Значение социальной сферы трудно переоценить, где бы ни происходила политика — часть государственной политики, которая своими действиями смягчает негативные последствия индивидуального и социального неравенства, социально-экономических потрясений в обществе. Государственное регулирование социально-экономических отношений, являясь одной из предпосылок экономического развития общества и особой формой хозяйствования, выступает важнейшей составляющей экономической политики государства.
Сложные конфликтные проблемы современного мира не могут быть решены только с помощью технологических инноваций и экономических средств.
Реализация возложенных на государство социальных функций осуществляется через систему законодательной и исполнительной власти на уровне Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Изучение социальных явлений и процессов проводится по всему миру. Только с помощью исследований и создания системы управления можно гарантировать удовлетворение социальных потребностей общества. это четкая стратегия управления социальной сферой и социальными процессами, гарантирующая решение экономических и социальных проблем развития общества.
Актуальность темы заключается в том, что управление социальными процессами и социальной сферой на всех уровнях государственного управления представляет собой сложную и сложную систему. Интегрированная система социальной политики — это деятельность государства, общества по гармонизации интересов различных социальных групп и социально-территориальных сообществ в области производства, распределения и потребления.
Основными целями социальной политики государства на современном этапе социально-экономического развития России являются:
- создание каждому дееспособному гражданину условий, позволяющих ему трудом, предприимчивостью поддерживать собственное благосостояние;
- усиление адресной социальной поддержки со стороны государства, в первую очередь слабо защищенных групп населения;
- осуществление комплексных мер и специальных программ в области оплаты труда и пенсионного обеспечения, политики занятости;
- реформирование социальной сферы на основе разумного сочетания принципов платности и бесплатности услуг здравоохранения, образования, культуры;
- формирование новой жилищной политики, общефедерального рынка жилья, стимулирования всех видов экономически эффективного жилищного строительства, изменение порядка оплаты населением жилья и коммунальных услуг.
Объект работы — муниципальное образование.
Налоговая политика и пути ее совершенствования
... проблем налоговой политики и возможно создать принципиально новую налоговую систему. В заключении предложены выводы по проделанной работе. Благополучие всего общества и богатство всего государства во многом зависят от продуманной, последовательной и рациональной фискальной политики. ГЛАВА ...
Предмет работы — социальная сфера.
Целью данной работы является рассмотрение управления социальной сферой муниципального образования.
Для достижения поставленной цели намечено решение следующих задач:
- выявить роль муниципального образования в реализации социальной политики;
- раскрыть муниципальное управление в сфере здравоохранения;
- изучить национальный проект «Здоровье»;
- произвести анализ реализации национального проекта здравоохранения в муниципальном образовании Богандинское Тюменского района;
- выявить перспективы развития управления в сфере здравоохранения в муниципальных образованиях.
Глава 1. Муниципальная социальная политика
1 Роль муниципального образования в реализации социальной политики
Социальная политика в Российской Федерации вытекает из конституционного определения России как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное человеческое развитие.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных; служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституции РФ).
Конституция гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 38-39) [1]
С этой целью в Российской Федерации развивается система государственных и муниципальных услуг, предусматривающая государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и престарелых, установление государственных пенсий, пособий и других гарантий социальной защиты.
Конституция провозглашает право каждого:
- на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37);
- на жилище (ст. 40);
- на медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет бюджетных средств, страховых взносов, и других: источников (ст. 41);
- на бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (ст. 43);
- на пользование учреждениями культуры и досуга и культурным ценностям (ст. 44) [1].
Российская система социальной политики базируется на принципах «кто ты есть» (наличие социальных пенсий и развитой системы категориальных льгот) и «что ты сделал» (система трудовых пенсий).
Принцип «что у вас есть» частично используется, например, для определения жилищных пособий и выплаты семейных пособий.
Одна из основных задач органов местного самоуправления — формирование и реализация муниципальной социальной политики. Муниципальная социальная политика — это система целей, задач и механизмов их реализации, направленная на обеспечение населения социальными услугами, поддержание и развитие социальной сферы муниципального образования.
Должность главы муниципального образования
... Постового Н.В. и др. Цель работы - изучить позицию главы муниципального образования. Задачи: раскрыть место главы муниципального образования среди исполнительных органов; изучить выборы и полномочия главы муниципального образования. 1. Место главы муниципального образования среди исполнительных органов Исполнительные органы ...
Муниципальная социальная политика строится в соответствии с социальной политикой государства и в сотрудничестве с органами государственной власти, в первую очередь с органами власти субъектов РФ. Через муниципальную социальную политику реализуются как собственные полномочия местного самоуправления, так и переданные на муниципальный уровень государственные полномочия в социальной сфере [7, C. 123].
Социальная сфера и социальная политика (государственная и муниципальная) может рассматриваться в широком и более узком смысле слова. В широком смысле социальная сфера включает в себя все, что обеспечивает жизнь человека. В этом понимании вся муниципальная политика является социальной. В более узком смысле под социальной сферой муниципального образования, как сказано, понимается сфера воспроизводства самого человека, его физических и духовных параметров, тогда как воспроизводство материально-вещественной среды обитания человека относится к градообслуживающей сфере.
Состояние социальной сферы в этом смысле служит интегральным показателем эффективности экономики страны, человечности юриспруденции и политического устройства общества, его духовности. Важнейшими задачами государственной социальной политики являются обеспечение целостности сообщества, его стабильность, возможность динамичного развития и предотвращение социальных конфликтов. Управление социальной сферой осуществляется на всех уровнях государственной власти: федеральном, региональном и муниципальном. Функции каждого уровня определяются в соответствии с законодательно разграниченными полномочиями [7, C. 125].
Таким образом, социальная политика муниципального образования направлена на оказание социальных услуг населению, поддержание и развитие социальной сферы муниципального образования. Муниципальная социальная политика строится в соответствии с социальной политикой государства и в сотрудничестве с органами государственной власти. Социальная политика реализуется через интересы людей и действует как управление интересами.
Соблюдение минимальных социальных стандартов и норм требует больших бюджетных затрат. В последние годы в России было принято большое количество федеральных законов, которые предусматривают определенные социальные льготы, не гарантированные финансированием. В связи с этим актуальна задача разумного ограничения общего количества социальных льгот и дифференциации социальных стандартов на федеральные, региональные и муниципальные. При этом важнейшие минимальные социальные стандарты должны остаться на федеральном уровне. Каждый уровень бюджетной системы должен финансировать принятые социальные стандарты и нормы и адаптировать их к имеющимся финансовым ресурсам.
Муниципальный уровень намерен реализовать методы, методы и механизмы достижения целей, определенных в рамках федеральной и региональной социальной политики, применительно к характеристикам конкретных территорий. Задача органов местного самоуправления по мере их приближения к населению — непосредственное предоставление комплекса социальных услуг, обеспечивающих условия жизни человека и его воспроизводство.
На основе региональных норм и норм органы местного самоуправления могут разрабатывать местные социальные нормы и нормы, учитывающие специфику конкретного муниципального образования.
Гарантии местного самоуправления
... государством ; местное самоуправление имеет особый объект управления: вопросы местного значения местное самоуправление имеет особую форму организации и осуществления власти: самостоятельность местное самоуправление осуществляет свою деятельность под собственную ответственность § 1. Понятие и система гарантий местного самоуправления ...
Фактический объем социальных услуг, предоставляемых населению органами местного самоуправления таков:
- комплексные центры социального обслуживания ветеранов и других социальных групп;
- социально-реабилитационные центры и социальные приюты для несовершеннолетних;
- дома инвалидов и престарелых;
- детские дома;
- центры психолого-педагогической помощи населению и т.д.
[14, C. 235].
Органы местного самоуправления осуществляют также мероприятия и содержат организационные структуры по борьбе с наркоманией, с детской беспризорностью, содействуют организации занятости населения, участвуют в подготовке и регистрации трудовых соглашений между трудовыми коллективами и работодателями на территории муниципальных образований, в разрешении трудовых споров.
Современный период развития человеческого общества привел к пониманию того, что демократическое государство и верховенство закона могут решить основные проблемы только при наличии развитой системы самоуправления. Составляя одну из основ конституционного строя правового государства, местное самоуправление позволяет демократизировать аппарат управления, эффективно решать местные вопросы и обеспечивать учет интересов местных сообществ при проведении государственной политики, оптимально сочетать интересы и права человека и интересы государства.
Местному самоуправлению принадлежит важная роль в реализации одной из главных задач современности — соединение в единое целое интересов государства, общества и личности, поскольку главный смысл, сущность местного самоуправления состоит в том, чтобы на уровне каждой отдельно взятой личности осуществлять гармонизацию прав и свобод человека и гражданина с интересами государства и общества. именно такая ориентация местного самоуправления отвечает идеям современного демократического правового государства всеобщего благосостояния, высшей ценностью которого является человек, его права и свободы.
Российская Федерация после длительного перерыва пытается вернуться к цивилизованной системе социального управления, включающей государственное управление и местное самоуправление.
Местное самоуправление следует рассматривать как многогранный, многомерный и многогранный социальный феномен. Современную местную автономию следует рассматривать как механизм взаимодействия территориальных сообществ и государства, основной задачей которого является согласование их соответствующих интересов. Становление местного самоуправления — задача не только самого местного самоуправления, но и государственной власти на всех ее уровнях [14, C. 239].
Развитие местной автономии невозможно без поддержки государства, его политических решений, основанных на гражданских инициативах населения. В настоящее время становление местного самоуправления тормозится рядом нерешенных проблем, связанных с несовершенством ныне существующей правовой базы, в том числе: отсутствием федерального нормативного правового регулирования, обеспечивающего четкую реализацию ряда норм Конституции Российской Федерации о местном самоуправлении; отсутствием четкого нормативного правового разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления; внутренней несогласованностью и бессистемностью законодательства Российской Федерации о местном самоуправлении; неэффективностью законодательного обеспечения финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований; несовершенством системы судебной защиты интересов местного самоуправления.
Полномочия органов местного самоуправления в социально-культурной сфере
... местного самоуправления обладают следующими полномочиями в области образования: Городская администрация: 1) осуществляет управление всеми находящимися в ведении города учреждениями народного образования, культуры, здравоохранения, ... учетом национально-культурных традиций населения работу учреждений социально-культурного ... организует оказание школам методической помощи; создает городской фонд всеобуча ...
Говоря об отношениях местной автономии с государственными институтами, необходимо также подчеркнуть, что местная автономия является одной из форм демократии, как прямой, так и представительной. Социальные принципы в местном самоуправлении призваны повысить активность населения в решении задач государственного управления и общественных дел. Сочетание государства и общественности в местном самоуправлении очень важно с практической точки зрения. С помощью единства этих двух принципов решаются важнейшие общественные и государственные задачи.
Таким образом, если широко смотреть на обозначенную проблему взаимодействия государства и местного самоуправления, то можно трактовать органы государственного управления и органы местного самоуправления как элементы единой системы социального управления, публичной власти, обеспечивающей жизнедеятельность общества как единого целого. Чем крупнее государство, тем труднее ограничиться централизованным бюрократическим управлением, тем больше элементов самоуправления требуется в общем управлении.
2 Муниципальное управление в сфере здравоохранения
Здравоохранение — одна из важнейших составляющих социальной инфраструктуры муниципалитета. Соблюдение конституционных гарантий по оказанию медицинской помощи и созданию благоприятных санитарно-эпидемиологических условий жизнедеятельности населения предполагает структурные преобразования в системе здравоохранения, предусматривающие:
- формирование новой нормативно-правовой базы деятельности учреждений здравоохранения в условиях рыночной экономики;
- приоритетность в системе здравоохранения профилактических мероприятий по снижению заболеваемости и смертности населения, угроз возникновения эпидемий;
- защиту прав пациента на получение своевременной и качественной медицинской помощи как исходное условие формирования здорового образа жизни [6, C. 213].
Правовой основой деятельности органов местного самоуправления в области охраны здоровья населения является Конституция РФ, федеральные законы «О медицинском страховании граждан в РФ», «О лекарственных средствах», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также иные нормативные правовые акты всех уровней власти по вопросам охраны здоровья населения.
В Конституции Российской Федерации здравоохранение определено как субъект совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Исходя из этого, система управления здравоохранением является иерархической. Большинство видов массовой медицинской помощи населению оказывается на муниципальном уровне. Муниципальная система здравоохранения включает в себя находящиеся в муниципальной собственности лечебно-профилактические и иные учреждения системы здравоохранения, ведомственные учреждения (как переданные, так и не переданные в муниципальную собственность), фармацевтические учреждения, располагающиеся на территории муниципального образования, а также органы муниципального управления охраной здоровья населения [1].
Основная задача муниципального здравоохранения — обеспечение потребности населения в медицинских услугах, относящихся к субъектам местного самоуправления, на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов. В конкретных условиях могут формироваться локальные цели, например удовлетворение потребностей населения в услугах здравоохранения на принципах общедоступности, соблюдение гарантий предоставления объемов медицинских услуг (лечебно-профилактических, оздоровительных, медико-диагностических и др.), обеспечение их качества и т.п.
Основные формы участия населения в осуществлении местного самоуправления
... государственные гарантии прав населения на осуществление местного самоуправления. Основные формы участия населения в осуществлении местного самоуправления До 1993 г приоритет в формах реализации местной автономии отдавался институтам представительной демократии. Конституция РФ, регулируя формы осуществления местного самоуправления, на первое место ...
Федеральное законодательство возлагает решение вопросов местного значения в сфере здравоохранения на муниципальные районы и городские округа. К числу этих вопросов отнесены вопросы организации скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и послеродовой период. Иные, более сложные виды медицинской помощи могут оказываться через муниципальную систему здравоохранения в виде государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления одновременно с соответствующими финансовыми средствами [6, C. 216].
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан определяются государственными полномочиями в области охраны здоровья, переданными органам местного самоуправления. К ним относятся:
- контроль за соблюдением законодательства в области охраны здоровья;
- защита прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья;
- формирование органов управления муниципальной системой здравоохранения;
- координация и контроль деятельности предприятий, учреждений и организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения в пределах своих полномочий, контроль за качеством оказываемой медико-социальной помощи в частной системе здравоохранения;
- осуществление мер по обязательному медицинскому страхованию граждан;
- лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности на подведомственной территории по поручению органа государственного управления здравоохранением субъекта РФ;
- регулярное информирование населения о распространенности социально значимых заболеваний;
- создание и обеспечение деятельности учреждений для проведения реабилитации инвалидов и лиц, страдающих психическими расстройствами;
- организация их обучения, профессиональной переподготовки и трудового устройства, создание специализированных учреждений для неизлечимо больных пациентов;
- санитарно-гигиеническое образование населения [13, C. 102].
Субъектами деятельности в области здравоохранения на муниципальном уровне в основном являются муниципальные учреждения, номенклатура которых утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения.
Органы местного самоуправления осуществляют оптовую закупку лекарственных средств для лечебно-профилактических учреждений, контроль за деятельностью всех фармацевтических учреждений на территории муниципального образования, независимо от формы собственности, так как лекарственное обеспечение населения является одной из важнейших социальных задач. Федеральным законодательством для ряда категорий населения установлены широкая система льгот при оплате лекарственных средств, бесплатный отпуск отдельных лекарств по рецептам врачей, а также лекарственных средств при лечении в медицинских стационарах, для чего требуются крупные бюджетные расходы. Однако государство не полностью компенсирует муниципальным властям расходы, связанные с льготным и бесплатным приемом лекарств.
Управление в сфере здравоохранения (2)
... Федерации и органов местного самоуправления. Муниципальные органы управления здравоохранением несут ответственность за санитарно-гигиеническое образование населения, обеспечение доступности населению гарантированного объема медико-социальной помощи, развитие муниципальной системы здравоохранения на подведомственной территории, осуществляют ...
Для муниципальных учреждений местная администрация может издать муниципальное постановление об услугах по лекарственным препаратам для населения и установить максимальный размер надбавок на оптовые цены на лекарства. В условиях дефицита бюджета местные органы власти вынуждены жестко подходить к установлению льгот на лекарства, ограничивая количество муниципальных постановлений.
Одна из важных задач органов местного самоуправления — обеспечение здоровья населения. Во взаимодействии с государственными органами санитарно-эпидемиологического надзора органы местного самоуправления разрабатывают и реализуют местные программы обеспечения санитарной благополучия населения [2].
Необходимым условием обеспечения здорового благополучия населения является гигиеническое просвещение и просвещение граждан. Гигиеническое просвещение и просвещение граждан осуществляется в образовательных учреждениях путем включения разделов, посвященных гигиеническим знаниям, в программы обучения и воспитания. В процессе профессиональной подготовки и аттестации руководителей, специалистов предприятий и организаций, характер деятельности которых связан с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, коммунальным и бытовым обслуживанием населения и т.д., предусматривается гигиеническая подготовка.
Местные власти обязаны регулярно информировать население, в том числе через средства массовой информации, о распространенности социально значимых заболеваний, представляющих опасность для окружающих. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан (ст. 19) устанавливают, что граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние. Основное внимание уделяется информации о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, рациональных нормах питания, товарах, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам. Эта информация должна представляться органами местного самоуправления через средства массовой информации, а также непосредственно гражданам по их запросам в порядке, устанавливаемом Правительством РФ [8, C. 16].
Одной из самых сложных проблем городского здравоохранения является его финансирование, которое носит многоканальный характер. За счет бюджетных средств финансируется профилактические мероприятия, обеспечиваются санитарно-эпидемиологическое благополучие на территории, детское здравоохранение, лечение отдельных заболеваний (туберкулез, психические заболевания) и т..
Система обязательного медицинского страхования состоит в бесплатном предоставлении гражданам за счет средств государственного внебюджетного Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) определенного набора медицинских услуг. Этот набор определяется в перечнях, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления (региональные и муниципальные программа обязательного медицинского страхования).
Методы медицинской статистики
... на два основных раздела: 1) статистика здоровья населения; 2) статистика здравоохранения; и позволяет сделать заключение о главном факторе развития страны - о здоровье населения. Основы медицинской статистики Основными задачами медицинской статистики, являются разработка специальных методов ...
Источником средств ФОМС являются страховые взносы, уплачиваемые работодателем за своих сотрудников по единому социальному налогу. Нормативы взносов устанавливаются федеральным законом. До недавнего времени страховые взносы за неактивное население выплачивались из местных бюджетов, а муниципалитеты были крупными должниками перед ФОМС. Затем эти функции были переданы органам государственной власти субъектов РФ. Страховые организации, получающие средства от ФОМС, заключают договоры с лечебно-профилактическими учреждениями и оплачивают оказываемые ими медицинские услуги исходя из количества фактически пролеченных пациентов и характера оказываемых услуг. Таким образом, пациент, имеющий полис ОМС, в принципе имеет возможность выбора между лечебно-профилактическими учреждениями, что дает возможность создать конкурентную среду в сфере оказания медицинской помощи и повысить ее качество. Фактически система обязательного медицинского страхования работает неустойчиво и нуждается в серьезном реформировании [4, C. 256].
Договор добровольного медицинского страхования может быть заключен со страховой организацией гражданином, желающим бесплатно получать отдельные дополнительные медицинские услуги, не включенные в региональные и муниципальные программы обязательного медицинского страхования.
Остальные медицинские услуги оказываются на платной основе, причем органы местного самоуправления утверждают цены и тарифы на услуги, оказываемые муниципальными лечебно-профилактическими учреждениями. Они устанавливаются с учетом специфики муниципальных организаций здравоохранения, вида оказываемых ими услуг, структуры потребностей в них населения, местных особенностей и других факторов.
В качестве дополнительных источников финансирования муниципального здравоохранения могут рассматриваться доходы от ценных бумаг, банковские и другие кредиты, безвозмездные и благотворительные взносы и пожертвования, иные источники, не запрещенные законодательством РФ.
Возможность решения поставленных перед муниципальным здравоохранением задач, реализация принятых программ зависят от системы управления муниципальным здравоохранением, эффективности ее влияния на процессы, происходящие в сфере здравоохранения. В условиях острого дефицита бюджетных среде обеспечение гарантированных прав населения в области здравоохранения требует оптимального использования предназначенных для этого ресурсов, что, в свою очередь, предполагает выбор приоритетов развития здравоохранения, определения и финансирования наиболее эффективных форм медицинской помощи. В частности, следует больше акцентировать внимание на профилактическом направлении охраны здоровья граждан с соответствующим перераспределением финансовых средств из стационарного в амбулаторно-поликлинический сектор.
Серьезной проблемой является низкая заработная плата работников этой отрасли, что негативно отражается не только на текущем состоянии здравоохранения, но и на его развитии, так как современные медицинские технологии весьма трудоемки. Часто применение нового диагностического и лечебного оборудования требует дополнительного числа специалистов различного профиля. В связи с недостаточным финансированием, не позволяющим обеспечить нормальное функционирование материально-технической базы учреждений и организаций здравоохранения, особую актуальность приобретает эффективное управление инфраструктурой организаций и учреждений здравоохранения. Одним из направлений развития здравоохранения в условиях рыночных отношений является его коммерциализация, объективными предпосылками которой служат следующие обстоятельства:
Реферат структура и задачи органов управления здравоохранением
... уровне охрана здоровья, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения страны возлагается на Министерство здравоохранения Российской Федерации, которое является центральным отраслевым органом руководства здравоохранением в составе правительства и возглавляемое Министром здравоохранения, организационная структура и штатное расписание ...
- недостаточность бюджетного финансирования для должного развития материально-технической базы, наращивания научно-практического потенциала, материального стимулирования работников;
- повышение спроса населения на высококвалифицированную медицинскую помощь, комфортные условия пребывания в стационаре; наличие законодательной базы для оказания платных медицинских услуг [4, C. 258].
Для осуществления собственной и переданной компетенции в области охраны здоровья населения органы местного самоуправления создают управленческие структуры в форме отделов (комитетов, управлений) здравоохранения. В небольших муниципалитетах либо выделяется ставка специалиста по вопросам здравоохранения в комплексном отделе социальной политики, либо полномочия по управлению здравоохранением возлагаются на главного врача территориального медицинского объединения (ТМО).
При муниципальных органах здравоохранения могут создаваться комиссии для коллегиального обсуждения вопросов охраны здоровья местного населения, рассмотрения муниципальных программ здравоохранения, в частности определения видов, объемов и объектов медицинской помощи, источников ее финансирования, порядка предоставления бесплатной медицинской помощи, контроля за выполнением установленных норм и правил.
Муниципальные органы управления здравоохранением осуществляют свою деятельность в соответствии с планами, сформированными с учетом региональных планов развития здравоохранения, анализа состояния здоровья населения муниципального образования, имеющихся местных ресурсов отраслевой системы
Глава 2. Управление в сфере здравоохранения
1 Национальный проект «Здоровье»
Приоритетный национальный проект «Здоровье» стартовал 1 января 2006 года. Он был разработан для реализации предложений В.В. Путина по совершенствованию медицинской помощи в Российской Федерации.
Улучшение ситуации в здравоохранении и создание условий для его последующей модернизации стало основными целями проекта.
Задачами проекта являются повышение уровня квалификации врачей участковой службы, обследование новорождённых детей с целью выявления наследственных заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности, снижение частоты обострений и осложнений хронических заболеваний, снижение числа заразившихся ВИЧ-инфекцией и снижение временной нетрудоспособности, оснащение диагностическим оборудованием муниципальных амбулаторно-поликлинических учреждений, обновление парка санитарного автотранспорта, оснащение автомобилей скорой медицинской помощи реанимобилями, в том числе реанимобилями с кювезами, проведение дополнительной иммунизации населения в рамках Национального календаря профилактических прививок: против полиомиелита, гепатита В, краснухи, гриппа, дифтерии, коклюша, столбняка, кори и эпидемического паротита; проведение диспансеризации по дополнительным программам: работающего населения и работников, занятых на работах с вредными или опасными производственными факторами; оплата медицинской помощи, оказанной во время беременности, родов и в послеродовом периоде женщинам и детям первого года жизни.
В рамках реализации национального проекта «Здоровье» можно выделить три основных направления: повышение приоритетности первичной медико-санитарной помощи, усиление профилактической направленности здравоохранения и расширение доступности высокотехнологичной медицинской помощи. Также Национальный проект «Здоровье» предусматривает выплаты субсидий врачам в сельской местности и повышение уровня оплаты труда в области здравоохранения, финансирование дополнительной социальной защиты медицинских работников и увеличение расходов на здравоохранение в целом.
Одним из результатов данного проекта является создание новых медицинских центров высоких технологий, способных с учетом достижений медицинской науки совершить прорыв отечественного здравоохранения в области высоких технологий и обеспечения доступности высокотехнологичной медицинской помощи.
В рамках национального проекта «Здоровье» запланировано строительство 15 федеральных медицинских центров по следующим направлениям: сердечно-сосудистая хирургия, травматология, ортопедия, эндопротезирование и нейрохирургия.
Каждый из таких центров может одновременно принимать до 170 пациентов, а центр нейрохирургии — до 100 пациентов. Каждый центр будет осуществлять около 6 000 операций в год.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации №139 от 23 марта 2006 года начато строительство восьми федеральных центров высоких медицинских технологий, оснащённых современным медицинским оборудованием [15, C. 243].
Федеральные центры сердечно-сосудистой хирургии расположены в Астрахани, Красноярске, Пензе и Хабаровске;
- Федеральные центры травматологии, ортопедии и эндопротезирования находятся в Краснодаре и Чебоксарах;
- Федеральный центр нейрохирургии расположен в Тюмени;
- Федеральный научно-клинический центр детской гематологии, онкологии и иммунологии располагается в Москве.
Согласно приказу «О порядке направления граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний» от 5 октября 2005 г. №617 была создана Комиссия по отбору и направлению граждан к месту лечения. В её состав вошли главные специалисты-эксперты соответствующего профиля и представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения.
Преобразования в отрасли здравоохранения:
- переход на «одноканальный» принцип финансирования медицинской помощи, предоставляемой в рамках территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи;
- обеспечение свободного выбора застрахованным пациентом организации здравоохранения, работающей в системе ОМС, независимо от места проживания;
- переход на оплату амбулаторной медицинской помощи по законченному случаю лечения, когда цена услуги напрямую зависит от объемов и качества медицинской помощи;
совершенствование отраслевой системы оплаты труда, ориентированной на оценку эффективности и результативности работы ка