«Виды речевой деятельности и взаимосвязь между ними». Виды речевой деятельности и взаимосвязь между ними

Эссе

Подборка по базе: , Версия 5.5 Виды финансовых пирамид.doc , Страхи и виды тревожности.doc , Введение. Сущность банковской деятельности. Современный банк, IT в юридической деятельности.doc , ЦЕНТРАЛЬНЫЕ БАНКИ И ОСНОВЫ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.docx , Летние виды адаптивного спорта..docx , Эссе Соотношение и взаимосвязь государства и права.docx , Введение. Сущность банковской деятельности. Современный банк, виды медицинских учреждений и виды медицинской помощи.pptx


Отчет по теме «Виды языковой деятельности и их взаимосвязь», Выполнен: Скоморохов Вячеслав.

Речь и язык играют очень важную роль в нашей жизни. Знание языка позволяет человеку жить в обществе, общаться с другими людьми, помогает понять себя, свои мысли и чувства. Речь и язык составляют сложное диалектическое единство. Под речью принято понимать как сам процесс говорения, так и результат этого процесса, т.е. речевую деятельность, речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом. Общую черту речи обычно дает ее противопоставление языку. Речь есть последовательность слов, она линейна, язык имеет уровневую организацию; речь стремится к слиянию слов в речевом потоке, язык сохраняет их отдельность; речь преднамеренна и устремлена к определённой цели, в отличие от нецеленаправности языка; речь подвижна, язык стабилен; речь отражает опыт индивидуума, язык же в системе выражаемых им значений фиксирует опыт коллектива. Общее (язык) и частное (речь) различны и вместе с тем едины. Средства общения, взятые в абстракции от каждого из их конкретных приложений, называются языком. Те же самые средства общения, конкретно примененные , т.е. вступившие в связь с конкретным содержанием (мыслями, чувствами, настроениями человека), называют речью. Человек, наряду с работой, наукой, государством, политикой и прочими, имеет наиболее обычную языковую деятельность. Без него никто другой не возможен, он предшествует, сопровождает, а иногда и формирует, составляет основу деятельности. Речевая деятельность — это деятельность, имеющая социальный характер, в ходе которой высказывание формируется и используется для достижения определенной цели (общения, сообщения, воздействия).

1. Речевая деятельность. Этапы речевой деятельности.

Речевая деятельность

Этапы речевой деятельности.

Речевая деятельность как один из видов деятельности человека характеризуется целенаправленностью и состоит из нескольких последовательных этапов: ориентировки, планирования (в форме внутреннего программирования), реализации и контроля. В соответствии с этими этапами выполняется каждое голосовое действие.

3 стр., 1076 слов

Внутренняя речь как вид речевой деятельности, ее структура и происхождение

... внутренней речи как вариант редукции обычного речевого акта. Так, В. М. Бехтерев определил внутреннюю речь как отражение неустановленной речи в ... языка вообще. Отрицали они и необходимость для мышления внутренней речи, т. е., речи, по определению К. Бюлер в форме ... механизмах внутренней речи, то у меня имеется сокращенный план лекции в виде нескольких пунктов («внутренняя речь», «эгоцентризм», ...

Исходным моментом любого речевого действия является речевая ситуация, то есть такое стечение обстоятельств, которое побуждает человека к высказыванию, например, необходимость ответить на вопрос, сделать доклад о результатах работы, написать письмо, побеседовать с другом и т.п. В реализации речевого действия выделяются следующие фазы:

1. Подготовка высказывания. Начало деятельности речевого акта — осознание причин, потребностей и целей вступления в общение. Кроме того, вероятностный прогноз результатов утверждения составляется на основе прошлого опыта и с учетом ситуации. У вербально развитого человека с быстрой реакцией эти подготовительные действия происходят с большой скоростью на подсознательном уровне и заканчиваются созданием внутреннего плана высказывания, который может иметь разную степень обобщения.

2. Структурирование высказывания. Содержание этого этапа — выбор слов, их расположение в желаемой последовательности и грамматическое оформление. Эти операции, выполняемые в оперативной голосовой памяти, сопровождаются оценкой созданного высказывания и его исправлением на уровне внутреннего плана.

3. Переход к внешней речи. Осуществляется звуковое или графическое оформление высказывания. Это важнейшая фаза языкового действия, заключающаяся в переходе от внутреннего дискурса к внешнему. Ошибки в таком переходе делают речь в глазах окружающих неполной, непоследовательной и трудной для понимания.

Основная особенность, которая отличает языковую деятельность от других видов деятельности, состоит в том, что она направлена ​​на общение, удовлетворяет коммуникативные потребности человека и, как правило, органично сочетается, «ко-функционирует» с другими видами человеческой деятельности.

Принято выделять четыре этапа речевой деятельности:

1. Ориентировочный (побудительно-мотивационный).

На этом этапе происходит осознание потребности, мотива речевой деятельности в данной ситуации общения: для чего? с какой целью? кто мой собеседник? почему избран этот вид общения?

2. Этап планирования

Его назначение и содержание – выработка коммуникативной стратегии:

Этап исполнения (осуществления).

Происходит главное действие: а) порождение речи в устной или письменной форме, или б) её восприятие и понимание (различные виды перекодирования смысловых единиц); дополнительное действие: коррекция речи с учетом обратной связи.

4. Этап контроля.

Назначение этого этапа – оценка результата, обращение к возможным формам проверки: достигнута ли цель общения?

13 стр., 6220 слов

Теория речевой деятельности, характеристика ее основных положений

... речевой деятельности и являющийся ее неотъемлемой составной частью, по определению Л.С. Выготского, есть единство общения и обобщения (как продукта интеллектуальной деятельности) - в этом и состоит его сущность. ... устной (звуковой), (2) письменной (чтение и письмо) и (3) кинетической (т. е. мимико-жестикуляторной) речи. Отличительными признаками речевой деятельности (РД), по А.А. Леонтьеву, являются ...

Виды речевой деятельности., К основным видам речевой деятельности относятся:

  • говорение (устное выражение мысли),\
  • слушание(восприятие речи на слух и ее понимание),
  • письмо (графическое, письменное выражение мысли)

— чтение (т.е. восприятие и понимание чужой записанной речи); различают чтение вслух и тихое чтение — чтение про себя.

Именно эти виды языковой деятельности лежат в основе процесса голосового общения. Эффективность и успех вербального общения зависят от того, насколько хорошо человек развил навыки этих видов языковой деятельности.

В каких бы условиях ни происходило голосовое общение, с помощью любых средств передачи информации оно основано на единой модели голосового общения. Элементами этой модели являются:

Отправитель информации или адресант – говорящий или пишущий человек., Получатель информации или адресат – читающий или слушающий человек.

Сообщение – текст в устной или письменной форме. Без текста, без информации голосовое общение, сам процесс общения невозможен.

Говорение

Как вид языковой деятельности он в основном основан на языке как средстве общения. Язык обеспечивает коммуникацию между общающимися, по­тому что его понимает как тот, кто сообщает информацию, кодируя ее в значениях слов, отобранных для этой цели, так и тот, кто принимает эту информацию, декодируя ее, т.е. расшифровывая эти значения и изменяя на основе этой ин­формации свое поведение. Это Продуктивный вид речевой деятельности, посредством которого (совместно с аудированием) осуществляется устное вербальное общение.

Слушание

Слух — это рецептивный тип речевой активности, при котором прием и последующая обработка голосового сообщения осуществляется в зависимости от активности анализатора слуха.

«Слушать» и «слышать» – не одно и то же. Большинство людей рождаются способными слушать, то есть выполнять естественный физиологический процесс, не требующий сознательных усилий. Слушание означает стремление понять и запомнить услышанное, что предполагает наличие сложного набора навыков, которым человек овладевает на протяжении всей своей жизни. В английском языке слова «слушать» и «слышать» разнокоренные (to hear, to listen).

В русском языке нет слова «слышание» и «слышатель». Но для нас сейчас будет важно приравнивать термины «слушание» и «слышание». (Куницына, Казаринова, Погольша, 2003).

Т.е. мы будем называть слышанием – эффективное слушание.

Чтение.

Чтение — это вид самостоятельной языковой деятельности, обеспечивающий письменную форму общения. Он занимает одно из основных мест по использованию, важности и доступности.

В структуре чтения как деятельности можно выделить мотив, цель, условия и результат. Мотивом является всегда общение или коммуникация с помощью печатного слова; целью – получение информации по тому вопросу, который интересует читающего. Условия чтения включают владение графической системой языка и приемами извлечения информации. Результатом деятельности является понимание или извлечение информации из чтения с разной степенью точности и глубины.

4 стр., 1659 слов

Виды речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение, письмо

... деятельности включают чтение и письмо. Эти виды РД формируются на основе двух первых – слушания и говорения (письмо вообще нередко определяется как отображение устной речи «в письменной форме»). Являясь вторичными по происхождению, чтение и письмо ...

Чтение как вид языковой деятельности развивается на основе аутентичных текстов разных жанров, коммуникативной и личностно-ориентированной направленности.

Письмо

Речь письменная — вербальное (словесное) общение при помощи письменных текстов. Оно может быть и отсроченным (например, письмо), и непосредственным (обмен записками во время заседания).

Речь письменная отличается от речи устной не только тем, что использует графику, но и в грамматическом (прежде всего синтаксическом) и стилистическом отношениях — типичными для письменной речи синтаксическими конструкциями и специфичными для нее функциональными стилями. для него характерна очень сложная композиционная и структурная организация, которую необходимо специально осваивать, а значит и особая задача обучения письменной речи в школе.

Поскольку текст письменной речи может восприниматься одновременно или, во всяком случае, большими «кусками», восприятие письменной речи во многом отличается от восприятия устной речи.

Взаимосвязь между видами речевой деятельности.

Виды речевой деятельности — слушание, говорение, чтение, письмо определяются по двум основаниям:

1. «Говорение-слушание» и «чтение-письмо» — объединены по форме сообщения.

«Говорение-слушание» реализует устную форму обще­ния. Это устная форма речи.

«Чтение-письмо» реализует письменную, опосредован­ную форму общения. Это письменная речь.

2. «Говорение-письмо»и «слушание-чтение» отражают характер самого действия — прием или выдача информации.

«Говорение-письмо» реализуют процесс выражения мысли, чувств.

«Слушание-чтение» реализуют процессы приема, оце­нивания, осмысления, интерпретации речевого сообще ­ния.

Связь говорения с другими видами речевой деятельности заключается в следующем:

Чтение тесным образом связано с другими видами речевой деятельности. Прежде всего, это тесно связано с письмом, поскольку и чтение, и письмо используют ту же графическую систему, что и язык. При обучении языку необходимо рассматривать и развивать эти виды языковой деятельности вместе. И это особенно относится к начальному этапу.

Чтение связано с слушанием, поскольку оба основаны на перцептивной и умственной деятельности, связанной с восприятием, анализом и синтезом. Во время прослушивания слушатель воспринимает игру речи, а читатель — письменную. При чтении, а также при слушании большое значение имеет вероятное предсказание, которое может быть как вербальным, так и семантическим.

Чтение так же связано с говорением. Громкое чтение (или чтение вслух) представляет собой «контролируемое говорение». Чтение самому себе — это внутреннее слушание и внутреннее говорение одновременно.

19 стр., 9352 слов

Мотивационное письмо для учебы – пример и образец его заполнения в 2019 году

Пример составления мотивационного эссе Однако для людей, которым недостаёт нескольких пунктов, оно способно стать настоящим спасением и гарантировать попадание в вуз. В том случае, если студент хочет сменить ... ситуации, которая существенно повлияла на ваше решение принять участие в этом проекте. Написание одного и того же текста для нескольких проектов . При таком подходе вы можете «пойти ...

Понимание речи на слух тесно связано с речью — выражением мыслей на изучаемом языке. Говорение и аудирование – две взаимосвязанные стороны устной речи. Слушание — это не только получение сообщения, но и подготовка во внутреннем дискурсе ответа на услышанное. Чтобы сказать, надо услышать. Таким образом, аудирование подготавливает речь, говорение помогает формированию понимания на слух.

Аудирование связано и с чтением. Их объединяет принадлежность к рецептивным видам речевой деятельности, когда восприятие — понимание — активная обработка информации, полученной из голосовых сообщений — при прослушивании через слуховой проход, при чтении — через зрительный канал.

Самым тесным образом связано аудирование и с письмом. В процессе графического дизайна человек говорит и слушает то, что пишет.

Таким образом, аудирование тесно связано с другими видами языковой деятельности, аудирование играет важную роль в изучении языка и особенно в обучении, ориентированном на общение. Современная методика преподавания языка подчеркивает необходимость тренировать аудирование как очень важный навык, без овладения которым невозможно представить себе общение на языке.

Письмо тесным образом связано с другими видами речевой деятельности (говорение — письмо; письмо — чтение).

С точки зрения психофизиологии письмо пред­ставляет собой сложный процесс, в котором функциони­руют все анализаторы (зрительный, слуховой, речедвигательный, моторный).

Это позволяет говорить о письме как об «универсальном закрепителе».\

Заключение

Речевая деятельность человека — самая распространенная и сложная. Под речевой деятельностью понимается речь как процесс. Успех любой профессиональной деятельности зависит от мастерства, с которым осуществляется языковая деятельность.

Речевая деятельность пронизывает всю жизнь человека. Общение – среда его обитания. Без общения, как без воздуха, человек не может существовать. Без общения невозможно формирование личности человека, его образование, воспитание и развитие интеллекта.

Речевая деятельность помогает организовать совместную работу, наметить и обсудить планы, реализовать их. Умение общаться с другими людьми позволяет человеку достичь высокого уровня цивилизованности.

Список используемой литературы.

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/esse/vidyi-rechevoy-deyatelnosti-govorenie-slushanie-pismo-chtenie/

https://infourok.ru/govorenie-kak-vid-rechevoy-deyatelnosti-2630529.html

https://studopedia.ru/7_2842_slushanie.html

https://studopedia.ru/7_2841_vidi-rechevoy-deyatelnosti.html

https://ped_recheved.academic.ru/193/%D0%A0%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C

https://vidamir.com/vidy-rechevoj-deyatelnosti/