Основы профориентационной работы в школе

Курсовая работа
  • раскрыть основные факторы, влияющие на выбор профессиональных предпочтений; ознакомиться с типами профессий, с этикой проведения профконсультационной работы.
  • Теоретическая и практическая значимость работы:

    данная работа предназначена для педагогических специальностей, так как при работе в школе преподаватель должен обращать внимание на способности и интересы учеников, чтобы помочь ему выбрать профессию, а также при рекомендации кружков.

    Профориентация молодежи — один из способов повышения производительности. очень важно, чтобы профориентационная работа была правильно налажена, так как она способствует эффективной реализации склонностей и способностей человека, обеспечивает гармоничное сочетание интересов человека и общества.

    Важной частью профориентации является профориентация. Основная задача профессиональных консультантов — определить психологические, психофизические и медико-физиологические характеристики человека в соответствии с требованиями профессии с целью оптимального удовлетворения его интересов, требований к условиям труда и способам работы.

    Анализируя акцентированные типы личности и типы личности, можно выявить наиболее подходящие для подростков сферы деятельности, а также определить наиболее благоприятные для них условия и способы работы.

    Характер и объем профессиональной консультационной работы зависит от того, как подготовлен профессиональный консультант. Обследование должно проводиться квалифицированными специалистами, прошедшими специальную подготовку.

    1.1 Профориентация. Её содержание и формы

    1.1.1 Функции и характеристики профориентации

    В социально-экономической и психологической литературе нет единого определения профориентации.

    А.Е.Голомшток определяет профессиональную ориентацию как систему общественного и педагогического воздействия на молодёжь в целях её подготовки к сознательному выбору профессии (с14, [8]).

    И.Н.Назимов дал такое определение профориентации: «Профориентация и её важнейшая составная часть – профотбор – это научно обоснованная система методов и средств воздействия на обучающихся и трудоустраивающихся лиц, способствующая их своевременному привлечению в различные области народного хозяйства, рациональной расстановке, эффективному использованию и закреплению по месту работы на основе объективной оценки и учёта склонностей, способностей и индивидуальных качеств каждого человека» (c.34, [3]).

    8 стр., 3788 слов

    Профориентация старших школьников

    ... понимании сути профориентации, так и в практической работе по ориентации молодежи на определенные профессии. Профессиональная ориентация – 1. История становления профориентации. Начало профориентации нередко относят ... личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса. Таким образом, можно сделать вывод, что профессиональная ориентация - важный момент как в развитии каждого человека, ...

    Вот, какое дают определение профессиональной ориентации в новом веке: «Профориентация – это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессий, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям» (с.356,[7]).

    Функции профориентации (с. 361-362,[7]):

    • социальная – усвоение человеком ценностей, норм, определённой системы знаний, которые позволяют ему быть полноценным и полноправным членом общества;
    • экономическая – улучшение качественного состава работников, повышение профессиональной активности, квалификации и производительности труда;
    • психолого-педагогическая – выявление, формирование и учет индивидуальных способностей молодёжи;
    • медико-физиологическая – учёт требований к здоровью и отдельным физиологическим качествам, необходимым для выполнения профессиональной деятельности.

    Характеристики профориентации (с. 6-7, [4]):

    Профориентация — это государственная бизнес-система. он предназначен для решения задач, связанных с рациональным использованием персонала, их оптимальным размещением.

    Научность её форм и методов. Так как профориентация не является самостоятельной дисциплиной, то она использует данные из экономики, психологии, педагогики, медицины и т. д.

    Учёт условий, позволяющих обеспечить эффективность профессиональной ориентации:

    • а) потребностно-мотивационной сферы личности при выборе профессии (интересов, установок и т. д.);
    • б) способностей и других личностных характеристик человека;
    • в) потребностей производства в специалистах определённого профиля на каждом этапе исторического развития общества;

    4.Активность форм, средств и методов воздействия профориентационной работы. При воздействии на личность необходимо ее формировать, поскольку адекватность выбора профессии будет достигнута только тогда, когда человек сам осознает необходимость выбора специальности, соответствующей его способностям и интересам.

    1.1.2 Формы профориентации

    Как научно обоснованная система государственных мероприятий профориентация включает в себя ряд различных по свому содержанию и целям форм (рис.1).

    Рис. 1. Схема основных форм профориентационной работы в школе.

    Профессиональное просвещение.

    Цель: ознакомить студентов с профессиями, их содержанием, функциями, требованиями к личностным характеристикам человека.

    Профессиональное образование условно делят на две формы: профессиональная информация и профессиональная пропаганда. Может осуществляться в виде бесед о профессии в школе.

    Профессиональная информация.

    Цель: познакомить молодежь с основными профессиями и специальностями.

    Студенту предлагается информация о содержании работы, об условиях материальной и социальной среды, о заработной плате, о режиме труда и отдыха, о формах и периодах обучения, о возможностях трудоустройства и повышении квалификации. Особое внимание уделяется выделению фундаментальных требований, которые эта профессия предъявляет к состоянию здоровья, личностным качествам человека, уровню общего образования и социальной подготовки.

    17 стр., 8359 слов

    Престижность профессии как фактор профессионального самоопределения ...

    ... прогнозирование престижности выбранной работы. Общая ориентация в мире профессиональной деятельности и постановка профессиональной цели: мечты. Определение близких профессиональных целей, таких как этапы и пути к далекой цели. Информация о профессиях и специальностях, соответствующих профессиональных учебных ...

    Профессиональная пропаганда.

    Цель: формирование у молодежи положительного отношения к проблемам выбора профессии по отношению к освоению профессий современного производства.

    Профессиональная пропаганда в основном касается тех профессий, для которых наблюдается нехватка рабочих или ожидается увеличение их найма в связи с увеличением производства.

    В практике работы учебных заведений широкое распространение получили выступления специалистов, целевые экскурсии для школьников, оформление стендов, выставок, витрин, обучение в учебно-производственных комбинатах (УПК).

    Большую роль в профпропаганде играют средства массовой информации (кино, радио, телевидение).

    Чрезмерная пропаганда может привести к увеличению потока людей, желающих работать в этой сфере деятельности. Основными мотиваторами в этом случае могут быть соображения престижа, внешняя привлекательность профессии.

    Для повышения эффективности профессионального просвещения требуется соблюдать принципы описания профессии (с.6-8,[4]).

    необходимо точное описание положительных и отрицательных сторон профессии, что снижает риск ошибки и последующего отсева студентов.

    Социальная значимость профессии, определяемая ее характеристиками с точки зрения истории, экономики и социальных отношений.

    Демонстрация возможностей удовлетворения интересов личности в этой профессии. необходимо показать, что в каждой профессии есть место творчеству и смекалке.

    Раскрытие человеку психологических и психофизиологических требований профессии. Повышенная сложность техники привела к увеличению требований к реакции, распределению и переключению внимания, памяти, мышлению, точности координации движений и другим психофизиологическим качествам и свойствам. Соответствие навыков работника психологическим потребностям профессии положительно влияет на безопасность труда, качество результатов работы и удовлетворенность работников.

    Системность и постоянство в распространении навыков профессиональной деятельности. Рассказ о профессии нужно строить по определенному плану, учитывая различные аспекты и особенности этой профессии.

    Профессиональная консультация.

    Цель: сообщение школьникам рекомендаций о выборе рода деятельности на основе всестороннего изучения личности, её склонностей, способностей, черт характера и т. д.

    Профессиональное консультирование предполагает ориентацию студента на широкие сферы профессиональной деятельности, в рамках которых предлагается широкий перечень профессий.

    Профессиональный подбор (профподбор) и профессиональный отбор (профотбор).

    Цель: рекомендовать конкретную профессию человеку, исходя из его навыков и интересов, с одной стороны, и потребностей бизнеса — с другой.

    1.3 Процедура проведения профконсультационной работы в школе

    1.3.1 Функции и основное содержание профконсультации

    Консультации по вопросам карьеры — это элемент профориентационной работы.

    Под профконсультацией понимается система психолого-педагогического изучения личности школьника в целях оказания ему помощи в профессиональном самоопределении (с. 13-17,[6]).

    17 стр., 8222 слов

    Анализ финансовой деятельности сбербанка курсовая работа

    ... Сбербанком Изучить внутреннюю структуру деятельности Сбербанка по обслуживанию клиентов Определить ценности, нормы и правила работы сотрудников Сбербанка Выявить и проанализировать недостатки работы отделения Сбербанка Методы исследования : в работе ... пяти функциях: -планирование ... Стратегический анализ и ... финансовых кризиса, кризис банковской системы, уровень инфляции за 4 года - около 240%), Сбербанк ...

    Основная цель профессионального консультирования — изучение психологических и физиологических особенностей человека, его поведения в различных условиях и факторах, влияющих на профессиональное самоопределение. В профессиональном консультировании молодые люди сосредотачиваются на больших сферах человеческой деятельности.

    Выделяют три основные функции профконсультации:

    • информационная функция профконсультации предполагает сообщение школьнику информации о конкретных специальностях и профессиях рекомендуемого типа деятельности, а также сведений справочного характера о рекомендуемых учебных заведениях;

    — диагностическая функция профконсультации предполагает определение уровня развития основных психологических особенностей учащихся. В связи с этим можно выделить две основные формы профессионального консультирования: медицинское и психологическое.

    Консультация врача всегда должна предшествовать психологической. Он предполагает обследование всех систем организма, а также уровня работы анализаторов.

    Психологическая диагностика направлена ​​на изучение степени выраженности психофизиологических характеристик обследуемого. Изучению подвергаются:

    • мотивационная сфера личности. Дается характеристика интересов, ценностных ориентаций и др. мотивов выбора профессии школьником, их содержание, глубина, устойчивость;
    • способности субъекта и другие личностные характеристики, которые могут выступать как профессионально важные качества. Устанавливается уровень развития основных психических процессов (памяти, восприятия, внимания и др.);
    • уровень подготовленности. Оцениваются знания предмета в конкретных областях науки и специальные знания. Особое внимание необходимо уделять умению применять эти знания при решении конкретных практических задач;
    • особенности самооценки и формирование профессиональных планов;
    • прогнозная функция профконсультации является объединением первых двух функций. Он заключается в консультировании студента по типу профессии на основе изучения его личности.

    Прогнозная оценка должна относится к трем характеристикам ученика как будущего объекта трудовой деятельности:

    • успешность трудовой деятельности;
    • удовлетворенности человека своим трудом;
    • психофизиологических затрат человека при овладении данной профессией или достижении успехов в ней.

    Прогностическая функция включает в себя передачу студентам информации о возможных путях и средствах преодоления личных недостатков и дальнейшего развития профессионально важных качеств.

    1.2 Процедура проведения профконсультационной работы в школе

    1.2.1 Функции и основное содержание профконсультации

    Консультации по вопросам карьеры — это элемент профориентационной работы.

    Под профконсультацией понимается система психолого-педагогического изучения личности школьника в целях оказания ему помощи в профессиональном самоопределении (с. 13-17,[6]).

    Основная цель профессионального консультирования — изучение психологических и физиологических особенностей человека, его поведения в различных условиях и факторах, влияющих на профессиональное самоопределение. В профессиональном консультировании молодые люди сосредотачиваются на больших сферах человеческой деятельности.

    4 стр., 1794 слов

    Выбор Профессии Профессиональное Самоопределение

    ... от: индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии. Профессиональное самоопределение - это процесс, охватывающий весь период профессиональной деятельности человека: от возникновения профессиональных намерений до ухода с работы. Этапы, предшествующие самоопределению. Возникновение профессионального самоопределения охватывает старший школьный возраст, ...

    Выделяют три основные функции профконсультации:

    • информационная функция профконсультации предполагает сообщение школьнику информации о конкретных специальностях и профессиях рекомендуемого типа деятельности, а также сведений справочного характера о рекомендуемых учебных заведениях;

    — диагностическая функция профконсультации предполагает определение уровня развития основных психологических особенностей учащихся. В связи с этим можно выделить две основные формы профессионального консультирования: медицинское и психологическое.

    Консультация врача всегда должна предшествовать психологической. Он предполагает обследование всех систем организма, а также уровня работы анализаторов.

    Психологическая диагностика направлена ​​на изучение степени выраженности психофизиологических характеристик обследуемого. Изучению подвергаются:

    • мотивационная сфера личности. Дается характеристика интересов, ценностных ориентаций и др. мотивов выбора профессии школьником, их содержание, глубина, устойчивость;
    • способности субъекта и другие личностные характеристики, которые могут выступать как профессионально важные качества. Устанавливается уровень развития основных психических процессов (памяти, восприятия, внимания и др.);
    • уровень подготовленности. Оцениваются знания предмета в конкретных областях науки и специальные знания. Особое внимание необходимо уделять умению применять эти знания при решении конкретных практических задач;
    • особенности самооценки и формирование профессиональных планов;
    • прогнозная функция профконсультации является объединением первых двух функций. Он заключается в консультировании студента по типу профессии на основе изучения его личности.

    Прогнозная оценка должна относится к трем характеристикам ученика как будущего объекта трудовой деятельности:

    • успешность трудовой деятельности;
    • удовлетворенности человека своим трудом;
    • психофизиологических затрат человека при овладении данной профессией или достижении успехов в ней.

    Прогностическая функция включает в себя передачу студентам информации о возможных путях и средствах преодоления личных недостатков и дальнейшего развития профессионально важных качеств.

    1.2.2 Условия проведения профконсультационной работы

    Решение задачи профессионального консультирования должно в конечном итоге сводиться к рекомендации студенту сферы профессиональной деятельности и типа учебного заведения, соответствующего его интересам и способностям. При этом прогнозная оценка должна соотноситься с тремя характеристиками деятельности ученика как будущего труженика: успешностью деятельности; удовлетворенностью своим трудом; психофизиологической ценой затрат на овладение профессией.

    Можно выделить четыре группы оперативных требований, которые предполагают акцентирование внимания на тех процедурных моментах, которые необходимы в данной конкретной ситуации:

    • коммуникативные требования. Установление контакта с субъектом — важный шаг в проведении профессионального консультирования. Степень легкости установления контакта может зависеть от отношения школьника к процедуре профконсультации;
    • психодиагностические требования. Он должен использовать те психодиагностические процедуры, которые необходимы в данной конкретной ситуации.

    Учет психодиагностических оперативных потребностей предполагает наличие стандартных наборов методик как для определения некоторых общих характеристик личности, так и для определения специфических характеристик каждой области профессиональной деятельности.

    требования. Предполагается планирование тактики педагогических воздействий зависимости от характера ситуации: или просто проинформировать о путях реализации профессиональных планов, или консультант должен внести более или менее существенные коррективы в профессиональный план, или создать профессиональный план у оптанта.

    воздейственно-педагогические требования. Предполагается реализация тех способов педагогического воздействия. которые были спланированы профконсультантом.

    Стабильные условия — профессиональные консультации, основанные на теоретических принципах психологической науки, соблюдении правовых и этических норм.

    Условия работы — наличие информации о студенте в каждом конкретном случае. К ним относятся:

    • сведения о факторах выбора профессии в отношении данного оптанта;
    • сведения о рассогласовании в факторах выбора;
    • сведения об объективных возможностях реализации профессиональных планов.

    1.2.3 Основные этапы проведения процедуры профконсультации

    1) Установление контакта со школьниками.

    Связь со студентом начинается со знакомства с ним и обсуждения ряда вопросов. по которым пойдет беседа. необходимо разъяснить цели и задачи исследования, обеспечить его конфиденциальный и анонимный характер.

    2) Проведение психодиагностического обследования.

    Этот этап помогает получить объективную информацию о студенте, особенностях его познавательной и мотивационной сферы. Это расследование оказывает благотворное влияние на самого субъекта с точки зрения укрепления доверия к профессиональному консультанту.

    При проведении психодиагностического обследования используются традиционные методы психологии, среди которых основная роль принадлежит тестовым методам. Рекомендуется дополнять данные теста результатами наблюдения за поведением испытуемого, которые предоставляют дополнительную информацию о характеристиках его личности. По наблюдаемым параметрам можно подкорректировать внешность, прическу. мимика. пантомимика. речевое поведение, поведение в психодиагностическом обследовании.

    Другой метод исследования личности — метод биодрамы, благодаря которому получают и интерпретируют информацию о развитии личности на протяжении всей жизни. Для получения данных применяется автобиография.

    Применяется метод управляемой фантазии. Он заключается в приведении предмета в определенный образ и создании в нем соответствующего эмоционального состояния.

    Широко используются имитационные игры, позволяющие повысить уровень осознанности, независимости и обоснованности при принятии решений о выборе профессии.

    Сбор независимых характеристик оптанта осуществляется с помощью серии анкет для родителей. для классного руководителя и для школьного врача. Одним из важных и обязательных элементов диагностической части является профконсультационная беседа, в которой предполагается сообщение о разновидностях профессий, путях и реализации профессиональных планов, определения особенностей поведения и личности школьника, уточнение результатов психодиагностического исследования и вносятся коррекции в планы школьников.

    К психодиагностическому обследованию не допускются:

    • лица. находящиеся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
    • лица. находящиеся в предстрессовом или послестрессовом состоянии;
    • больные люди или люди. жалующиеся на недомогание;
    • лица, пришедшие на консультацию после тяжелой работы или чувствующие себя усталыми;
    • испытуемые обязательно относящиеся к психодиагностическому обследованию.

    3) выработка конкретных рекомендаций.

    Основные элементы этого этапа:

    • установление соответствия личного профессионального плана (ЛПП) особенностям школьника;
    • конкретизация, переделка или создание нового плана в случае расхождения ЛПП и психологических характеристик человека;
    • выработка запасных вариантов и путей рализации намеченных профессиональных планов

    1.3 Профессиональная пригодность

    В связи с проблемами профессионального самоопределения важную роль приобретает психологический аспект, связанный с установлением границ профессиональной пригодности.

    Профессиональная пригодность – это вероятностная характеристика, отражающая возможности человека по овладению какой-либо профессиональной деятельностью (с. 356, [7]).

    Основными компонентами пригодности человека к работе являются:

    • гражданские качества (моральный облик, отношение к обществу).

      Отсутствие этих качеств делает учителя, судью, руководителя и т. д. профессионально непригодным;

    • отношение к труду, к профессии, интересы, склонности к данной области труда;
    • общая дееспособность (физическая и умственная): широта и глубина познания, самодисциплина, развитый самоконтроль, бескорыстная инициатива, активность;
    • специальные способности, т. е. качества, необходимые в определенных видах деятельности;
    • знания, навыки, опыт, выучка в данной профессиональной области.

    В профотборе профессиональная пригодность может оцениваться по нескольким критериям: по медицинским показателям – внимание обращается на ряд противопоказаний, которые могут предопределить снижение надежности в работе и способствовать развитию заболеваний, связанных с профессиональной деятельностью; отбор по данным образовательного ценза – направлен на выделение тех лиц, знания которых обеспечивают успешное овладение или выполнение данных профессиональных обязанностей;

    1.4 Этика проведения профконсультационной работы.

    Этическая сторона процесса профессионального консультирования предполагает соблюдение ряда этических норм во время собеседования и психодиагностического обследования. Психолог должен в первую очередь гарантировать конфиденциальность профессиональной консультации.

    Необходимо уважительно относится к испытуемому. необходимо избегать в процессе диагностических методов обследования вопросов, дискриминирующих человека, наносящих ущерб его достоинству и престижу.

    Важно соблюдение профконсультантом профессиональной тайны. Он должен гарантировать офтальмологу конфиденциальность результатов психодиагностических обследований и собеседований. Информация о студенте может быть передана заинтересованным лицам только с его добровольного согласия.

    Профконсультационное заключение должно носить рекомендательный характер. Оптант может придерживаться его по своему желанию.

    Успех профессиональной консультации во многом зависит от самого консультанта, его навыков, опыта и личных качеств. Профконсультант должен:

    • проявлять интерес к людям, с которыми он имеет дело, к их поведению;
    • владеть методикой проведения консультации, иметь профессиональные знания в различных областях психологии;
    • иметь хорошую междисциплинарную подготовку;
    • обладать достаточно высокой общей культурой, быть высокоэрудированным человеком;
    • уметь принимать решения в неожиданных ситуациях;
    • обладать определенной социальной приспосабливаемостью (в связи с разнообразием контингента, нуждающегося в совете специалиста по выбору профессии).

    2 Методика исследования

    Целью психологического исследования было выявление факторов, влияющих на выбор профессии. Базой экспериментальных исследований является Белорусский национальный технический университет.

    Экспериментальное исследование заключалось было проведено анкетирование студентов третьего курса группы 109501 (специальность “Трудовое обучение”); в опросе участвовало 20 человек.

    Сущность проводимого исследования:

    в качестве исходного материала для исследования были составлены карточки с вопросами для студентов (см. Приложение 1).

    Результаты исследования получили психолого-педагогическую интерпретацию.

    3 Анализ результатов исследования

    Результаты проведенного исследования сведены в таблицу 3.1.

    Таблица 3.1. Результаты исследования отношения студентов к профессии преподаватель

    Номер вопроса Результаты, чел.
    3 Да Нет
    1 19
    4 а б в г д е ж з и к
    0 6 4 0 0 0 0 0 0 10
    5 а б в г д
    0 7 2 1 10
    6 а б в г д е ж
    2 1 5 2 4 6 1
    7 а б в г д е ж з и к
    1 2 2 2 0 1 1 5 2 4
    8 Да Нет
    2 18
    9 Да Нет
    18 2

    Интерпретация результатов исследования

    Проанализировав данные, полученные в ходе исследований, можно сделать выводы:

    Практически все студенты данной группы (95%) до поступления в университет нигде не работали.

    Выяснилось, что на 50% опрошенных при выборе профессии действовали субъективные факторы (их собственные интересы, склонности и т. д.).

    На 30% студентов повлияли родители; на 20% — участие в общественной работе с учащимися.

    Всего 35% студентов признали, что профессия “преподаватель” им нравится. 50% пока не определились.

    30% опрошенных считают, что самое главное качество преподавателя — это хорошо и доступно передавать знания; 25% считают, что самое главное в преподавателе – это выдержка и самообладание и 20% считают, что лучший преподаватель тот, кто любит науку, которую он преподает.

    25% опрошенных студентов считают, что самое сложное в работе преподавателя – это сохранение спокойствия в сложных ситуациях, т. е. эта работа требует высокого самообладания. 20% студентов видят трудность в достижении целей урока, т. е. в обучении, развитии и воспитании учащихся. 10% опрошенных ответили, что видят трудности в необходимости в однообразии, в необходимости специального педагогического образования и в умении доходчиво объяснять.

    Опрос показал, что большинство опрашиваемых (90%) не имеют собственной библиотеки по избранной профессии, но при это они читали о профессии преподавателя.

    Профессиональные планы школьников формируются под воздействием множества факторов, которые можно подразделить на объективные и субъективные. К объективным факторам относятся внешние по отношению к личности факторы: семья, ближайшее окружение, средства массовой информации и ряд других. К субъективным факторам относятся интересы, склонности личности, ценностные ориентации, способности, уровень притязаний и др.

    Объективные факторы.

    Одним из наиболее сильных факторов, влияющих на личность, является семья.

    Прежде всего, установлено влияние социального положения родителей на формирование профессиональных планов школьников. Дети родителей, имеющих высшее образование, связывают свои планы с поступлением в высшие учебные заведения, в то время как дети родителей из среды рабочих имеют гораздо меньшую тенденцию к получению высшего образования. В семьях работников интеллектуального труда получение высшего образования становится обязательным требованием и выступает в качестве своеобразной самоцели. Это приводит к жесткой фиксации цели, что отрицательно сказывается на личности в случае недостижения цели. У них имеется “второй вариант” в случае непоступления в ВУЗ, а также смена путей достижения цели, что выражается в совмещении работы и учебы.

    Влияние родителей на выбор профессии (c. 337, [7]):

    • прямое наследование профессии родителей, продолжение семейного бизнеса;
    • родители оказывают влияние, обучая своей профессии;
    • родители влияют на интересы и занятия детей с самого раннего возраста, поощряя или осуждая их интересы и увлечения, воздействуя своей семейной атмосферой;
    • родители воздействуют своим примером;
    • родители направляют или ограничивают выбор своих детей, настраивая на продолжение или прекращение обучения, на определенной школе или вузе, определенной специализации ( внутренние мотивы родителей могут быть при этом различны, неосознанное желание родителей осуществить свои профессиональные мечты через детей;
    • неверие в возможности ребенка;
    • материальные соображения;
    • желание, чтобы ребенок достиг более высокого социального статуса и пр.);
    • на выбор детей оказывает влияние то, как родители оценивают тот или иной вид деятельности, определенные профессии.

    Существенное влияние на формирование профессиональных планов оказывают и взаимоотношения в семье (с.28, [2]).

    Наличие в семье атмосферы сотрудничества и взаимной поддержки, четкого распределения функций, преобладание методов поощрения и убеждения толкает ребенка на закрепление этой системы отношений и поддержание её в будущей жизни, в том числе и при выборе профессии. Дети из таких семей выбирают профессии, связанные с работой с людьми. Преобладание во взаимоотношениях между родителями и детьми эмоциональной стороны способствует профориентации детей в сферу искусства. Существование в семье атмосферы отчуждения, преобладание методов наказания приводят к тому, что в своей жизни ребёнок избегать контактов с людьми и выбирает профессии из “мира вещей”.

    Кроме семьи, одним из основных социальных институтов, является школа. В ней формируются интересы школьников. Представление о различных видах труда, профессиональные навыки и умения. Она даёт учащимся необходимые знания о природе и обществе. Школа осуществляет целенаправленную работу по обучению детей на основе имеющихся учебных планов и программ.

    Большое влияние оказывает на формирование профессиональной направленности школьников и личность учителя. Причём дети усваивают не только программный материал, но и манеру поведения данного учителя, его взгляды и ориентации.

    фактором социальной среды является группа сверстников. Круг друзей представляет собой устойчивое образование регулярно лиц. Воздействие сверстников на личность школьника облегчается тем, что круг друзей, как правило, выбирается им самим исходя из индивидуальных предпочтений, интересов. Выявить причины выбора той или иной профессии поможет анализ ближайшего окружения школьника: рода занятий друзей и их родителей, ролевой структуры группы и особенностей поведения школьника в ней.

    На выбор молодыми людьми специальности в значительной степени влияют ожидания общества по поводу того, какую работу должны осуществлять мужчины, а какую – женщины.

    Некоторые девушки, особенно с невысоким уровнем образования, не имеют серьезной мотивации на достижение успеха в профессиональной карьере, рассматривая профессию как временное занятие до замужества.

    Субъективные факторы.

    Один из наиболее мощных факторов, определяющих выбор профессии, — интересы личности (эмоционально окрашенное избирательное к определенным предметам и видам деятельности, предполагает активизацию познавательной активности человека, желание более глубоко, подробно и всесторонне ознакомиться с избранным видом деятельности).

    Понятие “интерес” тесно связано с понятием “склонности”.

    Отличие склонностей от интересов заключается в их практической направленности. Если интерес представляет собой направленность на познание каких-то явлений, то склонность направлена на деятельность. Склонности являются реализацией интересов в конкретной деятельности.

    Как динамическая личностная тенденция интерес описывается рядом характеристик, учет которых важен при проведении профконсультационной работы:

    Содержание интересов.

    Широта интересов.

    Глубина интереса.

    Устойчивость интереса.

    Ряд групп учащихся, характеризующихся различными проявлениями различными интересов (с. 32,[2]).

    В первую группу вошли школьники с широким кругом активных интересов, среди которых выделяется глубокий специализированный центральный интерес. Вся учебная и неучебная деятельность таких школьников подчиняется указанному интересу, носит творческий характер.

    Во вторую группу вошли учащиеся, у которых наблюдается также широкий круг разнообразных активных интересов, но изолированных друг от друга, непостоянных. Процесс выбора профессии у таких ребят характеризуется отсутствием собственных намерений и зависит от внешних факторов. Школьники третьей группы имеют ограниченный круг интересов, связанных с определенной областью знаний. Интересы имеют среднюю выраженность, пассивны и не побуждают к поискам соответствующей деятельности. Устойчивость реализовать интерес определяется внешними моментами.

    Школьники четвертой группы имеют узкий круг интересов, изолированных и несвязанных друг с другом. Выраженность остальных интересов слабая. Такие учащиеся увлекаются только каким-то определенным предметом и связывают с ним свои профессиональные планы.

    Пятая группа школьников имеет интересы диффузного характера, отличающиеся пассивностью. Любимого дела у таких учащихся нет, профессиональная направленность отсутствует. Выбор профессии целиком зависит от внешних факторов.

    Высший уровень профессионального интереса – собственно профессиональный интерес. Он характеризуется большой интенсивностью внимания, волевых усилий и эмоциональных переживаний. На этом уровне субъект принимает осознанное решение превратить определенную деятельность (хобби) в профессиональную. Интересы становятся постоянными, обобщенными и осознанными, они связываются с другими ценностными ориентациями личности.

    Профессиональные намерения на практике не всегда прямо и непосредственно выступают из познавательных интересов. В таких случаях наблюдается отсутствие связи между интересами и обоснованным самоопределением. Здесь происходит изменение направленности интереса, когда доминирующий интерес определяет не выбор профессии, а выбор “хобби”, которому школьники посвящают своё время. Любовь к делу остаётся, но профессия выбирается иная.

    Причинами рассогласования познавательных интересов и профессиональных намерений могут являться:

    • отсутствие информации о видах профессиональной деятельности, в которой могут найти удовлетворение имеющиеся познавательные интересы;
    • ориентация школьников только на учебную деятельность;
    • неправильное отношение к получаемым в школе знаниям, отрыв их от решения практических проблем.

    Одна из главных причин несоответствия профессиональных планов и познавательных интересов – наличие более широкой мотивационной основы выбора профессии. Интересы являются часто ведущими, но отнюдь не единственными мотивами выбора профессии. Для установления соответствия между интересами и профессиональными планами необходимо выявить воздействие других ценностей на выбор профессии, определить место интересов мотивов выбора.

    При исследовании процесса формирования выбора профессии определили, что профессиональные планы складываются у разных людей на различной основе. Н.Д. Левитов отмечает, что разные виды деятельности оцениваются сначала с точки зрения интереса подростка, затем с точки зрения способностей и, наконец, с точки зрения системы его ценностей (c.40, [2]).

    Таким образом, в формировании профессиональных планов важное место принадлежит способностям индивида.

    К субъективным факторам относятся способности личности.

    Под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности человека, обусловливающие успешность его деятельности и не сводимые к знаниям, умениям, навыкам

    В.Д. Шадриков подходит к определению способностей с позиции функциональной системы деятельности. Способности рассматриваются им как свойство функциональной системы, реализующей отдельные психические функции. Они имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии выполнения деятельности. В этом плане способности могут существовать до деятельности и выступать в качестве возможностей.

    Процесс формирования профессиональных способностей осуществляется путем развития функциональных и операционных механизмов психических функций и придания им черт оперативности. Применительно к процессу профконсультации это означает, что у школьников до деятельности существуют способности, которые имеют определённый уровень выраженности функциональных и оперативных механизмов. Но эти механизмы не приспособлены к конкретной деятельности. В процессе выполнения профессиональной деятельности происходит операционных механизмов в соответствии с её требованиями.

    Одна из главных задач профконсультации – выявление общих способностей и прогнозирование их развития, определение их места в структуре профессиональных способностей (с.37,[2]).

    Процесс профессионализации общих механизмов способностей осуществляется под влиянием многих факторов, среди которых важную роль играют интересы школьников, их устойчивость и уровень выраженности. Поэтому для решения профконсультационных задач необходимо рассматривать совокупность влияния интересов и способностей на процесс формирования профессиональных планов. Развитие интереса к определенному виду труда, реализуемого в этой же деятельности, протекает успешно, если оно подкреплено соответствующими способностями (с.37,[2]).

    Высокая успешность деятельности, подкрепленная положительными эмоциями, обусловливает и другой вид интересов и способностей, когда интересы выступают как фактор дальнейшего развития и совершенствования способностей.

    В реальной ситуации выбора одним из решающих факторов формирования профессиональных планов выступает не объективный уровень выраженности способностей, а их самооценка.

    Под самооценкой обычно понимается отношение человека к себе , своим возможностям, желаниям, особенностям личности и поведения. Она всегда носит оттенок субъективности и отражает особенности приобретенного личного опыта, степень его осознанности. В значительной мере самооценка связана с психологическими характеристиками личности: темпераментом, способностями, чертами характера. В зависимости от различных свойств личности самооценка может быть более или менее устойчивой, а также разной степени адекватности. С этой точки зрения самооценка может быть завышенной и заниженной. Высшим уровнем самооценки является адекватное отношение к себе. Оно устанавливается на основе реальных проявлений личности в деятельности и поведении, а также в оценках окружающих.В основном наблюдается такая зависимость: чем выше уровень развития способностей, тем адекватнее самооценка, и наоборот.

    В процессе профессионального самоопределения самооценка играет важную роль в формировании представления о профессии и о себе.

    На формирование самооценки большую роль оказывает социальное окружение, в котором находится человек, его успехи в деятельности. В процессе профессионального самоопределения происходит формирование различных образов эталонов самого себя и профессиональных требований, которые складываются под влиянием идеалов и оценок родителей, друзей, сверстников, и , наконец, самого человека.

    Самооценка личности – это неотъемлемая черта уровня притязаний, под которым понимается степень трудности целей, поставленных личностью. Уровень притязаний тоже может быть средним, завышенным и заниженным. Завышенный уровень притязаний возникает вследствие расхождения завышенной самооценкой и реальными возможностями. Это приводит к нереалистическим профессиональным планам, а также у человека появляется зазнайство, высокомерие, некритическое отношение к себе. Причиной возникновения завышенного уровня притязаний часто становятся неадекватные оценки со стороны окружающих, особенно родителей, чрезмерное поощрение за успехи в деятельности и т. п.

    Заниженный уровень притязаний возникает вследствие расхождения между низким уровнем самооценки своих способностей и их реальным уровнем развитием. Он формируется в результате частых закрепленных в памяти неудач. Низкий уровень притязаний не дает личности полностью раскрыться, реализовать свои возможности, порождает неуверенность в своих силах, пассивность, робость, тревожность.

    Заключение

    В наше время накоплен значительный опыт профориентационной работы, разработаны принципы, методы, формы и система профориентации молодежи. Этому активно способствует взаимодействие педагогических коллективов, различные предприятия, средства массовой информации.

    Организационную роль в работе по профориентации учащейся молодежи призваны также выполнять учебно-методические кабинеты. Такие кабинеты созданы и успешно работают в общеобразовательных школах, в учебно-производственных комбинатах (УПК), в профессионально-технических училищах (ПТУ) и на базовых предприятиях многих районов районные центры профессинальной ориентации.

    Необходимо, чтобы каждый абитуриент перед поступлением проходил не только медицинское обследование, но и психологическое. Психолог должен объяснить все недостатки и достоинства выбранной профессии, чтобы в процессе обучения и работы не произошло разочарования в выбранном жизненном пути, т. е. учащийся должен осознанно выбирать профессию.

    Однако в ходе разговора со студентами выяснилось, что не все после окончания ВУЗа собираются работать преподавателями. Многие хотят получать второе высшее образование. Это связано с социальным положением людей данной профессии (низкая зарплата, неудовлетворительные условия труда).

    А также с трудностями, с которыми сталкивается каждый преподаватель.

    Список использованной литературы

    [Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/professionalnaya-orientatsiya-kak-sistema/

    Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. — М.: Изд-во МГУ, 1987. – 132.

    Климов Е.А. Как выбирать профессию. — М.: Просвещение, 1990. -159с.

    Назимов И.Н. Профориентация и профотбор в социалистическом обществе. М., 1972, 256 с.

    Орёл В.Е. Психологические основы профориентационной работы со школьниками. Ярославль, 1990, 83 с.

    Платонов К.К. Проблемы способностей. М., 1974, 312с.

    Составление и использование психологических характеристик профессий в целях профориентации. – Ленинград, 1988. – 25с.

    Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – 512с.

    Школа и выбор профессии. /Под ред. А.Е.Голомштока, М., 1970, 238 с.

    Приложение

    Бланк карточки с вопросами для учащихся.

    Похожие рефераты:

    1. Фамилия, имя, отчество.

    2. Какую и когда окончили школу?

    3. Работали ли вы до поступления в университет? Если да, то где и кем?

    4. Кто помог вам избрать профессию преподавателя?

    а)