Гарантии местного самоуправления

Курсовая работа

Конституция Российской Федерации, определяя российское государство как демократическое, закрепляет важнейшие устои его демократизма, находящие выражение прежде всего в народовластии, разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную, идеологическом и политическом многообразии, а также местном самоуправлении. Местное самоуправление признаётся и гарантируется в статьях 3 (п.2), 12, 130-133 и др. В статье 2 Конституции и Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» прямо говорится: «Местное самоуправление как выражение власти народа является одной из основ конституционного строя». Российской Федерации”.

Признание местного самоуправления в качестве одной из основ конституционного строя предполагает установление децентрализованной системы управления, закрепление иных основ взаимоотношений федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Поэтому их нельзя рассматривать как структурное подразделение системы государственного управления. Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” определяет предметы ведения местного самоуправления, затем разграничивает полномочия органов государственной власти РФ (ст.4) и органов государственной власти субъектов РФ (ст.5) в области местного самоуправления.

Статьи 32 (п.2) и 130 Конституции РФ определяют местное самоуправление как право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения путём формирование органов местного самоуправления и через прямое участие (референдумы, выборы и другие формы волеизъявления) граждан в интересах всего населения. Российское законодательство признает население городских и сельских поселений основным субъектом права на самоуправление. Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” закрепил: “Население городского, сельского поселения независимо от его численности не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления” (ст.12).

Право населения на местную автономию гарантируется правом каждого гражданина Российской Федерации осуществлять местную автономию. Это право закреплено в статье 3 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. Согласно данной статье Закона граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

7 стр., 3440 слов

Система местного самоуправления в Российской Федерации

... власти. Только после принятия федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» началось его настоящее возрождение. В этот период органы местного самоуправления ... принцип сословности и самостоятельности в местном самоуправлении, издала несколько актов, которые и определили систему местного самоуправления вплоть до введения Александром II ...

Гражданам гарантируется право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, право равного доступа к муниципальной службе, право обращаться в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления и др.

Право населения на осуществление местной автономии предполагает и другие формы его реализации. Это прежде всего территориальное общественное самоуправление, под которым закон понимает самоорганизацию граждан по месту жительства на части территории муниципального образования (это может быть и территория поселения, не являющегося муниципальным образованием, и территории микрорайонов, кварталов, улиц, дворов) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения.

И наконец, согласно статье 3 Конституции РФ народ осуществляет свою власть: а) непосредственно (т.е. путём референдумов, выборов); б) через органы государственной власти; в) через органы местного самоуправления. Следовательно, местное самоуправление является одной из форм осуществления людьми своей власти.

Определение местной автономии, характеризующей ее как форму правления народа, содержится в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. Статья 2 данного Закона гласит: “Местное самоуправление в Российской Федерации ¾ признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций”.

Хотя законодатель констатирует тот факт, что местное самоуправление автономно не только в решении вопросов местного значения, но и в несении ответственности за свои действия, следует отметить, что местное самоуправление не является замкнутым для государства образованием, как бы “государством в государстве”. В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления могут быть наделены определенными государственными полномочиями, участвовать в выполнении государственных функций. При этом государственные органы вправе осуществлять контроль за их выполнением, а также осуществлять контроль за соответствием Конституции, законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации действиям органов местного самоуправления и их органов в решении различных вопросов местного значения. Однако федеральный закон запрещает осуществление местного самоуправления государственными органами и должностными лицами. Это означает, что местная автономия не может быть отнесена исключительно к институтам гражданского общества, потому что местная автономия — это не просто форма самоорганизации населения для решения местных проблем. Это и форма осуществления публичной власти, власти народа. Следовательно, муниципальная власть и государственная власть — это две формы народной власти.

36 стр., 17819 слов

Местное самоуправление

... общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» начался новый этап реформирования местных органов власти по пути углубления их демократических начал. Конституцией Российской Федерации (статьей 12) местное самоуправление отнесено к числу важнейшей ...

Итак, местное самоуправление как форма народовластия имеет следующие основные признаки:

местное самоуправление имеет особый субъект: население муниципального образования

2) местное самоуправление ¾ особая форма демократического механизма управления обществом и государством ;

местное самоуправление имеет особый объект управления: вопросы местного значения

местное самоуправление имеет особую форму организации и осуществления власти: самостоятельность

местное самоуправление осуществляет свою деятельность под собственную ответственность

§ 1. Понятие и система гарантий местного самоуправления

Важнейшим и необходимым условием полноценной и эффективной реализации задач и функций местного самоуправления является гарантия прав местного самоуправления.

Система гарантий

общие гарантии

1. Общие гарантии.

служат предпосылками стимулирования развития местного самоуправления;

  • обеспечивают определенную устойчивость и стабильность в деятельности органов местного самоуправления;
  • создают реальные возможности для наиболее полной реализа­ции норм, устанавливающих компетенцию органов местного самоуправления.

Экономической

свободы экономической деятельности, предпринимательст­ва и труда;

  • разнообразия и равноправия форм собственности, включая и муниципальную собственность; их равной правовой защиты и др.

Политические

система государст­венной власти, основанная на принципах разделения властей, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами госу­дарственной власти субъектов Российской Федерации;

  • народо­властие, осуществляемое на основе политического и идеологичес­кого многообразия непосредственно народом, а также через ор­ганы государственной власти и органы местного самоуправления;
  • самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий; полнота и гарантированность основных прав и сво­бод человека и гражданина и др.

Духовными гарантиями

При этом необходимо учитывать, что наше общество и госу­дарство переживают сегодня сложный процесс реформирования, перехода к новому качественному состоянию, и поэтому те осно­вы и принципы политической, экономической и духовной орга­низации общества, которые выступают одновременно предпосыл­ками и основами развития местного самоуправления, также нуж­даются в поддержке и укреплении. Это возможно только на пути к формированию демократического и правового государства, в котором в полной мере созданы и гарантированы необходимые условия для развития местной автономии. Пока что сделаны только первые, но очень важные шаги в этом направлении, определяющие вектор нашего общественного развития.

2. Специальные (юридические) гарантии

Целевое назначение гарантий состоит в том, чтобы обеспечить правовыми средствами:

  • организационную и материально-финансовую самостоятель­ность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения;
  • защиту прав местного самоуправления и создание благопри­ятных возможностей для их наиболее полной реализации.

§ 2. Гарантии, обеспечивающие организационную самостоятельность местного самоуправления

35 стр., 17272 слов

Организационные основы местного самоуправления в РФ

... исследования сформулированы его основные задачи: проанализировать становление теории местного самоуправления в Российской Федерации с учетом мирового опыта; оценить и уяснить реальную ситуацию организационных основ местного самоуправления в РФ. Для достижения поставленной цели избран системный подход ...

Организационные основы местных автономий, принципы определения компетенции местных властей, санкционированные законодательством о местных автономиях, являются одними из гарантий, обеспечивающих организационную автономию местных автономий.

Статья 3 Конституции Российской Федерации гласит, что народ осуществляет свою власть напрямую, а также через государственные органы и органы местного самоуправления. Следовательно, государство признает местное самоуправление как независимый уровень людей, осуществляющих свою власть. Отсюда следует, что власть местного самоуправления должна быть органически отделена от государственной власти и действовать автономно в определенных пределах.

1. Положение статьи 12 Конституции Российской Федерации, согласно которому органы местного публичного управления не входят в систему органов государственной власти. Это означает, что органы местного самоуправления не являются звеньями еди­ной иерархической системы органов государственной власти, построенной на основе принципов строгой подотчетности ниже­стоящих органов вышестоящим, руководства вышестоящих орга­нов нижестоящими органами (что было характерно для советской Организации власти на местах).

Развивая конституционные положения об организационной самостоятельности местного самоуправления Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации” устанавливает, что осуществление местного самоуправления органами государственной власти и госу­дарственными должностными лицами не допускается (ст. 14).

2. Самостоятельность определения населением структуры ор­ганов местного самоуправления гарантируется Конституцией Российской федерации (ст. 131).

Следовательно, население впра­ве непосредственно (например, путем референдума), а также через выборные органы местного самоуправления определять формы и пути реализации местного самоуправления, его органи­зационную структуру и процедуры деятельности.

В соответствии со статьей 130 Конституции Российской Федерации местная автономия осуществляется гражданами посредством референдумов, выборов и иных форм прямого волеизъявления, через выборные органы и другие органы местного самоуправления. Устав муниципального образования, отражающий особенности организации и осуществления местного самоуправления и учитывающий исторические и иные местные традиции, принимается представительным органом местного самоуправления или выносится на местный референдум. В нем указываются: структура и порядок формирования органов местного самоуправления; на­именование выборных и других органов местного самоуправле­ния; срок полномочий депутатов представительных органов мест­ного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления; формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения.

Субъекты Российской Федерации, регулируя деятельность ор­ганов местного самоуправления, не вправе предусматривать обя­зательное формирование каких-либо иных (кроме выборных) органов местного самоуправления. В постановлении Конституци­онного Суда Российской Федерации “По делу о проверке консти­туционности ряда положений Устава — Основного Закона Читин­ской области” от 1 февраля 1996 г. отмечается, что статья Устава Читинской области, предписывающая органам местного самоуп­равления образовывать свои исполнительные органы, не соответ­ствует Конституции Российской Федерации. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не содержит понятия «исполнительные органы местного самоуправления», которые требуют наличия только выборных органов муниципальных образований. Формирование других органов местного самоуправления оставлено на усмотрение самих муниципалитетов.

5 стр., 2181 слов

Формы осуществления местного самоуправления

... организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 27) наряду с такими формами участия населения в осуществлении местного самоуправления, как местный референдум, муниципальные выборы, собрания (сходы) граждан, территориальное общественное самоуправление граждан, законотворческая инициатива, обращение граждан в органы местного самоуправления, ...

3. Организационная независимость местного самоуправления, его обособленность в системе управления предполагает, что назначение должностных лиц местного самоуправления, формирование органов местного самоуправления, кадровая политика — это ответственность муниципальных образований.

Федеральный закон “Об общих принципах организации мест­ного самоуправления в Российской Федерации” запрещает обра­зование органов местного самоуправления, назначение должност­ных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами (ст. 17).

Правовая регламентация муниципальной службы, включаю­щая требования к должностям, статус муниципального служаще­го, устав и порядок прохождения муниципальной службы, управ­ление службой, определяется уставом муниципального образова­ния в соответствии с законами субъектов Российской Федерации и федеральным законом,

4. Контроль государственных органов за деятельностью органов местного самоуправления имеет определенные ограничения в связи с организационной самостоятельностью муниципальных органов. Решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, принявшими их либо признанными недействительными по решению суда. Досрочное прекращение полно­мочий соответствующего органа местного самоуправления, вы­борного должностного лица возможно по решению законодатель­ного (представительного) органа государственной власти субъек­та Российской Федерации, с соблюдением особой процедуры, установленной статьей 49 федерального закона “Об общих прин­ципах организации местного самоуправления в Российской фе­дерации”.

Условия и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий определяются соответственно федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

5. Для автономного решения вопросов местного значения и возложенных на них задач органы местного самоуправления обладают собственными полномочиями.

Федеральные законы, законы субъектов Российской Федера­ции, устанавливающие нормы муниципального права, не могут противоречить Конституции Российской Федерации, федераль­ному закону “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации”, ограничивать гарантиро­ванные им права местного самоуправления. Закон устанавливает вопросы компетенции местных автономий, перечисляя вопросы местного значения, которые самостоятельно решаются органами местной автономии.

Подчинение одного муниципального образования другому не допускается законом.

6 стр., 2810 слов

Модель местного самоуправления в России

... компетенции органов местного самоуправления; 3) определение полномочий органов государственной власти в сфере местного самоуправления; 4) делегирование отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления; 5) осуществление контроля за деятельностью местного самоуправления . Таким образом, конституционную модель местного самоуправления в Российской Федерации можно охарактеризовать ...

6. Гарантией организационной самостоятельности местного самоуправления является право муниципальных образований иметь собственную символику (гербы, эмблемы, другую символи­ку), отражающую исторические, культурные, социально-эконо­мические, национальные и иные местные традиции.

допускается изменение границ территорий, на которых осуществляется местное самоуправление, в соответствии со статьей 131 Конституции Российской Федерации с учетом мнения населения соответствующих территорий. При этом в субъектах Российской Федерации законом установлены гарантии учета мнения населения при решении задач, связанных с изменением границ муниципального образования.

§ 3. Гарантии, обеспечивающие финансово-экономическую самостоятельность местного самоуправления

Автономия местных автономий возможна только при наличии достаточных материальных и финансовых ресурсов, соизмеримых с функциями и полномочиями, возлагаемыми законодательством на органы местной автономии.

Важнейшей общей гарантией, обеспечивающей независимость местного самоуправления при решении вопросов местного значения, является закрепленная законодательством финансово-экономическая основа местного самоуправления.

Федеральный закон “Об общих принципах организации мест­ного самоуправления в Российской Федерации” закрепляет в качестве обязательных атрибутов муниципального образования муниципальную собственность и местный бюджет (ст. 1).

При этом Закон устанавливает, что муниципальным образова­ниям должна обеспечиваться экономическая и финансовая само­стоятельность в соответствии с разграничением предметов веде­ния между муниципальными образованиями (ст. б).

1. Органы местного самоуправления автономно управляют муниципальным наследием, признанным и в равной степени охраняемым государством наряду с другими формами собственности.

Органы местного самоуправления вправе совершать разрешенные законодательством операции с муниципальным имуществом, определять в договорах и соглашениях условия пользования приватизированными или переданными в пользование объектами муниципальной собственности. При этом порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются муниципальным органом самостоятельно. Поступления от приватизации муниципальной собственности полностью перечисляются в местный бюджет.

2. Органы местного самоуправления вправе в соответствии с законом создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации. Они определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и муниципальных организаций, утверждают их уставы, назначают и освобождают руководителей этих предприятий, учреждений и организаций.

3. Статьи 4 и 5 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” возлагают на федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязанность обеспечить гарантии финансовой самостоятель­ности местного самоуправления.

Среди этих гарантий в законе говорится о предоставлении этими государственными органами минимальных местных бюджетов, обеспечивающих источники доходов для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов.

6 стр., 2603 слов

Основные теории местного самоуправления («Конституционные основы ...

... обусловлена. В качестве положений, отражающих общественную теорию местного самоуправления, обычно указываются положения ст. 12 Конституции Российской Федерации об организационной обособленности органов местного самоуправления относительно системы органов государственной власти. Отмечается также невозможность (а иногда и ...

4. Соответствующие государственные органы обязаны финансировать реализацию определенных государственных полномочий, которые по закону могут быть переданы органам местного самоуправления. Кроме того, они обязаны возмещать органам местного самоуправления дополнительные расходы, вызванные решениями федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

5. Финансовая независимость местного самоуправления гарантируется конституционным правом органов местного самоуправления самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет.

Органы местного самоуправления также вправе создавать целевые внебюджетные фонды. Кроме того, местные органы власти устанавливают местные налоги, сборы и льготы для их уплаты.

6. Органы местного самоуправления имеют право выдавать муниципальные ссуды, проводить лотереи, получать и выдавать ссуды, создавать муниципальные банки и другие финансовые и кредитные учреждения.

В интересах населения органы местного самоуправления в установленном законом порядке вправе осуществлять хозяйственную деятельность за рубежом.

§ 4. Судебная и иные правовые формы защиты местного самоуправления

Конституция Российской Федерации, федеральные законода­тельные акты, законодательные и иные правовые акты субъектов Российской Федерации, гарантируя местное самоуправление, ус­танавливают систему правовых мер, направленных как на защиту нарушенных прав местного самоуправления, так и на предупреж­дение подобных нарушений.

1. Особую роль в системе гарантий, обеспечивающих правовую защиту местных автономий, играет конституционное право местных автономий на судебную защиту.

В условиях верховенства закона суд действует как независимый от какого-либо влияния орган, разрешающий споры по поводу нарушенных прав. Судебная власть Российской Федерации призвана способствовать обеспечению верховенства закона в государстве, укреплению верховенства закона, защите конституционного строя, одним из элементов которого является местная автономия, признанная и гарантируемая государством.

В соответствии со статьей 46 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” суд или арбитражный суд рассматривает иски о признании недействительными актов, нарушающих права местного самоуправления:

  • а) органов государственной власти и государственных долж­ностных лиц;
  • б) органов местного самоуправления и должностных лиц мест­ного самоуправления;
  • в) предприятий, учреждений и организаций;
  • г) общественных объединений.

Не только органы и должностные лица местного самоуправления, но и граждане, проживающие на территории муниципального образования, имеют право подавать такие жалобы в суд или арбитражный суд.

Закон также предусматривает судебную форму защиты прав муниципалитета в случае отказа в оформлении учредительного акта муниципалитета.

В некоторых случаях, прямо предусмотренных законом, местные администрации могут обратиться в суд для защиты нарушенных прав граждан, проживающих в муниципальном образовании. Так, в соответствии с Федеральным законом “О защите прав потребителей” органы местного самоуправления обращают­ся в суд в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей) с исками о признании действий продавца проти­воправными и прекращении этих действий.

12 стр., 5932 слов

Полномочия органов местного самоуправления в сфере образования

... и решение проблем образования лежит на местном уровне [11]. Компетенция органов местного самоуправления в сфере образования регулируется одновременно несколькими законодательными актами федерального уровня, а также нормативными правовыми актами на уровне субъекта Российской Федерации и локальными ...

Гарантией судебной защиты прав местного самоуправления является порядок признания недействительными решений орга­нов и должностных лиц местного самоуправления, предполагаю­щий, в частности, соответствующее решение суда по этому во­просу. Кроме того, именно заключение соответствующего суда субъекта Российской Федерации может являться основанием для рассмотрения законодательным (представительным) органом го­сударственной власти субъекта Российской Федерации вопроса о прекращении полномочий соответствующего органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуп­равления.

2. Гарантией правовой защиты местного самоуправления яв­ляется обязательность решений, принятых путем прямого воле­изъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Данные решения обязательны для исполнения всеми, расположенными на террито­рии муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами.

Статья 44 Федерального закона “Об общих принципах орга­низации местного самоуправления в Российской Федерации”, закрепляющая эту гарантию, устанавливает, что решения органов и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда.

При этом Закон предусматривает ответственность в соответ­ствии с действующим законодательством, которая наступает за неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов мест­ного самоуправления и должностных лиц местного самоуправ­ления.

3. Важным средством правовой защиты интересов местного самоуправления, его прав являются обращения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в органы государственной власти и к государственным должност­ным лицам. Эти обращения, в которых органы местного самоуп­равления и должностные лица местного самоуправления подни­мают вопросы защиты прав местного самоуправления, необходи­мости учета интересов муниципальных образований при реше­нии социально-экономических и иных вопросов, подлежат обяза­тельному рассмотрению. Органы и должностные лица местного самоуправления должны получить мотивированный ответ на свои обращения.

В целях организации постоянного взаимодействия федераль­ных органов исполнительной власти с органами местного самоуп­равления Правительство Российской Федерации приняло поста­новление “О некоторых мерах по организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами местно­го самоуправления” от 27 июня 1996 г. Такое взаимодействие служит, в частности, повышению качества разрабатываемых нор­мативных правовых актов по вопросам местного самоуправления. Согласно постановлению, федеральные органы исполнительной власти (перечень этих органов прилагается к постановлению) должны образовывать в пределах установленных штатной числен­ности и фонда заработной платы структурные подразделения по вопросам местного самоуправления либо возложить эти функции на действующие подразделения.

6 стр., 2567 слов

Местное самоуправление ФРГ

... основных ветвей власти: законодательной и исполнительной. Высшим органом местного самоуправления является городской совет или муниципальный совет. это муниципальное собрание, представительный орган, избираемый народом напрямую. Объект - местное самоуправление ФРГ. Предмет - особенности организации местного самоуправления в ФРГ. Цель ...

Органы местного самоуправления обращаются по вопросам своей деятельности также к предприятиям, учреждениям и орга­низациям, которые обязаны рассматривать эти обращения.

В целях большего учета интересов муниципальных образова­ний при законодательном регулировании субъектами Российской Федерации разнообразных вопросов регионального и местного

значения Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (ст. 45) на­деляет представительные органы местного самоуправления пра­вом законодательной инициативы в законодательном (представи­тельном) органе субъекта Российской Федерации.

4. Правовая защита местного самоуправления гарантируется деятельностью соответствующих государственных органов, кото­рые в пределах своих полномочий обеспечивают защиту прав местного самоуправления, учет их интересов при осуществлении государственной политики в различных сферах жизни общества.

Надзор за соблюдением законодательства о местном самоуп­равлении, права населения на местное самоуправление осущест­вляет прокуратура Российской Федерации.

Федеральным органом исполнительной власти, обеспечиваю­щим реализацию государственной политики в области местного самоуправления, является Министерство Российской Федерации по делам национальностей и федеративным отношениям, в структуре которого имеется Департамент по проблемам местного само­управления.

Значительная часть правовых актов по вопросам местного самоуправления принимается органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в которых могут содержаться положения, ущемляющие или ограничивающие права местного самоуправления. Помимо органов прокуратуры, которые осу­ществляют надзор за исполнением законов органами государст­венной власти субъектов Российской Федерации, важную функ­цию в этой сфере выполняет Министерство юстиции Российской Федерации. На Министерство юстиции Российской федерации возложено проведение юридической экспертизы правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Рос­сийской федерации, в том числе и по вопросам местного самоуп­равления.

В случае несоответствия правового акта Конституции Россий­ской Федерации или федеральному закону Министерство юсти­ции Российской федерации представляет мотивированное заклю­чение в орган государственной власти субъекта Российской фе­дерации, принявший акт, а также в установленном порядке в соответствующие федеральные органы государственной власти.

Муниципальные образования имеют возможность отстаивать свои интересы по вопросам местного самоуправления в Совете по местному самоуправлению при Президенте Российской Феде­рации. Совет является консультативным органом при Президенте Российской Федерации. Его возглавляет Председатель Правитель­ства Российской Федерации. В состав Совета по местному само­управлению при Президенте Российской Федерации входят ру­ководители органов государственной власти Российской Федера­ции и ее субъектов, органов местного самоуправления, предста­вители союзов и ассоциаций местного самоуправления.

К основным задачам Совета относятся, в частности, подготов­ка для Президента Российской Федерации рекомендаций по осу­ществлению и корректировке государственной политики в облас­ти местного самоуправления, разработка для Президента Россий­ской Федерации предложений по обеспечению согласованного взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федера­ции и органов местного самоуправления в ходе осуществления реформы местного самоуправления и т.д.

5. Правовая защита интересов и прав местного самоуправле­ния обеспечивается федеральными и региональными программа­ми развития местного самоуправления, принятие которых предус­матривает федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (ст. 4 и 5).

Например, постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1995 г. была утверждена Федеральная программа государст­венной поддержки местного самоуправления. Основными задача­ми Программы являются:

  • обеспечение разработки правовой основы для деятельности местного самоуправления, создающей условия для выполнения его функций;
  • создание необходимых условий для формирования развитой системы местного самоуправления;
  • обеспечение постепенного перехода от централизованного го­сударственного управления к децентрализованному управлению путем передачи муниципальным образованиям полномочий и ресурсов для самостоятельного решения вопросов местного зна­чения;
  • отработка форм взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • обеспечение правовых, финансовых и ресурсных гарантии прав местного самоуправления.

Реализация данной Программы была рассчитана на 1996—1998 гг. Обеспечению правовой защиты местного самоуправления служит право муниципальных образований объединяться в союзы и ассоциации. Главная цель таких объединений (общерос­сийских, региональных, межрегиональных) — координация дея­тельности муниципальных образований, более эффективное осу­ществление своих прав и интересов. Ассоциации и союзы мест­ного самоуправления подлежат регистрации в порядке, установ­ленном для некоммерческих организаций. Общероссийские объ­единения муниципальных образований участвуют в формирова­нии делегации Российской федерации в Конгрессе местных и региональных властей Европы, представляя интересы местного самоуправления в одной из палат Конгресса — Палате местных властей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Местное самоуправление является важнейшим элементом демократического государственного устройства. В частности — это неотъемлемая часть общегосударственной системы сдержек и противовесов. Наряду с сочетанием различных интересов на государственных уровнях РФ, субъектов РФ необходимо сочетание интересов государственных и интересов каждого отдельно взятого города, поселка, деревни, каждой каким-либо способом обособленной населенной территории. Роль выразителя таких интересов и призвано играть местное самоуправление. Чтобы эта роль была действенной, необходимо наличие у местного самоуправления полномочий на самостоятельное решение вопросов защиты интересов жителей, обусловленных фактом совместного проживания на соответствующей территории (вопросов местного значения), а также полномочий на участие в подготовке решений органов государственной власти, затрагивающих интересы жителей территории местного самоуправления.

Органы местного самоуправления призваны решать вопросы местного значения, создавать условия для обеспечения повседневных потребностей населения — но это и есть реализация одного из ключевых прав человека и гражданина, гарантируемых демократическими государствами — права на достойную жизнь. Таким образом, местное самоуправление не только оппонент, но и соратник государственной власти, а развитое, местное самоуправление освобождает органы государственной власти от «текучки», позволяет сконцентрироваться на решении общегосударственных проблем, способствует оптимизации государственного управления.

Поэтому, органы местного самоуправления должны иметь право на достаточную для осуществления своих функций и полномочий организационную и финансово- экономическую самостоятельность.

ЛИТЕРАТУРА

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/konstitutsionnyie-garantii-mestnogo-samoupravleniya/

1. Конституция Российской Федерации.

2. Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации.

4. Федеральный закон “Об основах муниципальной службы в Российской Федерации” от 8 января 1998 г.

5. Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. N 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 сентября 1997 г., N 39, ст. 4464.

6. Указ Президента РФ от 15 октября 1999 г. N 1370 «Об утверждении Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 18 октября 1999 г., №42, ст. 5011.

7. Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993 г., №41, 44, 46. Деловой вестник местного самоуправления №6. М. 1995 г.

8. Комментарии к Федеральному закону “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” под редакцией Ю.А. Тихомирова. ¾ М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА×М, 1999 г.

9. О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев. Муниципальное право Российской Федерации. М.: Юристъ, 1997 г.

10. В.Г. Стрекозов, Ю.Д. Казанчеев. Государственное (конституционное) право Российской Федерации. М.: Былина, 1995 г.

11. Муниципальное право: вопросы и ответы./ Под редакцией профессора А.И. Коваленко. ¾ М: Новый юрист, 1998 г.

12. Замотаев А. Местное самоуправление как элемент государственного устройства // Российская юстиция, 1996, № 6.

13. Замотаев А. Правовое обеспечение местного самоуправления // Российская юстиция, 1996, № 9.