Управление человеческими ресурсами

Курсовая работа

Успех работы предприятия (организации, фирмы) обеспечивают работники, занятые на нем. Именно поэтому современная концепция управления бизнесом предполагает выделение большого количества функциональных направлений управленческой деятельности, связанных с управлением персональной составляющей производства — персоналом предприятия.

Вполне естественно, что на каждом предприятии возникает необходимость в определении численности персонала, в эффективной системе подбора, найма и расстановки кадров, в обеспечении их занятости с учетом интересов производства и самого работника, в системе вознаграждения за труд по его результатам, продвижения работников, системе трудовой мотивации, в учете индивидуальных проблем работников, улучшении их бытовых условий и отдыха и т.д.[6.]

Повышение интереса к человеческому фактору в 1960-1980-х годах привело к развитию теории и практики социального планирования на предприятии, управления трудовым коллективом. В научной литературе тех лет отражены результаты изучения различных социальных и социально-психологических факторов и их влияния на качественные характеристики коллективной деятельности. При этом предполагалось, что деятельность трудового коллектива должна быть направлена на планомерное достижение социально-экономической цели, заключающейся в получении высоких конечных результатов при минимизации затрат всех ресурсов, создании благоприятного морально-психологического климата, стимулов и условий труда, определяющих его высокую привлекательность и удовлетворенность им всех членов коллектива. Большое внимание уделялось формированию и организации функционирования трудового коллектива, управлению его социально-экономическим развитием, организационно-экономическим и социально-психологическим отношениям в коллективе и их регулированию (формы и методы самоуправления, развития трудовой, творческой и общественной активности членов коллектива, материального и морального стимулирования, социально-психологического климата в трудовом коллективе и т.д.).

Переход страны к рыночным отношениям в корне изменил концепцию управления персоналом, выбор средств и методов практической реализации задач управления персоналом с целью повышения эффективности производства как условия конкурентоспособности бизнеса.

На результативность деятельности предприятия (организации, фирмы), конечно, определяющее влияние продолжает оказывать экономический аспект в управлении персоналом. Именно с ним связано формирование численности персонала, его профессионально-квалификационного состава (в увязке с применяемой техникой, технологией, организаций производства и труда), эффективное использование персонала по времени, по квалификации, уровню образования и т.д. Однако социальная направленность в работе персонала, изменение акцентов в кадровой политике с учетом интересов работника и повышение мотивации к работе как условия его более высокой продуктивности начинают приобретать все большее значение. Новые экономические условия предполагают использование не только новых теоретических предпосылок, но и самой новой технологии работы с кадрами.[8.]

10 стр., 4977 слов

Управление затратами на производство продукции ООО «МАК»

... «МАК»; исследовать затраты на производство продукции ООО «МАК»; оценить систему управления затратами на производство продукции в ООО «МАК»; рассмотреть недостатки системы управления затратами в ООО «МАК»; разработать рекомендации по совершенствованию системы управления затратами в ООО «МАК»; ...

Создание производства всегда связано с людьми, работающими на предприятии (фирме).

Важную роль играют правильные производственные принципы, системы и передовые методы. Однако успех производства зависит от конкретных людей, их знаний, компетентности, квалификации, дисциплины, мотивации, решения проблем и восприимчивости к обучению.

В то же время рабочие отношения — это, пожалуй, самая сложная проблема предпринимательства, особенно когда коллектив компании насчитывает десятки, сотни и тысячи человек. Трудовые отношения охватывают широкий круг проблем, связанных с организацией рабочего процесса, обучением и наймом персонала, выбором оптимальной системы оплаты труда, построением отношений социального партнерства в компании.

На современном этапе развития научно-технического прогресса большое значение имеет роль человека. Сегодня это главный стратегический ресурс любой компании в борьбе с конкуренцией. Это связано с его способностью к творчеству, которая в настоящее время становится решающим условием успеха любого бизнеса.

Современный рынок и конкурентные формы его функционирования коренным образом изменили отношение к «человеческим ресурсам» и их роли в обеспечении конкурентоспособности.

Управление человеческими ресурсами — это особый вид управленческой деятельности, требующий выполнения определенных функций и наличия особых качеств у людей, занимающихся этой деятельностью. Управление человеческими ресурсами — это обеспечение навыков и компетенций, необходимых для организации, и поддержание готовности использовать эти навыки и способности среди своих сотрудников. Организации решают эту проблему, создавая специальные системы подбора, развития, оценки и оплаты труда персонала.[5.]

Управление персоналом состоит в подборе и сохранении требуемого организации персонала, его профессиональном обучении и развитии, оценке деятельности каждого из работников с точки зрения реализации целей организации, дающей возможность скорректировать его поведение, вознаграждении персонала за его усилия.

Для того чтобы успешно развиваться, организация должна управлять подбором, обучением, оценкой и вознаграждением персонала, т.е. создать, использовать и совершенствовать методы, процедуры, программы организации этих процессов.

Основным источником прибыли считаются вложения в человеческий капитал, хотя ранее затраты на персонал считались ненужными расходами. Эти вложения направлены на создание условий для развития творчества.

4 стр., 1874 слов

Стратегическое управление организацией

... эффективности системы стратегического управления организации. Степень разработанности проблемы. Широкий спектр учебников, монографий и публикаций, как зарубежных, так и отечественных, посвящен исследованию проблем стратегического управления в организации. В их работе рассматриваются как ...

Персонал — самый сложный объект управления в организации, поскольку он способен самостоятельно решать любые проблемы, имеет субъективные интересы, чрезвычайно чувствителен к влиянию руководства и критически относится к предъявляемым к ним требованиям.

В менеджменте компании, менеджменте на данном этапе экономического развития одной из важных проблем является проблема в области работы с персоналом.

К основным задачам системы управления персоналом можно отнести: обеспечение организации квалифицированными кадрами; создание необходимых условий для эффективного использования знаний опыта работников; совершенствование системы оплаты труда и мотивации; управление внутренними перемещениями и карьерой сотрудников; предоставление работникам возможностей для повышения квалификации.

Глава 1. Элементы и методы управления человеческими ресурсами

1 Роль и ответственность менеджера за управление персоналом

Менеджер по персоналу — профессия молодая. Как разновидность управленческого бизнеса он зародился в конце прошлого века. Появление специалистов по человеческим ресурсам, прошедших подготовку по индустриальной социологии и психологии, означало настоящую революцию в традиционных формах работы с человеческими ресурсами. Если до этого кадровая работа была функцией линейных руководителей различного уровня и ранга, а также работников (и руководителей) кадровых служб, занимающихся учетной, контрольной и распорядительской (администраторской) деятельностью, то возникновение управленческой (штабной) функции, связанной с обеспечением должного уровня кадрового потенциала организации, существенным образом расширило диапазон задач и повысило значение этого направления менеджмента. именно с появлением управления персоналом как деятельности специализированного персонала в современной системе менеджмента связано обучение управлению персоналом.[6.]

Есть пять основных функций, которые выполняют менеджеры: планирование, организация, подбор персонала, руководство, контроль. Вместе эти функции представляют собой процесс управления. Каждая из вышеперечисленных функций включает в себя:

  • планирование: постановка целей и стандартов, разработка правил и последовательности действий, разработка планов и прогнозирование некоторых возможностей в будущем;
  • организация: постановка определенных задач перед каждым подчиненным, разделение на отделы, делегирование части полномочий подчиненным, разработка каналов управления и передачи информации, координация работы подчиненных;
  • управление персоналом: решение вопроса об определении стандарта для подходящих кандидатов, подбор подходящих работников, отбор работников, установка стандартов работы, компенсации работникам, оценка выполнения работ, консультирование работников, обучение и развитие работников;
  • руководство: решение вопроса, как заставить работников выполнять свою работу, оказание моральной поддержки, мотивация подчиненных;
  • контроль: установление таких стандартов, как квота продаж, качество, уровень продуктивности;
  • проверка соответствия выполнения работ этим стандартам;
  • их корректировка при необходимости.[7.]

Управление персоналом (более известное, как управление человеческими ресурсами) отвечает концепциям и методам, которые управляющему необходимо использовать при работе с персоналом. К ним относятся:

10 стр., 4895 слов

Управление человеческими ресурсами (2)

... способы повышения эффективности их работы. Для реализации поставленных целей были выполнены задачи: 1. Рассмотреть теоретические аспекты управления человеческими ресурсами. 2. Определить и распространить основные методы анализа эффективности управления человеческими ресурсами. 3. Проанализировать эффективность управления персоналом в ...

  • анализ работы (определение характера работы каждого сотрудника);
  • отбор кандидатов;
  • ориентация и обучение новых работников;
  • управление оплатой труда;
  • обеспечение мотивации и льгот;
  • оценка исполнения;
  • общение;
  • обучение и развитие;
  • создание у работников чувства ответственности;
  • здоровье и безопасность работников;
  • работа с жалобами и трудовые отношения.

В небольших организациях линейные руководители могут выполнять все обязанности, связанные с персоналом, без посторонней помощи. Но по мере роста организации они нуждаются в помощи, опыте и советах менеджеров по персоналу, которые следят за кадрами.

Управление человеческими ресурсами или иное управление человеческими ресурсами соответствует концепциям и методам, которые менеджер должен использовать при работе с персоналом.[2.]

Менеджер может сделать все правильно — создать блестящие планы, нарисовать четкую организационную схему, использовать передовой бухгалтерский учет — и все равно потерпеть неудачу как менеджер (из-за найма не тех людей, которые необходимы, или из-за неправильной мотивации подчиненных).

С другой стороны, многие менеджеры добиваются успеха только тогда, когда используют нетрадиционные организационные или управленческие планы. Они добиваются успеха потому, что умеют нанимать нужных людей на соответствующую работу и мотивировать, оценивать и развивать их.

Все менеджеры в некотором смысле являются менеджерами по персоналу, потому что все они так или иначе вовлечены в такие процессы, как набор, собеседование, отбор и обучение. [1.] Многие фирмы имеют отдел кадров с его собственными менеджерам по персоналу. Каковы обязанности этих менеджеров и как эти обязанности соотносятся с обязанностями линейных менеджеров по отношению к персоналу? Для этого нужно понимать, что включают в себя «линейный» и «личный» аспекты управления.

За что отвечает линейный менеджер в управлении человеческими ресурсами

Перечень обязанностей линейных менеджеров, используемый в соответствии с основной инструкцией крупной компании, для эффективного управления человеческими ресурсами: