Сущность логистики и ее роль в организации деятельности предприятия

Курсовая работа
Содержание скрыть

Термин «дистрибуция», используемый в названии изучаемой функциональной области логистики, имеет широкое применение, как в науке, так и на практике. В Толковом словаре современного русского языка говорится, что раздавать — значит делить что-то между кем-то, давать каждому определенную долю. Например, распределяют полученную сумму дохода между предприятием, государством и различными фондами; распределяют полученную сумму прибыли между членами акционерного общества.

В экономике распределение — это этап в процессе воспроизводства: сначала вы должны производить материальные блага, а затем распределять их, то есть определять долю каждого производителя в создаваемом богатстве.

В логистике под распределением понимается физическое, материальное, материальное содержание этого процесса. Также рассматриваются модели, связанные с распределением прав собственности, но не являются основным предметом исследования и оптимизации. Основным объектом исследования в распределительной логистике является рационализация процесса физического распределения имеющихся запасов материалов. Как упаковать продукцию, по какому маршруту отправлять, если нужна сеть складов, если нужны посредники — это грубые задачи, которые решает распределительная логистика.

Актуальность данной работы обусловлена развитием международных торговых связей предприятий РФ. Создание устойчивой, гибкой и эффективной структуры продвижения продукции от покупателя к поставщику при осуществлении внешнеэкономической деятельности — одна из важнейших (и в тоже время самых сложных) задач предприятия, осуществляющего международную торговлю.

Цель работы — рассмотреть организацию распределительной логистики.

В соответствии с поставленной целью рассмотрим следующие задачи:

  • изучение теоретических основ распределительной логистики;
  • изучение задач распределительной логистики в процессе организации товародвижения;
  • изучение современного состояния канала распределения в России.

Объектом исследования является логистика.

Предметом исследования является распределительная логистики.

Для решения поставленных в работе задач использовались следующие методы исследования: статистика, логический анализ, графическое представление данных в виде таблиц.

11 стр., 5274 слов

Отчет по практике операционная деятельность в логистике

... структура официально выражена в штатном расписании, по сути, обеспечивает согласованность отдельных видов деятельности и усилий подразделений по выполнению основных задач и задач. Организационное воздействие основано ... систем и их конкурентоспособность. Я проходила практику в ООО «Сибирячка». Стажировка проходила в отделе логистики под непосредственным руководством руководителя отдела. Глава ...

В качестве теоретической базы использовались труды российских ученых: А.М. Гаджинского, Б.А. Аникина и других.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретическая основа распределительной логистики

1 Понятие и функции распределения

Поставщик и потребитель товаров — это две микрологистические системы, связанные между собой логистическим или распределительным каналом.

Канал распространения — это совокупность организаций или лиц, которые нанимают или помогают передать право собственности на конкретный продукт или услугу другому на пути от производителя к потребителю. Логистический канал — это упорядоченный набор различных посредников, которые осуществляют поток материала от конкретного производителя к потребителю.

Использование каналов сбыта дает производителю некоторые преимущества, так как гарантирует, что продукты продаются наиболее эффективным образом, позволяет доставлять продукты на целевые рынки и экономить на расходах на сбыт.

Организации или лица, составляющие канал, выполняют ряд функций. В период заключения сделок — сбор информации, необходимой для обеспечения движения товаров по каналу, принимая на себя риски, связанные с работой канала. В период завершения сделок — организация товародвижения (транспортировка и складирование), изыскание и использование финансовых средств для обеспечения движения товаров по каналу, принятие на себя рисков, связанных с функционированием канала. [1]

Сам процесс распределения осуществляется путем выполнения следующих видов работ: обработка заказов, хранение и складирование продукции, транспортировка товаров к местам потребления.

Обработка заказа включает: получение заказа от потребителя, отправку информации о заказе в соответствующие отделы предприятия, принятие решения о производстве продукции. Если товары, необходимые потребителю, есть на складе, они отгружаются. Если товаров на складе нет, отправляется заказ на их изготовление в производство.

Складирование. После завершения производственного процесса компания вынуждена хранить товар до отгрузки. Это связано с тем, что циклы производства и потребления редко совпадают.

Предприятие может выбрать разные формы хранения готовой продукции:

  • часть товара может храниться на складе предприятия, часть — на складах в районах потребления продукции;
  • вся изготовленная продукция может храниться на складах предприятия;
  • предприятие может арендовать место на складах общественного пользования;
  • для хранения товаров могут использоваться склады длительного хранения или транзитные склады.

Поддержание товарно-материальных запасов. Для бесперебойного снабжения потребителя необходимыми ему товарами производитель создает запасы товарно-материальных ценностей, которые хранятся на складах предприятия или в зонах потребления. Резервы поддерживаются на уровне, предусмотренном специальным постановлением.

Завершающим этапом процесса реализации является транспортировка товара к месту потребления и доставка его потребителю на предусмотренных договором (контрактом) условиях.

Ниже приведена схема, отражающая процесс построения структуры каналов распределения (рисунок 1).

5 стр., 2005 слов

Управление логистическими затратами предприятия диплом

... Логистическая система - это совокупность взаимосвязанных структурных единиц, занимающихся управлением запасами, закупками, транспортировкой, складированием, упаковкой, обработкой товаров, таможенным оформлением и распределением товаров среди потребителей. Логистика рассматривает проблему управления ... готовой продукции, а также связанной с ними информации о поставке товаров ... и предприятиях. Кроме ...

Рис. 1. Процесс формирования системы каналов распределения оптовой компании как части единой логистической сети

Как видно из приведенной схемы, при построении системы каналов сбыта предприятия оптовой торговли должны учитывать такие особенности своего бизнеса, как характеристики своей фирмы, товара, целевых конечных потребителей, а также уже существующих конкурентов

2 Сущность и функции распределительной логистики

Чтобы соответствовать требованиям заказчика по качеству, своевременности доставки и ценам, вся деятельность компании должна быть скоординирована и ориентирована на потребителя.

Готовые к употреблению продукты должны быть доставлены вовремя, с минимальными затратами и без ущерба для качества, в запрошенном количестве в сроки, согласованные с теми потребителями, которые запросили их. Функциональная область логистики, относящаяся конкретно к распределению продуктов, называется распределительной логистикой.

Границы распределения в отечественной экономической науке впервые очертила М.Е. Залманова, предложив под распределением понимать упаковку продукции; экспедирование: управление сбытом; хранение на складе готовой продукции поставщика; складское хозяйство для готовой продукции; транспортировку до склада — транспортное хозяйство для перевозок готовой продукции.

Дистрибьюторская логистика — это комплекс стратегических, организационных, финансовых и других мер, тесно связанных друг с другом в гибкую систему управления материальными, информационными, финансовыми и другими потоками в непроизводственный период.

Несмотря на то что в последние 10-15 лет на Западе в связи с бурным прогрессом логистики несколько сместились и «размылись» границы между сбытом, маркетингом и логистикой, а распределительные функции все больше отождествляют с маркетинговыми и логистическими, в зарубежной литературе в настоящее время все еще нет четкого разграничения целей и функций сбыта (распределения) и маркетинга. Большинство авторов считают, что функции распределения являются частью маркетинга бизнеса. В то же время ряд отечественных исследователей считает, что основным отличием распределительной деятельности от маркетинговой является наличие для сбыта (распределения) установившейся товаропроводящей сети и хозяйственных связей по поставкам (продаже) готовой продукции потребителям. Для маркетинга же характерно увеличение объемов продаж путем освоения новых сегментов рынков или расширения имеющихся за счет изменения ассортимента готовой продукции, улучшения политики продвижения товаров и т. п.

В отличие от того, что понимается под распределением продукции в административно-командной системе (т. е. предоставление права собственности на распределяемый товар), в логистике это физическая доставка товара потребителю.

При этом, как правило, розничный процесс в логистике не рассматривается, поскольку эффективность процесса зависит в основном от факторов, не связанных с логистикой.

Общая единая операция «физического распределения» состоит из элементарных операций, которые в свою очередь могут быть объединены в комплексные (групповые) операции.

Для практического осуществления операций по физическому распределению продукции могут быть задействованы как соответствующие подразделения компании-производителя, занимающиеся продажами, так и специализированные компании-посредники, занимающиеся реализацией определенных физических операций. По причинам организационного и операционного удобства эти компании чаще выполняют некоторые из указанных выше функций.

27 стр., 13081 слов

Оценка и выбор стратегии распределения

... теоретических аспектов распределения продукции; 2. Анализ организации стратегии распределения ОАО «Нива»; 3. разработка стратегии совершенствования стратегии распределения. 1.1. Сущность сбытовой деятельности предприятия и её значение в условиях рыночной экономики Большинство товаров потребляются вне ...

В соответствии с этим под физическим распределением понимается деятельность по планированию, организации и контролю физического перемещения материалов и готовой продукции от места происхождения к местам использования с целью удовлетворения потребностей клиентов и получения прибыли.

Таким образом, если под логистикой понимать науку об yпpaвлении экономическими потоковыми системами, а под распределением — совокупность коммерческого, канального и физического распределения готовой продукции и услуг, то распределительная логистика — это процесс управления коммерческим, канальным и физическим распределением готовой продукции и услуг с целью удовлетворения спроса потребителей и извлечения прибыли.

Распределительная логистика базируется на следующих принципах:

  • Координация всех процессов товарооборота, от первоначальных операций производителя товаров до обслуживания потребителя.
  • Интеграция всех функций управления процессами распределения готовой продукции и услуг, от определения целей до контроля.
  • Адаптация коммерческого, канального и физического распределения к меняющимся потребностям рынка и, главным образом, к потребностям клиентов.
  • Последовательность как управление дистрибуцией в ее целостности и взаимозависимости всех элементов торговой деятельности.
  • Комплексность, т.

е. решение совокупности проблем, связанных с удовлетворением платежеспособного спроса покупателей.

  • Оптимальность как во взаимоотношениях между частями системы, так и в способах ее работы.
  • Рациональность как в организационной структуре, так и в организации управления.

Логистика распределения, организованная в соответствии с перечисленными принципами, имеет такие свойства, как возникновение, синергия и согласованность.

Эмержентноапь — способность порождать системный эффект от оптимальной координации деятельности

Синергия заключается в наличии сложных функций, полнота реализации которых позволяет получить свойства системы, которыми не обладают ее элементы.

Конгруэнтность — соразмерность (соответствие) элементов распределительной логистики между собой и с целями системы.

Анализ тенденций развития современной экономики показывает все возрастающую роль сферы обращения и маркетинга. Поэтому значение распределительной логистики особенно возрастает. Это означает, что производители товарной продукции, особенно крупные, будут стремиться покупать больше и производить все меньше и меньше самостоятельно. Например, согласно данным швейцарской банковской ассоциации, которая провела исследование некоторых производителей оборудования и металлургии, закупки у других компаний составляют около 40% от общего оборота этих компаний. Этот показатель имеет тенденцию к возрастанию. [5]

Более подробно экономическая природа распределительной логистики может быть исследована, если наряду с ее функциями будут рассмотрены задачи и методы их решения.

10 стр., 4977 слов

Управление затратами на производство продукции ООО «МАК»

... характеристику ООО «МАК»; исследовать затраты на производство продукции ООО «МАК»; оценить систему управления затратами на производство продукции в ООО «МАК»; рассмотреть недостатки системы управления затратами в ООО «МАК»; разработать рекомендации по совершенствованию системы управления затратами в ООО «МАК»; провести ...

Основными задачами распределительной логистики являются:

  • Максимизируйте прибыль компании за счет более полного удовлетворения потребительского спроса.
  • Эффективное использование производственного аппарата предприятия за счет оптимальной загрузки производственных мощностей по заказам клиентов.
  • Рациональное поведение на рынке с учетом постоянно меняющихся рыночных условий.

Глава 2. Задачи распределительной логистики в процессе организации товародвижения

1 Выбор торговых посредников в канале товародвижения

Выбор торговых посредников в канале сбыта является ответственным.

Если организация, взвесив все «за» и «против», решила реализовывать свой товар через посредника, то перед ней встает вопрос выбора этого самого посредника (или посредников — оптовых и розничных).

Факторы, которые необходимо учитывать при выборе посредника:

  • имеет ли посредник выход на целевой рынок;
  • сможет ли он удовлетворить потребности клиентов, предоставляя им товары и услуги;
  • сможет ли он обеспечить достаточный оборот товаров, чтобы они не лежали на складе;
  • имеет ли он возможности для хранения товаров;
  • достаточно ли он настойчив в продвижении ваших товаров и услуг;
  • сможет ли он работать в условиях конкуренции;
  • будет ли он работать с вами;
  • каково его финансовое положение;
  • каковы его управленческие способности.

После того, как вы выбрали правильных посредников, вам нужно убедить их, что организация подходит и им. Для этого целесообразно подготовить и представить посреднику следующую информацию:

  • преимущества ваших товаров перед товарами конкурентов;
  • потребности клиентов, которые будут удовлетворены с помощью ваших товаров;
  • результаты исследования рынка, проведенного вами;
  • предполагаемый объем реализации ваших товаров;
  • способы стимулирования сбыта ваших товаров;
  • какую выгоду сможет получить посредник от сотрудничества именно с вами.

Следует отметить, что есть два основных способа заинтересовать посредников в работе с вашей компанией.

Протягивающее распределение. При использовании этого метода производитель напрямую стимулирует покупательский спрос на товар. Поэтому конечный потребитель, заинтересовавшись товаром, начинает спрашивать его у посредника и ему ничего не остается, кроме как включить этот товар в свой ассортимент.

Проталкивающее распределение. При проталкивающем распределении производитель стремится заинтересовать товаром не потребителей, а посредников, путем:

  • привлечения внимания к прибыльности продукта через рекламу и представителей, информирующих торговлю;
  • увеличения прибыльности продукта для торговли за счет торговых наценок, особых условий сделок, премии за высокий объем продаж и временных стимулирующих мероприятий.

Итак, для того, чтобы выстроить систему сбыта товаров в соответствии со всеми правилами, необходимо:

  • Установить цели сбыта, связав их с целями всего вашего предприятия и отдельных его подразделений;
  • Определить интенсивность распределения вашего товара, ориентируясь на заинтересованность потребителей в его покупке, желаемый объем продаж и емкость рынка;
  • Определить длину канала распределения, сопоставив все достоинства и недостатки прямого и косвенного каналов сбыта, а также взвесив свои силы и возможности по организации канала сбыта и выполнению всех посреднических функций;
  • Выбрать посредника (или посредников), способного успешно продавать ваш товар и согласного работать с вами;
  • Заинтересовать посредника (посредников) работой с вами и вашим товаром с помощью воздействия непосредственно на него, либо на конечных потребителей вашего товара.

2 Сущность и цели проектирования канала движения

Управление логистическими процессами для любого коммерческого предприятия жизненно необходимо. Требования клиентов к срокам и качеству доставки продукции с каждым днем ​​становятся все более жесткими, и оптимизация цепочек поставок, контроль за выполнением обязательств по доставке являются основными условиями выживания на конкурентном рынке.

19 стр., 9045 слов

Организация как система и объект управления

... достижения. Тема курсовой работы является актуальной. Цель работ - изучение организации как системы и объекта управления. Задачи исследования: 1) изучить теоретические аспекты организации как системы и объекта управления; )представить организационно-экономическую характеристику предприятия; )охарактеризовать организацию как систему и объект управления и ...

Системы, поддерживающие процесс управления цепочкой поставок, позволяют оптимизировать цепочку поставок и легко адаптировать ее к изменениям рынка. Это позволяет быстро включать новых клиентов, партнеров и дальнейшие собственные подразделения в существующие бизнес-процессы.

Объектом исследования являются материальные потоки в торговле, а также логистические системы, гарантирующие продвижение этих потоков до конечного потребителя.

Объектом исследования является оптимизация процессов управления материальными потоками в торговле, а также оптимизация логистических систем, гарантирующих продвижение материальных потоков в торговле до конечного потребителя. [13]

Качественное планирование логистической системы теперь является залогом ее хорошего функционирования. Внешнее планирование обеспечивает процесс проектирования цепочки поставок, который значительно увеличивает прозрачность деятельности и позволяет моделировать различные модели движения продукта. Планирование сбыта и снабжения внутри предприятия (внутреннее планирование) обеспечивает оптимальные механизмы поставок продукции клиентам, включая планирование ресурсов и товарных запасов на промежуточных этапах. Инструменты совместного планирования с партнерами обеспечивают эффективность и согласованность действий, устраняя возможность дублирования или перебоев в поставках. Кроме того, возможность планирования перевозки продукции позволяет разрабатывать оптимальные маршруты с бронированием транспорта, человеческими ресурсами, с учетом характеристик доставки, включая таможенные терминалы и особенности дорожного покрытия в сельской местности. [3]

Классическая экономика традиционно не придавала должного значения размещению объектов инфраструктуры и дизайну инфраструктурной сети в целом. Проектирование сети инфраструктуры является основной обязанностью менеджеров по логистике, поскольку эта сеть обеспечивает доставку товаров потребителям. Типичная логистическая инфраструктура включает производственные мощности, склады, погрузочно-разгрузочные терминалы и розничные магазины. Определение необходимого количества объектов каждого типа, их географического местоположения и хозяйственных функций составляет существенный элемент всей деятельности по формированию (проектированию) логистической инфраструктуры. В особых случаях ведение операций на таких предприятиях может быть передано сторонним специалистам, которые предоставляют соответствующие услуги. Независимо от того, кто на самом деле выполняет эту работу, все подразделения инфраструктуры следует рассматривать в процессе управления как интегрированные элементы логистической системы компании.

35 стр., 17343 слов

Логистическое управление цепями поставок на предприятии ( по предмету логистика)

... быть использованы для дальнейшего повышения эффективности управления цепочкой поставок компании в ЗАО «НеваЛаб». Глава 1. ... управления цепями поставок. 3. определить повышение эффективности управления цепями поставок предприятия. 4. разработать мероприятия по повышению эффективности управления цепями поставок на ... материалов, а также гибкую систему скидок и форм оплаты. Специалисты ЗАО ...

В России огромное количество потоков сырья, материалов, запасных частей, комплектующих, незавершенного производства, готовой продукции, ежедневно проходящие через логистические системы предприятий по всей стране, придают проблеме управления ими первостепенную важность. На современном этапе российские предприятия пересматривают существующие системы управления, внедряют новые информационные системы управления, проводят реорганизацию бизнеса на основе современных методов реинжиниринга, внедряют специализированные системы повышения производительности труда, управления производством.

Таким образом, логистическая организация торговых процессов представляет собой построение систем товародвижения с высокой степенью согласованности участников в осуществлении продвижения материальных потоков от конечного производства до конечного потребления (согласованность экономических интересов, применяемых технологий и техники, применяемых методов и систем планирования).

Сегодня на ряде российских торговых предприятий степень подобной согласованности весьма низкая, что подтверждается следующими фактами:

  • участники процесса товародвижения, как правило, не имеют единой цели при выполнении работ на своем участке. Каждый действует для достижения цели «максимум собственной прибыли». Нет субъекта товарного обращения, который ставит перед собой цель «максимизировать совокупную прибыль всех звеньев цепи товарного обращения». Отсутствие согласованности объясняется также отсутствием систем, обеспечивающих участников критериями принятия оптимизационных решений по системам товародвижения в целом;
  • отсутствуют информационные системы, позволяющие осуществлять диспетчеризацию материальных потоков в товародвижении со степенью детализации, необходимой для логистики (например, для материальных потоков: где находится в данный момент единица товара (ящик, контейнер, машина, водитель), куда направляется, с какой скоростью движется. Для информационных потоков: где находятся документы, как быстро они будут оформлены);
  • применение согласованного управления требует высокой степени научной подготовки персонала, осуществляющего планирование и управление материальными потоками.

Фактически каждая торговая организация сегодня должна иметь сотрудников, способных не просто применять нормативы для регулирования торговых процессов, а умеющих решать сложные оптимизационные задачи и в то же время знакомых с товародвижением, коммерческой деятельностью, организацией торговых процессов и другими дисциплинами торговли.

Эти два процесса: изменение торговых каналов и развитие торговых марок — очень взаимосвязаны и определяют один другого в значительной степени. Вот наиболее важные тенденции развития каналов, которые оказывают существенное влияние на брэндинг.

8 стр., 3702 слов

Управление ассортиментной политикой торговых предприятий

... и изучить теоретические аспекты ассортиментной политики, ознакомиться с исследуемым предприятием, разработать систему по управлению ассортиментной политикой для исследуемого предприятия. Объектом исследования является ассортиментная политика торгового предприятия «Славный» г. Набережные Челны, предметом - управление ассортиментной политикой. Работа состоит из введения, ...

Сокращение промежуточных звеньев распределительной цепочки. Стремление к сокращению числа посредников в цепочке распределения присутствует как на одном ее конце (у производителей), так и на другом (у розницы).

Крупнейшие розничные операторы, такие как Копейка, Пятерочка вкладывают значительные средства в строительство своих собственных распределительных центров. У Копейки свыше 80% всего ассортимента идет через собственные распределительные центры, что означает, что эта сеть очень мало зависит от оптового звена: производители имеют возможность напрямую делать поставки в сеть. Распределительный центр площадью 30 тыс. кв. м., оснащенный самыми современными технологиями, построила Пятерочка. С другой стороны, производители, используя возможность сокращения торговых наценок в канале и открывающуюся возможность большего контроля цен, организуют прямые поставки в розницу — как сетевую, так и одиночные магазины. Так, например, действуют Ладога, Черкизовский и другие производители.

Другой тенденцией в каналах распределения становится совершенствование транспортной составляющей каналов для уменьшения сроков хранения и реализации товаров, сокращение численности персонала, повышение прибыли производителя и качества информации о движении товара. Поставки день-в-день или на утро следующего дня становятся нормой для поставщиков.

Владельцы марки в последнее время усиливают контроль за ценовой политикой. Задача единого ценообразования была поставлена во главу угла, когда Ледово приняло решение об открытии пяти логистических центров: в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Краснодаре и Киеве. Крупные компании-владельцы торговых марок продвигаются по пути создания собственных систем распределения: например собственную сеть магазинов Jay Jeans строит компания Глория Джинс, Шатура активно открывает магазины под таким же названием, компания Эффко владеет несколькими торговыми домами — эти примеры можно перечислять и дальше. Помимо управления конечной розничной ценой, собственные розничные сети способны существенно повысить узнаваемость брэнда, популярность торговой марки.

Новой тенденцией стали изменения в количестве и качестве свободного времени потребителей. Сегодня многие из нас очень заняты и это очень отражается на выборе нами тех мест, где мы совершаем покупки. Экономия времени становится не менее важной, чем экономия денег. И типичный потребитель теперь посещает один, в редких случаях два магазина. Поэтому и пользуются популярностью такие торговые центры как Мега — где покупатель может совершить разные покупки, не покидая относительно небольшую территорию центра. Результаты последних исследований показывают, что хотя решение о месте расположения торговой точки остается жизненно важным, основным фактором, влияющим на выбор потребителя, является удобство, определяемое легкостью и быстротой доступа к товарам. Существенным фактором стала всеобщая автомобилизация. Воскресный поход за покупками превратился в повседневный факт жизни, потому что в будни оба партнера работают. И часто эти совместные выезды рассматриваются как отдых. Другим важным фактом нашей жизни становится появление Интернет-магазинов, благодаря которым мы можем делать покупки семь дней в неделю, 24 часа в сутки, не выходя из дома. Все эти факты свидетельствуют о том, что значение каналов распределения изменяется в зависимости от способов проведения потребителями свободного времени.

9 стр., 4245 слов

Система местного самоуправления в России (XV-XVII вв.)

... значение проведенных реформ местного управления. хронологических рамок местное самоуправление россия земской 1. Система местного управления россии конца xv - начала ... XVI век стал временем глубоких перемен в истории России, связанных, прежде всего, с реформами, проведенными в ... Северного морского пути в Россию и организация в Англии Русской торговой компании активизировали внешнеторговые связи с ...

Очень важной тенденцией является увеличение ширины каналов, используемых владельцами марок, при уменьшении глубины. Уменьшение глубины происходит за счет сокращения промежуточных звеньев, а расширение каналов дает возможность увеличения сбыта от использования «новых» каналов: Интернет, автоматы, различные ассоциации оптовиков и розницы и пр. Когда несколько лет назад производитель конфет «Коркунов» принял решение об использовании широкой сети каналов, это решение многие эксперты оценивали негативно: продажа конфет ценовой категории выше среднего в палатках и ларьках могла повредить позиционированию этой марки. Результаты работы с «нетрадиционными» каналами полностью оправдали ожидания.

Рост влияния розничных сетей — этот фактор невозможно не отметить. Увеличивающие объемы продаж в сетях дают им возможность оказывать давление на поставщиков для снижения отпускных цен и введения новых «сборов». Каждая продовольственная сеть имеет жесткую систему отбора поставщиков, что хорошо иллюстрирует система требований Перекрестка, и регулярно проводит программы, направленные на снижение отпускных цен поставщиков за счет определенных объемов продаж в сети — такова программа Пятерочки.

Глава 3. Современное состояние распределительной логистики в России

1 Особенности формирования канала распределения в России

распределительный логистика товародвижение торговый

В ходе научно-технического прогресса основным развивающимся объектом является совокупность средств труда и применяемых технологий.

Основными слагаемыми эффекта от внедрения логистики считаются:

  • сокращение затрат на содержание запасов за счет их перераспределения по логистической цепи, за счет высокой степени согласованности участников (например, при реализации концепции JET решение вопросов пополнения запасов), за счет применения современных технологий контроля запасов;
  • снижение транспортных расходов;
  • максимальное использование площади и объема розничных торговых предприятий и оптовых торговых предприятий;
  • ускорение оборачиваемости капитала;
  • сокращение затрат, связанных с грузопереработкой.

В настоящее время сформировалось несколько концепций внедрения логистических систем на предприятиях, однако общепризнанной теории проектирования логистических систем как в России, так и за рубежом не выработано. В этих условиях проводятся диагностический анализ, оценка проблемной ситуации и сравнение с существующими представлениями о том, каким образом должна функционировать логистическая система, разрабатывают и внедряют программу по ее реорганизации.

Часто попытки прямого внедрения логистической системы заканчиваются неудачно, с очень большими инвестициями, что порождает цепочку других проблем. Отмеченные обстоятельства обостряют потребность в более глубоком рассмотрении процесса проектирования логистической системы, а именно с позиций системного анализа, системного проектирования при помощи технологий моделирования.

Логистические процессы является составной частью системы управления предприятием, поэтому от скорости, мощности и надежности прохождения материально-информационных потоков по логистической цепи зависят степень удовлетворенности потребителей, прибыль и оборачиваемость оборотных средств. Опосредованно качество проектных работ при создании логистических систем на предприятии определяет уровень развития и конкурентоспособность предприятия по сравнению с другими участниками цепи поставок.

В результате систематизации и исследования данных по информационным, маркетинговым и интегральным логистическим концепциям, выявляются их сильные, и слабые стороны, особенности, предметная ориентация и возможности развития.

Несмотря на то, что большое количество работ посвящено различным аспектам проектирования и реинжиниринга логистических систем (каналов, сетей), ряд некоторых принципиальных вопросов их анализа и синтеза остаются малоисследованными. К сожалению, помимо наличия теоретического обоснования необходимости проектирования логистических систем в большинстве работ отсутствуют прикладные разработки, позволяющие выявить и оптимизировать итоговый результат в конкретном случае. [2]

Эта проблема характерна не только на уровне отдельных предприятий, но и на уровне цепей поставок. Если в качестве примера рассматривать простейшее логистическое звено товародвижения — поставщик (склад поставщика), потребитель (склад потребителя) и связывающий их транспорт (перевозчик), то основной зависимостью, отражающей интересы поставщика, является формула для расчета оптимальной партии заказа или формула Уилсона. Однако, эта формула допускает различные интерпретации, поскольку основные элементы могут быть учтены различными способами в зависимости от следующих факторов:

  • кто осуществляет перевозку (поставщик, потребитель или посредник (аутсорсинг);
  • как рассчитываются затраты при хранении (пропорционально половине поступившей партии поставки или в зависимости от ее максимальной величины);
  • как учитывается добавленная стоимость за транспортировку и организацию заказа в цене единицы продукции, поступившей на склад потребителя.

В зависимости от значения данных факторов механизм проектирования подобной системы будет меняться. Будут меняться и условия, в которые возможно проектирование логистической системы.

Можно привести следующие примеры, когда необходимо провести реорганизацию логистической системы.

в виду удачно проведенных маркетинговых мероприятий, происходит рост обслуживаемой клиентской базы, ее территориальная разобщенность и разница в объемах заказов. Основой обеспечения качественного сервиса для клиентов в таких условиях может быть только хорошо отлаженная система взаимодействия функциональных подразделений внутри компании, но она недостаточно организованна или не организованна совсем. Это вызывает увеличение временных, а за ними и финансовых издержек, в дальнейшем влечет за собой потерю части клиентов, которые устают ожидать в очередях погрузки со склада;

— вследствие расширения деятельности компании появляется много новых внешних (поставщики, клиенты) и внутренних (филиалы, удаленные склады, территориальные подразделения) контрагентов. Возникает необходимость организовать единый информационный и материальный поток, а также оценить правильность выбора территориально-планировочных и организационных решений с точки зрения затрат на логистику.

в компании исторически сложился функциональный стиль управления. Есть хорошие специалисты, которые отвечают каждый за свой участок работы и хорошо с этим справляются. Но вот только как их управление сказывается на деятельности остальных участков компании — это их не сильно интересует, так как в задачи занимаемой ими должности это не входит.

каждый начальник территориального подразделения компании занимается логистикой по своему подразделению в рамках им самим определенных границ движения материального и информационного потока. Относительно этого подразделения вроде как не возникает проблем с логистикой. Но вот на стыке границ материальных и информационных потоков подразделений возникает огромное количество накладок. Причина этому — отсутствие единого управляющего механизма для общего корпоративного материального и информационного потока.

Последние несколько лет в России быстро идет процесс изменения системы дистрибуции. Если 3-5 лет назад покупатель готов был приобретать небрэндованный продукт, то сейчас у многих есть предпочитаемые производители или торговые марки по каждому из регулярно покупаемых товаров. Выбираем мы колбасу, молоко или бумажные салфетки — мы ориентируемся на наши уже сформировавшиеся предпочтения. С другой стороны идет процесс изменения форматов торговли как розничной, так и оптовой. Не так давно розничные торговые точки представляли собой многочисленные палатки и ларьки на улицах. Теперь это организованная розница в виде сетей магазинов, четко форматированная и концептуальная. И ошибками поставщиков является организация работы с различными форматами розницы, без проверки того, в каких именно торговых точках потребители ищут их продукцию. Оптовые компании из-за снижающейся маржи вынуждены повышать конкурентоспособность различных механизмов: более четкая специализация (например, на рынок HORECA или специализация на логистических функциях), работа под PL или развитие дополнительного сервиса (рисунок 2).

Рис 2. Изменения на рынках потребительских товаров

2 Распределение сети в российской экономике

Современное экономическое развитие мира и страны характеризуется дальнейшей глобализацией и специализацией. Нарастающая глобализация бизнеса приносит российским предприятиям новые проблемы и испытания. Национальные границы уже не имеют такого большого значения, как раньше. Возрастает роль регионов со специфическими экономическими потребностями, географическим положением и инфраструктурой. Конкуренция на рынке становится все более жесткой, увеличивается ценовое давление со стороны покупателей. Потребителям, в связи со значительным расширением ассортимента и номенклатуры товаров, станет значительно проще сравнивать предлагаемые товары и услуги. [5]

Передовые компании создают региональные, межрегиональные, национальные, европейские и глобальные цепи закупок, производства и физического распределения, которые должны соответствовать постоянно возрастающим требованиям клиентов.

Сегодня мир развивается в направлении принципиально новой экономики, новых рыночных, отраслевых и корпоративных структур. Новая экономика характеризуется значительным повышением объема потребления и радикальным снижением издержек компаний в процессе производства товаров и услуг. Появление новых доступных услуг, товаров и каналов сбыта способствует бурному росту потребительского спроса.

В условиях новой экономики сводятся на нет многие преимущества традиционных компаний, такие как привилегированный доступ к клиентам, технологиям, рабочей силе и капиталу. В условиях новой экономики доступ к ресурсам имеют практически все. В условиях старой экономики компании выигрывали за счет знания специфики местного рынка. Стандартизация бизнес-процессов, продукции, языка общения и форматов передачи данных упраздняет это преимущество. Рынок продавцов постепенно трансформируется в рынок покупателей.

Современное состояние и развитие отечественной логистики неразрывно связано с развитием экономики страны в целом. Наблюдается тенденция дальнейшего роста объемов производства. Процесс экономического роста продолжается уже 38 месяцев. Рост экономики Российской Федерации в 2001 году, по разным оценкам, составил от 4,8 до 5,4%.

В перспективе во внешней торговле России будет происходить постепенное замещение сырья и энергоносителей готовой продукцией или ее составляющими. Все это требует внимания властей, как законодательных, так и исполнительных, как на федеральном, так и на региональном уровнях.

3.3 Перспективы использования SCM в России

Основная цель внедрения SCM-системы на торговом предприятии — оптимизация процесса управления цепочками поставок. Эффект может быть достигнут за счет решения следующих задач. Во-первых, путем уменьшения расходов на закупочную деятельность, определения наиболее выгодных условий поставок и оптимального ассортимента товаров. Во-вторых, посредством снижения складских запасов, для чего, с помощью концепции just-in-time («точно вовремя»), объемы закупаемой продукции регулируются в зависимости от спроса на нее. В-третьих, за счет более эффективного планирования поставок благодаря наиболее полным и актуальным данным о продажах.

История внедрений комплексных SCM-решений показывает, что их возможности улучшить критичные для бизнеса показатели достаточно велики. Успешное внедрение подобной системы позволяет на 10-15% увеличить объемы продаж, на 30% сократить товарные запасы и в целом обеспечить 5-6% роста прибыли. [4]

Однако достижение столь высоких показателей возможно лишь в случае комплексной автоматизации всех бизнес-процессов предприятия, поскольку эффективность работы SCM напрямую зависит от того, насколько качественно отлажены информационные потоки. Автоматизировать и интегрировать в одну систему нужно и склад, и транспортные потоки, и документооборот — иначе управление цепочками поставок не будет работать. Именно поэтому на крупных предприятиях чаще всего внедряют комплексные ERP-системы, где все эти блоки имеют хорошо налаженную взаимосвязь.

Цепочки поставок потому так и называются, что в них задействовано множество агентов: производители, транспортные компании, оптовики, дилеры. Наиболее же эффективной SCM становится лишь тогда, когда между участниками цепочки налажен электронный обмен данными, что является очень непростой задачей. В связи с этим чаще всего подобные комплексные решения встречаются в холдингах, где вопросы интеграции решаются централизовано.

Налаживанию информационных потоков и увеличению спроса на SCM-решения может способствовать более активное внедрение ритейлерами методики радиочастотной идентификации (RFID), которая до сих пор не получила широкого распространения, главным образом из-за своей дороговизны. Мировой опыт также свидетельствует об успешном применении данной связки (подобные решения на протяжении уже нескольких лет используются в крупнейшей мировой сети супермаркетов Wal-Mart).

Внедрение SCM-системы, как и любой другой системы класса ERP, сопряжено с множеством сложностей, растянуто во времени и зависит от тщательности проработки проекта. Внедрение автоматизированной системы влечет за собой значительные изменения в бизнес-процессах компании. Грамотное управление повышает вероятность адекватного восприятия происходящих обновлений персоналом: информирование и обучение работников — важная и неотъемлемая часть внедрения системы, позволяющая обеспечить лояльность большинства сотрудников, вовлеченных в проект. [8]

Перспективы SCM в России.

Сейчас на рынке SCM присутствуют как комплексные решения, в которых SCM является одной из составных частей (такие решения предлагают SAP и Oracle), так и специализированные, автоматизирующие только процесс управления цепочками поставок (например, решения компании i2).

Комплексные решения имеют множество преимуществ и один существенные недостаток — высокую стоимость. Специализированные решения также можно эффективно использовать в отсутствии ERP, но при условии наличия доступа к необходимым для работы данным, что требует тесной интеграции с учетной системой. И в том и в другом случае стоимость и сроки внедрения могут сильно варьироваться в зависимости от масштабов деятельности и размеров компании, качества документооборота и т. д.

В последние несколько лет большинство компаний сосредоточилось на внедрении классических ERP-систем, что обеспечило вендорам продажи и внедрение продуктов на больших предприятиях на несколько лет вперед. И только теперь приходит осознание того, что ERP не является средством, способным обеспечить решение всех проблем промышленных предприятий, как об этом не раз заявляли некоторые вендоры.

Несмотря на то, что в целом российский ритейл сохраняет высокие темпы роста, многие розничные сети уже подходят к его пределу и начинают нести потери из-за снижения эффективности. Целый ряд компаний при планировании своей деятельности начинают ориентироваться в первую очередь на спрос. В данном случае без системы управления цепочками поставок, позволяющей в полной мере реализовать сетевые преимущества розницы, уже не обойтись. Кроме того, спрос на SCM-решения для торговли будет расти и в силу дальнейшего увеличения информатизации отечественных предприятий.

Не вызывает сомнения тот факт, что знание о предпочтениях потребителей и возможность их прогнозировать крайне важно для ведения розничного бизнеса. Информация о том, как изменится спрос на тот или иной товар, какова будет реакция на очередную маркетинговую акцию, незаменима при принятии управленческих решений. Поскольку большинство прогнозов носит статистический характер и связано со сложными расчетами, для эффективного решения подобных задач используется специализированный инструментарий. Возможность сопоставления прогноза спроса с возможностями его реализации в цепи поставок является важной частью управления розницей, что опять же говорит о необходимости построения комплексной информационной системы торгового предприятия, в которую были бы интегрированы все информационные ресурсы. [7]

Управление поставками связано с большим объемом разнородных данных, которыми обмениваются участники цепочек. Очевидно, что эффективность информационного обмена при переходе на безбумажные технологии возрастает многократно, поэтому так важно создать механизмы электронного обмена данными между всеми подразделениями и партнерами. Наличие некорректных или устаревших данных в информационных системах предприятий вызывает появление ошибок и значительные задержки в цепи поставок, что, в свою очередь, неизбежно приводит к потерям. Использование средств, позволяющих сократить число операций ручного ввода данных, повышает эффективность работы всех участников цепочки поставок. В данном случае использование централизованных средств хранения данных, наличие единых правил их обработки и рычагов управления становится значительным преимуществом. Ведущие мировые торговые сети уже давно используют в своей деятельности системы электронного документооборота (EDI).

Их появление на российском рынке вынуждает отечественных производителей и поставщиков товаров более активно внедрять передовые технологии и подключаться к единой системе обмена информацией. Необходимо признать тот факт, что синхронизация бизнес-процессов в интересах и поставщиков, и ритейлеров. Прямое подтверждение тому — опыт ведущих мировых компаний, таких как Dell, HP, Procter & Gamble и других.

По мнению участников рынка, для эффективного внедрения SCM необходимо не просто углубление деловых контактов, а именно интеграция компаний в цепочки. Это уже более высокий уровень взаимоотношений, требующий отлаженных бизнес-процессов, высокой корпоративной культуры и единых подходов к управлению. В России к этому готовы далеко не все: для большинства участников нашего рынка первоочередной задачей пока остается решение наиболее актуальных проблем, связанных с производством и дистрибуцией.

Логистика — еще одно уязвимое место в российских цепочках. Это связано со многими факторами, среди которых неразвитая инфраструктура, устаревший подвижной состав перевозчиков, нехватка складских площадей и распределительных центров и многое другое. Многие компании, выстраивая цепочки, вынуждены использовать собственную логистику. Услуги 3PL-провайдеров предлагает ограниченное число транспортировщиков и для большинства компаний это пока слишком дорогое удовольствие.

В любом случае, выстраивание отношений с поставщиками — дело непростое и небыстрое. Дистрибуторам приходится повышать прозрачность своего бизнеса, для чего необходимо отлаживать цепочки внутри собственных подразделений. И этого не произойдет, если сводить SCM к узкофункциональной работе закупочных и логистических служб. Необходимо вовлечение в процесс всех без исключения структур компании, и в первую очередь — руководства. [5]

На сегодняшний день данных независимых исследований о состоянии дел на российском рынке специализированных SCM-решений нет, поэтому судить о положении вещей приходится по косвенным признакам. Например, доля рынка компании i2 СНГ, по их собственным данным, составляет 60%. Компания предлагает своим клиентам как решения i2 Technologies, так и продукты вендоров Infor Global Solutions, Supply Chain Consultants, Aldata, RiverLogic, Made4Net и других.

Заключение

На основании проделанной работы сделаем следующие выводы.

Ни для кого не секрет, что в настоящее время российская экономика функционирует по законам рынка. Каждое предприятие в таких условиях ведет абсолютно самостоятельную политику и только на нем лежит ответственность за результаты его деятельности.

В современных условиях рынок предъявляет к каждому субъекту финансово- хозяйственной деятельности достаточно жесткие условия, а проблемы в экономике России лишь усугубляют и без того тяжелое положение многих российских предприятий. Чтобы выжить и успешно функционировать в таких условиях, предприятию уже недостаточно просто производить продукцию в максимально возможном объеме, выполняя свои внутренние планы, важно эту продукцию затем еще и реализовать. А ведь в условиях жесткой конкурентной борьбы выживает только то предприятие, которое сможет предложить рынку качественную продукцию по более низкой цене, чем у конкурентов. [5]

Цена продукции зависит не только от затрат на ее производство, но и от затрат на ее транспортировку, складирование, реализацию и т.д. Снижая эти затраты, мы снижаем себестоимость, повышая таким образом свою прибыль.

Именно этими вопросами (и не только ими) занимается распределительная логистика, внедрению принципов которой на практике и посвящена данная курсовая работа.

Распределительная логистика — это комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе распределения материального потока между различными оптовыми покупателями, то есть в процессе оптовой продажи товаров. Она повышает эффективность материальных потоков на этапе движения от продавца к покупателю.

На микроуровне распределительная логистика — это планирование сбыта, организация получения и обработки заказов, организация складского хранения продукции, упаковка и комплектация продукции, обеспечение отгрузки и доставки продукции, организация послереализационного обслуживания.

На макроуровне распределительная логистика — оптимизация распределения материального потока на этапе его движения к потребителю, обеспечение необходимого количества распределительных центров на обслуживаемой территории, определение оптимального месторасположения распределительного центра на обслуживаемой территории.

Конечной целью движения любого материального потока является его потребление, которое может быть производственным — в качестве средств или орудий труда, или непроизводственным — на личное потребление и потребление на предприятиях непроизводственной сферы.

Поставщики и потребители связаны между собой логистическим каналом. После выбора конкретных посредников логистический канал преобразуется в логистическую цепь. Логистические каналы бывают с прямыми связями (без участия оптово-посреднических фирм) и без прямых связей (с участием посредников) — более предпочтительную.

Формы товародвижения бывает складская и транзитная. Распределительный центр устраивается в месте производства или потребления продукции.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/diplom-upravlenie-zatratami-v-logistike/

1. Бауэрсокс Дональд Дж., Клосс Дейвид Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок / Пер. с англ. — М: ЗАО «Олимп — Бизнес», 2008.

2. Бирюлев Е. Посредники в международной торговле. Возможности взаимодействия для российских поставщиков.// Маркетинг-2009 -№5.

Голиков Е.А. Оптовая торговля: менеджмент, маркетинг, логистика, финансы, безопасность. — М.: Экзамен, 2007.

Диксон П.Р. Управление маркетингом. — М.: БИНОМ, 2008., Иванова А. Премудрости внешнеторговых расчетов//Финансы. -2007.-№36.

Кормнов Ю. Внешнеэкономические аспекты развития машиностроительного комплекса //Экономист.-2006. -№6.

Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. — СПб.: Наука, 2006., Малых В.В. Управление маркетингом торговой фирмы. — М.: Экзамен, 2000.

Мельниченко Л.Н. Российский производитель продуктов питания: проблема построения современных каналов сбыта // Маркетинг в России и за рубежом. — 2007. — № 3. — С. 47-53.

Мясникова Л.А. Информационная логистика// РИСК. -2009. — N1., Новиков О.А., Уваров С.А. Логистика: Учебное пособие. — СПб.: Изд. Дом «Бизнес-пресса», 2009., Николайчук В.Е. Логистика. — СПб: «Питер», 2007.

Нижегородцев Р.М. Информационная экономика. Книга 1. Информационная вселенная: Информационные основы экономического роста. — Москва — Кострома, 2004.

Неруш Ю.М. Логистика: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. — 495 с., Сидоров И.И. Логистическая концепция управления предприятием.- СПб: Питер, 2008., Строганова Е. Как правильно выбрать зарубежного партнера//Банковское дело в Москве.-2007. -№7.

Семененко А.И., Сергеев В.И. Логистика. Основы теории: Учебник для вузов. — СПб.: Изд-во «Союз», 2009.

Сергеев В.И. Логистика: аналитический обзор. — СПб., 2006.

Сердюкова Л.О. Транспортно-складская логистика цеха: Конспект лекций по курсу «Логистика» для студ. спец. 0701 / Саратовский гос. ун-т. — Саратов, 2005.

Смехов А.А. Введение в логистику. М.: Транспорт, 2003., Смехов А.А. Основы транспортной логистики / Учеб. для вузов ж.-д. трансп. — М.: Транспорт, 2006.

Уайд О.У. Управление производством и материальными запасами в век ЭВМ /пер. с англ. пер. — М.:Прогресс, 2007. — 304 с.

Туровец О.Г., Родионова В. Н. Логистика. — Воронеж: ВГТУ, 2004.

Чернышев М.А., Новиков О. А. Инфраструктура мегаполиса: логистический подход. — Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та. 2005.

Шеннон Р.Ю. Имитационное моделирование систем — наука и искусство / Пер с англ. Под. ред. Е. К. Масловского. — М.: Мир, 2010.

Основы логистики: Учеб. пособие / Под ред. Л.Б. Миротина, В.И. Сер-геева. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 200 с.

Основы маркетинга — Котлер Ф. — Санкт-Петербург: АЗОТ ЛИТЕРА ПЛЮС 2009. — 698 с., Логистика: Учебное пособие/ Под ред. проф. Б.А. Аникина. — М: ИНФРА-М, 2008.

. Эффективность стратегий логистического развития: Межвузовский научный сборник / Саратовский гос. техн. ун-т. — Саратов, 2005.