Реферат хозяйственный механизм в образовании

Контрольная работа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Забайкальский государственный университет»

(ФГБОУ ВО «ЗабГУ»)

Факультет экономики и управления

Кафедра экономической теории и мировой экономики

УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

для студентов заочной формы обучения

по дисциплине « Экономика образования »

наименование дисциплины (модуля)

для направления подготовки (специальности) 44.03.03 – Специальное (дефектологическое) образование

профиль подготовки: «Психологическое сопровождение образования лиц с нарушениями в развитии», «Образование лиц с нарушениями речи», «Образование детей с задержками психического развития», «Логопедия»

код и наименование направления подготовки (специальности)

Общая трудоемкость дисциплины 72 часа, 2 зачетные единицы

Общая трудоемкость дисциплины (модуля) – 2 зачетные единицы.

Форма текущего контроля в семестре – контрольная работа.

Курсовая работа (курсовой проект) (КР, КП) – нет.

Форма промежуточного контроля в семестре – зачет.

Краткое содержание дисциплины

Экономика образования

Раздел 1. Экономика образования в системе экономических наук. История развития экономики образования.

1. Сущность образования . Экономика образования как отрасль .

5 стр., 2386 слов

Экономика управления персоналом

... конкретизация теоретических знаний по общепрофессиональным и специальным дисциплинам: «Экономика организации», «Экономика и социология труда» и т.д.;  самостоятельное исследование актуальных вопросов управления персоналом;  закрепление навыков ведения самостоятельной исследовательской работы, включая поиск и ...

2. Экономика образования как наука .

Раздел 2. Система образования Российской Федерации. Рынок образовательных услуг. Страновые модели рынка образовательных услуг.

1. Система образования и ее основные компоненты .

2. Образовательная услуга : понятие , особенности , классификация .

Раздел 3. Хозяйственный механизм в образовании.

1. Содержание хозяйственного механизма и его особенности .

2. Планирование и прогнозирование как инструменты управления образованием .

Раздел 4. Финансирование образования.

1. Основы бюджетного законодательства .

2. Бюджетное финансирование образовательного учреждения .

Раздел 5. Внебюджетная деятельность образовательных учреждений. Платные услуги в образовательных учреждениях.

1. Понятие внебюджетной деятельности и ее виды .

42 стр., 20895 слов

Статистика образования

... системы образования России. Изучите состояние системы образования, используя статистические данные. Система образования в России Современное российское образование - это непрерывная система последовательных ступеней образования, на каждой из которых действуют государственные, негосударственные и муниципальные образовательные учреждения ...

2. Внебюджетные доходы : классификация , способы распределения и эффективность внебюджетной деятельности .

Раздел 6. Налогообложение в сфере образования.

1. Налогообложение образовательных услуг .

Раздел 7. Бухгалтерский учет в образовательных учреждениях.

1. Основы организации бухгалтерского учета в образовательных учреждениях .

2. Баланс и План счетов бухгалтерского учета исполнения смет доходов и расходов организаций , состоящих на бюджете .

Раздел 8. Маркетинг образовательных услуг.

1. Сущность и назначение маркетинга . Специфика маркетинга в сфере образования .

2. Рынок образовательных услуг . Сегментация образовательных услуг .

Раздел 9. Эффективность образования. Теория и практика определения эффективности образования.

1. Экономическая эффективность образования .

Форма текущего контроля

Контрольная работа №___

В течение первого семестра каждый студент сдает тест по дисциплине «Экономика образования» в виде реферата.

8 стр., 3945 слов

Разработка стратегии развития муниципального образовательного ...

... основные мероприятия по реализации выбранной стратегии развития МОБУ ДОД ДООК «Лотос» и оценивается эффективность разработанной стратегии развития учреждения. В заключении подводятся итоги проведенного исследования. ГЛАВА 1. Теоретические и методические аспекты разработки стратегии развития предприятия ...

Рекомендации по определению варианта, перечень тем, рекомендации по выполнению работ.

Студент выбирает тему из предложенных ниже рефератов по следующему принципу. Если первая буква фамилии студента начинается на букву А, то выбирается первая тема, если первая буква фамилии студента начинается на букву Б, то выбирается тема вторая и т.д.

Темы рефератов по дисциплине «История экономики»

Экономика образования как наука. История становления и развития науки «экономика образования». Современные общемировые тенденции развития сферы образования. Система образования и ее основные компоненты. Образовательная услуга: понятие, характеристика, классификация Национальные модели рынка образовательных услуг. Система управления образованием и ее структура. Менеджмент и его место в управлении учебными заведениями. Методы ценообразования на образовательные услуги. Смета доходов и расходов образовательных учреждений. Ценообразование во внебюджетной деятельности. Бизнес-план образовательного учреждения. Налоговые льготы для образовательных учреждений. Налоговая проверка образовательных учреждений. Бухгалтерский баланс и план счетов бухгалтерского учета для составления сметы доходов и расходов организаций, входящих в бюджет. Маркетинговая среда образовательного учреждения и ее анализ. Построение стратегии образовательного учреждения. Продвижение образовательных услуг на рынке. Экономическая эффективность образования. Сравнение исследований факторов школьного уровня.

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы в виде реферата

Требования к реферату:

Реферат ‒ это самостоятельная письменная работа студента на темы, предложенные преподавателем.

Он должен содержать:

— введение, содержащее постановку проблемы;

— основную часть, содержащую логически последовательное изложение темы (предпосылок и путей решения поставленной проблемы);

— краткие выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме;

— список использованной литературы (указывается только та литература, которой фактически пользовался автор;

— при написании реферата необходимо использовать конкретные материалы конкретного образовательного учреждения гор. Читы, муниципального образования, Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края и др.;

все случаи использования источников ‒ цитаты, сведения, оценки и т.д. ‒ отмечаются ссылками в виде сносок или примечаний с указанием страниц источника).

Объем реферата — 9-10 страниц (до 4 тыс. слов) печатного текста (шрифт Times, размер 12, один интервал).

Включение в аннотацию материалов, не имеющих прямого отношения к теме, служит основанием для признания работы не соответствующей требованиям или для значительного снижения общей оценки.

Рефераты оцениваются по следующим критериям :

самостоятельность выполнения работы, способность аргументировано защищать основные положения и выводы (+/-); реферат, выполненный несамостоятельно, не засчитывается. соответствие формальным требованиям: структура, наличие списка литературы, сносок, грамотность изложения; способность сформулировать проблему; уровень освоения темы и изложения материала: обоснованность отбора материала, использование первичных источников, способность самостоятельно осмысливать выявленные факты, логика изложения; четкость и содержательность выводов.

Форма промежуточного контроля – Зачет

Перечень примерных вопросов для подготовки к экзамену в устной (письменной) форме

Предмет и методы экономики образования. Основные функции экономики образования. Место экономики образования в системе общественного воспроизводства. Экономические отношения в сфере образования. Отношения собственности и интеллектуальной собственности в образовании. Особенности взаимодействия процесса создания, обмена и потребления образовательных услуг. Экономические категории и закономерности в экономике образования. Бесплатные образовательные услуги и потребности в бюджетном финансировании образовательных учреждений. Формирование и развитие рынка образовательных услуг. Факторы спроса на образовательные услуги и факторы предложения образовательных услуг. Особенности ценообразования на рынке образовательных услуг.Принципы и порядок финансирования государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений.Развитие предпринимательской деятельности образовательных организаций. Коммерциализация деятельности вузов. Понятие системы образования. Структура и функции системы образования. Типы образовательных учреждений. Содержание и характеристика экономического механизма сферы образования. Источники формирования финансовой базы образования. Виды расходов учебных заведений. Сметное финансирование. Внебюджетные источники финансирование образовательных учреждений. Основные и оборотные фонды. Воспроизведение знаний, информации, кадров в образовательных учреждениях. Труд и его особенности в сфере образования. Экономическое содержание труда в образовании как производительного труда. Заработная плата и ее организация в учебных заведениях. Экономическая природа заработной платы в образовании. Функции заработной платы. Понятие единой тарифной системы (ЕТС).

Основные критерии тарификации работников образования. Экономическая эффективность образования. Показатели эффективности. Рациональное использование ресурсов в образовательных учреждениях Соотношение затрат и выгод с точки зрения потребления образовательных услуг. Инвестирование экономики образования. Источники инвестирования. Взаимосвязь теории «человеческого капитала» и экономического результата инвестиций в образование. Экономической эффективности образования. Пути повышения социально-экономической эффективности собственности образования в экономике образования. Экономическая и юридическая стороны собственности. Субъекты и объекты собственности. Отношения присвоения, пользования и распоряжения. Объекты собственности образовательного учреждения. Образовательные учреждения как субъект собственности, их права и обязанности перед собственниками. Типы образовательных учреждений в зависимости от форм собственности. Механизмы и особенности налогообложения в образовании. Налоговое законодательство в образовании. Виды налогов. Ставка налога. Объекты налогообложения в экономике образования. Налоговые льготы. Переход российской системы образования на международные стандарты. Понятие уровневой системы подготовки в высшем образовании. Образовательные субсидии и кредиты. Основные направления государственной экономической политики в области образования. Модернизация российского образования. Доступность высшего образования.

Контрольная работа выполняется и оформляется в полном соответствии с документом МИ 4.2-5/47-01-2013 Общие требования к построению и оформлению учебной текстовой документации . Этот документ размещен на сайте ЗабГУ.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kontrolnaya/hozyaystvennyiy-mehanizm-v-obrazovanii/

«Об образовании в Российской Федерации». Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: www.http://base.garant.ru/70291362/ Экономика образования : учеб. пособие / И. Б. Тесленко [и др.] ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Владимир : Изд-во ВлГУ, 2014. – 163 с.

Дополнительная литература

[Электронный ресурс]//URL: https://management.econlib.ru/kontrolnaya/hozyaystvennyiy-mehanizm-v-obrazovanii/

1. Актуальные проблемы экономики образования: учеб. пособие. ‒ URL: http://guap.ru/guap/kaf84old63/meth/akt_pr_ec_obr.pdf .

2.Беляков С. А. Новые лекции по экономике образования. М. : МАКС Пресс, 2007. ‒ URL : http://mirknig.com/knigi/guman_nauki/1181372459-novye-lekcii-po-ekonomike-obrazovaniya.html .

3. Кабисова А. Р. Экономический механизм рынка образовательных услуг: автореф. дис. на соис. уч. степени канд. эк. наук. ‒ URL: http://www.dslib.net/econom-teoria/jekonomicheskij-mehanizm-rynka-obrazovatelnyh-uslug.html .

4.Лекции по экономике социально-культурной сферы. URL: http://kultura-socio . ru/lektsii-po-ekonomike- sotsialno kulturnoj sfery /126- ekonomika obrazovaniyakak -nauka.html .

5.Образование как ценность: курс лекций. Тема 13. ‒ URL : http://do.gendocs.ru/ docs/index-98470.html ?page=4.

6.Ростовский Р. В. Исторический аспект развития экономики образования в России. Управление экономическими системами // Отраслевая экономика. 49 УЭкС. 2013. № 1. ‒ URL: http://www.uecs.ru/otraslevaya-ekonomika.

7.Чапаев Н. К. Экономика образования – точка соприкосновения педагогических и экономических традиций: в поисках интегративного предмета // Право и образование. 2008. № 11. ‒ URL: http://do.gendocs.ru/docs/index-35059.html .

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

  • Базы данных информационно-поисковых систем:

Образовательные ресурсы на базе Научно-издательского центра «ИНФРА-М»

www.znanium.com

Образовательные ресурсы на базе издательств «Питер» и «БХВ-Питер»

www.ibooks.ru

Только коллекция книг издательства Альпина Паблишер

https://unecon.bibliotech.ru

Классические труды по истории, философии, социологии, литературоведению, экономике, праву, психологии, педагогике и другим наукам

http://e.lanbook.com

Business Source Premier содержит источники по экономике, финансам, управлению, маркетингу, бухучету и др.

http://search.ebscohost.com

Преподаватель____________ Ханчук Н.Н.

Заведующий кафедрой ____________Буров В.Ю.