Сущность и условия успешного педагогического общения в профессиональной школе

Курсовая работа
Содержание скрыть

Антуан де Сент-Экзюпери называл человеческое общение величайшей роскошью в мире. Но в одном случае это «роскошь», а в другом — профессиональная необходимость. Ведь есть виды человеческой работы, которые вне общения просто невозможны. Именно таким видом трудовой деятельности является работа педагога. В структуре педагогической деятельности, по мнению психологов, более 200 компонентов. Но одним из самых сложных аспектов является общение, через живое и непосредственное общение учителя и ученика осуществляется главное в педагогической работе — влияние личности на личность.

Сегодня педагогическая наука доказала: для того чтобы воспитание было эффективным, у ребенка необходимо вызвать положительное отношение к тому, что мы хотим воспитать в нем. И то или иное отношение формируется через сложнейший механизм взаимоотношений, в деятельности и общении.

Общение педагога с обучающимися — вечная тема для исследования, особенно в наши дни. Многочисленные беседы с детьми и их родителями показывают, что детей угнетают не столько трудности в обучении, сколько трудности в общении с учителем и одноклассниками. За неуспехами в учении часто кроются неуспехи в общении. И чем старше ученики, тем больше они предъявляют к учителю больших требований в плане организации взаимоотношений. В общении развивается важная система образовательных отношений, которая способствует эффективности образования и обучения. В педагогической деятельности общение приобретает функциональный и профессионально значимый характер. Он выступает в нем как инструмент воздействия, и привычные условия и функции общения здесь получают дополнительную «нагрузку», поскольку они перерастают из аспектов обычного человечества в профессиональную и творческую составляющие.

Поэтому тема исследования «Сущность и условия педагогического общения в профессиональном училище» является актуальной».

Объект исследования, Предмет исследования, Цель исследования

задачи исследования

Изучить теоретические основы педагогического общения;

  • Осуществить анализ применения моделей педагогического общения;

Выявить влияние применения технологии педагогического общения в учебно-воспитательном процессе

Методами исследования, Гипотеза:, Методологическую основу

Митиной Л.М., Реан А.А, Коломинского Я.Л., Изарда К.Е., Кона И.С., Немова Р.С., Спиноза Б.О.

Глава 1. Теоретическая часть

1.1 Понятие педагогического общения

Педагогическое общение — это система ограниченного социально-психологического взаимодействия преподавателя и учащихся, содержанием которой является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация отношений с использованием коммутационных средств. [3; 190 с.] На сегодняшний день продуктивно организованный процесс педагогического общения призван обеспечить в педагогической деятельности реальный психологический контакт, который должен возникнуть между педагогом и детьми. Превратить их в субъектов общения, помочь преодолеть различные психологические барьеры, возникающие в процессе взаимодействия, перевести детей из их обычного положения ведомого в положение сотрудничества и превратить их в субъектов педагогического творчества. В этом случае педагогическое общение образует целостную социально-психологическую педагогическую деятельность.

7 стр., 3311 слов

Профессиональные способности и функции тренера по избранному ...

... общения и, таким образом, способствуют успеху воспитательной работы тренера. Развитие волевых качеств - обязательное условие успеха в профессиональной деятельности тренера. Важнейшие волевые качества тренера: ... зависит от личности тренера: его знаний, педагогического таланта, авторитета, воли, способности ... со спортсменами. 10]. Дальнейшие исследования показали, что тренерам, которые быстро воспринимают все ...

Педагогическое общение в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность ученика. Педагогическое общение — целостная система (приемы и навыки) социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащая в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. [17; 231 с.] Кроме обычных функций, специфика педагогического общения порождает еще одну функцию социально-психологического обеспечения воспитательного процесса, организаторскую функцию взаимоотношений педагога с воспитуемыми и выступает как средство решения учебных задач.

Среди наиболее сложных задач, стоящих перед учителем, — организация продуктивного общения, предполагающая высокий уровень развития коммуникативных навыков. И очень важно организовать общение с детьми так, чтобы этот уникальный процесс происходил. Важную роль здесь играет стиль общения.

1.2 Функции и стили педагогического общения

В соответствии с основной целью педагогического воздействия общение выполняет три функции.

Первая функция — «открытие» ребенка, Вторая функция — «соучастие» ребенку, Третья функция — «возвышение» ребенка

можно ли представить себе учителя, который не воспитывает на уроках детей, и особенно тех, кому этот предмет кажется более сложным, чем другим? Теоретически нет! Почти да !!! В восьмом классе есть урок жизненной философии. Учитель не знаком с классом, поэтому используйте визитки, чтобы называть всех по имени. Ученица с болью говорит: «А знаете, меня первый раз на уроке назвали по имени, а не по фамилии!» Спросим себя: как же жилось ей в школе? Что пережила и простила педагогам эта хрупкая девочка?

А задумываемся ли мы, почему первоклассники, такие нарядные, жизнерадостные и веселые первого сентября, уже через месяц не хотят идти в школу? Не потому ли, что не реализуются эти три функции в педагогическом общении с детьми?

Стили педагогического общения.

Под стилем общения мы понимаем индивидуально-типовые особенности социально-психологического взаимодействия учителя и учеников.

В стиле общения находят выражение:

  • особенности коммуникативных возможностей учителя;
  • сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников;
  • творческая индивидуальность педагога;
  • особенности ученического коллектива.

Кроме того, следует подчеркнуть, что стиль общения учителя с детьми является социально и морально насыщенной категорией. Он воплощает в себе социальные и этические установки общества и педагога как его представителя. [10; 12 с.]

2 стр., 852 слов

Роль общения в работе педагога

... общение» и его роль в успешности профессиональной деятельности учителя. Коммуникация - это сложный процесс установления и развития контактов между людьми. Потребность в общении, потребность человека в человеке В. ... новые навыки взаимодействия с другими. В педагогической практике общение - важнейший фактор профессионального успеха. "Высокая техника педагогического общения - не только один из ...

Первое экспериментальное исследование стилей общения было проведено в 1938 году немецким психологом Куртом Левином.

Педагоги-психологи сегодня выделяют множество стилей педагогического общения, но остановимся на основных. [20; 620 с.]

Для авторитарного стиля характерная тенденция к строгому руководству и всеобъемлющему контролю выражается в том, что учитель гораздо чаще, чем его коллеги, прибегает к приказывающему тону, делает резкие замечания. Поражает обилие бестактных нападок на одних членов группы и необоснованные похвалы других. Авторитарный преподаватель не только определяет общие цели работы, но и указывает способы выполнения задания, жестко определяет, кто с кем будет работать, и т.д. Задания и способы его выполнения даются преподавателем поэтапно. характерно, что такой подход снижает мотивацию к деятельности, так как человек не знает, какова цель проделанной им работы в целом, какова функция этого этапа и что нас ждет. Следует также отметить, что с точки зрения социально восприимчивого профиля, а также с точки зрения межличностных отношений постепенное регулирование деятельности и ее строгий контроль указывают на неуверенность учителя в положительных способностях учеников. В любом случае, по его мнению, ученики отличаются низким уровнем ответственности и заслуживают самого сурового обращения. При этом любая инициатива авторитарным учителем воспринимается как проявление нежелательной воли. Исследования показали, что такое поведение лидера объясняется его страхом потерять авторитет, обнаружив свою недостаточную компетентность: «Если кто-то предлагает что-то улучшить по-другому, это косвенно указывает на то, что я этого не планировал».

[4; 213 с.] Кроме того, авторитарный лидер, как правило, субъективно оценивает успехи своих подопечных, высказывая замечания не столько по поводу самой работы, сколько относительно личности исполнителя. При автократическом стиле лидерства учитель осуществляет единоличный контроль над руководством команды, не полагаясь на ресурсы. Студентам не разрешается выражать свое мнение, критические замечания, проявлять инициативу и тем более заявлять о решении проблем, которые их волнуют. Преподаватель постоянно предъявляет к ученикам требования и строго контролирует их выполнение. Авторитарный стиль руководства характеризуется основными характеристиками автократического. Но студенты могут участвовать в обсуждении затрагивающих их вопросов. Однако решение в конечном итоге всегда принимает учитель в соответствии со своим отношением. [18; 560 с.]

2. Попустительский

Главной характеристикой вседозволенного стиля руководства, по сути, является самоисключение лидера из учебно-производственного процесса, снятие с себя ответственности за происходящее. Разрешительный стиль оказался наименее предпочтительным из перечисленных. Результатом его утверждения является наименьший объем выполненной работы и наихудшее ее качество. важно отметить, что студенты недовольны работой в такой группе, хотя у них нет никаких обязанностей, и работа больше похожа на безответственную игру. Обладая коварным стилем руководства, учитель старается как можно меньше вмешиваться в жизнь учеников, практически со стороны их руководства, ограничиваясь формальным исполнением обязанностей и указаний администрации. Непоследовательный стиль характеризуется тем, что педагог в зависимости от внешних обстоятельств или собственного эмоционального состояния реализует один из описанных выше стилей лидерства. [10; 15 с.]

11 стр., 5103 слов

Профессиональное выгорание и его влияние на стиль деятельности педагога

... влияние на стиль деятельности учителя». Цель исследования: изучить влияние профессионального выгорания на индивидуальный стиль деятельности учителя. Объект исследования: педагоги ГОСШ № 6. Объект исследования: стиль деятельности учителя и профессиональное выгорание. Гипотеза исследования: профессиональное выгорание негативно сказывается на индивидуальном стиле деятельности учителя. Задачи: 1. ...

3. Демократический

Что касается демократического стиля, то в первую очередь оцениваются факты, а не личность. При этом главной особенностью демократичного стиля является то, что группа активно участвует в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации. В результате учащиеся развивают уверенность в себе и стимулируют самоуправление. Параллельно с повышением инициативы повышается общительность и доверие в личных отношениях. Если при авторитарном стиле между членами группы царила вражда, особенно заметная на фоне покорности руководителю и даже заискивания перед ним, то при демократическом управлении учащиеся не только проявляют интерес к работе, обнаруживая позитивную внутреннюю мотивацию, но сближаются между собой в личностном отношении. При демократическом стиле руководства учитель опирается на команду, стимулирует самостоятельность учеников. Организуя деятельность коллектива, педагог пытается занять позицию «первый среди равных». Педагог проявляет определенную терпимость к критическим замечаниям учеников, вникает в их личные дела и проблемы. Студенты обсуждают проблемы коллективной жизни и делают выбор, но окончательное решение принимает учитель. [10; 16 с.]

4. Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью.

Этот стиль основан на единстве высокого профессионализма учителя и его этических взглядов. Ведь увлечение совместными творческими поисками со студентами — это результат не только коммуникативной деятельности учителя, но в большей степени его отношения к педагогической деятельности в целом. Театральный педагог М.О. Кнебель заметила, что педагогическое чувство «гонит тебя к молодежи, заставляет находить пути к ней.» [9; 290 с.]

Такой стиль общения отличал деятельность В.А. Сухомлинского. На этой основе формируют свою систему взаимоотношении с детьми В.Ф. Шаталов. Такой стиль общения можно рассматривать как предпосылку успешной совместной педагогической и воспитательной деятельности. Страсть к общему делу — источник сердечности, и в то же время сердечность, помноженная на интерес к работе, порождает общий восторженный поиск. Говоря о системе взаимоотношений педагога с воспитанниками, А.С. Макаренко утверждал, что учитель, с одной стороны, должен быть пожилым товарищем и наставником, а с другой — сообщником в совместной деятельности. необходимо формировать дружелюбие как определенный тон во взаимоотношениях учителя с коллективом. [15; 24 с.]

Размышляя о вариантах взаимоотношений педагога с детьми, А.С. Макаренко отмечал: «Во всяком случае никогда педагоги и руководство не должны допускать со своей стороны тона фривольного: зубоскальства, рассказывания анекдотов, никаких вольностей в языке, передразнивания, кривляния и т.п. С другой стороны, совершенно недопустимо, чтобы учителя и руководители в присутствии учеников были сварливыми, раздражительными, шумными». [15; 27 с.]

2 стр., 825 слов

Культура общения педагога с обучающимися

... место в образовательном процессе. Рисунок 3. Нарушения этики педагога. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ Эмпатия в культуре общения учителя характеризует ... Педагогическое общение. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ Составные компоненты культуры педагогического общения Культура общения педагога представляет собой совокупность следующих компонентов: Культура общения. Педагогический ...

Подчеркивая плодотворность такого стиля взаимоотношений педагога и воспитанников и его стимулирующий характер, вызывающий к жизни высшую форму педагогического общения — на основе увлеченности совместной творческой деятельностью, необходимо отметить, что дружественность, как и любое эмоциональное и педагогическая установка в процессе общения, должна иметь меру. Зачастую молодые педагоги превращают дружественность в панибратские отношения с учащимися, а это отрицательно сказывается на всем ходе учебно-воспитательного процесса (нередко на такой путь начинающего учителя толкает боязнь конфликта с детьми, усложнения взаимоотношений).

Дружелюбие должно быть педагогически целесообразным, не противоречить общей системе взаимоотношений учителя и детей. [16; 124 с.]

5. Общение-дистанция

Этот стиль общения используют как опытные педагоги, так и начинающие. Его суть заключается в том, что в системе взаимоотношений учителя и ученика дистанция выступает ограничителем. Но и здесь нужно соблюдать меру. Гипертрофия дистанции приводит к формализации всей системы социально-психологического взаимодействия преподавателя и учеников и не способствует созданию действительно творческой атмосферы. Дистанция должна существовать в системе взаимоотношений учителей и детей, это необходимо. Но он должен исходить из общей логики взаимоотношений между учеником и учителем, а не диктоваться учителем как основа взаимоотношений. Расстояние служит показателем ведущей роли учителя и основывается на его авторитете.

Превращение «показателя дистанции» в доминанту педагогического общения резко снижает общий творческий уровень совместной работы учителя и учеников. Это приводит к установлению авторитарного принципа в системе взаимоотношений учителя и детей, что в конечном итоге отрицательно сказывается на результатах деятельности. А.В.Петровский и В.В. Шпалинский отмечают, что «в классах, где преподают учителя с преобладанием авторитарных методов руководства, обычно бывает неплохая дисциплина и успеваемость, однако за внешним благополучием могут скрываться значительные изъяны работы учителя по нравственному формированию личности школьника». [8; 256 с.]

В чем популярность этого стиля общения? Дело в том, что начинающие учителя нередко считают, что общение-дистанция помогает им сразу же утвердить себя как педагога, и поэтому используют этот стиль в известной мере как средство самоутверждения в ученической, да и в педагогической среде. Но в большинстве случаев использование этого стиля общения в чистом виде приводит к педагогической неудаче.

Авторитет нужно приобретать не через механическое установление дистанции, а через взаимопонимание, в процессе совместной творческой деятельности. И здесь крайне важно найти как общий стиль общения, так и ситуативный подход к человеку.

Дистанция общения — это в некоторой степени переходная фаза к такой негативной форме общения, как запугивание общения. [8; 269 с.]

6. Общение

Такой стиль общения, который иногда используют даже начинающие учителя, в основном связан с неумением организовать продуктивное общение, основанное на увлечении совместной деятельностью. Ведь такое общение сложно сформировать, и молодой учитель часто следует по линии наименьшего сопротивления, выбирая общение-запугивание или дистанцию ​​в ее крайнем проявлении.

В творческом отношении общение-устрашение вообще бесперспективно. В сущности своей оно не только не создает коммуникативной атмосферы, обеспечивающей творческую деятельность, но, наоборот, регламентирует ее, так как ориентирует детей не на то, что надо делать, а на то, чего делать нельзя, лишает педагогическое общение дружественности, на которой зиждется взаимопонимание, так необходимое для совместной творческой деятельности. [20; 624 с.]

7. Заигрывание

Опять-таки характерное, в основном, для молодых учителей и связанное с неумением организовать продуктивное педагогическое общение. По существу, этот тип общения отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый авторитет у детей, что противоречит требованиям педагогической этики. Появление этого стиля общения вызвано, с одной стороны, молодого учителя контакт с детьми, желанием понравиться классу, а с другой стороны — отсутствием необходимой общепедагогической и коммуникативной культуры, умений и навыков педагогического общения, опыта профессиональной коммуникативной деятельности. [11; 249 с.]

А.С. Макаренко резко осуждал такую «погоню за любовью». Он говорил: «Я уважал своих помощников, а у меня были просто гении в воспитательной работе, но я их убеждал, что меньше всего нужно быть любимым воспитателем. Я лично никогда не добивался детской любви и считаю, что эта любовь, организуемая педагогом для собственного удовольствия, является преступлением.

Это кокетничанье, эта погоня за любовью, эта хвастливость любовью приносит большой вред воспитателю и воспитанию. Я убедил себя и своих товарищей, что этого привеска. не должно быть в нашей жизни.

Пусть любовь придет незаметно, без ваших усилий. Но если человек видит цель в любви, то это только вред. .» [15; 294 с.]

Общение-заигрывание, как показывают наблюдения, возникает в результате: а) непонимания педагогом стоящих перед ним ответственных педагогических задач; б) отсутствия навыков общения; в) боязни общения с классом и одновременно желания наладить контакт с учениками. [17; 231 с.]

В чистом виде стили не существуют. Да и перечисленные варианты не исчерпывают все богатство самопроизвольно выработанных в длительной практике стилей общения. В его спектре возможны самые различные нюансы, дающие неожиданные эффекты, устанавливающие или разрушающие взаимодействие партнеров. Как правило, они находятся эмпирическим путем. При этом найденный и приемлемый стиль общения одного педагога оказывается совершенно непригодным для другого. В стиле общения ярко проявляется индивидуальность личности.

Выводы по первой главе

Для продуктивной коммуникативной деятельности педагог должен знать, что общение пронизывает всю систему педагогического воздействия, каждый его микроэлемент.

Специфика педагогического общения обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными позициями его субъектов. В процессе педагогического общения учитель прямо или косвенно осуществляет свои социально-ролевые и функциональные обязанности по руководству процессом обучения и воспитания. Стиль общения и руководства в существенной мере определяет эффективность обучения и воспитания, а также особенности развития личности и формирования межличностных отношений в учебной группе. [7; 323 с.]

Можно выделить характеристики общения в процессе педагогической деятельности:

  • общая сложившаяся система общения педагога и учащихся (определенный стиль общения);
  • система общения, характерная для конкретного этапа педагогической деятельности;
  • ситуативная система общения, возникающая при решении конкретной педагогической и коммуникативной задачи.

    Глава 2.

Практическая часть

2.1 Особенности педагогического общения в вузе

Вуз отличается от школы содержанием обучения и воспитания, изменением их форм. Основная функция вуза — формирование личности специалиста. И этой цели должно быть подчинено общение преподавателей и студентов. Система вузовского педагогического общения в звене «преподаватель — студент» качественно отличается от школьного самим фактом их приобщенности к общей профессии, а это в значительной мере способствует снятию возрастного барьера, мешающего плодотворной совместной деятельности.

В системе вузовского педагогического общения сочетаются два фактора:

  • взаимоотношения ведомый — ведущий;
  • взаимоотношения сотрудничества обучаемого и обучающего.

Пример: Лекция: преподаватель читает новый материал, который студент не знал, в данной ситуации студент вынужден выслушать педагога, чтоб освоить данный материал.

Основные требования к отношениям «преподаватель — студент», «студент — студент» можно сформулировать образом:

  • взаимодействие факторов сотрудничества и ведомости при организации воспитательного процесса;
  • формирование духа корпоративности, коллегиальности, профессиональной общности с педагогом;
  • ориентация системы педагогического общения на взрослого человека с развитым самосознанием и тем самым преодоление авторитарного воспитательного воздействия;
  • использование профессионального интереса студентов как фактора управления воспитанием и обучением и как основы педагогической и воспитательной работы.

Использование требований может привести к качественному воспитанию будущих специалистов.

Такой стиль формируется под влиянием двух активных факторов:

  • увлеченности наукой, предметом;
  • превратить область научного поиска в материал педагогического воздействия, так называемого педагогического чувства.

Высшая школа предъявляет высокие требования к психологическому климату кафедры, факультета, вуза в целом, реализуемом в повседневном педагогическом общении. Формирование собственного индивидуального стиля общения со студентами связано с развитием творческой индивидуальности профессоров, доцентов, преподавателей. Важной задачей начинающего вузовского педагога является поиск оптимального для целей воспитания собственного индивидуального стиля общения со студентами. Его выработке способствуют такие приемы:

  • Включение студентов в начальные формы исследовательской деятельности;
  • Создание форм совместного общения для лучшей личностной социализации студентов, участие в заседаниях кафедры, конференциях, лекциях среди населения, выступления в печати и т.д.;

Совместная научно-исследовательская работа

Совместные нерегламентируемые, неофициальные контакты, беседы о науке, искусстве, профессии, книгах;

  • Участие профессорско-преподавательского состава в студенческом досуге (смотры, олимпиады, конкурсы, «круглые столы»).

Педагогическое воздействие должно быть систематическим и непрерывным, переходя от учебно-ориентированного к научно-поисковому, от официально-регламентированного к неофициально-доверительному общению. Особые требования предъявляются к этико-психологической основе взаимодействия ученого-педагога и студентов. В этом плане важную роль играют индивидуально-типологические характеристики или стиль общения. В стиле находят выражение:

  • особенности коммуникативных возможностей педагога;
  • достигнутый уровень взаимоотношений;
  • творческая индивидуальность педагога;
  • особенности студенческого коллектива.

Этапы педагогического общения.

Прогностический этап: в процессе моделирования педагогом общения с группой, потоком в процессе подготовки к педагогической деятельности осуществляется планирование коммуникативной будущей деятельности соответственно:

  • педагогическим целям и задачам;
  • общей педагогической и нравственно-психологической ситуации в аудитории;
  • творческой индивидуальности самого педагога;
  • индивидуальным особенностям студентов;
  • предлагаемой системе методов обучения и воспитания.

Данный этап является важным в процессе обучения, т.к. здесь педагог планирует пошагово свою деятельность на занятии.

Начальный период общения: организация непосредственного общения с аудиторией, группой. Важнейшими элементами этого этапа являются:

  • конкретизация спланированной модели общения;
  • уточнение условий и структуры предстоящего общения;
  • осуществление изначальной стадии непосредственного общения.

Управление общением в развивающемся педагогическом процессе. Кроме дидактических и методических требований к лекции, существует ряд социально-психологических требований к ней:

  • становление психологического контакта с группой для передачи информации и ее личностного восприятия студентами;
  • разработка психологически обоснованной партитуры лекции;
  • создание обстановки коллективного поиска и совместных раздумий;
  • управление познавательной деятельностью студентов;
  • единство делового и личностного аспектов;
  • целостная, педагогически целесообразная система взаимоотношений педагога и студентов.

Анализ осуществленной системы общения и моделирование общения в предстоящей деятельности.

2.2 Анализ применения моделей педагогического общения (на материале ОмГАУ)

Модели педагогического общения.

1. Модель дикторская (

Следствие: отсутствие психологического контакта, безынициативность и пассивность обучаемых.

2. Модель неконтактная (

Следствие: слабое взаимодействие с обучаемыми, а с их стороны — равнодушное отношение к педагогу.

3. Модель дифференцированного внимания (

Следствие: нарушается целостность акта взаимодействия в системе «педагог-коллектив», она подменяется фрагментарностью ситуативных контактов.

4. Модель гипорефлексивная (

Следствие: практически отсутствует взаимодействие между обучаемым и обучающим, а вокруг последнего образуется поле психологического вакуума. Стороны процесса общения существуют изолированно друг от друга, учебно-воспитательное взаимодействие поставлено формально.

5. Модель гиперрефлексивная (

Следствие: социально-психологическая чувствительность педагога, приводящая его к неадекватным реакциям на реплики и действия аудитории. В такой модели бразды правления могут оказаться в руках обучаемых, а педагог займет ведомую позицию.

6. Модель негибкого реагирования (

Следствие: низкий эффект социального взаимодействия.

7. Модель авторитарная (

Следствие: воспитывается безынициативность, теряется творческий характер обучения, искажается мотивационная сфера познавательной активности.

8. Модель активного взаимодействия (

В рамках курсового проекта я провела небольшое анкетирование педагогов кафедры информатики ОмГАУ [приложение №1.].

Результаты анкетирования:

Таблица №1

преподаватели плюсы минусы
1 4, 6, 11, 15,, 17,18, 19, 23 1,2,3,5,7,8,9,10,12,13,14,16, 20,21 22,,24
2 1,2,5,6,10,12,13,14,17,18, 22,23, 3,4,7,8,9,11, 15,16, 19, 20,21, 24
3 7,8,9,10,14,16, 20,21,22,24 1,2,3,4,5,6,11,12,13,15,17, 18, 19,23
4 1,2,3,4,5,6,13,15, 19, 20, 22,23 7,8,9,10,11,12,14,16,17,18, 21,24
5 5, 9,10, 14, 16, 18, 20,21,22 1,2,3,4, 6,7,8,11,12,13, 15, 17, 19,23,24

Проанализировав таблицу №1, я сделала следующие выводы:

Первый педагог придерживается в общении со студентами первой модели.

Модель дикторская (

Следствие: отсутствие психологического контакта, безынициативность и пассивность обучаемых.

Второй педагог использует в своем педагогическом общении шестую модель.

Модель негибкого реагирования (

Следствие: низкий эффект социального взаимодействия.

Третий педагог более склонен к восьмой модели педагогического общения.

Модель активного взаимодействия (

Педагогическое общение четвертого педагога обусловлено шестой моделью. Как и второй педагог, он четко выполняет цели, задачи занятия. Вследствие чего занятие становится для обучающихся не интересным и скучным.

Пятый педагог педагогическое общение по седьмой модели.

«Я — сам»).

Учебный процесс целиком фокусируется на педагоге. Он — главное и единственное действующее лицо. От него исходят вопросы и ответы, суждения и аргументы. Практически отсутствует творческое взаимодействие между ним и аудиторией. Личная инициатива со стороны обучаемых подавляется.

Следствие: воспитывается безынициативность, теряется творческий характер обучения, искажается мотивационная сфера познавательной активности.

Таблица №2

педагог Модель
1 Диктаторская «Монблан»
2 Негибкого реагирования «Робот»
3 Активного взаимодействия «Союз»
4 Негибкого реагирования «Робот»
5

По результатам проведенного анкетирования можно сделать выводы:

модель негибкого реагирования (

Четыре педагога из пяти опрошенных, что составляет 80 %, используют такие модели, в которых студенты не развивают свою собственную инициативу.

Выводы по второй главе

По итогам проделанной работы можно сказать, что педагогическому составу ОмГАУ необходимо менять модели своего общения со студентами.

Ведь если судить по таблице №2, то только один педагог из пяти опрошенных, что составляет 20%, использует, такую модель, способствующую развитию у студентов, как профессиональных, так и моральных качеств.

Это анкетирование выявило то, что педагоги плохо знают технологию педагогического общения. Что может привести к непониманию студентов и педагогов, вследствие чего, будет снижен уровень профессиональной компетенции у будущих специалистов. Для повышения коммуникативных качеств педагога я составила задание [приложение№2].

Заключение

Одна из сложных проблем профессиональной школы — проблема педагогического общения.

Педагогическое общение — это система ограниченного социально-психологического взаимодействия преподавателя и учащихся, содержанием которой является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация отношений с использованием коммутационных средств. Педагог является инициатором этого процесса, организуя его и управляя им. [18; 592 с.]

Общение в педагогической деятельности выступает как средство решения учебных задач, как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса и как способ организации взаимоотношений педагога и обучающихся, обеспечивающий успешность обучения и воспитания.

Педагогическое общение должно быть эмоционально комфортным и личностно развивающим. Профессионализм общения педагога состоит в том, чтобы преодолеть естественные трудности общения из-за различий в уровне подготовки, способности помогать студентам обрести уверенность в общении в качестве полноправных партнеров педагога. Для педагога важно помнить, что оптимальное общение — не умение держать дисциплину, а обмен с студентами духовными ценностями. Общий язык с обучающимися это не язык команд, а язык доверия. [12; 367 с.]

Устная речь является основным средством педагогического общения. Слово педагога должно воздействовать на чувства и сознание, должно стимулировать мышление и воображение, создавать потребность поисковой деятельности.

В системе профессионального педагогического общения взаимодействуют вербальные (речь) и невербальные средства общения (жесты,