Государственная поддержка инновационной деятельности (2)

Контрольная работа

Государственное регулирование и поддержка экономики и инновационных процессов — одно из основных условий перевода функционирования экономики на рыночные отношения. Основная функция государства в условиях рыночных отношений — защита свободы личности, собственности и предпринимательства.

Однако правительство России не уделяет должного внимания проблемам выхода страны из кризиса. Вследствие этого Россия входит в ХХI век государством – инвалидом. По сравнению с 1989 г. спад производства в промышленности в 1996 г. составил 60%, 20% оборудования имеет возраст свыше 20 лет, промышленный потенциал страны к 2000 г. составил 30% потенциала 1992 г.

Для создания программы выхода государства из кризиса, развития научно-технического и инновационного потенциала страны необходима поддержка государства.

1. Государственная поддержка инновационной деятельности.

Все отрасли народнохозяйственного комплекса страны в зависимости от уровня конкурентоспособности своей продукции можно разделить на три группы:

1. отрасли, имеющие мировую конкурентоспособность;

2. отрасли, потенциально конкурентоспособные на мировом рынке;

3. отрасли, неконкурентоспособные на мировом рынке.

В первую группу отраслей входят отрасли, обладающие большим конкурентным потенциалом и давно работающие на мировом рынке. Они производят конкурентоспособную продукцию. Это отрасли топливно-энергетического комплекса, химической и алюминиевой промышленности. Они должны постоянно улучшать свое производство и свой экономический потенциал, чтобы оставаться на мировом рынке во время кризисов.

Отрасли второй группы производят продукцию, по многим параметрам близкую к конкуренции на мировом рынке. У них есть все возможности, чтобы выйти на мировой рынок и закрепиться на нем. Для этого им нужна определенная поддержка и помощь государства. К этим отраслям относятся оборонная промышленность, машиностроение и др.

Отрасли третьей группы включают в себя агропромышленный комплекс, легкую и пищевую промышленность, промышленность строительных материалов и др. Их продукция на мировом рынке не котируется. Поэтому они в основном ориентированы на внутренний рынок России. Как правило, эти отрасли обладают низким производственным и экономическим потенциалом, незначительными объемами производства и нерентабельны. Поэтому для выхода на мировой рынок им требуются большие затраты капитала, новая кадровая политика и т. п. Государственная инновационная политика для каждой из этих отраслевых групп должна проводиться дифференцированно.

69 стр., 34177 слов

Совершенствование деятельности предприятия на внешних рынках ...

... были изолированы от международных рынков, поскольку внешние связи осуществлялись только специализированными внешнеэкономическими организациями, платежный оборот страны основывался на ценах, практически не связанных с ценами мирового рынка. Все это потребовало коренной ...

К мерам по государственной поддержке отраслей первой и второй группы можно отнести:

1. внутренний спрос на продукцию этого уровня (вооружение, авиация, ракетно-космическая техника, биотехнология, атомная энергетика, микроэлектроника и т.д.) должен генерироваться государством, а продажа на внешний рынок государством должна контролироваться.

2. Государственная поддержка сбыта продукции на внешний рынок.

3. Государственная поддержка формирования совместных предприятий.

4. Создание и организация функционирования совместных предприятий.

5. Формирование и оплата госзаказа на высокотехнологичную продукцию.

6. Оказывать государственную помощь в создании вертикально интегрированных холдинговых структур, включая научно-исследовательские, опытно-конструкторские и серийные предприятия, путем предоставления материнской компании пакета акций.

К мерам по государственной поддержке отраслей третьей группы относятся:

1. Стимулировать внутренний и внешний спрос на товары народного потребления, производимые российскими компаниями, за счет повышения заработной платы.

2. Ипотечные кредиты для стимулирования спроса на жилье и товары длительного пользования.

3. Предоставление населению кредитов.

4. Направляйте бюджетные средства только на покупку отличной продукции.

5. Развитие лицензионного и сборного производства товаров народного потребления совместно с ведущими зарубежными компаниями.

6. Содействие в формировании собственной сбытовой сети.

7. Создание информационных систем в России по всем видам продукции.

С целью государственной поддержки важнейших инновационных проектов по приоритетным направлениям научно-технического прогресса, развития конкурентоспособных технологий и производств, а также мер по освоению новых видов продукции в 1995 году. был создан Федеральный фонд производственных инноваций в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.08.1995г. №827 «О Федеральном фонде производственных инноваций». (1)

Федеральный фонд промышленных инноваций — некоммерческая государственная организация. Основными задачами фонда являются:

  • содействие государственной структурной, научно-технической и промышленной политике на основе поддержки инновационных проектов по приоритетным направлениям научно-технического прогресса;
  • участие в разработке, в проведении экспертизы и конкурсного отбора и в реализации инновационных проектов, направленных на структурную перестройку экономики и подлежащих реализации при поддержке данного фонда;
  • поддержка инновационной деятельности, подготовки и освоения производства принципиально новых видов продукции и технологий путем финансирования строительства, реконструкции и технического перевооружения объектов, создания уникальных научно-исследовательских и испытательных установок;
  • содействие строительству и реконструкции наукоемких производств.

При Правительстве РФ действует Правительственная комиссия по научно-инновационной политике В 1999 г. были созданы федеральные центры науки и высоких технологий в соответствии с постановлением Правительства РФ от18.06.1999г. №651 «О формировании федеральных центров науки и высоких технологий».(1) Статус федерального центра науки и высоких технологий присваивается научным хозяйствующим субъектам (организациям), осуществляющим научно-техническое обеспечение решения важнейших проблем развития высокотехнологических отраслей реального сектора экономики. Статус присуждается Правительством Российской Федерации по представлению Правительственной комиссии по инновационной политике. Присвоение этого статуса означает оказание государственной поддержки научным организациям в их научно-технической и образовательной деятельности при условии выполнения центром взятых на себя обязательств по выполнению конкретных задач.

13 стр., 6022 слов

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

... В условиях реформирования российской системы здравоохранения это положение остается недостаточно осмысленным, ... из определенного уровня реализации процесса управления персоналом. 1. СУЩНОСТЬ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ ... общественного производства, т. е. собственно кадров. Кадры - понятие одновременно собирательное и ... с производственной, финансово-экономической, научно-технической, маркетинговой политикой является ...

На 1998-2000 гг. были установлены следующие направления инновационной политики государства.

1. Разработка и совершенствование нормативной поддержки инноваций, механизма их стимулирования, системы институциональных преобразований, защиты интеллектуальной собственности в сфере инноваций и внедрения их в хозяйственный оборот.

2. Создание глобальной системы поддержки инноваций, развития производства, конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции. В процесс повышения инновационной активности необходимо вовлекать не только государственные органы, коммерческие структуры, финансовые институты, но и общественные организации как на федеральном, так и на региональном уровне.

3. Развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая систему информационного обеспечения, экзаменационную систему, финансово-экономическую систему, производственно-технологическое обеспечение, систему сертификации и продвижения разработок, систему подготовки и переподготовки кадров. Практика показывает, что причина задержки не в низком потенциале отечественных НИОКР, а в слабой инфраструктуре инновационной деятельности, отсутствии мотивации производителей сырья к внедрению инноваций как метода конкуренции. Это приводит к невостребованности потенциала отечественной прикладной науки и техники.