Весьма актуальна. Проблемой профориентации молодых инвалидов в разное время занимались

Дипломная работа

Выбор профессии – важный этап в жизни каждого человека. Ведь не даром говорится: «Выбирая профессию, выбираешь судьбу». Поэтому выбор профессии весьма не простой процесс.

Проблема профориентации молодых людей с ограниченными возможностями актуальна для психологии, социальной педагогики и практики социальных служб.

Этот выбор особенно труден для молодых людей с ограниченными возможностями, возможности карьерного роста которых так или иначе ограничены. Это обстоятельство так или иначе ограничивает и затрудняет выбор профессии для людей с ограниченными возможностями.

Профессиональное самоопределение молодых людей с ограниченными возможностями здоровья становится проблемой не только для них самих, но и для их родных и близких, родителей, что порой значительно усложняет ситуацию [25].

Для молодых людей с ограниченными возможностями возможность получить образование и работу — это, с одной стороны, средство самодостаточности в материальной независимости и, с другой, средство самоутверждения личности, социального общения, адаптация и интеграция в обществе.

В настоящее время применение личностно-ориентированного подхода к проблеме профессиональной ориентации и реабилитации помогает людям с ограниченными возможностями понять свои желания и способности. Одной из наиболее часто встречаемых трудностей у лиц с ограниченными возможностями, является низкий уровень, а иногда и полное отсутствие мотивации к обучению и последующей трудовой деятельности [38].

Степень научной разработанности проблемы. Проблемой профориентации молодых людей с ограниченными возможностями здоровья занимались такие ученые, как А.А. Дыскин, В.В. Коркунов, И.И. Мамайчук, С.Л. Мирский, Е.М. Старобина, А.М. Щербакова, Л.М. Шпицина и др.

Теоретические основы проблемы профессиональной ориентации

инвалидов, которые включают в себя понятие личности, отношения общества, выходящее за рамки легитимной дискриминации, адаптация как важнейшее условие социализации, анализировались в работах А.И. Ковалевой, Т. Жулковска, В.А. Лукова, Т.В. Скляровой, Е.Р. Смирновой, В.Н. Ярской.

Данные разработки опираются на мировую социологическую мысль, представленную в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса.

В исследованиях Н.К. Гусевой, В.И. Курбатова, Ю.А. Блинкова, В.С.Ткаченко, Н.П. Клушиной, Т. Жулковском рассмотрена концепция профориентации инвалидов, предложена подробная схема системы профориентации, определены функции социальных институтов.

8 стр., 3788 слов

Профориентация старших школьников

... профессиональная ориентация» кажется понятным всем, кто его знает даже впервые: это ориентация учащихся на определенные профессии. Примерно такие же определения даются в методических пособиях, где профориентация рассматривается как помощь молодым людям ... профессиональная ориентация», ясно, что все они связаны с деятельностью по выбору профессии. Если молодой человек ... обширным по тем временам знаниям ...

В работах М.И. Лепихова, И.Д. Гундаревой, Н.Н. Лебедевой, Л.П. Гришиной, Н.Д. Талалаевой, Э.К. Амировой проведен анализ нормативноправовой базы Российской Федерации, которая использовалась социальными учреждениями в профессиональной ориентации инвалидов [45].

Объект исследования: профессиональная ориентация молодых

инвалидов.

Объект исследования: особенности профессиональной ориентации молодых людей с инвалидностью в нестационарных учреждениях социального обслуживания населения.

Целью исследования является изучение особенностей профориентации молодых людей с ограниченными возможностями и разработка модели профориентации молодых людей с ограниченными возможностями в нестационарных учреждениях социального обслуживания.

Достижение поставленной цели исследования предполагает решение следующих задач:

  •  изучить теоретические основы профессиональной ориентации молодых инвалидов;
  •  рассмотреть специфику профессиональной ориентации молодых инвалидов в нестационарных учреждений социального обслуживания населения;
  •  изучить проблемы профессиональной ориентации и разработать модель, направленную на совершенствование профессиональной ориентации молодых инвалидов в нестационарных учреждений социального обслуживания населения.

Теоретико-методологическая основа исследования. Проблемой профориентации молодых инвалидов в разное время занимались такие ученые, как М.В. Аргба, А.А. Дыскин, В.В. Коркунов, И.И. Мамайчук, С.Л. Мирский, Е.М. Старобина, А.М. Щербакова, Л.М. Шипицина и другие.

Системный подход к профориентации молодых инвалидов (В.Ф.Сахаров, Киров, Н.К.Степаненков).

Психофизиологический подход к профориентации концептуально связан с работами В.В.Небылицина и К.М.Гуревича, но методично основывается на практике профессионального отбора на сложные виды деятельности.

Личностно-ориентированный подход к профориентации молодых инвалидов внесли такие ученые (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, Э.Н. Гусинский, В.В. Сериков, Ю.И. Турчанинова, И.С. Якиманская).

Опираясь на идеи педагогической и философской антропологии (К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, В.В. Зеньковский, Н.А. Бердяев, В.В. Розанов, В.П. Зинчен-ко, О.Ф.Больнов, В. Дильтей, М. Шелер и др.), научные труды отечественных и зарубежных ученых — представителей гуманистического направления в педагогике и психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Берне, Я. Корчак, С. Френе, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили и др.)

Методы исследования. На различных этапах исследования были использованы следующие методы научного исследования: анализ литературы по проблеме исследования, нормативно-правовой базы, документации ОГБУ «Центр социальной реабилитации инвалидов», наблюдение, опрос (анкетирование молодых инвалидов и экспертное интервью), математические методы обработки данных.

Эмпирическая база исследования. Эмпирической основой исследования послужили материалы социологического исследования, проведенного в период университетской практики в апреле 2017 г. В исследовании приняли участие молодые инвалиды ОГБУ «Центр социальной реабилитации инвалидов», Инд база исследования представлены данные региональной статистики: молодые инвалиды (n=50) специалисты (n=14).

13 стр., 6357 слов

Трудоустройство и профессиональное обучение инвалидов

... предприятиям, учреждениям и организациям, взявшим на себя полностью или частично функции по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов; в) проведения мероприятия по ... подходящим для трудоустройства инвалидов. Перечень приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда, ...

Теоретико-практическая значимость. Предложенные в работе рекомендации могут способствовать качественной интеграции молодых людей с ограниченными возможностями в общество и помочь социальным учреждениям объединить свои усилия в профориентации молодых людей с ограниченными возможностями. Основные положения и выводы могут послужить основой для дальнейшей разработки способов повышения эффективности профориентации молодых людей с ограниченными возможностями.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования апробированы на университетской практике в ОГБУ «Центр социальной реабилитации инвалидов».

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ

1.1. Молодые инвалиды как объект профессиональной ориентации

Специфика профессиональной ориентации молодых людей с ограниченными возможностями предполагает обязательный учет состояния здоровья человека, который собирается выбрать профессию. Первичную профориентацию проводят специалисты-медики. По результатам клинической, функциональной и профессиональной диагностики заболевшего составляется клинический и профессиональный прогноз, определяется трудоспособность инвалида. В результате диагностики делается запись в раздел «Профессиональная реабилитация» индивидуальной программы по реабилитации обследованного лица [22].

Начинается работа по профессиональной ориентации. С полученными данными о способностях человека работает специалист, задача которого — добиться соответствия между объективно проявляемыми способностями и субъективно приемлемыми видами профессиональной деятельности. При работе с молодыми людьми с ограниченными возможностями особенно важно использовать эволюционный подход. У этой категории людей часто недостаточно сформированы навыки социального взаимодействия, а их профессиональная ориентация осложнена и отягощена разными предубеждениями, стереотипами [39].

Подбор методов психологической и профессиональной ориентационной диагностики для этой категории лиц должен быть специфичным по целому ряду причин, и в первую очередь из-за сниженного уровня жизненной активности (энергетического обеспечения психических процессов) и, как следствие, повышенной утомляемости. В связи с крайне низким уровнем энергетического обеспечения психических процессов у молодых инвалидов и их быстрой утомляемостью при проведении профессиональной ориентационной работы психологу труда, организационному психологу рекомендуется использовать краткие, легкие в применении и одновременно информативные диагностические методики. При работе с молодыми людьми с ограниченными возможностями следует учитывать необходимость сочетания профориентации с психологической поддержкой. Среди молодых людей с ограниченными возможностями часто встречается феномен выученной беспомощности, когда они полагаются на помощь других и даже не делают то, что могут делать самостоятельно. Прежде чем заниматься собственно профессиональной ориентацией кандидата (профотбором, профподбором), важно оценить степень сохранности (ненарушенности) личности. У молодых людей с ограниченными возможностями часто диагностируется феномен неадекватной самооценки, их психологический возраст нередко существенно отклоняется в ту или иную сторону от реального возраста по паспорту. Пока человек находится в критическом психоэмоциональном состоянии, ни о каком эффективном обучении по той или иной специальности говорить не приходится. Перед проведением профориентационного консультирования в таких случаях требуется психологическая поддержка, серьезная индивидуальная корректирующая помощь. При наличии неадекватной самооценки у молодых людей с ограниченными возможностями психолог должен уметь правильно применять диагностический и консультативный подход. Цель данного подхода – содействие в выборе или перемене профессии с учетом медицинских ограничений и рекомендаций, пожеланий, склонностей, возможностей, имеющихся вакансий и перспектив трудоустройства [32].

33 стр., 16282 слов

Профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов

... особенностях профессиональной реабилитации людей с ограниченными возможностями. Вместе с тем ввиду усиления интеграционных тенденций в области взаимоотношений молодых инвалидов и общества, изменения социального законодательства существует необходимость комплексного осмысления проблем инклюзивного трудоустройства молодых инвалидов и содействия ...

При работе с молодыми людьми с ограниченными возможностями на всех этапах профориентации и психологической поддержки следует учитывать возможность поведенческих проявлений, не соответствующих общепринятым этическим нормам. У слабовидящих с детства страдают мимика и пантомимика (важные компоненты коммуникации), в связи с этим возникают сложности с их адекватным восприятием партнерами по общению. Трудности в установлении доверительного контакта также могут создать личностные черты, присущие многим молодым людям с плохим зрением, такие как изоляция, стремление к социальной изоляции и снижение способности устанавливать социальные контакты. Из-за полной или частичной потери зрения может произойти изменение динамики потребностей и сужение круга интересов. Сильный стресс и постоянные расстройства приводят к снижению индивидуальной и социальной активности. Чрезмерная забота о близких приводит к слабости, усвоенной беспомощности. Эти особенности необходимо учитывать при профессиональной ориентации. Снижение мотивации и уровня притязаний на фоне возможной эмоциональной депрессии и негативизма в отношении своего будущего — важные факторы, которые могут существенно повлиять на ход профориентационного консультирования. Открытие в ходе информирования существующего позитивного опыта преодоления и развития, активного включения в общественную жизнь у людей со схожими ограничениями по здоровью, описание реально существующих возможностей трудоустройства и социализации – необходимое условие поддержки [27].

Из-за сильной утомляемости пациентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата зачастую невозможно представить батарею тестов с большим количеством вопросов. Для трети клиентов потеря навыков письма затрудняет самостоятельное заполнение тестового материала. В случае потери моторики психологическая диагностика может проходить в форме беседы, во время которой психолог задает вопросы из анкет и получает устные ответы. У некоторых клиентов проблемы с мелкой моторикой, но они вполне способны отвечать на вопросы. При работе с этой категорией людей полезно применять проективные методы исследования. Для многих людей, страдающих церебральным параличом, характерны сенсорные нарушения, которые проявляются в недостаточности зрительного и слухового восприятия, в заторможенности перцептивных действий, что также следует учитывать в профессиональной ориентационной работе, при подборе диагностического материала [23].

13 стр., 6160 слов

Профессиональное обучение как фактор социализации. Профессиональное ...

... (групповые, классовые, этнические, профессиональные и др.), образцы ролевого ... развитие продолжается. В процессе обучения и воспитания общие противоречия ... на обучающихся, так и их индивидуальные качества: природные задатки, дарования, воля, целеустремленность и т.д., что и обеспечивает ту или иную результативность образования. ... Такая абсолютизация объясняется тем, что многими исследователями и ...

Результаты исследования, проведенного А. А. Наумова, позволяют констатировать, что молодые люди с нарушениями опорно-двигательного аппарата недостаточно осведомлены о мире профессий, плохо представляют себе тот или иной вид профессиональной деятельности. Профессиональный выбор большинства участников либо не обучен, либо неадекватен по медицинским показаниям. Комплекс профессиональных ориентационных мероприятий должен включать профессиональное информирование, способствующее расширению знаний о мире профессий и об ограничениях той или иной профессии, а также профессиональное консультирование и коррекцию профессионального выбора, чтобы помочь осуществить адекватное профессиональное самоопределение [26].

Профессиональная ориентация инвалидов должна помогать улучшению и восстановлению коммуникативных связей с окружающим миром, развивать умения адаптироваться в стандартных социокультурных ситуациях, находить и использовать нужную информацию; участвовать в ситуациях общения и пользования доступными средствами массовой информации, книгами, Интернетом, другими современными техническими средствами, разработанными специально для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Инвалиду важно расширять свои возможности интеграции в обычную жизнь. Профориентация является частью этой социальной адаптации. Человек со второй или третьей группой инвалидности должен знать, что при желании он вполне способен участвовать в активной общественной жизни и профессиональной деятельности.

Важность социально-психологической адаптации и профориентации для клиентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата актуальна в связи с низким уровнем их качества жизни, значительным ослаблением их адаптивности и проблематичным характером достижения экономической независимости.

Профессиональная диагностика и консультирование людей с ограниченными возможностями существенно различаются в зависимости от степени инвалидности. Так, у хорошо компенсированных (с помощью специальной аппаратуры, педагогической реабилитации) слабослышащих со стороны можно не заметить наличия проблем с восприятием звуков, и ограничений по профессиям у данной категории лиц будет гораздо меньше, так как они способны к практически полноценному речевому общению, тогда как в случае полной глухоты ограничения будут серьезными. Поэтому нужен индивидуальный подход. Поэтому при индивидуальной работе письменный язык можно использовать для общения с глухими, хотя это значительно увеличивает рабочее время. В случае выраженной глухоты необходимо привлекать к работе сурдопереводчиков [47].

Предоставляя услуги профориентации и психологическую поддержку людям с проблемами слуха, важно подчеркнуть, что с потерей слуха не все потеряно в жизни.

В процессе профориентации и психологической поддержки необходимо формировать у инвалида адекватные ожидания от профессиональной деятельности. для них полезно организовывать встречи с людьми с аналогичными нарушениями здоровья и активной профессиональной деятельностью.

Диагностика используется для проведения профориентационной работы для людей с ограниченными возможностями. Целью профессиональной диагностики является выявление индивидуальных особенностей человека с ограниченными возможностями, уровня сохранности высших психических функций и мотивационных характеристик. Мотивационные характеристики особенно важны для диагностики, так как именно стойкое желание работать, стремление улучшить материальное положение и социальный статус гарантируют положительные результаты профориентационной работы. При отсутствии значимой мотивации к трудовой деятельности важную роль играют технологии психологической поддержки, с помощью которых можно повысить направленность человека на труд и самообеспечение [21].

4 стр., 1794 слов

Выбор Профессии Профессиональное Самоопределение

... от: индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии. Профессиональное самоопределение - это процесс, охватывающий весь период профессиональной деятельности человека: от возникновения профессиональных намерений до ухода с работы. Этапы, предшествующие самоопределению. Возникновение профессионального самоопределения охватывает старший школьный возраст, ...

В задачи профориентационной диагностики входит выявление психологических характеристик людей с ограниченными возможностями с целью получения достоверной информации об их интересах, склонностях, профессиональной и личностной ориентации и интеллектуальных характеристиках. При этом следует учитывать повышение умственной и физической утомляемости каждой категории граждан.

При проведении профессиональной ориентационной диагностики лиц с инвалидностью полезно руководствоваться следующими правилами:

  • использовать краткие, конкретные предложения (до семи слов);
  • давать ясные инструкции и просить обследуемого повторить инструкции, чтобы выяснить, насколько они понятны;
  • демонстрировать ту или иную процедуру, прежде чем обследуемому потребуется ее воспроизвести;
  • проявлять терпение в случае неспособности обследуемого справиться с заданиями с первого раза, не заострять внимание на недостатках;
  • поощрять обследуемого в процессе диагностики, высказываться о его способностях и удачах при выполнении задания [17].

1.2. Профессиональная ориентация молодых инвалидов:

сущность, основные направления

Профориентация — это научно обоснованная система подготовки молодых людей с ограниченными возможностями к свободному и независимому выбору профессии, разработанная с учетом как индивидуальных особенностей каждого человека, так и необходимости полного распределения трудовых ресурсов в интересах общества. В недавнем прошлом профориентация, как правило, была ориентирована на практическую деятельность, ориентированную в первую очередь на рабочие профессии. Значительно позже было обращено внимание на необходимость разработки теории, и лишь относительно недавно стала ощущаться потребность в разработке методологических вопросов профессиональной ориентации [21].

Профессиональная ориентация – комплекс научно-обоснованных медико-физиологических, психолого-педагогических, социальноэкономических, организационных мероприятий, направленных на формирование профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным возможностям, особенностям каждой личности и запросам общества и рынка труда [53].

Профессиональная ориентация призвана решать следующие задачи:

  • информационную (профессиональная информация, профпросвещение, профессиональная реклама);
  • диагностическую (профессиональная диагностика состояния профессионально значимых функций и профессионально важных психологических качеств, профессиональных интересов, склонностей и т. д.);
  • консультативную (профессиональное консультирование по всему кругу профессиональных ориентационных вопросов);
  • реабилитационного сопровождения (обеспечение медико-социальнопсихологического и профессионального ориентационного сопровождения всех этапов профессионального становления инвалида).
    26 стр., 12763 слов

    Профессиональная ориентация молодежи понятие, сущность, механизмы формирования

    ... рассмотреть проблемы в системе профессиональной ориентации молодежи; изучить деятельность межшкольного учебного комбината №4 в профориентации школьников; рассмотреть профориентационную деятельность общеобразовательных школ. Методами исследования в данной курсовой работе являются анкетирование, анализ ...

Профессиональная ориентация инвалидов включает в себя:

  • анализ медицинского, психологического, образовательного, профессионального и социального уровней инвалидов и их возможного развития;
  • профессиональную информацию и консультацию;
  • профессиональный подбор.

Профессиональная ориентация проводится с целью определения способности инвалида к профессиональному обучению с учетом состояния его здоровья, психофизиологических возможностей, психологических особенностей, способностей, интересов и склонностей, оказания содействия в профессиональном самоопределении, практической помощи в подборе доступной профессии для профессионального обучения и трудоустройства.

Профориентация включает и коррекционно-развивающее направление – оказание медико-социально-психологической помощи молодому инвалиду в преодолении трудностей в обучении (в том числе профессиональном).

Эти трудности могут быть связанны со сложностями социально-психологической адаптации в социуме, приспособлении, привыкании к учебному режиму и учебным нагрузкам [26].

Корректирующие меры должны быть направлены на оптимизацию субъективных и личностных факторов, препятствующих эффективному профессиональному обучению, формированию профессиональных и социальных навыков. В ходе проведения профессиональной ориентации предусматривается вынесение рекомендаций (в случае необходимости) по оснащению процесса обучения специальными техническими реабилитационными средствами, созданию специального рабочего места (приспособление рабочего места в соответствии с анатомическими и функциональными особенностями организма конкретного индивида), возможному оснащению рабочего места вспомогательными приспособлениями, инструментарием и оборудованием. Кроме того, даны рекомендации по режиму обучения и работы, перечень противопоказанных факторов производственной среды и рабочего процесса, определение имеющихся и предъявляемых условий для обучения и работы, в том числе дома.

Основными причинами, затрудняющими профессиональное самоопределение инвалидов, являются

  • недостаточная активность молодого инвалида, отсутствие у него активной жизненной позиции;
  • несформированность общесоциальных мотивов к трудовой деятельности;
  • недостаточная информированность об имеющихся профессиях и соответствующих им условиях труда;
  • незнание требований профессии к здоровью, психофизиологическим возможностям и психологическим особенностям человека;
  • ошибочные представления о собственных профессиональных возможностях, завышенная или заниженная самооценка [31].

В современных социально-экономических условиях роль информационного обеспечения профориентационной работы постоянно возрастает. Всем инвалидам, а также их близкому окружению (родственникам или опекунам), должна быть доступна информация, касающаяся учреждений профессионального образования, специального профессионального образования:

  • о перечне профессий и специальностей для профессионального обучения инвалидов на базе птузов, ссузов, вузов, о наличии в них спецгрупп для обучения инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для профессионального обучения;
  • о перечнях вакантных должностей. Для них важна и должна быть доступна информация об условиях и содержании труда по конкретной профессии;
  • о режиме и формах организации работы на том или ином предприятии;
  • о необходимом уровне образования и профессиональной подготовленности;
  • о зарплате;
  • об имеющихся услугах и программах обеспечения занятости. при этом информация должна быть представлена в форме, доступной для каждой категории лиц, имеющих психические и (или) соматические нарушения.

Научно обоснованный, адекватный возможностям молодым инвалидам подбор профессий для профессионального обучения должен учитывать ряд аспектов:

33 стр., 16089 слов

Вовлечение молодых инвалидов в общественную жизнь

... явления, теоретические основы социальной реабилитации и адаптации молодых инвалидов в процессе их социализации, особенности социальной работы с молодыми инвалидами. Эмпирическую базу дипломного исследования составили нормативно-правовые ... людей с ограниченными возможностями, особое внимание уделить вопросам их профессиональной подготовки и трудоустройства»2. В последние годы в России были ...

  • медицинский (определение медицинских показаний и противопоказаний к предстоящей профессиональной деятельности, доступных инвалиду характера, условий, режима и формы организации труда);
  • психофизиологический (психофизиологическая оценка пригодности инвалида к выполнению работ по профессии, уровень развития профессионально значимых функций и их соответствие требованиям профессии, степень и возможности участия дефектной функции в труде);
  • психологический (соответствие психологических особенностей и профессионально важных качеств молодого инвалида, его профессиональных интересов и склонностей требованиям профессии, мотивационная готовность к приобретению данной профессии);
  • профессиографический анализ подбираемых профессий, состав работ в рамках профессии, условия труда, противопоказания, место и востребованность профессии на современном рынке труда, возможность трудоустройства);
  • технический (определение показаний к обеспечению инвалида необходимым техническими реабилитационными средствами к профессиональному обучению и профессиональной деятельности, а также эргономически грамотной организации рабочего места);
  • социальный (учет факторов, характеризующих образовательный уровень, семейно-средовое окружение, экономическое положение семьи, жилищные условия, способ передвижения);
  • этический.

При проведении профессионального подбора должны соблюдаться следующие основные требования:

  • безвредность и безопасность профессий и условий труда для здоровья, по возможности способствование восстановлению или компенсации нарушенных функций;
  • пригодность инвалида к труду в рамках рекомендуемых профессий (способность инвалида качественно, эффективно, в возможно полном объеме без ущерба для здоровья выполнять должностные и функциональные обязанности, иметь перспективы для квалификационного роста, а также быть конкурентоспособным в данных профессиях на рынке труда);
  • соответствие профессии профессиональным интересам, склонностям и притязаниям инвалида;
  • наиболее полное соответствие рекомендуемых профессий уровню и качеству общеобразовательной и профессиональной подготовки инвалида, его профессиональному опыту и знаниям (если таковые имеются), сформировавшемуся рабочему динамическому стереотипу;
  • наличие реальной возможности трудоустройства инвалида по данной профессии [43].

Уровень развития каждой теории часто определяется составом и качеством принципов, лежащих в основе деятельности. Формулированию принципов профориентации уделяется немало внимания. Однако нельзя сказать, что разработка системы принципов профориентации завершена, предстоит еще многое сделать для создания системы, которая была бы последовательной, последовательной и отвечающей всем требованиям.

22 стр., 10741 слов

Специфика организации работы с социально незащищенными группами населения в США

... как общие с другими странами, так и особые методы и формы социальной работы с различными категориями населения. Так рождаются федеральные фонды и услуги для престарелых и инвалидов. ... исследования - познакомиться с основными зарубежными концепциями деятельности института социальной защиты населения. Цели заключаются в том, чтобы расширить понимание социальной работы, контуры которой в России еще не ...

Поскольку объектом профессиональной ориентационной деятельности является процесс социально — профессионального самоопределения молодого инвалида, важно в первую очередь сформулировать группу принципов, которыми руководствуются (или должны руководствоваться) девушки и юноши, выбирая себе профессию и место в социальной структуре общества.

  • Принцип сознательности в выборе профессии выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу;
  • Принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностями, способностями личности и одновременно потребностям общества в кадрах определенной профессии выражает связь личностного и общественного аспектов выбора профессии;

— – Принцип активности в выборе профессии характеризует тип деятельности личности в процессе профессионального самоопределения. Профессию надо активно искать самому. В этом они призваны сыграть важную роль: практическая проверка силы самого человека в процессе работы и профессионального обучения, советы родителей и их профессионального опыта, исследование и чтение литературы, работа во время практики и многое другое больше больше.

– Принцип развития отражает идею выбора такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличение заработка, по мере роста опыта и профессионального мастерства, возможность активно участвовать в общественной работе, удовлетворять культурные потребности личности, потребность в жилье, отдыхе[47].

В профессиональной ориентации есть группа принципов, тесно связанных (и во многом пересекающимися) с общепедагогическими принципами. Это следующие принципы:

  • связь профориентации с жизнью, трудом, практикой, предусматривающей оказание помощи молодому инвалиду в выборе его будущей профессии в органичном единстве с потребностями народного хозяйства в квалифицированных кадрах;
  • связь профориентации с трудовой подготовкой – это принцип, предусматривающий хорошую постановку трудового воспитания и обучения;
  • в отрыве от трудовой подготовки профориентация приобретает черты абстрактности, призывности, оторванности от практики, от общих задач трудового и профессионального становления личности;
  • взаимосвязь семьи, базового предприятия, средних профессиональных учебных заведений и общественности в профориентации, предусматривает тесный контакт по оказанию помощи молодым инвалидам в выборе профессии. При этом предполагается усиление целенаправленности и координации в совместной деятельности;
  • воспитывающий характер профориентации состоит в необходимости осуществления профессиональной ориентационной работы в соответствии с задачами формирования гармоничной личности, в единстве трудового, экономического нравственного, эстетического, правового и физического воспитания;
  • взаимосвязь диагностического и воспитательного подходов к проведению профессиональной ориентационной работы — принцип, предполагающий недопустимость противопоставления одного подхода другому. Каждый из них решает свои задачи [53];
  • дифференцированный и индивидуальный подход в зависимости от возраста молодых инвалидов и уровня сформированности их профессиональных интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планов, от уровня успеваемости.

Дифференциация по группам позволяет более точно определить их средства воздействия, которые, будучи эффективными в одной группе, могут оказаться неэффективными в другой. Дифференциация создает условия для реализации индивидуального подхода;

  • оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профессиональной ориентационной работы с молодыми инвалидами и их родителями, утверждающих необходимость использования разных форм, отхода от традиционно используемых одних только массовых форм, усиление внимания к сбалансированному сочетанию всех форм работы;

— – соответствие содержания форм и методов профессиональной ориентационной работы потребностям профессионального развития личности и одновременно потребностям района (города, региона) в кадрах определенных профессий и требуемого уровня квалификации.

Остановимся на характеристике важнейших направлений профессиональной ориентации.

Профессиональная информация – ознакомление молодых инвалидов с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, возможностями профессиональноквалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности.

Особое внимание уделяется выделению основных требований, которые эта профессия предъявляет к состоянию здоровья человека, уровню развития его психологических и психофизиологических характеристик, личностным характеристикам, уровню общего образования и специальной подготовки. Профессиональные информационные мероприятия выполняют не только пассивно-ознакомительную, но и активно-воспитательную функцию. Поэтому в ряде случаев важное место занимает не просто сообщение информации о профессиях, но и пропаганда некоторых из них [59].

Профессиональная пропаганда имеет дело с профессиями, по которым наблюдается дефицит кадров либо ожидается расширение их подготовки в связи с увеличением объема или реконструкцией производства.

Профессиональная пропаганда при правильной ее постановке способствует формированию активного отношения к проблемам своевременного выбора профессии, к активизации у молодых инвалидов стремления осуществить свой выбор.

В процессе работы государственных и частных предприятий, вузов наиболее широкое распространение получили такие формы профессионального просвещения, как издание различного рода печатной продукции, организация дней открытых дверей, выступления в средствах массовой информации представителей различных профессий, создание и показ фильмов и рекламных роликов по телевидению. Широкая компьютеризация общественной жизни позволила подключить к этой работе и ресурсы системы Интернет[33].

При организации профессиональной информации необходимо учитывать то обстоятельство, что привлекательность профессии воспринимается разными людьми по-разному. Причем есть характеристики профессии, которые являются относительно стабильными и не претерпевают существенных изменений в зависимости от конкретного места работы. Это, в основном, содержание профессии, ее социально-экономическая сторона, требования, предъявляемые к профессионально важным качествам человека.

Характеристики же условий материальной среды, системы стимулирования, особенностей взаимоотношений в каждой конкретной организации имеют свою специфику. У молодых инвалидов, пришедшей на работу, наблюдается отождествление представлений о профессии с конкретным местом работы. Отрицательное отношение работника к какойнибудь одной характеристике (взаимоотношениям с руководством) может привести к переносу отрицательного отношения на всю профессию в целом.

Профессиональная консультация – оказание помощи молодому инвалиду в профессиональном самоопределении в целях принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества.

Профессиональная консультация выполняет ряд функций, которые, с одной стороны, являются отражением основной ее цели, а с другой – указывают основные направления ее деятельности.

Выделяют три основных функции профессиональной консультации:

  • информационную, предполагающую сообщение молодому инвалиду информации о конкретных особенностях профессии, путях и способах реализации своих профессиональных планов;
  • диагностическую – обследование состояния здоровья и степени развития психологических характеристик личности в соответствии с требованиями профессии;

— – коррекционную, заключающуюся в рекомендации молодому инвалид выбирающему профессию соответствующей сферы профессиональной деятельности и конкретных профессий в ней, а также коррекции профессиональных планов в случае рассогласования требований профессии и особенностей личности[12].

Профессиональный подбор – предоставление рекомендаций молодому инвалиду о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики;

  • Профессиональный отбор – определение степени профессиональной пригодности молодого инвалида к конкретной профессии (рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями;

— Профессиональная, производственная и социальная адаптация – система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма.

Профессиональная ориентация осуществляется в целях:

  • психологического обеспечения социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии, формы занятости и путей самореализации личности в условиях рыночных отношений;
  • достижения сбалансированности между профессиональными интересами молодого инвалида, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда;
  • прогнозирования профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности;

— – содействия непрерывному росту профессионализма личности как важнейшего условия ее удовлетворенности трудом и собственным социальным статусом, реализации индивидуального потенциала, формирования здорового образа жизни и достойного благосостояния.

Основные методы профессиональной ориентации:

  • информирование – индивидуальное, групповое, массовое, непосредственное (лекция, беседа), опосредованное (средствами массовой информации);
  • психологическое и медицинское консультирование;
  • психологическая, психофизиологическая, медицинская диагностика;
  • различные педагогические методы [25].

Выводы по главе:

Таким образом, актуальность и значимая роль профессиональной ориентации и ее важными функциональными компонентами являются: профессиональная информация, профессиональное консультирование, профессиональная диагностика, профессиональный подбор современных и востребованных профессий, соответствующих профессиональным интересам, возможностям и способностям молодых инвалидов. Реализацией данных направлений профессиональной ориентации является эффективная мера социальной защиты для молодых людей, имеющих нарушения здоровья, ограничивающие их профессиональные возможности.

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ

МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ В НЕСТАЦИОНАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

2.1. Опыт профессиональной ориентации молодых инвалидов в

нестационарных учреждениях социального обслуживания населения

Профессиональная ориентация молодых инвалидов – является главной задачей, стоящая перед центром занятости. Уровень безработицы среди этой категории граждан значительно выше, чем в среднем у населения. Зачастую молодые инвалиды, обращающиеся в центр занятости населения, не имеют профессии, поэтому основная цель профессионального консультирования – содействовать инвалидам в выборе профессии, специальности, рода трудовой деятельности с учетом личностных качеств, рекомендаций и противопоказаний при трудоустройстве, в случае необходимости помочь подобрать форму профессионального обучения, т.е. меры, которые помогут данной категории граждан стать конкурентоспособными на рынке труда и чувствовать себя полноценными членами общества [18].

В краевой службе занятости получили профессиональные ориентационные услуги 724 безработных, имеющих инвалидность.

Особое внимание уделяется современным технологиям работы с молодыми инвалидами, например, прохождение ими программы социальной адаптации в форме «Клуба ищущих работу». Наиболее активно такая работа проводится в КГУ ЦЗН г. Хабаровска, г.Комсомольска-на-Амуре, Ванинского и Советско-Гаванского районов.

В КГУ «ЦЗН Ванинского района» проводится специализированная программа «Клуба ищущих работу» для молодых инвалидов. В работе данного клуба, кроме специалистов ЦЗН, также принимали участие представители службы социальной защиты, пенсионного фонда, врачреабилитолог, и этнограф, член Союза художников России Варшавская Л.Е.

В КГУ «ЦЗН г. Хабаровска» государственную услугу по социальной адаптации в рамках специализированной программы «Перспектива» получили 19 молодых инвалидов. Оказаны профессиональные ориентационные консультации молодым инвалидам (слабослышащие и глухие дети), молодым инвалидам — находящимся на домашнем обучении. Психологам данных учреждений и специалистам, для детей с задержкой развития также предоставлены интересующие их материалы по профориентации молодых инвалидов: «Профориентация в играх», «Здоровье и профессия», «Требования профессии к человеку», «Мотивы выбора профессии», «Ошибки при выборе профессии», «Профессиональная пригодность и планирование карьеры» и другое [21].

Молодым инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:

  • установления в организациях независимо от организационноправовых форм и форм собственности квоты для приема на работу молодых инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для молодых инвалидов;
  • резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства молодых инвалидов;
  • стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства молодых инвалидов;
  • создания молодым инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;
  • создания условий для предпринимательской деятельности молодых инвалидов;
  • организации обучения молодых инвалидов новым профессиям[20].

В рамках договора с общественной организацией АРИДОНС разработаны методические профессиональные ориентационные материалы для молодых инвалидов, и их родителей, г. Хабаровска с целью разработки индивидуального плана развития профессиональной карьеры. Проведены занятия с включением элементов тренинговых технологий с молодыми инвалидами и их родителями по программе профессионального самоопределения подростка.

В КГУ «ЦЗН г. Комсомольска» в рамках проведения декады инвалидов проводится специализированный Клуб активного поиска работы для молодых инвалидов, имеющих ограничения в трудоспособности. Целью данного клуба активного поиска работы является: информирование инвалидов о существующих программах социальной реабилитации, организациях и предприятиях осуществляющих эти программы и о мероприятиях города, проводимых в помощь молодым инвалидам инвалидам; повышение мотивации трудоустройства; ознакомление с навыками эффективного поиска работы. На занятия приглашены специалисты различных подразделений Центра занятости и различных организаций города, осуществляющие работу с данной категорией.

Внедрена новая форма работы: консультирование молодых инвалидов на базе мобильного центра занятости. В ходе проведения декады инвалидов были проконсультированы 15 безработных молодых инвалидов, имеющих ограничения в трудоспособности, и состоящих на учете в качестве безработных в Центре занятости Ленинского округа [21].

Одним из основных направлений «Стратегии действий в интересах молодых инвалидов в Ханты-Мансийском автономном округе-Югра на 20122017 годы» является создание «равных возможностей для молодых инвалидов, нуждающихся в особой заботе государства».

В Ханты-Мансийском автономном округе-Югре зарегистрировано около 55 тысяч инвалидов, из них 5,5 тысяч – молодых инвалидов.

«Реабилитационный центр для инвалидов» «Солнышко» – это единственное учреждение на территории Советского района, осуществляющее предоставление социальных услуг семьям, воспитывающих инвалидов. В учреждении внедрены различные формы обслуживания: нестационарная, полустационарная, стационарная, обслуживание на дому мобильными бригадами и службой домашнего визитирования, дистанционный метод с использованием информационных технологий.

Каждая категория молодых инвалидов, обслуживаемых в Центре, имеет специфические особенности развития, которые необходимо учитывать при определении комплекса реабилитационных мероприятий.

Самоопределение в профессии – важный период в жизни молодых инвалидов. В этот период он нуждается в поддержке со стороны родителей, педагогов и общественности.

Профориентация и управление профессиональной карьерой будет иметь свои особенности при изучении всех сторон жизни и деятельности молодых инвалидов, в условиях реабилитационного центра.

Молодые инвалиды нуждаются не только в консультативной помощи и поддержке, но и в направленном формировании у них адекватной социальной ситуации развития восприятия и понимания отношений между людьми, с теми, кто может оказать существенное влияние на профессиональный выбор (родители, сверстники, педагоги и др.).

Программа профессиональной ориентационной подготовки молодых инвалидов, «Путь в профессию» в условиях реабилитационного центра «Солнышко» направлена на выявление потребности молодых инвалидов клиентов Центра в проведении профессиональной ориентационной работы, профессиональной подготовке и дальнейшем трудоустройстве [18].

Методические материалы к программе позволяют проводить комплексную диагностику молодых инвалидов с последующим составлением трудового прогноза.

На разработку и адаптацию подобной программы, были нацелены усилия АНО «Республиканский общественный социальный центр», который проводил проект «Центр поддержки по трудоустройству молодых инвалидов г. Махачкала». При реализации проекта использовались как собственные, так и средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта.

Государственные организации в силу специфики своей работы нацелены на массовость и не имеют реальной возможности работать с потребностями каждого конкретного инвалида. Всѐ это способствует, с одной стороны, повышению важности роли общественных объединений, а с другой – осознанию их необходимости при решении проблем трудовой занятости молодых инвалидов. В связи с этим участие сектора НКО в лице общественных организаций позволит государственным структурам поновому взглянуть на существующую ситуацию и уже совместно искать возможности решения проблем трудоустройства инвалидов. Поэтому проект изначально задумывался как инновационный, направленный на структурные изменения ситуации с трудоустройством инвалидов [17].

Важной особенностью работы Центра в этот период является ориентация и на молодых инвалидов, и на работодателей, в то время как сам Центр выступает как связующее звено между ними. При этом сотрудники имеют возможность оценить уровень подготовки каждого молодого инвалида (как профессиональный, так и адаптационно — психологический) и при необходимости обеспечивают его участие в тренингах и семинарах в соответствии с индивидуальными потребностями, а затем предлагают его в качестве соискателя работодателям.

На основе результатов первичного анкетирования 373 молодых инвалидов, данные которых были предоставлены Управлением социальной защиты населения Муниципального образования «г. Махачкала», были составлены группы: трудоустроенных молодых инвалидов; не имеющих возможности работать в связи с заболеванием; не желающих работать, периодически работающих и желающих трудоустроиться. В ходе анкетирования предоставлялась информация об оказываемых Центром услугах, в том числе психологическом консультировании, проведении курса профессиональной подготовки, сопровождения в трудоустройстве. В результате были сформированы группы молодых инвалидов, желающих пройти психологическую консультацию, компьютерные курсы и курсы по профессиональной подготовке.

В результате работы с ними, помощь в трудоустройстве была оказана 102 молодым инвалидам, которая выражалась в написании и электронной рассылке резюме, помощи в составлении трудового договора, в организации рабочего места, в сопровождении на собеседование, в переговорах с работодателем и в создании специальных или дополнительных условий труда. 12 молодых инвалидов было трудоустроено в летнее время на основе оплачиваемых общественных работ. А 17 молодым инвалидам были созданы специальные условия труда на дому, к которым относилось подключение к Интернету, оборудование рабочего места и подключение телефона [33].

В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре к проблемам молодых инвалидов, в частности, к их профессиональной ориентации, привлекается всѐ больше внимания. Для определения проблем семей, воспитывающих молодых инвалидов, проведено анкетирование 232 семей, проживающих на территории г. Сургута. Наибольший процент молодых инвалидов 32,5 % (75 человек) посещают реабилитационный центр: коррекционную школу посещает 25,4 % молодых инвалидов (59 человек); общеобразовательная школа доступна 14,7 % молодых инвалидов (34 человека); на домашнем обучении находятся 12,1 % молодых инвалидов (28 человек); 11,6 % респондентов находятся дома (27 человек), поскольку тяжесть их заболевания пока не позволяет им посещать работу или центр. По результатам ответов респондентов на вопросы, связанные с профориентацией, выявлено, что 43,3 % родителей (97 человек) не знают, какая профессия рекомендована ребенку с конкретной формой заболевания, 37,5 % (84 человека) не задумывались о профориентации своего ребенка. Лишь 19,2 % родителей (43 человека) от общего числа опрошенных знают, какие профессии показаны их ребенку с конкретной формой заболевания. Следовательно, вопрос профориентации молодых инвалидов остается открытым.

По словам депутата Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Л.А. Малышкиной, государственные образовательные учреждения профессионального образования автономного округа располагают достаточными возможностями для обучения и реабилитации молодых инвалидов. Профессиональное обучение осуществляется по индивидуальной программе реабилитации, как для впервые получающих профессиональное образование, так и для переобучения. Специалисты образовательных учреждений профессионального образования, психологи, социальные педагоги, медицинский персонал осуществляют мероприятия, направленные на реабилитацию обучающихся и студентов учреждений профессионального образования.

Среди государственных образовательных учреждений профессионального образования (подведомственных Департаменту образования и науки автономного округа), в которых организовано обучение молодых инвалидов, отмечены следующие:

Учреждения высшего профессионального образования:

  •  Невартовский государственный гуманитарный университет;
  •  Сургутский государственный университет;
  •  Сургутский государственный педагогический университет;
  •  Югорский государственный университет.

Учреждения среднего профессионального образования

 Нижневартовский социально-гуманитарный колледж,

 Нижневартовский профессиональный колледж,

 Сургутский профессиональный колледж,

 Ханты-Мансийский политехнический колледж;

 Ханты-Мансийский педагогический колледж,

 Ханты-Мансийский экономический колледж и др.

Учреждения начального профессионального образования:

 Ханты-Мансийское ПУ-1,

 Сургутское ПУ-2,

 Сургутское ПУ-3,

 Нижневартовское ПУ-4 и др.

Адаптация молодых инвалидов лучше проходит в тех учебных заведениях, которые создают специальные образовательные условия (специализированные аудитории, приспособленная архитектурная среда, специальное оборудование, специальные методики обучения, психологопедагогическое сопровождение и т.д.).

Среди таких учебных заведений стоит отметить Институт социальной реабилитации Новосибирского государственного технического университета, где разработана уникальная модель трѐхуровневого профессионального обучения молодых инвалидов, в рамках которой реализуются программы начального, среднего и высшего профессионального образования на базе основного общего образования.

Ежегодно здесь обучается более 300 студентов-инвалидов из разных регионов России. Начальное профессиональное обучение – это Художественно-промышленный лицей (ХПЛ), где осуществляется подготовка по 4 рабочим профессиям: оператор ЭВМ, изготовитель художественных изделий из дерева, исполнитель художественнооформительских работ, портная–вышивальщица. В рамках среднего профессионального образования осуществляется подготовка молодых инвалидов по следующим специальностям: программирование в компьютерных системах; издательское дело; конструирование, моделирование и технология швейных изделий; декоративно-прикладное искусство и народные промыслы; адаптивная физическая культура; организация сурдокоммуникации; социальная работа [14].

На уровне высшего профессионального образования обучение осуществляется по двум направлениям «Информатика и вычислительная техника», «Социальная работа». В ИСР НГТУ принимаются молодые инвалиды по слуху, слабовидящие, инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата, имеющие возможность самостоятельного передвижения и самообслуживания, инвалиды по общим заболеваниям. Практические занятия в ИСР проводятся в учебно-производственных мастерских, компьютерных классах, в лабораториях с современным мультимедийным оборудованием. В учебном процессе активно используются индивидуальные и групповые консультации, сурдоперевод, информационные технологии: электронные учебники, обучающие и информационно-справочные системы.

Таким образом, профессиональная ориентационная подготовка является одним из важнейших средств интеграции молодых инвалидов в общество. Это сложная, многогранная работа. Ее следует проводить как можно раньше, как только положение человека позволяет думать о выборе профессии [21].

2.2. Проблемы профессиональной ориентации молодых инвалидов (на базе

ОГБУ «Центр социальной реабилитации инвалидов»)

В настоящее время ни для кого не является секретом, что количество инвалидов чрезвычайно велико не только в нашей стране, но и во всем мире. Естественно, такое большое количество людей с инвалидностью, вызвано разными причинами (войны, катастрофы, несчастные случаи, ухудшение экологической обстановки, условия труда и т.д.), которые, несомненно, должны учитываться при формировании законодательства, касающегося социальной защиты этой категории населения.

Наиболее остро стоит вопрос трудоустройства этой категории населения.

Получение профессии – это важный вопрос и один из самых эффективных способов самореализации, поэтому профориентация молодых инвалидов является важнейшей задачей государственной политики. Конечно же, профориентация лиц с ограниченными возможностями требует специальной разработки и имеет ряд своих особенностей, которые включают особые методы диагностики профессиональных склонностей, а также интересов человека, и принятие во внимание конкретных ограничений по состоянию здоровья [15].

ОГБУ «Центр социальной реабилитации инвалидов» посещают люди с различной категорией инвалидности. Прежде чем заняться профориентацией людей с ограниченными возможностями здоровья, специалисты Центра в первую очередь изучают специфику их заболеваний. Ведь самая большая сложность в ориентации на профессию среди лиц с ограниченными возможностями состоит неоднородности состава таких групп.

Молодые инвалиды с нарушением слуха. Необходимо различать тугоухость и глухоту. Если в первом случае представляет собой стойкое понижение слуха различной степени, то глухота представляет собой самую резкую степень его поражения.

Профессиональная ориентация молодых инвалидов по зрению проводиться как среди незрячих (острота зрения от нуля до 4%), так и слабовидящих.

Нарушение речи может быть следствием психофизических отклонений различной степени и выраженности. При этом у таких людей нормальный слух, а также они имеют нормальное развитие в плане интеллекта. Именно этим они отличаются от инвалидов с умственной отсталостью.

Нарушения опорно-двигательного аппарата самое распространенное нарушение – это ДЦП. Болезнь спинного мозга является вторичным нарушением опорно-двигательного аппарата. При этом эти люди страдают нарушением темпа движений, координации.

Задержка психического развития – у молодых инвалидов наблюдается замедленное психическое развитие и относительно стойкая незрелость эмоциональной и волевой сферы. Люди с умственной отсталостью, к сожалению, имеют необратимые нарушения развития в плане психики. Прежде всего, это нарушения интеллектуальные на фоне недостаточности центральной нервной системы [40].

Аутизм представляет собой особый вид среди нарушений психического развития. Суть заболевания в том, что человек теряет способность к развитию социальных навыков, а также средств коммуникации.

Работники ОГБУ «Центр социальной реабилитации инвалидов» предоставляют доступную информацию о профессиях, их важности, особенностях и путях профессиональной подготовки. Формирование установки на труд, а также на позитивное отношение к нему. Труд для человека с физическими ограничениями заключается как в производительной сфере, так и в бытовой. То есть, это бытовой труд, самообслуживание, спорт и другие важные виды труда, которые представляют для инвалидов некоторые трудности. И чтобы такой человек смог себя нормально чувствовать в обществе, в первую очередь у него должен быть сформировано положительное отношение на труд в любых его формах и проявлениях.

Чтобы выявить поле для выбора будущей профессии людей с ограниченными возможностями, в Центре проводится тщательный анализ его здоровья, а также даются рекомендации врача. Здесь учитываются все показания и противопоказания, выявляются предпочтения. Для того чтобы определить самые предпочтительные профессии для молодых инвалидов существуют специальные методики, которыми ни в коем случае нельзя пренебрегать.

Знакомство молодых инвалидов с профессиями проводится путем профессиографического анализа, а также профессиональных проб. В итоге составляется список возможных вариантов вследствие знакомства и анализа разных видов профессиональной деятельности.

Подбор вида профессиональной подготовки для инвалидов. На этом этапе идет подбор самых удачных путей профессиональной подготовки, а также образования в соответствии со справочным материалом [41].

В Центре имеется личный профессиональный план работы с инвалидами. Построение такого плана основано на таких пунктах, как пути получения образования, виды профессиональной занятости и определение основных необходимых шагов на пути к цели.

При определении возможностей трудоустройства обязательно проводится дополнительная консультация врача в связи с выбранной профессиональной деятельностью. Для реализации задачи просвещения и информирования молодых инвалидов, проводятся такие мероприятия, как специализированные игры, выставки, дни открытых дверей. Существует множество других способов ознакомления с профессиями, которые считаются стандартными и проводятся из года в год. Здесь постоянно проходят ярмарки профессий, презентации, встречи со специалистами. Именно такие мероприятия позволяют глубже ознакомиться с содержимым труда, заочно оценить свою пригодность к определѐнному виду деятельности и определить, каких качеств может быть недостаточно. Для того чтобы выявить склонности к тому или иному виду труда специалистами Центра проводятся такие виды работы, как анкетирование, беседы, тестирование, консультирование индивидуально или группами. Но при этом, выбирая способ и содержимое материала для диагностики, учитывается уровень развития и состояние здоровья инвалидов [54].

Для развития навыков и умений проводят психотехнические упражнения, различные тренинги, игры, консультации. Главной особенностью людей с различными физическими и психологическими отклонениями является преобладание индивидуальной консультации над групповой. Такие инвалиды требуют строго индивидуального и личностно ориентированного подхода. Также не менее важной составляющей активной профессиональной ориентационной работы в Центре является желание самого молодого инвалида консультироваться. Поэтому подтолкнуть и вызвать желание принимать ответственность за профессиональное будущее, а также получать помощь специалиста – это важнейшее условие профессиональной ориентационной работы. Что еще касательно эффективности, то очень важную роль следует уделять родителям молодых инвалидов.

Поэтому проведение групповых и индивидуальных занятий по профориентации проводятся не только с молодыми инвалидами, но и с их родителями. В основе индивидуальной работы с родителями молодых инвалидов лежит получение информации о семье, настрое в ней. Специалист определяет, какую позицию преследуют родители, как они влияют на профессиональное развитие (дает им необходимые рекомендации).

Особенно полезной считается организация совместной трудовой деятельности, в которой родители выявляют свои навыки труда [56].

Труд инвалидов имеет важное социально-психологическое и моральноэтическое значение, способствуя утверждению личности, устранению психологических барьеров, улучшению материального положения инвалидов и их семей, вносит определенный вклад в экономику страны.

Проблема занятости инвалидов имеет двойственный характер: вопервых, со стороны – государства и предприятий, а во вторых – со стороны самих инвалидов.

Молодые инвалиды, посещающие Центр испытывают ряд трудностей при трудоустройстве, по причине того, что очень часто работодатели отказываются принимать их на работу в связи с лишними затратами, психологическими особенностями инвалидов, необходимостью лечения, отсутствием возможности привлечения их к сверхурочным работам. Отсутствие желания понять проблемы людей, имеющих инвалидность, и вхождение в их ситуацию играет решающую роль в трудоустройстве данной категории населения.

Работодатели не должны оставаться равнодушными к проблемам этих людей. Предприятия должны оснащаться специализированным оборудованием для инвалидов, чтобы они чувствовали себя полноценными людьми, способными к трудовой деятельности, ощущали себя наравне со здоровыми.

Инвалиды испытывают определенные трудности в поиске работы и в связи с этим нуждаются в поддержке со стороны государства. Молодые инвалиды, посещающие Центр, посещают ярмарки вакансий. Их обычно организуют и проводят местные службы занятости населения, инвалид получает информацию о месте и времени их проведения. Чтобы участвовать в них, не нужно становиться на учет в качестве безработного. На таких мероприятиях присутствуют компании-работодатели, а также бывает представлен банк вакансий от службы занятости населения. Там же обычно получают консультации у психологов и специалистов по профессиональной ориентации.

Государственная политика в отношении инвалидов должна быть направлена на предоставление им равных с другими гражданами возможностей в реализации экономических, социальных, культурных, личных и политических прав, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, и устранение ограничений их жизнедеятельности с целью восстановления социального статуса инвалидов, достижения ими материальной независимости. Однако в нашем законодательстве запрещение дискриминации человека по причине инвалидности в Российской Федерации отсутствует, что в реальной действительности затрудняет реализацию инвалидами ряда установленных для них законодательством прав.

Например, на государственном уровне мало обращается внимания на:

  • невозможность большинства инвалидов передвигаться в общественном транспорте, въезжать в жилые и учебные строения и выезжать из них по причине того, что они являются инвалидами-колясочниками;
  • отсутствие специальных программ обучения инвалидов;
  • необорудование учебных мест, несмотря на то, что право на образование гарантировано Конституцией Российской Федерации и Законом Российской Федерации «Об образовании» [7].

В связи с этим можно сделать вывод, что граждане с ограниченными возможностями здоровья не могут обучаться и работать на равных со здоровыми гражданами.

К недостаткам современного законодательства можно отнести и то, что государственные социальные выплаты поставлены в зависимость от такого критерия инвалидности как группы ограничения способности к трудовой деятельности. Этим шагом государство отняло право распоряжаться своим трудом у большинства молодых инвалидов, так как первая группа стала, по сути, означать понятие нетрудоспособен.

Люди с инвалидностью практически лишились стимула к труду. Разница в размере выплат между разными группами получилась весьма значительной (почти 1000 рублей) и, конечно, большинство людей с инвалидностью предпочитают различными способами добиваться первой группы и иметь более высокую пенсию, чем потерять в выплатах за небольшую вероятность трудоустройства, как на открытом рынке труда, так и через госструктуры [14].

Государственные гарантии трудовой занятости инвалидов должны, разумеется, предусматривать комплекс мер, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда. Одной из наиболее эффективных мер является квотирование рабочих мест. В реалии получается следующее. Федеральным Законом от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» утверждены положения, которые полностью исключают весь малый бизнес из-под действия норм квотирования рабочих мест для инвалидов. В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, субъектами малого предпринимательства считаются организации, численность сотрудников в которых не превышает 35 человек, а квотирование рабочих мест устанавливается в организациях, численность работников, которой превышает 100 человек.

В нашей стране отсутствует применяемый в других странах законодательный механизм, согласно которому те предприятия, которые не заполняют всю квоту рабочих мест для инвалидов, вынуждены платить дополнительные налоги и сборы, которые в свою очередь, распределяются государством для создания и улучшения уже созданных рабочих мест для инвалидов на предприятиях и организациях государственного сектора. Также необходимо, чтобы Правительство развивало новые государственные программы по решению проблем именно трудоустройства инвалидов с обязательным привлечением к их реализации и разработке общественных организаций инвалидов [20].

Трудоустройство инвалидов также затруднено по причине количественного превышения числа инвалидов, нуждающихся в трудоустройстве, над подходящими для них вакансиями. При обращении инвалидов по вопросам регистрации в целях поиска подходящей работы, в индивидуальной программе реабилитации указывается узкий перечень профессий (например, вахтер, контролер, лифтер).

В массовом количестве обычно такие специалисты не требуются, и в этом случае инвалид продолжает быть незанятым.

В связи с тем, что узкий перечень профессий, указанных в индивидуальной программе реабилитации , не позволяет трудоустроить часть инвалидов, они имеют низкую мотивацию к труду и после окончания периода безработицы вновь обращаются для регистрации в качестве безработного.

Увеличение числа трудоспособных граждан позволит решить не только проблемы этой социальной группы, но и проблемы социально экономической политики государства в целом.

Проблемы трудоустройства инвалидов необходимо решать как можно быстрее, так как им не прожить на свою пенсию. Поэтому нужно решить проблему конкурентоспособности инвалидов на рынке труда. К тому же демографическая обстановка в России такова, что в ближайшие годы общество столкнется с острым дефицитом рабочих специальностей [11].

2.3. Модель профессиональной ориентации молодых инвалидов в

нестационарных учреждениях

Профессиональная ориентация в жизни человека играет очень важную роль. Она является основным средством обеспечения его социальных притязаний, самоутверждений и самореализации. Профориентация — это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в осознанном выборе профессии, наиболее соответствующей его индивидуальным возможностям.

Организации оказания помощи по профессиональной ориентации

молодым инвалидам.

Центр занятости

Медицинские Общественные учреждения организации молодых

инвалидов

Профессиональная

ориентация

молодых ОГБУ «Центр инвалидов социальной реабилитации Социальная защита инвалидов»

ВУЗы, СУЗы

Моделью профессиональной ориентационной работы молодых инвалидов являются следующие учреждения:

При поиске работы можно воспользоваться услугами Центра занятости, занимающихся трудоустройством лиц с ограниченными возможностями. Стоит обратиться в центр занятости населения по месту жительства. В нем можно:

  • зарегистрироваться как безработный и получать пособие по безработице;
  • получить помощь в поиске подходящих вакансий;
  • получить, по необходимости, профессиональное обучение или дополнительное образование.

При этом молодые инвалиды имеют, по закону, приоритетное право;

  • воспользоваться бесплатной консультацией специалиста по профориентации и психолога;
  • получить юридическую консультацию.

Среди организаций, оказывающих поддержку молодым инвалидам в трудоустройстве, следует упомянуть региональные общественные организации молодых инвалидов. Активно действуют областные региональные отделения Общероссийских организаций инвалидов: «Всероссийское общество инвалидов», «Всероссийское общество слепых», «Всероссийское общество глухих», Одним из приоритетных направлений их деятельности является содействие в трудовой реабилитации лицам с ограниченными возможностями здоровья. Они не только предоставляют информацию об актуальных вакансиях, но и часто напрямую сотрудничают с работодателями на постоянной основе. К тому же у «Всероссийского общества инвалидов» и «Всероссийского общества слепых» существуют собственные предприятия, которые специализируются на трудоустройстве инвалидов. В основном эти предприятия занимаются изготовлением швейных изделий, предоставлением полиграфических и издательских услуг, изготовлением технических средств реабилитации инвалидов. Эта работа, как правило, не требует много сил и специального образования.

Также профессиональной ориентационной работой молодых инвалидов занимаются и медицинские учреждения. В компетенцию специалистов – медиков входит установление абсолютных противопоказаний к определенному кругу профессий обусловленных характером и объемом патологического процесса, установление противопоказаний и ограничений по состоянию здоровья. Медицинский работник способствует формированию у молодых инвалидов установки на здоровый образ жизни, используя разнообразные формы, методы, средства, проводит с молодыми инвалидами беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека, организует консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру.

Для привлечения молодых инвалидов в ВУЗы и СУЗы, наиболее широкое распространение получили такие формы профессионального просвещения, как издание различного рода печатной продукции, организация дней открытых дверей, выступления в средствах массовой информации представителей различных профессий, создание и показ фильмов и рекламных роликов по телевидению. Широкая компьютеризация общественной жизни позволила подключить к этой работе и ресурсы системы Интернет

Специалист – психолог: социальной защиты населения проводит психолого-педагогическое консультирование, изучает профессиональный интерес и склонности молодых инвалидов, осуществляет мониторинг готовности инвалида к профессиональному самоопределению через анкетирование, проводит тренинговые занятия по профориентации молодых инвалидов, осуществляет психологические консультации с учѐтом возрастных особенностей, способствует формированию у молодых инвалидов адекватной самооценки.

ОГБУ «Центр социальной реабилитации инвалидов» проводит профессиональное консультирование, мероприятия по использованию трудовых возможностей и обучению доступным профессиональным навыкам, оказывает помощь в трудоустройстве, в получении образования или квалификации инвалидов в соответствии с их способностями.

Информацию о вакансиях для молодых инвалидов можно получать и дистанционно с помощью Интернета. Например, на сайте Регионального банка вакансий для инвалидов, размещаются объявления не только от государственных учреждений, но и от организаций любых форм собственности.

Трудоустройство молодых инвалидов на территории Белгородской

области.

Магнит

Фермер Оранжевый остров

Молодые

инвалиды

ООО «Гофротара» Лента

ООО НПП

«Стельэнерго»

В Белгороде и Белгородском районе выделяются сетевые торговые организации: «Тандер» (магазины «Магнит»), «Эппл Пай» (точки общепита «Оранжевый остров»), «Лента» и «Лента-123» (гипермаркеты), «Фермер торг», «Фермер торг-2», «Фермер торг-3» (магазины «Фермер»).

Среди крупных работодателей, не выполнивших квоту, подразделения РЖД.

Регулярно отмечаются случаи специального подбора для квоты вакансий, на которые люди с ограниченными возможностями заведомо не пойдут. Пример: проводник вагона поезда. Или квалифицированные программисты со знанием английского. Казалось бы, посильно молодым инвалидам. Но зарплату предлагают слишком низкую.

Белгородским ООО «Гофротара» в службе занятости просто гордятся, для инвалидов они оборудовали семь рабочих мест. В ООО НПП компании «Стальэнерго» также работают люди с ограниченными возможностями здоровья, контролѐр деталей и регулировщик электроаппаратуры чувствуют себя равноправными работниками.

Выводы по главе

Таким образом, задача профориентации – установить наиболее подходящие для молодых инвалидов виды работы и позволить им выбрать работу в соответствии с их занятиями и умениями. В ходе профессиональной ориентационной работы необходимо учитывать личные желания каждого человека и основываться на наиболее тщательной оценке профессиональных склонностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выбор профессии трудный и долгий мотивационный процесс. И особенно сложно он дается людям с ограниченными возможностями здоровья. Выбор профессии является тяжелым и напряженным этапом не только для молодых инвалидов, но и для их родителей.

Профессиональная ориентационная помощь молодым инвалидам возрастает в связи с повышающимися требованиями современного рынка труда к молодому человеку, совершающему выбор профессии. Своевременно оказанная профессиональная ориентационная помощь выступает залогом гармоничного развития личности. С точки зрения государственных интересов, профессиональная ориентационная работа с молодыми инвалидами становится основой для развития кадрового потенциала всей страны.

Профессиональная ориентация молодого инвалида – это научно обоснованный выбор трудового пути, общественно необходимой профессии, наиболее соответствующей его индивидуальным возможностям, интересам, мотивам личности. Если для здорового человека профориентация заключается в достижении максимальной эффективности его труда, успешности профессиональной деятельности, то в отношении инвалидов она, кроме того, предусматривает адаптацию их к трудовой деятельности при минимальной напряженности функциональных систем организма.

Профориентация молодых инвалидов требует комплексного подхода и предполагает участие специалистов разного профиля:

  • Работник центра занятости проконсультирует о ситуации на рынке труда, о востребованности выбранных профессий, о средней заработной плате;
  • В компетенцию специалистов – медиков входит установление абсолютных противопоказаний к определенному кругу профессий обусловленных характером и объемом патологического процесса, установит противопоказания и ограничения по состоянию здоровья;
  • Психолог осуществляет психолого-педагогическое изучение молодых инвалидов с целью обеспечения индивидуального подхода к ним, разрабатывает мероприятия, направленные на профессиональное самоопределение молодого инвалида с учетом его склонностей, интересов, проводит психопрофилактическую и диагностическую работу, прогнозирует и оказывает поддержку в развитии индивидуальных и творческих способностей;

— – Социальным работникам, при проведении профессиональной ориентационной работы с молодыми инвалидами, особое внимание следует уделить комплексной диагностической оценке возможностей инвалида, овладеть теми или иными видами профессиональной деятельности, развитию наиболее универсальных умений, навыков и качеств, которые необходимы для профессиональной самореализации, формированию интересов и установок, которые максимально ориентируют на профессии.

В результате исследования были изучены теоретические основы профессиональной ориентации молодых инвалидов. Профориентация — это научно обоснованная система подготовки молодых людей с ограниченными возможностями к свободному и независимому выбору профессии, разработанная с учетом как индивидуальных особенностей каждого человека, так и необходимости полного распределения трудовых ресурсов в интересах общества.

Также рассмотрена специфика профессиональной ориентации молодых инвалидов в нестационарных учреждениях социального обслуживания населения. Выявлены проблемы в ОГБУ «Центр социальной реабилитации инвалидов» одной из главных является трудности трудоустройства и образования. Многие молодые инвалиды не знают своих возможностей и ограничений, неадекватно себя оценивают, не имеют достаточной информации о реальном производстве, о профессиях и их требованиях к работнику.

Трудоустройство инвалидов также затруднено по причине количественного превышения числа инвалидов, нуждающихся в трудоустройстве, над подходящими для них вакансиями. Проблемы трудоустройства инвалидов необходимо решать как можно быстрее, так как им не прожить на свою пенсию. Поэтому нужно решить проблему конкурентоспособности инвалидов на рынке труда. К тому же демографическая обстановка в России такова, что в ближайшие годы общество столкнется с острым дефицитом рабочих специальностей.

Таким образом, можно сделать вывод. Трудовая деятельность человека является основной сферой его жизнедеятельности. Здоровый человек легко может приспособиться к окружающей среде. Молодым инвалидам же нужно приспосабливаться к различным сферам жизнедеятельности. Государство и общество должно быть заинтересовано в адаптации этой социальной группы для того, чтобы они свободно могли работать по той профессии, которой они считают наиболее подходящей для себя. Работодатели не должны оставаться равнодушными к проблемам этих людей. Предприятия должны оснащаться специализированным оборудованием для инвалидов, чтобы они чувствовали себя полноценными людьми, способными к трудовой деятельности, что бы ощущали себя на равных со здоровыми.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/diplomnaya/professionalnaya-reabilitatsiya-invalidov/