Реферат служебная этика

Эссе

Целями дисциплины «Государственная этика и культура» являются формирование у магистра глубоких и систематизированных знания в области этики государственной и муниципальной службы, а также о деловом этикете, и культуре общения и поведения государственных и муниципальных служащих.

В результате освоения дисциплины обучающийся готовится к следующим видам деятельности, в соответствии с образовательным стандартом ФГОС ВО 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление».

Виды профессиональной деятельности

административно-технологическая деятельность:

— оптимизация деловых процессов, ведение документооборота и деловой переписки с гражданами и внешними организациями, в том числе на иностранном языке.

В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции:

ОК-2 — готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения;

ОПК-3 — стремление руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, терпимо воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.

1 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1 Содержание лекций

Темы лекций:

1.

Тема № 1. Место этики управления в культурном развитии человечества.

Понятие культуры, ее сущности и закономерности развития . Социальное управление, его возникновение и функции..

Этика управления в культурном развитии человечества . Понятие и сущность этики управления и деловых отношений.

Сущность этики управления государственных и муниципальных служащих. Основные принципы этики управления государственными и муниципальными служащими. Этические проблемы деловых отношений. Этические требования в системе управления.

Культура управления . Управленческая, профессиональная и нравственная культура государственных и муниципальных служащих. Духовная культура государственных и муниципальных служащих: гармония внутри и снаружи.

2.

Тема № 2. Профессиональная этика: сущность, классификация, функции.

Профессионализм как объективная сторона деятельности человека в совершенствовании общества и повышению эффективности организации культуры труда . Понятие профессионализма. Признаки профессионализма. Сущность профессиональной этики.

Дилеммы профессиональной морали . Медицинская этика как пример профессиональной этики. Врачебная тайна. Трансплантация органов. Аборты. Эвтаназия.

Нормы и принципы служебной этики: сущее и должное. Служебная этика как вид профессиональной этики. Причины усиления этического момента в регулировании служебных отношений. Этические принципы деятельности государственного служащего. Этический кодекс государственного и муниципального служащего . Административная этика. Соотношение правовых и этических стандартов в сфере управления бизнесом. Виды этических норм: общие, групповые, личностные.

3.

Тема № 3. Корпоративная культура. Этика деятельности государственной и муниципальной службы.

«Корпоративная культура»: генезис, особенности, социальные последствия .

Корпоративная культура и механизмы ее построения Миссия организации. Визуальный образ организации. История организации. Герои организации. История организации

Понятие «корпоративная этика». Социальные основы ее формирования. Этические нормы в деятельности государственной и муниципальной службы..Факторы, способствующие распространению «деловой этики» на государственной и муниципальной службе. Основные характеристики «корпоративной этики». Социальные последствия доминирования принципов и норм «деловой этики» среди менеджеров. Пути преодоления корпоративности в этике служебных отношений.

4.

Тема № 4. Этика руководителя государственной и муниципальной службы.

Этические нормы организации и этика деятельности руководителя государственной и муниципальной службы.

Личные стили управления и качества руководителя государственной и муниципальной службы. Развитие личных и управленческих качеств руководителя. Управление этическими нормами межличностных отношений в коллективе . Нормы этичного поведения руководителя. Основные положения требований к этике поведения руководителя. Этика решения спорных вопросов, конфликтных ситуаций.

5.

Тема № 5. Этика служебных отношений между руководящими и подчиненными, государственными и муниципальными служащими.

Основные принципы и нормы взаимоотношения сотрудника с руководителем организации . История субординационных отношений в России. Этический кодекс взаимоотношений руководителя и подчиненного на государственной и муниципальной службе.

Взаимоотношения сотрудника и руководителя на службе. Правила коррекционного поведения руководителя по отношению к сотруднику. Распоряжение. Наказание. Поощрение. Обращение. Общение с подчиненными. Совещание. Увольнение с государственной и муниципальной службы. Границы лояльности государственного и муниципального служащего по отношению к начальнику или учреждению.

1.2 Семинарские занятия

Целью семинаров является закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения студентов специальной литературы. Основная форма семинаров — обсуждение наиболее проблемных и сложных вопросов по конкретным темам, а также решение проблем и анализ экономических ситуаций, возникающих в практической деятельности коммерческих организаций. В обязанности преподавателя входит методическая помощь и консультирование студентов по актуальным темам курса.

Наименование занятия по темам лекций:

1. Место этики и управления в культурном развитии человечества.

1. Место этики и управления в культурном развитии человечества.

2. Профессиональная этика: сущность, классификация, функции.

2. Профессиональная этика: сущность, классификация, функции.

2. Профессиональная этика: сущность, классификация, функции.

3. Корпоративная культура. Этика деятельности государственной и муниципальной службы.

3. Корпоративная культура. Этика деятельности государственной и муниципальной службы.

4. Этика руководителя государственной и муниципальной службы.

4. Этика руководителя государственной и муниципальной службы.

4. Этика руководителя государственной и муниципальной службы.

5. Этика служебных отношений между руководящими и подчиненными, государственными и муниципальными служащими.

5. Этика служебных отношений между руководящими и подчиненными, государственными и муниципальными служащими.

1.3 Программа самостоятельной работы студентов

Форма самостоятельной работы по темам лекций:

1.

Проработка конспектов лекций, изучение основной и дополнительной литературы, написание реферата

Устный опрос, тестирование, реферат, эссе

2.

Проработка конспектов лекций, изучение основной и дополнительной литературы, написание реферата

Устный опрос, эссе, реферат, контрольная работа, круглый стол

3.

Проработка конспектов лекций, изучение основной и дополнительной литературы, подготовка доклада

Устный опрос, доклад на практическом занятии,

4.

Проработка конспектов лекций, изучение основной и дополнительной литературы, написание реферата

Устный опрос, эссе, дискуссия, доклад, круглый стол

5.

Проработка конспектов лекций, изучение основной и дополнительной литературы, написание реферата

Устный опрос, тестирование, реферат, круглый стол.

Методические пояснения

Реферат представляет собой изложение имеющихся в научной литературе концепций по заданной проблемной теме. Оценивая реферат, преподаватель обращает внимание на умение студента работать с научной литературой, вычленять проблему из контекста, навыки логического мышления, культуру письменной речи, знание оформления научного текста, ссылок, составления библиографии. Соответствие содержания аннотации заявленной теме — один из критериев ее оценки.

Начинается реферат с титульного листа. Далее следует оглавление, соответствующее плану научной работы. Текст реферата делится на введение, основную часть и заключение. Введение обосновывает актуальность выбранной темы, формулирует и кратко характеризует основную проблему, цель и задачи работы, использованные источники. Основная часть — это главное звено в логической цепочке реферата. В нее может входить несколько глав, но она может быть и цельным текстом. В основной части последовательно раскрывается поставленная во введении проблема, прослеживаются пути ее решения на материалах источников, описываются различные точки зрения на нее и высказывается отношение студента к ним. В заключении подведены общие результаты работы, сформулированы выводы, намечены перспективы дальнейшего изучения проблемы.

Доклад – это форма работы, напоминающая реферат, но предназначенная для устного сообщения. Обычно студенту дают отчет в ходе текущей учебной деятельности, чтобы он или она разговаривали с ним устно на семинаре. Как правило, текст отчета составляется так же, как текст аннотации, с титульным листом и планом и доставляется преподавателю после устного выступления.

Необходимость устного выступления подразумевает, что отчет соответствует некоторым дополнительным критериям. Устное выступление, чтобы быть успешным, должно быть хорошо воспринято на слух, то есть должно быть интересно преподнесено аудитории. Текст доклада должен быть построен в соответствии с регламентом предстоящего выступления (5-10 минут).

Поэтому не меньше внимания студенту стоит уделить написанию самого отчета.

При составлении отчета можно использовать метод коллективного творчества. Учитель может дать одну и ту же тему нескольким ученикам одной группы одновременно. Стратегия сотрудничества может быть разной. Например, каждый студент готовит работу по той же теме в конкурсном порядке, и группа оценивает и выбирает лучшего докладчика. Также можно использовать метод докладчика и оппонента (основной докладчик выступает первым, а оппонент – вслед за ним с критическими замечаниями, дополнениями и оценкой его выступления).

Вы можете подготовить два доклада с противоположных точек зрения и организовать обсуждение. После выступления докладчик должен ответить на вопросы слушателей.

Письменное эссе представляет собой сочинение небольшого объема и свободной композиции. Эссе должно выражать индивидуальные впечатления и мысли студента по конкретному поводу.

Основная цель эссе — дать учащимся всесторонний опыт по определенной теме.

Под дискуссией подразумевается публичное обсуждение каких-либо проблем, спорных вопросов. Отличительной чертой дискуссии является отсутствие тезиса, а наличие аргумента как объединяющего принципа. Обсуждение рассматривается как метод, который активизирует процесс обучения путем изучения сложной темы, теоретической проблемы.

« Круглый стол » — современная форма публичного обсуждения или освещения каких-либо вопросов, когда обучающиеся, имеющие равные права, высказываются по очереди или в определенном порядке.

1.4 Примерная тематика рефератов

Приемы стимулирующие общение. Построение доверительных отношений в общении с деловым партнером. Организация личной работы и тайм-менеджмент. Планирование времени. Правила эффективного использования времен. Предметно-пространственная среда как объект дизайна Рабочий кабинет. Необходимая информация о офисном пространстве и его роли в организации корпоративного общения. Дипломатический протокол. Использование дипломатического протокола на приемах и деловых переговорах. Диалектика — искусство спора. Разновидности и методы спора Логическая структура спора. Невербальные средства общения. Функции интонации в языке. Кинесика и этикет. 17.Характеристика манипуляций в общении. Правила нейтрализации манипуляций

Реферат — это письменное изложение содержания и результатов отдельной учебно-исследовательской деятельности, имеет регламентированную структуру, содержание и оформление. Его задачами являются:

формирование умений самостоятельной работы студентов с источниками литературы, их систематизация; развитие навыков логического мышления; углубление теоретических знаний по проблеме исследования.

Текст аннотации должен содержать аргументированное изложение определенной темы. Реферат должен быть структурирован (по главам, разделам, параграфам) и включать разделы: введение, основная часть, заключение, список используемых источников. В зависимости от тематики реферата к нему могут быть оформлены приложения, содержащие документы, иллюстрации, таблицы, схемы и т.д.

Критериями оценки реферата являются: новизна текста, обоснованность выбора источников литературы, степень раскрытия сущности вопроса, соблюдения требований к оформлению.

Оценка «отлично» ставится, если выполнены все требования к написанию реферата: обозначена проблема и обоснована её актуальность; сделан анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция; сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём; соблюдены требования к внешнему оформлению.

Оценка «хорошо» – основные требования к реферату выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении.

Оценка «удовлетворительно» – имеются существенные отступления от требований к реферированию. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата; отсутствуют выводы.

Оценка «неудовлетворительно» – тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы или реферат не представлен вовсе.

Темы докладов

Рекомендуемая тематика докладов по курсу:

1.Формирование нравственного поведения руководителя.

2.Организационная культура и управление изменениями

3.Старообрядческий тип хозяйствования.

3.Отношения предпринимателей к правовым нормам.

4.Основные концепции в этике и культуре управления.

5.Организация деловых переговоров

6.Манипулирование в деловом общении.

7.Выступление на совещании и собрании.

8.Отношение предпринимателей к силовому давлению.

9.Хорошие манеры как основа этикета.

10.Приветствие и представление на государственной службе.

11.Визитные карточки в деловом общении.

12.Дистанция и пространственное расположение при общении.

13.Деловой прием.

14.Общение в ресторане с деловыми партнерами.

15.Организация презентаций.

16.Организация специальных событий.

18.Патологии в управленческих решениях.

19. Виды деловых приемов.

20. Организация делового приема.

21. Подготовка к совещанию.

22. Определение личного имиджа.

23. Риторика в публичном выступлении.

24. Роль менеджеров в организации.

25. Власть и подчинение

26. Специалисты и дженералисты.

27. Каунселинг.

28. Коучинг

29. Смысл и назначение оргдиагностики.

30. Сущность оргдиагностики

Доклад – это письменное или устное сообщение, на основе совокупности ранее опубликованных исследовательских, научных работ или разработок, по соответствующей отрасли научных знаний, имеющих большое значение для теории науки и практического применения, представляет собой обобщенное изложение результатов проведенных исследований, экспериментов и разработок, известных широкому кругу специалистов в отрасли научных знаний.

Цель подготовки доклада:

– сформировать научно-исследовательские навыки и умения у обучающегося;

– способствовать овладению методами научного познания;

– освоить навыки публичного выступления;

– научиться критически мыслить.

Текст отчета должен содержать аргументированное изложение определенной темы. Отчет должен быть структурированным и включать введение, основную часть, заключение.

Таблица — Лист оценки доклада-презентации

Критерий

Оценка

Минимальный ответ «2»

Изложенный, раскрытый ответ «3»

Законченный, полный ответ «4»

Образцовый, примерный, достойный подражания ответ «5»

Раскрытие проблемы

Проблема не раскрыта, отсутствуют выводы

Проблема раскрыта не полностью. Выводы не сделаны или не обоснованы

Проблема раскрыта. Проведен анализ проблемы без дополнительной литературы. Не все выводы сделаны или не все обоснованы

Проблема раскрыта полностью. Проведен анализ проблемы с привлечением дополнительной литературы. Выводы обоснованы

Представление

Представляемая информация логически не связана. Не использованы профессиональные термины

Представленная информация не систематизирована или непоследовательна. Использованы 1-2 профессиональных термина

Представленная информация систематизирована и последовательна. Использовано более 2 профессиональных терминов

Представленная информация систематизирована, связна и логически связана. Использовано более 5 профессиональных терминов

Оформление

Не использованы информационные технологии. Более 4 ошибок в представляемой информации

Использованы информационные технологии частично. 3-4 ошибки в представляемой информации

Использованы информационные технологии. Не более 2 ошибок в представленной информации

Широко использованы информационные технологии. Отсутствуют ошибки в представляемой информации

Ответы на вопросы

Нет ответов на вопросы

Только ответы на элементарные вопросы

Ответы на вопросы полные или частично полные

Ответы на вопросы полные с приведением примеров и пояснений

Итоговая оценка

1.5 Задания для самостоятельной работы

«У нас нет времени, чтобы стать самим собой̆» (А. Камю).

«Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть» (К. Гельвеций).

«Свобода сопряжена с ответственностью. Поэтому-то многие и боятся ее» (Б. Шоу).

«Деятельность — единственный̆ путь к знанию» (Б. Шоу).

«Создает человека природа, но развивает и образует его общество» (В. Белинский̆).

«Человек — это тростинка, самое слабое в природе существо, но эта тростинка мыслящая» (Б. Паскаль).

«Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни» (В. Белинский̆).

«Не стоит обожествлять интеллект. У него есть могучие мускулы, но нет лица» (А. Эйнштейн).

«Видеть и чувствовать — это быть, размышлять, это жить» (В. Шекспир).

«Убеждение — это не начало, а венец всякого познания» (И.В. Гете).

«Человек имеет свободу выбора, ибо в противном случае советы, увещевания, назидания, награды и наказания были бы бессмысленны» (Ф. Аквинский̆).

«Но если неизбежность смерти несовместима с истинной̆ любовью, то бессмертие совершенно несовместимо с пустотой̆ нашей̆ жизни» (В. Соловьев).

«Всякое познание берет начало от разума и исходит от чувств» (Ф. Патриции).

«Без общества человек был бы жалок, испытывая недостаток в побуждениях к совершенствованию» (У. Гудвин).

1.6 Тестовые задания по дисциплине (примеры)

Понятие этика:

а) профессиональная роль сотрудников.

б) система нравственных требований и норм поведения.

в) хорошие манеры.

г) религиозные верования.

Концепция этики ненасилия:

а) гармония человеческих отношений;

б) присутствие в человеке добра и зла одновременно;

в) принятие позиции оппонента;

Деловая этика основывается:

а) на принципиальных отличиях поведения человека на службе и во внеслужебной деятельности.

б) на желательных проявлениях отношения других к себе.

в) на общих правилах поведения, выработанных людьми в процессе жизнедеятельности.

Административная этика связана с проблемами:

а) государственного управления на всех уровнях;

б) профсоюзного движения на всех уровнях;

в) реструктуриризацией организации;

г) увольнения персонала организации.

Культура:

а) философия души;

б) когнитивно – познавательная деятельность человека;

в) процесс становления и развития общества;

г) правила поведения человека в обществе;

д) процесс взаимодействия социального субъекта с объектом, на основе создания объектом орудий труда.

Мораль:

а) профессиональная деятельность личности;

б) обычаи, нравы в поведении людей;

в) семейные отношения;

г) социальный инструмент управления;

Нравственность:

а) творчество в деятельности человека;

б) фактор, регулирующий поведение людей на основе морали;

в) совместная деятельность людей;

г) общения и культура общения">культура общения.

Нравственная установка:

а) готовность личности действовать в соответствии с определенными моральными нормами;

б) готовность личности выполнять корпоративные стандарты;

в) готовность личности всегда поддерживать коллектив.

Профессиональная этика:

а) возможность приносить пользу обществу;

б) определенный набор норм или кодекс поведения человека в профессиональной деятельности;

в) выполнение распоряжений начальника.

Экстернальный локус контроля:

а) перекладывание ответственности на других;

б) моральный плюрализм мнений;

в) повышенная личная ответственность;

г) стремление к конструктивному решению проблем.

Интернальный локус контроля:

а) снижение личной ответственности;

б) принятие ответственности на себя;

в) использование непроверенной информации;

г) стремление навязать свое мнение партнеру.

Корпоративная культура:

а) финансовые стимулы персонала организации;

б) этические ценности, убеждения, ритуалы, символы.

в) вежливые, обходительные отношения между сотрудниками.

Корпоративный кодекс:

а) свод законов и правил, по которым живет организация;

б) правовые нормы организации,

в) коллективный трудовой договор

Корпоративная этика:

а) универсальная этика;

б) часть корпоративной культуры, обусловленной сложившимися стереотипами поведения сотрудников:

в) самоуправление сотрудников.

Принципы поведения руководителя на службе основываются:

а) стремлении, занять главенствующую позицию;

б) наказании сотрудников за провинность;

в) соблюдении этических норм и принципов делового общения.

Формы служебных распоряжений:

а) убеждение;

б) внушение;

в) манипуляция подчиненными;

г) приказ, просьба.

Хорошему подчиненному присущи:

а) подхалимство;

б) взяточничество;

в) раболепство;

г) создание атмосферы взаимного стремления к выполнению задач.

Нормами добросовестной деятельности сотрудника являются:

а) искажение отчетных данных;

б) нарушение договора и корпоративной этики;

в) оформление сделки за счет клиента;

г) соблюдение этики профессиональной деятельности.

Феминизм:

а) высокий статус женщины в обществе;

б) метод оценки персонала;

в) философское учение.

Маскулизм:

а) раздел спортивной жизни;

б) принижения статуса женщины в обществе;

в) Западный образ жизни.

Деловое общение:

а) разговор по телефону;

б) публичное выступление;

в) общение с целью совместной трудовой деятельности;

г) письменное общение.

Невербальное общение:

а) скорость речи;

б) устное выступление;

в) повторы речи;

г) неречевые знаковые системы.

Визуальная система общения:

а) пространственно временное общение;

б) окраска звучания голоса;

в) кинестетические особенности общения.

Тактильная система общения:

а) тональность речи;

б) визуальная система общения;

в) прикосновения

Акустическая система общения:

а) зрительный контакт;

б) телесный контакт;

в) вокализация речи.

Ольфакторная система общения:

а) рукопожатия;

б) запахи;

в) выражение чувств;

Кинестетика:

а) Поза, жесты, взгляд, походка;

б) Интонация, громкость речи, вздох, смех, плач;

в) Пространственно временное общение.

Проксодика и экстралингвистика:

а) дистанция;

б) выражение эмоций и чувств;

в) визуальный контакт.

Такесика:

а) Рукопожатие, поцелуй, похлопывание;

б) Ориентация, дистанция;

в) взгляд, поза, жесты, мимика.

Проксемика:

а) визуальный контакт;

б) пространственно временное общение;

в) выражение чувств и эмоций;

Резюме:

а) самохарактеритика работника;

б) характеристика работника руководителем организации;

в) характеристика работника коллегами.

Вакансия:

а) отзыв о работе;

б) годовой отчет;

в) освободившаяся должность.

Диалог:

а) постановка вопросов в общении;

б) дискуссия в общении;

в) конфликт в общении;

г) спор в общении.

Дискуссия:

а) эмоциональная напряженность в общении;

б) артикуляция в общении;

в) эмпирические исследования;

г) свободный обмен мнениями.

Манипуляция в общении:

а) моральный плюрализм;

б) вид духовного и психологического воздействия на человека;

в) выражение непрофессиональным языком;

г) неразглашение служебной информации.

Децентрическая направленность в общении:

а) правовые нормы в общении;

б) не причинение ущерба делу в общении;

в) нормы речевых оборотов в общении;

г) эгоцентризм в общении.

Интонация в общении:

а) намерение говорящего;

б) физическое состояние говорящего;

в) эмоциональное состояние говорящего.

Коммуникативный климат в общении:

а) конфликтность в общении;

б) атмосфера доверия;

в) манипуляции в общении.

Принцип кооперации в общении:

а) связывание партнеров обязательствами;

б) конструктивная критика;

в) готовность партнеров к сотрудничеству.

Коммуникативный кодекс регулирует:

а) дисциплину в помещении, где происходит общение;

б) речевое поведение партнеров по общению;

в) внешний вид участников общения.

Регламентированное общение:

а) знание этикета;

б) непринужденность в общении;

в) письменное общение;

г) ограниченность общения временными рамками.

Нерефлексивное слушание собеседника:

а) принятие позиции собеседника;

б) перебивание собеседника;

в) внимательное молчаливое слушание собеседника.

Рефлексивное слушание собеседника:

а) активное вмешательство в речь собеседника;

б) неприятие позиции собеседника;

в)регламентированность в общении.

Брифинг:

а) встреча официальных лиц с профсоюзными лидерами;

б) встреча официальных лиц со средствами СМИ;

в) встреча официальных лиц с представителями судебных органов.

Легимитация:

а) признание или подтверждение законности прав и полномочий организации;

б) массовое увольнение персонала при реструктуризации организации;

в) непризнание или не подтверждение законности прав и полномочий организации;

Конфессия:

а) деловая беседа;

б) вероисповедание;

в) моральные принципы.

Инсинуация:

а) гармония

  • отношений;

б) интонация в речи;

в) клевета в общении.

Обструкция:

а) действия направленные на срыв чего-либо;

б) действия, создающие коммуникативную безопасность;

в) действия, создающие хорошее впечатления о собеседнике.

Прецендент:

а) случай служащий примером или оправданием;

б) случай не являющийся примером или оправданием;

в) моральный принцип.

Эксклюзивный:

а) злостный наивный;

б) наивный;

в) деловой;

г) исключительный.

Компромисс:

а) неприятие позиции собеседника;

б) конфликт в общении;

в) конформизм в общении;

г) соглашение на основе взаимных уступок.

Пакетирование:

а) письменное заявление;

б) комплекс обсуждаемых вопросов;

в) один обсуждаемый вопрос.

Конформизм:

а) чрезмерное соглашательство;

б) выражение несогласия с референтной группой;

в) собственное мнение отличное от других.

Статус:

а) положение в группе или обществе;

б) внешний вид человека;

в) уровень образованности.

Диктаторское совещание:

а) совещание, на котором главную роль играет руководитель;

б) совещание, на котором главную роль играю рядовые сотрудники;

в) дискуссия участников совещания.

Деспотия:

а) форма государственного устройства с неограниченной властью правителя;

б) форма государственного устройства с ограниченной властью правителя;

в) форма государственного устройства с парламентской властью.

Деловой этикет:

а) регламентирует поведение людей, связано с выполнением ими служебных обязанностей;

б) регламентирует поведение человека во время служебного отпуска;

в) регламентирует поведение человека на корпоративных праздниках.

Деловой прием:

а) совещание при директоре;

б) обсуждение деловых вопросов в сочетании с застольем;

в) корпоративное отчетно-выборное собрание.

Комплимент:

а) откровенная лесть;

б) принижение качеств человека;

в) небольшое преувеличение качеств человека.

Презентация:

а) вручение подарков на празднике;

б) публичное представление чего-либо;

в) деловой имидж руководителя;

г) стоимость подарка.

Имидж:

а) образ;

б) одежда;

в) речь;

Мотивация сотрудников:

а) откровенная лесть;

б) формирование группового поведения в организации.;

в) процесс побуждения работников к деятельности для достижения их личных целей и целей организации.

Коллективизм

а) управление деловой карьерой сотрудников;

б) социальная организация, для которой характерна совместная социально-значимая деятельность.

в) процесс побуждения работников к деятельности для достижения их личных целей и целей организации.

Эгалитаризм

а) чрезмерное соглашательство;

б) выражение несогласия с рефератной группой;

в) поведение личности основанное на эгоцентризме.

Критерии оценки тестовых заданий:

Дисциплинарный тест включает теоретические и практические вопросы.

Количество вопросов по теоретическому и практическому содержанию теста по теме теста определяется количеством аудиторных часов и часов, отведенных рабочей программой для самозанятости.

Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется, если обучающийся ответил не менее чем на 60% вопросов теста.

Оценка «4» (хорошо) выставляется, если обучающийся ответил не менее чем на 60-75% вопросов теста.

Оценка «5» (отлично) выставляется, если обучающийся ответил более чем на 85% вопросов теста.

1.7 Примерная тематика эссе:

1. Этика управления. Основные этические теории и их реализация в

2. Этические требования к государственному аппарату: зарубежный̆ и

3. Государственный̆ и муниципальный̆ служащий̆ современного типа:

5. Этика оказания влияния и проблемы регулирования лоббистской̆

7. Этика принятия и реализации решений в государственном и муниципальном

8. Коррупция и бюрократизм как этические проблемы.

9. Управленческая культура. Особенности национальной̆ культуры управления.

10. Служебная этика лидера: основные принципы и современные требования.

11. Этикет в деятельности государственных и муниципальных служащих.

12. Международный протокол и дипломатический этикет: этапы развития и современные потребности.

Критерии и нормы оценки эссе:

Отлично:

1) во введение четко сформулирован тезис, соответствующий теме эссе, выполнена задача заинтересовать читателя

2) в основной части логично, связно и полно доказывается выдвинутый тезис

3) заключение содержит выводы, логично вытекающие из содержания основной части

4) не допускаются ошибки, искажающие смысл, редки грамматические (до 2х), лексические (до 3х), стилистические (до 2х), орфографические (до 3х) и пунктуационные (до 3х) в рамках изученных правил.

Хорошо:

1) во введение четко сформулирован тезис, соответствующий теме эссе, в

известной мере выполнена задача заинтересовать читателя

2) в основной части логично, связно, но недостаточно полно доказывается выдвинутый тезис

3) заключение содержит выводы, логично вытекающие из содержания основной части

4) не допускаются ошибки, искажающие смысл, небольшое количество грамматических (до 3х), лексических (до 5), стилистических (до 3х), орфографических (до 5) и пунктуационные (до 5) в рамках изученных правил.

Удовлетворительно:

1) во введение тезис сформулирован нечетко или не вполне соответствует теме эссе

2) в основной части выдвинутый тезис доказывается недостаточно логично (убедительно) и последовательно

3) заключение выводы не полностью соответствуют содержанию основной части

4) имеются грамматические (до 4х), лексические (до 5), стилистические (до 3х), орфографические (до 5) и пунктуационные (до 5) в рамках изученных правил.

Неудовлетворительно:

1) во введение тезис отсутствует или не соответствует теме эссе

2) в основной части нет логичного последовательного раскрытия темы

3) выводы не вытекают из основной части

5) имеются грамматические (более 4х), лексические (более 5), стилистических (более 3), орфографические (более 5) и пунктуационные ошибки, которые мешают целостному восприятию эссе.

1.8 Дискуссия по теме занятия

Обсуждение — это публичное обсуждение любых проблем, спорных вопросов. Отличительной чертой дискуссии является отсутствие тезиса, а наличие аргумента как объединяющего принципа. Обсуждение рассматривается как метод, который активизирует процесс обучения путем изучения сложной темы, теоретической проблемы.

Темы дискуссий:

Этика взаимоотношений руководителя и подчиненного на службе. Западная и Восточная деловые культуры, их основные различия. Эгалитаризм и коллективизм. Маскулизм и феминизм. Сравнительный анализ управленческой культуры в странах Запада, США, Японии, России. Влияние христианской этики на формирование управленческой этики и культуры в Европе. Сущность этики делового общения

Критерий оценки дискуссий:

Критериями оценки поведения в дискуссии являются: точность аргументов (использование причинно-следственных связей); четкая формулировка аргументов и контраргументов; доступность (понятность) изложения; логичность (соответствие контраргументов высказанным аргументам); корректность используемой терминологии с научной точки зрения (правдивость, достоверность, точность определений); удачная подача материала (эмоциональность, иллюстративность, убедительность); отделение фактов от субъективных мнений; использование примеров (аргументированность); видение сути проблемы; умение ориентироваться в меняющейся ситуации; корректность по отношению к оппоненту (толерантность, уважение других взглядов, отсутствие личностных нападок, отказ от стереотипов, разжигающих рознь и неприязнь).

Оценка «отлично» ставится, если аргументы приводились по существу, кратко лаконично, с использованием необходимой терминологии, в понятной и доступной форме; форма подачи информации соответствует ее содержанию; владение вниманием аудитории, корректное и уважительное отношение к остальным участникам дискуссии; в выступлении факты отделены от собственного мнения; использование примеров; видение сути проблемы; умение ориентироваться в меняющейся ситуации.

Оценка «хорошо» ставится, если аргументы приводились по существу, но были отклонения от сути вопроса, при аргументации присутствовали долгие вступления и пояснения, не требующие необходимости; использование в речи терминологии, форма подачи информации не всегда была уместна, в вязи с чем терялось владение вниманием аудитории, корректное и уважительное отношение к остальным участникам дискуссии; в выступлении факты смешивались с собственным мнением, что порождало споры.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если студент не ориентируется в ситуации или ориентируется не полностью, не может привести аргументы на поставленные вопросы, а также не показывает умение вести дискуссию в соответствующей форме.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, когда студент отказался участвовать в дискуссии по причине незнания материала.

1.9 «Круглый стол»

«Круглый стол» — современная форма публичного обсуждения или освещения каких-либо вопросов, когда обучающиеся, имеющие равные права, высказываются по очереди или в определенном порядке.

Примерная тематика круглого стола

Взаимосвязь между этикой организации и этикой лидера Развитие личных управленческих качеств. Этические нормы поведения руководителя на службе. Основные принципы и нормы взаимоотношений сотрудника с руководителем организации. История субординационных отношений в России.

Критериями оценки могут быть актуальность, решаемость собственными силами, новизна и активность участия магистранта в работе коллектива.

Таблица — Лист оценки работы обучающегося в «круглом столе»

Критерий

Минимальный ответ «2»

Изложенный, раскрытый ответ «3»

Законченный, полный ответ «4»

Образцовый, примерный, достойный подражания ответ «5»

Оценка

Актуальность и новизна решения проблемы

Проблема не раскрыта, отсутствуют выводы

Проблема раскрыта не полностью. Выводы не сделаны или не обоснованы

Проблема раскрыта. Проведен анализ проблемы без дополнительной литературы. Не все выводы сделаны или не все обоснованы

Проблема раскрыта полностью. Проведен анализ проблемы с привлечением дополнительной литературы. Выводы обоснованы

Решаемость собственными силами

Представляемая информация не авторская. Использованы только внешние источники

Представленная информация не систематизирована. Использованы 1-2 профессиональных термина

Представленная информация систематизирована и последовательна. Использовано более 2 профессиональных терминов

Представленная информация систематизирована, связна и логически связана. Использовано более 5 профессиональных терминов

Активность участника

Не использованы информационные технологии. Более 4 ошибок в представляемой информации

Использованы информационные технологии частично. 3-4 ошибки в представляемой информации

Использованы информационные технологии. Не более 2 ошибок в представленной информации

Широко использованы информационные технологии. Отсутствуют ошибки в представляемой информации

Усвоение материала

Нет ответов на вопросы

Только ответы на элементарные вопросы

Ответы на вопросы полные или частично полные

Ответы на вопросы полные с приведением примеров и пояснений

Итоговая оценка

2 Вопросы к экзамену

1.Место этики и управления в культурном развитии человечества.

2. Понятие культуры, ее сущности и закономерности развития.

3. Социальное управление его возникновение и функции.

4. Понятие этики. Назначение и природа этики в истории культуры.

5. Принципы этики управления государственных и муниципальных служащих.

6. Понятие, сущность и признаки профессиональной этики.

7. Дилеммы профессиональной морали.

8. Нормы и принципы служебной этики.

9. Этический кодекс государственной службы.

10. Корпоративная культура: генезис, особенности, социальные последствия.

11. Механизмы построения корпоративной культуры.

12. Корпоративная этика и ее основные характеристики.

13. Взаимосвязь этики организации и этики деятельности руководителя

14. Развитие личных управленческих качеств.

15. Этические нормы поведения руководителя на службе.

16. Основные принципы и нормы взаимоотношений сотрудника с руководителем организации.

17. История субординационных отношений в России.

18. Этика взаимоотношений руководителя и подчиненного на службе.

19. Западная и Восточная деловые культуры, их основные различия.

20. Эгалитаризм и коллективизм.

21. Маскулизм и феминизм.

22. Сравнительный анализ управленческой культуры в странах Запада, США, Японии, России.

23. Влияние христианской этики на формирование управленческой этики и культуры в Европе.

24. Сущность этики делового общения

25. Раскройте особенности делового общения.

26. Эффективность деловой и коммуникации и виды делового общения.

27. Коммуникативная культура в деловом общении.

28. Особенность языка служебных документов и служебной переписки .

29. Официально-деловой стиль речи.

30. Официальная переписка.

31. Сущность Административного речевого этикета.

32. Основы деловой риторики в управленческом общении.

33. Культура речи в деловом общении.

34. Этика использования средств эмоционального выражения деловой речи.

35. Дистанционное общение. Этические нормы телефонного разговора.

36. Спор. Конфликт.

37. Диалектика — искусство спора.

38. Разновидности и методы спора

39. Логическая структура спора.

40. Невербальные средства общения.

41. Функции интонации в языке.

42. Кинесика и этикет.

43. Характеристика манипуляций в общении.

44. Правила нейтрализации манипуляций.

45. Приемы стимулирующие общение.

46. Создание доверительных отношений в общении с деловым партнером .

47. Организация личной работы и управление временем.

48. Планирование времени.

49. Правила эффективного использования времен.

50. Предметно-пространственная среда как объект дизайна

51. Рабочий кабинет.

52. Необходимая информация о офисном пространстве и его роли в организации корпоративного общения.

53. Дипломатический протокол.

54. Использование дипломатического протокола на приемах и деловых переговорах.

Критерии оценки знаний магистрантов на экзамене

Оценки «отлично» заслуживает магистрант, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Оценка «отлично» присуждается студентам бакалавриата, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для профессии, проявившим творческие способности в понимании, представлении и использовании учебного и программного материала.

Оценки «хорошо» заслуживает магистрант, обнаруживший полное знание учебно-программного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «хорошо» присуждается магистрантам, продемонстрировавшим системность знаний по дисциплине и способным их пополнять и обновлять самостоятельно в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности.

Оценки «удовлетворительно» заслуживает магистрант, обнаруживший знания основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» присуждается студентам вузов, которые допустили ошибки при сдаче экзамена и выполнении экзаменационных мероприятий, но которые обладают необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется магистранту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/esse/na-temu-slujebnaya-etika/

Основная

1.Дорошенко В.Ю. Психология и этика делового общения [Электронный ресурс]: учебник/ Дорошенко В.Ю., Зотова Л.И., Лавриненко В.Н.— Электрон. текстовые дан-ные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 415 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15477.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

2.Жирков Р.П. Этика государственной службы и государственного служащего [Элек-тронный ресурс]: учебное пособие/ Жирков Р.П., Стефаниди Л.Ю.— Электрон. тек-стовые данные.— СПб.: Интермедия, 2014.— 162 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/27999.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

3.Профессиональная этика и служебный этикет сотрудников органов внутренних дел [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по специально-стям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность»/ И.И. Аминов [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.— 271 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/34502.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

Дополнительная

Гуменная И.Г., Стровский Л.Е. Имидж фирмы: Учеб. пособие. — Екатеринбург, 2013. Кибанов А.Я., Захаров Д.Ю.,. Коновалов В.Г Этика деловых отношений. Учебник для студентов вузов. Москва, 2012. Пелих А.С., Кизилова Т.Г., Пронченко А.Г. Имидж делового человека. — М.: ПРИОР; ТРИКС, 2012. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. — М., 2012. Этика и культура управления. / Белолипецкий В.К., Павлова Л.Г.: Предназначено для студентов гуманитарных факультетов вузов, работников госуд. и муницип. служащих. М., Ростов н/Дону, 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

3

1 Содержание дисциплины

5

1.1 Содержание лекций

5

1.2 Семинарские занятия

7

1.3 Программа самостоятельной работы студентов

9

1.4 Примерная тематика рефератов /докладов

12

1.5 Задания для самостоятельной работы

18

1.6 Тестовые задания по дисциплине (примеры)

20

1.7 Примерная тематика эссе

28

1.8 Дискуссия по теме занятия

30

1.9 «Круглый стол»

33

2 Вопросы к экзамену

36

Список рекомендуемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/esse/na-temu-slujebnaya-etika/

40

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭТИКА И КУЛЬТУРА

Методические рекомендации

Составитель: Кобцева Ольга Николаевна

Подписано в печать __.__.2016. Формат 60 х 84 1 / 16 .

Усл. печ. л. ___. Уч.-изд. л. ___ .

Тираж 50 экз. Заказ №

Типография Кубанского государственного аграрного университета.

350044, г. Краснодар, ул. Калинина, 13