Название:, Игнатова Елена Васильевна,
воспитатель высшей квалификационной категории
Компанцева Лина Владимировна,
к.п.н., профессор
Эссе воспитателя “Педагогическая поддержка детей в процессе изобразительной деятельности”
Обобщение опыта работы
Воспитание творческой, самостоятельной, свободной личности начинает осуществляться уже в дошкольном детстве, в тех видах деятельности, которые отечественные психологи Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, и др. называют «детскими». К ним относятся игра, изобразительная деятельность, конструирование и т. д.
Актуальность рассматриваемой проблемы объясняется, прежде всего, концептуальным видением творчества как одной из составляющих личностной культуры. ( Е.В. Бондаревская, А.В. Запорожец, Т.С. Комарова )
Также интересный материал по взаимодействию с детьми: |
Гуманизирующая роль творчества определяется тем, что оно открывает новые для ребёнка ценности познания, преобразования, переживания, которые обогащают его мир, способствуют проявлению творческих качеств личности [1].
Анализируя современное состояние проблемы развития творчества в изобразительной деятельности, следует отметить, что особенно актуальным является нахождение путей развития потребности в нём, формирования субъектного опыта творчества в рамках компетентности ребёнка дошкольного возраста.
Г.Г. Григорьева, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Е.А. Флёрина и др. отмечали, что проблему детского творчества нельзя рассматривать вне вопросов обучения. При этом они выявили различные подходы к использованию методов и приемов развития творческих способностей, подчеркнув необходимость опираться на степень выраженности зрительных способностей каждого ребенка с учетом его интересов и способностей. Обучение визуальным навыкам должно формировать социальные и личные отношения между взрослым и ребенком, между сверстниками в группе. А это возможно только на основе гуманизации образовательного процесса, побуждения ребенка к саморазвитию, к проявлению активности. В этом важную роль играет технология педагогической поддержки ребенка, которая предполагает оказание оперативной помощи детям в решении различных задач, способствующих индивидуальному и личностному развитию ребенка.
Название: Эссе воспитателя “Педагогическая поддержка детей в процессе изобразительной деятельности” |
Это новое направление в теории и методике изобразительной деятельности детей, которое основывается на общепедагогических исследованиях (Е.В.Бондаревская, С.А. Смирнов, И.Б.Котова, Н.Е.Щуркова).
В настоящее время стоит задача переосмыслить всё то, что было наработано положительного и ценного в художественной педагогике, посмотреть, как оно вписывается в современный педагогический процесс детского сада, как развить ценные идеи гуманизации педагогического процесса в целом, используя технологию педагогической поддержки в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.
Эти положения обусловили актуальность исследуемой проблемы.
Проблемой исследования, Объект исследования, Предмет исследования
Гипотеза исследования.
Педагогическая поддержка детей в изобразительной деятельности будет способствовать развитию их творчества при следующих педагогических условиях:
- создание эмоционального фона занятий изобразительной деятельностью, ситуаций доброжелательности, доверия, помощи;
- использование методов и приёмов, направленных на осмысление ребёнком своих творческих возможностей, овладение способами их реализации;
- выделение доминирующих элементов педагогической поддержки в зависимости от потребностей детей;
- проявление гуманистической позиции педагога в руководстве изобразительной деятельностью детей и общении с ними.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены Задачи:
- Охарактеризовать степень проработанности проблемы в психолого-педагогическом исследовании.
- Выявить особенности детских творческих проявлений и использования педагогических технологий на уроках изобразительной деятельности.
- Развивать содержание зрительной деятельности детей с помощью технологии педагогического сопровождения.
Новизна исследования заключается в постановке проблемы и поиске подходов к реализации технологии педагогического сопровождения в управлении зрительной деятельностью дошкольников.
Педагогическая поддержка
- это встречная активность взрослого понимание, принятие, оказание необходимой помощи) в ответ на потребность ребёнка во взаимодействии [2].
Воспитатель поддерживает деятельность ребенка и создает условия, чтобы направить ее в нужное русло.
Педагогическая поддержка выражает существо гуманистической позиции педагога по отношению к детям, указывает Е.В. Бондаревская [3,с.391].
Педагогическая поддержка предполагает определённый арсенал средств, направленный на поддержание таких качеств личности как уверенность, самостоятельность, отзывчивость, справедливость, скромность, сочувствие и т. д. Поэтому педагогическое сопровождение тесно связано с нравственным воспитанием ребенка, что придает ему глубокий педагогический смысл.
Идея увлечения личности ребёнка, поощрение его творческих проявлений, понимание ребёнка как особого субъекта, способного понять и отразить в изодеятельности окружающий мир, признание самоценности дошкольного детства — это главные вехи гуманизации педагогического процесса в ДОУ.
На основе исследований Е.В. Бондаревской, С,А. Смирнова, Г.К. Селевко, Н.Е. Щурова раскроем методы и средства, применяемые в технологии педагогической поддержки. К ним относятся: проявление соучастия с ребенком, «возвышение» его личности, создание успешных ситуаций, «снятие страха», «ожидание доверием», подчеркивание личной исключительности, «педагогическое внушение». Все эти средства могут быть использованы учителем в направлении зрительной деятельности, предполагающей достижение определенного результата. Не все дети, как отмечает Л.В. Компанцева, могут достигнуть его с одинаковой степенью выраженности. В то же время, дошкольнику свойственны переживания собственных творческих неудач (Т.Г. Казакова, ).
Поэтому учителю важно владеть арсеналом педагогических средств поддержки развития творческих способностей детей в изобразительной деятельности .
Ситуация непринуждённой принудительности
— это механизм влияния конкретной ситуации не в виде бескомпромиссного требования педагога, а в виде актуализации уже имеющихся мотивов поведения в новых условиях, обеспечивающих активное участие каждого дошкольника в творческой деятельности, благодаря чему складывается позиция субъекта, творческого соучастника.
Ситуация свободного выбора:, Ситуация соотнесения, Ситуация соревнования, Ситуация творчества:
Технология педагогической поддержки включает в себя различные методы эмоционального стимулирования, методы развития познавательного интереса детей, методы творческих заданий, создания «креативного» поля (Д.Б. Богоявленская).
Последний термин был применён в дошкольной педагогике О.В. Дыбиной, трансформирован ею в понятие «творческое поле», т.е. создание среды для самостоятельных действий разного характера, проявления познавательной, практической и творческой активности [4,с.658]. На эти положения мы опирались при проведении экспериментально-экспериментального исследования.
Важным способом развития творческих способностей детей является творческий подход педагога к обучению лидерству. Чтобы побуждать детей к , развивать умение придумывать что-то своё, чего раньше никто не делал, необходимо постоянное варьирование всего, что связано с организацией и проведением занятий изобразительной деятельностью: обстановкой, которая может меняться в зависимости от формы организации занятия, изобразительными материалами, наглядностью и т. д. также необходимо ориентировать детей на усвоение различных вариантов объектов изображения, вариантов приемов изображения. Поощрение их стимулирует самостоятельность, их творчество. Создавая изображение, ребёнок осмысливает качество изображаемого, запоминает характерные особенности и детали предметов и связанные с их передачей действий, продумывает средства передачи образов в рисунке, лепке, аппликации [5].
Опытно — экспериментальная работа проводилась в МДОУ № 310 «Волшебный городок» г. Ростова-на-Дону с детьми старшей группы в количестве 20 человек.
Цель констатирующего этапа заключалась в выявлении педагогических технологий, применяемых на занятиях рисованием в условиях реального педагогического процесса и особенностей творческих проявлений детей.
Методы исследования:
- Наблюдение и анализ техники для проведения урока рисования согласно плану работы учителя.
- Творческое задание на тему «Кому бы ты хотел помочь из своих друзей….» (рисование).
- Беседа с детьми по содержанию их работ, анализ детских рисунков.
Установительный эксперимент показал, что у детей экспериментальной группы проявление творческих способностей и реализация их дизайнерской концепции в основном находятся на низком и среднем уровнях. В своих произведениях дети ограничены в использовании средств выражения. В процессе занятия педагог использовал некоторые составляющие технологии педагогической поддержки (свободу выбора материалов, средств и способов изображения, приём совета детям).
Однако, они не оказали существенного влияния на проявление изо творчества детей, т.к. они не привыкли к таким формам взаимодействия с педагогом.
В разговоре с дошкольными образовательными учреждениями выяснилось, что они не знают конкретных способов поддержки детей в проявлении их творческих способностей.
Целью формирующего этапа эксперимента было развитие детского творчества на основе педагогической технологии поддержки.
Содержание и методика проведения педагогического процесса на формирующем этапе эксперимента основывались на положениях исследований Т.С. Комаровой, Л.В.Компанцевой, Е.А.Чекуновой, Н.Е. Щурковой.
На основе анализа технологии педагогической поддержки были отобраны для использования на экспериментальных занятиях такие её составляющие, как проявление «соучастия» с ребёнком в создании рисунка: «возвышение» ребёнка в зависимости от ситуации; создание ситуаций успеха, свободного выбора, ситуации творчества, «творческое поле занятия», «инициация» активности ребёнка.
Название: Эссе воспитателя “Педагогическая поддержка детей в процессе изобразительной деятельности” |
Широко использовались методы эмоционального возбуждения, поощрения, продвижения к успеху.
Формирующий эксперимент состоял из двух этапов. Первый -развивающий, второй — творческий. Представим их содержание.
Первый, развивающий, этап осуществлялся по трём направлениям:
- Развитие художественных и творческих способностей детей в процессе восприятия сказок. Тема: «Путешествие в сказку».
- Формирование выразительного образа человека и передача ребенком его внутреннего мира. Тема: «Я и мой мир».
- Развитие интереса детей к природе и пейзажу. Тема: «Родная
природа».
По каждому направлению был определен комплексный блок детской деятельности. В основу организации образовательного процесса были положены следующие принципы:
- гумманизации отношений между всеми участниками воспитательного процесса, утверждение доверия к человеку;
- сотрудничества, обеспечения доверительных партнёрских отношений педагога с детьми и детей друг с другом;
- индивидуализации и дифференциации, учёт возрастных и личностных особенностей детей.
Второй этап так же проходил по трём направлениям:
- Природа может быть разной. Тема: «Добрые и злые цветы»
- Проявление нравственных качеств личности, отражение их в рисунке. Тема: «Я познаю себя через поступок».
- Профессии. Тема: «Все профессии важны, все профессии нужны».
На каждом занятии использовались методы педагогической поддержки, при этом доминирующий метод выбирался с учетом логики. Приведём примеры. Так, на уроке по теме «Путешествие в сказке» они использовали такой прием, как «соучастие с ребенком», затруднившимся подобрать содержание изображения, «создание ситуаций свободного выбора». Например: «Вы можете выбрать сказку, которая вам больше нравится. Но по твоему рисунку мы сразу должны узнать, что это за сказка».
В занятии на тему «Я и мой мир» использовался приём «возвышения» ребёнка. Например, обращаясь к Артёму 3. в процессе рисования, педагог говорит вслух «Как интересно ты показал в рисунке, что тебя интересует, пожалуй, никто из детей не нарисовал такую яркую зелень».
В рисовании на тему «Родная природа» использовались приёмы «восхищения», «снятия страха»: «Какая красивая золотая осень, как на картинах художника И.Левитан! »,« Не бойтесь смешивать цвета, вы сможете найти оттенки для образа темной и золотой осени».
В процессе рисования на тему «Хорошие и плохие цветы» акцент был сделан на такой технике, как «возвышение», привлекая внимание к благородным мыслям каждого ребенка. «Какие необычные цветы нарисовала Настя, ни у кого таких нет. А ведь помните, как ей было сложно рисовать различные цветы, а теперь — просто удивительные!»
В теме «Познаю себя через поступок» использовалась техника «возвышения», «снятия страха», «предоплаты через доверие».
Обращаясь к детям, мы подчеркнули, что они рисовали очень хорошие дела, но не боялись изобразить что-то плохое. Ведь такое может случиться в жизни любого ребенка, и они не побоялись признаться в этом, нарисовав «плохой» поступок. Мы, учителя, выразили уверенность, что дети больше не будут их выполнять.
В уроке на тему «Все профессии важны, все профессии необходимы» учитель опирался на приемы «создания успешной ситуации», «скрытые инструкции». Например: «Главное на вашем рисунке — человек и важно показать, какая у него профессия. Ведь можно это увидеть по одежде, предметам, которые его окружают».
На всех занятиях создавалось «творческое поле»: с каждым ребёнком или группой детей обсуждались творческие планы, дети давали друг другу советы, как лучше нарисовать тот или иной предмет, образ, какие выбрать материалы и т. д.
Разработанная методика проведения уроков с использованием технологии педагогического сопровождения способствовала развитию творческих проявлений в рисунках. Стало очевидным, что у детей появилось желание заниматься различными видами деятельности, в том числе и изобразительной, но это желание ещё нужно развивать до более высокого уровня путём проведения определённой педагогической работы и внедрения в педагогический процесс разнообразных методов работы с детьми, создания атмосферы творчества, позиции сотрудничества.
Для подтверждения результативности результатов обучающего эксперимента был проведен итоговый эксперимент, целью которого было выявление изменений творческих проявлений детей в результате использования педагогического сопровождения.
Название: Эссе воспитателя “Педагогическая поддержка детей в процессе изобразительной деятельности” |
Заключительный этап был построен по типу установления, что позволило провести объективное сравнение их результатов.
На завершающем этапе эксперимента в процессе выполнения творческого задания «Кому бы вы хотели помочь?» использовались некоторые методики педагогической поддержки.
Можно отметить, что классная система и технология педагогической поддержки, примененная на этапе обучения, дали положительные результаты.
Учителя МДОУ заинтересовались его результатами и предложили провести аналогичные занятия в другой подготовительной группе.
Таким образом, изучение теоретических основ проблемы педагогического сопровождения как нового направления в образовательном процессе дошкольных образовательных учреждений позволяет отметить ее актуальность для управления зрительной деятельностью детей. Данная технология направлена на реализацию принципа гуманизма, на проявление человеческого отношения педагога к личности рисующего ребенка, создание условий для развития его творческих способностей.
Проведенная экспериментальная работа позволила констатировать большие изменения в развитии детского творчества. Они стали реагировать более эмоционально и реагировать на влияние взрослого, окружающей среды, в том числе своих сверстников.
установлено, что технология педагогического сопровождения детей в зрительной деятельности способствует развитию эмоциональных переживаний, эмоциональной реактивности детей в их работе в специальных педагогических условиях.
Овладение педагогической технологией — важнейший элемент педагогического образования, без которого сегодня невозможно представить профессионального учителя. Ориентация на личность ребенка, проявление внимания к его внутреннему миру, забота о развитии его индивидуальных творческих проявлений должны быть в центре педагогического процесса.
Использование технологии педагогического сопровождения по направлению зрительной деятельности отличается некоторыми особенностями.
Педагог направляет детей к проявлению творческих способностей, к самостоятельным поискам необходимых способов изображения.
Личностно-ориентированное общение с учителем укрепляет детей в их позициях, побуждает их общаться со сверстниками.
Оно понятно детям и воспринимается ими на эмоциональном уровне.
Рассмотренный опыт и методика педагогической поддержки детей важны и актуальны для практической деятельности учителей. необходимо дальнейшее изучение возможностей реализации гуманистической направленности руководства зрительной деятельностью детей.
Учителя должны ориентироваться на существующие современные технологии обучения детей, искать возможности их использования в своей практике, особенно в развитии творческой активности детей. В этом видится перспектива нашей дальнейшей работы.
Литература.
[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/esse/po-izobrazitelnoy-deyatelnosti/
- Компанцева Л.В. Инновационная деятельность дошкольного образовательного учреждения по обеспечению качества художественного образования. Ростов-на-Дону,
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М, 1998.
- Бондаревская Е.В. , СВ. Кульневич. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов-на-Дону, 1999
- Дыбина О.В. Творческое «поле» ребёнка — дошкольника. Традиции и инновации в дошкольном образовании. Материалы международной научно-практической конференции, посв. 135 — летию МПГУ. М., 2007. — С. 658-663.
- Комарова Т.С. Детское художественное творчество. М., 2006.
Название:
Автор: Игнатова Елена Васильевна
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории логопедической группы
Место работы: МАДОУ № 310
Месторасположение: г. Ростов-на-Дону