Деление игр на бытовые, производственные и общественные условно. В одной и той же игре часто сочетаются элементы быта труда и общественной жизни: мама отводит дочку-куклу в детский сад, а сама спешит на работу; родители с детьми идут на праздник, в театр. Но в каждой игре есть преобладающий мотив, который определяет ее содержание, ее педагогическое значение. Игра с куклами в дочки-матери существовала во все времена. Это естественно: семья дает ребенку первые впечатления об окружающей жизни, родители — самые близкие, любимые люди, которым, прежде всего, хочется подражать. Закономерно также, что куклы привлекают главным образом девочек, ведь о детях больше заботятся мамы и бабушки. Однако, если мальчикам не внушают презрения к таким играм («зачем тебе кукла, ты ведь не девочка»), и они с удовольствием бывают папами, выполняют домашние обязанности, возят в коляске малышей. Наблюдая поведение ребенка в игре, можно судить о взаимоотношениях взрослых в семье, об их обращении с детьми. Эти игры помогают воспитывать у детей уважение к родителям, к старшим, желание заботиться о малышах. Подражая домашней работе взрослых, дети усваивают некоторые навыки хозяйственного труда: вытирают пыль с кукольной мебели, подметают пол в своем «доме», стирают кукольное белье. Жизнь в детском саду также дает богатый материал для игровой деятельности, особенно в младших группах, когда ребенок получает много новых впечатлений. В игре отражается повседневная жизнь детского сада и необычайные радостные события: новогодняя елка, посещение кукольного театра, зоопарка. Подавляющее большинство игр посвящено изображению труда людей разных профессий. Во всех детских садах ребята возят в самолетах. Повсюду в нашей стране идет строительство, и дети без устали строят дома, новые города. В этих играх специфика труда и быта каждой республики, каждой области.
Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду. Задача воспитателя — помочь ребятам организовать эти игры, сделать их увлекательными, насыщенными действиями. Не следует предлагать детям разработанные педагогом, готовые сюжеты игры. Дети в игре подражают деятельности взрослых, но не копируют ее, а комбинируют имеющиеся у них представления, выражают свои мысли и чувства. И если им предложить действовать по плану воспитателя, копировать данные образы, то это будет подавлять их воображение, самостоятельность, непосредственность. Чтобы решить вопрос о методах влияния на игровую деятельность детей, необходимо понять, чем они руководствуются в выборе игре, почему подражают именно данному герою, изображают данное событие. Многочисленные наблюдения показывают, что выбор игры определяется силой переживаний ребенка. Он испытывает потребность отражать в игре и повседневные впечатления, связанные с теми чувствами, которые он питает к близким людям, и необычные события, которые привлекают его своей новизной. Задача воспитателя — помочь ребенку выбрать из массы жизненных впечатлений самые яркие, такие, которые могут послужить сюжетом хорошей игры. Опыт лучших педагогов убеждает в том, что единственно правильный путь управления игрой — создание интереса к тому или иному событию жизни, влияние на воображение и чувство детей. Для того чтобы получилась интересная игра, недостаточно, чтобы дети только увидели, как строят дом, перевозят грузы. Если ограничиться этим, ребята будут подражать только действиям взрослых, не осознавая значения их труда. В результате игра будет бедной, малосодержательной. Надо глубоко взволновать детей событиями жизни, трудовыми подвигами, чтобы они захотели подражать им. Влияние искусства и художественной литературы на формирование личности ребенка чрезвычайно велико. По словам М.Г Яновской, книга открывает перед детьми новый мир, впервые заставляет задумываться над тем, «что такое хорошо и что такое плохо». Герои книг часто становятся героями игр. Однако необходимо помочь детям разобраться в их характерах, понять мотивы их поступков, чтобы у ребят появилось желание воплотить в игре образы героев литературных произведений [20,159].
Сильное влияние на игру оказывает зрелища, особенно телевидение, которое прочно вошло в быт каждой семьи. Телепередачи дают интересный материал для игр. Многие игры возникают под влиянием специальных детских передач, а также передач о событиях, которыми живет наша страна. Опираясь на интересы детей на их представления, педагог руководит выбором игры. Различными приемами он вызывает в памяти ребят то, что они видели, о чем им читали. Для малышей, например, важно наглядное напоминание — игрушки: игрушечное пианино наводит на мысль провести музыкальное занятие, игрушечные животные напоминают знакомую сказку. Иногда, чтобы подсказать детям идею игры, можно показать им спектакль кукольного театра или театра игрушек. Повторяя инсценировку, малыши в основном ее переделывают, объединяя показанное со своим личным опытом: так, доктор Айболит лечит не зверей, а кукол, которые заболели гриппом.
Маленькие дети обычно начинают играть, не задумываясь над целью игры и ее содержанием. Однако опыт показывает, что уже на четвертом году жизни дошкольники способны выбирать тему игры и ставить определенную цель. Перед началом игры воспитатель спрашивает: «Во что будете играть? Что построите? Куда поедите на поезде? Ты кем будешь? Какие игрушки нужны вам?» Эти вопросы заставляют детей задумываться и наметить основной сюжет, который в дальнейшем может измениться. Постепенно игра приобретает все более целенаправленный характер, становится содержательнее, интереснее. В старшем дошкольном возрасте больший игровой опыт, более развитое воображение помогает детям самим придумывать интересные различные сюжеты. Воспитателю достаточно лишь словесного напоминания об экскурсии, книге, кинофильме, чтобы родилась идея новой хорошей игры. По словам В.В Зеньковского, важным побудителем игры является также беседа, в которой раскрывается смысл виденного и прочитанного, характеры действующих лиц, их переживания. Если удается увлечь детей сюжетом, игра возникает естественно даже без предложения воспитателя [15,27]. Но педагог может и посоветовать детям тему игры, если знает, что она заинтересует их. Организация игрового коллектива и становление в этом коллективе личности каждого ребенка — один из важнейших и очень сложных вопросов педагогики детского возраста. Сложность эта вызвана двойственным характером переживаний и взаимоотношений играющих. С увлечением выполняя свою роль, ребенок не утрачивает чувства реальности, помнит, что на самом деле он не матрос, и капитан — это только его товарищ. Оказывая внешнее уважение командиру, он, может быть, испытывает совсем другие чувства — осуждает его, завидует ему. Если же игра сильно увлекает ребенка, если он осознанно и глубоко вошел в роль, игровые переживания побеждают эгоистические порывы. Задача педагога — воспитывать детей на лучших примерах из жизни и деятельности людей, способствующих формированию положительных чувств и побуждений. При организации игры перед воспитателем встают трудные вопросы: каждому ребенку хочется быть главным, но не все умеют считаться с мнением товарищей, справедливо разрешать споры. Выбор организатора требует большого внимания. Не каждый может справиться с этой ролью. Но у всех детей необходимо воспитывать активность и организаторские умения.
Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой.
Психологические и педагогические исследования Р.И Жуковской, а также практика наших детских садов доказывают, что начало развития творческих способностей детей, падает на дошкольный возраст, когда меняется характер их деятельности по сравнению с ранним детством. Воображение старших дошкольников приобретает все более активный характер, у них развивается способность к творческой деятельности [9,61]. Глубокий и сложный процесс преобразования и усвоения жизненных впечатлений происходит в играх. Творческое начало проявляется и в замысле — выборе темы игры, рисунка, в нахождении способов осуществления задуманного, и в том, что дети не копируют виденное, а с большой искренностью и непосредственностью, не заботясь о зрителях и слушателях, передают свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства.
В отличие от взрослых дети не способны во всех деталях обдумать предстоящую работу или игру, они намечают лишь общий план, который реализуется в процессе деятельности. Задача воспитателя — развивать творческие способности ребенка, целенаправленное воображение, побуждать его в любом деле идти от мысли к действию.
Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности его художественных способностей. Задача педагога, — опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность. Обучение играет огромную роль в «разумной творческой деятельности» ребенка. При правильном обучении творчество детей достигает относительно высокого уровня. Таким образом, в дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств. Творческое воображение ребенка особенно ярко проявляется и развивается в игре, конкретизируясь в целенаправленном игровом замысле.
Таким образом, в играх дошкольников замысел получает значительное развитие — от случайно, по ассоциации возникающей цели до сознательно задуманной темы игры, от подражания действиям того или иного человека до передачи его переживаний, чувств. Л.К. Ладутько., С.В. Шкляр, считают, что игровое творчество проявляется и в поисках средств для изображения задуманного [18,45]. Одна из тенденций развития игры — все большая связь ее с трудом. Задача воспитателя — поддержать это стремление ребенка к самостоятельному изготовлению игрушек, помочь ему в этом. Таким образом, игровое творчество развивается под влиянием воспитания и обучения, уровень его зависит от приобретенных знаний и привитых умений, от сформированных интересов ребенка. Кроме того. В игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности детей, также влияющие на развитие творческого замысла.
В средней группе игры детей становятся более разнообразными. Развитие речи, достаточный запас знаний воспитанников позволяют педагогам формировать у них более сложные умения в различный видах игр: сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных. Дети начинают различать характерные особенности каждого вида игры и использовать в своей деятельности соответствующие игровые способы и средства.
Полноценного развития игра детей достигает лишь тогда, когда воспитатель систематически и целенаправленно формирует эту деятельность, отрабатывая все ее основные компоненты. Так, при сюжетно-ролевой игре он выделяет для ребят на фоне целостного сюжета содержания и способов ролевого взаимодействия; в дидактических играх помогает им выделить и осознать правила, определить последовательность действий и конечный результат, во время организации и проведения подвижных игр знакомит с содержанием правил и требований к игровым действиям, раскрывает смысл игровой символики и функции игровых атрибутов, помогает оценивать достижения сверстников. Наряду с этим воспитатель руководит и самостоятельными играми детей, осторожно направляя их в нужное русло с помощью организации игрового пространства и специального подготовительного этапа игры.
В первом полугодии учебного года воспитатель интенсивно формирует у детей игровые умения и главным образом ролевое поведение [4,89]. Он включает ребят в совместную игру или предлагает сюжет в виде небольшого рассказа. В младших группах у детей уже сформированы основные игровые умения, позволяющие им развертывать в процессе игры ряд взаимосвязанных условных предметных действий, относить их к определенному персонажу (роли).
Перед педагогом стоит задача — стимулировать творческую активность детей в игре. Этому способствует развертывание игры с включением в нее различных ролей: из разных сфер социальной жизни, из разных литературных произведений, сказок, а также соединение сказочных и реальных персонажей. Например, воспитатель детского сада и милиционеров, пожарник и баба-яга, Буратино и врач. Включение в общий сюжет таких ролей активизирует воображение детей, их фантазию, побуждает придумывать новые неожиданные повороты событий, которые объединяют и делают осмысленным совместное существование и взаимодействие таких различных персонажей. При этом воспитатель учитывает игровые интересы детей, которые в обычных совместных играх часто не могут реализоваться. Педагог в совместной с детьми игре должен показать, как можно развернуть сюжет с такими, казалось бы, несоединимыми ролями. Он всячески поощряет детей, которые вводят в предварительный план игры новые ситуации, события и действующих лиц, так как это является показателем свободного владения игровыми способами деятельности и творческой активности ребенка.
Создание обстановки для сюжетно-ролевой игры или конструирование недостающих предметов в ходе уже развернувшегося сюжета помогает четче обозначить игровую ситуацию интереснее осуществить игровые действия, точнее согласовать замысел игры между ее участниками. Обычно для этой цели используют строительный материал готовые детали игрушек. При этом важно помнить, что обстановка должна быть не только удобной для игры, но и похожей на настоящую, так как не все дети сразу могут воспринимать чисто символическую, воображаемую ситуацию. Особенно это относится к групповым играм, где важно для всех участников обозначить ситуацию игры и предметы.
Театрализованные игры в отличие от сюжетно-ролевых предлагают наличие зрителей (сверстники, младшие дети, родители).
В их процессе у детей формируется умение с помощью изобразительных средств (интонации, мимики, жеста) точно воспроизводить идею художественного произведения и авторский текст [14,151]. Эта сложная деятельность требует обязательного участия взрослого, особенно в подготовительный ее период. Чтобы театрализованные игры стали по-настоящему зрелищными, нужно обучить ребят не только способам выразительного исполнения, но и сформировать у них умение готовить место для представлений. Все это для детей среднего дошкольного возраста является нелегкой задачей.
В средней группе воспитатель организует и проводит дидактические игры, как на занятиях, так и вне их, упражнения детей в узнавании, различении и определении формы, величины, цвета, пространства, звуков. И помощью дидактических игр дети учатся сравнивать и группировать предметы, как по внешним признакам, так и по их назначению, решать задачи; у них воспитывается сосредоточенность, внимание, настойчивость, развиваются познавательные способности.
В работах А.К. Бондаренко говорится, что музыкально-дидактические игры осваиваются детьми постепенно. Ознакомление с новой игрой происходит в основном во время музыкальных занятий. Педагог знакомит детей с правилами игры, ставит перед ними определенную дидактическую задачу. Вначале воспитатель является инициатором проведения игры в группе, на прогулке или в другие режимные процессы. Впоследствии дети могут самостоятельно играть и без помощи педагога, выбрав ведущего среди своих товарищей. Навыки, полученные детьми в процессе разучивания музыкально-дидактических игр, позволяют им более успешно выполнять задания, связанные с различными видами музыкальной деятельности [8,43].
Подготовить ребенка к школе — это, значит, воспитать у него осознанное положительное отношение к учебной и общественной деятельности, заставить его понять важность и необходимость обучения в школе: вызвать у него желание стать школьником; возбудить симпатию к ученикам, стремление быть похожим на них, уважение к личности и профессии учителя, понимание общественно полезной значимости его труда; развить потребность в книге, стремление научиться читать. Успешность подготовки детей к школе во многом определяется тем, насколько педагог учитывает своеобразие деятельности дошкольников и, в частности, как он использует для этой цели игру. Повышенное внимание к учебному процессу в подготовительной к школе группе иногда приводит к тому, что значение творческой, сюжетно-ролевой игры незаслуженно принижается. А между тем она таит в себе огромные воспитательные возможности именно в подготовке детей к школе. Через игру и в игре постепенно готовится сознание ребенка к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками и со взрослыми, формируются качества личности, необходимые будущему школьнику. В игре формируются такие качества, как самостоятельность, инициативность, организованность, развиваются творческие способности, умение работать коллективно. Все это необходимо будущему первокласснику. Методы и приемы, применяемые педагогом для ознакомления детей со школьной, должны дополнять друг друга. Различные занятия нужно сочетать с трудом и игрой. Знания, полученные детьми во время экскурсий, наблюдений, целевых прогулок, следует пополнять и уточнять, читая им произведения художественной литературы, рассказывая им, ведя переписку с детьми других детских садов. Игра выявляет отношение детей к изображаемому и в то же время содействует закреплению и развитию такого отношения. Детям нравится вновь и вновь переживать восхищение, радость, восторг, удивление, которые они испытали при знакомстве с явлением, объектом, событием. Этим объясняется их устойчивый интерес к играм. Именно в игре дети практически реализуют то, что они хотели бы увидеть в школе, в первом классе. Любовь и бережное отношение к книге сохраняется у детей и в школе. Потребность детей в книге, желание и умение находить в ней ответы на возникающие вопросы, бережное отношение к книге с первых же дней обучения в школе помогают учителю заинтересовать их чтением, вызвать стремление быстрее научиться читать, поддержать и развить интерес к получению новых знаний.
Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду. Задача воспитателя — помочь ребятам организовать эти игры, сделать их увлекательными, насыщенными действиями. Игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой. В играх дошкольников замысел получает значительное развитие — отвозникающей цели до сознательно задуманной темы игры, от подражания действиям того или иного человека до передачи его переживаний, чувств. Игровое творчество развивается под влиянием воспитания и обучения, уровень его зависит от приобретенных знаний и привитых умений, от сформированных интересов ребенка.
Выводы
Как показал анализ психолого-педагогической литературы:
- Для дошкольника игра — ведущий вид деятельности. Игра также важна для приобретения ребенком навыков социального общения, взаимодействия со сверстниками в процессе игровой деятельности, ребенок проникает в мир взрослых. Наиболее актуальны для дошкольников ролевые, развивающие и подвижные игры. Игра должна давать ребенку возможность практиковать то, что ему знакомо, и побуждать его учиться новому.
- Игра — это основной вид деятельности дошкольника, в ней дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. Ролевая игра — самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых. Это — деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. В развитии игры выделяются две основные стадии: воспроизведение логики реальных действий людей; моделирование реальных отношений между людьми и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека Игра предъявляет высокие требования к развитию речи ребенка. В игре также развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка
- Игра есть разумная и целесообразная, планомерная, социально-координированная, подчиненная известным правилам система поведения или затрата энергии. Она является естественной формой труда ребенка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни. В процессе игры не только развиваются отдельные психические функции, но происходит изменение психики ребенка в целом.
- Неоценимо значение игры (сюжетно-ролевой в частности) для личностного формирования личности дошкольника, ведь ребёнок формируется при выполнении правил в сюжетно-ролевых отношениях и при общении со сверстниками в реальных отношениях по поводу игры.
- Через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду. Задача воспитателя — помочь ребятам организовать эти игры, сделать их увлекательными, насыщенными действиями. Игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой. В играх дошкольников замысел получает значительное развитие – от возникающей цели до сознательно задуманной темы игры, от подражания действиям того или иного человека до передачи его переживаний, чувств. Игровое творчество развивается под влиянием воспитания и обучения, уровень его зависит от приобретенных знаний и привитых умений, от сформированных интересов ребенка.
Теоретический анализ исследований в области дошкольного образования подтверждает гипотезу данной курсовой работы, действительно роль игры в личностном развитии ребенка-дошкольника играет одну из главных ролей. Правильная организации детской игры, являющейся ведущим видом деятельности дошкольника, позволит сформировать у дошкольника всестороннее развитие личности.
Список использованных источников
[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/diplomnaya/organizatsiya-igrovoy-deyatelnosti-v-dou-diplom/
- Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1990. — 72с.
- Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников М.: Просвещение, 1991. – 56 с.
- Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников, — М.: Просвещение, 1992. – 39 с.
- Базовый компонент: Программа обучения в детском саду, — К.: Освіта, 2007. – 243 с.
- Богуславская З.М. Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1991. — 258с.
- Богуславская З.М. Смирнова Е.О. Роль игры в нравственном развитии ребёнка. М.: Просвещение, 1991. — 116с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: инфра-М, 1998. — 126с.
- Воспитание детей в игре: / Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик — М.: Просвещение, 1983. – 192 с.
- Жуковская Р.И. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. Сад, — М.: Просвещение, 1989. — 57с.
- Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка. М.: Новая школа, 1996.-528с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. — М.: Педагогика, 1991. — 480с.
- Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника. К.: Либедь, 1998 — 356с.
- Закон Украины от 23 мая 1991 року №1060 «Про освіту» (с последними изменениями 20 мая 2008 года) // Відомості Верховної Ради. – 2001. — № 49. — Ст.259.
- Закон Украины от 11 июня 2001 року №2628 «Про дошкільну освіту» (с последними изменениями 26 декабря 2008 года) // Відомості Верховної Ради. – 1991. — № 34. — Ст.451.
- Зеньковский В.В. Психология детства, — М.: Новая школа, 1995. — 318с.
- Игра дошкольника / Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова и др.; Под. ред С.Л. Новоселовой. — М.: Просвещение, 1989. – 286 с.
- Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Детская психология. Мн.: Университетское, 1998. – 361 с.
- Ладутько Л.К., Шкляр С.В. Познаём мир и себя. Мн.: И.В.Ц. Минфина, 2002. — 259с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Педагогика, 1975. – 315 с.
- Леонтьев А.Н. Проблема деятельности в истории развития советской психологии // Вопросы психологии. 1986. — № 4. — С. 109-119.
- Маркова Т.А., Тумакова Г.А. Учите детей в игре. М.: Просвещение, 1983.-515с.
- Менджрицкая Д.В. Воспитание детей в игре. М.: Просвещение, 1992. — 439с.
- Никитин Б.П. Развивающие игры. — М.: Новая школа, 1995. — 79 с.
- Програма виховання і навчання дітей дошкільного віку «Дитина в дошкільні роки». – К.: Липс, — 2003. – 98 с.
- Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста «Малятко». – К.: Педагогічна думка, — 1999. 132 с.
- Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. — М.: Просвещение, 1976. – 96 с.
- Шмаков С.А. Игра и дети. М.: Знание, 1968. — 64 с.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. — М.: Новая школа, 1998.
- Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника: Метод. пособие для учителей и воспитателй. — М.: Просвещение,1994.