Местное самоуправление ФРГ

Контрольная работа

Федеративная Республика Германия — это государство, в котором действует принцип разделения властей. По этой причине разделение государственной власти осуществляется не только по горизонтали на законодательную, исполнительную и судебную власть, но и дополнительно в вертикальном направлении, а именно на органы федерации, 16 федеральных земель и коммунальные самоуправляющиеся корпорации (общины, города и районы).

Основной закон Федеративной Республики Германия гарантирует существование местного самоуправления и основные права органов местной власти: Общинам должно быть предоставлено право самостоятельного решения всех проблем общины в рамках закона и под собственную ответственность.

Структура местного самоуправления в городах Федеративной Республики Германии состоит из двух основных ветвей власти: законодательной и исполнительной. Высшим органом местного самоуправления является городской совет или муниципальный совет. это муниципальное собрание, представительный орган, избираемый народом напрямую.

Объект — местное самоуправление ФРГ.

Предмет — особенности организации местного самоуправления в ФРГ.

Цель — изучить и проанализировать опыт организации местного самоуправления ФРГ.

Поставленные задачи:

  • рассмотреть общие принципы местного самоуправления ФРГ;
  • изучить структуру органов местного самоуправления ФРГ;
  • проанализировать полномочия органов местного самоуправления;
  • рассмотреть надзор за деятельностью органов местного самоуправления ФРГ.

1. Общие принципы

ФРГ — конституционная федерация, учрежденная на основе Конституции 1949 г. Система отношений между Федерацией и землями, а также землями между ними обычно характеризуется как кооперативный федерализм, поскольку между ними существует формализованное законодательное сотрудничество. Хрусталев А.А. Организационно-правовые и финансовые аспекты местного самоуправления в Федеративной Республике Германия // http://www.legislature.ru.

В состав ФРГ входят 16 земель, в том числе 3 города — Берлин, Гамбург и Бремен. Основные принципы федеративного устройства ФРГ:

1) конституционный порядок в землях должен соответствовать принципам республиканского, демократического и социально-правового государства;

2) на территории всей Федерации должен быть обеспечен единый уровень жизни;

3) все земли имеют равный статус, что не исключает определенного неравенства их представительства в Бундесрате;

17 стр., 8346 слов

История развития и зарубежный опыт местного самоуправления. Зарубежный ...

... идея сквозного управления, в котором федеративное государство, земля и органы самоуправления составляют единую вертикаль, внутри которой осуществляется деятельность управление. К предметам ведения местного самоуправления Германии относятся: местные дороги, планирование и обустройство ...

4) земли осуществляют государственные полномочия постольку, поскольку Конституция не устанавливает иного порядка;

5) компетенция Федерации и земель разделена: исключительная компетенция Федерации (внешние отношения, оборона, железные дороги, почта, телесвязь и др.), конкурирующая компетенция и компетенция земель. В принципе, принята презумпция компетенции земель: полномочия должны осуществляться прежде всего землями, если Основной закон не устанавливает иное;

6) Основной закон допускает возможность федерального принуждения, если земля не выполняет своих обязанностей;

7) в соответствии с концепцией кооперативного федерализма все учреждения Федерации и земель должны оказывать друг другу правовую и административную помощь. Хрусталев А.А. Организационно-правовые и финансовые аспекты местного самоуправления в Федеративной Республике Германия // http://www.legislature.ru.

Основной закон Федеративной Республики Германия гарантирует существование местного самоуправления и основные права органов местной власти: Общинам должно быть предоставлено право самостоятельного решения всех проблем общины в рамках закона и под собственную ответственность. Общественные объединения в рамках своих функций, вытекающих из закона, также имеют право на самоуправление. Это положение имеет фундаментальный характер не только для сообществ, поскольку в немецком законодательстве области традиционно рассматриваются как общественные объединения. Эта же статья предусматривает обязательное наличие выборных представительных органов власти на уровне общины и района.

Фактически, это то, что составляет конституционное регулирование местного самоуправления на федеральном уровне. Исходя из принципа остаточной компетенции земель, предусмотренного ст. 70 немецкой конституции (Земли имеют право законодательства в той мере, в какой настоящим Основным законом законодательные полномочия не предоставлены Федерации), и из того, что регулирование местного управления не упомянуто в списке федеральных полномочий, все вопросы местного управления относятся к исключительной компетенции земель. Там же.

Местные сообщества обладают небольшими полномочиями естественного права и второстепенны. Доминирующими являются компетенции, которые сообщества удовлетворяют решением государства.

2. Структура органов местного самоуправления ФРГ

Структура местного самоуправления в городах ФРГ состоит из двух основных ветвей власти — «законодательной» (представительной) и исполнительной, принципы организации и взаимодействия которых основаны, как правило, на концепции сильной исполнительной власти и достаточно унифицированы по всем территориальным единицам. Кроме того, каждая территория и многие города имеют свои организационные особенности, закрепленные территориальным и местным законодательством, которые отражают оригинальность структуры, функций и методов избрания руководителей органов государственной власти города.

Высшим органом местного самоуправления является городской совет или муниципальный совет. это муниципальное собрание, представительный орган, избираемый народом напрямую. В соответствии с Основным законом Федеративной Республики Германии советы избираются жителями общины на пятилетний срок на основе открытых, прямых, свободных, равных и тайных выборов. Избирателями могут быть жители старше 18 лет, имеющие немецкое гражданство и прожившие в городе (общине) не менее трех месяцев. Кандидаты на выборах в советы обычно выдвигаются различными политическими партиями. Согласно закону о выборах, кандидаты от политических движений должны быть старше 18 лет, проживать в общине не менее шести месяцев и иметь немецкое гражданство не менее одного года. Число членов совета зависит от численности населения и колеблется в городах Германии от пяти до 93. Литвинцева Е.А. Государственная служба за рубежом: учебник для вузов. М.: РАГС, 2008. С. 102.

9 стр., 4182 слов

Представительные и исполнительные органы местного самоуправления

... местного хозяйства в СССР», который определилосновные направления развития местных органов власти, принципы их формированияи деятельности как органов самоуправления, самоорганизации граждан. С принятиемЗакона РСФСР от 6.07.1991 г. «О местном самоуправлении в РСФСР» начался процессреформирования местных органов власти и системы местного самоуправления. ...

Будучи избранными, члены совета обладают свободным мандатом, т.е. исполняют свои обязанности в рамках законов в соответствии с их собственными убеждениями и исключительно в целях общественного процветания. Они не связаны какой-либо ответственностью, которая ограничивает их свободу принимать решения в качестве членов совета директоров. На первом заседании председатель совета и его заместители избираются из числа нескольких кандидатов, занимающих свои должности в течение срока полномочий совета. Члены правления выполняют свою работу на общественных началах, но имеют право на получение компенсации расходов в соответствии со своими социальными обязательствами и недополученного заработка. Заседания совета всегда открыты для публики. Время, место и повестка дня публикуются в виде официального сообщения в газетах.

Как высший законодательный орган общины, совет принимает решения по всем существенным вопросам, спектр которых широк и многообразен: общественные расходы, увеличение объемов или расширение сфер деловой активности, получение кредитов, обеспечение безопасности, строительство новых плавательных бассейнов, больниц, центров досуга, домов престарелых, школ и пр. Он также управляет использованием средств, выделенных на поддержание чистоты и порядка в городе, уборку улиц, очистку отходов, водопотребление и очистку воды. Он может принимать решения по руководству городской исполнительной властью (администрацией), отслеживает исполнение своих решений. Для подготовки решений правление может создавать специальные комитеты из членов правления и привлеченных специалистов.

Вторым важным органом управления в общине после городского совета являются органы исполнительной власти (городская власть или городская администрация), включающие избираемых или назначаемых, в зависимости от типа структуры управления, руководителей департаментов. Исполнительная власть несет ответственность за повседневное оперативное управление городом, а также за подготовку и выполнение решений городского совета. Администрация имеет право оспаривать решения, противоречащие закону. В этом случае совет обязан пересмотреть свое решение. В случае повторных протестов со стороны исполнительной власти решение принимается вышестоящими государственными органами на уровне провинции.

Структура исполнительной власти в Германии построена по единым для всех государств принципам: вся городская администрация разделена на департаменты с единой нумерацией. Каждый департамент имеет вертикальную структуру.

Администрация имеет восемь основных департаментов: Литвинцева Е.А. Государственная служба за рубежом: учебник для вузов. М.: РАГС, 2008. С. 106.

12 стр., 5932 слов

Полномочия органов местного самоуправления в сфере образования

... органов местного самоуправления по реализации полномочий в сфере образования. Для выполнения этой цели поставлены следующие задачи: проанализировать полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере образования; изучить нормативно-правовые основы деятельности органов местного самоуправления в сфере образования: охарактеризовать муниципальную систему образования: ...

1) общего управления;

2) финансов;

3) безопасности и поддержания порядка;

4) культуры и образования;

5) по делам молодежи;

6) строительства;

7) управления общественными службами;

8) экономики и транспорта.

3. Полномочия органов местного самоуправления

Полномочия органов местного самоуправления можно разделить по сфере компетенции на две группы.

К первой относится решение задач в рамках собственной сферы компетенции, касающихся функционирования данной территориальной единицы, т.е. задач местного самоуправления. Территориальные власти могут только осуществлять правовой надзор за действиями муниципальных властей по реализации этих задач, но не могут контролировать целесообразность их действий. Эти задачи местного самоуправления, в свою очередь, делятся на обязательные и добровольные.

Во вторую группу входит решение задач в рамках отведенной области компетенции. Это, в первую очередь, так называемые государственные заказы муниципальным структурам управления Федерации или областей. Обычно они связаны с гражданской защитой и регистрацией призывников. Неограниченный юридический и материальный контроль вышестоящих инстанций распространяется на выполнение государственных заказов. Евдокимов В.Б., Старцев Я.Ю. Местные органы власти зарубежных стран: правовые аспекты. М.: АСТ, 2007. С. 114.

Основными формами муниципальной деятельности являются регулирование и прямое управление.

Регулирующая деятельность — это выдача лицензий на право торговли, содержание различных предприятий бытового характера, кинотеатров, театров и т.д., разрешение на занятия промыслами, установление правил торговли, застройки, выделение земельных участков под строительство, установление правил поведения в общественных местах, дача разрешений или наложение запретов на проведение уличных шествий, митингов, демонстраций. Сюда же относится надзор в сфере охраны общественного порядка, противопожарной безопасности, санитарный надзор и т.д. Обычно регулирующая деятельность местных властей ограничена, и для издания акта часто требуется ее одобрение вышестоящим органом или представителем правительства.

Полномочия общин в сфере финансово-экономической деятельности. Местная автономия не может функционировать без определенной свободы финансовой деятельности. Основой бюджетной экономики ФРГ является бюджетная автономия: независимость Федерации, земель и сообществ в области планирования, рассмотрения в представительных органах, исполнения и контроля за исполнением соответствующих бюджетов.

Суверенитет сообществ в финансовых вопросах не вытекает напрямую из положений Основного закона. Он является производным от права на самоуправление, зафиксированного в п. 2 ст. 28, и действует в рамках федеральных и земельных законов. Во всех федеральных землях муниципалитеты имеют право утверждать проекты бюджета представительными органами муниципальных образований. Однако уставы коммун, составляемые на уровне общин, аналогично бюджетному закону на федеральном и земельном уровнях, могут быть приняты при условии, что общая сумма кредитов и обязательственных полномочий, максимальная сумма кассовых кредитов и размер налоговых ставок будут утверждены государством.

4 стр., 1878 слов

Взаимодействие органов государственной и местной власти

... местных органов власти широкими полномочиями. Сущность местного самоуправления часто выводится не из его научной и правовой природы, а как оппортунистический ответ при соответствующих политических условиях. Правовые основы и проблемы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления Взаимодействие государства и местного самоуправления ...

Более успешно общины вовлекаются в региональную и структурную политику, имеющую особое значение для Германии, провозгласившей себя социальным государством (ст. 20 Основного закона), что предполагает, среди прочего, и меры по уменьшению крупных социальных различий в обществе. Федеративная Республика Германия имеет систему бюджетного регулирования, которая включает вертикальное и горизонтальное «финансовое выравнивание». Евдокимов В.Б., Старцев Я.Ю. Местные органы власти зарубежных стран: правовые аспекты. М.: АСТ, 2007. С. 117.

Полномочия местных органов в области охраны общественного порядка. Местные исполнительные комитеты руководят местными полицейскими силами, которые отвечают за патрулирование и охрану. Глава местных исполнительных органов часто наделен функциями начальника полиции. Руководители местных исполнительных органов могут проводить расследование, расследование, розыск и задержание преступников. В некоторых случаях у них нет полицейских функций, но они нанимают полицейских для соответствующей работы.

Полномочия органов местного самоуправления в вопросах нового строительства, коммунальных услуг, улучшения и защиты окружающей среды. Эти полномочия касаются строительства, развития транспорта, регулирования дорожного движения, строительства местных дорог, санитарных условий в городах, соблюдения законодательства об охране окружающей среды, борьбы с загрязнением воды и воздуха. Вопросы водоснабжения, освещения, канализации, уборки мусора и т.д. очень волнуют граждан, поскольку рост городов, создание крупных мегаполисов, в которых живут сотни тысяч, миллионы людей, не всегда позволяют им обеспечить нормальное и здоровое существование. Поэтому эта сфера — основная функция местных властей, выполнения которой от них ждут.

В таком густонаселенном индустриальном государстве, как Федеративная Республика Германия, возможность использовать землю для строительства является важным компонентом обеспечения частной собственности. Строительство, реконструкция и изменение предполагаемого использования здания разрешены только в том случае, если у клиента есть разрешение на строительство, выданное компетентным органом надзора за строительством. Местные органы власти и сообщества могут посредством общих планов развития, изданных в форме законодательных актов, регулировать использование земли для строительства и других целей в интересах общества и социально приемлемого подхода к землепользованию. Планы развития сообщества составляются под его личную ответственность, что является одним из основных элементов гарантии муниципальной автономии. В задачи коммунального градостроительного планирования входит подготовка плана использования территории, который охватывает всю территории общины и представляет собой план, в общих чертах отличающийся от плана застройки; последний является подробным, нормативным планом определенной части территории общины.

Полномочия в социальной сфере. В данном случае речь идет о помощи малоимущим, пожилым людям, инвалидам: бесплатные столовые, медицинская помощь бездомным, дома престарелых, дома для людей, нуждающихся в особом уходе. Евдокимов В.Б., Старцев Я.Ю. Местные органы власти зарубежных стран: правовые аспекты. М.: АСТ, 2007. С. 120.

16 стр., 7607 слов

Территориальное общественное самоуправление: состояние и перспективы развития

... участия населения в местной автономии. Объект исследования - территориальное общественное самоуправление. Целью курсовой работы являются определение понятия и правовых основ территориального общественного самоуправления; рассмотрение форм территориального общественного самоуправления, а также порядка организации территориального общественного самоуправления. В условиях провозглашения ...

4. Надзор за деятельностью органов местного самоуправления

местное самоуправление германия надзор

Орган надзора за местным самоуправлением Федеративной Республики Германии должен контролировать, чтобы общины выполняли свои задачи в интересах общественного блага. Одновременно он призван и защищать их права. Орган надзора за местной автономией делится на общий надзор за местной автономией и специальный надзор за государственными делами, которые делегируются общинам. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Зарубежный опыт местного самоуправления и его реформирования: учебник. Ростов н/Д: СКАГС, 2008. С. 294.

В контексте добровольной деятельности сообщества подлежат общему контролю, который должен ограничиваться только проверкой правомочности. Существует как юридический, так и профессиональный надзор в области обязательных задач по реализации руководящих принципов. В области выполнения задач государство осуществляет неограниченный надзор за законностью и целесообразностью действий местных автономий. Окружными надзирателями являются окружной директор или окружной советник. Высшей надзорной инстанцией является министр внутренних дел.

При общем наблюдении различают превентивные и последующие методы контроля. Получение разрешения, консультации и права надзорного органа на получение необходимой информации в любое время является превентивным. Последующий контроль включает в себя право оспаривать и отменять решение, право отдавать приказ и, в случае отказа выполнить его, право заменять сотрудников.

Исполнение бюджета Сообщества контролируется на регулярной основе, включая рассмотрение годовых отчетов и сообщение результатов обзора. Назначение уполномоченного, а также роспуск местного органа власти являются мерами крайней бдительности, которые применяются, если представительное собрание отказывается принять необходимые решения. Община может обжаловать общую меру предосторожности перед административным судьей. Принцип здесь заключается в том, что надзорный орган имеет право действовать только в интересах общественного блага, а не преследовать интересы отдельного гражданина.

Сообщества имеют широкое поле деятельности в пределах полномочий, принятых местными «законодательными» органами. В определенной мере эта деятельность обеспечивается самофинансированием. В то же время для ФРГ характерна большая гармонизация деятельности трех уровней управления. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Зарубежный опыт местного самоуправления и его реформирования: учебник. Ростов н/Д: СКАГС, 2008. С. 296.

Сообщества — это органы косвенного управления. Они обязаны соблюдать федеральные законы и законы штата, и в этой части их деятельность подлежит государственному надзору.

Заключение

Гарантированное Основным законом Федеративной Республики Германия и конституциями федеральных земель право городов, общин и районов самостоятельно определять и управлять делами местного сообщества является выражением реальной демократии и неотъемлемым компонентом обеспечивающего свободу порядка. На местном и региональном уровне самоуправление предоставляет людям право принимать собственные решения и является важным элементом децентрализованного разделения властей в государстве.

9 стр., 4086 слов

Органы местного управления и самоуправления в Республике Беларусь

... связано с органами, его осуществляющими. Тем не менее, раздел V Конституции Республики Беларусь правильнее было бы назвать «Органы местного управления и местного самоуправления» [12. с. 78]. В ... из числа депутаты. Он руководил государственным, экономическим и социально-культурным на территории соответствующего совета на основании решений совета, который его избрал, и высших органов государственной ...

Основной единицей политико-территориальной организации земель является община. Общинам должно быть гарантировано право регулировать дела местных сообществ в соответствии с законом и под свою ответственность. Профсоюзы сообществ в рамках своих обязанностей, установленных законом, также имеют право на самоуправление.

Гарантия самоуправления также покрывает основу финансовой ответственности. Часть 3 ст. 28 возлагает на федерацию обязанность обеспечить соответствие конституционного строя земель указанным принципам. Из этих положений можно сделать вывод, что политико-территориальная организация земель основана на автономии общин, включая их финансовую автономию, и что общины, находящиеся под их юрисдикцией, могут создавать общественные союзы.

Общины представляют собой сельские населенные пункты или их группы и города. В пределах своей компетенции они ведают развитием инфраструктуры, общественным транспортом, туризмом, жилищным строительством, школьными и дошкольными заведениями, содержанием дорог, боль ниц, театров, библиотек, музеев, социальных и спортивных учреждений.

Список использованных материалов

Евдокимов В.Б., Старцев Я.Ю. Местные органы власти зарубежных стран: правовые аспекты. М.: АСТ, 2007. 277 с.

Игнатов В.Г., Бутов В.И. Зарубежный опыт местного самоуправления и его реформирования: учебник. Ростов н/Д: СКАГС, 2008. 430 с.

Игнатюк Н.А. Муниципальное право: учебник для вузов. М.:Юстицинформ, 2007, 215 с.

Зотов В.Б. Система муниципального управления: учебник для вузов. Спб.:Лидер, 2007, 495 с.

Литвинцева Е.А. Государственная служба за рубежом: учебник для вузов. М.: РАГС, 2008. 226 с.

Хрусталев А.А. Организационно-правовые и финансовые аспекты местного самоуправления в Федеративной Республике Германия // http://www.legislature.ru .