Антимонопольное регулирование в рыночной экономике

Контрольная работа

Во всех странах, во всех социально-экономических системах государственное управление является неотъемлемой частью процесса управления экономикой. Государство играет решающую роль в управлении экономическими активами, относящимися к государственной собственности, включая продажу, приобретение, приватизацию таких активов, их использование для выполнения государственных функций, сдачу в аренду, концессию в качестве залога. Государство контролирует формирование и расходование бюджета страны и регионов, движение государственных финансовых ресурсов, выполняет функции социального управления, способствует решению проблем научно-технического развития.

Даже рыночные процессы не остаются вне влияния государства, для регулирования которого государство использует правовые, организационные и экономические механизмы, институты и инструменты. Планирование и управление программными целями также находятся в сфере государственного влияния.

В современной науке и практике концепция невмешательства государства в рыночную экономику в значительной степени вытеснена. стало очевидным, что только государство способно преодолеть так называемые «провалы» рынка и ввести экономические процессы в гражданское русло сочетания централизованного управления и саморегулирования рынка. Разработка и реализация антимонопольной политики — одна из важнейших экономических функций современного государства. Эта функция характеризует деятельность не только тех государств, в которых уже существует социально ориентированная рыночная экономика, но и тех, которые идут по пути построения такой экономики, как, например, Россия.

1. Конкурентный и монопольный рынки

Рыночная экономика способна эффективно функционировать только в условиях наличия конкуренции между участниками рынка: товаропроизводителями, продавцами, предпринимателями, т.е. всеми, кто поставляет и предлагает к продаже свои товары. В более широком смысле конкуренция распространяется на тех, кто конкурирует в борьбе за покупателей, за продажу товаров на рынке целыми секторами, регионами и странами. Конкуренция — самый мощный способ взволновать бизнес-субъекты. Наличию конкуренции мир обязан ростом качества продукции и сдерживанием цен. Строго говоря, настоящая рыночная экономика не может существовать без конкуренции; рынок деградирует как таковой, если несколько продавцов не могут выставить на продажу аналогичные товары.

Согласно общепринятому определению конкуренция есть состязание, соперничество между разными производителями или продавцами, а в общем случае — между любыми субъектами, агентами экономической деятельности в борьбе за рынки сбыта, за наиболее выгодные условия продажи или покупки товаров и услуг на рынках с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод.

18 стр., 8870 слов

Менеджмент как форма управления в рыночной экономике

... цели необходимо ответить на следующие вопросы: каковы исторические предпосылки управления, как соотносятся понятия «управление» и «управление», какова корпоративная природа управления, которые, по сути, современны? подходы к управлению, менеджмент в рыночной экономике. Рекламно-производственная компания «Апельсин» ...

Теория конкуренции и представления о ее роли в регулировании рыночных цен и рыночных отношений возникли несколько сотен лет назад в рамках классической политической экономии. Адам Смит первым сформулировал ключевую роль конкуренции как механизма автоматического регулирования цен на свободных рынках. Он назвал конкуренцию «невидимой рукой», которая заставляет рыночных продавцов устанавливать цены на товары в соответствии с уровнем спроса на них со стороны покупателей, так что высоко-конкурентный рынок сам формирует цену равновесия величины спроса и предложения, известную под названием равновесной цены.

Впоследствии понятие конкуренции было значительно расширено и углублено, в результате чего возникли разные виды конкуренции, различающиеся, прежде всего, уровнем концентрации на рынке конкурирующих продавцов однородного продукта. Общее понятие «конкуренция» было разделено на две разновидности: «совершенная конкуренция» и «несовершенная конкуренция». При этом характерно, что А.Смит, Д. Рикардо и другие ранние исследователи конкуренции в большей степени имели в виду совершенную конкуренцию, в то время как несовершенная конкуренция стала предметом более поздних исследований, в результате чего возникла идея многих типов конкуренции.

Совершенная конкуренция, именуемая также чистой, идеальной, подразумевает соблюдение

наличие на рынке столь большого количества конкурирующих продавцов однородного товара и его покупателей, что ни один из продавцов не обладает способностью навязывать свою «ценовую» волю покупателям, так как они могут приобрести тот же товар у других продавцов;

  • свободный вход на рынок и выход из него продавцов и покупателей (отсутствие ограничений для проникновения на рынок и уход с него);
  • отсутствие внешнего контроля над ценами и ценового принуждения;
  • доступность для каждого участника рынка информации о ценах, спросе и предложении товара.

Идеальный рынок, отвечающий указанным условиям, — это своего рода стандарт, мысленная конструкция, так что совершенную конкуренцию можно рассматривать как абстрактную модель, к которой реальный рынок может так или иначе приблизиться.

Несовершенная конкуренция, как следует из названия, представляет собой разновидность конкурентной борьбы в условиях, которые значительно отличаются от тех, которые характеризуют совершенную, чистую, идеальную конкуренцию. Несовершенная конкуренция делится на несколько разновидностей, которые в основном отражают степень монополизации рынка, определяемую количеством конкурирующих продавцов аналогичных товаров.

Монополистическая конкуренция, наиболее близкая к совершенству, характеризуется достаточно большим количеством покупателей и продавцов, свободным входом и выходом с рынка. Основное отличие от совершенной конкуренции — это дифференциация продуктов, предлагаемых покупателям конкурирующими на рынке фирмами. Таким образом, конкуренты могут привлечь покупателя не только ценой, но и отличительными свойствами, качеством товара и видами услуг.

Олигополистическая конкуренция имеет место на рынке, на котором относительно небольшое количество независимых продавцов однородного продукта, дифференцируемого по типу, представлено значительным числом покупателей. В условиях олигополистической конкуренции каждый продавец может представлять значительную долю рыночного продукта и, таким образом, может занимать доминирующее положение, в определенной степени диктовать цены и ограничивать доступ на рынок для новых конкурентов. Особым случаем олигополии является дуополия, имеющая место на рынке, где представлены товары двух конкурирующих продавцов или фирм.

10 стр., 4744 слов

Анализ рынка молочной продукции и молока в России

... сети. К этому следует добавить, что пока отечественные производители лидируют на рынке молочной продукции. Однако, наряду российскими гигантами, такими, как «Вимм Билль Данн» и ... модель, используемая для анализа границ формации и экономики. Несовершенная конкуренция представлена отраслями чистой монополии, монополистической конкуренции и олигополии Отрасль совершенной конкуренции и ее характеристика ...

Практическое отсутствие конкуренции характерно для рынков, где господствует чистая монополия, т.е. представлены товары одного продавца, не имеющие адекватных заменителей (товаров-субститутов).

Проникновение конкурентов на монополизированные рынки чрезвычайно затруднено, и поэтому государства, стремящиеся сохранить конкурентную рыночную ситуацию, активно борются с монополией.

Очень часто необходимо наблюдать конкуренцию, искаженную поведением реальных или потенциальных конкурентов, которая определяется как недобросовестная. Недобросовестная конкуренция проявляется в виде отклонений от узаконенных и принятых правил и положений о конкуренции. Недобросовестные конкуренты вступают в сговор с конкурентами, пытаются их дискредитировать, дискредитировать, использовать вводящую в заблуждение рекламу, заручиться поддержкой влиятельных людей и организаций, установить дискриминационные, иногда демпинговые цены. Недобросовестная конкуренция в ее самых жестоких формах называется хищнической.

Также существуют виды соревнований, в зависимости от того, как они реализованы.

Ценовая конкуренция основана на продаже товаров и услуг по более низким ценам, чем у конкурентов, с целью привлечения покупателей. Относительное снижение цен достигается либо за счет преимущества в виде более низких издержек производства и распространения, либо за счет снижения прибыльности во имя увеличения продаж и вытеснения конкурентов. В отдельных случаях ценовая конкуренция осуществляется и путем временной продажи товаров по себестоимости при полной потере прибыли с тем, чтобы укрепить свои позиции на рынке и не допустить расширения поля действия конкурентов, а в последующем повысить цены.

Неценовая конкуренция опирается преимущественным образом на повышение качества продукции, товаров, услуг при неизменных рыночных ценах на них. Также используются расширение ассортимента, предоставление дополнительных услуг. Особое значение в неценовой конкуренции имеет маркетинг в виде мер по продвижению товаров на рынке и их реализации посредством активной рекламной кампании, стимулирования продаж и привлечения покупателей. Основным инструментом неценовой конкуренции является снижение издержек производства, что позволяет увеличивать прибыль по фиксированной цене и направлять дополнительную прибыль на совершенствование технологий, что гарантирует повышение технического уровня, качества и надежности продукции. Часть экономии направляется на маркетинговую деятельность, направленную на создание конкурентного преимущества.

2. Государственное противодействие монополизму

В странах с рыночной экономикой государство заинтересовано в развитии конкуренции в ее форме, близкой к совершенству, чистоте. Эта конкуренция стимулирует конкуренцию между производителями, что приводит к повышению качества производимых товаров и услуг, снижению издержек производства и обращения, а также к стремлению к более полному удовлетворению потребностей населения. Стимулируя качественный и количественный рост производительных сил страны, пересекая границы национальной экономики и распространяясь на мировые рынки, конкуренция способствует укреплению экономических позиций государства на мировой арене.

4 стр., 1678 слов

Конкуренция в коммерческой деятельности

... обращения товаров на рынке. Следует предположить, что правильным было бы указать на недопустимость не воздействовать на условия обращения товаров, а «определять» общие условия обращения товаров. Более того, использование таких формулировок, ...

В то же время государственные органы имеют ограниченные возможности управлять конкуренцией и даже стимулировать ее. Среди производителей сырья и продавцов товаров и услуг существует неизбежное стремление к монополии и недобросовестной конкуренции с целью получения собственных преимуществ и устранения конкурентов с рынка. Государство в лице власти препятствует монополии, проводя антимонопольную политику, направленную на всяческое ограничение монополистических тенденций, запрещение деятельности монополий, их удаление с рынков и насильственное разделение крупных компаний.

В то же время следует отметить, что некоторые коррумпированные государственные чиновники и даже органы могут косвенно, если не явно, поддерживать монополистов в результате коррупции или прямого участия в монополистической деятельности и монополизированных компаниях. Эта форма местной монополии, внешне скрытая под «крышей» государства, особенно характерна и проявляется в российской экономике в период рыночных преобразований.

Распространение монополии в любой форме ведет к ощутимым потерям для государства и общества, экономики и предпринимательства. Негативные последствия захвата рынков монопольными структурами проявляются в следующем:

  • монополисты способны устанавливать высокие цены предложения на свои товары при явно ограниченной возможности покупателей противостоять монопольному ценовому сговору;
  • производители-монополисты не заинтересованы в развитии производства, повышении качества товаров и услуг, более полном удовлетворении потребностей покупателей, так как им не угрожают конкуренты, а высокую прибыль можно получать путем увеличения цен при ограниченном объеме производства;
  • монополизм порождает неэффективное распределение ресурсов в пользу монополистов вне зависимости от эффективности их производства, отдачи ресурсов;
  • монополисты, увлеченные собственной выгодой, в минимальной мере озабочены интересами государства и общества, безжалостно вытесняют из производства и с рынка своих соперников;

— монополизм подобно раковой опухоли способен разрастаться, включая в свою орбиту новых и новых участников, и по мере обретения силы сращиваться с аппаратом государственной власти, органами государственного управления, чиновниками разных уровней.

В связи с подобными негативными проявлениями монополизма практически все государства вынуждены проводить антимонопольную деятельность, опирающуюся на обширный арсенал мер. Антимонопольная деятельность государства по степени и формам проявления монополии направлена ​​на предотвращение, ограничение, подавление, пресечение действий, препятствующих конкуренции или искажающих ее, превращая в несправедливые.

Регулирование государственной монополии в форме запретов на монопольное производство и продажу товаров возникло более полутора тысяч лет назад. Антимонопольное законодательство, ограничивающее или запрещающее монополии, стало использоваться в качестве основного инструмента противодействия монополистическим тенденциям. Антимонопольное законодательство стало крайне необходимо в связи с появлением исключительно крупных монополий в форме могущественных корпораций. Наибольшее развитие так называемое антитрестовское законодательство получило в США, где в 1890 г. был принят Закон Шермана, запрещавший монополизацию рынка, монополистический сговор компаний, соглашения между ними, ограничивающие предпринимательство.

10 стр., 4746 слов

Монополистическая деятельность

... конкуренции. Монопольная цена - особый вид рыночной цены, которая устанавливается под влиянием не только спроса и предложения, но и господства монополистов на рынке данного товара. Цена монополии ... между монополиями и аутсайдерами (предприятиями, не входящими в монополистические объединения), а также внутри монополий. 1.1 Понятие монополии Монополия - явление сложное и многогранное, поэтому при ее ...

Принятый в США в 1914 г. Закон Клейтона пошел гораздо дальше в противодействии государства монополии. Этот закон запрещал ценовую дискриминацию потребителей, приобретение других компаний одной компанией путем приобретения их активов, создание взаимосвязанных дирекций разных компаний и другие способы ослабления конкуренции. Впоследствии Закон Клейтона был усилен и расширен за счет внесения поправок. Антимонопольное законодательство вошло в практику государственного регулирования во многих странах мира.

В советской экономике проблема антимонопольного регулирования не рассматривалась, поскольку, с одной стороны, существовала глобальная государственная монополия и не было конкурентного свободного рынка, а с другой стороны, государственный план препятствовал монополии бизнеса. Что касается конкуренции, то ее пытались заменить так называемым социалистическим соревнованием товаропроизводителей за высокие производственные результаты.

Проведение рыночных преобразований и становление свободного рынка товаров и услуг в России значительно активизировали государственную антимонопольную деятельность. Уже в 1991 г. был принят Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», дополненный и измененный в 1995 г. В соответствии с российским антимонопольным законодательством сделки между субъектами хозяйственной деятельности, направленные на ограничение и противодействие конкуренции, признаются недействительными. Не допускается принятие и осуществление органами власти актов, соглашений, препятствующих конкуренции.

С 2004 г. Федеральная антимонопольная служба как главный государственный орган проведения антимонопольной политики подчинена Председателю Правительства Российской Федерации. На государственные антимонопольные органы возложены функции предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, осуществления контроля за соблюдением требований антимонопольного законодательства, регулирования деятельности естественных монополий в России. С целью контроля за монополиями введен государственный реестр организаций-монополистов, обладающих на российских рынках объемом продаж, превышающим 35% их общего количества.

Одной из серьезных трудностей преодоления монополизма в мире служит выявление и доказательство его наличия, умело скрываемого самими монополистами под маской законности. Исключительно трудно установить однозначно определяемые и четко фиксируемые критерии, в соответствии с которыми деятельность организации, компании следует считать монополистической и относить ее к категории монополистов.

В теории и практике антимонополистического государственного регулирования используется понятие «доминирующее положение на рынке», относящееся к субъектам хозяйственной деятельности, представленным на рынке определенного товара. Доминирующим называют исключительное положение одного или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Принято считать, что хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение, если доля продаваемого им определенного товара на рынке превышает 65% общего объема продаж.

6 стр., 2616 слов

Государственное регулирование коммерческой деятельности

... собственностью, определяется только экономическими и организационными методами, каковыми являются налогообложение, кредитование, ценообразование, лицензирование, сертификация и пр. Цель работы, Актуальность работы:, Цели, функции и методы государственного регулирования коммерческой деятельности Объектом ...

К злоупотреблению своим доминирующим положением на рынке относят все виды деятельности хозяйствующих субъектов, которые приводят к ограничению конкуренции посредством создания искусственного дефицита товаров, нарушения установленного порядка ценообразования, приводящего к повышению цен, препятствий доступу на рынок других участников, навязывания контрагентам своих условий соглашений.

Совершенствование практики антимонопольного регулирования в развитых странах проявилось в последнее время при определении монополиста и его экономической власти в учете так называемых аффилированных лиц. Российское антимонопольное законодательство также требует выявления и учета таких лиц. В частности, Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 28 декабря 1995 г. обязывает акционерные общества вести учет своих аффилированных лиц и ежегодно публиковать в открытой печати их списки с указанием числа и категорий принадлежащих им акций.

Аффилированные (взаимозависимые) лица — это любые физические и юридические лица, отношения между которыми могут оказывать непосредственное влияние на условия и экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц. К ним относятся следующие категории лиц:

  • лицо, участвующее в имуществе другого, если доля такого участия составляет более 20%;
  • физическое лицо, подчиняющееся другому физическому лицу по должностному положению;
  • лица, состоящие в родственных отношениях (супруги, родители — дети; братья — сестры).

Отношения аффилированных лиц могут быть имущественными; договорными; организационно-управленческими; родственными; смешанными.

Антимонопольное государственное регулирование призвано препятствовать, не допускать недобросовестную конкуренцию на рынке, к проявлениям которой относят:

  • опорочение конкурентов путем распространения ложных сведений о них;
  • распространение заведомо искаженной информации о потребительских свойствах и качестве товаров;
  • незаконное использование прав на интеллектуальную собственность, торговые марки, фирменные знаки;
  • разглашение сведений, информации, составляющей коммерческую тайну, без согласия владельцев информации.

Государственные органы, отвечающие за антимонопольную деятельность, обладают значительным арсеналом средств борьбы с монополистами и монополизмом, но далеко не всегда эффективно используют свое оружие. В числе основных инструментов, способов государственного противомонопольного воздействия выделим следующие:

  • обязательные для исполнения, директивные предписания хозяйствующим субъектам о соблюдении антимонопольного законодательства и устранении последствий его нарушения;
  • принудительное разделение монопольных структур, выделение из их состава самостоятельных, независимых организаций, подразделений;

расторжение или изменение договоров, соглашений, противоречащих антимонопольному законодательству:

4 стр., 1992 слов

Управление конкурентоспособностью предприятия в современных условиях

... от которых зависит конкурентоспособность; сформировать механизм управления конкурентоспособностью; проанализировать существующие методы определения уровня конкурентоспособности; разработать методические рекомендации по повышению уровня конкурентоспособности. Объект и предмет исследования Объектом исследования является процесс управления конкурентоспособностью предприятий в ...

  • наложение штрафов, принятие санкций, мер административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных антимонопольными законодательными и другими нормативными актами;
  • принудительный роспуск организаций-монополистов.

Несмотря на наличие столь обширных видов государственного антимонопольного воздействия, их практическая реализация затруднена ярым противодействием со стороны монополистов. Антимонопольная деятельность государства должна носить непрерывный характер, так как монополистические структуры находят новые пути и способы возрождения подавленных монополистических проявлений.

3. Государственное регулирование естественных монополий

При всей нежелательности и даже вредности монополий в экономике, функционирующей на рыночных началах, они в определенной мере неизбежны, а в какой-то степени даже естественны, имманентно присущи экономике. Сферы экономической деятельности, по объективным причинам исключенные из зоны действия рыночной конкуренции, именуются естественными монополиями. Наличие естественных монополий оправдывается либо практической невозможностью создания конкурентного рынка данного товара (в условиях, например, когда монополист обладает авторским правом и не желает передавать его другим лицам), либо экономической нецелесообразностью создания конкурирующих производств (например, в виде прокладки параллельных магистральных газопроводов).

В ряде случаев естественные монополии возникают, когда организация, компания овладевает способами производства данного вида товаров и услуг с минимальными издержками производства и обращения, что позволяет ей в течение определенного времени быть естественным монополистом благодаря возможности поддерживать самые низкие цены на рынке. Такая же ситуация складывается при выходе компании на высший, недоступный другим уровень качества.

К объектам естественной монополии относят, например, добычу многих видов полезных ископаемых, отдельные виды транспорта и транспортных коммуникаций, существующих в единственном варианте, производство и продажу наиболее опасных видов вооружений, ядовитых веществ, уникальные каналы и средства связи.

В соответствии с Федеральным законом РФ «О естественных монополиях» к категории естественных монополий отнесены:

  • транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
  • транспортировка газа по трубопроводам;
  • услуги по передаче электрической и тепловой энергии;
  • железнодорожные перевозки;
  • услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
  • услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Хотя крупные естественные монополисты находятся на виду у государства и общества, это не мешает им в условиях свободного рыночного ценообразования поднимать цены на производимые товары и предоставляемые услуги. Подобная ценовая политика естественных монополистов особенно опасна тем, что распространяет свое действие на обширное количество потребителей, включая население. Взвинчивая цены на сырье, энергию, естественные монополисты порождают волну ценового роста, охватывающую материалы, полуфабрикаты, конечную продукцию, услуги, издержки производства которых во многом зависят от стоимости сырья и энергии.

15 стр., 7217 слов

Решения на основе инструментов управления активами. корпоративная ...

... или полном пользовании, отчуждении, отсоединении, присвоении объекта собственности. Реализация права собственности предполагает выделение субъекта и объекта этого сложного процесса. В действующем законодательстве ... менеджеры, сотрудники. Существует несколько механизмов эффективного контроля над корпоративным управлением. Сформированные товарные рынки служат первым механизмом контроля: в условиях ...

Отсюда следует обязательность государственного регулирования естественных монополий. К числу самых распространенных в современной российской экономике способов государственного регулирования деятельности естественных монополий относятся:

  • установление государственными антимонопольными органами цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий или ценовых ограничений в виде верхних предельных уровней цен;
  • обязательное обслуживание ограниченного контингента потребителей при установленном минимальном уровне их обеспечения в случае невозможности полного удовлетворения запросов потребителя на товары и услуги естественных монополий;

— дифференциация цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий в зависимости от категории, общественного положения потребителей, предоставление ценовых льгот определенным категориям за счет средств государственного бюджета или путем перекрестного финансирования, когда «богатые» платят за «бедных».

В тех областях производственно-экономической деятельности, где монополия неизбежна, государство прибегает не только к надзору и регулированию, но и к непосредственному управлению естественными монополиями, сохраняя их иногда в государственной собственности, приобретая контрольные пакеты акций, компаний-монополистов.

Особую часть естественных или, точнее, близких к естественным монополий образуют государственные монополии, функционирующие в области формирования экономической политики, регулирования денежного обращения, обеспечения национальной (экономической, военной, социальной) безопасности, производства товаров и услуг специального назначения. В качестве характерных примеров государственных монополий укажем на денежную эмиссию, регулирование валютного курса, экспорт и импорт товаров, строго контролируемых государством, производство и продажу алкогольной продукции, наркотических средств, отдельных видов оружия.

По отношению к этим видам монополий государство редко проводит антимонопольную политику или вообще не проводит ее. Государственное регулирование осуществляется на законодательной основе либо путем предоставления лицензий (чаще всего государственным организациям) на осуществление государственно-монополитстической деятельности.

4. Антимонопольное управление рынками имущественных объектов собственности

Наряду с рассмотренными выше государственными мерами по ограничению монополизма в производстве и продаже массовых товаров необходимы специальные меры государственной антимонопольной деятельности применительно к товарам, продаваемым на рынках объектов собственности. Дело в том, что крупные объекты собственности в виде имущества, недвижимости чаще всего не представлены на рынках как объекты массовых продаж, в связи, с чем трудно напрямую выявить монополистов, захватывающих большую часть рынков подобных товаров и препятствующих тем самым свободной конкуренции. Сами рынки продаж объектов собственности в виде аукционов, конкурсов представляют удобное поле для появления скрытого или даже прямого сговора покупателей, приобретателей собственности. Не менее важно и то, что для многих объектов собственности характерна не продажа непосредственно объекта, а продажа прав использования объекта в виде аренды, передачи в управление пакетов акций. Антимонопольное управление необходимо для поддержания конкурентных начал в сфере обращения имущественных объектов собственности, способствования формированию современного, цивилизованного рынка недвижимости.

11 стр., 5346 слов

Товароведение продовольственных товаров (2)

... что отдельные виды товаров (продукции) обладают различными свойствами или характеристиками, которые необходимо установить и из­мерить. Свойство продукции управлением качеством продукции. Конкурентоспособность товаров Проблема повышения конкурентоспособности товаров ... организовать производство конкурентоспособной продукции. Основными причинами такого положения являются низкий уровень технической ...

Антимонопольные меры применительно к рынкам объектов собственности видятся в государственном регулировании купли, продажи, передачи, реорганизации объектов собственности в целях осуществления этих процессов с соблюдением конкурентных принципов, начал. При этом должно быть выдержано рациональное соотношение государственного регулирования и рыночного саморегулирования, но механизмы саморегулирования следует изначально настроить на конкуренцию, предотвратить свойственную нынешним способам саморегулирования рынка тенденцию служить интересам монополизма, узкого круга лиц, представителям олигархии.

Развитию конкурентных начал должно способствовать улучшение механизма ценообразования на объекты собственности. Специфика рынка купли-продажи объектов собственности такова, что даже при наличии формально соблюдаемых условий конкурсной продажи или аукциона нет гарантии продажи объекта по реальной рыночной цене, так как рынок бывает весьма ограниченным (особенно при закрытом конкурсе) и невозможно предотвратить предшествующий рынку сговор нескольких его истинных и мнимых участников, имитирующих конкуренцию. При повсеместно применяемом английском аукционе, как, впрочем, и при голландском, влияние на установление рыночной цены оказывает стартовое объявление, зависящее от аукциониста.

Механизм свободного рыночного ценообразования на основе уравновешивания спроса и предложения практически не работает на рынке крупных объектов собственности, поэтому государственное (независимое от агентов рынка) регулирование цен на недвижимость становится неизбежным. Необходимо предотвращать, как правило, продажу объектов государственной собственности по так называемой балансовой стоимости, если даже она исчислена с учетом переоценки основных средств, так как балансовая стоимость объекта обычно не отражает его рыночной стоимости. Основным средством ценового регулирования на рынках недвижимости призвано стать государственное установление ценовых ограничений (коридора цен) под наблюдением антимонопольных органов. Ограничения должны устанавливаться исходя из независимой опенки стоимости объекта по признанным методикам, опирающимся как на затратный, так и на доходный подходы, использующие метод аналогии. Ограничительные уровни цен для конкретных объектов или применительно к типовым объектам собственности необходимо устанавливать до проведения продаж и сообщать их организаторам продаж.

Столь же важно ввести государственное регулирование величины арендной платы, взимаемой за аренду объектов государственной и муниципальной собственности. Установление арендной платы как договорной цены по соглашению между арендодателем и арендатором не обеспечивает ее соответствия реальным рыночным ценам. Желательно установление государственных прейскурантов арендной платы на типичные объекты недвижимости с учетом видов объектов (земельные участки, складские помещения, помещения под офисы, жилая площадь и др.) и их качественных параметров (расположения, степени износа, продуктивности, удобства использования и др.); подобные прейскуранты призваны стать ориентирами величины арендной платы. Немаловажную роль играет государственное регулирование величины арендной платы и платы за предоставление государственного имущества в концессию в зависимости от характера использования объекта арендатором, концессионером и его инвестиционного вклада в содержание и развитие объекта. Плата государству за пользование объектом государственной собственности может быть поставлена в зависимость от приносимой объектом прибыли. Государственные органы должны выпускать методики определения арендной и концессионной платы с учетом оценочной стоимости объекта.

Отмеченная выше специфика рынка продаж и аренды объектов собственности стимулирует проявление скрытого монополизма, который трудно уловить непосредственно на рынке. Поэтому в антимонопольное управление рынками объектов собственности следовало бы включать предварительный контроль за концентрацией собственности определенного вида или разных видов в руках одного владельца. При этом имеется в виду концентрация как вещественных, материальных объектов собственности, так и купленных долей, паев, акций.

Особым направлением антимонопольного управления объектами собственности является установление аффилированных групп, тайных сговоров, картельных соглашений.

5. Государственная поддержка конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей

К антимонопольному управлению объектами собственности следует отнести ограничение или пресечение монопольных прав выдачи лицензий, титулов, официальных рекомендаций, заключений юридическими и физическими лицами, осуществляемой от имени государственных органов и используемой в целях принесения выгоды указанным лицам.

Говоря об управлении конкуренцией на рынках со стороны государства, следует иметь в виду ограниченные возможности государственных органов и тем более предпринимательских структур влиять, воздействовать на конкуренцию в масштабах локальных, региональных, международных рынков. Конкуренция в условиях свободного рынка есть самовозникающее, самоподдерживающееся и саморегулируемое явление, объективно присущее незакрепощенным рыночным связям и отношениям. В этом смысле приходится говорить не столько о внешнем управлении конкуренцией, сколько о приспособлении к конкуренции.

Если подходить к проблеме конкуренции с этой стороны, то правомернее рассматривать ее как с точки зрения воздействия на процессы конкуренции, именуемого управлением конкуренцией, так и в равной, а то и большей мере с позиций развития возможностей субъектов хозяйственной деятельности участвовать в конкуренции, усиливать свое конкурентное положение на рынках.

При такой постановке в центре внимания должна находиться конкурентоспособность хозяйствующих субъектов, агентов экономической деятельности, а объектом изучения теории и практики управления становится управление конкурентоспособностью участников рыночных отношений.

В научной и учебной литературе можно встретить разные определения понятия «конкурентоспособность», хотя по смыслу этого слова ясно, что речь во всех случаях идет о способности участника экономической деятельности конкурировать со своими соперниками на рынках.

Европейский форум по проблемам управления предлагает следующее определение: «Конкурентоспособность — это реальная и потенциальная возможность фирм в существующих для них условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителей, чем товары их конкурентов». В данном определении, касающемся конкурентоспособности компании, подчеркивается решающая роль потребителей в качестве главного фактора, определяющего уровень конкурентоспособности фирм, товары и услуги которых приобретаются и используются данными потребителями.

Еще одна характерная черта приводимого определения заключается в том, что в нем выделено влияние на конкурентоспособность не только производства и сбыта, но и проектирования товаров. Действительно, уже в процессе проектирования, разработки товаров, при определении их конструкции, формы, состава закладываются качественные параметры, определяющим образом воздействующие на привлекательность товара для потенциального потребителя.

Характерно, что в приводимом определении конкурентоспособность фирмы ассоциируется, отождествляется с привлекательностью производимых ею товаров. Такой подход нельзя признать исчерпывающим, так как фирма может быть конкурентоспособной благодаря исторически сложившемуся имиджу, рекламе, которые не всегда адекватно соответствуют реальной привлекательности товаров фирмы для потребителей.

Отметим к тому же, что включение в определение конкурентоспособности таких чисто описательных ее признаков и свойств, как привлекательность, притягательность товара для совершающего покупку потребителя, не способствует конкретизации данного понятия, придает ему субъективную окраску. Сведение всех покупателей товара к одному универсальному потребителю не дает возможности уяснить, каково количество покупателей, предъявляющих спрос на товар, а именно от этого количества зависит конкурентоспособность.

Отдельные авторы включают в определение конкурентоспособности свойство товара, характеризуемое степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности в сравнении с аналогичными товарами других продавцов, представленными на данном рынке. Недостаточность такого определения состоит в том, что оно по сути воспроизводит определение качества товара, тогда как конкурентоспособность товара определяется соотношением качества и цены.

В более общем виде конкурентоспособность товара характеризуется как степень его соответствия требованиям конкурентного рынка, запросам покупателей в сравнении с другими аналогичными товарами того же назначения, представленными на данном или других доступных рынках. Конкурентоспособность определяется, с одной стороны, качеством товара, его техническим уровнем, потребительскими свойствами и, с другой стороны, ценой предложения на товар, устанавливаемой его продавцом. На конкурентоспособность товара влияют также мода, продажный и послепродажный сервис, реклама, имидж производителя, известность и популярность товара, конъюнктура рынка, колебания спроса, платежеспособность потребителей.

В предыдущем изложении, говоря о конкурентоспособности, мы имели в виду конкурентоспособность товара и связанную с ней конкурентоспособность фирмы, производящей и продающей данный товар. Для восприятия конкурентоспособности в более широком смысле и дальнейшей конкретизации этого понятия необходимо различать конкурентоспособность разных субъектов либо объектов.

Под конкурентоспособностью страны понимается возможность, способность этой страны соревноваться, противоборствовать с другими странами в стремлении удержать за собой и расширять долю внутреннего и внешнего рынков, на которых представлены и находят устойчивый сбыт товары данной страны. Конкурентоспособность страны зависит от уровня конкурентоспособности производственных и торговых организаций, составляющих ее экономику.

Конкурентоспособность компания характеризует ее реальную и потенциальную возможность соперничать с другими компаниями, производящими те же или аналогичные виды продукции, товаров, услуг, реализуемых на общих рынках. Компании стремятся повысить свою конкурентоспособность, прибегая к ценовой и неценовой конкуренции, посредством проникновения на новые рынки сбыта или расширения уже занимаемых секторов рынка. Конкурентоспособность компаний в целом зависит от уровней конкурентоспособности разных видов производимых и продаваемых компанией товаров и услуг.

Конкурентоспособность проекта определяется его преимуществами в сравнении с аналогичными проектами, проявляющимися в основном в уровне достигаемой экономической и социальной эффективности, определяемом как отношение достигаемого эффекта к затратам на его получение.

Конкурентоспособность товара характеризуется прежде всего отношением качества товара к его рыночной цене в сравнении с величиной этого отношения для аналогичных по природе и назначению товаров, представленных на рынке другими производителями и продавцами. Конкурентоспособность товара предопределяется качеством, эффективностью его производства и продажи, совершенством технологии и организации производства, ориентацией на запросы потребителей, учетом платежеспособного спроса.

Все эти виды конкурентоспособностей образуют своего рода иерархию, в которой способность конкурировать на уровне системы предопределяется конкурентоспособностью входящих в нее подсистем. В то же время каждый уровень обладает собственными возможностями воздействия на повышение конкурентоспособности. Особо подчеркнем зависимость конкурентоспособности производимых товаров от проектов их конструкции и технологии изготовления. Качество товара и издержки его производства самым существенным образом зависят от совершенства научных разработок, проектирования, конструирования, технологического обеспечения производства.

Выделение конкурентоспособностей на разных уровнях управления экономикой подчеркивает также специфику методов управления конкурентоспособностью на каждом из уровней, своеобразие макроэкономического и микроэкономического управления, способность к конкуренции страны, отраслей, регионов, компаний, производителей отдельных товаров и услуг.

Государственное управление конкурентоспособностью представляет организационно-распорядительное, экономическое, морально-психологическое воздействие государственных органов на процессы разработки, изготовления, рыночного обращения, потребления товаров и услуг и участников этих процессов, осуществляемое с целью укрепления позиций на рынках, максимизации объема продаж, выручки от продаж, дохода, прибыли посредством использования конкурентных преимуществ. В число конкурентных преимуществ входят более высокие в сравнении с конкурентами технический уровень и качество товаров и услуг, более низкие цены, издержки производства и обращения, включая трансакционные (посреднические, оформительские и другие косвенные расходы, связанные с заключением и осуществлением сделок).

Государственное управление конкурентоспособностью на макро- и микроэкономическом уровнях, направленное на ее повышение, включает, соответственно:

  • финансирование научных исследований, проектных, конструкторских, технологических разработок, опытного производства, испытаний в рамках государственных целевых программ научно-технического и технико-технологического развития;
  • участие государства в профессиональной подготовке, повышении уровня образования работников;
  • государственное участие в поиске, распространении, передаче мирового опыта ведения производства я организации рыночных продаж;
  • государственное содействие освоению и применению ресурсосберегающих технологий производства и обращения продукции;
  • управление качеством товаров и услуг посредством разработки и утверждения государственных стандартов качества и сертификации продукции;
  • государственное способствование продвижению товаров и услуг отечественных производителей на рынки сбыта, удержанию и расширению секторов рынка, защите от давления отечественных и иностранных монополий.

Государство может прибегать к мерам повышения конкурентоспособности продукции, товаров, услуг путем стимулирования высокого качества, регулирования и контроля параметров качества, установления налоговых ставок, таможенных пошлин, тарифов, способствующих усилению конкурентных возможностей отечественных товаропроизводителей.

Заключение

Антимонопольная политика государства не означает тотального разрушения монополизма. Она предполагает сохранение некоторых видов монополий, обеспечивая их государственное регулирование. Суть и смысл любой антимонопольной политики состоит в том, чтобы использовать выгоды крупномасштабной экономики и нейтрализовать ее возможные негативные последствия, связанные с ослаблением конкуренции. Именно сочетание этих двух подходов и составляет практически наиболее трудноразрешимую, меняющуюся в зависимости от ситуации правовую и экономическую задачу.

Система антимонопольного регулирования в России складывается с учетом богатого зарубежного опыта в этой области, но имеет ряд существенных особенностей. Во-первых, она формируется в условиях, когда в России устойчивые рыночные связи находятся лишь в стадии становления, созданы только основы рыночной экономики, не преодолен полностью государственно-административный монополизм. Неразвитость многих рыночных структур в России, отсутствие некоторых из них усиливает нагрузку на систему государственного антимонопольного регулирования. Задачи антимонопольного регулирования в России шире, чем сохранение и защита конкуренции, ее необходимо создавать заново. Антимонопольное законодательство само по себе не создает систему свободного предпринимательства и конкуренции. Оно успешно может действовать в условиях уже существующей конкурентной рыночной системы, защищая и поддерживая последнюю.

Во-вторых, в России монополистическая деятельность включает не только деятельность хозяйствующих субъектов, но и деятельность государственных органов и органов местного самоуправления. Поэтому антимонопольное регулирование в России распространяется и на деятельность всех этих субъектов.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kontrolnaya/antimonopolnoe-regulirovanie-kommercheskoy-deyatelnosti/

1. Государственное регулирование рыночной экономики: Учеб. пособие. – М. Дело. 2001. – 280 с. – (Сер. «Наука управления»).

2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – 3-е изд. , перераб. И доп. – М.: Юрайт – здат, 2004. – 399 с.

3. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М, 1999. – 572 с.

4. Райзберг Б. А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2005. — 384 с. — (Высшее образование).

5. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2003. – 456 с.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://referat.ru