Правовая статистика

Контрольная работа

Термин «статистика» появился в середине 18 века. Означал «государствоведение». Получил распространение в монастырях. Постепенно приобрел собирательное значение.

Сам термин «статистика» происходит от латинского слова status (статус), которое означает «положение, состояние вещей». От корня этого слова образовались слова государство — государство и государственный деятель — знаток государства. От того же корня образовалось и существительное statistica.

Статистика — наука, занимающаяся изучением методов систематического наблюдения за массовыми явлениями общественной жизни человека, составлением их числовых описаний и научной разработкой этих описаний. Наблюдения, производимые статистиками, выражаются всегда в цифрах и относятся к числу, весу и мере наблюдаемых явлений и предметов; они всегда массовые, то есть относятся к огромному числу однородных предметов и явлений. Числовые статистические описания всегда представлены в виде таблиц, каждая цифра которых представляет собой сумму объектов или явлений, взятых для наблюдения за массой, сгруппированных в соответствии с заданными характеристиками. Результаты научной разработки этих таблиц выражаются в так называемых средних числах, которые служат для определения вероятности возникновения в будущем явлений, при прочих равных условиях, явлений, подобных тем, которые наблюдались. Описывая и анализируя массовые явления общественной жизни, статистика проясняет законы их последовательности и причинной зависимости. По способу производства статистических наблюдений различают описание явлений, приуроченное к одному определенному моменту (переписи и анкеты) и последовательное описание хода изменчивых явлений (текущая

Для изучения массовых явлений и процессов общественной жизни, в том числе преступности, прежде всего необходимо собрать необходимую информацию, то есть статистические данные. Статистические данные — это совокупность количественных (цифровых) характеристик, полученных в результате статистического исследования (наблюдения и научной обработки).

Формирование информационной базы (статистических данных) с помощью статистического исследования социальных явлений и процессов — сложный многоступенчатый процесс. В данном процессе выделяются следующие этапы:

  • Статистическое наблюдение;
  • Сводка и группировка собранного материала;
  • Обработка и анализ сводных статистических данных.

Задачи статистики:

10 стр., 4604 слов

Общая теория статистики

... уровне. Популяризовать данные статистического наблюдения. Организация государственной статистики в РФ. Тема 2. Статистическое наблюдение Статистическое наблюдение - это сбор необходимых данных о явлениях, процессах общественной жизни. ... размер количественных признаков в отдельных единицах исследуемой популяции. Общие: выражает размер, значение количественных характеристик для всей исследуемой ...

Переход от отраслевого принципа сбора информации к бизнес-статистике. Бизнес-статистика предоставляет достаточно информации для взаимосвязанного анализа функционирования рынков труда, капитала, товаров и услуг.

Переход на качественно новые международные стандарты в области статистики цен, занятости, затрат на рабочую силу и уровня жизни населения.

создана основа для широкого использования различных математических и статистических методов расчета и проверки достоверности статистических данных.

Создана система статистических показателей для 3-х уровней управления: федерального (макроэкономические показатели), территориального (отрасли и сектора экономики), предприятий (статистика предприятий).

Правовая статистика является одной из отраслей статистической науки.

Основная цель правовой статистики — учет досудебного производства по уголовному делу и обеспечении государственных органов, физических и юридических лиц объективными и достоверными данными о состоянии преступности, административного производства, деятельности органов уголовного преследования, суда, органов, ведающих исполнением наказаний, дисциплинарных советов, контрольно-надзорных органов, осуществляющих проверки деятельности хозяйствующих субъектов, государственных органов, осуществляющих прием обращений граждан и юридических лиц, а также нарушений законности и мероприятий по борьбе с ними, посредством ведения единой унифицированной статистической системы.

Особенность и актуальность данной темы заключается в том, что статистические данные сообщаются в количественной форме, т.е. статистика говорит языком цифр, отображающих общественную жизнь во всем многообразии ее проявлений. В то же время статистику в основном интересуют выводы, которые можно сделать на основе анализа правильно собранных и обработанных цифровых данных.

Изучение статистической науки играет важную роль в подготовке высококвалифицированных юристов, как профессионалов, так и исследователей. Большое значение имеют статистические данные: криминологическая, уголовная, пенитенциарная, судебно-медицинская, административно-правовая. Соответствующие показатели необходимы специалистам в области административного, уголовного, гражданского и иного права. Соответственно специалист в области юридических наук должен овладеть основными вопросами теории статистики, т.е. статистической методологией как совокупностью приемов и методов, в определенной мере инвариантных к конкретному содержанию используемых статистических данных: о ее предмете и методе, законе больших чисел, статистическом наблюдении, группировка, обобщающих показателях и статистическом анализе.

1. Предмет правовой статистики

Главная особенность любой науки, дающая ей право на самостоятельное существование как особую отрасль знания, заключается в объекте познания, принципах и методах его изучения, которые вместе образуют ее методологию.

Статистика занимается в основном количественной стороной явлений и процессов общественной жизни. Одной из характерных особенностей статистики является то, что при изучении количественной стороны общественных явлений и процессов она всегда отображает качественные особенности исследуемых явлений, т.е. изучает количество в неразрывной связи, единстве с качеством.

Не всякое изучение количественных соотношений есть учет. Различные количественные отношения между явлениями можно представить в виде некоторых математических формул, и это само по себе пока не рассматривается. Одна из характеристик бухгалтерского учета — это подсчет отдельных элементов, отдельных единиц, из которых состоит то или иное явление. В бухгалтерском учете используются различные математические формулы, но их применение обязательно связано с подсчетом предметов.

Бухгалтерский учет — это средство ментального контроля и обобщения процессов общественного развития.

Только благодаря статистике органы управления могут получить полное описание управляемого объекта, будь то экономика страны в целом или ее отдельные отрасли или компании. Статистика дает сигналы о проблемах в некоторых частях механизма управления, показывая, таким образом, необходимость обратной связи — управляющих решений. Общие принципы и методы научного познания служат основой для понимания и правильного использования статистической методологии.

Качество в научном и философском понимании — это свойства, присущие объекту или явлению, которые отличают этот объект или явление от других. Качество — это то, что делает предметы и явления определенными. Пользуясь философской терминологией, можно сказать, что статистика изучает общественные явления как единство их качественной и количественной определенности, т.е. изучает меру общественных явлений.

Объектом государственной правовой статистики является количественный аспект массовых или иных юридически значимых правовых явлений и процессов в конкретных условиях места и времени с целью выявления их качественного своеобразия, тенденций и закономерностей их развития. Следовательно, правовая статистика направлена ​​на то, чтобы учесть все нарушения закона, рассмотренные соответствующими государственными органами, и меры по борьбе с этими нарушениями.

Отрасли правовой статистики

Различный характер правонарушений, которая призвана учитывать правовая статистика, а также специфические особенности деятельности учреждений, осуществляющих практические меры контроля над ними, обуславливают выделение в ее системе следующих самостоятельных отраслей (разделов):

1. уголовно-правовая статистика, имеющая своим объектом количественную сторону преступности и мер государственного социального контроля над ней (наказания и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений;

2. гражданско-правовая статистика, непосредственным объектом которой является количественная сторона гражданских правоотношений, рассматриваемых судом, арбитражем, нотариатом, и вынесенных ими решений;

3. административно-правовая статистика, объектом которой является количественная сторона административных правонарушений и государственных мер социального контроля над ними (меры административного наказания).

Независимым подтипом правовой статистики является статистика прокурорского надзора за соблюдением законности, которая количественно отражает многогранную деятельность прокуратуры как в центре, так и на местах. Это, прежде всего, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, надзор за соблюдением прав человека органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, за соблюдением законности в местах содержания задержанных, предварительного заключения, уголовно-исполнительных учреждений. Это надзор за правоприменительной деятельностью в субъектах Федерации и координация деятельности по государственному контролю над преступностью органами внутренних дел, федеральной службы безопасности, таможенной службы и других правоохранительных органов и т.д.

Каждая отрасль правовой статистики, в свою очередь, разделена на несколько разделов в соответствии с основными этапами уголовного, гражданского и административного судопроизводства.

Уголовно-правовая статистика, отражающая своими показателями основные этапы деятельности уголовной юстиции по отправлению уголовного правосудия подразделяется:

1. статистику органов уголовного преследования. Это статистика предварительного производства по уголовным делам, отражающая деятельность следственных, предварительных следственных органов и прокуратуры.

Данный раздел включает:

  • во-первых, учет и регистрацию преступлений, уголовных дел, материалов о преступлениях, разрешенных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, а также лиц, совершивших преступления и потерпевших от преступлений;
  • во-вторых, учет мероприятий по расследованию преступлений – сроки расследования, меры пресечения и процессуального контроля, суммы возмещенного материального ущерба, профилактическую работу и т.д.

2. статистику судебного производства по уголовному делу, отражающую работу судов всех инстанций по отправлению уголовного правосудия.

В этом разделе производится учет, с одной стороны, количественных показателей (число поступивших в суды уголовных дел, их движение, количество осужденных и оправданных лиц, штатную численность и дислокацию судов и т.д.), с другой – качественных показателей (сроки рассмотрения уголовных дел, виды и размеры наказания и т.д.).

3. статистику исполнения приговоров, которая отражает деятельность органов уголовно-исполнительной системы по реализации назначенного судом уголовного наказания и иных мер уголовно-правового характера за совершение преступлений.

Здесь учитывается число мест лишения свободы, в том числе исправительных колоний для взрослых и воспитательных колоний для несовершеннолетних, число лиц, содержащихся в указанных учреждениях и т.д.

Также данный раздел включает лимитную наполняемость и учет различных категорий осужденных по широкому кругу социально-демографических, уголовно-правовых и криминологических признаков, движение контингента осужденных, состояние дисциплины и преступности среди осужденных, а также мероприятия администрации ИК по исправлению осужденных и т.д.

В нем также отражена работа судов по условно-досрочному освобождению и замене наказаний на более мягкие.

Показатели криминальной статистики характеризуют деятельность органов предварительного следствия, судов и уголовно-исполнительных органов, а также состояние преступности.

В пределах уголовно-правовой статистики находит отражение и статистика прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, и отправлением правосудия по уголовным делам, а также надзор за исполнением законов администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрацией мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Все это играет значительную роль в улучшении работы этих органов, а также в изучении и предупреждении преступности.

Гражданско-правовая статистика.

Ее основная цель – учет гражданско-правовых споров, находящихся на разрешении судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также учет гражданско-правовых споров, находящихся на разрешении судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также учет результатов их деятельности по рассмотрению споров.

К ней относится учет и таких гражданских правоотношений, которые, не будучи связаны с правонарушением и не являясь предметом гражданского спора, удостоверяются в административном, нотариальном порядке или в порядке бесспорного судебного производства (например, выдача нотариусом свидетельства о праве наследования, удостоверения завещаний и пр.).

Гражданско-правовая статистика подразделяется на два раздела:

1. статистику гражданского судопроизводства, отражающую работу судов всех инстанций по рассмотрению гражданских споров.

Этот раздел включает:

— учет основных процессуальных действий суда: сроки рассмотрения, вынесение решений, рассмотрение дел в кассационной и надзорной инстанциях и п. суда же относится и учет деятельности органов прокуратуры в области надзора за работой судов по рассмотрению ими гражданских дел (ст. 376, 377 ГПК).

В этом разделе также отражена деятельность арбитражных судов и нотариусов.

2. статистику исполнения судебных решений, освещающую деятельность судебных исполнителей по приведению в исполнении решений судов по гражданским делам.

Аналогичные разделы имеет и административно-правовая статистика.

Учет административных правонарушений осуществляется органами, непосредственно занимающимися этими делами, в пределах компетенции, установленной федеральными законами. Наряду с правоохранительными органами, выполняющими надзорные и контрольные функции, в стране существует множество ведомственных и вневедомственных контрольных структур, деятельность которых на федеральном уровне не налажена.

Правовая статистика согласно предыдущим разделам практически связана с оперативными потребностями органов, осуществляющих уголовную, административную или гражданскую защиту прав и интересов граждан, общества и государства. Поэтому на практике приходится иметь дело со статистикой милиции, прокуратуры, в том числе военной прокуратуры, органов службы федеральной безопасности, таможенной службы, судов, в том числе арбитражных, нотариата, органов системы исполнения наказаний и пр.

Итак, в подразделении уголовно-правовой статистики по стадиям уголовного процесса отчетливо проявляется построение ее применительно к нуждам отдельных ведомств уголовной юстиции и судов, что, однако, не является непреодолимым препятствием в координации их деятельности по государственному социальному контролю над преступностью.

Уточнение сущности и предмета правовой статистики будет неполным, если не рассматривать ее взаимосвязь и связь с другими науками, входящими в систему современных правовых знаний.

С момента своего зарождения, становления статистика основывается, с одной стороны, на единых принципах общей теории статистики, а с другой стороны, на положениях тех юридических наук, которые раскрывают социально-правовую сущность отраженной в статистических показателях ее соответствующих отраслей и объективной действительности – социальных явлений (процессов и событий).

С этих позиций можно говорить о месте и взаимосвязи как правовой статистики в целом с юриспруденцией, так и ее отдельных отраслей с соответствующими отраслями юридической науки.

Эта связь очевидна. Таким образом, статистика уголовного права неразрывно связана с уголовным правом и процессом, криминологией, уголовно-исполнительным правом, криминологией, которые определяют социально-правовую сущность, материальную природу основных объектов ее наблюдения. То есть существует очень тесная взаимосвязь между статистикой уголовного права, с одной стороны, уголовного права и уголовного процесса, криминологией, всеми науками криминалистического комплекса, в частности, с другой.

Уголовное право, к примеру, дает критерии, позволяющие отделить преступное поведение от непреступного; отнесение конкретного деяния к числу преступных осуществляется процессуальным решением.

Таким образом, уголовное право и уголовный процесс очерчивают границы преступности — предмет наблюдения уголовно-правовой статистики.

Предоставляя указанным наукам соответствующие данные о количественно-качественных параметрах преступности, их изменении во времени и пространстве, о работе органов уголовной юстиции, правосудия, статистика способствует тем самым развитию этих наук, их постоянной связи с практикой. Например, данные уголовно-правовой статистики (как и криминологическая информация в целом) позволяет уточнить эффективность действия соответствующих уголовно-правовых норм и учесть эти показатели в процессе правотворчества, при корректировке уголовного закона, то есть криминализации или декриминализации деяний.

Что касается криминологии, то его исследования преступности всегда являются статистическими и криминологическими исследованиями, на основе которых анализируются и оцениваются ее характеристики в каждый конкретный период времени. Эти исследования призваны выявить несоответствие количественных и прежде всего качественных характеристик преступности криминальной политике государства. Политика уголовного права — это, скорее, отражение внутренней политики государства, а не тенденций современной преступности.

Статистические и криминологические индикаторы являются надежными индикаторами, которые предупреждают общество о том, что существующие правовые нормы больше не соответствуют потребностям современного общества и что необходимы соответствующие корректировки.

В условиях резко изменившейся ситуации в стране стратегические задачи, стоящее перед уголовно-правовой политикой, остаются неизменными и требуют лишь скорейшего осуществления: через разработку общенациональной программы социально-правового контроля над преступностью (основ государственной политики в области социально-правового контроля над преступностью), системную реформу законодательства криминального комплекса, коренную перестройку органов уголовной юстиции и судебной системы – переход к качественно иным, более надежным и цивилизованным формам уголовно-правового контроля над преступностью.

На достижение этих результатов можно рассчитывать лишь при условии, если наметится «прорыв» в решении основополагающих политических и социально-экономических проблем (в частности, дальнейшее развитие экономики, без чего невозможно искоренить бедность) и на этой основе сформируется общественное согласие, которое и потребует соответствующего правового поведения.

Закон, закон — это всегда компромисс различных социальных сил, реализующих свое стремление к свободе. И в этом смысле количество уголовно-правовых запретов также должно определяться разумным компромиссом между законодательным ограничением свободы (в виде системы таких запретов) и отсутствием их в отношении некоторых форм антиобщественного поведения, то есть компромиссом между свободой и ее ограничением.

Адекватность отражения действительности в процессе правотворчества во многом определяется полнотой и объективностью информации о социальных явлениях и процессах, в значительной мере зависит от состояния и «пропускной способности» каналов поступления такой информации и от восприимчивости к ней самого законодателя.

«из всех областей права наиболее изменчивым является право уголовное: на понятиях о преступлении и наказании с наглядностью отражаются все политические и социальные перевороты народной жизни, и чем быстрее развивается жизнь, тем быстрее совершаются эти реформы».

Отделение статистики уголовного права от криминалистики и последней от статистики приводит, как свидетельствует исторический опыт, к неудачным школьным построениям, к отходу от реальности.

Говоря о научных основах правовой статистики – статистической методологии как совокупности специфических способов, приемов, методов, с помощью которых она изучает различные явления, в том числе и правонарушения, необходимо исходить из того, что они разрабатываются общей теорией статистики и в определенной мере инвариантны по отношению к конкретному содержанию всех отраслей социально-экономической статистики, в том числе и данных правовой статистики.

Заключение

В современных условиях используются три основные системы бухгалтерского учета: оперативный и статистический учет. Если бухгалтерский и оперативный учет направлены на регистрацию и изучение совершения конкретных и, следовательно, единичных фактов, то суть статистического учета заключается о регистрации и изучении массовых процессов и явлений, т.е. массовых фактов. Однако следует иметь в виду, что в действительности все три эти формы учета тесно взаимосвязаны, поскольку массовое накопление, как правило, происходит за счет учета одной. Значение статистики и учета в жизни общества проявляется о следующем:

  • они дают объективную картину состояния общества, его экономики, культуры, науки, нравственных и других важнейших показателей благополучия или (и) неблагополучия на конкретный момент времени;
  • они позволяют осуществлять постоянное наблюдение за ходом выполнения различных народно-хозяйственных, программ и выявляют диспропорции, отклонения на тех или иных участках развития;
  • они выступают в качестве важнейшего средства сопоставления показателей развития различных стран друг с другом;

— могут выступать в качестве важнейшей основы научного планирования дальнейшего развития общества. В конечном итоге значение учета и статистики в жизни общества можно свести к двум ключевым понятиям: когнитивному и практическому. Правовая статистика играет важную роль в борьбе с правонарушителями, в улучшении деятельности суда, прокуратуры, органов внутренних дел и юстиции. Статистические материалы используются только для оперативного управления работой этих органов с целью проверки и выявления положительных и отрицательных сторон их деятельности. Бухгалтерский учет в сфере отправления правосудия — это одновременно контроль следственной и судебной практики. Также следует иметь в виду использование материалов правовой статистики в сфере законодательства. Разработка проектов законов в области различных отраслей права, уголовного, гражданского и арбитражного процесса, а также в области судоустройства не может обойтись без целого ряда показателей, отражающих распространенность конкретных видов нарушений, практического применения отдельных статей действующего законодательства. Иллюстрируя своими данными практику применения тех или иных законов, характеризующих движение тех или иных нарушений, правовая статистика подтверждает правомерность или, наоборот, несостоятельность действия в определенный период определенного закона, его действенность. Поэтому может возникнуть необходимость в создании новых форм борьбы с определенными нарушениями. Огромная роль правовой статистики в изучении и предупреждении преступности.

Основные задачи правовой статистики состоят в — изучение показателей и закономерностей, характеризующих структуру, динамику и общее состояние преступности и правонарушений;

  • выявление показателей, характеризующих причины и условия, способствующие совершению преступлений, правонарушений;
  • изучение с помощью статистических показателей особенностей и закономерностей, характеризующих личность правонарушителя;

— изучение количественных характеристик работы, предпринимаемой в стране в плане обеспечения законности и правопорядка, — статистическое изучение с целью сравнения и использования положительного опыта в области укрепления законности и правопорядка в других странах.

Задача

Условие:

В январе-ноябре 2007 г. раскрыто 1421,4 тыс. преступлений, зарегистрировано 2316,8 тыс. преступлений.

Решение:

необходимо определить 1% от общего количества зарегистрированных преступлений, то есть 2316.8:100=23.168, затем 1421.4:23.168=61.3% будет составлять уровень раскрываемости