Акционерное право Германии XIX-XXI вв

Курсовая работа

Акционерное общество — наиболее эффективная форма объединения капитала при реализации крупных инвестиционных проектов. Этот тип юридического лица начал быстро развиваться на рубеже XVIII и XIX веков как один из ключевых инструментов первой промышленной революции. Без перехода от единоличной предпринимательской деятельности, сопряжённой с высокими рисками, к более гибкой форме ведения бизнеса, предусматривающей разделение и ограничение материальной ответственности, невозможно было бы строительство железных дорог, освоение месторождений полезных ископаемых, создания массового промышленного производства.

Важной особенностью акционерных обществ является возможность формирования капитала не только за счет предпринимателей учредителей, но и с привлечением средств третьих лиц, не являющихся профессиональными или квалифицированными инвесторами. Таким образом, современное корпоративное право должно регулировать не только создание, деятельность и ликвидацию акционерных обществ, но и эффективно защищать права миноритарных акционеров.

Несмотря на то, что корпоративное право в России в 1990-х годах сформировалось под значительным влиянием англосаксонского права, внутри оно тяготеет к континентальной правовой семье. Исторически легальные кредиты поступали в Россию из Европы, в том числе из Германии, что делает их фондовый закон аналогичным.

В этом отношении интерес к немецкому закону об акционерах в России восходит к второй половине XIX века. Вначале XX столетия издаётся «Учебник торгового права» под авторством Г.Ф. Шершеневича. Именно эта работа является одной из наиболее авторитетных по акционерному праву конца XIX — начала XX. В учебнике описаны коммерческие учреждения и фактические юридические лица, в том числе акционерное общество, акции, органы управления, права акционеров. Германское акционерное право не теряет своей и в настоящее время. Встречаются как совместные работы немецких и российских юристов (Германско-Российская ассоциация юристов «Сборник статей о праве Германии» 2015), так и отдельные монографии (Е.А. Суханов «Сравнительное корпоративное право» 2014).

Однако, конечно, гораздо большее количество работ немецких ученых посвящено акционерным обществам и отраслям национального права. Высокую степень научной проработки темы можно найти в характеристиках периода XIX века. По закону о действиях первой половины ХХ века поиск литературы наиболее затруднен из-за определенного табуированного характера этого периода. К тому же научных работ российского автора по современному праву действий не так уж и много. Поэтому для получения более подробной информации часто необходимо обращаться к зарубежным источникам.

11 стр., 5149 слов

Сущность корпоративного управления как специфической правовой категории

... 1.2 Понятие и модели корпоративного управления корпоративный право управление публичный В этой части работы мы затронем обсуждение концепции корпоративного управления и кратко опишем основные модели управления, которые сложились в ... деятельности имеет особое содержание. Единого определения корпоративного управления со времен появления термина (70-е гг. XX века) так и не сложилось, хотя мировая ...

Цель данного курса — изучить возникновение института акционерного общества в немецком праве, развитие отдельной отрасли фондового права в Германии. Исследование основано на нормативных актах, в том числе на языке оригинала, специальной литературе и научных трудах.

Цели работы — проанализировать источники и эволюцию права акционеров в Германии, выявить факторы, предопределившие изменения в законодательстве, и установить текущее состояние законодательства об акционерах.

§1 ИНСТИТУТ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА В

ОБЩЕГЕРМАНСКОМ ТОРГОВОМ УЛОЖЕНИИ 1861 Г.

Подготовка Общегерманского торгового кодекса имеет довольно долгую историю. В 1861 году было предпринято несколько попыток создать общий торговый кодекс для Германии. Однако до XIX века эта проблема не была актуальной для большинства немецких территорий, имевших свой правовой порядок и торговые обычаи. До середины XIX века «на территории Германии преобладал юридический партикуляризм, что было следствием отсутствия единой политической системы» 1.

Партикуляризм был характерен не только для Священной Римской империи германской нации в целом, но и для отдельных ее земель. На территории германских государств действовало «общее» (Gemeinrecht), земельное (Landrecht), городское право и даже право отдельных общин. Действие многих высших норм по территориальному признаку не было обязательным, а часто было вспомогательным. При этом существовал приоритет городских обычаев над гражданским правом, города — над землей, на суше — над «общим».

Под «общим» правом понимались немногочисленные имперские законы и пандектное право (Pandektenrecht/Pandektenwissenschaften), появившееся в средневековых университетах в качестве альтернативы, которая могла бы «восполнить пробелы в партикулярном законодательстве»2. Однако более значительную роль играли коммерческие обычаи и деловые обычаи, которые в основном регулировали морскую торговлю и вексельное обращение. Они могли иметь как местный, так и универсальный характер, то есть применяться в нескольких землях, а О. Л. Лысенко. История кодификации торгового права Германии в XIX веке. МАКС Пресс Москва, 2001, с.11 О. Л. Лысенко. Указ. соч. с. 18 иногда и в международной торговле. Именно они легли в основу переводных векселей, статутов посредников свободных и бывших ганзейских городов.

Несмотря на эффективность, многие торговые уставы были приняты еще в XVII-XVIII веках и не могли регулировать развитие производственных отношений. Их правила делали торговцев зависимыми от принадлежности к гильдии, которая была пережитком системы гильдий. Такие институты коммерческого права, как торговая компания, реестр, деловое партнерство, все еще находились в зачаточном состоянии. Торговое право в целом требовало унификации, потому что коммерческие обычаи часто противоречили закону о пандетте, что препятствовало развитию общего «немецкого права.

В конце 18 века в Пруссии была предпринята попытка создать единый торговый кодекс. В 1794 издаётся прусский Ландрехт (Allgemeines Landrecht für die Preußischen Staaten), в котором прослеживается идея разработки обособленных норм, регулирующих торговую деятельность3.

9 стр., 4037 слов

Нормативный правовой акт как источник права (2)

... права: правовой обычай, судебный прецедент, нормативный правовой акт, нормативный договор, правовые доктрины, священные книги и международные договоры. Самой древней формой права является правовой ... проблему соотношения двух понятий: «источник права» и «форма права». Эти понятия часто принято обозначать, ... деловой обычай. Например, ст. 134 Кодекса торгового мореплавания говорит, что срок, в течение ...

Среди типов юридических лиц подробно регламентировано коммерческое товарищество, которое принадлежало «признанным частно-юридическим компаниям» 4. Этим организациям не требовалось одобрение правительства для открытия своего дела. Торговые товарищества. Члены торгового товарищества должны были предоставить информацию о своём обществе торговому объединению на бирже5(если в местечке не было гильдии, то информация предоставлялась местным властям).

Бизнес компании нужно было зарегистрировать на бирже или в суде, иначе она не имела бы права вести переговоры с третьими лицами. В извещении о начале своей деятельности должно быть Лысенко О.Л. Указ. соч. с. 22 Лысенко О.Л. Указ. соч. с. 24 Allgemeines Landrecht für die Preußischen Staaten, Artikel 618, Kapitel VII, Siebenter Abschnitt, Achter Titel, Zweyter Teil [Электронный ресурс] https://opinioiuris.de/quelle/1623 отображено, какие члены торгового товарищества имеют отличные от других права и обязанности, кто из участников не имеет права вести переговоры и заниматься сделками. Но упрощенная форма создания компаний привела к некоторым ограничениям, таким как неспособность коммерческих компаний самостоятельно приобретать землю или капитал. Ландрехт стал одной из первых кодификаций торгового права среди немецких земель, что явилось началом последующей бурной работы по разработке правил, регулирующих торговлю.

Следующий этап кодификации связан с завоеванием Наполеоном Священной Римской империи. Несмотря на попытки дать отпор французским войскам, княжествам не удалось сохранить независимость. Наполеон хорошо использовал раздробленность и разобщенность князей: «он развратил пруссаков, позволив им разделить земли Ганновера», он привлек других герцогов и маркграфов, которые втайне восхищались его славой и величием6. Дальнейшие неудачи во время кампании 1805–1806 годов вынудили императора Священной Римской империи Франциска II отречься от престола.

Германских князей уговорили заключить Рейнский союз под протекторатом Франции. Юридически правители сохраняли власть на своих землях, но теперь находились под контролем покровителя. Согласно закону об образовании Рейнской конфедерации перестали действовать государственные законы бывшей Священной Римской империи германской нации. Местное гражданское и торговое законодательство преобразовывалось путём введения Французского гражданского (ФГК) (1804) и торгового (ФТК) (1807) кодексов. В результате принятие FTC отменило все предыдущие векселя и коммерческие карты. Несмотря на это, правительства княжеств Шарлотта М. Янг «История Германии для юных», Б.С.Г. – Пресс, 2006, с.398 незамедлительно начали вводить в действие французский торговый кодекс, опасаясь Наполеона7.

Это объединение положительно сказалось на регулировании отдельных княжеств, в которые вошли новые земли с иным регулированием торговых отношений. Необходимость преодоления различий в правовом режиме торговли стимулировала кодификацию коммерческого права. Процесс получения французского права был наиболее активным на территориях, граничащих с Францией и имевших исторически сложившиеся экономические связи. Одним из них был Баден, где была создана комиссия для перевода Федеральной торговой комиссии и приведения ее в соответствие с местными правилами ведения бизнеса. Высокий уровень развития французского права в сочетании с германской спецификой способствовал оформлению новых правовых институтов: ограниченное определение торговой сделки, публичные книги (прообраз торгового реестра)8.

38 стр., 18588 слов

Вещные права в гражданском праве Республики Беларусь

... праву, понятию права хозяйственного ведения и оперативного управления и т. д.. Так, Точилин В. В. в своей работе «Право оперативного управления и право ... в гражданском праве Германии. Права собственности лиц, не являющихся собственниками, часто называют «ограниченными правами собственности». ... государственного целевого бюджетного фонда национального развития» Указ Президента Республики Беларусь от 28 ...

От ФТК Ландрехт воспринял классификацию торговых обществ: полное товарищество, доверительное или коммандитное товарищество и анонимное товарищество (unbenannte Gesellschaft)9. Полное товарищество — это товарищество, заключенное между двумя или более лицами с целью торговли под одним именем. Коммандитное товарищество включает в себя одного или нескольких людей, несущих полную ответственность по обязательствам компании (старших партнёров), одного или нескольких членов-товарищей, одного или несколько коммандитистов, Лысенко О.Л. Указ. соч. с. 28 Лысенко О.Л. Указ. соч. с. 31 Badisches Landrecht 1810 (Code Napoleon 1804) Artikel 19, Erstes Kapitel, Dritter Titel, Anhang von den Handels-Gesezen [Электронный ресурс] http://www.koeblergerhard.de/Fontes/BadischesLandrecht1810.htm которые «только вкладывают деньги в компанию»10. Товарищи на вере (vertraute Gesellschaftlern) несут ответственность только в пределе своих вкладов, не могут участвовать в управлении торговыми делами фирмы. Если они действуют вопреки этому правилу, они несут солидарную ответственность вместе со своими старшими товарищами по обязательствам компании.

Анонимная компания не имеет коммерческого названия и идентифицируется только по предмету своей деятельности. Они управляются юристами, которые могут быть ассоциированными, или третьими сторонами, работающими по срочному контракту, который может быть отозван за вознаграждение или бесплатно. Так называемые администраторы несут полную ответственность за выполнение заказа и не связаны никакими коллективными или личными обязательствами. Капитал анонимного общества делиться на части (акции), которые в свою очередь могут делиться на купоны одинаковой стоимости11. Публичные компании с ограниченной ответственностью могут существовать только с разрешения правительства после государственной регистрации12.

По мнению профессора Мартина Лёнига, именно баденский Ландрехт содержит первые на территории Германии нормы, регулирующие деятельность акционерного общества, институт, заимствованный из ФТК. Его гипотеза основана на том факте, что так называемая компания с ограниченной ответственностью обладает всеми характеристиками акционерного общества. Сам редактор баденского Ландрехта Иоганн Badisches Landrecht 1810 (Code Napoleon 1804) Artikel 23, Erstes Kapitel, Dritter Titel, Anhang von den Handels-Gesezen [Электронный ресурс] http://www.koeblergerhard.de/Fontes/BadischesLandrecht1810.htm Badisches Landrecht 1810 (Code Napoleon 1804) Artikel 34, Erstes Kapitel, Dritter Titel, Anhang von den Handels-Gesezen [Электронный ресурс] http://www.koeblergerhard.de/Fontes/BadischesLandrecht1810.htm Badisches Landrecht 1810 (Code Napoleon 1804) Artikel 37, Erstes Kapitel, Dritter Titel, Anhang von den Handels-Gesezen [Электронный ресурс] http://www.koeblergerhard.de/Fontes/BadischesLandrecht1810.htm Брауэр называл анонимные общества объединением активов – акций, выпущенных для достижения особой цели13. Таким образом, влияние французской правовой культуры во многом можно считать решающим для возникновения акционерного общества и соответствующего юридического отделения в Германии. Тем не менее этот вопрос остаётся дискуссионным.

2 стр., 851 слов

Хозяйственное право (2)

... коммерческого права. Литература [Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/referat/chto-takoe-hozyaystvennoe-pravo/ Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебное пособие для экономистов, предпринимателей, юристов и др. / 2007 ISBN 978-5-91131-278-7 Данный реферат ...

После окончания наполеоновских войн на Венском конгрессе в 1815 был создан Германский союз из 39 государств, включавший Австрию, Пруссию, Саксонию, Ганновер, Вюртемберг, вольные города (Любек, Бремен, Гамбург, Франкфурт) и некоторые другие княжества14. Существенной проблемой для конфедерации было отсутствие единого торгового законодательства и сохранение внутренних таможенных границ. Преодолеть этот партикуляризм попыталась Пруссия, унифицировав таможенные тарифы и создав единое экономическое пространство в рамках своих территорий, принятием Закона «О таможенных сборах и налогах на иностранные товары и о свободном передвижении между всеми провинциями государства». Будучи обвиненной в нарушении Закона о Союзе в связи с введением вышеупомянутого закона, Пруссия выбрала стратегию заключения таможенных договоров с отдельными германскими территориями15. В результате этой политики был сформирован Таможенный союз, который позволил создать в Германии крупнейшее единое экономическое пространство, что потребовало изменения торгового законодательства. В период с 1834 по 1847 год в различных землях Германии началась работа по пересмотру местных правовых актов и принятию новых. Инициативу проявило герцогство Löhnig, M. (2009).

Réception du droit français en Allemagne: La première codification du droit des sociétés anonymes en Allemagne dans le Code civil badois de 1810. Revue Historique De Droit Français Et étranger (1922-), 87(1), 87-101. p. 4 [Электронный ресурс] www.jstor.org/stable/43851783 Шарлотта М. Янг «История Германии для юных», Б.С.Г. – Пресс, 2006, с.411 Лысенко О.Л. Указ. соч. с.37 Вюртемберг, чей проект Торгового кодекса был предложен в качестве основы общегерманской кодификации. Проект включал положения современных торговых кодексов Испании, Нидерландов, Португалии и Франции, поэтому правительства Германии отклонили его как иностранца и иностранца. Фактически, этому активно препятствовала Пруссия, не желавшая терять своего коммерческого господства16.

В 1847 году на конференции Таможенного союза была принята Общегерманская хартия векселей, основанная на проектах различных немецких земель с учетом достижений юридической науки в области вексельного права. Однако статут простого векселя не регулировал все коммерческие отношения, касаясь в основном только вопроса о форме и обращении векселя. Поэтому было необходимо составить общий торговый устав.

Одной из основных целей кодекса была либерализация рынка и регулирование коммерческой деятельности в контексте промышленной революции, происходящей в Германии. В основе текста Франкфуртского проекта лежали положения FTC, которые были довольно распространены в Европе. Также были приняты во внимание положения Прусского и Баден-Ландрехтского кодекса, а также Торгового кодекса Вюртемберга. Что касается корпораций, можно сказать, что их классификация полностью принята FTC, однако законодатель не мог отказаться от системы разрешений на создание корпораций, напомнив о необходимости гарантий в случае непредвиденных обстоятельств, поскольку акционеры акционерного общества не несут личной ответственности17. К сожалению, комиссия, которая приняла бы этот закон, не была создана по внутриполитическим причинам. Однако этот проект сыграл важную роль в создании Общегерманского кодекса.

Лысенко О.Л. Указ. соч. с. 43

Лысенко О.Л. Указ. соч. с.57

44 стр., 21713 слов

«ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ АКЦИОНЕРНЫМ КАПИТАЛОМ В

... и задачи работы. Целью дипломной работы является формирование представлений о современном состоянии российского рынка акционерного капитала и выявление проблем его управления на ... трансформация государственных предприятий в акционерные общества, а также огромное количество вновь зарегистрированных акционерных обществ. В настоящее время акционерные общества являются преобладающими по количеству, ...

Общегерманское торговое уложение было принято Союзным Сеймом в 1861 году. Он состоит из пяти книг, из которых название третьей книги второй книги «О торговых компаниях» посвящено акционерному обществу. Акционерное общество — это компания, обязательства которой гарантированы уставным капиталом, состоящим из взносов участников, и акционеры которой не несут ответственности по долгам компании своими активами18. Также признаками АО являются реальная форма фирмы общества, под которой акционерное общество заключает сделки и принимает на себя обязательства, единый капитал, образованный соединением вкладов нескольких лиц, разделение капитала на части, при котором членами общества считаются только те, кто производят или обещают произвести оплату одной или нескольких акций19. Однако не следует утверждать, что множественность акционеров является основной характеристикой акционерного общества, которая во многих отношениях необходима именно на этапе создания компании. Более существенным признаком является уставной капитал.

Такими признаками обладает институт акционерного общества, описанный в Общегерманском торговом уложении в статье 207. Такая внутренняя сущность АО была заложена в торговом уложении и не претерпевала изменений на последующих этапах развития акционерного права. АО может приобретать собственность и иные вещные права на недвижимость20. Существенным институтом является акция, составляющая часть уставного капитала.

Акцией является часть основного капитала, внесённая или подписанная сумма, которая не даёт вкладчику права получения денег, но Гарейс К. Германское торговое право. Выпуск третий — Москва: Т-во тип. А. И. Мамонтова, 1904. с.157 Гарейс К. Германское торговое право. Выпуск третий — Москва: Т-во тип. А. И. Мамонтова, 1904. с.159 Allgemeines Deutsches Handelsgesetzbuch 1861. Artikel 213 [Электронный ресурс] http://www.koeblergerhard.de/Fontes/AllgemeinesDeutschesHandelsgesetzbuch 1861.htm лишь права притязания на чистую прибыль, насколько это предусмотрено партнёрским соглашением. Стоит отметить, что акция не делима и не может быть преобразована в равные доли. Однако не это не просто часть основного капитала, но и подписанный документ, дающий владельцу право на членство в АО и иметь притязания на чистую прибыль, распределяемую между членами в соответствии с годовым балансом21. Согласно Уложению АО, могут выпускать как именные акции, так и на предъявителя. При этом выпуск акций на предъявителя обусловлен соблюдением дополнительных условий, направленных на защиту интересов кредиторов АО. В случае, если владелец именной акции не выплатил полностью свой взнос в уставный капитал, то к нему как известному соучредителю может предъявлено регрессное требование. Соучредитель, в пользу которого была выпущена акция на предъявителя, по определению, не известен, что не позволяет кредиторам предъявлять регрессные требования к владельцам таких акций, не оплативших полностью свой взнос в уставный капитал. Соответственно в статье 222 говорится, что акция не выпускается и не выдаётся на предъявителя, если номинальная сумма не оплачена им полностью, что исключает выдачу временных листов или какие-либо обещания в отношении частичных платежей.

Законодатель сохраняет обязательность получения правительственного разрешения – судебного или нотариального документа — на создание акционерного общества. В статьях 209-210 устанавливаются конкретные требования к заключению партнёрского соглашения и порядке регистрации общества. Во многом это объясняется желанием перестраховаться от рисков. Товарищеский договор должен содержать место собрания общества, предмет предпринимательства, время занятия предпринимательской деятельности, если она должна быть ограничена Гарейс К. Германское торговое право. Выпуск третий — Москва: Т-во тип. А. И. Мамонтова, 1904. с.160 определённым сроком, размер уставного капитала и цену акции, характеристики акции, принципы расчёта бухгалтерского баланса, распределения прибыли и проверки бухгалтерского баланса, утверждение и избрание совета директоров, формы легитимизации членов и служащих общества, формы созыва акционеров, условия права голоса акционера и форма его осуществления, решения, которые не могут приняты простым большинством акционеров. Договор общества и разрешительные документы должны быть зарегистрированы в торговом суде соответствующего района и занесены в торговый регистр22. До прохождения процедуры регистрации общество не является акционерным и в торговых его представители несут личную и солидарную ответственность. Предмет предпринимательства не может быть изменён путём голосования, если это не предусмотрено партнёрским договором.

19 стр., 9102 слов

Цена и структура капитала

... предприятий. Целью работы является теоретическое рассмотрение структуры капитала предприятия, исследование влияния на финансовую ... влияет на благосостояние акционеров, поскольку затраты на привлечение средств различны. Стоимость капитала - это ... акций определение стоимости капитала особенно важно, когда планируется выпуск новых акций. Поэтому при оценке стоимости капитала источника «обыкновенные акции ...

В Уложении зафиксированы права акционеров. Так акция даёт её обладателю право голоса, если иное не предусмотрено партнёрским соглашением23. Каждый акционер имеет часть от общего капитала, которая не даёт ему права получения денег, но лишь права притязания на чистую прибыль, насколько это предусмотрено партнёрским соглашением. Между акционерами может быть распределено только то, что получается из годового баланса. Акционер никак не обязан даже по доброй воле возвращать дивиденды. Акционер не обязан вносить больший вклад для реализации целей общества или погашения его обязательств, чем уставная сумма необходимая для покупки акции. Права акционеров по участию в Allgemeinen Deutschen Handelsgesetzbuch 1861. Artikel 210 [Электронный ресурс] http://www.koeblergerhard.de/Fontes/AllgemeinesDeutschesHandelsgesetzbuch 1861.htm Allgemeines Deutsches Handelsgesetzbuch 1861. Artikel 224 [Электронный ресурс] http://www.koeblergerhard.de/Fontes/AllgemeinesDeutschesHandelsgesetzbuch 1861.htm делах компании реализуются ими в общем собрании акционеров (Generalversammlung)24. Как правило оно созывается правлением.

Главное управление ведением сделок и других дел АО осуществляет правление (Vorstand).

Согласно статье 227 каждое акционерное общество обязано иметь правление, которое состоит из одного или более членов, осуществляющих свою деятельность на возмездной или безвозмездной основе. Все сделки компании заключаются именно правлением. Также оно обязано составлять баланс средств и отчитываться перед собранием акционеров не менее раза за полугодовой период.

Непосредственный контроль за деятельностью общества осуществляет наблюдательный совет (Aufsichtsrat).

Согласно статье 225 он созывает общее собрание, следит составлением годового баланса и распределением прибыли.

Таким образом, институт акционерного общества был заимствован из французского законодательства ещё до составления Общегерманского торгового уложения. Но именно в 1861 году впервые были закреплены основные черты германского акционерного права, такие, как триада основных органов управления, понятие акции и виды акций, которые не претерпели значительных изменений за последующие два века. Allgemeines Deutsches Handelsgesetzbuch 1861. Artikel 224 [Электронный ресурс] http://www.koeblergerhard.de/Fontes/AllgemeinesDeutschesHandelsgesetzbuch 1861.htm

23 стр., 11153 слов

Трансформация образа Русской Православной Церкви в советской ...

... -церковных отношений в СССР начинается с середины 1950-х гг. и длится до конца 1980-х гг. Особенностью работ является рассмотрение юридической стороны дела. В трудах В.А. Куроедова ... в церковных отношениях внесли диссертации, вышедшие в 1990-е гг. Благодаря исследовательской работе был расширен фактический материал и проведен анализ вариативности репрессивной политики на местах. Отдельную группу ...

§2 ОСНОВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АКЦИОНЕРНОГО ПРАВА

ГЕРМАНИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

Во второй половине XIX века в связи с активным развитием промышленности и транспорта германский рынок требовал перестройки на капиталистический лад25. Распространению акционерных обществ, которые уже начали играть существенную роль в экономике, мешала концессионная система, предусматривавшая обязательное получение правительственного разрешения для создания АО. Для этого и был принят «Закон, касающийся коммандитных товариществ, акций и акционерных обществ» 1870 года, чтобы заменить концессионную систему, установленную в статье 211 Общегерманского торгового уложения, нормативно-явочной.

Акционерная новелла 1870 давала большую свободу создания и деятельности АО, так как теперь требовалась только регистрации общества в торговом реестре торгового суда соответствующего округа. При регистрации компания должна была соблюсти нормативные требования, в частности документально подтвердить факт оплаты акционерами 10% капитала и избрание наблюдательного совета. Также АО являлись торговой фирмой, даже если предметом предпринимательства не были торговые сделки26. Прекращение деятельности АО возможно по открытии банкротства, истечении времени договора или по решению акционеров. В трактовку понятия АО и акций новелла 1870 не вносила никаких изменений, дублируя формулировку.

Надзор за деятельностью АО осуществляет наблюдательный совет, обязанный контролировать все сферы управления компанией. Члены Лысенко О.Л. Указ. соч. с.77 Gesetz, betreffend Kommanditgesellschaften auf Aktien und Aktiengesellschaften 1870. Artikel 208 [Электронный ресурс] https://de.wikisource.org/wiki/Gesetz,_betreffend_die_Kommanditgesellschafte n_auf_Aktien_und_die_Aktiengesellschaften#Artikel_208 совета несут персональную и солидарную ответственность за выплату компенсации в определённых случаях. За составление и опубликование баланса отвечало правление АО. Также оно должно был хранить торговые книги компании. Его членами не могли быть лица, которые каким-либо образом могут участвовать в управлении обществом. Члены правления или наблюдательного совета при определённых обстоятельствах подвергаться лишению свободу сроком до трёх месяцев.

Так называемая акционерная новелла 1870 определяла минимальную сумму, на которую должны быть зарегистрированы акции: именные минимум на 50 участников, на предъявителя – минимум на 100 участников АО. Это делало акции, зарегистрированные на меньшую сумму, ничтожными и влекло солидарную ответственность эмитентов. Также номинальная стоимость акций не могла изменяться ни в меньшую, ни в большую сторону.

Из-за либерализации порядка создания АО Закон 1870 не был удачен. Многие упрекали его составителей в спешке и опрометчивости. Ведь в последующее десятилетие после принятия новеллы произошёл так называемый Gründerboom – создание огромного количества АО, существенный процент которых составляли фиктивные организации27. Многие из них стремились к быстрому обогащению путём мошенничества. Нормативную систему научились обходить, также было неограниченно увеличение уставного капитала после регистрации, что давало возможность махинаторам выписывать новые акции, которые ничем не обеспечивались. Поэтому стал необходим очередной пересмотр торгового законодательства касательно акционерных обществ.

9 стр., 4113 слов

Российский рынок акций: анализ и перспективы развития

... Держатели обыкновенных акций обычно имеют право голоса на общем собрании акционеров. Обыкновенные акции торгуются на бирже или внебиржевом рынке. Рыночная стоимость обыкновенных акций в ... процессе анализа фондового рынка используются различные оценки стоимости акций. В практической деятельности различают виды: номинальная стоимость; бухгалтерская (балансовая, книжная) стоимость; рыночная (курсовая) ...

В 1884 была принята вторая торговая новелла, главной задачей которой была отмена явочного порядка создания АО, закреплённого в законе 1870 года. Взамен она вводила контроль судебных органов за

Лысенко О.Л. Указ. соч. с.80 соблюдением нормативных требований для учреждения. Это условие основывалось на так называемой «теорией контроля»28. АО должно было подтвердить такие факты, как доказательства законного заключения договора, установления организации акционерного общества, законной проверки организации, уплату установленных взносов, получения государственного разрешения, если необходимо29.

К первому доказательству относилось удостоверение факта нотариального заключения договора между пятью и более лицами, которые принимают на себя акции и именуются учредителями. Соглашение определяет права и обязанности учредителей, которые автоматически несут ответственность за операции от имени компании до её регистрации. Учреждение АО предусматривает установление содержания договора, при этом обязательно его распространения и на учредителей, чтобы избежать злоупотреблений. Их вступление в соглашение обеспечивает более длительную и крепкую связь с компанией.

Договор обязан содержать определение фирмы (это включает место, где находится штаб, что определяет подсудность), предмет предпринимательства, размер уставного капитала и акций, количество акций разного рода, способы назначения правления, формы публикации информации от АО (основной способ – это публикация в «Германском имперском указателе»).

Назначение наблюдательного совета было обязательно, но указывалось специально до регистрации, так как его члены должны подписать регистрационное заявление. Договор должен быть датирован. Обязательно было образование запасного капитала, к которому прибавляются известные доходы. Существуют также так называемы условно-обязательные условия – договорённости между учредителями, которые должны быть внесены в устав: ограничение временем Лысенко О.Л. Указ. соч. с.81 Гарейс К. Германское торговое право. Выпуск третий — Москва: Т-во тип. А. И. Мамонтова, 1904. с.168 деятельности АО, выпуск акций выше пари, превращение одного рода акций в другой, приписывание особых прав отдельным акциям, иные требования помимо простого большинства для решения определённых вопросов собранием акционеров.

Только заключение договора не является достаточным актом для создания АО. Необходимо установить, все ли акции принимаются на участников соглашения или же остаётся открытый доступ в компанию для других лиц. Поэтому различают совместное и преемственное учредительство30. В первом случае все акции принимаются учредителями. Они все несут ответственность за оплату акций. Для подтверждения преемственного учредительства необходимо подписанное свидетельство об участии конкретного члена с указанием рода, вида и количества подписанных на него акций, список всех акционеров с подписью каждого из них. После предоставления всех необходимых документов суд обязан созвать собрание всех членов по списку акционеров для подтверждения ими установленных отношений в рамках компании. При этом 25 процентов акций уже должны быть оплачены.

Также для внесения общества в реестр необходимо наличие уже сформированных органов: правления и наблюдательного совета. Последний избирался собранием акционеров. Они должны непосредственно контролировать ход регистрации и соблюдение учредителями всех требований31. Изменения коснулись и этого института акционерного права. Теперь члены правления не могли входить в состав наблюдательного совета. И те, и другие несли неограниченную солидарную ответственность под угрозой уменьшения капитала фирмы. Гарейс К. Германское торговое право. Выпуск третий — Москва: Т-во тип. А. И. Мамонтова, 1904. с.174 Гарейс К. Германское торговое право. Выпуск третий — Москва: Т-во тип. А. И. Мамонтова, 1904. с.179 Они обязательно должны отчитываться о результатах деятельность в конце каждого года.

Новелла выделяет акции именные и на предъявителя32. В отношении общей стоимости они не различаются, так как любая акция должна быть выписана на сумму не меньшую 1000 марок. Минимальная сумма стала одним из значимых изменений в акционерным законодательстве после новеллы 1870, согласно которой цена акций должна была быть не ниже 300 марок, что являлось преодолимым порогом для мошенников. Законодатель, однако, едва не перегнул палку с установлением нижних границ стоимости акций, даже были предложения установить планку в 5000-10000 марок. Размещение акций на меньшую сумму было возможно по решению союзного совета для общественно полезных предприятий, что обосновывалось необходимостью развития общественно полезных организаций. Также если доход на акции обеспечивается крупной публичной корпорацией, то это считается достаточной гарантией для беспрепятственного выставления малого капитала. Помимо этого, существовали ограниченные именные акции, которые передавались по юридическим сделкам с согласия АО. Такое условие считалось достаточной гарантией от спекуляций на акциях, так как соответствующая процедура передачи акций была усложнена и делала связь общества и акционера прочнее. В других случаях, кроме вышеописанных, выпуск акций на сумму меньше 1000 марок считался незаконным, делал акции ничтожными и признавал за эмитентами ответственность возмещения убытков от реализации таких ценных бумаг. Именные акции должны быть занесены в книгу акций, их продажа или передача другому лицу должна фиксироваться там же при предъявлении законных оснований пользования акцией. Гарейс К. Германское торговое право. Выпуск третий — Москва: Т-во тип. А. И. Мамонтова, 1904. с.161

Права членов АО соотносятся с видом акции: учредительным и приоритетным33. Первый вид – это акции так называемого «первого выпуска», так как составляют первоначальный основной капитал. Приоритетные акции предусматривают определённые преимущества и привилегии для их владельцев. Вообще права акционеров были существенно расширены. Согласно закону 1884 года они могли требовать возмещения убытков, понесённых из-за действий правления и наблюдательного совета. Также акционеры получали право подавать иски в суд в случае нарушения АО порядка учреждения и возможность оспаривать пункты учредительного договора.

Непосредственным доказательством членства в АО до получения акции является временное свидетельство, подтверждающее факт оплаты полной акции или её части. К временным бумагам применяются такие же требования, как к акциям: номиналом не менее 1000 марок и тд. Эти бумаги не выставляются на предъявителя, как и свидетельства о доли участия в АО. Помимо временного свидетельства лицо могло получить бумагу, подтверждающую частичную оплату акций. Это было необходимо для большего оборота подобных обязательств: лицо имело право продать такое подтверждение другому лицу при условии, что получатель выплатит оставшуюся сумму по акциям. Такая возможность делала АО более открытыми даже в случае совместного учредительства.

Таким образом, стремление законодателей упростить процесс создания АО оказалось неудачно реализовано на практике. Слабые гарантии прав акционеров, возможности для мошенничества – всё это старался преодолеть закон 1884 года. Более строгий порядок учреждения, ответственность и отчётность управляющих органов, гарантии прав акционеров ликвидировали недостатки акционерной новеллы 1870 года, создав более регулируемый порядок функционирования института АО. Гарейс К. Германское торговое право. Выпуск третий — Москва: Т-во тип. А. И. Мамонтова, 1904. с.163

§3 ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В АКЦИОНЕРНОМ ПРАВЕ В

ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА

Главным нормативным документом в области акционерного права в этот период является Акционерный закон 1937. Однако ему предшествовало Экстренное постановление (Notverordnung/NotVO) в 1931, заложившее основу для последующих реформ. Его принятие было обусловлено, во-первых, гиперинфляцией в 1924 и, во-вторых, финансовым кризисом 1929 года, который повлёк за собой массовые банкротства34. Также правительство опасалось доминирования иностранного капитала. Постановление 1931 года должно было повысить прозрачность отчётов, сметы доходов и расходов, что обеспечивалось проверкой книг независимым аудитором. В этом реформа повторяла преобразования, проведённые в Англии в 1929 году.

Постановление 1931 года меняло наблюдательный совет. По мнению законодателей, в предыдущий период этот орган потерял свою значимость как орган надзора, который должен предотвращать банкротство компании. В статье 8 NotVO закреплялось, что его члены избирались общим собранием акционеров по принципу простого большинства в количестве не более 30 человек, при условии, что ни один из них не мог быт членом наблюдательного совета более, чем в 20 АО. Эти меры были предприняты для того, чтобы рычаги управления не оказывались в руках нескольких крупных корпораций, расширение которых было характерно для кризисного периода в Германии.

С приходом к власти партии НСДАП нацистская идеология всё больше влияла на корпоративное право. Антикапиталистические идеи о Muchlinski, P. (2013).

The Development of German Corporate Law Until 1990: An Historical Reappraisal. German Law Journal, 14(2), 339-379 doi:10.1017/S2071832200001838. p. 364 [Электронный ресурс] https://www.cambridge.org/core/journals/german-lawjournal/article/development-of-german-corporate-law-until-1990-an-historicalreappraisal/0C508737E9C632BCF5FB19F421067CBE контроле за рынком капитала стали стержнем реформ 1937 года. Согласно

Кесслеру, Акционерный закон можно разделить на 4 основные части:

положения, содействующие образованию крупного бизнеса и подавляющие более мелкие формы предпринимательства, введение публичности информации об АО, соответствие принципу фюрера и прямой контроль государства над бизнесом35.

В ходе законодательной реформы 1937 года акционерное право было изъято из текста Общегерманского торгового уложения в отдельный акционерный закон. Во многом он отражал усиление положения правления после утверждения принципа фюрера – идеализированного принципа единоначалия. Это выражалось в ужесточении требований к отчётности, ограничении полномочий общего собрания акционеров и эмиссии акций с правом множественного голоса36. (хайдельбергер комментар)

При создании проекта закона шла активная дискуссия о скрытых, или забалансовых резервах (stille Reserven).

Противники практики забалансовых резервов подкрепляли свои доводы принципом реального баланса, который предусматривает полную отчётность компании. Однако к большому удивлению забалансовые резервы были не только прописаны в законе, но и существенно расширены. В пользу забалансовых резервов говорил «дивидендовый голод» — низкий уровень дивидендов, устанавливаемый правлением. Это не могло не радовать предпринимателей, которым было предоставлено пространство для манёвра в ходе национал-социалистической политики рынка капитала. Muchlinski, P. (2013).

The Development of German Corporate Law Until 1990: An Historical Reappraisal. German Law Journal, 14(2), 339-379 doi:10.1017/S2071832200001838. p. 366 [Электронный ресурс] https://www.cambridge.org/core/journals/german-lawjournal/article/development-of-german-corporate-law-until-1990-an-historicalreappraisal/0C508737E9C632BCF5FB19F421067CBE Heidelberger Kommentar zum Aktiengesetz 2008 C.F. Müller, Verlagsgruppe Hüthig Jehle Rehm GmbH, Heidelberg/München/Landsberg/Berlin s.4

Принцип фюрера был всё-таки внедрён в распределение полномочий между органами акционерного общества. До 1937 года главное собрание акционеров утверждало баланс и распределение прибыли. Согласно новому закону полномочия по составлению баланса и учёта доходоврасходов переходило к совместному ведению управления и наблюдательного совета. Благодаря этому они могли удерживать необходимые резервы до утверждения годовой прибыли. За собранием акционеров оставалось право только решать вопрос распределении этой прибыли. При несогласии акционеры могли только добиваться отставки правления. Законодательно акционеры сохраняли существенный инструмент влияния на правление, однако по факту если членами совета директоров были руководители предприятий, в особенности в военной промышленности, то их отставка была практически невозможна, так как подкреплялась особой пользой для «народа и рейха».

Это уточнение особенно важно в связи с тем, что принцип единоначалия АО до ходил до того, что правление могло состоять всего лишь из одного лица согласно статье 70. Оно назначалось наблюдательным советом на 5 лет. Такая централизация была идеалом нацистской идеологии, которая стремилась к сосредоточению управленческих функций у одной личности. Это позволяло лучше контролировать торговые компании и поощрять создание крупных корпораций, вытесняющих общества меньшего масштаба37.

Muchlinski, P. (2013).

The Development of German Corporate Law Until 1990: An Historical Reappraisal. German Law Journal, 14(2), 339-379 doi:10.1017/S2071832200001838 p.367 [Электронный ресурс] https://www.cambridge.org/core/journals/german-lawjournal/article/development-of-german-corporate-law-until-1990-an-historicalreappraisal/0C508737E9C632BCF5FB19F421067CBE

Все вышеописанные меры не оказали действенного эффекта, как предполагалось. Количество АО сократилось практически в два раза, однако существующим компаниям удавалось на практике обходить ограничивающие положения Закона 1937 года. Существовало довольно много компаний, выпускавших акции с добавочным голосом, которые не отменялись государством. Несмотря на формальное усиление правления, закон оставлял вариативность в учредительных документах: в АО директору наблюдательного совета могли предоставить право решающего голоса при равенстве голосов в правлении, что позволяло ему принимать решения в управлении компанией.

§ 4 АКЦИОНЕРНЫЙ ЗАКОН 1965 ГОДА И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО АКЦИОНЕРНОГО ПРАВА ГЕРМАНИИ

В послевоенное десятилетие в ФРГ начались экономические реформы, одной из главных целей которых было очищение права от нацистского влияния (die Entnazifizierung).

Соответственно возникла необходимость приспособить корпоративное право под нужды рыночной открытой экономики38. Фактически речь шла о возвращении к концепции регулирования, принятой в ХIХ веке.

Под угрозой массовых забастовок в июне 1951 года был принят Montan-Mitbestimmungsgesetz, предписывавший вводить в состав наблюдательного совета горно-металлургических и металлургических предприятий с более чем 1000 работников не менее 50% представителей трудового коллектива. Затем, в октябре 1952 года под угрозой массовых забастовок был принят Betriebsverfassungsgesetz, предписывающий всем акционерным обществам, за исключением семейных компаний, формировать из представителей трудового коллектива треть состава наблюдательного совета.

В 1959 году состоялась малая реформа акционерного права (Gezetz über die Kapitalerhöhung aus Gesellschaftsmitteln und über Gewinn- und Verlustrechnung/«kleine Aktienrechtreform»).

Она узаконила процедуру повышения уставного капитала за счет нераспределенной прибыли общества, упростила выкуп обществом собственных акций для Assmann, Heinz-Dieter & Hopt, Klaus J., 1940- & Wiedemann, Herbert (2004).

Aktiengesetz: Grosskommentar. Erster Band, Einleitung, [Abschnitte] 153 (4., neubearbeitete Auflage).

Berlin De Gruyter Recht, s.76 [Электронный ресурс] https://books.google.ru/books?id=ue4hAAAAQBAJ&printsec=frontcover&hl=r u#v=onepage&q&f=false распределения среди работников, уточнила требования к формату представления финансовой отчетности и требования о ее раскрытии39.

Однако законодатель не мог ограничиваться промежуточными законами без принятия нового базового акционерного закона. Необходим был более основательный и перманентный закон, который бы соответствовал экономике социального государства. Первым концептуальным документом по этому вопросу «Записка к реформе акционерного права» (Denkschrift zur Reform des Aktienrechts), составленная Федеральным обществом частного банковского дела (Bundesverband des privaten Bankgewerbes).

В ней предлагалось воздержаться от существенного расширения полномочий общего собрания акционеров (запретить вмешательство в деятельность правления и наблюдательного совета, ограничить перечень оснований для неутверждения годовой отчетности); не ограничивать право голоса по акциям, переданным в залог; устранить ограничения на самофинансирование и создание забалансовых резервов, судебный контроль за действиями основных акционеров (Mehrheitsherrschaft), обязать АО публиковать консолидированную финансовую отчетность. Этот документ положил начало масштабной дискуссии, в ходе которой обозначились следующие вопросы: распределение обязанностей между органами управления, права акционеров по контролю за деятельность общества, повышение прозрачности деятельности фирмы40. Assmann, Heinz-Dieter & Hopt, Klaus J., 1940- & Wiedemann, Herbert (2004).

Aktiengesetz: Grosskommentar. Erster Band, Einleitung, [Abschnitte] 153 (4., neubearbeitete Auflage).

Berlin De Gruyter Recht. s.78-79 [Электронный ресурс] https://books.google.ru/books?id=ue4hAAAAQBAJ&printsec=frontcover&hl=r u#v=onepage&q&f=falses Assmann, Heinz-Dieter & Hopt, Klaus J., 1940- & Wiedemann, Herbert (2004).

Aktiengesetz: Grosskommentar. Erster Band, Einleitung, [Abschnitte] 153 (4., neubearbeitete Auflage).

Berlin De Gruyter Recht. s.82 [Электронный ресурс]

На основе этих проблем был составлен правительственный проект закона (Regierungsentwurf).

Проект защищал права миноритарных акционеров, усиливал позиции общего собрания акционеров по отношению к правлению. Касательно контроля за деятельностью общества проект развивал идею прозрачности составления годового финансового отчета, усиления контролирующей роли наблюдательного совета, раскрытия информации о крупных сделках и сделках с заинтересованность. Лейтмотивом реформы была защита прав акционеров.

Действующий Акционерный закон сохранил основные идеи последовательных реформ XIX века. Он содержит 400 статей, которые ориентированы на публичный характер АО41. Более публичная форма АО более безопасна для вкладчиков. Компания сочетает в себе анонимность широкого круга участников и существенную прозрачность действий торгового объединения: правление регулярно отчитывается о положении дел перед акционерами.

АО является наиболее удобной формой объединения капиталов для привлечения и аккумулирования средств с большим кругом участников. Однако для создания компании необходимо соответствие довольно высоким требованиям. Устав общества должен быть составлен и зарегистрирован. Уставной капитал должен быть не ниже 50 тыс. евро. Причём все акции должны быть приобретены учредителями42, что означает полное оформление уставного капитала к моменту начала деятельности

https://books.google.ru/books?id=ue4hAAAAQBAJ&printsec=frontcover&hl=r u#v=onepage&q&f=false Основы немецкого торгового и хозяйственного права = Grundzüge des deutschen Handels- und Wirtschaftsrechts / Кол.авт. Германский Фонд междунар. правового сотрудничества. – М.: Бек, 1995. – 281 p. – (Основы немецкого права).

– мяг.обл. – На нем., рус. яз. с.43 Aktiengesetz vom 6. September 1965 (BGBl. I S. 1089), das zuletzt durch Artikel 1 des Gesetzes vom 12. Dezember 2019 (BGBl. I S. 2637) geändert worden ist. Artikel 29. [Электронный ресурс] https://www.gesetze-im-internet.de/aktg/BJNR010890965.html общества. Органы управления АО согласно статье 30 уже должны быть сформированы: учредители назначают первый наблюдательный совет, сроком не более, чем на 1 финансовый год, который в свою очередь утверждает первое правление. Органы управления создаются заранее для проверки соблюдения процедуры по созданию фирмы (их дополнительно могут проверять эксперты по оценке имущества, если среди сотрудников органов управления есть учредители).

Учредители обязаны составить отчёт о своей деятельности по созданию компании, где указывают информацию о сделках по приобретению имущества для общества. Также учредители обязаны пройти судебную проверку, на основании которой проводится или не проводится регистрация АО.

Об акциях в законе говорится, что они могут быть как номинальными, так и безноминальными, что является нововведением. Номинальные акции равно, как и безноминальные, являются долей обладателя в уставном капитале. Однако номинальные акции должны иметь стоимость не ниже 1 евро, тогда как безноминальные не имеют порога цены – единственное требование к ним состоит в том, что их доля в уставном капитале должна быть не ниже 1 евро43.

В статье 12 говорится о запрете выпуска акций с множественным правом голоса. В других странах, например, в США и ряде других государств с англосаксонским правом такие акции, как правило, выпускаются в пользу учредителей высокотехнологических компаний, чтобы защитить их права на участие в управлении после многочисленных раундов привлечения капитала третьих лиц: внешним инвесторам обычно продаются акции с одним голосом, в акции с одним голосом конвертируются и акции учредителей в момент их продажи. Aktiengesetz vom 6. September 1965 (BGBl. I S. 1089), das zuletzt durch Artikel 1 des Gesetzes vom 12. Dezember 2019 (BGBl. I S. 2637) geändert worden ist. Artikel 8. [Электронный ресурс] https://www.gesetze-im-internet.de/aktg/BJNR010890965.html

В Германии, по принципу «one share one vote», каждая акция даёт равное право голоса44. Это положение закрепляет достижения реформ, предшествовавших акционерному закону 1965 года. Статья 12 защищает права акционеров по участию в управлении делами компании, чтобы учредители не имели преимущества по сравнению с другими членами АО. Деление акций на обычные и привилегированные сохраняется, но привилегированные акции дают преимущества в распределении прибыли, но не в голосовании (могут выпускаться и без права голоса).

До распределения акций факт их оплаты подтверждаются временными свидетельствами. Они выдаются только на именные акции, так как только этот вид акций может быть оплачен по частям. Акции на предъявителя оплачиваются только единовременно и полностью. Поэтому временные свидетельства на них не выдаются.

Органы управления представляют собой уже сложившуюся триаду: общее собрание акционеров, наблюдательный совет и правление. В компетенцию общего собрания акционеров входит утверждение отчётов правления и годового баланса, а также распределение годовой прибыли. Собрание избирает членов наблюдательного совета и аудитора, проверяющего правильность составления финансовой отчетности. Также собрание может изменять содержание устава (ст.119).

В рамках собрания, согласно статье 53а, все акционеры равны и к ним должно быть равное отношение. Каждый акционер имеет право на информацию о деятельности АО. Однако это право ограничено рамками собрания и реализуется только в соответствии с повесткой дня. Принятие решений на собрании происходит ¾ голосов, то есть большинством. Поэтому закон предусматривает недействительность решений при грубых нарушениях Основы немецкого торгового и хозяйственного права = Grundzüge des deutschen Handels- und Wirtschaftsrechts / Кол.авт. Германский Фонд междунар. правового сотрудничества. – М.: Бек, 1995. – 281 p. – (Основы немецкого права).

– мяг.обл. – На нем., рус. яз. с.45 порядка их принятия, а также право подачи иска об оспаривании действительности решений для защиты миноритарных акционеров45.

Наблюдательный совет является контрольным органом АО, избираемым акционерами и трудовым коллективом. 1/3 его членов – это представители трудового коллектива, 2/3 – представители от акционеров. Количество членов наблюдательного совета определяется в соответствии с размером уставного капитала, например, до 1,5 миллионов евро – 9 человек46. Совет назначает правление и проверяет отчётность его действий. Члены наблюдательного совета могут получать вознаграждение за свою деятельность. Оно определяется в уставе или общим собранием (ст. 113).

Наконец правление – главный орган управления компании. Оно осуществляет основные полномочия по ведению дел фирмы и отчитывается перед наблюдательным советом о планируемой политике сделок, о рентабельности и состоянии АО, о будущих и проведённых сделках (ст.90).

Правление состоит из одного или более членов (ст.76).

Правление имеет своего председателя, который имеет решающий голос в случае равенства голосов членов правления.

Ликвидация общества в соответствии со статьёй 262 происходит по истечению времени действия АО, если такое указано в уставе. Собрание акционеров может принять решение о ликвидации общества. Также это возможно при признании банкротства в судебном порядке.

Таким образом, современное германское акционерное право является результатом долгих постепенных реформ, которые были направлены на создание благоприятных условий для развития акционерных обществ в Основы немецкого торгового и хозяйственного права = Grundzüge des deutschen Handels- und Wirtschaftsrechts / Кол.авт. Германский Фонд междунар. правового сотрудничества. – М.: Бек, 1995. – 281 p. – (Основы немецкого права).

– мяг.обл. – На нем., рус. яз. с.46 Aktiengesetz vom 6. September 1965 (BGBl. I S. 1089), das zuletzt durch Artikel 1 des Gesetzes vom 12. Dezember 2019 (BGBl. I S. 2637) geändert worden ist. Artikel 95. [Электронный ресурс] https://www.gesetze-im-internet.de/aktg/BJNR010890965.html ФРГ и улучшение защиты прав акционеров. Стоит также отметить, что Акционерный закон 1965 года опирается на достижение законодателей XIX века, что демонстрирует формирование определённых традиций и преемственности в корпоративном праве Германии, сохранение его самобытности. Именно это привело к поэтапному и гармоничному развитию институтов акционерного законодательства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, на основе проведённого исследования удалось достичь целей и задач, поставленных в начале работы. Анализ научной литературы и правовых источников помог выяснить, что институт акционерного общества в Германии берёт своё начало во французском законодательстве. Добровольно-принудительное принятие Французского торгового кодекса в начале XIX способствовало началу масштабной унификации законодательства в германских государствах и помогло преодолеть многовековую раздробленность в праве. Акционерное общество впоследствии стало крайне популярной формой ведения бизнеса, что привлекло внимание законодателя и дискуссии об этом институте. Впоследствии активно формируется и оформляется корпоративное и акционерное право Германии как единого государства. Одни реформы были удачными, другие, по оценкам экспертов, оказались поспешным и необдуманным шагом, что-то оказалось лишь временным явлением военизированной экономики. В итоге, путём проб и ошибок, законодатель смог объединить основные достижения последовательных реформ XIX-XX веков в современный Акционерный закон: расширение прав акционеров, баланс между органами управления компании, высокий уровень контроля за учреждением и деятельностью общества для предотвращения мошенничества.

Несмотря на негерманское происхождение АО, акционерное право было осмыслено немецким законодателем, в результате чего сформировалась независимая доктрина акционерного права. Например, оно сохранило дуализм управления компанией, когда как в большинстве стран действует принцип единого управления (board system).

При этом акционерное право ФРГ не стоит на месте и активно развивается. Последние изменения были внесены в Акционерный закон несколько месяцев назад, что доказывает актуальность корпоративного права в XXI веке. ТАБЛИЦА 1. КЛЮЧЕВЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ ГЕРМАНСКИХ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ (АО) И ФОНДОВЫХ БИРЖ В XIX-XX ВВ. Год Правовая норма Пояснение Источник права до 1843 Государственная Пруссия: государственное разрешение на

регистрация регистрацию;

Ганзейские города: свобода учреждения 1843 Закон об акционерных Порядок регистрации, требования о Пруссия: Закон об акционерных

обществах раскрытии информации, определение обществах

ответственности аналогично Торговому (Gesetz über die

кодексу Франции. Государственное Aktiengesellschaften)

разрешение на регистрацию. 1861 Первое упоминание о АО могут создавать двухуровневую Allgemeines Deutsches

наблюдательном систему управления, включающую Handelsgesetzbuch (ADHGB)

совете наблюдательный совет (Aufsichtsrat).

Государственное разрешение на

регистрацию, в отдельных государствах

допускаются исключения. 1870 Свобода учреждения Упразднена система государственных Поправки в ADHGB

разрешений на регистрацию. Введена

свобода учреждения. 1870 Обязательная АО обязаны иметь исполнительный орган Поправки в ADHGB

двухуровневая система (Vorstand) и наблюдательный совет

управления (Aufsichtsrat).

1884 Упрощение Разъяснение порядка создания АО, Gesetz betreffend die

регулирования полномочий и обязанностей Kommanditgesellschaften auf

исполнительного органа и Aktien und die Aktiengesellschaften.

наблюдательного совета. Введена Handelsgesetzbuch (HGB)

ответственность за мошенничество. Для

акций на предъявителя установлен

высокий минимальный номинал (1000

марок).

1896 Закон о фондовых Принят Закон о фондовых биржах Börsengesetz (BörsG)

биржах (Börsengesetz) 1897 Развитие Закрепление и развитие положений HGB

регулирования Закона об акционерных обществах 1884

года в новом Торговом кодексе 1920 Участие трудового В состав наблюдательного совета АО с Betriebsrätegesetz § 70

коллектива в равными другим членам полномочиями

управлении обществом включаются один или два представителя

(со-управление) Совета трудового коллектива

(“Betriebsrat”).

Требование отменено в

1933 году (Gesetz zur Ordnung der

Nationalen Arbeit) 1931 Чрезвычайные указы Изменения в порядке отчетности, аудита Notverordnungen

и изменения капитала. (19.09.1931 и 06.10.1931) 1934 Банковское Образована Федеральная служба по Reichsgesetz über das Kreditwesen

регулирование надзору за кредитными организациями (KWG)

(Aufsichtsamt für das Kreditwesen) 1937 Принцип Фюрера Поправки в Закон об акционерных AktG

обществах, Принцип Фюрера 1952 Со-управление Со-управления восстановлено и BetrVerfG, MitBestG

расширено 1965 Поправки Поправки в Закон об акционерных AktG

обществах 1975 Поправки Поправки в Закон о фондовых биржах BörsG 1987 Правила листинга Регулирование порядка листинга акций BörsZulVO

на фондовых биржах

(Börsenzulassungsverordnung) Переведено из: Julian Franks, Colin Mayer, Hannes F. Wagner, The Origins of the German Corporation – Finance, Ownership and Control, Review of Finance, Volume 10, Issue 4, 2006, Pages 537–585, [Электронный ресурс] https://doi.org/10.1007/s10679-006-9009-4, стр. 567.

ТАБЛИЦА 2. ЗАЩИТА ПРАВ МИНОРИТАРНЫХ АКЦИОНЕРОВ И ПОРОГИ КОНТРОЛЯ В XIX-XX ВВ. Год Правовая норма Пояснение Источник права 1861 Абсолютное Решения по всем вопросам принимаются § 209a HGB

большинство (50%) абсолютным большинством голосов с

возможными исключениями согласно

учредительным документам. 1861 Роль наблюдательного Наблюдательный совет контролирует HGB

совета работу правления АО и должен при

необходимости созвать внеочередное

собрание акционеров. 1861 Порог голосов для Держатели 10% акций могут созывать § 188 ADHGB

созыва внеочередного внеочередное собрание акционеров, в

собрания акционеров 1884 году порог был понижен до 5%. 1870 Практика голосования Банки голосуют акциями, полученными в Правовой обычай

через представителя залог, часто не требуя даже доверенности

от акционера. 1884 Кодификация Голосование представителя без прямого § 190, 249f HGB

голосования через согласия акционера незаконно.

представителя 1884 Ответственность Личная ответственность членов § 223 HGB

правления правления перед акционерами за

халатность. Обвинения не могут быть

отвергнуты, если их поддерживают

держатели 20% акций. 1884 Специальный аудит Держатели 10% акций могут требовать § 222a HGB

назначения специального аудитора для

контроля за решениями правления. 1884 Квалифицированное Требуется 75% голосов для значимых §207, 243, 275, 278, 292 HGB

большинство (75%) решений (изменение капитала, отставка

наблюдательного совета, изменение

учредительных документов).

Возникает

блокирующее меньшинство (25%).

1897 Акции с В АО могут быть виды акций с § 252 HGB

множественным различным количеством голосов.

правом голоса 1937 Одна акция – один Запрет эмиссии акций с множественным § 12 Abs. 2 AktG

голос правом голоса, прежние акцию остаются

действительными, государство может

вводить исключения. 1937 Увольнение членов Владельцы 10 % акций могут требовать § 88 IV AktG

наблюдательного отставки членов наблюдательного совета.

совета 1994 Централизованный Основание Федеральной службы надзора Second Financial Market Promotion

надзор за торговлей ценными бумагами (BAW).

Act 1994 Инсайдерская торговля Формальный запрет инсайдерской Second Financial Market Promotion

торговли. Act, § 14 WpHG 1998 Пересекающиеся Запрет голосовать при избрании членов KonTraG

мандаты наблюдательного совета

аффилированных компаний. 1998 Одна акция – один Запрет эмиссии акций с множественным KonTraG

голос правом голоса без исключений, ранее

выпущенные аннулируются в 2003 году. 2001 Электронное Разрешено дистанционное голосование по NaStraG, § 128 2 AktG

голосование через доверенности.

представителя 2002 Принудительный Владелец 95% акций может выкупить § 327a AktG

выкуп акций (95%) акции миноритарных акционеров по

справедливой стоимости. 2002 Одна акция – один Окончательный запрет акций с TransPuG, Corporate Goverance

голос множественным правом голоса. Codex Переведено из: Julian Franks, Colin Mayer, Hannes F. Wagner, The Origins of the German Corporation – Finance, Ownership and Control, Review of Finance, Volume 10, Issue 4, 2006, Pages 537–585, [Электронный ресурс] https://doi.org/10.1007/s10679-006-9009-4, стр. 545.

ТАБЛИЦА 3. ТРЕБОВАНИЯ О РАСКРЫТИИ ИНФОРМАЦИИ Год Правовая норма Пояснение Источник права 1861 Регистрация АО должны передавать в § 214 HGB

стенограммы общего регистрационный суд стенограммы

собрания акционеров отчеты о собрании акционеров. 1884 Регистрация АО должны вести и передавать в § 239 HGB

финансовых отчетов регистрационный суд отчёты, включая

отчёт о прибыли и убытках и баланс. 1896 Регистрация Проспект подается в комитет фондовой § 38 Stock Exchange Act (BörsG)

проспекта эмиссии биржи по допуску (Zulassungsstelle) как

при первичном, так и при вторичном

публичном предложении акций. Должен

содержать определённый набор

информации. 1896 Публикация проспекта Проспект эмиссии должен быть § 38 Stock Exchange Act (BörsG)

эмиссии опубликован комитетом фондовой

биржи по допуску не позднее, чем за

шесть дней до начала продажи акций. 1896 Новые правила Публичное первичное размещение акций § 39 Stock Exchange Act (BörsG)

листинга разрешено компаниям, существующим

не менее 1 года и опубликовавшим не

менее 1 годового финансового отчета. 1896 Наказание за Лица, подписавшие проспект эмиссии, § 43 Stock Exchange Act (BörsG)

нарушение правил несут ответственность, за

раскрытия предоставление неполной или

информации недостоверной информации. 1937 Выявление В списке акционеров должен быть § 110 AktG

голосования через указан владелец акций или его

представителя доверенное лицо. 1965 Порог раскрытия Должны быть раскрыты владельцы 25% § 20 AktG

размера доли в и 50% акций.

капитале (25%) 1987 Изменение структуры Изменен состав обязательной BörsZulVO

и состава информации информации. АО должно существовать

в проспекте эмиссии не менее трёх лет, в проспекте

указывается общая сумма компенсации

членам органов управления, доля акций

в собственности членов правления,

необычные сделки и сделки со

связанными сторонами. 1990 Требования к Различные требования к проспектам Securities Sales Prospectus Act

проспекту эмиссии эмиссии унифицированы в одном (Verkaufsprospektgesetz)

нормативном акте. 1994 Личная информация Эмитенты должны немедленно оглашать Second Financial Market Promotion

любую личную информацию. Act, § 15 WpHG 1994 Порог раскрытия Должны быть раскрыты владельцы 5% и Second Financial Market Promotion

размера доли в более акций, а также факты превышения Act, § 21 WpHG

капитале (5%) 5%, 10%, 25%, 50% или 75% капитала. 1998 Консолидированная Консолидированная отчётность должна KonTraG 1998

отчетность включать отчёт о движении денежных

средствах и данные о сегментах. 1998 Раскрытие Члены правления и наблюдательного KonTraG 1998

информации членами совета должны сообщать о членстве в

органов управления органах управления других компаний. 1998 Стандарты АО составлять отчетность в Raising of Equity Relief Act

финансовой соответствии с международными (Kapitalaufnahmeerleich

отчетности стандартами. terungsgesetz) 1998 2002 Кодекс АО должны раскрывать информацию о TransPuG, Corporate Governance

корпоративного соблюдении или несоблюдении ряда Codex, § 161 AktG

управления правил корпоративного управления. Переведено из: Julian Franks, Colin Mayer, Hannes F. Wagner, The Origins of the German Corporation – Finance, Ownership and Control, Review of Finance, Volume 10, Issue 4, 2006, Pages 537–585, [Электронный ресурс] https://doi.org/10.1007/s10679-006-9009-4, стр. 553.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/osobennosti-upravleniya-v-germanskom-gosudarstve/