Банковская система — важнейшая сфера национальной экономики любого развитого государства. Ее практическая роль определяется тем, что она управляет в государстве системой платежей и расчетов; большую часть своих коммерческих сделок осуществляет через вклады, инвестиции и кредитные операции; наряду с другими финансовыми посредниками банки направляют сбережения населения к фирмам и производственным структурам.
Находясь в центре экономической жизни, обслуживая интересы производителей, банки являются посредниками между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением. Банки не являются атрибутом единого экономического региона или какой-либо страны, их сфера деятельности не имеет ни географических, ни национальных границ, это планетарное явление с колоссальной финансовой мощью и значительным денежным капиталом.
Во всех странах предотвращению банковских кризисов уделяется большое внимание, и государство оказывает существенную поддержку банкам, переживающим финансовые кризисы, по восстановлению их деятельности и доверия к ним, поскольку совершенно ясно, что без устойчивой банковской системы невозможно развивать экономику страны, решать социальные задачи.
Банковское дело как особый вид предпринимательства в силу своей общественной роли, специфичности функций, рискованности, открытости и зависимости от изменений конъюнктуры рынка, требует особого подхода в управлении, применения профилактических и превентивных мер по недопущению кризисных ситуаций.
На протяжении двадцатого века практически не осталось ни одной страны, которая так или иначе не пережила бы кризис банковской системы. Последствия, которые влекут за собой как валютные, так и банковские кризисы, делают актуальными проблемы, посвященные изучению факторов, являющихся предпосылкой для нарастания негативных тенденций в банковском секторе, выявлению и изучению непосредственных причин современных банковских кризисов, форм их проявления и последствий, а также для выработки адекватных программ антикризисного управления банковской деятельности.
Переходное состояние российского банковского дела, проведение реструктуризации и модернизации банковского сектора, появление на рынке проблемных банков привели к необходимости антикризисного управления коммерческими банками. Отсутствие антикризисной составляющей в системе банковского управления увеличивает недоверие к банковскому сектору и снижает его эффективность.
Можно сказать, что развитие теории антикризисного управления — это порядок практики, и необходимость антикризисного управления возникает не только в переходной экономике, но и в развитых рыночных экономиках западных стран.
Управление финансовой устойчивостью финансового банка
... от общего объема привлечения всеми банками денежных средств населения. Финансовая устойчивость коммерческого банка базируется на постоянном поддержании посредством оперативного управления объективно необходимого соотношения между тремя ... должен пересмотреть свою депозитную политику. В целом работу банка по привлечению средств населения на банковские счета можно оценить положительно, однако цифры ...
трудно переоценить важность обеспечения стабильного развития банковской системы и актуальность проблемы совершенствования антикризисного управления и предотвращения банковских кризисов. Актуальность данного вопроса также подчеркивается включением его в число приоритетных задач Банка России, зафиксированных в Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации, а также в направлениях работы Госсовета в рамках президент.
Целью данной курсовой работы является изучение причин и форм проявления современных банковских кризисов, возможности их прогнозирования, а также методов и инструментов антикризисного управления, таких как предотвращение банкротства.
Глава 1.Кризисные явления в банковском секторе
1.1 Понятие кризиса отдельного банка
Кризис любой компании вызван несоответствием ее финансово-экономических показателей параметрам окружающей среды.
Банковский кризис можно определить как неспособность банковской системы выполнять свои основные функции по накоплению и мобилизации временно свободных средств, предоставлению кредитов, совершению транзакций и платежей в экономике страны. Кризисная ситуация банка характеризуется резким увеличением доли сомнительных и безнадежных ссуд в кредитных портфелях банков, увеличением их убытков из-за переоценки непокрытых рыночных позиций и снижением реальной стоимости активов банка. Все это приводит к резкому ухудшению платежеспособности банков и отражает неспособность банковской системы эффективно распределять финансовые ресурсы.
Статистически снижение эффективности распределения ресурсов наиболее ярко проявляется в увеличении доли просроченных кредитов в общем объеме банковских кредитов. Главный сигнал — возникновение кризиса ликвидности, который может затронуть не только ограниченное количество неплатежеспособных банков, но и настигнуть стабильные банки.
Банки обычно ожидают некоторых потерь в своем портфеле активов. Однако абсолютно безопасных кредитов частному сектору никогда не было и не будет, так как существует проблема асимметричных информационных потоков. Надежные и платежеспособные банки покрывают эти убытки за счет заранее созданных резервов риска. Банки рассчитывают степень риска для каждого вида бизнеса и создают соответствующие фонды для компенсации ожидаемых убытков.
Вариантами банковского кризиса являются:
- стратегический кризис (угроза потенциалу развития);
- кризис результатов (угроза финансовым результатам деятельности, их потеря, дефицит баланса — превышение пассивов над активами);
- кризис ликвидности (опасность потери ликвидности вследствие превышения пассивов над активами).
Определение степени риска невозврата кредитов и принятие превентивных мер является обязательным условием нормального функционирования банков.
Состояние функционирующего отдельного банка можно признать «нормальным», если он, в частности:
- не нарушает действующего законодательства (общего и банковского) и требований органов, регулирующих банковскую деятельность;
- своевременно, качественно и на приемлемых условиях проводит все надлежащие платежи клиентов, а также платежи по собственным обязательствам;
- в пределах располагаемых ресурсов выдает заемщикам денежные кредиты на приемлемых для обеих сторон рыночных условиях под надлежащее обеспечение, проводит другие необходимые клиентам банковские операции;
- стабильно выполняет обязательные для КО нормативы;
- получает нормальную в текущих условиях прибыль;
- не допускает конфликтного развития отношений внутри организации.
Несоблюдение этих основных требований, следовательно, будет означать, что банк находится в кризисе.
Детский досуг как средство развития познавательных интересов ...
... деятельности для формирования основ культуры дошкольников [Зацепина]. Однако в работах этих исследователей свободное время детей как средство развития ... 9. Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. Программа и ... развития познавательных интересов старших дошкольников обусловлена необходимостью поиска новых педагогических средств организации образовательного процесса в ДОУ, ...
Непосредственная оценка параметров кризиса предусматривает:
- оценку вероятных признаков угрозы кризиса;
- повышенный уровень бдительности при мониторинге внешней и внутренней среды с целью раннего обнаружения признаков кризисной ситуации;
- выявление отклонений параметров ситуаций от нормы, выявление слабых сигналов;
- установление причинно-следственных связей и прогнозирование возможных направлений развития кризиса, масштабов потенциальных потерь;
- определение и оценивание факторов, влияющих на развитие кризисной ситуации, выяснение их связей и взаимосвязей;
- создание необходимых обратных связей для отслеживания состояния и развития кризисного явления. (см. Приложение 1)
1.2 Важнейшие формы проявления кризиса
Кризис может иметь бесконечно много форм проявления (признаков).
Разные специалисты называют свои разные списки, и ни один из этих списков нельзя считать полным, закрытым. Сгруппируем их в следующие 3 категории. Блинков А. Непрерывность деятельности банка. Оценка перспектив // Банковское дело в Москве. 2004.№3.
Финансовые:
- недостаток собственных средств или невыполнение установленных обязательных нормативов;
- текущие убытки либо превышение используемой прибыли над фактически полученной и /или непогашенные убытки предшествующих лет;
- неисполнение обязательных платежей, а также неспособность погашать кредиторскую задолженность в надлежащие сроки;
- неустранение фактов нарушений установленного порядка обязательного резервирования;
- нерациональная политика привлечения и размещения средств, в частности, реальное отсутствие перспективы возврата привлеченных средств либо необоснованное использование краткосрочных займов для финансирования долгосрочных активов;
- иммобилизация средств в затраты капитального характера;
- низкое качество кредитного портфеля;
- задолженность по выплате дивидендов или прекращение их выплаты.
Производственные:
- невыполнение нормативных требований Банка России о создании системы управления рисками/или системы внутреннего контроля;
- непредставление предусмотренной в законодательстве отчетности;
- увольнение основного управленческого персонала без должной его замены;
- ухудшение позиций на финансовых рынках, ограничение круга проводимых операций;
- существенная зависимость от конкретного клиента, проекта, направления деятельности;
- агрессивная процентная политика для привлечения средств клиентов, значительное превышение процентных ставок ближайших банков-конкурентов.
Прочие:
Проблемы развития банковского менеджмента в Российской Федерации
... уделяется недостаточно внимания. Цель работы – проанализировать развитие банковского менеджмента. Объект исследования – Организация банковского менеджмента в банках РФ Предмет исследования – банковский менеджмент в банк. Задачи исследования: Проанализировать банковский менеджмент Исследовать актуальные проблемы банковского менеджмента в РФ Разработать меры ...
- невыполнение в установленные сроки требований Банка России и /или взятых на себя обязательств по устранению недостатков, включая недостатки в деятельности филиалов;
- Несоблюдение требований в формированию уставного капитала (использование для этого ненадлежащих активов);
- судебные иски, которые в случае успеха истца могут завершиться невыполнимым для данной КО решением суда.
Открытая форма кризиса — банкротства банков, которым до Великой депрессии предшествовала банковская паника, выражавшаяся в массовом изъятии вкладов из банков. Во время недавних кризисов, в основном из-за системы страхования вкладов и различных форм явных и подразумеваемых гарантий со стороны государства, «набеги» вкладчиков на банки стали редкостью. В современных условиях переход кризиса из скрытой формы в открытую во многом предопределен спецификой институциональной и правовой базы страны, а также мерами, принимаемыми Центральным банком и другими регулирующими органами в отношении проблемных банков. В западной практике термин банковский кризис часто применяется именно к открытым формам кризиса.
Кризис ЧР возникает не сразу, а развивается, разворачивается во времени. Это относится и к формам его внешнего проявления.
1.3 Основные причины возникновения кризисной ситуации
Плохое управление и (или) негативные внешние факторы могут привести к кризису банка, который становится явным, когда существующие резервы и капитальная база не могут покрыть все убытки по статьям активов. В этом случае акционеры теряют свои первоначальные вложения, и для покрытия всех убытков требуется дополнительное финансирование.
Опыт зарубежных стран и Российской Федерации показывает, что банковские кризисы отражают сложный процесс адаптации банковских систем к новым макроэкономическим условиям.
Либерализация внешнеэкономических отношений и отсутствие макроэкономического регулирования банковского сектора в развитых и развивающихся странах, глобализация финансового рынка, рыночные реформы в странах с переходной экономикой — перечисленные процессы развивались достаточно болезненно, повышая на первых этапах макроэкономическую неустойчивость и несбалансированность экономики, что отрицательно сказываясь на состоянии банковских балансов. На фоне растущей нестабильности банковской системы они оказались чрезвычайно восприимчивыми к традиционным факторам банковских кризисов, таким как экономический спад и потрясения в реальном секторе экономики.
Спад производства, снижение платежеспособности корпоративных заемщиков банков являются традиционной причиной банковских кризисов. Степень влияния экономического кризиса на банковскую систему зависит от многих факторов. Однако важно выделить фундаментальную причину: состояние самой банковской системы в начале экономического кризиса. Это, прежде всего, позиция банков по ликвидности, степень гарантии их обязательств собственным капиталом, качество их кредитного портфеля.
Хотя каждый банковский кризис имеет свою собственную динамику, всегда можно определить основные общие компоненты данного кризиса.
Согласно результатам экономических исследований, проведенных некоторыми отечественными экономистами, ухудшение финансового положения значительного числа коммерческих банков является следствием обострения внешних и внутренних факторов в банковском секторе.
Управление системой образования субъекта РФ
... об актуальности выбранной темы курсового проекта. Объектом исследования является система образования в РФ. Предметом исследования являются важные проблемы сегодняшней системы образования в нашей стране. Цель ... дополнение к трем вышеуказанным управляющим субъектам добавляются муниципальные органы управления образованием, которые в пределах своей компетенции вправе давать администрациям муниципальных ...
Внешние причины делятся на три типа: экономические, политические и социальные. К экономическим причинам банковского кризиса можно отнести:
1) Кризисное состояние экономики в целом. ( Банковская система не может быть сильной в условиях кризисного состояния экономики страны — это часть экономики, которая испытывает на себе весь спектр негативных влияний, включая кризис неплатежей, инфляцию, тяжелое налоговое бремя и т.д.);
2) Проведение ЦБ РФ жесткой реструкционной политики. Поддержание учетной ставки на высоком уровне, повышение норм обязательных отчислений в резервные фонды;
3) Введение в ЦБ РФ валютного коридора.
Кроме того, одним из факторов, которые могут оказать существенное влияние на состояние банковской системы, являются рыночные реформы.
Несомненно, цель рыночных реформ — способствовать восстановлению и развитию экономики, в том числе банковской системы. Однако в краткосрочном и среднесрочном плане реформы могут провоцировать и (или) усугублять кризисные процессы в банковской системе.
Когда реформы происходят, время, скорость и последовательность действий по реформированию играют огромную роль. Либерализация и отсутствие макроэкономического регулирования в условиях рецессии и макроэкономической нестабильности вкупе с плохо продуманной и непоследовательной системой контроля над банками, как правило, губительно сказываются на банковской системе.
Банковские кризисы могут быть вызваны последствиями экономической стабилизации. В этом случае следует различать негативное влияние незавершенных программ стабилизации и слишком жесткие ограничения, принятые без учета потенциальных последствий для банковской системы.
Внутренние причины — подразделяются на два вида:
1) Проблемы управления в банке:
- потери ключевых сотрудников аппарата управления;
- вынужденные остановки связанные с управлением, а также нарушения ритмичности банковского процесса;
- участие банка в судебных разбирательствах с непредсказуемым исходом;
- потеря основных клиентов;
- недооценка постоянного технического и технологического обновления банка;
- чрезмерная зависимость банка от какого-либо одного конкретного проекта или вида активов;
- излишняя ставка на успешность и прибыльность нового проекта;
- неэффективные долгосрочные соглашения и проч.;
2) Проблемы, связанные с выбранной политикой работы:
- повторяющиеся существенные потери;
- превышение некоторого критического уровня просроченной кредиторской задолженности;
- чрезмерное использование дорогих заемных средств в качестве источников;
- низкие значения коэффициентов ликвидности;
- нехватка оборотных средств (функционирующего капитала);
- увеличивающаяся до опасных пределов доля заемных средств в общей сумме источников средств;
- неправильная реинвестиционная политика;
- превышение размеров заемных средств над установленными лимитами;
- наличие просроченной дебиторской задолженности и прочее.
Наконец, могут быть причины как внешнего, так и внутреннего происхождения. К таковым можно отнести, в частности:
«Управление банковскими рисками»
... в этой системе персонал. Целью данного реферата является подробное рассмотрение банковских рисков и управление ими. Задачи реферата: 1. Рассмотреть классификацию банковских рисков; 2. Изучить методы и процесс управления банковскими рисками; 3. Выявить механизмы регулирования рисков банковской системы. Галанов В.А., ...
- потерю банком деловой репутации среди других коммерческих организаций, что может выразиться в закрытии на него лимитов(происходит вне банка, на рынке, но на основе оценки участниками рынка, тех процессов, которые имеют место внутри банка и вокруг него;
- рост дебиторской задолженности (в этом может быть вина обеих сторон — и самого банка, и его должников);
- энергичный отток из банка вкладов физических лиц, массовое предъявление к нему требований другими кредиторами.
Внешние факторы могут влиять на всю банковскую систему в целом, в то время как внутренние факторы — это внутренний мир банков. просто одному банку не под силу повлиять на внешние причины кризиса. Однако банковский кризис может реально повлиять на всю банковскую систему. Отсюда следует, что реальным шагом, с помощью которого банк может выправить свое финансовое состояние, является непосредственное воздействие на внутренний менеджмент и на политику банка: только, изменяя структуру этих составляющих, кредитная организация может как-то выправить свое финансовое положение.
2. Антикризисный менеджмент: методы и инструменты
2.1 Сущность банковского антикризисного менеджмента
Термин «антикризисное управление (менеджмент)» возник сравнительно недавно. Считается, что причина его появления — появление большого количества предприятий на грани банкротства.
Развитие каждой банковской системы необратимо сталкивается с проблемой выхода из состояния кризиса. Задача антикризисного управления — минимизировать негативное влияние воздействия кризиса на социально-экономический объект управления, а также максимизировать его полезный результат.
Особое значение при организации антикризисного управления имеет диагностика кризиса. Основными задачами процесса диагностики кризисных ситуаций и состояния банкротства являются анализ финансового состояния банка и его прогноз на предстоящий период, своевременное обнаружение причин и основных факторов, способствующих развитию кризисных ситуаций, мониторинг внешней и внутренней среды банка и прогноз ее развития.
В целях своевременной диагностики банковского кризиса, прежде всего, осуществляется мониторинг внешних и внутренних условий деятельности банка (выявление, анализ и прогнозирование).
Для этого собирается и обрабатывается информация, формируются и накапливаются базы данных, информация анализируется и оцениваются факторы кризиса. В этом случае следует обратить особое внимание на скорость, полноту, правильность выполняемой работы.
Кроме того, для диагностики потенциальных приступов следует провести экспертную оценку некоторых характерных показателей. Экспертный анализ может быть расширен в зависимости от конкретной ситуации и других значимых факторов риска. При анализе кризисных явлений им характерны: финансово-экономические показатели, оценка действий руководства и сотрудников и другие показатели. Результаты экспертизы оформляются в виде аналитической записки, справки, прогноза или рекомендации. На следующем этапе эти материалы могут быть использованы в качестве исходных данных для разработки стратегии выхода из кризиса. ( см. Приложение 1.)
2.2 Методы превентивного антикризисного управления
Антикризисное управление в банке должно иметь место не только тогда, когда кризис уже наступил (в этом случае оно окажется скорее всего запоздалым), а начинаться и продолжаться с первых дней его существования, постоянно и всегда. А.М Тавасиев. Антикризисное управление коммерческими организациями., Москва, 2006, с.78
Анализ деятельности коммерческого банка по данным бухгалтерского баланса
... банков, инструментом контроля текущей операционной и учетной работы, но и информационным источником для большой группы пользователей, непосредственно или опосредованно заинтересованных в деятельности банков, ... банков являются главной частью их отчетности. Их анализ позволяет проверить ликвидность банков, улучшить управление банковской деятельностью. Руководство банков, используя отчеты других банков, ...
Для этого должны профессионально и результативно применяться методы превентивного (упреждающего) антикризисного управления. Оно включает в себя следующие методы:
1) Антикризисный мониторинг. На постоянной основе определяется внешнее и внутреннее окружение структуры с целью оперативного выявления возникающих кризисных угроз.
2) Анализ внутренней подверженности (уязвимости) объекта кризису с выделением при возможности соответствующих индикаторов. Обычно в качестве последних применительно к конкретному банку выделяют такие:
- специализированный подразделения банка не способны действовать сообща и видеть складывающуюся ситуацию и положение банка в целом;
- служащие банка склонны уделять больше внимания внутренней обстановке в организации, чем внешней среде, при этом соперничество с внутренними конкурентами доминирует над внешними;
- нежелание или неспособность банка проводить изменения;
- неспособность банка адекватно воспринимать и осознавать сигналы из внешней среды;
- готовность нарушать правила ради краткосрочных выгод.
Разработка антикризисных организационных стратегий, направленных на минимизацию внутренних рисков банка и укрепление безопасности:
- информирование коллег о кризисных ситуациях;
- наличие адекватной формальной структуры организации безопасности банка;
- комплексный, письменно зафиксированный и утвержденный набор норм и правил, ориентированных на решение проблем, связанных с безопасностью, которые определяют действия сотрудников и развивают культуру безопасности в банке;
- развитие у служащих банка адекватных убеждений, составляющих корпоративное отношение к безопасности;
- делегирование права принятия решений по определенному вопросу на самый нижний уровень организации, который обладает необходимыми навыками и компетентностью;
- обеспечение системы сдерживания и противовесов внутри банка;
- ответственность каждого сотрудника за каждую проблему;
- тренинг персонала для отработки действий в кризисных ситуациях и формирования навыков и культуры обеспечения безопасности;
- использование узкопрофильных специалистов при одновременном обеспечении контроля за их работой при помощи специалистов более широкого профиля.
Реализация этих стратегий поможет максимально повысить осведомленность сотрудников банка о безопасности и предотвратить кризисные ситуации.
Внутренний анализ и контроль. В структуре коммерческого банка желательно (для крупного банка обязательно) иметь, во-первых, отделы (группы), которые занимались бы анализом кредитного портфеля, уровня ликвидности, других показателей деятельности и финансовой устойчивости банка, включая маркетинговый анализ и стратегическое планирование. Во-вторых, служба внутреннего аудита, отвечающая за выполнение функций контроля и анализа.
При проведении внутреннего анализа необходимо исходить из того, что одним из основных условий стабильности работы банка является такой подбор клиентов и деловых партнеров, чтобы не допустить вовлечения банка в незаконные операции, в частности в «отмывание» незаконно или преступно нажитых денег. В этом направлении Банк России «советует» российским банкам руководствоваться «Рекомендациями по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (письмо №99-Т от 13.07.2005 г.).
Управление безопасностью труда персонала в организации (на примере ...
... инфраструктуры. Объектом исследования является изучение основ управления охраной труда в организации. Целью данной работы является изучение системы управления безопасностью рабочих мест в организации и разработка ... Производственная деятельность - это совокупность действий рабочих с использованием рабочих инструментов, необходимых для преобразования ресурсов в готовую продукцию, включая производство и ...
Антикризисное планирование. Открытый этап развития кризиса в банке, как правило, протекает очень быстро, и в это время происходят существенные изменения практически во всех сферах деятельности банка. Некоторые события не влияют друг на друга, но другие тесно связаны, хотя имеют разные последствия для бизнеса банка. Если заранее не определены условия, последствия, механизм и последовательность реализации антикризисных мер, эффективность работы будет сильно зависеть от стечения обстоятельств и вероятность серьезных просчетов в управлении значительно возрастет.
Чтобы этого избежать, в рамках подготовительных антикризисных мер должен быть составлен документ или пакет документов, содержащих план (планы) антикризисного управления. План действий в чрезвычайных ситуациях может быть общим или конкретным. Опросы банков, проведенные в 2005 г., показали что планы на срок не менее трех лет разрабатывается в каждом втором банке, но не менее чем в половине из них ведется мониторинг выполнения такого стратегического плана на основе системы сбалансированных показателей. В данной группе банков, только в каждой третьем банке разработкой стратегических планов занимается специальное подразделение
В плане действий, рассчитанным на чрезвычайные ситуации, должно содержаться описание возможных сценариев развития событий при наступлении непредвиденных обстоятельств и излагаться все необходимые аспекты работы банка с целью преодоления кризисной ситуации, а также регламентироваться деятельность всех его подразделений по части предупредительных и профилактических мероприятий. (см. Приложение 2)
6) Механизмы снижения рисков. События на финансовых рынках все чаще показывают, насколько уязвимыми могут быть банковские гиганты, несмотря на их очевидную силу. По принятым во всем мире стандартам система защиты банков должна предусматривать три элемента:
- механизмы контроля рисков (риск-менеджмент);
- планы действий в чрезвычайных ситуациях с целью минимизации ущерба;
- меры с целью покрытия убытков.
Основная задача механизма управления рисками — формирование системы выявления и оценки рисков, а также определения основных моделей поведения для обеспечения их минимизации. Механизм контроля рисков чаще всего получает практическое воплощение в нескольких составляющих: в организационной структуре, в виде инструкций. К которыми должны руководствоваться все сотрудники банка в своей работе, в виде материальной инфраструктуры.
Выявление, оценкой и минимизацией рисков должны заниматься сотрудники и руководители всех подразделений банка. В крупных банках имеет смысл формирование специальной службы риск-менеджмента.
Специально выделенные риск-менеджеры должны:
- иметь четко определенные обязанности;
- иметь достаточные полномочия для принятия нужных решений;
- хорошо знать особенности бизнеса банка и обладать полной информацией о его положении на рынке;
- обеспечивать все подразделения и руководство банка точной, своевременной информацией в утвержденных формах и объемах.
В функции таких служб могло бы входить и создание планов действий на случаи кризисных ситуаций.
Модели оценки и управление кредитным риском коммерческого банка. Часть
... или устранению последствий кредитного риска и их корректировка. Управление рисками - это умышленная и систематическая деятельность кредитной организации в отношении возможности наступления такого события. Управление рисками всегда характеризует качество управления, понимание и способность банка противостоять неэффективному ...
Службам риск-менеджмента следует добиваться того, чтобы финансовые риски банка постоянно отслеживались и находились в пределах утвержденных лимитов, полностью и своевременно отражались в управленческой информации.
Повышение безопасности банковского бизнеса. Помимо экономических угроз существуют прямые угрозы безопасности внутрибанковской сферы, связанные с функциональной деятельностью банков. Наиболее характерными приемами и способами совершения преступлений в банковской сфере являются махинации с невозвратом кредитов, мошенничество с ценными бумагами, прямое воровство, вовлечение банков в «отмывание» денег, получаемых от деятельности криминальных структур, международные финансовые преступления.
Привлечение независимых аудиторов. Важной может быть роль независимых аудиторов в предотвращении кризисного развития банка. Однако в России пока не стал инструментом. Способствующим своими рекомендациями обеспечению эффективной деятельности банков. Практика показывает, что аудит носит в России подтверждающий характер, на Западе — рекомендательный.
2.2 Инструменты антикризисного управления в банковском секторе
1) Инструменты государственного антикризисного управления.
В условиях банковского кризиса основные действующие лица — государство, вкладчики, кредиторы и владельцы банков — пытаются переложить друг на друга бремя расходов по спасению банковской системы. Тем не менее в силу особого значения банковской сферы для экономики государство просто не может оставаться в стороне и вынуждено использовать свои ресурсы для проведения антикризисных мероприятий. При этом применяется широкий арсенал инструментов по оздоровлению банковского сектора, который можно подразделить на три категории: финансовые, операционные и структурные.
Финансовые инструменты предназначены для решения насущных проблем и в основном заключаются в финансовой поддержке банков. Операционные инструменты акцентируют внимание на управлении и эффективности банка, а структурные призваны решать проблемы на уровне банковского сектора, занимаясь восстановлением или внедрением принципов конкуренции и надежности.
Применение финансовых инструментов характерно для системного кризиса, когда властям приходится решать проблемы ликвидности. Действия органов регулирования направлены на улучшение качества банковских активов, урегулирование обязательств, прямое увеличение капитала, то есть на улучшение баланса банка и восстановление его платежеспособности.
На начальной стадии кризиса обычной является поддержка проблемных банков центральным. Выступая в роли кредитора последней инстанции, центральный банк предоставляет банкам помощь при возникновении проблем ликвидности. Такая поддержка сводится обычно к выдаче кредитов временно неликвидным, но платежеспособным банкам, причем кредиты должны быть полностью обеспечены и стоить дороже, чем на рынке. Однако при системных проблемах трудно различить неликвидные и неплатежеспособные банки. Согласно проведенному в МВФ исследованию, оптимальная политика центрального банка должна сводится к предоставлению средств (для спасения банков) при ухудшении макроэкономической ситуации, помощь должна предоставляться систематически либо всем банкам, либо никому. Взимание штрафных ставок с кредитов может, с одной стороны, стимулировать скорейший возврат средств, с другой — заставить банк рискнуть: все или ничего, если ставка слишком высока
Для предотвращения массового оттока депозитов и паники государство может заявить о предоставлении гарантий, как для всего банка и по всем обязательствам, так и по целевым группам кредиторов. Гарантии могут относиться к мелким или ко всем вкладчикам, возможны гарантии по обязательствам в иностранной валюте. Предоставление гарантий может нести моральные риски (риски безответственного поведения управляющих), так как, рассчитывая на помощь со стороны, менеджеры способны решиться на рискованные действия. Этого можно избежать, внедрив контроль над банками, получившими гарантии.
Гарантий может оказаться недостаточно для предотвращения оттока депозитов. В условиях экономической нестабильности требуется наглядная демонстрация усилий государства по разрешению проблем, вызвавших кризис.
Для улучшения баланса банка могут быть использованы облигационные инструменты, обычно в комбинации с другими, например, в качестве замены для плохих активов (могут быть использованы необращающиеся облигации, что снижает возможность злоупотреблений).
Таким образом, активы улучшаются в качестве, растут текущие доходы банков, так как по облигациям выплачиваются проценты.
Государство, помогая слабому банку, может перевести в него свои депозиты. В то же время снятие средств с депозитов в сильных банках для перевода их слабым может, в свою очередь, вылиться в неприятности для банков, из которых эти депозиты выводят. Государство может приобрести субординированные долги (банковские облигации, привилегированные акции) или передать денежные средства банку в обмен на права владения, осуществив капитализацию банка. Приобретение капитала имеет преимущества, так как предоставляет право на получение доходов при восстановлении прибыльности банка или при продаже доли государства. С другой стороны, активное выполнение функций владельца может быть политически нежелательно.
Недостатки управления практически всегда являются одной из основных причин банковских проблем, поэтому замена руководства — это наиболее важная немедленная мера для восстановления доверия. Инструменты, применяемые при слабом руководстве в банке, называют операционными. К ним относят: улучшение оценки кредитов, ценообразования на банковские услуги, управления рисками, рационализацию внутренних процедур, включая внутренний контроль. Все вместе это способствует улучшению структуры управления банком. Операционная реструктуризация ведет к улучшению отношений между руководством и владельцами, а в случае с банками, принадлежащими государству, установлению системы сдержек и противовесов через активное использование властями прав собственника.
Среди дополнительных мер следует также назвать контроль за трудовыми договорами с оплатой по результатам, снижение заработков менеджеров, понижение в должности старших менеджеров.
Одним из центральных аспектов операционной реструктуризации является фокусирование внимания банка на основном бизнесе. Это может включать закрытие или сокращение неприбыльных предприятий и филиалов в стране и за границей, отказ от параллельных направлений бизнеса, другие меры по усилению конкурентных преимуществ банка.
Твиннинг (соединение) представляет собой соглашение с надежным иностранным банком об операционной реструктуризации. Соглашения о Твиннинге использовались в странах с переходной экономикой в надежде на последующие вложения в капитал банка-партнера.
Структурные инструменты направлены на разрешение причин, лежащих в основе кризиса на уровне финансового сектора, фокусируют внимание на обеспечении честной конкуренции и общей надежности системы. Проблемы могут быть связаны со слишком жесткой или мягкой политикой лицензирования, конкурентным дисбалансом между государственными и частными банками.
Ликвидация несостоятельного банка является структурным инструментом в работе органов регулирования. Несостоятельные банки работают без должной мотивации и, соответственно, приумножают проблемы. В отсутствие прибыли менеджеры и владельцы могут пойти на махинации. Поэтому строгое регулирование закрытия банков повышает их заинтересованность в сотрудничестве.
Отзыв лицензии в разгар паники на начальном этапе кризиса может привести к ее усилению, массовому изъятию депозитов, бегству от национальной валюты и оттоку капиталов. Кроме того, принятие решения о спасении одного банка и закрытии другого обязательно вызовет нарекания в предвзятости и дискриминации. Возможным решением проблемы может стать подход, основанный на изучении прошлой деятельности банка, когда кредитный институт, столкнувшийся с проблемами впервые, может быть спасен. Помощь можно предоставлять тем банкам, которые разработали жизнеспособные планы по спасению.
Слияния могут оказаться эффективным инструментом для улучшения работы банка, особенно в странах с повышенным уровнем сегментации рынка, что может быть отражением излишне фрагментированного банковского законодательства. Упрощение законодательства и отмена специальных правил ускорит добровольные слияния. С точки зрения рыночных перспектив повышение эффективности (экономия на масштабе) является важной предпосылкой удачного слияния.
Экономия может быть достигнута при объединении банков с разными конкурентными преимуществами. Однако гармонизация различных корпоративных культур, особенно при слиянии частного и государственного банков, банков из разных стран, преодоление технических проблем (разные управленческие процедуры, электронные системы) связаны с высокими издержками, которые должны быть покрыты выгодами от объединения.
Слияние может быть мотивировано необходимостью избежать закрытия банка. В этом случае возможно насильственное слияние, например, когда власти обязывают банк, принадлежащий государству, принять активы и обязательства проблемного частного или государственного банка. Такие слияния могут и ослабить более сильный банк.
Неэффективные государственные банки часто становятся причиной системных проблем в банковском секторе. Интересно, что во время кризиса в эти банки приходят вклады населения, так как предполагается их полная гарантия государством. Если проблемы возникают в таких банках, то стратегия реструктуризации порой включает приватизацию. Она может быть инициирована и как составная часть мероприятий по отмене привилегий государственных банков. Это позволит выровнять конкурентные позиции и улучшит деловую среду для всей банковской сферы.
2) Внутренние нормативы и лимиты банка как антикризисный инструментарий.
Данный инструментарий является традиционным, но время от времени с необходимостью его обновления или актуализации может встретиться каждый банк.
Внутренние нормативы банка — это локальный аналог обязательных нормативов, устанавливаемых для кредитных организаций Центральным банком. Индивидуальные нормативы каждый банк при необходимости или желании разрабатывает для себя, вводит в действие и контролирует их выполнение самостоятельно. Главное о них можно свести к следующим моментам:
а) внутрибанковские нормативы должны быть жестче обязательных нормативов, установленных Центральным Банком, поскольку банк не выполняющий нормативы регулятора, рассматриваемые как минимальные общественные требования к соответствующим параметрам деятельности КО, рискует слишком многим. В том числе штрафами и даже потерей лицензии.
Так в указании оперативного (ненормативного) характера ЦБ № 2-Т от 17.05.2005 г. «О совершении сделок со связанными с банком лицами и оценке рисков, возникающих при их совершении» банкам рекомендовано устанавливать норматив (лимит) сделок на каждого отдельного заемщика, относящегося к числу связанных с банком лиц, в размере до 3% от величины собственного капитала банка. В этом случае банк, учитывая рекомендательный характер письма № 2-Т, может предусмотреть в своих внутренних документах величину указанного лимита конкретной сделки в размере скажем, 4%. Банк может превысит и этот собственный лимит, но только с письменно оформленного одобрения надлежащим органом управления. Однако в любом случае следует иметь в виду. Что представители Банка России несоблюдение его рекомендации, будут учитывать как негативный фактор при оценке качества управления банком и как фактор, говорящий о его недостаточной финансовой устойчивости.
б) внутрибанковские обязательные нормативы могут распространяться на более широкий круг параметров деятельности банка. Банк может установить для себя и такие нормативы, которые Центральный Банк не применяет. Как писал один иностранный автор, « если вы до сих пор полагаетесь на лимиты, установленные ЦБ, это значит,что управление…риском осуществляется в вашем банке не на должном уровне »(Сталкер.К. Внутренние валютные риски- это сложнее, чем вы думаете// Вестник АРБ. 1997.№27.) Количественные значения таких «сверхплановых» нормативов ничем не лимитируется, и банк определяет их самостоятельно.
в) система внутрибанковских нормативов может и должна быть гибкой, подвижной, то есть регулярно пересматриваться и уточняться.
Внутрибанковские лимиты могут быть следующих видов:
Внутренние финансовые — предельные значения сумм операций, разрешенные:
- исполнительным органом банка (правлению, кредитному комитету и др.) и отдельно — их руководителям;
- подразделениям банка (филиалы) и отдельно — их руководителям;
- отдельным ответственным сотрудникам ( дилеры, кредитным работникам и др.)
Клиентские финансовые — предельные значения сумм, на которые банк (его руководители, подразделения и отдельные ответственные сотрудники) могут проводить операции:
- с предприятиями и организациями: разных отраслей и видов производства;
- разных стран и регионов;
- разных размеров и форм собственности и т д.;
- с разными банками и иными кредитными организациями;
- с разными категориями физических лиц;
- с использованием разных финансовых инструментов.
Базовыми для данной группы внутренних финансовых лимитов можно считать так называемые лимиты чувствительности к риску — величины неприемлемого риска, предельно допустимого риска, максимально приемлемого риска, которые каждый банк должен рассчитать для себя на базе соответствующих внутренних рейтингов контрагентов и различных видов инструментов.
Неприемлемый риск — величина убытков, приводящая к снижению показателя достаточности капитала банка (норматив H1) до критически низкого уровня, что грозит банку потерей лицензии; другой вариант — неприемлемая величина возможного убытка по любой отдельной операции банка.
Предельно допустимый риск — величина убытков, равная величине плановой квартальной прибыли банка.
Максимально приемлемый риск — величина убытков, равная величине плановой месячной прибыли банка.
Материальные — нормы расходов материальных ресурсов.
Банку необходимо использовать комплексный подход к установлению своих лимитов всех видов.
Заключение
Российская банковская система пока не в полной мере отвечает требованиям развивающейся экономики и нуждается в укреплении. Развитие экономики России сдерживается неразвитостью и неустойчивостью банковского сектора, а также его ограниченной способностью аккумулировать средства предприятий и населения, столь необходимые для кредитования инвестиций и обновления основных фондов материального производства.
Пренебрежение вопросами предотвращения банковских кризисов может привести к резкому ослаблению банковской системы, финансовой базы экономики и подрыву национальной безопасности страны.
Банковский кризис следует рассматривать как неизбежный побочный результат либерального финансового режима, типичного в течение последних 15-20 лет для все большего числа стран. Политика по предотвращению кризисов, базирующаяся на более сильной рыночной дисциплине и лучшем контроле за банками, безусловно уменьшит подспудные риски. Она будет также способствовать скорейшей идентификации растущих проблем в банковской системе с тем, чтобы своевременно прибегать к корректирующим мерам. Наконец, лучшая информированность, более сильные институты и более эффективные инструменты политики должны также помочь урегулированию кризисов.