Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров в еще большей, чем раньше, степени актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи, поскольку профессиональные намерения значительной части учащихся зачастую не соответствуют потребностям народного хозяйства в кадрах определенной профессии.
Сущность профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными молодежи, то есть, по своему назначению, система профориентации должна оказать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодежью, адаптацию ее к профессии.
Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса. Таким образом, можно сделать вывод, что профессиональная ориентация — важный момент как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом.
Вопросы профориентационной работы рассматривались отечественными учеными — К.М. Гуревичем, А.Е. Голомштоком, Е.А. Климовым, Т.В. Кудрявцевым, Б.Ф. Ломовым, А.К. Марковой, К.К. Платоновым, Н.С. Пряжниковым, М.В. Ретивых, В.Д. Симоненко, С.Н. Чистяковой и др.
Зарубежная наука, связанная с проблемами профессиональной ориентации подрастающего поколения, располагает исследованиями Ф. Парсонса, З. Фрейда, А. Маслоу, К. Роджерса, У. Джейда, Д. Сьюпера, А. Анастази, Л. Тайлора, Д. Голланда и др.
Профессиональная работа, которой предшествует правильный выбор, — один из важнейших факторов, определяющих многое в жизни современного человека. Огромное преимущество человека заключается в его возможности выбора.
Самостоятельный выбор профессии – это «второе рождение человека», поскольку от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье.
Профессиональная личность. Становление и развитие педагога
... неразделимых аспекта личности учителя, одинаково важные для успешного ведения бизнеса. Было бы неправильно обучать и оценивать учителя только по одному из этих качеств. Между тем, если профессиональные качества ...
Поэтому профессиональная трудовая деятельность, которой предшествует правильный выбор, является одним из важнейших факторов, определяющих многое в жизни современного человека.
Огромное преимущество человека заключается в его возможности выбора.
Цель курсовой работы: выявить содержание профориентационной работы старшеклассников.
Объект курса: профориентация для старшеклассников.
Предмет курсовой работы: содержание профессиональной ориентации.
Гипотеза исследования: Работа по профориентации будет эффективной, если учитель в своей работе использует различные формы целевой организации.
Задачи курсовой работы:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме профориентации старшеклассников.
2. Изучить опыт работы учителей по организации профориентации.
5. Разработать программу профессиональной ориентации для старшеклассников.
6. Проанализировать полученные результаты.
Методы исследования: изучение литературы, систематизация научных знаний (теоретический анализ), изучение опыта учителей, анкетирование.
Глава I. Теоретические аспекты изучения профессиональной ориентации старшеклассников
История становления профориентации
Начало профориентации нередко относят к 1908 г. — к моменту открытия первого профконсультационного бюро в г. Бостоне (США).
Однако, согласно другой точке зрения, профориентация появилась гораздо раньше, в древности. Профориентация родилась из потребностей развития человеческого общества и поэтому, как и общество, имеет свою историю и предысторию. Естественно, что профориентация не могла появиться раньше, чем появились профессии, а, следовательно, и потребность в ориентации на эти профессии [5].
История появления некоторых элементов оценки профессиональной пригодности человека насчитывает несколько веков назад. Это относится в основном к диагностике знаний, умений и способностей. Уже в середине III тысячелетия до н.э. в Древнем Вавилоне проводили испытания выпускников школ, готовивших писцов. Благодаря обширным по тем временам знаниям профессионально подготовленный писец был центральной фигурой месопотамской цивилизации; он умел измерять поля, делить имущество, петь, играть на музыкальных Во время испытаний проверяли его умения разбираться в тканях, металлах, растениях, а также знания всех четырех арифметических действий.
В III тысячелетии до н.э. в Китае существовала широко распространенная должность и профессия правительственного чиновника. В результате и здесь появились первые элементы профессионального отбора на эту должность. Церемонию значительно усилила атмосфера торжественности и величия вокруг молодых людей, осмелившихся сдавать государственные экзамены на эту должность. Эти экзамены в китайском обществе воспринимались почти как праздник. Тему экзамена нередко давал сам император, он же проводил непосредственную проверку знаний на заключительном этапе многоступенчатого конкурсного отбора претендентов [25].
Другие примеры дает нам древняя история Спарты, Афин, Рима. В Спарте была создана и успешно внедрена система обучения воинов, в Риме — система отбора и обучения гладиаторов.
Подобных данных очень много, и все они указывают на довольно ранний период появления элементов того, что сейчас принято называть профессиональной диагностикой и профессиональным отбором. Если исходить из распространенной сейчас точки зрения о включенности профдиагностики и профотбора в систему профессиональной ориентации, то можно сказать, что профориентация возникла давно [5].
Престижность профессии как фактор профессионального самоопределения ...
... полезного труда и необходимости профессионального обучения. Ориентация в социально-экономической ситуации и прогнозирование престижности выбранной работы. Общая ориентация в мире профессиональной деятельности и постановка профессиональной цели: мечты. Определение близких профессиональных целей, таких как ...
Однако если теперь посмотреть на профориентацию как на общественный процесс, включающий в себя не только отмеченные выше профдиагностику и профотбор (подбор), но также профпросвещение, профконсультацию, социально-профессиональную ориентацию и профессиональное воспитание, то станет ясно, что профориентация как научно осмысленная деятельность человека могла появиться лишь позже, с той поры, когда начала набирать силу тенденция дифференциации и интеграции отдельных наук. Следовательно, упомянутые исторические данные следует рассматривать как указание не на историю, а как на предысторию возникновения профориентации. История началась намного позже, в период коренной ломки общественного под напором развития крупной машинной индустрии, т.е. в период развитого капитализма с его неизбежными спутниками – повышением интенсивности производственных процессов, возрастанием роли специализации и профессионализации труда, а также с вынужденной необходимостью осуществления профессиональной подготовки огромных масс рабочих.
Именно в это время определилась практическая потребность в привлечении рабочей силы, ее обучении и распределении на различные трудовые операции в соответствии с индивидуальными различиями и способностями людей [9].
Основоположником научного изучения индивидуальных различий является английский ученый Фрэнсис Гальтон.
В январе 1908 года в г. Как отмечалось выше, в Бостоне открылось первое бюро профориентации молодежи, чтобы помочь подросткам определить свой карьерный путь. Деятельность этого бюро и принято считать началом профориентации. Затем аналогичное бюро учредили в Нью-Йорке. В его обязанности входило изучение требований к человеку разных профессий, более детальное знание способностей школьников. Офис проводил свою работу в контакте с учителями, используя тесты и анкеты. Опыт этих офисов стал широко распространяться в США, Испании, Финляндии, Швейцарии, Чехословакии и других странах.
В своей работе бюро руководствовалось положениями:
1. по значимости выбор профессии можно приравнять к супружескому выбору;
2. профессию лучше выбирать, чем надеяться на удачный случай;
3. никто не должен выбирать профессию без тщательного размышления, без опоры на профконсультанта;
4. молодежь должна ознакомиться с большим числом профессий, а не браться сразу же за “удобную” или случайно подвернувшуюся работу;
5. выбор профессии протекает тем успешнее, чем внимательнее профконсультант изучит особенности личности выбирающего, факторы успешного выбора и мир профессий.
В США больший акцент делался на профотбор. Вопросам профессионального отбора много внимания уделял директор психологической лаборатории Гарвардского университета профессор Г. Мюнстерберг. Его можно назвать родоначальником психотехники.
По заказу телефонной кампании он изучал пригодность кандидатов на профессию телефонного оператора. В тот период телефонистка должна была производить до 150 соединений в час, т. е. каждые 10 с. нужно было соединять абонентов, а для этого необходимо было выполнить 14 отдельных психофизических актов. Многие телефонисты не выдержали такой нагрузки и бросили работу. Это было невыгодно предпринимателям. Поэтому возникла необходимость в разработке рекомендаций по профессиональному отбору кандидатов в операторы телефонной связи с учетом их психофизиологических качеств. В итоге текучесть кадров резко сократилась [25].
Как я представляю себе профессию делопроизводителя
... свои сообщения настоящими материальными бумажными документами. А теперь рассмотрим профессию делопроизводителя более подробно. Делопроизводитель - служащий ответственный за ведение документации организации, суда, ... с обязанностями, предусмотренными настоящей должностной инструкцией. ·Работник вправе вносить на рассмотрение руководителя предложения о назначении, переводе и увольнении сотрудников ...
Первая мировая война (1914—1918 гг.) вызвала дальнейшее расширение потребности в определении профессиональной пригодности: она требовала ускоренной подготовки лиц, обладающих нужными для военного дела интеллектуальными и физическими качествами.
Интенсивное техническое перевооружение промышленности ведущих капиталистических государств, развитие принципиально новой техники в начале XX в., в том числе военной, актуализировали проблему “человек—техника”. Становится все более очевидным, что не каждый может управлять сложной техникой, для этого требуются соответствующие знания, навыки и компетенции. Война существенно интерес к вопросам соотнесения способностей человека с требованиями профессий [12].
Таким образом, была подготовлена почва для развертывания исследовательских работ по тестированию методов оценки личности. В США был создан первый вариант так называемого группового теста, который позволял быстро оценивать пригодность призывников к военной службе в различных родах армии. Созданный тест считался психологическим оружием, поэтому все тесты, цель исследования и их результаты держались в секрете. На основании исследований производилось отчисление “негодных лиц”, назначение на “черные работы” неспособных унтер-офицерских и офицерских школ, выравнивание частей по уровню интеллектуальности, набор в специальные части и т. д. [25].
Как видно из истории, сама жизнь привела к появлению профориентации как практики и, как следствие, к появлению междисциплинарных научных знаний.
Особенности старшего школьного возраста и выбор профессии
Подготовка учеников к осознанному выбору профессии — важная социально-педагогическая задача школы. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. говорится о необходимости улучшения профессиональной ориентации школьника.
Переход на предпрофильную и профильную подготовку актуализировал необходимость специальной работы, направленной на оказание помощи учащимся и родителям в определении очередной образовательной траектории с учетом индивидуальных навыков и способностей.
К концу девятого класса выпускник должен сделать определенный выбор. Существует два способа выбора. Первый способ — «проб и ошибок». Когда ученик выбирает профиль обучения или учебное заведение вслепую. И второй способ — когда ученик, изучив самого себя, овладев технологическими знаниями и умениями в 5-9 классах на уроках технологии, ознакомившись с миром профессий, осознанно и самостоятельно делает этот выбор [1].
Выпускники средней школы часто борются со своим школьным профилем. Как правило, они делают этот выбор под действием случайных факторов (например, за компанию, по совету взрослых или друзей).
При этом подростки считают, что располагают достаточным количеством информации о той или иной профессии для выбора профиля дальнейшего обучения [6].
Результаты психолого-педагогических исследований показывают, что подростки не готовы в одиночку, сознательно к своему будущему. Причина тому — недостаточное знание специфики каждого вида деятельности, низкая мотивация к данной проблеме, неумение соотнести свои желания с реальными навыками и способностями.
Этические и правовые нормы, профессиональные и личностные требования ...
... деятельность; Раскрыть модель профессиональной компетенции консультанта; Провести анализ этических требований к консультанту на примере внутренних кодексов консалтинговых организаций; - Объектом исследования является профессия консультант, а предметом - профессиональные ... в целом. Привлечение внешних специалистов или выбор внутреннего консультанта может принести организации огромные преимущества, ...
Самая главная, актуальная и сложная задача для старшеклассника — это выбор профессии. Психологически в будущее и склонный даже мысленно «перепрыгивать» через незавершенные этапы, юноша внутренне уже тяготится школой; школьная жизнь кажется ему временной, ненастоящей, преддверием другой, более богатой и подлинной жизни, которая одновременно манит и пугает его.
Он прекрасно понимает, что содержание этой будущей жизни, прежде всего, зависит от того, сможет ли он выбрать правильную профессию. Каким бы легкомысленным и беспечным не выглядел юноша, выбор профессии – его главная и постоянная забота [9].
В период отрочества индивидуальный аспект каждого молодого человека становится все более определенным и ясным, все более отчетливо проявляются те его индивидуальные особенности, которые в своей совокупности определяют структуру его личности.
Старшеклассники существенно отличаются друг от друга не только темпераментом и характером, но и своими способностями, потребностями и интересами, с разной степенью самосознания. Индивидуальные особенности проявляются и в выборе жизненного пути. Молодежь — это возраст, в котором формируется мировоззрение, формируются ориентации и ценностные установки.
По сути, это период, когда осуществляется переход от детства к началу взрослой жизни, соответствующей степени ответственности, самостоятельности, способности к активному участию в жизни общества и в своей личной жизни, к конструктивному решению различных проблем, профессионального становления. Юношеский возраст по Эриксону, строится вокруг процесса идентичности, состоящего из серии социальных, и индивидуально-личностных выборов, идентификации, профессионального становления [8].
Как уже было сказано, профессиональное самоопределение начинается в детстве и заканчивается в раннем подростковом возрасте. Причины самоопределения и сугубо практические приобретают решающее значение в учебной деятельности, при выборе профессии: мотивация выбора профессии у молодежи не меняется с возрастом. Для девочек происходит переход от мотивации социальных потребностей к общей мотивации к профессии.
Выбор профессии и овладение ею начинается с профессионального самоопределения. На этом этапе студенты уже должны вполне реально сформировать себе задачу выбора будущей сферы деятельности с учетом имеющихся психологических и психофизиологических ресурсов. В это время у студентов формируется отношение к определенным профессиям, выбор предметов осуществляется в соответствии с выбранной профессией.
Характерное приобретение раннего отрочества — формирование жизненных планов. Жизненный проект как совокупность намерений постепенно становится жизненной программой, когда объектом размышления становится не только конечный результат, но и способы его достижения. Жизненный план- это план потенциально возможных действий. В содержании планов существует ряд противоречий. В своих ожиданиях относительно будущей профессиональной и семейной деятельности юноши и девушки вполне реалистичны. Но в сферах образования, социального прогресса и материального благополучия их претензии часто преувеличиваются.
«Изучение школьной мотивации учащихся начальной школы»
... работы - изучение мотиваций учебной деятельности и уровня школьной мотивации младших школьников. Объект исследования – мотивация учащихся начальной ... практикующие, которые занимаются обучением людей, оказываются в трудном ... рекомендации, направленные на оптимизацию развития школьной мотивации младших школьников Методы: 1. ... всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного ...
В то же время высокий уровень стремлений не подкрепляется столь же высоким уровнем профессионализма: у многих молодых людей желание получать больше не сочетается с психологической готовностью к более интенсивной и квалифицированной работе. Профессиональные планы юношей и девушек недостаточно корректны. Реалистично оценивая последовательность своих успехов в будущей жизни, они излишне оптимистичны в определении возможных сроков их реализации.
В то же время девочки ожидают результатов во всех сферах жизни в более раннем возрасте, чем мальчики. Это проявление их недостаточной доступности для реальных трудностей и проблем будущей самостоятельной жизни. Основное противоречие в жизненных перспективах мальчиков и девочек — это отсутствие независимости и желания посвятить себя будущему достижению своих жизненных целей. Цели, которые ставят перед собой будущие выпускники, оставаясь непроверенными на предмет уважения к своим реальным способностям, часто оказываются ложными и страдают «фантазией». Иногда, едва что-либо почувствовав, молодые люди испытывают разочарование как в своих планах, так и в самих себе. Намеченная перспектива может быть или очень конкретной, и тогда не достаточно гибкой, для того, чтобы её реализация завершилась успехом; или слишком общей, и затрудняет успешную реализацию неопределённостью [26].
Еще один момент, связанный с самоопределением, — это изменение мотивации к обучению. Старшеклассники, деятельность которых принято называть учебно-профессиональной, начинают рассматривать учебу как необходимую основу, необходимое условие будущей профессиональной деятельности. Их интересуют главным образом, те предметы которые будут нужны в дальнейшем, их снова начинает волновать успеваемость (если они решили продолжить образование).
Отсюда недостаток внимания к «ненужным» академическим дисциплинам и неприятие того повышенного презрения к оценкам, которое принято среди молодых подростков. Как считает А.В. Петровский, именно в старшем школьном возрасте появляется сознательное отношение к учению [10].
Профессия все чаще рассматривается как средство достижения успеха в жизни, как средство найти свое место в обществе и как средство личной самореализации. Проблема самоопределения становится актуальной как для самого ученика, так и для общества. Адекватное профессиональное самоопределение — главное достижение успеха в профессиональной деятельности.
Содержание, формы, методы профессиональной ориентации старшеклассников
В процессе профессионального становления будущего квалифицированного рабочего можно выделить три четко выраженных периода:
1. Период поступления в профессиональное учебное заведение (профессиональная ориентация в школе, мотивированный выбор старшеклассниками той или иной профессии, профессиональное обучение).
2. Период обучения в профессиональном учебном заведении (овладение соответствующими теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками, предварительная апробация правильности выбора, развитие профессиональных способностей).
3. Начало трудовой деятельности (профессиональная адаптация в период прохождения производственной практики, закрепление и развитие полученных в школе, профтехучилище, техникуме, вузе умений и навыков, приобретение опыта работы, окончательное утверждение в избранной профессии [27].
Работа по решению проблем на каждом из этих этапов составляет суть процесса профессионального обучения.
В качестве форм профессиональной ориентации можно выделить “круглый стол”, индивидуальные и групповые беседы, семинары, описание профессий, диспут, составление и решение профориентационных кроссвордов, ролевые игры, творческие этюды, метод конкретных ситуаций, ярмарки вакансий и пр.
Все формы профессионального воспитания можно объединить в три группы:
- индивидуальные
- групповые
- массовые.
К методам профессиональной ориентации относятся:
- информационно-справочные, просветительские методы: профессиограммы — краткие описания профессий;
- справочная литература;
- информационно-посиковые системы;
- профессиональная реклама и агитация;
- экскурсии школьников на предприяия и в учебные заведения;
- со специалистами;
- познавательные и просветительские лекции, профориентационные уроки;
- учебные фильмы и видеофильмы;
- использование средство массовой информации;
- различные ярмарки профессий и их модификации и т.п.
[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/kem-byit-proforientatsiya/
- методы профессиональной психодиагностики (в идеале — помощь в самопознании): беседы-интервью закрытого типа обозначенным вопросам);
- открытые беседы-интервью (с возможностью некоторого отвлечения от заранее заготовленных вопросов);
- опросники профессиональной мотивации;
- опросники профессиональных способностей, личностные опросники, проективные личностные тесты, наблюдение, сбор косвенной информации, психофизиологические обследования, профессиональные пробы, использование различных игровых и тренинговых ситуаций, и т.д.
- методы морально-эмоциональной поддержки клиентов: группы общения, тренинга общения, сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии, публичные выступления, профориентационные и профконсультационные активизирующие методы (игры) с элементами психотренинга;
- личное обаяние профконсультанта различные положительные примеры самоопределения, на которые может ссылаться профконсультант, “праздники труда”, и т.п.
- методы оказания помощи в конкретном выборе и принятии решения: построение цепочки основных ходов, построение системы различных вариантов действий клиента для достижения цели, использование различных схем альтернативного выбора [15].
Составными компонентами профориентационной работы являются:
- профессиональное просвещение;
- изучение школьников в целях профориентации;
- профессиональная консультация;
- профессиональный отбор;
- социально-профессиональная адаптация молодежи.
Профессиональное просвещение
Важным компонентом системы профессиональной ориентации учащихся является профессиональное просвещение – сообщение школьникам сведений о различных профессиях, их значении для народного хозяйства, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях их получения, оплате труда. [20]
Кроме того, учащиеся должны знать основные общетрудовые и общепроизводственные понятия: что такое культура труда, трудовая дисциплина, принципы планирования, предприятия и т.п.
Работа по профпросвещению включает в себя:
- профинформацию
- профпропаганду
- профагитацию.
Знания о профессиях учащиеся получают не только в школе. Источники знаний по этому вопросу ученики получают не только в школе. Источниками знаний по этому вопросу служат средства массовой информации, родственники, знакомые и др. При этом сведения о содержании профессий и их значении иногда могут быть сильно искажены, в результате чего можно создать образ неоправданной привлекательности одних профессий и атмосферу неприязни к другим.
В связи с этим перед школой, как и перед всем обществом, стоит довольно непростая задача: скорректировать противоречащее потребностям экономики отношение к некоторым профессиям и сформировать новую. Та часть профессиональной подготовки, которая называется профессиональной пропагандой, призвана решить эту проблему. Однако всю работу по профпросвещению ни в коем случае нельзя сводить только к пропаганде профессий [12].
Планирование работы по профессиональному образованию в школе, в частности по профессиональной пропаганде агитации, должно осуществляться в соответствии с предварительным профессиональным диагнозом. Только на основе такого подхода может осуществляться соответствующая работа со школьниками, направленная на формирование осознанного отношения к выбору профессии.
Чтобы работа по профессиональному обучению была успешной, она должна проводиться с умением и с большим педагогическим тактом. Делая акцент на профессиях, по которым страна и общество испытывают дефицит, следует избегать всевозможного давления, так как неумелое давление на школьников может привести только к окончательной потере интереса к этой профессии. Основополагающий принцип, которым следует руководствоваться в работе по профессиональному образованию, — это его связь с жизнью. Исходя из этого, основные направления работы в этой области можно выразить так:
- профпросвещение предполагает формирование целостного, многопланового представления учащихся о народном хозяйстве отраслях, предприятиях, профессиях;»
- в процессе проведения работы по профессиональному просвещению необходимо учитывать направленность в развитии отраслей
народного хозяйства данного экономического района, сложившиеся трудовые традиции, наличие общеобразовательных и профессиональных учебных заведений;
- профессиональное просвещение молодежи должно основываться на реальной потребности в конкретных профессиях;
— ознакомление с миром профессий следует тесно увязывать с профессиональными интересами, склонностями и способностями молодежи и динамикой развития этих особенностей молодых людей. Содержание работы по профессиональному просвещению должно учитывать состав учащихся по возрасту, полу [27].
Составной частью профпросвещения является профпропаганда, а основными формами ее проведения представителями различных профессий, лекции о различных отраслях народного хозяйства, производствах и профессиях и т.д.
Значительное место в работе по профессиональному образованию занимают беседы классных руководителей, учителей-предметников или представителей различных профессий. При этом тематика бесед должна соответствовать возрастным характеристикам школьников и охватывать ряд вопросов, интересующих самих школьников.
Изучение школьников в целях профориентации
Изучение учащихся в целях профориентации (предварительная профдиагностика), как уже было сказано выше, составляет один из важнейших составных компонентов профориентации школьников. На этом этапе следует изучить характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональную направленность, профессиональные намерения, мотивы выбора профессии, черты характера, темперамент, состояние здоровья.
Профессиональная консультация учащихся
В широком смысле слова профконсультация — это система оказания действенной помощи в трудовом самоопределении учащихся, основанная на изучении личности.
Можно выделить три этапа в работе по профконсультации:
1. Подготовительная профконсультация должна подвести учащихся к осознанному выбору профессии, ведется она в течение всего периода школьного обучения.
2. Цель завершающей профконсультации — оказание помощи в выборе профессии в соответствие с интересами, склонностями и психофизиологическими способностями ученика. Эту консультацию в 8-11 классах проводят специалисты-профконсультанты совместно с учителями школы.
3. Уточняющая профконсультация нередко выходит за рамки школы и осуществляется в средних профессионально-технических училищах, вузах, на предприятиях и т.п.
На каждом из этих этапов профконсультация носит разный характер. На первом этапе подготовка учащихся к выбору профессии немыслима без развития самооценки и положительных качеств личности. При этом профконсультация прежде всего носит развивающий характер. Если у ученика уже сложились интересы, отвечающие его способностям, то задача профконсультанта, учителя, классного руководителя состоит в том, чтобы направлять его деятельность.
На втором этапе профориентация носит рекомендательный характер и решает такие основные задачи: соответствие состояния здоровья требованиям выбираемой профессии, психологическая готовность личности к овладению избранной профессией, справочная информация учащихся о содержании и характере труда, возможностях получения специального образования, профессиональной подготовки и трудоустройства. Согласно этим задачам выделяют три этапа профконсультации: психолого-педагогическую, медицинскую и справочную [22].
Для проведения психолого-педагогической консультации используют данные предварительной профдиагностики личности школьников.
Третий этап профконсультации связан с поступлением ученика в профессиональное учебное заведение или непосредственно на работу. Его можно назвать еще формирующим, ибо основная задача на этом этапе — помочь молодому человеку утвердиться в профессиональном выборе. С помощью школы учащиеся знакомятся с будущими условиями своей деятельности, готовясь к обучению в учебном заведении или непосредственно поступлению на работу [21].
Профессиональная консультация для учащихся по форме проведения может быть коллективной, групповой и индивидуальной.
Профессиональный отбор (подбор) учащихся
Составная часть профориентации — профессиональный отбор , то есть выбор лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности.
В процессе профессионального отбора определяют профессиональную пригодность человека на основе существующих у людей физиологических и интеллектуальных различий.
Профессиональная пригодность — это уровень соответствия физических качеств и психофизических особенностей человека профессиональным требованиям. Если эти качества и особенности не достигают нужных требований, происходит перегрузка. Это случай профессиональной неполноценности, от которой общество и личность.
Профотбор (подбор) подразделяют на два вида — констатирующий и организующий. Констатирующий профотбор предполагает решение вопросов о пригодности к профессии того или иного лица в форме “годен” и “негоден”. В случае отрицательного ответа человек предпринимает новую попытку решения вопросов трудоустройства. Организующий профотбор (подбор) имеет целью выявить и оценить индивидуальные особенности человека, являющиеся показаниями не к одной, а к нескольким профессиям, что в большей мере отвечает нуждам и задачам заведений, предприятий по своевременному заполнению вакантных мест [16].
Социально-профессиональная адаптация молодежи
Профессиональная адаптация — важнейший этап процесса профессионального самоопределения человека. На этом этапе выявляются недостатки предшествующей профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, осуществляется процесс формирования новых установок, потребностей, интересов в сфере труда и, наконец, выявляется, насколько жизненные планы оказались реальными. Поэтому адаптация является своеобразным критерием эффективности профориентационной работы с молодежью [15].
Профессиональная адаптация — это процесс приспособления учащихся к будущей профессии в общеобразовательных школах, профтехучилищах, техникумах, вузах и т.д. к условиям их профессионального труда в результате чего происходит закрепление кадров в народном хозяйстве.
В процессе приспособления к трудовому коллективу можно выделить три стадии:
- ознакомление с новой ситуацией;
- стадия приспособления к этой ситуации — работник переориентируется, признает главные элементы новой системы ценностей, но у него сохраняются в качестве равноценных многие прежние установки”
- стадия ассимиляции — полное приспособление к трудовому коллективу, усвоение его установок [24].
Глава II. Организация опытно-экспериментальной работы по профессиональной ориентации старшеклассников
Организация исследования
Вопрос о выборе профессии — это вопрос о том, что ищет в профессии личность, какие жизненные планы, потребности, интересы и намерения пытается она реализовать в выбираемой сфере деятельности. Конечно, не всякий план и не всякая потребность, интерес и намерение обусловливают устойчивый и достаточно сознательный выбор.
Цель данного эмпирического исследования — выявить как проводится профориентационная работа в школе.
Задачи эмпирического исследования:
1. Разработать анкету для учащихся.
2. Провести беседу с классными руководителями.
3. Провести анкетирование на профессиональное самоопределение учащихся.
4. Проанализировать полученные результаты.
5. Разработать программу по профессиональной ориентации для старшеклассников.
В соответствии с темой исследования была разработана анкета на профессиональное самоопределение, позволяющая выявить определились ли учащиеся с выбором профессии и учебного заведения, а также каким образом ведется подготовка к будущей профессии.
Для обобщения опыта учителей по профориентации была проведена беседа среди классных руководителей десятых классов.
Всего в исследовании приняли участие 47 учащихся десятых классов и 10 классных руководителей.
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов
По результатам беседы, проведенной с классным руководителем, в школах ведется работа по профессиональной ориентации старшеклассников:
- большое внимание уделяется таким методам профориентации как проведение экскурсий на различные предприятия, вузы, ПТУ, а также практикуются индивидуальные беседы с учащимися, позволяющие выявить их интересы;
- создаются профильные классы с углубленным изучением отдельных предметов (классы с углубленным изучением английского языка, математические, гуманитарные классы);
- организация факультативов;
- классные руководители проводят классные часы в данном направлении, оформляют стенды;
- проводятся различные тесты, опросники, помогающие ребятам определиться с выбором будущей профессии, определяются профессиональные склонности и интересы (Карта интересов, тест Голланда), способности (Школьный тест умственного развития), личностные особенности учащихся;
- проводятся коллективные и индивидуальные беседы, консультирование.
На вопрос, «Какие формы профессиональной ориентации старшеклассников Вы используете?», были получены результаты, представленные в таблице 1:
Таблица 1. Формы профориентации старшеклассников
Варианты ответов | Кол-во человек | Показатели в % |
1. Просвещение | 6 | 60 |
2. Изучение школьников | 4 | 40 |
3. Консультирование | 2 | 20 |
Наглядно полученные результаты можно увидеть на рисунке 1.
Рис.1 Формы профориентации старшеклассников
Согласно полученным данным, 60 % классных руководителей используют в качестве формы профориентации старшеклассников – профессиональное просвещение, что составило 6 человек, 40 % — изучение школьников, что составило 4 человека, 20 % — профессионально консультирование, что составило 2 человека.
Таким образом, основной формой профессиональной ориентации старшеклассников является профессиональное просвещение — сообщение школьникам сведений о различных профессиях, их значении для народного хозяйства, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях их получения, оплате труда.
На вопрос, «Какие методы Вы используете для профессиональной ориентации старшеклассников», были получены данные, представленные в таблице 2:
Таблица 2. Методы профориентации старшеклассников
Варианты ответов | Кол-во человек | Показатели в % |
1. Профориентационные экскурсии | 10 | 100 |
2.Диагностика учащихся | 5 | 50 |
3.Индивидуальные беседы | 8 | 80 |
4. Групповые беседы | 8 | 80 |
5.Игры | 7 | 70 |
Наглядно полученные результаты можно увидеть на рисунке 2.
Рис.2 Методы профориентации старшеклассников
Согласно полученным данным, профориентационные экскурсии проводятся всеми классными руководителями, и является основным методом профориентации старшеклассников; диагностика учащихся проводится 5 учителями, что составило 50 % опрошенных классных руководителей; индивидуальные и групповые беседы, в целях профориентации, практикуются 8 опрошенными классными руководителями, что составило 8 человек; игры проводятся 7 классными руководителями, что составило 70 % опрошенных учителей.
Таким образом, значительное внимание уделяется классным руководителями профориентационным экскурсиям, тогда как диагностике учащихся отводится незначительное место.
На вопрос «Существуют ли у Вас собственные программы профориентации?», положительные ответы даны не были.
Чтобы убедиться в эффективности профориентационной работы, которую проводят классные руководители, было проведено анкетирование учащихся на профессиональное самоопределение.
На вопрос «Выбрали ли вы свою будущую профессию?» были получены данные, представленные в таблице 3:
Таблица 3. «Выбрали ли Вы свою будущую профессию?»
«Выбрали ли Вы свою будущую профессию?» | Кол-во человек | Показатели в % |
Да | 18 | 38,2 |
Нет | 29 | 61,7 |
Наглядно полученные результаты можно увидеть на рисунке 3
Рис. 3 Ответ на вопрос «Выбрали ли вы свою будущую профессию?»
Согласно полученным данным, 61,7 % учащихся, что составляет 29 человек, еще не определились с выбором профессий; тогда как 38,2 % учащихся, что составляет 18 человек, имеют варианты своей будущей профессии. То есть большинство учащихся не выбрали свою будущую профессию.
На вопрос, относительно источников знаний о профессиях были получены данные, представленные в таблице 4.
Таблица 4. Источники знаний о профессиях
Варианты ответов | Кол-во человек | Показатели в % |
1. беседы с родителями | 17 | 36,1 |
2. экскурсии | 10 | 21,2 |
3. средства массовой информации | 7 | 14,8 |
4. школа | 13 | 27,6 |
Наглядно полученные результаты можно увидеть на рисунке 4.
Согласно полученным данным, 36,1 % учащихся называют в качестве источника знаний о профессиях беседы с родителями, что составило 17 человек; 27,6 % в качестве источника знаний о профессиях называют школу, что составило 13 человек; 21,2 % как источник знаний о профессиях выделяют различные профориентационные экскурсии на предприятия, в вузы, что составило 10 человек; 14,8 % источником знаний о профессиях называют средства массовой информации, что составило 7 человек. То есть, беседы с родителями, является основным источником знаний учащихся о профессиях.
Из 100 % опрошенных старшеклассников, 72,3 % учащихся, т.е. 34