Растущий спрос на образовательные услуги способствует развитию организаций, способных их предоставлять. Однако проблема обеспечения распределения спроса на образовательные услуги приобретает не только количественный показатель: необходимо гарантировать качество соответствующих услуг.
Современное законодательство к элементам государственной системы качества образования относит лицензирование, государственную аккредитацию и стандартизацию, которые выполняют контрольно-разрешительные функции, решают проблемы допуска к профессиональной деятельности образовательных учреждений любой организационно-правовой формы, обеспечивая, таким образом, вневедомственный контроль качества образования в нашем государстве.
Поэтому выбранная тема «Роль лицензирования, аккредитации и стандартизации в образовании» актуальна, интересна и полезна для расширения мировоззрения.
1. Характеристика понятий лицензирование, аккредитация и стандартизация
Лицензирование, государственная аккредитация и стандартизация — элементы государственной системы качества образования. Услуги в сфере образования должны выполняться в соответствии с разработанными стандартами и нормами, поэтому для их оказания вам необходимо получить специальное разрешение — лицензию, которая удостоверяет, что организация способна осуществлять эту деятельность.
Под стандартизацией мы понимаем деятельность, направленную на установление правил и характеристик с целью их добровольного повторного использования, направленных на достижение порядка в производстве и обращении продуктов и повышение конкурентоспособности продуктов, работ или услуг.
Аккредитация — это официальное признание органом по аккредитации компетенции физического или юридического лица выполнять работу в определенной области оценки соответствия. Отличие от лицензии — процедура добровольной аккредитации. Целью государственной аккредитации образовательной организации является подтверждение уровня реализуемых образовательных программ, а также соответствия содержания и качества подготовки выпускников научных организаций государственным требованиям.
2. Роль лицензирования в образовании
Лицензирование учебных заведений является одним из важных критериев оценки качества учебного заведения, а также играет важную роль в процессе определения соответствия учебного заведения государственным стандартам.
Управление качеством высшего образования
... о том, что образовательная система любого уровня, в том числе и на уровне отдельно взятого вуза, представляется «единой функциональной системой оценивания и управления качеством образования», обладающей всеми системными атрибутами — целью функционирования, ...
лицензирование аккредитация стандартизация образование
Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст.33) предусмотрено, что право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, получают образовательные учреждения с момента выдачи ему лицензии на ведение образовательной деятельности.
Лицензия образовательного учреждения устанавливает соответствие условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, государственным и местным требованиям.
Под лицензированием в собственном смысле слова понимается комплекс мероприятий, связанных с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих требований и условий.
Объектом лицензирования выступают отношения, которые возникают между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным Федеральным Законом РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Прямое лицензирование деятельности в сфере образования на федеральном уровне осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере образования. Рособнадзор на основании и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации, осуществляет лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию образовательных учреждений и их филиалов, а также научных организаций (в сфере послевузовского и дополнительного профессионального образования).
На уровне субъектов федерации правом лицензирования обладают соответствующие государственные органы управления образования (министерства, управления, департаменты образования).
Лицензирование на муниципальном уровне законодательством не предусматривается.
Основным подзаконным правовым документом, регламентирующим лицензионную деятельность в сфере образования, является «Положение о лицензировании образовательной деятельности», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2011 г. N 174.
Это положение устанавливает порядок разрешения образовательной деятельности по программам, реализуемым образовательными учреждениями, научными организациями и образовательными отделами, которые направляют профессиональную подготовку. Программы, в свою очередь, подразделяются на программы:
- дошкольного образования,
·общего образования детей:
oначального,
oосновного,
oсреднего (полного),
Государственное регулирование страховой деятельности в Российской Федерации
... государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» (ФГБОУ ВО «НГУЭУ», НГУЭУ) Кафедра финансового рынка и финансовых институтов КУРСОВАЯ РАБОТА По дисциплине Страхование Государственное регулирование страховой деятельности ... Тема Государственное регулирование страховой деятельности в Российской Федерации ФИО ...
oдополнительного,
·профессионального образования:
oначального,
oсреднего,
oвысшего,
oпослевузовского,
oдополнительного, в том числе военного профессионального образования,
Не подлежат лицензированию следующие виды деятельности в сфере образования:
·образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и квалификации;
·индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, в том числе в области профессиональной подготовки.
Содержание лицензии на право осуществления любой деятельности, подлежащей лицензированию в обязательном порядке включает в себя сведения о:
·наименовании лицензирующего органа, выдавшего лицензию;
·регистрационном номере лицензии и дате принятия решения о ее выдаче;
·наименовании и месте нахождения лицензиата;
·идентификационным номере налогоплательщика (ИНН);
·сроке действия лицензии.
Лицензия на осуществление образовательной деятельности имеет приложение, в котором указываются:
·перечень образовательных программ, направлений и специальностей подготовки, по которым предоставляется право ведения образовательной деятельности, их уровень (ступени) и направленность, нормативные сроки освоения;
·квалификация, которая будет присваиваться по завершении образования выпускникам образовательным учреждением, имеющим свидетельство о государственной аккредитации;
·контрольные нормативы и предельная численность обучающихся, воспитанников, рассчитанные применительно к нормативам очной формы обучения.
Одной из наиболее действенных правовых гарантий условий обеспечения качества планируемой образовательной деятельности, безусловно, является отказ в выдаче лицензии. В Положении указываются два основания для такого отказа:
а) наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;
Лицензирование образовательной деятельности
... виды и регламентация лицензионных процессов в образовательной деятельности Национальная система обеспечения качества реализуется через механизмы лицензирования и аккредитации. Деятельность образовательных учреждений начинается с получения лицензии на право осуществления деятельности, связанной с оказанием услуг ...
б) отрицательное заключение экспертной комиссии, установившей несоответствие условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых соискателем лицензии, государственным требованиям и их среднестатистическим показателям для территории, на которой он зарегистрирован.
В случае реорганизации образовательного учреждения в связи с изменением организационно-правовой формы, статуса образовательного учреждения или его ликвидации лицензия становится недействительной и считается аннулированной.
Таким образом, лицензирование — это установление соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов.
3. Роль аккредитации в образовании
Аккредитация — еще один важный критерий оценки качества учебного заведения.
Для проведения государственной аккредитации образовательного учреждения государственный (ведомственный государственный) орган управления образованием создает постоянно действующую аккредитационную комиссию (коллегию), в состав которой включаются:
·представители органа управления образованием субъекта Российской Федерации,
·представители органов местного самоуправления и (или) местных (муниципальных) органов управления образованием, профессиональных общественных организаций и объединений,
·представители органа (службы), проводившего аттестацию данного образовательного учреждения (при необходимости).
Предметом и содержанием деятельности аккредитационной комиссии (коллегии) является установление типа, вида и категории образовательного учреждения в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ним.
При установлении государственного статуса образовательного учреждения аккредитационная комиссия (коллегия) рассматривает следующие показатели:
·уровень реализуемых образовательных программ — на основании заключения аттестационной комиссии;
·направленность реализуемых образовательных программ — на основании анализа структуры учебного плана и содержательной части программ учебных дисциплин;
·структуру классов (гимназические, с углубленным изучением ряда предметов и т.п.);
·качество подготовки выпускников — на основе заключения аттестационной комиссии;
·информационно-техническое оснащение образовательного процесса — при определении вида образовательного учреждения в части превышения минимальных требований, предъявляемых к образовательным учреждениям соответствующего типа;
Реферат хозяйственный механизм в образовании
... 3. Хозяйственный механизм в образовании. 1. Содержание хозяйственного механизма и его особенности . 2. Планирование и прогнозирование как инструменты управления образованием . Раздел 4. Финансирование образования. 1. Основы бюджетного законодательства . 2. Бюджетное финансирование образовательного учреждения . Раздел ...
·медико-социальные условия пребывания обучающихся, воспитанников, соответствующие целям и содержанию образовательного процесса — при установлении видов дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии — в части превышения минимальных требований, предъявляемых к образовательным учреждениям соответствующего типа.
Кроме того, можно рассматривать показатели, устанавливающие соответствие деятельности образовательного учреждения требованиям законодательства Российской Федерации и устава в части обеспечения прав участников образовательного процесса в нем.
4. Роль стандартизации в образовании
Образовательный стандарт — это обязательный уровень требований к общему образованию выпускников и соответствующий этим требованиям содержание, методы, формы, средства контроля обучения. В содержательном аспекте стандарт средней общеобразовательной школы предусматривает:
§владение базовыми понятиями;
§узнавать и воспроизводить основные понятия изучаемой отрасли знаний;
§давать им определение;
§раскрывать содержание понятия, его объем;
§устанавливать межпредметные связи с выше/ниже/рядом стоящими понятиями;
§давать практическую интерпретацию понятиям;
§знание теорий, концепций, законов и закономерностей основ науки, ее истории, методологии, проблем и прогнозов;
§умение применять научные знания на практике в стабильной и изменяющейся ситуации;
§иметь собственные суждения в теории и практики данной образовательной области;
§знание основных проблем общества (России) и понимание своей роли в их решении;
§владение технологией непрерывного самообразования по отраслям знаний, наукам и видам деятельности. Это общие основы стандартизации образования по ступеням, ступеням обучения, которые конкретизируются по образовательным направлениям, конкретным учебным дисциплинам.
С одной стороны, образовательные стандарты должны соответствовать мировым традициям, улучшать обучение и развитие учащихся на определенных исторических этапах общественного развития, с другой стороны, чтобы не терять федеральные прогрессивные характеристики образования.
В рамках федерального и национально-регионального уровней стандарт образования включает:
Начальное профессиональное образование в России (2)
... среднего общего образования. . Основные образовательные программы среднего профессионального образования реализуются профессиональными образовательными организациями, а также могут осуществляться высшими учебными заведениями. . Требования данной главы распространяются на высшие учебные заведения при реализации программ основного профессионального образования среднего профессионального образования. ...
§описание содержания образования на каждой из его ступеней, которое государство обязано предоставить обучаемому в объеме необходимой общеобразовательной подготовки;
§требование к минимуму необходимой подготовки учащихся в рамках указанного объема содержания;
§максимально допустимый объем учебной нагрузки по годам обучения.
В настоящее время Конституция РФ ориентируется как обязательный уровень — минимальный уровень школьного образования от 11 лет, что не является достаточным основанием для достижения международных стандартов.
Государственный стандарт применительно к конкретной теме включает пояснительную записку, в которой раскрываются цели обучения по конкретной дисциплине, определяется объект изучения.
Требования к содержанию предметного цикла включают три компонента:
·базовое содержание материала;
·требование к уровню представления учебного материала, которое исходит из единства содержания предмета (уровень программ и учебников), обучающей деятельности учителя и учебной деятельности школьников;
·требование к минимально необходимой, обязательной подготовке учащихся выражается формулой «ученик должен», что подразумевает знания: назвать, сравнить, дать оценку, объяснить причины и т.д.
принята следующая формула требований к представлению учебного материала школой: в процессе обучения учащимся предоставляется возможность «знать», «представлять», «понимать».
Это широкое определение знания, имеющего общую когнитивную и мировоззренческую ценность.
Кроме того, термин «знание» чаще относится к конкретным датам, фактам, событиям, именам.
Термин «представлять» — к общим характеристикам, понятиям, идеям.
Термин «понимание» предполагает, помимо названия, еще и оценочные знания.
На основе требований к уровню подготовки учащихся разрабатывается система заданий (тестов), служащих инструментарием для контроля и оценки данного уровня.
Следует отметить, что проблема стандартизации содержания образования — это динамическая проблема, которая будет меняться и улучшаться по мере того, как вы ее осваиваете, что и происходит сейчас.
Происходящие в стране изменения привели к тому, что компания постепенно переходит от относительно стабильной и предсказуемой фазы к динамичной и непредсказуемой фазе развития. Произошел переход от определенной монополистической идеологии к свободно избранным неопределенным плюралистическим идеологиям. Возросла духовная, социальная и экономическая дифференциация общества.
Общая характеристика деятельности Управления образования Тракторозаводского ...
... систем, выполнением ремонтно-строительных работ в образовательных учреждениях района. 2. Совершенствование деятельности Управления образования по управлению инновационными процессами Стратегическая цель муниципальной политики в области образования - повышение доступности качественного образования, отвечающего потребностям инновационного развития ...
Индивидуальные цели жизни индивида стали признаваться обществом не менее значимыми, чем коллективные и социальные цели.
Все это могло повлиять только на образовательную политику страны, на те существенные изменения, которые были внесены в содержание образования за последние годы работы нашей школы.
начался переход от адаптивной дисциплинарной модели единого образования к личностно-ориентированной модели вариативного образования.
Стратегическими ориентирами развития вариативного содержания образования являются следующие:
. От индивидуальных альтернативных научно-педагогических школ, занимающихся проблемами школьного образования, — к системе вариативных инновационных технологий в контексте культурно-исторической педагогики развития.
. От монополии государственного образования — к сосуществованию и сотрудничеству государственного, негосударственного и семейного образования с конкретным содержанием каждого из этих типов, но с учетом стандартов государственного образования.
. От «вненациональной» унитарной школы, действующей по единым нормативным документам, — к этнической дифференциации содержания образования в системе общеобразовательного пространства России.
. От предметного центризма к образовательным направлениям в построении учебных программ общеобразовательных учреждений.
. От «частных» линий развития типов общеобразовательных учреждений к «смешанным» линиям развития видов общеобразовательных учреждений, (слияние школы — детского сада, школы — вуза).
. Переход от монопольного учебника к вариативным учебникам.
Это те изменения в содержании школьного образования, которые характерны для настоящего времени.
Заключение
1)Ключевая роль лицензирования, аккредитации и стандартизации заключается в том, что они являются механизмом оценки качества учебного заведения.
2)Аккредитация — это процесс, в результате которого получают официальное подтверждение соответствия качества предоставляемых услуг определенному стандарту.
)Лицензирование — процесс выдачи специального разрешения (лицензии), дающего право на выполнение некоторых действий.
)Отличие от лицензии — процедура добровольной аккредитации.
)Стандартизация образования вызвана необходимостью создания единого образовательного пространства в России, что позволит обеспечить равный уровень образования для всех выпускников образовательных учреждений
)Стандартизация качества образования ориентирована на достижение, наряду с академическими, результатов в приобретении:
«Территориальные основы местного самоуправления в России» (артикул 0010938)
... работы решались следующие задачи: проанализировать понятие и значения территориальных основ в организации местного самоуправления в России, проследить этапы становления территориальной организации в России, исследовать статус территории муниципального образования и виды муниципальных образований в современной России, ...
a.навыков устной и письменной коммуникации;
b.основ математики и естественных наук;.навыков работы с информационными технологиями;.развитого креативного мышления;.потребности в непрерывном образовании, постоянной работе, требующей личностных усилий;.умения работать в группах, способности к интегральному использованию знаний;.инициативности, в т.ч. в приобретении знаний и в их продуктивном применении;.культурной восприимчивости;.способности принимать самостоятельные решения и нести за них социальную и личностную ответственности.
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kursovaya/litsenzirovanie-obrazovatelnoy-deyatelnosti/
1.Баранов, И.Н. Стандарты третьего поколения и конкуренция в бизнес-образовании / И.Н. Баранов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер.8, Менеджмент. — 2010. — N 1. — С.166-183. — Библиогр.: с.183.
2.Бердашкевич, А. О федеральных государственных стандартах третьего поколения / А. Бердашкевич // Российское образование. — 2012. — N 3. — С.43-49
.Блинов, В. Национальная рамка квалификаций в Российской Федерации / В. Блинов // Высшее образование в России. — 2008. — N 1. — С.44-50
.Бодрова, Е.В. Определяющий фактор повышения эффективности гуманитарной подготовки в высшей школе — профессиональная ориентация / Е.В. Бодрова // Власть. — 2013. — N 6. — С.55-59.
.Ветров, В. Готовы к переходу на «новые рельсы»: [опыт Тульского госуниверситета] / В. Ветров, С. Руднев, И. Бляхеров // Аккредитация в образовании. — 2013. — N 13. — С.24-25
.Вольхин, С.Н. Стандарты высшего профессионального образования в Польше / С.Н. Вольхин // Высшее образование сегодня. — 2012. — N 11. — С.22-24
.Гребнев, Л. Федеральный образовательный стандарт: от Перечня направлений (специальностей) — к Классификатору образовательных программ / Л. Гребнев // Высшее образование в России. — 2012. — N 3. — С.36-49
.Девисилов, В.А. Компетенции в области безопасности в структуре новых образовательных стандартов высшего образования / В.А. Девисилов // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2013. — N 5. — С.37-41. — Библиогр.: с.41 (10 назв.)
.Девисилов, В.А. Стандарты высшего профессионального образования компетентностного формата: вопросы структуры и содержания / В.А. Девисилов // Высшее образование сегодня. — 2013. — N 9. — С.18-22. — Библиогр.: с.22 (6 назв.)
.Дмитриев, А.Л. Обсуждение образовательных стандартов по статистике и бухгалтерскому учету третьего поколения / А.Л. Дмитриев // Вопросы статистики. — 2011. — N 4. — С.78-79
Вьтс шего образования сибирскш фвдрральнь й унивврситвт
... образования и науки Российской Федерации [2]. Агентство рассматривает молодежь как главный ресурс развития страны и на этом убеждении строит свою работу в рамках реализации государственной молодежной политики ... пространства молодежной политики; 6) выявить проблемные зоны молодежной политики Красноярского края; 7) определить приоритеты и основные направления по совершенствованию молодежной политики на ...
.Ильченко, М. Стандартизация новых образовательных технологий / М. Ильченко // Высшее образование в России. — 2010. — N4. — С.42-47
.Клестина, В.Е. Профессиональная ориентация гуманитарной подготовки студентов высшей школы: [место гуманитарных и социально-экономических дисциплин в государственных стандартах высшего профессионального образования] / В.Е. Клестина // Совет ректоров. — 2013. — N 10. — С.46-50
.Максимов, Н.И. ГОС-3: определимся с тезаурусом: [беседа с проректором по учебной работе Московского государственного текстильного университета Н. Максимовым] / Н.И. Максимов // Аккредитация в образовании. — 2011. — N 12. — С.56-57
.Машукова, Н.Д. Профессиональный стандарт как многоуровневая структура профессиональных квалификаций / Н.Д. Машукова // Высшее образование сегодня. — 2010. — N 11. — С.24-30
.Сенашенко, В.С. О концептуальных основах федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования / В.С. Сенашенко // Alma mater. — 2011. — N 9. — С.11-19
.Сенашенко, В. О Перечне направлений ВПО как составной части ГОС третьего поколения / В. Сенашенко, В. Халин, В. Кузнецова // Высшее образование в России. — 2013. — N 3. — С.25-36. — Библиогр.: с.35-36 (14 назв.)
.Сопряженность государственных образовательных стандартов основных уровней профессионального образования / Л.Г. Семушина [и др.] // Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования. — 2012. — Вып.3. — С.1-92. — Библиогр.: с.89-91 (30 назв.)
.Шаронова, С.А. Компетентностный подход и стандарты в образовании: (сравнительный анализ стран ЕС и России) / С.А. Шаронова // СОЦИС: Социологические исследования. — 2008. — N 1. — С.138-145. — Библиогр.: с.145 (6 назв.)
.Шихова, О.Ф. Сертификация стандартов высшего профессионального образования / О.Ф. Шихова // Высшее образование сегодня. — 2013. — N1. — С.38-39