Воспитатель всегда был одной из центральной фигурой в образовании. Необходимые изменения в образовании не могут произойти, если учителя не стремятся улучшить свою профессиональную деятельность. Время и усилия, которые требуются, чтобы новые идеи и новые способы образования вошли в практику, в большой степени зависят от готовности и способности воспитателей изменять свою деятельность, осваивая новшества и становясь совместными творцами новой практики.
Процесс инноваций в образовании в контексте реформы образования в стране получил распространение.
Инновационная деятельность в педагогической науке понимается как целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения качественно иной педагогической практики. Экспериментальная работа — основная форма нововведения. Нельзя забывать, что неотъемлемой чертой инновационной педагогической деятельности является также то, что она основана на личностном подходе и ставит своей целью разработку индивидуальной программы развития личности. Постановка цели осуществляется только на основании диагностики личностного развития ребенка. Еще одна характеристика инновационной педагогической деятельности — наличие доминирующей, выражающей ценностные ориентации как отдельных учителей, так и всего педагогического коллектива. Причем внутренние мотивы (ориентация на процесс и результат) являются более значимыми. Если педагогу, работающему в традиционной системе, достаточно владеть педагогической техникой, т.е. системой обучающих умений, позволяющих ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на профессиональном уровне и добиваться более или менее успешного обучения, то для перехода в инновационный режим определяющей является готовность педагога к инновациям.
Эта тема актуальна, поскольку кардинальные изменения во всех сферах общественной жизни, успехи науки и культуры, новые потребности в сфере педагогической деятельности привели к необходимости модернизации системы образования. Один из возможных способов дальнейшего развития этой области — инновации. Современное противоречивое развитие общества требует переосмысления роли и места модернизации в системе образования и внедрения инновационных подходов.
Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности
... деятельности и честь профессии. Одна из его основ устанавливает правила, определяющие отношение учителя к себе, своей работе, учебным и студенческим коллективам. Для педагогической морали характерны отношения, способствующие развитию ... методам. Категории педагогической этики Категориями современной педагогической этики являются: педагогическая справедливость; педагогический профессиональный долг; ...
В данном реферате были поставленные следующие цели и задачи:
Цель – описать понятие «инновационная деятельность в дошкольном учреждении»
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
Определить понятие «инновация»
Определить мотивы для инновационной деятельности педагога
Факторы участия педагога в новаторской деятельности
I Что такое инновация
Инновация (нововведение) — в социально-психологическом аспекте —создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике.
Словарь С.И. Ожегова дает следующее определение новому: новое — впервые созданное или реализованное, появившееся или возникшее недавно, вместо предыдущего, заново открытое, связанное с ближайшим прошлым или настоящим, недостаточно знакомое, малоизвестное. Следует отметить, что толкование термина ничего не говорит о прогрессивности, эффективности нового.[7].
В Законе РК «О Науке» дается следующее определение инновационной деятельности: «Инновационная деятельность — деятельность, направленная на внедрение новых идей, научных знаний, технологий и видов продукции в различные области производства и сферы управления обществом, результаты которой используются для экономического роста и конкурентоспособности»
Нововведения не возникают сами по себе, они являются результатом научных исследований, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.
Термин «инновация» в переводе с латыни означает «обновление, нововведение или изменение“. Это понятие впервые появилось в исследованиях в 19 веке и означало внедрение некоторых элементов одной культуры в другую. В начале двадцатого века возникла новая область знаний, инновация — наука об инновациях, в рамках которой начали изучать закономерности технических инноваций в сфере материального производства. Процессы педагогических инноваций стали предметом углубленного изучения на Западе с 1950-х годов и в последние двадцать лет в нашей стране.
Применительно к педагогическому процессу новаторство означает внесение чего-то нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, в организацию совместной деятельности воспитателя и ребенка.
Современное понятие «образование» связано с толкованием таких терминов, как «обучение», «образование», «образование», «развитие”. Однако до того, как слово «образование» стало ассоциироваться с просветлением, оно имело более широкое значение. Значение термина «образование» в словаре можно рассматривать как существительное от глагола «обучать» в смысле: «создавать», «формировать» или «развивать» что-то новое. Создавать новое – это и есть инновация.
О нововведениях в казахстанской системе образования заговорили с 90-х годов ХХ века. Именно в это время в педагогике проблема новаторства и, как следствие, его концептуального обеспечения стала предметом специального исследования. Термины «инновации в образовании» и «педагогические инновации», используемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики.
Педагогическая инновация — это нововведение в педагогической деятельности, изменение содержания и технологии обучения и воспитания с целью повышения его эффективности. Следовательно, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и в организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств. В научной литературе различают понятия “новация“ и “инновация“.
Управленческие инновации в деятельности организации
... процесса внедрения управленческих инноваций; Определить эффективность внедрения инноваций; Основное внимание в исследовании уделяется управленческим нововведениям в деятельности руководителя коммерческого предприятия. Объектом исследования являются управленческие и связанные с ними социально-экономические отношения, складывающиеся в процессе внедрения управленческих нововведений в деятельность ...
Новация – это именно средство (новый метод, методика, технология, программа и т.п.).
А инновация – это процесс освоения этого средства. Нововведение результат инновации, а инновационный процесс рассматривается как развитие трёх основных этапов: генерирование идеи (в определённом случае – научное открытие), разработка идеи в прикладном аспекте и реализация нововведения в практике. В этой связи инновационный процесс можно рассматривать как процесс доведения научной идеи до стадии практического использования и осуществления связанных с этим изменений в социально-педагогической среде. Деятельность, которая обеспечивает преобразование идей в инновации и формирует систему управления этим процессом, является инновационной деятельностью.
Есть еще одна особенность этапов развития инновационного процесса. В ней выделяют следующие действия: определение потребности в изменениях; сбор информации и анализ ситуации; предварительный выбор или самостоятельная разработка нововведения; принятие решения о внедрении (освоении); собственно само внедрение, включая пробное использование новшества; институализация или длительное использование новшества, в процессе которого оно становится элементом повседневной практики.[8].
Совокупность всех этих этапов образует единичный инновационный цикл. Образовательные инновации считаются инновациями, специально разработанными, разработанными или открытыми случайно в результате педагогической инициативы. Содержание нововведения может быть: научно-теоретическое знание определенной новинки, новые эффективные образовательные технологии, реализованные в виде технологического описания, проект эффективного инновационного педагогического опыта, готовый к реализации. Инновации — это новые качественные состояния образовательного процесса, которые формируются при практическом применении результатов педагогических и психологических наук, при использовании передового педагогического опыта. Инновации разрабатывают и внедряют не органы государственной власти, а сотрудники и организации системы образования и науки. В зависимости от критерия, по которому они делятся, бывают разные типы нововведений. Основная закономерность дизайна инноваций: чем выше степень инновационности, тем выше требования к научно обоснованному управлению инновационным процессом.
В развивающихся образовательных системах Казахстана инновационные процессы реализуются по следующим направлениям: формирование нового содержания образования, разработка и внедрение новых педагогических технологий, создание новых типов учебных заведений. Кроме того, профессорско-преподавательский состав некоторых казахстанских учебных заведений занимается практическим внедрением инноваций, которые уже вошли в историю педагогического мышления. Например, альтернативных образовательных систем начала ХХ века М. Монтессори, Р. Штайнера, и т.д.
Проектная деятельность в детском образовательном учреждении
... учреждений, новые образовательные программы, обеспечивающие вариативность учебно-воспитательного процесса, ориентированные на индивидуальность ребенка и потребности его семьи. Поиск новых форм работы привел к широкому использованию метода проектной деятельности в практике дошкольного ...
Новое может выступать в разных формах:
1)принципиально неизвестное новшество (абсолютная новизна);
2) условная (относительная) новизна;
3)«оригинальничанье» (не лучше, но по-другому);
4) изобретательские мелочи.
Типы нововведений также группируются по следующим основаниям.
а) По влиянию на учебно-воспитательный процесс: в содержании образования; в формах, методах воспитательно-образовательного процесса; в управлении ДОУ.
б) По масштабам (объему) преобразований: частные, единичные, не связанные между собой; модульные (комплекс частных, связанных между собой); системные (относящиеся ко всему дошкольному учреждению).
в) По инновационному потенциалу: усовершенствование, рационализация, видоизменение того, что имеет аналогили прототип (модификационные нововведения); новое конструктивное соединение элементов существующих методик, которые в новом сочетании ранее не применялись (комбинаторные нововведения); радикальные инновации.
г) По отношению к предшествующему: новшество вводится вместо конкретного, устаревшего средства (заменяющее новшество); прекращение использования формы работы, отмена программы, технологии (отменяющее нововведение); освоение нового вида услуг, новой программы, технологии (открывающее нововведение); ретровведение — освоение нового в данный момент, для коллектива детского сада, но когда-то уже использовавшегося в системе дошкольного воспитания и образования.
1) неожиданное событие (успех или провал, как толчок к развитию или расширению деятельности или к постановке проблемы);
2) различные несоответствия (между истинными мотивами поведения детей, их запросами и желаниями и практическими действиями педагога);
3) потребности педагогического процесса (слабые места в методике, поиск новых идей);
4) появление новых образовательных моделей;
5) демографический фактор;
6) изменения в ценностях и установках детей (изменение отношения детей к образованию, к значимым ценностям влечёт за собой поиск новых форм общения и профессионального поведения);
7) новые знания (новые концепции, подходы к образованию, конкретные методики и технологии).
8) Отличительные черты инновационной деятельности педагога:
9) новизна в постановке целей и задач;
10) глубокая содержательность;
11) оригинальность применения ранее известных и использование новых методов решения педагогических задач;
12) разработка новых концепций, содержания деятельности, педагогических технологий на основе гуманизации и индивидуализации образовательного процесса;
13) способность сознательно изменять и развивать себя, вносит вклад в профессию.
II Органиация инновационной деятельности
Целью инновационной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях является повышение способности педагогической системы детского сада добиваться качественно более высоких образовательных результатов. Новые образовательные программы призваны обеспечить вариативность образовательного и образовательного процесса с акцентом на индивидуальность ребенка и потребности его / ее семьи.
Внедрение нововведений в работу дошкольного образовательного учреждения требует изменений и дополнений в организации методической службы. Особое значение имеет профессиональная компетентность, основанная на личном и профессиональном развитии учителей и администрации.
Информационные технологии в управлении образовательной организации» ...
... самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средство».[1] В законе «Об образовании Российской Федерации» «под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и ...
Задача руководителя дошкольного учреждения – создание мотивационных условий вхождения коллектива в инновационную деятельность, учет индивидуальных качеств участников инновационного процесса, их профессионального уровня, психологической готовности к новым видам деятельности, к дополнительной педагогической нагрузке.
Рассмотрим организационные моменты:
- Создание структурных единиц — творческих групп учителей по проблемам.
- Использование активных форм методической работы с педагогическим коллективом (семинары-практикумы, деловые игры, педагогические гостиные, моделирование и анализ проблемных ситуаций).
- Разработка программ профессионального роста учителей с учетом индивидуально-дифференцированного подхода к каждому педагогу для повышения профессионально-методической компетентности.
- Информационно-методическое обеспечение инновационной деятельности дошкольной организации.
- Создание базы данных по передовому педагогическому опыту, касающегося темы нововведения и приоритетного направления ДОУ.
- Обеспечить учителей, работающих над внедрением новых программ и технологий, дифференцированным справочно-информационным материалом.
- Создание видеотеки методических материалов, открытых занятий, выставок по темам проектов и т.д.
Основными формами работы с детьми и родителями являются: игровые сеансы (индивидуальные и групповые); индивидуальные развивающие занятия; консультации, семинары-практикумы, тренинги, деловые игры, родительские собрания; выставки (игровых пособий, литературы); праздники, развлечения, открытые просмотры.
Контрольные показатели развития ребенка учитывают:
1. Сенсорное развитие
2. Развитие движений
3. Развитие речи
4. Музыкальное развитие.
5. Процесс адаптации каждого ребенка в микроклимате группы (для наблюдений за изменением поведения, настроения, активности, коммуникативности воспитанника заполняется карта)
Некоторые направления инноваций в ДОУ:
- Разработка программного обеспечения и методическое обеспечение инновационных процессов: Программа развития дошкольного образовательного учреждения, бизнес-план, образовательная программа, годовой план.
- Разработка и внедрение в практику инновационных коллективных и индивидуальных педагогических проектов.
- Внедрение новых форм дифференциации специального образования: временная логопедическая группа, языковой центр.
- Создание сети дополнительных бесплатных образовательных и оздоровительных услуг воспитанникам ДОУ: кружки, студии, секции и др.
– Расширение спектра образовательных услуг для детей, не посещающих ДОУ: платные образовательные услуги, группы кратковременного пребывания для детей раннего возраста (адаптационные, коррекционно-развивающие), группа предшкольной подготовки для старших дошкольников.
– Создание консультативного пункта для родителей (законных представителей) и детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в условиях семьи для обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), поддержка всестороннего развития личности детей, не посещающих ДОУ.
Особенности игровой деятельности детей дошкольного возраста с ...
... изучить особенности развития ролевой игры у старших дошкольников с умственной отсталостью. Задачи исследования: Выбрать методику изучения игровой деятельности детей дошкольного возраста с ограниченными интеллектуальными возможностями и детей с нормальным интеллектуальным развитием. Выявить особенности игровой деятельности детей ...
- Внедрение инновационных подходов к физкультурно-оздоровительной работе ДОУ (оздоровительно-игрового, динамического «часа», «часа» двигательного творчества).
- Социальные технологии гармонизации детско-родительских отношений.
- Научно-методические продукты инновационной деятельности – публикации методических пособий и разработок, размещение материалов педагогов на сайтах сети Интернет;
- участие в виртуальных проблемных семинарах, научно-практических конференциях, Интернет-сообществах, форумах, педсоветах.
- Работа творческой и проблемной групп, проведение мастер-классов.
– Информатизация образовательного процесса: организация работы сайта ДОУ, использование потенциала медиаобразовательных средств для презентации продуктов проектно-исследовательской деятельности, составление баз данных, работа с Интернет-ресурсами, разработка диагностического инструментария и др.
- Переход к финансовой самостоятельности учреждения, привлечение внебюджетных средств, организация платных образовательных услуг.
Примеры инновационной деятельности в ДОУ: метод игрового моделирования при взаимодействии педагога и родителей; совершенствование мастерства педагогов; поиск новых подходов в работе с детьми и их родителями; мониторинг развития каждого ребенка; учет особенностей ребенка, индивидуализация развития личностных качеств; внедрение в воспитательно-образовательный процесс здоровьесберегающих технологий; формирование основ безопасной жизнедеятельности; организация экологического образования дошкольников; оптимизация взаимодействия с семьей (мониторинг семей по вопросам воспитания и развития детей, “круглые столы”, совместные досуги и развлечения, выпуск газеты, создание мини-библиотеки, создание семейного клуба); создание «Предметно-развивающего пространства детского сада»
«Предметно-развивающего пространства детского сада» включает следующие компоненты:
- пространство интеллектуального, социального, эстетического развития – игровые уголки в группах, музыкальный зал с набором инструментов и аудиоаппаратуры;
- театральный зал, видеозал с набором образовательных видеокассет.
- пространство физического развития – центры здоровья в группах, физкультурный зал, спортивная площадка;
— – пространство экологического развития: зимний сад с коллекцией растений различных климатических зон, экологическая мини-лаборатория, живой уголок, уголки природы в группах, а также территория детского сада с уголком леса, сада, огородом, цветниками.
В отношении ДОУ употребляется понятие комбинаторных инноваций, так как возможности ДОУ определяются его потенциалом и характеризуются следующими критериями: квалификационным составом коллектива педагогов; наличием и прогрессивностью учебного оборудования; наличием современной информационной базы; наличием собственных методических разработок.
Основными элементами инновационного потенциала дошкольного учреждения являются: материально-технические ресурсы; финансовые ресурсы; интеллектуальные ресурсы; социально-психологические факторы и т. д.
Особенности игровой деятельности детей дошкольников с ЗПР
... ХРБ определяется рядом психофизиологических и личностных характеристик ребенка. Игровая деятельность ребенка с ЗПР может отличаться рядом дезадаптивных ... за ребенком и используется им постоянно. Игра дошкольников с БП характеризуется содержательным построением, игровое поведение ... Дидактические игры могут служить как для развития познавательной деятельности, так и для формирования собственной игры, ...
Показатели инновационного потенциала детского сада:
1)научно-технический потенциал (численность сотрудников, имеющих высшие разряды и категории, а также количество предложений по совершенствованию педагогического процесса на одного сотрудника);
2) инновационность управляющей системы в ДОУ (формы стимулирования, участие высшего руководства, уровень свободы, предоставляемой участникам инновационной деятельности).
Несмотря на то, что инновационная деятельность педагогов оказывает положительное влияние на развитие дошкольного образования в целом, и со всей очевидностью заметны позитивные изменения и инициативы, которые приводят к достижению современного качества образования детей в каждом дошкольном учреждении, анализ экспериментальной практики показывает, что остается нерешенными ряд проблем: проблема воспроизводства инноваций в условиях взаимодействия педагогов ДОУ; проблема изменения, оптимизации новшеств, способность вовремя избавляться от устаревшего, нецелесообразного; приспособление новшеств к конкретным условиям с учетом специфики и возможностей ДОУ; поддержка педагогической инициативы, ее продвижение.
Перспективные направления работы:
- организация сетевого взаимодействие инновационных ДОУ, экспериментальных площадок и педагогов-исследователей, объединенных близостью инновационной проблематики.
– участие ДОУ и отдельных педагогов, успешно реализовавших свои экспериментальные программы, в научно-практических конференциях, конкурсах, выпуске методических пособий, научных статей, в том числе, используя возможности электронных ресурсов для организации распространения инновационного опыта
- создание банка данных по приоритетным направлениям инновационной деятельности в ДОУ, деятельности педагогов-новаторов, их теоретических и методических разработок с использованием возможностей ИКТ
- мониторинг процесса становления профессиональной компетентности, инновационного потенциала педагогов (в течение года, отв.
– зам. зав. ДОУ)
III Классификации педагогических технологий
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Принципиальным аспектом педагогической технологии является позиция ребенка в учебно-воспитательном процессе, отношение взрослых к ребенку. Взрослый в общении с детьми придерживается позиции: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель – содействовать становлению ребенка как личности.
Технология – это разнообразие приемов, применяемых в каком-либо деле. Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно – методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).
Основные требования (критерии) педагогической технологии: Концептуальность. Системность. Управляемость. Эффективность. Воспроизводимость.
Концептуальность — опора на определенную научную концепцию, включая философскую, психологическую, дидактическую и социально-педагогическую логику для достижения образовательных целей.
Реферат основы деятельности
... повседневной жизнью. Это помогает понять, как и где права ребенка могут быть реализованы в обществе. Оборудование: портрет Президента ... РК, кластеры, фломастеры. Эпиграф: Ради детей, ради степей, Ради родной земли своей, Живя в ... и скажите, что обозначает зеленый цвет на карте? (Ответы детей.) Леса - народное богатство России. Они дают человеку чистый ...
Согласованность — технология должна обладать всеми характеристиками системы: — логикой процесса, — взаимосвязью его частей, — целостностью.
Управляемость: способность устанавливать диагностические цели, планировать, разрабатывать процесс обучения, пошаговую диагностику, изменять средства и методы для исправления результатов.
Эффективность: современные педагогические технологии, существующие в определенных условиях, должны быть эффективными с точки зрения результатов и оптимальными с точки зрения затрат, чтобы обеспечить достижение определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т.е. технология должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей.
Структура образовательной технологии состоит из трех частей:
Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
Содержательная часть состоит из общих и частных целей, а также содержания учебного материала.
Процедурная часть — это совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы учителя, деятельности учителя в управлении процессом усвоения материала, диагностики учебного процесса.
Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий.
К числу современных образовательных технологий можно отнести: здоровьесберегающие технологии; технологии проектной деятельности; технология исследовательской деятельности; информационно-коммуникационные технологии; личностно-ориентированные технологии; технология портфолио дошкольника и воспитателя; игровая технология; технология «ТРИЗ» и др.
Рассмотрим их более подробно. Здоровьесберегающие технологии.
Цель — предоставить ребенку возможность сохранить здоровье, обучить знаниям, навыкам и умениям, необходимым для здорового образа жизни.
Задачи: сохранить здоровье детей; создать условия для их своевременного и полноценного психического развития; обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.
Педагогические технологии спасения включают в себя все аспекты влияния педагога на здоровье ребенка на разных уровнях: информационном, психологическом, биоэнергетическом.
В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит: от типа дошкольного учреждения, от продолжительности пребывания в нем детей, от программы, по которой работают педагоги; конкретных условий ДОУ; профессиональной компетентности педагога; показателей здоровья детей.
Выделяют (применительно к ДОУ) следующую классификацию здоровьесберегающих технологий:
1) Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании – технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровье сберегающей среды в ДОУ.
«Мотивация и счастье в технологиях»
... предстоит поразмышлять на тему « Мотивация и счастье в технологиях: что бы я хотел ... выстроен учителем урок. Поскольку для каждого ребенка и подростка урок на доске ... и демонстрации ее результатов — написания эссе, для творческих поделок, подготовки презентаций, разработки ... изменить в школе, чтобы было больше мотивированных и счастливых учеников.». Я частично согласен с этим ...
2) Физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.).
3) Обеспечения социально-психологического благополучия ребенка технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника. Основная задача этих технологий — обеспечить эмоциональный комфорт и положительное психологическое благополучие ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и в семье. К ним относятся: технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого –педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ.
4) Здоровьесбережения и здоровье – обогащения педагогов (направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни; сохранения и стимулирования здоровья (технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др.), ритмопластика, динамические паузы, релаксация).
5)Образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного воспитания и обучения).
6) Обучения здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, система занятий из серии «Уроки футбола», проблемно-игровые (игротренинги, игротерапия), самомассаж); коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.)
7)К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды, под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.
Технологии проектной деятельности
Цель: Развитие и обогащение социального и личностного опыта через включение детей в сферу межличностного взаимодействия.
Классификация учебных проектов: «игровые»— детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения); «экскурсионные»,направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью; «повествовательные», при разработке которых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной, вокальной художественной (картина), музыкальной (игра на рояле) формах; «конструктивные»,нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.
Типы проектов:
- по доминирующему методу: исследовательские;
- информационные;
- творческие;
- игровые;
- приключенческие;
- практико-ориентированные.
- по характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и его культурные ценности.
- по характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.
- по характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект).
- по количеству участников: индивидуальный, парный, групповой, фронтальный.
- по продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный.
Технология исследовательской деятельности.
Целью исследовательской деятельности в детском саду является обучение у дошкольников основным ключевым компетенциям, способностям по типу исследовательского мышления.
Применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач).
Поэтому при организации работы над творческим проектом ученикам предлагается проблемная задача, которую можно решить, исследуя что-то или проводя эксперименты.
Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности: – эвристические беседы; – постановка и решение вопросов проблемного характера; – наблюдения; – моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе); – опыты; – фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности; – «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы; – подражание голосам и звукам природы; – использование художественного слова; – дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
- трудовые поручения, действия.
Содержание познавательно-исследовательской деятельности: – Опыты (экспериментирование) – Коллекционирование (классификационная работа).
– Путешествие по карте. – Путешествие по «реке времени».
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).
Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи: идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ, сформировать основы информационной культуры его личности, повысить свой профессиональный уровень и компетентность родителей.
Решение этих задач невозможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте компьютеризации.
Требования к компьютерным программам ДОУ: Исследовательский характер. Легкость для самостоятельных занятий детей. Развитие широкого спектра навыков и представлений. Возрастное соответствие. Занимательность.
Классификация программ: Развитие воображения, мышления, памяти. Говорящие словари иностранных языков. Простейшие графические редакторы. Игры-путешествия. Обучение чтению, математике Использование мультимедийных презентаций.
Преимущества компьютера:
- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
- – несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
- – движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
- – обладает стимулом познавательной активности детей;
- – предоставляет возможность индивидуализации обучения;
- – в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
- – позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
Ошибки в использовании информационных и коммуникационных технологий: Недостаточная методическая подготовка учителя. Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях. Бесплановость, случайность применения ИКТ. Перегруженность занятия демонстрацией.
ИКТ в работе современного педагога:
1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).
2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знание сценариев праздников и других событий.
3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов Казахстана и зарубежья.
4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
Рассмотрим подробнее личностно-ориентированные технологии. Данные ехнологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов. Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ. Однако, сегодняшняя ситуация в дошкольных учреждениях не всегда позволяет говорить о том, что педагоги полностью приступили к реализации идей личностно-ориентированных технологий, именно предоставление возможности детям для самореализации в игре, режим жизни перегружен различными занятиями, на игру остается мало времени.
В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются: гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения. Данную технологию хорошо реализовать в новых дошкольных учреждениях, где имеются комнаты психологической разгрузки – это мягкая мебель, много растений, украшающих помещение, игрушки, способствующие индивидуальным играм, оборудование для индивидуальных занятий. Музыкальный и физкультурный залы, кабинеты долечивания (после болезни), помещение по экологическому развитию дошкольника и продуктивной деятельности, где дети могут выбрать себе занятие по интересу. Все это способствует всестороннему уважению и любви к ребенку, веру в творческие силы, здесь нет принуждения. Как правило, в подобных дошкольных учреждениях дети спокойны, уступчивы, не конфликтны.
Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.
Технология портфолио дошкольника
Портфолио— это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.
Существует ряд функций портфолио: диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени), содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ), рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.
Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией. Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника.
Технология «Портфолио педагога»
Современное образование нуждается в новом типе педагога: творчески думающим, владеющим современными технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат.
У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога. Таким досье может стать портфолио педагога. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной), и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога. Портфолио позволит самому педагогу проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, достижения, обеспечит мониторинг его профессионального роста.
Рассмотрим игровую технологию. Она строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно: игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов – забота каждого воспитателя. Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным
Технология «ТРИЗ»
ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая создана ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером. Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека.
Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.
Основная задача использования ТРИЗ – технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.
Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит форсировать внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных положений на простейших примерах. Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения, встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий, он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы.
Разработана схема с применением метода выявления противоречий:
Первый этап – определение положительных и отрицательных свойств качества какого-либо предмета или явления, не вызывающих стойких ассоциаций у детей.
Второй этап – определение положительных и отрицательных свойств предмета или явления в целом. Лишь после того, как ребенок поймет, чего от него хотят взрослые, следует переходить к рассмотрению предметов и явлений, вызывающих стойкие ассоциации.
Заключение
Новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе. Введение инновационных проектов в дошкольных учреждениях помогает воспитывать и обучать воспитанников в духе времени. Помогает подготовить ребят к дальнейшим трудностям связанных с их образовательным уровнем каждый педагог должен идти в ногу со временем, чтобы не отстать от своих воспитанников. Именно поэтому он должен находиться в постоянном поиске новых и интересных способов обучения
Список использованных источников
[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/deyatelnost-pedagogov-kazahstana/
1.Бузаубакова К.Ж. Формирование инновационной подготовки учителя. – Алматы: Писатель, 2010.
2.Батколина В.В. Теории и технологии дошкольного образования [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Батколина В.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Российский новый университет, 2012.— 80 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21320
3.Беликова Е.В. Теория и методика воспитания [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Беликова Е.В., Битаева О.И., Елисеева Л.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Научная книга, 2012.— 159 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/6346
4.Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2005. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. — М.: ТЦ Сфера, 2003. Волобуева В.Я., Газина О.М., Фокина В.Г. Организация работы методиста детского сада. — М.: АПО, 1994 Источник: ForPsy.ru
5.Концепция развития образования Республики Казахстан на 2016-2019 гг. – А., 2016.
6.Обращение к народу Казахстана «Стратегия« Казахстан-2050 »: новый политический курс сложившегося государства». – Астана, Акорда. – 2012.
8. Ожегов, С.И. Словарь русского языка/ С.И. Ожегов. – М.: 1978. –с.381.
9. Рапацевич, Е.С. Педагогика. Большая современная энциклопедия/Е.С. Рапацевич.- Минск: Современное слово. – 2005–с.
10. Типичная учебная программа для дошкольного образования и обучения. – А., 2016
11.Управление дошкольным образованием : учебник и практикум для академического бакалавриата / И. И. Бойцова [и др.] ; под ред. Н. А. Виноградовой, Н. В. Микляевой. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 394 с. — (Бакалавр. Академический курс).
— ISBN 978-5-534-00791-6 — Режим доступа: https://www.biblio-online.ru/book/D123BDED-EE4E-4912-B86E-CA06CF38A5DC