Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования
«Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова» (ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова»)
Институт непрерывного педагогического образования
Кафедра дошкольного и специального образования
Контрольная работа
на тему: «Своеобразие менеджмента в образовании»
Переселкова А.В.
Абакан, 2020 г.
Понятие менеджмента в образовании. Функции менеджмента.
В мировой практике менеджмент выступает как наука, искусство и деятельность по мобилизации интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов для эффективного и результативного функционирования организации. В менеджменте совмещаются, так сказать, два направления: торгово-экономическое или, как его еще называют, организационно-техническое и психолого-педагогическое, связанное с управлением людьми, с организацией коллектива для достижения максимума цель. менеджмент образование педагогический
За рубежом управление образованием или школой определяется как «сосредоточение внимания на процессе принятия наиболее важных решений в школе». Основная идея школьного управления основана на децентрализации управления в системе образования: в этом контексте школьный учитель должен иметь возможность участвовать в разработке и принятии наиболее важных решений для своей школы.
Внедрение педагогического менеджмента в практику деятельности современного образовательного учреждения вызвано необходимостью осуществления адекватного управления в условиях реформирующегося российского образования, когда образовательные учреждения уходят от единообразия, предоставляют населению вариативные образовательные услуги, развиваются, на основе демократизации, участвуют в инновационных процессах. Но такое значительное изменение объекта управления — школы, дошкольного образовательного учреждения и т. д. — требует изменения и субъекта управления.
Педагогический менеджмент выступает как совокупность принципов, методов, организационных форм и технологических методов управления образовательными системами, направленных на повышение их эффективности.
В теории управления выделяют следующие основные функции: планирование, организация, мотивация, контроль. Эти четыре основные функции объединены процессами коммуникации и принятия решений. Такой процессный подход к определению функционального состава управления принят у специалистов всех сфер деятельности. Что касается школы, функции управления имеют определенные характеристики и подфункции. П.И. Третьяков в книге «Управление школой по результатам» выделяет следующие функции управления:
Контроль как функция менеджмента
... российских предприятий в решении сложных и разнообразных задач формирования и развития эффективного менеджмента на промышленных предприятиях страны определяет актуальность выбранной темы исследования «Контроль как функция управления». Основной целью данной работы стала ...
1. информационно — аналитическую;
2. мотивационно — целевую;
3. планово — прогностическую;
4. организационно — исполнительскую;
5. контрольно — диагностическую;
6. регулятивно — коррекционную функции.
Процесс управления для всех самоуправляемых систем сводится к тому, что функциональные звенья управления считаются относительно независимыми видами деятельности. Между тем все они взаимосвязаны и впоследствии, шаг за шагом, сменяют друг друга, образуя единый цикл управления.
Информационно — аналитическая функция
Обновление менеджмента общеобразовательной школы связано, прежде всего, с формированием системы информационно-аналитической деятельности как основного инструмента управления.
Для каждой из подсистем — управления и контроля — различают три уровня информации.
- Для школы — административно — управленческой (директор, заместитель по учебно — воспитательной работе, заместитель по внеклассной и внешкольной работе, заместитель по административно-хозяйственной части, диспетчер и др.);
- уровень коллективно — коллегиального управления (совет школы, педсовет, методсовет, общественные организации);
- уровень ученического самоуправления.
Поэтому одной из важнейших функций в управлении образовательным учреждением является анализ информации, основная суть которого — системная работа с руководством и преподавательским составом.
Мотивационно — целевая функция
Выбор цели — это стартовая позиция, первый этап управления, его творческая составляющая. По источнику и способу обучения цели могут быть внутренними, формируемыми человеком или социальной системой самостоятельно, или внешними, если они ставятся извне. Это типично для педагогических систем, цели которых ставит общество.
Основная задача мотивационно-целевой функции состоит в том, чтобы все члены педагогического коллектива точно выполняли свою работу в соответствии с возложенными на них обязанностями и планами, а также в соответствии с требованиями для достижения собственных результатов и коллективные цели. Обеспечение путей, средств для всех участников педагогического процесса для удовлетворения этих потребностей — важнейшая задача руководителей школ.
Планово — прогностическая функция
Форсайт и планирование можно определить как деятельность, направленную на оптимальный выбор идеальных и реалистичных целей и разработку программ для их достижения. Планирование на всех уровнях как основной процесс управления должно отвечать ряду ключевых требований.
Они заключаются в следующем:
1. единство целевой установки и условий реализации;
2. единство долгосрочного и краткосрочного планирования;
3. осуществление принципа сочетания государственных и общественных начал;
4. обеспечение комплексного характера прогнозирования и планирования; \
5. стабильность и гибкость планирования на основе прогнозов.
Организационно — исполнительская функция
Для реализации запланированного необходимо определить, назначить людей, которые будут выполнять запланированное, то есть субъектов управления, сформулировать, что должен выполнять каждый субъект, то есть определить его функциональные обязанности.
Управление финансовой деятельностью предприятия
... дипломной работы выступает предприятие ЗАО “- ”. Предметом исследования являются вопросы управления финансовой деятельностью предприятия ЗАО “- ”. Цель работы: разработка предложений по совершенствованию финансовой деятельности организации Задачи работы: рассмотреть теорию и практику основы управления финансовой деятельностью; дать критический анализ деятельности организации; разработать ...
К основным направлениям повышения эффективности реализации данной функции относят:
1. реализацию личностно — ориентированного подхода к организации деятельности;
2. научно и практически обоснованное распределение функциональных обязанностей внутри аппаратов управления руководителями школы и членами педагогического коллектива;
3. рациональную организацию труда;
4. формирование относительно автономных систем внутришкольного управления.
Контрольно — диагностическая функция
Внутришкольный контроль представляет вид деятельности руководителей совместно с представителями общественных организаций по установлению соответствия функционирования и развития всей системы учебно — воспитательной работы школы на диагностической основе общегосударственным требованиям (нормативам).
В условиях большой самостоятельности, при делегировании многих прав и полномочий самой школе, а значит, и повышения ее ответственности, контрольно -диагностическая функция внутришкольного управления должна как никогда, занять особое место в целях стимулирования деятельности учителя и ученика.
В управленческой практике можно выделить три основных этапа диагностики определенных явлений и процессов в управлении школой.
Первый этап
Второй этап
Третий этап
Таким образом, можно сделать вывод, что школа как развивающая и развивающаяся система может осуществлять постоянный внутришкольный контроль (самоконтроль) на своем уровне, но вместе с тем для обеспечения единого государственного базисного уровня знаний, умений, навыков и уровня воспитанности школьников необходима и государственно — общественная экспертиза на диагностической основе.
Регулятивно — коррекционная функция
Эту функцию можно определить как вид деятельности по внесению корректировок с использованием операционных методов, средств и воздействий в процессе управления педагогической системой для поддержания ее на запланированном уровне.
Конкретных форм и видов регулирования много, и они определяются, прежде всего, спецификой объекта управления.
Таким образом, все функции управления можно представить в виде управленческих видов работ, связанных с воздействием на контролируемый объект. Каждая из этих функций жизненно важна для любой организации, вместе с тем планирование (прогнозирование и программирование) как функция управления обеспечивает основу для других функций и считается основной, а другие функция ориентированы на выполнение тактических и стратегических планов организации.
Своеобразие менеджмента в образовании.
Управление, основной целью которого является управление человеческими ресурсами организации с целью улучшения ее работы, находит применение в самых разных сферах человеческой деятельности. Наиболее популярной и общепринятой отраслью для реализации подобных идей считается деятельность, в которой грамотное управление персоналом увеличивает прибыльность компании. Однако со временем, по мере развития компании и идей менеджмента, последние стали проникать в другие типы трудовых коллективов. Один из этих коллективов сейчас считается педагогическим. Однако характеристики управленческой работы в образовании разительно отличаются от бизнес-сферы. Конечный продукт образовательных организаций можно обозначить как главное и фундаментальное отличие. Как упоминалось выше, продукт компании — это особый товар, и цель менеджера может заключаться в увеличении его выпуска, а также в качестве и скорости внедрения. В свою очередь, основная задача школы — воспитывать социализированного и по-разному развитого человека, который сможет реализовать свой потенциал и быть конкурентоспособным с другими выпускниками. Кроме того, характеристики профессиональной деятельности в сфере образования различны, что вытекает из специфики конечного продукта. Основываясь на этой концепции, можно выделить ряд различий между менеджментом в широком смысле и спецификой образовательной среды, но мы сосредоточимся на двух принципах, упомянутых выше. В первую очередь, оценивать педагогическую деятельность стоит не с точки зрения создания продукта из ничего, а с точки зрения обработки полученного материала. Таким образом, возникают следующие различия: — Каждый ученик — личность с уникальным набором навыков, способностей, интересов и многого другого. Школе приходится работать с разными исходными данными для детей, в то время как типичный производитель работает с практически идентичным исходным материалом. — Результатом работы Образовательных Организаций не является однотипные выпускники, главной задачей школы является удовлетворение в трудовом плане потребностей общества. Если производство получает условный материал «А» и из него должен получиться условный продукт «В», инструкция получает «А», «В», «С» и так далее, преобразуя их в «F», «H», «X» и т.д. Как правило, предприниматель занимается активом, всячески его продвигая. — На школу в большей мере влияют изменения, происходящие в обществе. Ученики, как часть социума, подвергаются влиянию новых течений и идей, возникающих вокруг них. Эту информацию они получают либо самостоятельно, смотря телевизор или в Интернете, либо от родителей или сверстников. Один и тот же класс во время обучения может несколько раз менять образ поведения и мнения об окружающем мире, что усложняет педагогическую работу. — Помимо выполнения конкретных обучающих функций, каждый учитель так же проводит воспитательную работу и занимается всесторонним развитием обучающихся. Это предполагает полное формирование не только образованного гражданина, способного к определенной деятельности, но и морально образованного и легко адаптируемого человека в обществе. Далее мы можем рассмотреть принципы управления в сфере образования с исключительно профессиональной деятельностью. 1. С одной стороны, среднестатистическое производство (завод, небольшой офис или агентство) представлено перечнем персонала, основная квалификация которого в целом совпадает, должностное разнообразие не сильно влияет на специализацию, как и в школе. Но в то же время основные педагогические дисциплины, преподаваемые в школе, требуют определенных знаний. Принципы работы всех сотрудников одинаковы, но для того, чтобы сменить специализацию учителя физики, например, на русскоязычного учителя, требуется кропотливая и длительная переподготовка. Поэтому, несмотря на универсальность рабочего процесса, каждый учитель — узкий специалист. 2. Большая разница между преподавателями одних дисциплин. В каждом городе и в каждом методическом объединении есть если не лучшие, то выдающиеся учителя, качественно выделяющиеся на фоне других. Результат их работы, как правило, выше; они пользуются авторитетом не только в педагогическом сообществе, но и за его пределами. Это отличает педагогику вариативностью и способностью к самовыражению. 3. Публичность. Каждый учитель, независимо от того, на работе он или в общественном месте, — публичный человек. Специфика образовательной части обучения предполагает определенный кодекс для учителей в этом плане. У большинства корпоративных работников в этом нет необходимости. Он всегда находится в тени. Эта резкая разница отчасти объясняется образовательной ориентацией образовательных организаций. Учитель или педагог не только передает знания и навыки, но и выполняет образовательную функцию. А, следовательно, сам должен являться примером для своих учеников. 4. Автономность. Каждый педагог, по сути, имеет полную свободу в выборе методов и приемов обучения детей, если выбранный путь приносит результаты и не вредит детям. Это открывает творческую составляющую обучения, позволяющую реализовать свой творческий и интеллектуальный потенциал на благо детей.
«Государственно-общественный характер управления системой образования»
... -общественного управления общим образованием Концепция государственно-общественного управления общим образованием была разработана в 2002 году в лаборатории государственно-общественного управления образованием Института управления образование Российской академии образования (руководитель - Бочкарев Вениамин Иванович, доктор педагогических наук, ...
«Практическая готовность к педагогической деятельности»
... человека во многом определяется ее социальным значением - тем, что востребовано в обществе и что оно для него предлагает. Педагогическая деятельность выполняет важнейшую творческую социальную функцию: в ее ... и собственного образа себя, растущего в лучшем случае выше в самом себе. Образование продолжается на протяжении всей жизни человека и включает самообразование. Но полноценное воспитание человека, ...
Процесс управления предполагает наличие субъекта и объекта. Эта особенность также актуальна для такого явления, как менеджмент в образовании. Субъектом управления в этом случае будут сотрудники учреждения, в котором реализуются программы обучения. Объектом — сама образовательная организация, а также процессы, проходящие в ней. Задача управления соответствующего типа — улучшить учебный процесс, повысить его эффективность и оптимизировать деятельность образовательного учреждения по трудовым и финансовым затратам в соотношении с требуемыми результатами.
Национальная специфика. Менеджмент в образовании можно охарактеризовать национальной спецификой. Например, в учебных заведениях США это связано с наделением школьных учителей значительными полномочиями для планирования и оптимизации процесса обучения. В России же, в свою очередь, сотрудники образовательных организаций — если говорить о государственных и муниципальных учреждениях — обычно обязаны придерживаться программ, утвержденных на региональном или даже федеральном уровне. В результате управление российским образованием становится прерогативой преимущественно частных учебных заведений. Хотя, конечно, в некоторых аспектах организации учебного процесса в государственных школах он также может быть применен — например, в части внеклассной деятельности или, как вариант, оптимизации бюджетных расходов.
Системообразующие факторы менеджмента в образовании.
Современные исследователи считают, что педагогический менеджмент в образовании характеризуется рядом факторов, влияющих на механизмы его реализации. В числе таковых: специфика системообразующих элементов менеджмента как самостоятельной среды социальной активности: цели управления, методы, используемые субъектами менеджмента, задачи, которые стоят перед менеджером в системе образования, ключевые принципы, на которые опирается преподаватель при выстраивании соответствующих управленческих коммуникаций, функции, характеризующие педагогический менеджмент, критерии качества управленческой активности.
«Система управления качеством образования в Муниципальном ...
... системы менеджмента качества образования в общеобразовательном учреждении является обеспечение необходимых условий для оказания качественных образовательных услуг, отвечающих запросам и ожиданиям потребителей. Кроме того, система управления качеством необходима современному общеобразовательному учреждению для: повышения эффективности образовательного процесса в ...
Некоторые исследователи считают правомерным называть факторы педагогического менеджмента результатами деятельности коллектива школы, направленной на осуществление соответствующей управленческой деятельности. Исследуем теперь выявленные факторы, характеризующие менеджмент в сфере образования, подробнее.
Системообразующие элементы Статус системообразующих элементов в педагогическом менеджменте, безусловно, будут иметь его субъекты и объекты. К первым будут относиться сотрудники образовательных организаций на различных должностях. Это могут быть директора школ, их заместители, учителя. Объекты активности в рамках педагогического менеджмента — это, в свою очередь, учащиеся. В некоторых случаях в рамках указанных категорий может наблюдаться субординация, вследствие чего субъекты могут временно приобретать статус объектов — например, если речь идет о взаимоотношениях директора и подчиненных ему сотрудников школ.
Следующий системообразующий элемент, который включает в себя менеджмент в образовании — это учебный процесс и непосредственно связанные с ним коммуникации, характерные для школы — например, педсоветы. Участие в соответствующих мероприятиях, так или иначе, принимают все субъекты и объекты педагогического менеджмента. Учебный процесс — важнейший системообразующий элемент, консолидирующий интересы и приоритеты лиц, которые вовлечены в социальные коммуникации в рамках реализации образовательных программ.
Цели управления Следующий фактор, отмеченный нами — это цели управления. Чем может быть обусловлено внедрение механизмов педагогического менеджмента в том или ином образовательном учреждении? Многое зависит от конкретного уровня учебных программ. Так, менеджмент в профессиональном образовании, реализуемый в вузах и колледжах, может быть направлен на повышение эффективности освоения студентами различных прикладных навыков. Если речь идет об учебном процессе в общеобразовательной школе, то внедрение соответствующих управленческих практик может быть обусловлено необходимостью более эффективного расходования бюджетных средств — например, в части закупки материалов, распределения рабочих часов. Цель применения тех или иных управленческих подходов может быть обусловлена необходимостью внедрения каких-либо новшеств в системе образования. Данная инициатива чаще всего сопровождается некими ожидаемыми позитивными результатами. Чаще всего инновационные методы педагогического менеджмента связаны с решением той или иной проблемы, которая характерна для системы образования в целом, конкретной учебной программы или же отражает специфику отдельного учебного заведения. Вполне возможно, что цели внедрения концепций педагогического менеджмента будут локализованы, то есть направлены на достижение результата в рамках конкретного урока, серии занятий или же учебной программы по отдельно взятому предмету. Например, если перед учителем школы стоит задача подготовить детей к годовой контрольной работе, то он может спланировать содержание предшествующих ей уроков соответствующим образом, чтобы учащиеся постепенно освоили необходимые навыки для решения заданий, которые будут с высокой вероятностью присутствовать на контрольной работе.
Анализ и самоанализ педагогической деятельности в процессе обучения технологии
... анализа педагогической деятельности педагог должен обладать конкретными знаниями методологии научного исследования. Кроме того, учитель должен уметь наблюдать за процессом своей деятельности и деятельности ... учреждениях дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки. Таким образом, педагогическая деятельность - это особый вид общественно полезной деятельности взрослых, ...
Целью внедрения методов педагогического менеджмента может быть реализация воспитательных программ. Например, тех, что связаны с подготовкой детей старших классов к прохождению службы в вооруженных силах. Методы педагогического менеджмента в этом случае могут быть направлены на оптимизацию расписания соответствующих занятий относительно основных, которые предусмотрены школьной программой, или составление графика необходимых внеклассных мероприятий, например строевой подготовки в армейских частях.
В качестве основных целей педагогического менеджмента на современном этапе исследователи выделяют следующие:
- эффективное и планомерное использование сил, средств и времени всех педагогических работников и обучающихся;
- определение соответствия деятельности менеджеров образовательного процесса конкретным целям и реальным планам развития общества;
- полнота, сопоставимость, взаимосвязанность, конкретность и реальность определенных целей и их соподчиненность главной цели — воспитанию, обучению и развитию человека.
Методы. Другой значимый фактор педагогического менеджмента — методы, которые используются его субъектами. Подходов к их классификации достаточно много. В числе наиболее распространенных:
- экономические (предполагающие оптимизацию бюджетных расходов в корреляции с учебными программами);
- административно-распорядительные (посредством таковых субъекты педагогического менеджмента могут отдавать распоряжения в адрес объектов);
- социально-психологические (предполагают использование эффективных алгоритмов коммуникаций между субъектами и объектами).
Как правило, отмеченные методы задействуются в различных сочетаниях или все одновременно.
Задачи Следующий системообразующий элемент — задачи менеджера в образовании. Чаще всего они представлены в следующем перечне:
- сформировать инструментарий, необходимый для достижения целей;
- подготовить нужные кадры;
- получить в пользование необходимые ресурсы — финансовые, организационные;
- внедрить выбранные концепции менеджмента на практике;
- проанализировать эффективность работы.
Разумеется, указанный спектр задач может расширяться, дополняться, конкретизироваться.
Одной из главных задач менеджмента является установление целей, ради достижения которых формируется, функционирует и развивается организация как целостная система. Использование теории педагогического менеджмента позволяет изменить всю парадигму управления в сфере образования. По мнению Д.А. Бояринова, при этом происходит переход от традиционной системы управления, характеризующейся доминирующими вертикальными связями и, соответственно, субъект-объектными отношениями, к системе организационно-управленческого сотрудничества, характеризующейся доминирующими горизонтальными связями и субъект-субъектными отношениями. Подобный переход весьма актуален для информационного образовательного пространства, поскольку он характеризуется развитыми и гибкими горизонтальными связями. Согласно современным взглядам, структура педагогического менеджмента включает в себя триаду уровней. На первом уровне сконцентрированы задачи управления деятельностью педагогического коллектива. На втором уровне осуществляется управление деятельностью педагога. Третий уровень педагогического менеджмента ориентирован на управление деятельностью обучаемого.
Педагогический менеджмент
... В работе В.П. Симонова «Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в области управления образовательным процессом» Педагогический менеджмент охарактеризован как теория, методология и технология эффективного управления образовательным процессом. Управление в целом можно понимать как способность лидера достигать поставленных целей, ...
Принципы педагогического менеджмента Основы менеджмента в образовании включают алгоритмы, на базе которых формируются принципы соответствующих управленческих активностей. Во многом они носят субъективный характер, то есть каждый участник учебного процесса может определять их, исходя из личных приоритетов. Но можно выделить и общие принципы, широко распространенные и практикуемые в российском педагогическом менеджменте. Изучим их подробнее.
Во-первых, это принцип рационализма. Действия менеджера в системе образования должны быть направлены, прежде всего, на улучшения, которые можно пронаблюдать в виде конкретных показателей — например, в части реальной экономии бюджетных средств вследствие более эффективной организации учебного процесса. Преподаватель должен формировать образовательные программы, основываясь на конкретных показателях и определяя те, которые нужно улучшать в приоритетном порядке.
Во-вторых, это принцип социальной ориентированности. Не важно, реализуется ли менеджмент в дошкольном образовании, на уровне средних учебных заведений или в вузах — активность преподавателя должна быть направлена на достижение общественно значимых целей. Тех, что важны как для локальных социумов, как-то отдельно взятый класс, группа, курс, так и для общества в целом.
В-третьих, это принцип стабильности. В ходе внедрения концепций педагогического менеджмента должны выбираться те методы, которые способны обеспечивать устойчивые результаты при неоднократном повторении их использования в тех же условиях. Безусловно, если речь идет о каких-то совершенно новых, не испытанных кем-либо ранее подходах, то возможен некий эксперимент, но он не должен нарушать функциональности устоявшихся к тому моменту социальных коммуникаций и структуры действующих учебных программ.
Принцип последовательного подхода к инновациям. В этом смысле инновационный менеджмент в образовании не должен быть революционным. Если речь идет, скажем, о внедрении дистанционных методов обучения, то их единовременное включение во все учебные программы школы может быть не самым рациональным шагом. Следует приспосабливать его только к тем дисциплинам, в отношении которых соответствующий механизм коммуникаций наилучшим образом подходит — например, это может касаться занятий по информатике.
Заключение
Итак, педагогическим менеджментом называют комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими системами, который направлен на повышение эффективности их функционирования и развития. Педагогический менеджмент имеет свою специфику и присущие только ему закономерности. Его специфика состоит в своеобразии предмета, продукта, орудия и результата труда педагога-преподавателя. Предметом труда менеджера образовательного процесса (преподавателя) является деятельность управляемого субъекта (обучаемого), продуктом труда — информация, а орудием труда — речь, слово.
Процесс стратегического менеджмента в современной организации
... разграничивают постановку задач (касающуюся целей) и стратегию (касающуюся средств). В рамках предмета менеджмента они определяют этот процесс как систематический подход к управлению переменами, включающий позиционирование компании посредством планирование ...
В целом успешное достижение руководителем образовательного учреждения целей и задач управления зависит от ряда определенных субъективных и объективных обстоятельств, которые условно можно разделить на три группы:
1) фактор личности руководителя, важнейшими составляющими которого являются: степень его подготовленности и профессионализма, целевые установки и ценностные ориентации и потребности;
2) морально-психологический климат в коллективе: стиль взаимоотношений, степень заинтересованности членов коллектива в общении;
3) материально-техническое обеспечение, гигиенические и эстетические условия, в которых протекает деятельность.
Актуальной проблемой как теоретической, так и практической педагогики на современном этапе является поиск путей преодоления противоречий в педагогическом менеджменте. Одна из проблем современного образования — это несоответствие знаний и квалификации педагогов современным требованиям в области содержания образования, педагогических технологий, а также технологий управления образовательными учреждениями. Проблема эффективности педагогического менеджмента в образовательной сфере может быть решена только при условии обеспечения высокой компетентности и соответствующего профессионального мастерства каждого преподавателя.
К числу основных задач педагогического менеджмента, в первую очередь, необходимо отнести следующие: постановка целей и планирование педагогического процесса, ресурсное обеспечение педагогического процесса, обеспечение высокой мотивации субъектов процесса, контроль и координация педагогического процесса, анализ результатов.
Образовательный процесс — это целостная педагогическая система и грамотное управление им требует системного подхода. Однако следует помнить, что процесс образования — это не сумма или набор каких-то последовательных элементов, а целенаправленная учебно-воспитательная деятельность и что он не только управляется «из вне», но и может «самоуправляться изнутри». Наблюдение, анализ и оценка эффективности реального образовательного процесса с позиций системного деятельностного подхода — важнейшее условие реализации в том числе и научного подхода как в теории, так и в практике педагогического менеджмента. В целом, образовательный процесс как деятельностная система находится в постоянном непрерывном развитии, обладая колоссальной способностью к самосовершенствованию при условии четкой научной организации управления им, и, наоборот, проявляет склонность к регрессу при отсутствии плохой организации. Управлять познавательным и самообразовательным процессом — это значит, в первую очередь, направлять, помогать, поправлять на основе четкого планирования, организации и контроля этого процесса в целом.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kontrolnaya/svoeobrazie-menedjmenta-v-obrazovanii/
1. https://kopilkaurokov.ru/angliiskiyYazik/prochee/svoeobrazie_menedzhmenta_v_obrazovanii
2.Специфика менеджмента в образовании. Ефимова М.М. Email:[email protected]
3.Dimitar Nessebar SYL.ru: https://www.syl.ru/article/198834/new_pedagogicheskiy-menedjment-v-obrazovanii
4. Лазарев В.С. Системное развитие школы. М.: Педагогическое общество России, 2002. 5. Моисеев А.М. «Программно-целевое управление развитием образования». М., 2001. 3. 6. Ситаров В.А. Педагогический менеджмент как теория и практика управления образовательным процессом// Знание. Понимание. Умение, 2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskiy-menedzhment-kak-teoriya-i-praktikaupravleniya-obrazovatelnym-protsessom
7. Третьяков П.И. «Оперативное управление качеством образования в школе». М., 2004. 5. 8. Третьяков П.И. «Управление школой по результатам». М., 1997. http://upravlencam.ru/cos_ps/page52/index.html
9. Бояринов, Д.А. Педагогический менеджмент в контексте информационного образовательного пространства / Д.А. Бояринов // Современные проблемы науки и образования.- 2015- № 4.; URL:http://www.science-education.ru/ru/article/view?Id=21095