Путь к эффективной профессиональной деятельности человека лежит через понимание его мотивации. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления им. Для этого необходимо знать, как возникают или возникают определенные причины, как и каким образом причины могут быть реализованы, как люди мотивированы.
Актуальность данной темы заключается в том, что, поняв механизм формирования мотивационной сферы человека, руководители смогут эффективно управлять персоналом, повышая производительность предприятия при помощи мотивирования своих сотрудников. Получив представление о том, что же такое мотивация и каковы наши истинные мотивы, каков собственно механизм мотивации, мы сможем эффективнее распоряжаться собственной жизнью, адекватно воспринимать не только окружающих нас людей, но и всю ситуацию взаимодействия, прислушиваясь к своим потребностям и желаниям, строить планы на будущее, опираясь на свои истинные мотивы.
Целью данной работы является анализ основных факторов мотивационного воздействия.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач:
1. Определить понятие мотивации.
2. Дать характеристику современных теорий мотивации.
Объектом исследования данной работы является мотивация как процесс и функциональная система организации, во всем многообразии проявлений, во множестве внутрифирменных взаимоотношений.
Предметы исследования курсовой работы — это конкретные теории мотивации, их сходства и различия, особенности рассмотрения и их применимость в управленческой практике.
Работа представлена на 20 страницах, содержит введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение, список использованной литературы.
Глава 1. Мотивация. Основные понятия.
В современных условиях трудно переоценить роль человеческого фактора в деятельности организации. Даже самая совершенная система управления не приведет к успеху, если штат организации не состоит из преданных своему делу профессионалов. В современных условиях при поиске путей повышения эффективности работы организации акцент смещается на конкретного человека.
«Организация работы с документами в
... в работе секретаря: как работать с документами и информацией // Секретарское дело. - 2017. - № 3. - С. 55-62. Родионов И.В. Организация делопроизводства в органах управления и учреждениях здравоохранения ... делопроизводству в государственных организациях 1, а также государственные стандарты на документацию и работу с документами, в том числе ГОСТ Р 51141-98 2, в котором закреплено современное ...
Высшее искусство руководителя — досконально разобраться в человеке, понять, что он любит, ибо, как ни странно, большинство людей не имеют ни малейшего представления о том, к какому виду деятельности они более склонны и в чем состоит их особый дар. Когда человек занимается любимым делом, он доволен и счастлив, а если все спокойны, радостны и приветливы, это создает особую атмосферу в компании. Задача каждого менеджера — создать у сотрудников мотивацию работать больше и лучше, а мотивация, относящаяся к психическому состоянию человека, определяет основу его поведения, формирует ограничительные поведенческие барьеры.
Причина — это, как правило, осознанное внутреннее побуждение человека к определенному поведению, порожденное определенной потребностью. Мотивы существуют в системном взаимодействии с другими психологическими явлениями, образуя сложный механизм мотивации.
Под мотивацией понимают готовность людей проявлять усилия для достижения целей организации во имя удовлетворения своих собственных индивидуальных потребностей; совокупность внутренних и внешних воздействий, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. В понятие «мотивация» входят вопросы активации, управления и реализации целенаправленного поведения человека. Мотивация отвечает на вопрос: почему этот человек поступает именно так, а не иначе.
Виды мотивации
Можно выделить мотивацию двух видов: положительную и отрицательную. Позитивная мотивация — это стремление к успеху в своем деле. Обычно он предполагает проявление осознанной активности и определенным образом связан с проявлением положительных эмоций и чувств, например, одобрением тех, с кем работает человек.
К отрицательной мотивации относится все, что связано с использованием осуждения, неодобрения, что, как правило, влечет за собой наказание не только в материальном, но и в психологическом смысле этого слова. При отрицательной мотивации человек стремится уйти от неуспеха. Страх наказания обычно приводит к отрицательным эмоциям и чувствам. И следствие этого — нежелание работать в этой сфере деятельности.
Процесс мотивации
Процесс мотивации начинается с физиологической или психологической нехватки, или потребности, которая активизирует поведение или создает побуждение (мотив), направленное на достижение определенной цели или вознаграждения. Потребности создают стимулы для получения вознаграждения, что является основой мотивации.
Глава 2. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ.
Теории мотивации можно разделить на две категории: содержательные и процессные.
Содержательные теории мотивации основываются на идентификации тех внутренних побуждений (называемых потребностями), которые заставляют людей действовать определенным образом.
Теории процесса мотивации в основном основаны на том, как люди ведут себя с учетом их восприятия и жизненного опыта.
Человек, как субъект труда. Основные условия и этапы становления. ...
... деятельность, но при этом человек либо производит «брака» в работе, либо сам деградирует как личность); послепрофессионализм (человек ... профессионализм человека, тем менее он похож на других работников ... людям труда, его целям и смыслам, орудиям, средствам, процессам, объектам, результатам, к системе трудовых постов в обществе, развитие потребности в продуктивной общественно ценной деятельности, ...
важно понимать, что, хотя эти теории различны, они не исключают друг друга. Необходимо также отметить, что эти теории эффективно используются в практике менеджмента для решения ежедневно возникающих задач побуждения людей к эффективному труду.
2.1. Содержательные теории мотиваци.
Теории мотивационного содержания объясняют поведение с точки зрения потребностей, рассматривают факторы, подталкивающие людей к определенным шагам. Они изучают причины мотивированного поведения, т.е. то, что его вызывает. Например, кто-то выполняет определенные действия из-за более высокой зарплаты, кто-то из-за потребности во власти.
2.1.1 Теория мотивации по А.Маслоу
Одним из первых бихевиористов (от англ. behaviour — поведение — одно из направлений в американской психологии, возникшее в начале XX в., считающее, в отличие от других теорий, предметом психологии поведение, а не сознание или мышление), из работ которого руководители узнали о сложности человеческих потребностей и их влиянии на мотивацию, был известный американский психолог и психиат, Абрахам Маслоу. Создавая свою теорию мотивации в 1940-х годах, Маслоу признал, что у людей много разных потребностей, но он также считал, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий.
1. Физиологические потребности являются необходимыми для выживания. К ним относятся потребности в пище, воде, убежище, отдыхе и сексуальные потребности.
2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем включают потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем. Проявлением потребностей уверенности в будущем является покупка страхового полиса или поиск надежной работы с хорошими видами на пенсию.
3. Социальные потребности, иногда называемые потребностями в причастности, — это понятие, включающее чувство принадлежности к чему или кому-либо, чувство, что тебя принимают другие, чувства социального взаимодействия, привязанности и поддержки.
4. Потребности в уважении включают потребности в самоуважении, личных достижений, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании.
5. Потребности самовыражения — потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.
Первые две группы потребностей первичны, а следующие три — вторичны. Согласно теории Маслоу все эти потребности можно расположить в строгой иерархической последовательности в виде пирамиды, основание которой составляют первичные, а вершиной являются вторичные потребности (рис.1).
Смысл такого иерархического построения заключается в том, что в поведении человека наиболее определяющим является удовлетворение потребностей сначала низких уровней, а по мере удовлетворения этих потребностей становятся стимулирующим фактором и потребности более высоких уровней.
Рисунок 1. Пирамида Маслоу
Высшая потребность — потребность человека в самовыражении и личностном росте — никогда не может быть полностью удовлетворена, поэтому процесс мотивации человека через потребности бесконечен.
Взаимосвязь мотивации достижения и успешности профессиональной ...
... мотивации в психологии; 2) проанализировать основные теории и модели трудовой мотивации; 3) провести экспериментальное исследование особенностей мотивации достижения менеджеров. Для сбора эмпирических данных в работе ... смысла мотивации достижения успеха в профессиональной деятельности как способности человека ... обозначают инстинктивные импульсы, потребности, биологические влечения, переживание ...
2.1.2 Теория мотивации Д. Мак-Клелланда
Другой моделью мотивации, сфокусированной на потребностях самого высокого уровня, была теория Дэвида Макклелланда, основанная на идее о том, что людям присущи потребности во власти, успехе и вовлечении. Автор считал, что именно потребности более высокого порядка, приобретенные под влиянием жизненных обстоятельств, опыта и обучения, особенно важны для современного человека, так как потребности низших уровней, как правило, они уже довольны.
При этом успех рассматривается не как похвала или признание со стороны коллег, а как личные достижения в результате активной деятельности, как готовность участвовать в принятии сложных решений и нести за них личную ответственность. Такие люди стремятся работать все лучше и лучше, предпочитают достаточно сложные, но реально выполнимые задачи (особенно задачи, успешное выполнение которых гарантировано примерно на 55%), очень хорошо проявляют себя в конкурентной среде. Сильная мотивация к успеху — неотъемлемое качество успешного лидера.
Борьба за власть должна свидетельствовать не только об амбициях, но и о способности человека успешно работать на разных уровнях управления в организациях.
Желание лидера быть признанным коллегами и подчиненными является доказательством его способности быть неформальным лидером, иметь собственное мнение и уметь убеждать других и его правота. Стремясь к пониманию и поддержке своих решений со стороны подчиненных, руководитель все же должен избегать крайностей в проявлении таких стремлений, поскольку нередко руководители вынуждены принимать непопулярные решения (например, сокращение персонала).
2.1.3 Теория мотивации и генетических факторов Ф. Герцберга
Во второй половине 1950-х годов Фредерик Герцберг и его сотрудники разработали другую модель мотивации, основанную на потребностях. Эта группа исследователей попросила ответить 200 инженеров и конторских служащих одной крупной лакокрасочной фирмы на следующие вопросы: «Можете ли вы описать подробно, когда после выполнения служебных обязанностей чувствовали себя особенно хорошо?» и «Можете ли вы описать подробно, когда после выполнения служебных обязанностей чувствовали себя особенно плохо?»
Согласно выводам Ф. Герцберга, существует две группы факторов, по-разному влияющих на сотрудников: гигиенические (поддерживающие) и мотивирующие (см. рис.2).