Государственный комитет по рыболовству РФ
АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Институт Экономики
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Управление персоналом»
Тема: «Функционирование службы управлением персоналом на предприятии»
Выполнил: Студент группыЗФЭ-88
Серега
Проверил: Д.Э.Н, О.К.
Функционирование службы управления персоналом на предприятии, Системы управления персоналом
Управление человеческими ресурсами (обеспечение требуемой квалификации и мотивации) состоит в подборе и сохранении требуемого организации персонала, его профессиональном обучении и развитии, оценке деятельности каждого из работников с точки зрения реализации целей организации, дающей возможность скорректировать его поведение, вознаграждении персонала за его усилия.
При всем многообразии организаций, которые существуют в современном обществе, и видов деятельности, которыми они заняты, можно легко увидеть, что названные выше функции присутствуют в деятельности каждой из них. Работая с человеческими ресурсами, каждая организация решает одни и те же базовые задачи вне зависимости от специфики своей деятельности.
Четыре основные задачи, решаемые службой управления персоналом любой организации:
Каждая организация привлекает необходимые для достижения ее целей человеческие ресурсы, т.е. сотрудников. Способы набора сотрудников зависят от характера и условий деятельности организации.
Например, государственный призыв в армию, конкурсные экзамены в институт, вербовка членов политических организаций и т.д. Наиболее распространенным сегодня способом соединения сотрудника с организацией является найм, т.е. заключение соглашения между организацией и индивидом, в соответствии с которым человек предоставляет организации свои физические и интеллектуальные возможности и профессиональные навыки на определенное время в обмен на материальное вознаграждение.
2. Все организации без исключения проводят «обучение» своих сотрудников, чтобы объяснить их задачи и согласовать свои навыки и возможности с этими задачами.
Слово «обучение» заключено в кавычки, потому что влияние организации на сотрудника может принимать самые разные формы: от десятиминутного инструктажа для экскаваторов до шестимесячной программы интеграции для будущих руководителей бизнес-школ.
3. Организации оценивают участие каждого из своих сотрудников в достижении своих целей.
Особенности организации проектной деятельности в начальных классах
... исследования является методика организации проектной деятельности младших школьников. Цель курсовой работы: анализ методики организации проектной деятельности детей школьного возраста. Для достижения цели были поставлены задачи: Расширить понятие методики ... активность ученика, в соответствии с его личными интересами в этом конкретном знании. Учитель может предложить новые источники информации или ...
Формы оценки так же многообразны, как типы организаций — это может быть благодарность перед строем, повышение в звании, присвоение очередного разряда, ежегодная аттестация и т.д.
4. Каждая организация в той или иной форме вознаграждает своих сотрудников, т.е. компенсирует затраты времени, энергии, интеллекта, которые они несут, работая над достижением организационных целей.
Наиболее распространенной и привычной формой вознаграждения является, безусловно, денежное вознаграждение или заработная плата, однако существует множество других видов компенсации сотрудникам натуральное вознаграждение в форме производимой организацией продукции или предоставляемых услуг, вознаграждение активных членов партии в виде назначения на государственную должность после победы на выборах, моральное удовлетворение, получаемое членами благотворительных организаций от своего участия в них и т.д.
Вышеупомянутые функции присутствуют в любой организации, хотя они могут принимать различные формы и развиваться в разной степени. Однако и Народная армия Китая, и IB-Em, и Planeta LLP занимаются отбором, обучением, оценкой и вознаграждением своих сотрудников. Если организация пренебрегает этими функциями, ее ожидает крах.
Выполнение вышеназванных задач оказывает влияние на потенциал сотрудников, нанятых в организацию, и на их мотивацию, что предопределяет их производственное поведение и, как следствие, реализацию целей организации (рис. 3.1).
Итак, для того, чтобы успешно развиваться, организация должна управлять подбором, обучением, оценкой и вознаграждением персонала, т.е. создать, использовать и совершенствовать особые методы, процедуры, программы организации этих процессов.
Методы, процедуры и программы организации отбора, обучения, оценки и оплаты труда персонала являются системами управления человеческими ресурсами. Традиционно существует четыре таких системы, которые соответствуют основным функциям управления человеческими ресурсами: подбор персонала, обучение и развитие персонала, оценка персонала и вознаграждение персонала.
Рис. 3.1. Модель управления человеческими ресурсами.
Иногда две последние системы объединяют в одну из-за их тесной взаимозависимости.
Структура и функции службы управления персоналом
Вспомним, какие подразделения занимались решением проблем, связанных с обеспечением потребностей предприятия в живом труде на крупных заводах, в объединениях СССР:
- ООТЗ — отдел организации труда и заработной платы в подчинении заместителя директора по экономике;
- ОСРП — отдел социального развития предприятия в подчинении директора или его заместителя;
- ЛНОТУП — лаборатория научной организации труда и управления производством в подчинении зам. директора по экономике;
- ОБНТ — общественное бюро нормирования труда — общественная организация на производственных участках и в цехах, работающая под общим руководством профкома и методическим руководством общественного экономического совета;
- ОМССИ — общественный методический совет по социологическим исследованиям и социальному планированию — общественная организация, подчиненная профкому предприятия;
- ООТИТБ — отдел охраны труда и техники безопасности в подчинении главного инженера;
- ОК — отдел кадров в подчинении директора;
- ОТО — отдел технического обучения и подготовки кадров в подчинении директора;
- БРИЗ — это рационализаторское и изобретательское бюро, подчиненное главному инженеру или его заместителю.
Как видите, все аспекты деятельности персонала обеспечивались руководством и организацией, однако различная подчиненность услуг неизбежно приводила к сложностям в координации действий и, в некоторых случаях, к односторонним взглядам на персонал. Это относится, в первую очередь, к службам, подчиненным главному инженеру и зам. директора по экономике. Переход к централизации управления отделами по работе с персоналом перспективен и способствует реализации гуманистического подхода. Однако в этом случае функции всех вышеперечисленных служб на предприятии передаются единой службе управления персоналом.
Службы управления персоналом (службы УП) современных компаний выполняют весь комплекс работ, связанных с людьми на производстве, т. е. единство объекта определяет централизацию функций по управлению персоналом.
Перечислим функции современных служб УП на крупных процветающих фирмах:
- определение потребности в персонале, как текущей, так и на перспективу;
- разработка разделов бизнес-плана «Персонал» и «Управление», их балансировка с другими разделами и обеспечение выполнения;
- разработка комплексных целевых программ развития персонала, увязка их по срокам, ресурсам и исполнителям и обеспечение реализации;
- организация и осуществление анализа содержания труда, аттестации рабочих мест и разработки профессио — и психограмм, определяющих требования рабочего места к работнику;
- разработка систем проверки профессиональных и личностных качеств претендентов на занятие вакантных рабочих мест;
- анализ разделения, организации и нормирования труда, разработка предложений по их совершенствованию;
- разработка документов, определяющих трудовые отношения на предприятии: коллективных договоров, положений о персонале, трудовых распорядков, положений о подразделениях, должностных инструкций, памяток и инструкций, отражающих культуру предприятия, трудовых соглашений (контрактов), обеспечение их согласования и утверждения;
- организация подбора персонала на основе профессио- и психограмм, должностных инструкций, положений о подразделениях, разработанных систем профессиональных и личностных тестов и испытаний;
- планирование карьеры работников, обеспечение перемещений, организация системы кадрового резерва и работы по улучшению адекватности качеств претендентов требованиям рабочего места;
- организация и обеспечение работы по развитию персонала, повышению квалификации и переквалификации работников с использованием как потенциала предприятия, так и сторонних образовательных учреждений;
- разработка учебных программ;
- проведение исследований по выявлению мотивации работников к труду и разработка мероприятий по повышению удовлетворенности трудом;
- разработка систем группового и индивидуального материального и морального стимулирования работников с учетом мотивации, исследование и внедрение современных систем оплаты труда;
- проведение исследований социально-психологического климата в коллективах, качества трудовой жизни, стиля руководства и отношения работников к руководителям;
- проведение мероприятий по повышению творческого уровня работников, развитию инновационного поведения;
- проведение работ по повышению уровня охраны и безопасности труда;
- разработка системы сквозных показателей и оценки результатов труда подразделений, руководителей и специалистов, организация проведения аттестации;
- проведение исследований в целях создания эффективных рабочих команд;
- организация принятия совместных решений, проведения важных деловых встреч и переговоров, в том числе по обеспечению социальной защиты работников;
- анализ причин и урегулирование трудовых конфликтов;
- организация учета персонала и предоставления необходимой отчетности, проведение аналитической работы по результатам управления персоналом.
Сегодня транснациональные корпорации обладают, пожалуй, самым обширным опытом управления человеческими ресурсами среди множества организаций. Их отделы кадров занимаются широким кругом вопросов и играют ключевую роль в организационном развитии. Поэтому в качестве модели мы рассмотрим отдел управления персоналом транснациональной корпорации.
Как правило, отдел человеческих ресурсов крупной корпорации возглавляет Вице-президент, который подчиняется непосредственно первому руководителю организации — Президенту, Генеральному директору и т.п. (в меньших по размеру организациях аналогичную функцию может выполнять директор или начальник отдела, однако, при этом он сохраняет непосредственное подчинение руководителю организации).
Положение вице-президента по персоналу во внутренней иерархии отражает его двойную роль в управлении организацией. С одной стороны, он является руководителем определенной функциональной деятельности службы кадров ООО ‘АвтоТрансЛогистик’ в г. Новый Уренгой">службы — отдела кадров, с другой — членом высшего руководства всей организации.
В качестве функционального руководителя Вице-президент по человеческим ресурсам, обеспечивает удовлетворительное, с точки зрения организации (ее Президента, в первую очередь), функционирование систем управления персоналом — подбор, обучение и развитие, оценку и, компенсации, работает над их совершенствованием и управляет сотрудниками своего подразделения.
Как член высшего руководства компании он разделяет вместе с другими руководителями ответственность за управление всей организацией, принимает участие в обсуждении важнейших для компании вопросов развития, определения стратегии (например, решения о начале освоения нового региона и о том, как будет осуществляться этот процесс — путем открытия торгового представительства, создания совместного предприятия, открытия филиала и т.п., какова будет производственная стратегия компании, какие для этого потребуются капиталовложения и т.д.).
Конечно, при обсуждении вопросов управления всей организацией и разработке бизнес — стратегии Вице-президент по человеческим ресурсам выступает, прежде всего, как специалист в области управления людьми, как своего рода внутренний консультант по этому вопросу для остальных руководителей.
В результате своего двойственного положения в руководстве компанией помимо компетентности в своей профессиональной области, он должен понимать общие законы развития организации, знать рынок, конкурентов, выпускаемую компанией продукцию и предоставляемые ею услуги, обладать стратегическим мышлением, т.е. быть специалистом по управлению своей компанией в целом. В противном случае ваши советы, в том числе в области управления человеческими ресурсами, будут недостаточно профессиональными, а авторитет в высшем руководстве и в организации в целом не будет соответствовать занимаемой должности.
И наоборот, грамотному, с точки зрения управления бизнесом, руководителю отдела кадров намного проще реализовывать «чисто функциональные проекты» в силу своего веса в организации.
Последнее справедливо для всех сотрудников отдела, которые часто жалуются на недостаток внимания к ним и нежелание сотрудничать со стороны других руководителей, прежде всего начальства. Коренной причиной такой «недооценки» часто является их собственная некомпетентность в ключевых вопросах деятельности организации, что делает их «неполноценными» в глазах коллег.
В непосредственном подчинении у Вице-президента по человеческим ресурсам находятся руководители ключевых служб или отделов, названия которых в большей или меньшей степени соответствуют основным элементам систем управления персоналом — подбора, обучения и развития, оценки, компенсации. В зависимости от размера компании, специфики ее деятельности и традиций количество и наименование кадровых отделов, а также количество работающих в них сотрудников могут различаться.
Так, одна организация может иметь полноценные отделы заработной платы, льгот, отношений с работниками (в случае существования сильных профсоюзов), профессионального развития, коммуникации, в то время как в другой — все эти функции соединены в отделах компенсации и отношений с работниками. Управление приемом на работу, учет персонала, обучение и развитие также часто сгруппированы в рамках одного отдела.
Во многих организациях отделы человеческих ресурсов включают такие, не совсем традиционные для управления персоналом, функции как охрана труда и окружающей среды (как правило, отдельный сектор, особенно в компаниях, занятых деятельностью, связанной с повышенным риском для здоровья людей и окружающей среды), внутриорганизационная коммуникация, администрация, управление офисом, парком автомобилей компании. Чаще всего эти «службы поддержки» объединены в административный отдел, руководитель которого подчиняется непосредственно руководителю отдела кадров организации.
В классическом случае структура службы УП в компании среднего размера включает:
- отдел трудовых взаимоотношений, отвечающий за подготовку переговоров о заключении трудовых соглашений и за рассмотрение трудовых контрактов;
- отдел по найму, отвечающий за набор, отбор и расстановку работников;
- медицинскую службу, в обязанности которой входит оказание первой помощи и консультации;
- службу бытового обслуживания сотрудников, включая контроль за буфетами и программами отдыха;
- службу связи с сотрудниками, отвечающую за выпуск информационных справочников и внутренних печатных изданий;
- подразделения, занимающиеся вопросами ЗП, безопасности труда, социального обеспечения сотрудников, повышения квалификации.
Как и другие службы, отдел кадров имеет собственную иерархию обязанностей, которая является частью корпоративной структуры. Отдел, сектор или команду возглавляют менеджеры среднего звена — директора или руководители отделов, которые подчиняются вице-президенту по персоналу. Их основная задача — организовать работу вверенной им системы управления персоналом, а также дать квалифицированную консультацию своему руководителю. Следует повторить, что функции, выполняемые различными функциями службы управления персоналом, и их значение для организации могут значительно различаться, и при этом положение руководителей функций в организационной иерархии также может различаться. Например, вклад директора по вознаграждениям в достижение корпоративных целей может быть значительно больше, чем вклад главного исполнительного директора, даже если обе эти должности подчиняются непосредственно вице-президенту по кадрам.
Директора и начальники отделов руководят работой специалистов — по компенсации, профессиональному обучению и развитию, учету персонала и т.д. Эти работники выполняют аналитические функции, проводят профессиональное обучение, разрабатывают процедуры управления персоналом, готовят материалы для принятия решений руководителями, т.е. выступают в роли функциональных экспертов и исполнителей ключевых для управления человеческими ресурсами задач. Для полноценного выполнения своих функций специалистам необходимы профессиональные знания в области управления человеческими ресурсами, приобретенные в процессе практической работы и обучения, а также понимание специфики деятельности организации. Работа всего отдела требует помощи секретарей, техников, водителей и другого технического персонала, чей опыт напрямую влияет на эффективность остальных сотрудников.
Количество сотрудников отдела кадров зависит от многих факторов: размера организации, типа ее деятельности, специфики стоящих перед ней задач, традиций, финансовых условий, стадии развития. Многочисленные попытки вычислить «оптимальное соотношение» между общим числом сотрудников компании и размером отдела кадров пока не увенчались успехом. Различные исследования дают очень неоднозначные результаты относительно того, сколько человек в организации имеет специалиста по персоналу — эта цифра колеблется от 30 до 2000.
Нет четкой методики расчета численности сотрудников службы УЧР. При этом достаточно четко прослеживается следующая тенденция: количество сотрудников организации на одного сотрудника отдела кадров увеличивается по мере его развития и совершенствования. Молодые организации нуждаются в большем внимании со стороны специалистов по персоналу, чем зрелые.
Соотношение линейных и функциональных полномочий при управлении персоналом
Организации состоят из подразделений, занятых основной деятельностью (например, выплавкой стали на металлургическом комбинате, производством обуви на обувной фабрике, обучением студентов в университете) и подразделений, непосредственно не участвующих в основной деятельности, однако обеспечивающих нормальное функционирование организаций (приобретение сырья, выплату заработной платы, ремонт автомобилей).
Подопечные первого типа и их лидеры часто называют линейными отрядами, а отряды второго типа — функциональными или вспомогательными.
Линейные руководители несут прямую ответственность за достижение целей организации и, соответственно, уполномочены принимать решения о том, как использовать находящиеся в ее распоряжении ресурсы, т.е. решения о производстве, продажах, закупках, персонале, ведении боевых действий. Функциональные службы лишены этих полномочий, их роль заключается в поддержке деятельности линейных подразделений и предоставлении квалифицированных консультаций линейным руководителям с целью повышения эффективности их решений. Отдел закупок или информатики не принимает самостоятельного решения о том, какие компьютеры должны быть приобретены для завода, — это компетенция его директора, однако представители этих служб дают детальные рекомендации по данному вопросу линейному руководителю, имеющие значительный вес при принятии решения.
Отдел кадров — это функциональное или вспомогательное подразделение, его сотрудники не участвуют напрямую в основной деятельности организации: не пекут хлеб, не ремонтируют копировальные аппараты, не продают машины и не ссорятся. Решения в области управления персоналом — о приеме на работу и увольнении, назначении на новую должность, направлении на профессиональное обучение, повышении заработной платы и т.п. принимаются теми руководителями, о чьих подчиненных идет речь. Персонал отдела кадров выступает в качестве советника линейного руководителя по этим вопросам.
При решении вопроса о повышении заработной платы сотрудникам подразделения по техническому обслуживанию копировальной техники специалист по компенсации предоставляет его руководителю информацию о том, как предполагаемое повышение скажется на издержках подразделения на рабочую силу, какие последствия оно может иметь для всей организации, какова ситуация на местном рынке труда, насколько конкурентоспособным будет пакет компенсации после его пересмотра и т.д., а также предлагает решение, например, повысить на 20% заработную плату только механикам по обслуживанию, оставив без изменения компенсацию остальным сотрудникам подразделения. Право руководителя принять или отвергнуть предложенное решение (с учетом факторов, которые могут быть неизвестны специалисту по человеческим ресурсам), однако он должен хорошо оценить риск при игнорировании совета профессионала.
Существование линейных единиц и функциональных единиц содержит потенциальный конфликт в их отношениях, что на практике приводит к развитию двух тенденций: игнорирование функциональных компетенций и замена линейных руководителей функциональными.
Первая тенденция проявляется в том, что линейные руководители отказывают отделу кадров в праве участвовать в управлении, пренебрегают профессиональными навыками и снижают роль специалистов в администрировании и исполнении «линейных» заказов».
Такая позиция может привести к очень плачевным результатам для всей организации. Руководство инжиниринговой фирмы долгое время игнорировало предложения отдела кадров по повышению заработной платы заводчанам, мотивируя это тяжелым финансовым положением. Кризис разразился в один прекрасный день, когда 28 самых опытных операторов покинули завод, и руководство было вынуждено остановить самые сложные машины на 15 дней. Компания понесла убытки, в тысячи раз превышающие предполагаемое повышение заработной платы.
Вторая тенденция прямо противоположна: линейные руководители делегируют отделу кадров право принимать решения по всему спектру вопросов управления персоналом.
Логика таких руководителей предельно проста: «Я слишком занят производством (продажами, обслуживанием, боевой подготовкой и т.п.), чтобы заниматься еще и персоналом. Для этого есть специальный отдел». Эта практика также очень опасна, поскольку отдел кадров не всегда имеет достаточно информации для принятия оптимальных решений для организации, а также необходимые полномочия для реализации этих решений. Компания, производящая и монтирующая вентиляционное оборудование, понесла значительные финансовые убытки и нанесла серьезный ущерб своей репутации, поскольку была вынуждена на неделю перенести сдачу объекта заказчику из-за отсутствия на рабочем месте мастера наладчиков, направленного отделом профессиональной подготовки на обучение в другой город.
Устранение противоречия между линейными и функциональными подразделениями представляется возможным за счет нахождения оптимального (для каждой организации своего) соотношения между делегированием отделу человеческих ресурсов определенных полномочий в области принятия решений и сохранением части наиболее важных решений в исключительной компетенции линейного руководителя на каждом иерархическом уровне.
Так, например, вряд ли целесообразно принимать решение о выборе системы оплаты труда на уровне магазина или регионального управления крупной компании, это должен делать центральный отдел кадров. При этом руководитель, а не директор по персоналу всей организации может и должен оценивать работу того или иного сотрудника.
Противоречие между линейными и функциональными руководителями и попытки его разрешения нашли свое отражение в концепции двойной или совместной ответственности , в соответствии с которой и линейные руководители, и специалисты по человеческим ресурсам несут ответственность за повышения эффективности использования ЧР. Отдел человеческих ресурсов решает эту задачу путем создания общих условий (систем, процедур, программ), способствующих реализации потенциала каждого сотрудника, и осуществления контроля за их применением. Линейные руководители осуществляют ежедневное управление людьми, т.е. заставляют эти системы работать.
Такое распределение обязанностей позволяет использовать возможности каждой из сторон — экспертиза в области управления персоналом и профессионализм специалистов по человеческим ресурсам сочетаются с пониманием специфики организации, опытом и непосредственным контактом с людьми линейных руководителей, что значительно облегчает их сотрудничество.
Профессионально-квалификационные требования к работникам службы управления персоналом
Социально-психологическая направленность личности на работу с людьми;
- Развитые организаторские и коммуникационные способности;
- Знания, навыки и профессиональные навыки, необходимые при ведущей роли социальных, психологических и педагогических знаний.
В штате службы УП должны быть специалисты, способные выполнять все перечисленные в пункте 3.2. функции, в том числе социологи, психологи, экономисты по труду, системные аналитики. В службах управления персоналом крупных фирм стран с развитым рынком появились новые специалисты: «рекрутеры» по вербовке персонала, «интервьюеры» — психологи, проводящие собеседования с претендентами на получение работы, методисты и инструкторы, консультанты по вопросам карьеры, профориентации, организационному планированию; администраторы программ равных условий занятости и т. п.
Особый и достаточно обширный набор требований предъявляется к руководителю службы УП.
Во-первых, он всегда является членом команды руководителя организации, реализующей кадровую политику компании. При этом он должен реализовать идеи руководителя компании, если он мыслит прогрессивно, или попытаться сформировать современный взгляд на персонал в голове.
Во-вторых, руководитель службы PM — руководитель, в подчинении которого много сотрудников на крупном предприятии, и он должен обеспечить их эффективную работу современными методами и соответствовать совокупности требований к руководителю.
В-третьих, он широко образованный специалист по вопросам, определяющим поведение человека. Эти вопросы, как показано в главе 1, многочисленны и применимы ко многим наукам. Задачи, которые выполняет сервис-менеджер UP, — правильно сформулировать проблему и привлечь для ее решения специалистов соответствующего профиля.
В-четвертых, он конкретно отвечает за реализацию многочисленных функций, возлагаемых на службу УП, и является в глазах руководства главным специалистом по всем проблемам персонала.
В-пятых, кроме широкой специализации, он должен быть квалифицированным социологом, психологом, менеджером, чтобы грамотно распределять и контролировать работу своих подчиненных, а если надо, то и подстраховывать их. Без этого сложно завоевать и удержать авторитет.
В-шестых, его потенциал должен быть достаточно высоким по всем компонентам, особенно нравственным и творческим. Свой профессионализм он должен постоянно повышать с помощью приращения контекстуальных навыков, приобретаемых в процессе познания особенностей родного предприятия и его персонала.
Необходимы также такие качества, как приверженность подходу «персонал – главное достояние фирмы» и системному подходу.
Список используемой литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kontrolnaya/na-temu-upravlenie-personalom-v-sisteme-menedjmenta-organizatsii/
1. Дуракова И.Б. Управление персоналом: отбор и найм. Исследование зарубежного опыта. – М.: Центр, 1998. – 160с.
2. Журавлев П.В., Кулапов М.Н., Сухарев С.А. Мировой опыт в управлении персоналом. Обзор зарубежных источников / Монография. М: Изд-во Рос. экон. акад., Екатеринбург: Деловая книга, 1998. – 232 с.
3. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: «Дело», 1992. – 702 с.
4. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом.- СПб: Питер, 2000.- 416 с.
5. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА – М, 1997. – 512 с.
6. Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. – 423 с.