Профессиональные компетентности педагога: современные требования

Эссе

В педагогике есть аксиома: интеллект уточняется интеллектом, характер воспитывается персонажем, личность формируется личностью.

Ученики говорят: «Учитель должен знать все и еще чуть-чуть». В этой шутке есть немалая доля истины. Отличное знание наук, азам которых преподает учитель, — элементарное и необходимое требование. Д.И. Менделеев писал, что только тот учитель будет плодотворно действовать на учеников, который сам силен в науке, владеет ею и любит ее. Опытные учителя говорят, что любимый предмет в десять раз продуктивнее нелюбимого. Однако для учителя важны не только специальная подготовка и общая эрудиция, но и гибкость мысли, умение творчески подходить к решению познавательных и практических задач. Умение следить за мыслями учителя развивает у школьников культуру мышления.

Все личностные качества учителя имеют профессиональную значимость. Так, А.В. Луначарский указывал, что любое искажение характера в педагогике — это прямой яд, которым оно заражает подрастающее поколение. Хороший педагог — это, прежде всего, хороший человек, способный на сочувствие, респектабельный и честный, умеющий уважать детей и бережно относиться к ним.

Профессию учителя по праву называют гуманной. Педагогический гуманизм выражается в бескорыстной потребности помогать людям, помогать детям расти духовно и физически здоровыми. В то же время нельзя представить себе появление учителя в виде некой эталонной, неизменной модели, состоящей из общепринятых добродетелей. Ничто человеческое учителю не чуждо. Однако учителю полезно иметь ориентиры в виде желательных черт характера для профессионального педагогического самообразования. Совокупность личностных качеств учителя, таких как коммуникабельность, выдержка, настойчивость в достижении целей, оптимизм и юмор, его глубокие педагогические потребности, составляют надежную основу его профессионализма. Недаром говорят: учит не тот, кто учит, а тот, кто не может не учить. Настоящий учитель не разделяет работу и свободное время: он всегда думает о детях. В целенаправленности учителя — сущность его личности. К педагогу вполне применим следующий критерий: скажи к чему ты стремишься, и я скажу, кто и какой ты.

Непременное условие успеха педагогической деятельности — любовь к детям. Без любви дети не могут развиваться нравственно и не станут людьми. Нельзя воспитать у детей любовь к людям и в то же время не любить их самих. Н.К. Крупская считала, что отсутствие у учителя любви к детям свидетельствует о его профессиональной неадекватности.

31 стр., 15058 слов

«Проектная деятельность в обучении детей с ЗПР»

... полной мере реализует педагогический потенциал проектной деятельности как личностно-ориентированной технологии обучения детей с ЗПР. Для того, чтобы ... педагогике: «Проект - это каждое действие, индивидуальное или групповое, выполненное от всей души". В основе системы проектного обучения ... осуществление промежуточной и итоговой диагностики результатов работы над проектом в единстве его содержательной ...

Древние говорили: хорошо быть строгим, еще лучше — добрым, а главное — честным.

Личные качества учителя — очень важный момент в его профессиональной компетенции. Однако развитие современного общества выдвигает особые условия для организации школьного образования, интенсивного внедрения инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, в основе которой лежит не только личностное, но и профессиональное развитие учителей.

Пока я работал над эссе, в воздухе витал главный вопрос: каков современный учитель? Вопрос отчасти риторический. Сложно ответить на него однозначно. Современный учитель – это профессионал. Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью; профессиональным самоопределением; саморазвитием, т. е. целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности. Отличительные черты современного учителя, учителя-мастера — постоянное самосовершенствование, самокритика, эрудиция и высокая культура труда. Педагог, его отношение к учебному процессу, его творческий потенциал и профессионализм, его стремление раскрыть способности каждого ребенка — все это главный ресурс, без которого новые требования ФГОС по организации учебного процесса в школе существовать не может. Современному учителю необходимо уметь учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая свои «образовательные дыры», уметь мотивировать обучающихся, включая их в разнообразные виды деятельности с учетом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов, позволяющие наработать им требуемые компетенции, владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе. Учителя смогут беспрепятственно внедрить новый стандарт, в основном благодаря своей способности быстро перестраиваться, если они перестанут «бояться нового».

Современный педагог — это не только человек, обладающий большим объемом знаний и постоянно занимающийся самообразованием, но и тонкий психолог. Педагог в обязательном порядке должен овладеть детской психологией, понимать психологическое состояние ребенка и вовремя прийти на помощь в трудную минуту. На мой взгляд, современный педагог должен плодотворно работать с родителями, вовлекать их в совместный процесс воспитания ребенка.

Современный педагог выступает для детей в роли коллеги, наставника, друга. Совместное творчество устраняет высокомерный взгляд ребенка с точки зрения взрослого опыта.

Современный учитель – человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку!

18 стр., 8818 слов

Профессиональный стандарт педагога и диагностика качества профессиональной ...

... педагогу: · психологическая, психофизиологическая и физическая готовность; · научно-теоретическая и практическая компетентность как основа профессионализма. Профессиональный стандарт учителя ... I Теоретические аспекты профессиональной деятельности педагога в современном образовании 1.1 Современный педагог: личность и профессиональная деятельность Профессиональная направленность педагогической ...

Автор: Нечаева Дарья Андреевна